Исаак дунаевский и его женщины. Внебрачные дети советских актеров. Вы стали уже звездой, муж не ревновал

Исаак Дунаевский

Кто из россиян старшего и среднего поколения не знает жизнерадостной музыки классика советской песни и оперетты композитора Исаака Осиповича Дунаевского, которая из кинофильмов "Весёлые ребята", "Дети капитана Гранта", "Цирк", "Моя любовь", "Светлый путь", "Кубанские казаки" и оперетт "Вольный ветер", "Белая акация" на всю жизнь запала в наши души. Но что, кроме чудесной музыки вызывало у меня особый интерес к Исааку Дунаевскому? Его имя и личность. Всю мою почти тридцатилетнюю службу советского офицера с "пятой графой" я начисто отвергал советы "доброжелателей" изменить моё имя, Исаак, "более благоприятным" для наиболее успешной военной карьеры, и оставался его тезкой. Был также его земляком: будущий композитор родился и рос в уездном городке Лохвица на Полтавщине, а я, правда, на треть века позже – в областном центре Полтаве, где посчастливилось встречаться с его родной сестрой Зинаидой Осиповной Дунаевской.

Увидеть Исаака Дунаевского довелось лишь однажды, когда в 1945 году в разрушенную фашистами Полтаву приехал выступать руководимый им Ансамбль песни и танца Центрального Дома железнодорожников. Его концерт состоялся в актовом зале чудом уцелевшей школы. Да ещё какой концерт! Все его номера были связаны темой недавней Победы. А в моей памяти остался небольшого роста грустный дирижер в черном костюме. Но когда он поднял свои трепетные руки, вмиг началось подлинное волшебство Искусства. Затаив дыхание полтавчане, недавно пережившие гитлеровскую оккупацию и возвратившиеся из эвакуации, слушали фронтовые советские песни, песни американских и английских солдат: "Путь далёкий до Типперери", "Зашел я в чудный кабачок"… Тогда впервые я услыхал потрясающую душу песню Дунаевского о Москве ("Я по свету немало хаживал…"). С тех пор о советской, а ныне российской столице написано немало песен, но эта остается лучшей.

В конце сороковых годов прошлого века я, старшеклассник русской мужской школы (в то время образование было раздельное) после уроков часто перебегал через улицу Шевченко к дверям соседней украинской женской средней школы № 1, где преподавала физику Зинаида Осиповна. Хотелось хотя бы взглядом проводить спешащую домой с большим портфелем в руках сестру любимого композитора. Тогда, в то нелёгкое и смутное время она смотрелась очень пожилой женщиной, хотя ей было лишь около пятидесяти, и была одета, как большинство полтавчан, довольно бедно. А когда, случалось, попадался ей (она знала нашу семью) на глаза, останавливала и строго спрашивала о моих оценках…

В те годы мы, городские подростки, завороженные музыкой Исаака Дунаевского, Гленна Миллера, Бенни Гудмена, по многу раз бегали в кинотеатр на "Весёлых ребят", восхищались зарубежными музыкальными фильмами "Джордж из Динки – джаза", "Серенада Солнечной долины"… И "заболели" джазом. Руководитель школьного духового оркестра, стараясь поддержать юных "трубачей", набрался смелости и добился разрешения у директора школы организовать небольшой джаз-оркестр, куда бы, кроме духовых инструментов, вошли скрипка и мой аккордеон, на котором я учился в музыкальной школе. После долгих совещаний было дано "добро". И вскоре зазвучала в джазовой обработке популярная мелодия Дунаевского из кинофильма "Моя любовь", в которой мне было доверено сыграть сольную партию. Зная, что я немного знаком с Зинаидой Осиповной, новоиспеченные джазисты ("лабухи", как мы себя называли) снарядили меня в соседнюю школу, чтобы она согласилась прослушать в нашем исполнении произведение своего брата. После неоднократных хождений и просьб, она обещала прийти на репетицию. И зашла. А наша игра "Песни о любви" ("Звать любовь не надо…") так понравилась Зинаиде Осиповне, что она расчувствовалась, пожала каждому руку и искренне поздравила с успехом. Вскоре эту лирическую мелодию, щедро "оснащённую" синкопами, мы "слабали" на городском смотре художественной самодеятельности. Весь зал нам бурно аплодировал. И мы с нетерпением ожидали решения жюри. Но через несколько дней в областной партийной газете "Заря Полтавщины" наше выступление было охарактеризовано "космополитическим", "низкопоклонством перед Западом", а джаз-оркестр был немедленно распущен.

В 40-х – начале 50-х годов в стране, особенно на Украине, разразился открытый "шабаш" государственного и бытового антисемитизма. О жизни и творчестве Исаака Дунаевского ни в книжках, ни в газетах ничего не писали. Более того, по указке Кремля в центральной прессе появились статьи, порочащие популярного в народе композитора. Даже бывшие коллеги начали травлю, обвиняя его в космополитизме, отрыве от жизни, пропаганде джаза и преклонении перед Западом. Но когда кольцо травли вокруг беспартийного Дунаевского сжалось до предела, открыто и смело поддержал и защитил его председатель Союза композиторов СССР Тихон Хренников. Он пошел в ЦК партии и рискнул сказать в лицо главному партийному идеологу Жданову такие слова: "Я говорю… о первом композиторе, который приблизил советскую музыку к народу, я говорю об Исааке Дунаевском…". Сравнительно недавно стало известно содержание тогдашнего телефонного разговора Зинаиды Осиповны с братом: – "В период этой кутерьмы я позвонила Исааку из Полтавы и спросила его о самочувствии. – Зиночка, – ответил он мне, – я отвык молиться. Если ты не потеряла этой способности, то помолись нашему еврейскому Богу за русского Тихона – я ему обязан честью и жизнью".

Встречая Зинаиду Осиповну, я ловил каждое её слово о знаменитом брате. Однажды спросил: – "На каком языке в детстве Исаак общался дома и знал ли он еврейский язык"? Зинаида Осиповна взмутилась неуместному, на её взгляд, вопросу. – "Он свободно разговаривал и читал на идиш, хорошо знал Библию, даже знал наизусть молитвы на древнееврейском языке. А когда в 1934 году в Харькове умер наш папа, Исаак приехал из Ленинграда на похороны и читал "Кадиш" (поминальную молитву И.Т.) по отцу". Однако, если в наших беседах заходила речь о личной жизни брата, отделывалась репликами типа: "Ну что Исаак, он работает в Москве, я – здесь…". Теперь, спустя много лет, думается, Зинаида Осиповна, хорошо понимая влюбчивый характер брата и возвышенные чувства ко многим женщинам, знала о сложностях его семейной жизни и частых любовных увлечениях, которые ей, провинциальной учительнице, были не по нутру.

Лишь через десятилетия после смерти композитора в моей домашней библиотеке появились первые статьи, воспоминания, брошюры, сборник "Избранные письма И.О. Дунаевского". В конце 80-х увидела свет обстоятельная книга о творчестве композитора его биографа Наума Шафера, а недавно, к 50-летию со дня смерти Дунаевского, этот же автор выпустил в издательстве "ЭКО" книгу "Если вам нужны мои письма…". Со всех уголков страны любимому композитору шли сотни взволнованно-благодарных писем (особенно женских!), и на каждое, а они вдохновляли его на создание новых замечательных песен, он непременно отвечал. Но о детстве и юности Исаака Дунаевского, то есть об истоках его творчества, в письмах, статьях, воспоминаниях и книгах тогда можно было узнать очень немного. В этом, признаюсь, частично я виню и себя. В шестидесятых годах я активно увлёкся журналистикой, которая затем стала частью моей жизни. И очень жалею, что ежегодно приезжая в отпуск к родителям в Полтаву, у меня ни разу не возникло желание сесть в рейсовый автобус и поехать на родину Исаака Дунаевского в Лохвицу, чтобы своими глазами увидеть дом его родителей (если он уцелел) и, если повезет, поговорить с оставшимися в живых после войны его старыми приятелями по школе, соседями… Казалось, что эта возможность упущена безвозвратно. Но нет…

Летом 2008 года в американском городе Саутфилд (штат Мичиган), я беру интервью у бывшего офицера–подводника Балтийского флота, Лазаря Львовича Селектора. Оказалось, что он родился в Лохвице. Мой восторг легко представить!

– Скажите, может быть, вы знали Исаака Дунаевского?

– Как композитора? Конечно, кто его не знал. А лично, к сожалению, нет. Я родился в 1921 году, семья Дунаевских к тому времени переехала в Харьков. Но мой отец, Лейвик Иосифович, рассказывал мне, что хорошо знал эту большую еврейскую семью.

– Если можно, расскажите, пожалуйста, подробней о ней.

– В маленькой тихой Лохвице в то время дружно жили украинцы, евреи, поляки. Летом по воскресеньям в городском саду играл духовой оркестр. Мой отец работал приказчиком в хозяйской лавке и часто общался с главой зажиточной семьи Дунаевских, Цали Симоновичем, который работал кассиром в местном "Обществе взаимного кредита" и владел небольшим цехом по выпуску фруктовых вод. В их семье было шестеро детей (пять сыновей и дочь). Их мама, Розалия Исааковна, которую дети очень любили, хорошо пела, играла на фортепиано и скрипке. А её брат, дядя Самуил, считался местным композитором и здорово играл на гитаре и мандолине. Летом из распахнутых окон их дома всегда слышалась музыка. Всё это, наверное, и повлияло на выбор детьми профессии. Мальчики впоследствии стали музыкантами, композиторами, дирижерами, а девочка – учительницей. Маленький Исаак (после рождения его полное еврейское имя Исаак Беру Иосиф Цалиевич. И.Т.) уже в раннем детстве проявил себя как настоящий вундеркинд, подбирал по слуху на рояле еврейские и украинские песни. Их он слышал дома, на улице, в городском саду. Будущий композитор с раннего детства был особенно пленен задушевными еврейскими и украинскими песнями, которые он слышал в исполнении своей матери. Она пела, аккомпанируя себе на фортепиано. О том, насколько сильны были детские впечатления у Исаака, можно судить по поздравительной телеграмме, которую он послал много лет спустя своей любимой 80-летней маме: "Сердечно поздравляю тебя, дорогая мамочка, крепко обнимаю, целую, желаю только одного: чтобы мы ещё много лет слышали твоё пение украинских песен и видели, как ты танцуешь мазурку. Твой сын". После того, как семья Дунаевских покинула Лохвицу и переехала в Харьков, мой отец продолжал работать в хозяйской лавке, и за товаром (одеждой, обувью, предметами домашней утвари) часто ездил в Харьков. А на ночлег обычно останавливался в доме у старых знакомых, в тогда уже обедневшей семье Дунаевских.

Во время Гражданской войны на Украине было неспокойно. Деникинцы и местные банды совершали грабежи и убийства. Однажды, закупив товар и беспокоясь за его сохранность в дороге, отец попросил Цали Симоновича Дунаевского дать ему в помощь кого-либо из сыновей. Среди них самым самостоятельным и равнодушным к каким-либо удобствам был худенький, невысокого роста и очень впечатлительный гимназист Исаак. Он также обучался в консерватории игре на скрипке, и никогда не разлучался с ней. Студент без уговоров согласился во время каникул сопровождать вместе с моим отцом хозяйский товар в родной город, где остались друзья детства. Приходилось ночью сторожить тюки, с железнодорожных вагонов грузить их на подводы. А, прибыв на место, и не успев как следует отдохнуть от опасной и утомительной дороги, Исаак брал свою скрипку, выходил на улицу и начинал играть веселые и грустные еврейские и украинские мелодии. Собирались девчата и ребята, бывшие соседи. Восхищаясь игрой знакомого с детских лет "парубка", они пели песни, танцевали, а после импровизированных концертов сердечно благодарили скрипача за его талант и доброту, обнимали, целовали, предлагали зайти в хату отобедать, приглашали остаться на ночлег. Исаак с радостью направлялся туда, где его ждали молодые, "гарные девчата"… Летние вояжи юного Исаака в родной городок, его уличные "концерты" и любовные увлечения продолжались до окончания учебы в консерватории, где, как говорили, каждой хорошенькой студентке он посвятил любовный романс".

Я поблагодарил Лазаря Львовича за интересные, ранее неизвестные воспоминания, которые пролили новый свет на юные годы и истоки творчества Исаака Дунаевского. Да, с юношеских лет его любили женщины. Но не за внешность. Ведь он не был ни высок, ни красив. Любили за его талант, доброту и, наверное, за неизменное восхищение женской красотой… Однолюбом он не был. Окончив в Харькове с золотой медалью гимназию, а через год и консерваторию, Исаак влюбился, женился, и тут же развелся. И где бы он в дальнейшем ни работал, в театрах и на эстраде Харькова, Ленинграда, Москвы, этот грустный и светлый композитор, сочинявший гениальную жизнерадостную музыку, везде по-настоящему влюблялся. Свои романы "на стороне" он называл поисками маленькой красоты. В каждой женщине Исаак видел только прекрасное и радостное, а женская красота вдохновляла его на создание множества таких же красивых мелодий.

В Москве молодой композитор влюбился в красавицу – балерину Зиночку Судейкину. Она писала стихи, пела, увлекалась живописью, и он был от неё без ума. Вскоре они поженились. Как обещали друг другу, навсегда.

Однако новобрачным жить в столице было негде, и они отправились "на заработки" в Крым. Как молодые супруги жили в Симферополе, видно из письма Дунаевского: "Бобочка" (так он её называл) сейчас лежит в постели (уже двенадцать часов) и болтает без конца, декламирует какие-то свои стихи. Занимается вышиванием и дошла до высокой степени художества. Рисует пейзажи у меня на столе, за что ей достается. Какое светлое создание!"

В Симферополе денег на жилье они не заработали, и пришлось мужу возвратиться в Москву, где его пригласили возглавить музыкальную часть в Театре сатиры, а "Бобочку" отправить к ее родственникам в деревню Андреевку. Супруга в деревне узнала, что в столице Исаак увлекся какой-то дамочкой. Но муж писал жене: "Есть во мне жизнерадостность и, естественно, доза молодой ветрености. Ну, какое это имеет значение, что одинокий мужчина иначе проводит время, чем в присутствии жены. Твои слова о том, что нам все труднее становится расставаться, я целиком разделяю". Это он писал от чистого сердца!

Когда в Москве о Дунаевском стали говорить, как о талантливом композиторе, Леонид Утесов приглашает его в Ленинград на должность музыкального руководителя и главного дирижёра мюзик-холла. Утесов, узнав о семейных проблемах Исаака, срочно "выписал" его красавицу-жену из деревни Андреевка в город на Неве, устроил ей шумную встречу на вокзале – с пролеткой и музыкантами... Зиночка была счастлива, а вскоре, в 1932 году "подарила" любимому мужу сына – Евгения, будущего известного художника.

В одной компании Исаак познакомился и влюбился в танцовщицу, такую же высокую и яркую блондинку, как и его жена, Наталью Гаярину. Зинаида Сергеевна об этом узнала. И в течение пяти лет Дунаевский буквально разрывался между двумя любимыми женщинами.

Потом, наконец, перестал Наталье звонить, а жене написал записку: "Никакая сила новой страсти не в состоянии отвратить мои чувства от тебя".

Сколько новых влюблённостей было у Исаака Осиповича никто не знает… Но известно, что одной из них была и очень популярная советская киноактриса Лидия Николаевна Смирнова. Героиней фильма "Моя любовь" он был очарован. Каждый день отправлял ей телеграммы и цветы! Притом требовал, чтобы она откликалась на каждую его весточку: "Ты должна знать все, все мое, что рождается во мне, что живет, дышит, хорошее это или плохое".

Он даже предложил Лидии Смирновой стать его женой. Но она отказала: у нее была своя судьба. При следующей встрече Исаак Осипович жестко сказал ей: "Я вас больше не люблю!".

По-настоящему он любил только свою жену, Зинаиду Сергеевну, любил всю жизнь. Она это понимала, хотя и страдала. И он тоже страдал, страдал… и вновь влюблялся и постоянно заводил романы платонические, и не только платонические… Это была тоже танцовщица (солистка балета столичного военного Ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова) и тоже красавица, Зоя Ивановна Пашкова. Она была моложе Дунаевского на 24 года. В начале победного 1945 года в этой любви рождается сын Максим. Отец по тогдашнему закону не мог дать ему ни своего отчества, ни своей фамилии. Только после его смерти ныне известный композитор обрел отчество– Исаакович и фамилию – Дунаевский.

Зоя Ивановна посещала дом Дунаевских, и у неё даже сложились добрые отношения с Зинаидой Сергеевной. И сыновья Евгений и Максим тоже сдружились. Но во всем этом явно чувствовалась нервозность и безысходность. В последний год своей жизни Исаак Дунаевский буквально метался между двумя семьями. В одном из писем он писал своей знакомой: "Выдержу ли собственные терзания? Хватит ли сил?". В конце концов ему удалось выхлопотать для себя и гражданской жены квартиру на улице Огарёва и купить ей дачу в Снигерях… Но до новоселья ему дожить не пришлось. В такой, с самой юности до самой смерти, бурной даже горькой, но любви, и в постоянной потребности сочинять волшебные мелодии прошла его жизнь. Исаак Дунаевский – автор 11 оперетт, 3 балетов, изумительной музыки к 18 кинофильмам и более 100 песням умер 25 июля 1955 года на подмосковной даче от сердечного приступа во время работы над завершением музыки к оперетте "Белая акация". Ему было пятьдесят пять лет. Вот как описывал прощание с ним известный московский журналист Эдуард Графов: "Хорошо помню ясный солнечный день 1955 года. Большой зал консерватории, ряды кресел убраны. Посреди зала на постаменте гроб, в нем покинувший нас композитор. Вокруг стояли женщины, красивые женщины, известные певицы, артистки. Они очень плакали. А поодаль сидела на стуле маленькая старушка, вся в черном, безмолвствовала. Вдруг она встала, воздела руки, черная шаль крыльями опала по ее рукам. И она, эта птица, нет, не зарыдала, она невыносимо застонала... Это была главная, самая любимая женщина в его жизни – мама Розалия Исааковна, женщина бесконечно добрая и набожная".

Прошли годы. В конце 60-х годов я, кадровый офицер, приехал из высокогорного гарнизона в очередной отпуск к родителям. Отдыхал, прогуливаясь по утопающим в зелени полтавским улицам. У Центральной почты навстречу мне, прихрамывая, шла старушка. Пригляделся и с трудом узнал сестру любимого композитора, Зинаиду Осиповну. Поздоровался. Представился. Удивительно, но она меня вспомнила. Спросил об её здоровье.

– Честно говоря, паршивое.

– Может быть, хоть чем-нибудь могу помочь?

– Не в этом дело. Недавно приехала из Москвы, была на Ново – Девичьем кладбище, на могиле Исаака. И то, что увидела, до глубины души покоробило: несмотря на лето, его могила и памятник оказались всеми забыты: ни веночка, ни цветочка… А ведь своим женам и детям Исаак оставил на долгие годы немалые средства, московские квартиры, машины, дачи… Не верится, что забыли его они, друзья и многочисленные поклонники…

Вразумительного ответа на беспокойство этой старой заслуженной пенсионерки я тогда дать не мог. Лишь подумал, чем её успокоить, и вдруг в ушах зазвучал великолепный "Школьный вальс", музыку которого, думаю, Исаак Осипович не мог сочинить, не вспоминая любимую сестру-учительницу. Я ласково обнял Зинаиду Осиповну и, несмотря на недоумённые взгляды прохожих, тихонько пропел:

Промчались зимы с вёснами,
Давно мы стали взрослыми,
Но помним наши школьные деньки.
Летят путями звёздными,
Плывут морями грозными
Любимые твои ученики…

Его любимая жена Зинаида Сергеевна Судейкина после смерти мужа тяжело заболела и находилась без движения до кончины в 1979 году. Гражданская жена Зоя Ивановна Пашкова, мать сына Максима, погибла в автомобильной катастрофе 30 января 1991 года – в день рождения Исаака Дунаевского. В 2000 году умер его старший сын замечательный художник Евгений. Именно он был хранителем и наследником всего того, что было связано с именем отца. Последними его словами были: "Папа, я скоро к тебе приду". Его похоронили на Ново-Девичьем кладбище, где покоится его отец (на фото: памятник И.О. Дунаевскому, 2000 г.). Его младший сын, Максим Дунаевский, по его же выражению, "взял от его отца его влюбчивость", и в этом отношении пошёл ещё дальше: приобрёл привычку "очень часто жениться (имел шесть жён, живёт с седьмой)", что не помешало ему в конце ХХ века также стать в России известным композитором. Памяти отца он посвятил свой новый мюзикл "Весёлые ребята". Но популярности папы он всё же не достиг…

В дни 100-летнего юбилея об Исааке Дунаевском и его музыке лучше всех сказал режиссер театра и кино Александр Белинский: "…ещё раз хочу напомнить, какого замечательного, бессмертного соловья из Лохвицы имело наше Отечество. Музыка его будет звучать всегда…".

Памятник Дунаевскому (2000 г.), фото Ю. Медведева

Исаак Дунаевский - человек, творчество которого можно смело назвать классикой советской песни. «Сердце, тебе не хочется покоя», марш «Веселый ветер», «Школьный вальс», «Каким ты был, таким ты и остался» - эти песни знала наизусть вся страна, да и сейчас уже новое поколение меломанов напевает душевные мелодии Исаака Осиповича Дунаевского.

Детство и юность

Биография будущего композитора началась в городе Лохвице, что на Украине. Исаак Осипович родился 30 января 1900 года. Отец мальчика был обеспеченным человеком, владеющим собственной компанией, производящей фруктовые напитки. В семье Дунаевских воспитывалось пятеро сыновей и дочь.

Музыкальный талант Исаака Дунаевского проявился с раннего детства. Мальчик с легкостью воспроизводил сложные мелодии, поражая родственников чистотой голоса. Там же, в Лохвице, маленький Исаак начал учиться в музыкальной школе.


В 1910-м семья Дунаевских перебралась в Харьков, где Исаак уже оканчивал обычную гимназию и одновременно - консерваторию по классу композиции и скрипки. После окончания гимназии и консерватории Исаак Дунаевский также окончил университет, выбрав юридическую специальность.

Музыка

К счастью для поклонников, юриспруденция не стала главным делом в жизни Исаака Дунаевского. Молодой человек сделал выбор в пользу музыки, устроившись работать в оркестр драматического театра в Харькове. Там юное дарование произвело впечатление на Синельникова, режиссера театра. Исааку Дунаевскому предложили написать музыкальное сопровождение для одной из постановок.


Недолго думая, Исаак Осипович согласился. Это стало первым профессиональным успехом композитора. Спустя некоторое время Исаак Дунаевский дослужился до должности заведующего музыкальной частью. В 1924 году Исаак Осипович перебрался в Москву, полагая, что столица подарит гораздо больше интересных возможностей. Молодой человек не прогадал: действительно, московские театры оказались рады талантливому композитору, наперебой предлагая Исааку Дунаевскому присоединиться к коллективу.


Первые два года столичной жизни Исаак Дунаевский посвятил театру «Эрмитаж», затем перешел на службу в московский Театр сатиры. Спустя еще пять лет, в 1929-м, Исаак Осипович снова сменил место жительства. На этот раз композитора пригласили в Северную столицу, предложив работу в театре под названием «Мюзик-холл».

Именно там Исаак Дунаевский познакомился с . Знакомство это привело к созданию комедийного фильма «Веселые ребята», который полюбился зрителям на долгие годы. Утесов сыграл в картине главную роль.

«Веселые ребята» даже побывали на кинофестивале в Венеции, очаровав иностранных судей. После столь грандиозного успеха Исаак Осипович продолжил сочинять музыку для кинокартин. «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», «Дети капитана Гранта» - мелодии из кинофильмов, сочиненные Дунаевским, на десятилетия оставались в душах и сердцах зрителей.


Оперетты «Белая акация» и «Вольный ветер» до сих пор остаются актуальными, а трогательная увертюра «Летите, голуби!», исполненная детскими голосами, стала, пожалуй, самым ярким моментом картины о приключениях бесстрашных подростков. Спустя много лет , решивший снять сериал по мотивам романа Жюля Верна, оставил музыкальное сопровождение Дунаевского неизменным.

С 1937 года Исаак Осипович руководил Союзом композиторов в Ленинграде. Спустя год композитора Дунаевского выбрали депутатом Верховного Совета страны. Позже, во время Великой Отечественной войны, Исаак Осипович руководил музыкальным ансамблем, разъезжая по стране с концертами.

Произведения Исаака Дунаевского, а также русская народная музыка, исполнявшаяся ансамблем, помогали людям не терять душевные силы и веру в победу в то сложное и страшное время. Песня «Моя Москва» написана Исааком Дунаевским в 1942 году, в самый разгар войны. В 1950-м Дунаевский получил заветное звание народного артиста, что являлось высшей наградой для творческого человека в то время.

Личная жизнь

Личная жизнь Исаака Дунаевского всегда была наполнена влюбленностями, взаимными и нет. Дело в том, что Исаак Осипович был очень пылким молодым человеком. В 16 лет юноша впервые влюбился в Евгению Леонтович, известную харьковскую актрису. Женщина даже не подозревала о чувствах Дунаевского.


Спустя три года сердце Дунаевского снова затрепетало, на этот раз от чувства к сорокалетней актрисе Вере Юреневой. Женщине льстило обожание юноши, но вскоре Дунаевский наскучил замужней Юреневой. Это настолько расстроило Исаака Осиповича, что тот решил немедленно жениться. Избранницей Дунаевского стала студентка университета, в котором юноша учился. Разумеется, подобный брак, заключенный сгоряча, быстро распался.

Уже в Москве, в 1924-м, Исаак Осипович познакомился с очаровательной балериной Зинаидой Судейкиной. Влюбленные поженились. Вскоре Зинаида подарила супругу первенца - сына Евгения. Евгений Дунаевский также выберет творческую профессию, однако, в отличие от отца, предпочтет живопись.


Несмотря на официальный матримониальный статус, Исаак Осипович постоянно влюблялся вновь и вновь. Наталья Гаярина, танцовщица, долго владела сердцем композитора. Еще одной музой и предметом обожания для Исаака Осиповича являлась актриса

Ни муж Смирновой, ни жена Дунаевского не удержали влюбленных и не ослабили страсти. Исаак Осипович каждый день отправлял Смирновой телеграммы, подписываясь, как мальчишка, чужим именем. Вскоре композитор, не выдержав накала страстей, предложил красавице актрисе руку и сердце, однако женщина отказала Дунаевскому, сославшись на то, что больше не питает к нему никаких чувств.


Переживания Исаака Осиповича оказались велики, но вскоре композитор утешился творчеством и новыми влюбленностями. В начале 1940-х у Дунаевского сложился серьезный роман с Зоей Пашковой, тоже танцовщицей. Спустя несколько лет, в 1945-м, женщина подарила Исааку Осиповичу второго сына, которого назвали Максимом. пошел по стопам отца, став известным композитором.

Смерть

В 1955 году, 22 июля Исаак Осипович Дунаевский ушел из жизни. Обнаружил композитора шофер, больше никого в тот момент не было дома. Смерть известного композитора моментально обросла слухами и домыслами. Озвучивались версии о самоубийстве и даже об убийстве Дунаевского, однако ни одна из них не нашла официального подтверждения.


Было объявлено, что жизнь Исаака Осиповича подкосила сердечная недостаточность. Могила маэстро находится на Новодевичьем кладбище, что в Москве. Фото и грампластинки с записями великого композитора до сих пор можно найти в коллекциях меломанов.


В память о таланте Исаака Дунаевского именем композитора в столице названа улица, на которой располагалась его квартира. Есть такие улицы и переулки и в Новосибирске, Алма-Ате, Липецке, Ростове-на-Дону. Также памяти Дунаевского посвящены две мемориальные доски. Одна расположена в Харькове, на стене дома, в котором жила семья Дунаевских. Вторую мемориальную доску Исааку Дунаевскому можно увидеть в Санкт-Петербурге, на нынешней Гороховой улице.

Фильмография

Картины, в которых прозвучала музыка Дунаевского:

  • 1933 - «Первый взвод»
  • 1934 - «Весёлые ребята»
  • 1935 - «Путь корабля»
  • 1935 - «Три товарища»
  • 1936 - «Вратарь»
  • 1936 - «Дети капитана Гранта»
  • 1936 - «Искатели счастья»
  • 1936 - «Цирк»
  • 1938 - «Волга-Волга»
  • 1940 - «Моя любовь»
  • 1940 - «Светлый путь»
  • 1947 - «Весна»
  • 1949 - «Кубанские казаки»
  • 1957 - «Белая акация»
  • 1961 - «Вольный ветер»

Дунаевский Исаак, биография которого является темой этой статьи, был известным советским музыкальным педагогом и дирижером. Он писал музыку для кино, которая в последствии становилась всенародно любимой и популярной. Имя Исаака Дунаевского на слуху у более старшего поколения, поскольку молодежь, не связанная с музыкой, редко интересуется талантливейшими композиторами прошлого. Этот человек заслуживает того, чтобы о нём помнили. Он прожил интересную и сложную жизнь, в течение которой создал множество удивительных мелодий.

Детские годы

Дунаевский Исаак, биография которого начинается 18 января 1900 года, родился в Лохвице (Полтавская губерния). Мальчик появился на свет в семье еврея Цале-Йосефа, который работал в банке. Мать малыша звали Розалией. Взрослые увлекались музыкой. Дед Исаака был кантором, а мать в молодости пела и играла на фортепиано. Кроме того, в семье было еще пятеро детей, которые тоже стали музыкантами. Не все они добились выдающихся успехов, но отдельно хочется выделить Бориса Осиповича - талантливого хормейстера.

Учеба

Маленький Исаак с ранних лет проявлял тягу к музыке. Когда ему исполнилось 8 лет, родители оплатили ему уроки скрипки у Григория Полянского. Исаак Дунаевский (краткая биография изложена в статье) в 1910 году становится студентом Харьковского музыкального училища. Там он обучается игре на скрипке у К. Горского и композиции. Уже в 1918 году молодой человек заканчивает гимназию и получает золотую медаль. Спустя год он становится выпускником Харьковской консерватории (обучался у И. Ахрона и С. Богатырёва).

Работа

Кем же устраивается работать Дунаевский Исаак Осипович? Биография его началась с музыки, но сможет ли он во взрослой жизни найти применение своим талантам? На поиски работы уходит примерно год. В 1919 году он становится концертмейстером и скрипачом в Харьковском русском драматическом театре. Исаак быстро поднимается по карьерной лестнице и через год уже работает дирижером и композитором. Эту работу он совмещал со чтением лекцией. Кроме того, в свободное время он руководил армейской самодеятельностью. Дебют Дунаевского как театрального композитора состоялся в 1920 году, когда он написал музыку к нашумевшему спектаклю «Женитьба Фигаро».

В 1924 году Исаак Осипович переезжает в Москву, где работает сначала в «Эрмитаже», а затем - в Театре сатиры. С 1929 по 1934 год живет и работает в Санкт-Петербурге. Талантливый Дунаевский становится главным дирижером и композитором в Ленинградском Мюзик-Холле. Совместно с Г. Александровым, известным советским кинорежиссером, Дунаевский создает жанр музыкальной кинокомедии. Первой общей работой двух мастеров стал кинофильм «Весёлые ребята». На экраны он вышел только зимой 1934 года, но это не помешало Дунаевскому получить широкую известность в определенных кругах.

После этого они создали ещё три кинофильма, которые имели такой же успех: «Светлый путь», «Цирк», «Волга, Волга». Невероятно, но за период с 1934 по 1940 год Исаак Осипович написал музыку к 16 (!) кинолентам. Самое же удивительное, что все они становились популярными и получали любовь зрителей. Кроме своей основной работы, Дунаевский также принимал личное участие в озвучивании.

Д. Шостакович высоко оценил талант И. Дунаевского, особенно похвалив его увертюру к киноленте «Дети капитана Гранта». С 1937 по 1941 год Исаак Осипович был главой Ленинградского союза композиторов. В это время он знакомится в Михаилом Булгаковым. Они становятся друзьями, часто беседуют и проводят время вместе. В годы войны Исаак Осипович много ездил по всей стране и выступал, чтобы поднять боевой и моральный дух населения. Также он работал художественным руководителем ансамбля песни и пляски работников железной дороги.

Поддержка семьи

Исаак Дунаевский, биография которого наполнена яркими событиями, стремительно шел к успеху не только благодаря врожденному таланту, но и за счёт огромной поддержки со стороны семьи. На протяжении всей жизни он активно общался со своими братьями. Они были опорой друг для друга и помогали даже тогда, когда все друзья отворачивались. Нельзя недооценивать роль семьи в становлении и самореализации человека. Дунаевский Исаак, биография которого представляет собой стремительное восхождение к вершинам славы, - яркий тому пример. Поддержку и уверенность братьев дополняла нежная забота сестры Сары.

Исаак Дунаевский: биография, личная жизнь

Мы уже знаем, что наш герой был успешен и талантлив, но как складывались дела на личном фронте? В 1925 году молодой человек женится на прекрасной Зинаиде Судейкиной. В браке у пары появляется сын Евгений, который в будущем становится столичным художником-«станковистом».

Вскоре мужчина влюбляется в балерину Большого театра Зою Пашкову и у них завязывается бурный роман. На свет появляется мальчик Максим. Он растёт весьма одаренным ребенком. Через годы Максим Дунаевский стал известным эстрадным композитором.

Творчество

Дунаевский Исаак, биография которого является основной темой статьи, внес огромный вклад в развитие советской музыки. Наибольших творческих успехов он достиг, сочиняя лёгкую музыку для кино. Некоторые фрагменты оперетт Дунаевского могут по праву считаться полноценными отдельными произведениями. Отличительной чертой его музыки был проработанный мелодический ход.

В честь Исаака Дунаевского была названа школа искусств (Тарко-Сале). Кроме того, улицы многих городов носят его имя (Днепр, Ростов-на-Дону, Алматы, Липецк, Новосибирск). В Санкт-Петербурге и Харькове имеются мемориальные доски, поэтому каждый турист сможет запросто отыскать дом, в котором жил этот великий и таланливый человек. Цените вечное искусство!

В старой кинокомедии «Волга-Волга» махровый бюрократ Бывалов в очень смешном исполнении Игоря Ильинского строго спрашивает выстроенных в ряд маленьких девчушек: «Товарищи Дуни, немедленно признавайтесь, кто из вас написал эту песню!»

Кстати, как раз Дуня эту песню и написал. Именно Дуней звали друзья и коллеги замечательного композитора Исаака Осиповича Дунаевского, написавшего музыку к «Волге-Волге» и не только, подлинному мэтру легкого жанра в не слишком легкие советские времена. В конце нынешнего января Дунаевскому исполнилось бы 105 лет.

На заре туманной юности

Родился Дунаевский в небольшом украинском городке Лохвица. Позднее семья переехала в Харьков. Исаак Дунаевский, окончив консерваторию и проучившись недолго на юридическом факультете, все-таки отдал свое сердце, которому не хотелось покоя, музыке, отдал на всю жизнь. Он служил в Харьковском драматическом театре, где, как принято говорить, прошел путь от простого пианиста и скрипача до заведующего музыкальной частью, композитора и дирижера. Позднее работал в Симферополе, в театре им. М. Горького. Хотя служил здесь недолго, его портрет до сих пор на почетном месте в нашем академическом театре среди других знаменитых — Щепкина, Раневской, Названова, Царева.

Но все это было позднее, а на заре ХХ века маленьких Дунаевских в семье было пятеро, и все они в будущем стали музыкантами. Восьмилетний Исачок уже в ранние годы баловался нотами, причем, несмотря на нежный возраст, писал произведения, которые рвали душу печалью. «Тоска», «Слезы» — ничего себе названия. Обрыдаешься!

Интересно, что в будущем тоскливый не по годам ребенок превратился в самого оптимистичного композитора СССР. И совсем не случайно первый фильм, принесший ему всенародную славу, назывался «Веселые ребята».

«И тот, кто с песней по жизни шагает…»

Леонид Утесов, приглашенный в «Веселые ребята» на главную роль, сразу поставил условие: музыку к фильму пишет именно Дуня — только тогда он, Ледик, будет сниматься. Дунаевскому пришлось помучиться, его упрекали в плагиате, в подражании Голливуду и не только Голливуду — Западу в целом, но в результате работа над «Веселыми ребятами» вознесла композитора на Эверест не только в профессии, но и в общественной жизни. Тем более сразу вслед за «Веселыми ребятами» последовали «Цирк» и «Волга-Волга», «Весна» и многое другое, столь же беспроигрышное. «Как много девушек хороших», «Легко на сердце от песни веселой», «Песенка водовоза» и «Песня о Волге», «Широка страна моя родная» и песенка Мэрион Диксон, которую исполняла, постукивая каблучками, готовящаяся взлететь из пушки в небо героиня Любови Орловой… Что ни музыкальный номер, то безоговорочный шлягер. Уберите из фильмов Григория Александрова музыку Дунаевского — и что останется?

Мы говорим, что Любовь Орлова никогда не стала бы любовью миллионов зрителей, если бы не режиссер Александров. Но она никогда не достигла бы такой славы и без композитора Дунаевского, ведь все ее героини в комедиях Александрова мало говорят, зато много поют, и под какую музыку поют!

А ведь Исаак Дунаевский — это и оперетты «Вольный ветер» и «Белая акация», это музыка к знаменитому фильму Пырьева «Кубанские казаки». «Каким ты был, таким остался…» — помните эту песню, помните этот безудержный оптимизм и желание показать, как все хорошо и благополучно в Стране Советов. Говорят, лакировали действительность. Может, и лакировали, но делали это чертовски талантливо!

А «Дети капитана Гранта»! «Жил отважный капитан» и «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!» остались с нами на десятилетия. Песни пропел ветер, но написал-то их именно Дунаевский. А главная музыкальная тема фильма по роману Жюля Верна оказалась не просто удачной, а универсальной: когда уже совершенно в другую эпоху режиссер Станислав Говорухин снимал современный сериал «В поисках капитана Гранта», он не решился заменить знаменитую музыку Дунаевского — оставил ее на прежнем месте, как символ, как талисман.

Дуня, Коба и «Песня о Сталине»

Многие до сих пор не могут простить Дунаевскому, что он якобы прославлял страшный сталинский режим. А по-моему, он просто помогал людям выжить в то непростое время, вселял в них оптимизм и передавал в музыке ту неистребимую радость, которая была в той странной эпохе, несмотря на ее жестокость.

Конечно, Дунаевский был по-своему придворным композитором, известным культурным и общественным деятелем, депутатом Верховного Совета РСФСР. Был увенчан званиями и наградами. Говорят, и «Веселые ребята» Сталину понравились, а в «Волгу-Волгу» Коба и вовсе был влюблен, смотрел фильм множество раз и все реплики Бывалова — Ильинского знал наизусть и смаковал во время просмотра.

Да, у Исаака Дунаевского была роскошная четырехкомнатная квартира в центре Ленинграда, и две Сталинские премии у него были, и личный рояль, и собственные телевизор с магнитофоном — тогда, когда их почти ни у кого не было. Ну и что? Главное, он писал талантливую музыку, музыку на века — за это можно все простить.

Конечно, его бросало из огня да в полымя. То он в статьях вдруг начинал упоенно критиковать упадочные, по его мнению, «Утомленные солнцем», «Джон Грэй», «У самовара я и моя Маша», говоря о том, что всю эту «халтуру» надо срочно заменить качественной советской легкой музыкой, — хотя сам писал музыку как раз совершенно в духе всех этих критикуемых им шлягеров. То вдруг в письмах признавался в том, как он почитает Сталина и какой это великий человек. Даже «Песню о Сталине» однажды сочинил. Вот только Коба не оценил душевной щедрости Дуни и заметил: «Эту песню мог написать только человек, который не очень меня любит…»

Да нет, любил, любил Иосифа Виссарионовича Исаак Осипович, любил, несмотря на то, что двоюродного брата композитора — Льва Дунаевского — осудили по «делу врачей», а угроза ареста висела и над самим музыкантом. И в космополитизме его обвиняли, но так, лениво. Так что проскочил Дуня. Ускользнул.

Дунаевский и женский вопрос

Очень высокий артист Николай Черкасов рассказывал, что зрители дружно смеялись, когда на творческих встречах рядом с ним, великаном, оказывался малыш Дунаевский. Может, кто-то и смеялся, но женщины были от Исаака Осиповича без ума, хотя писаным красавцем он не был. Среди его бесчисленных романов — многолетние страстные отношения с актрисой Лидией Смирновой, а также два параллельных брака, один — официальный, с «хореографиней» Зинаидой Судейкиной, другой — гражданский, тоже с «хореографиней» Зоей Пашковой. Любопытно, что Дунаевский так и не бросил ни одну из своих жен, в результате даже выхлопотал любовнице квартиру в композиторском кооперативе и дачу в Снегирях. Получилось как в одной его забавной песенке из фильма «Цирк»: «Весь век мы втроем все поем, все поем!». Эта запутанная ситуация, видимо, не мешала Исааку Осиповичу сочинять талантливую музыку, а может, даже и помогала.

От официального брака у него родился сын Евгений, а от неофициального — сын Максим, ставший талантливым композитором и написавший музыку к фильмам, за которую и папе было бы не стыдно. Максим Исаакович (отметивший, кстати, в нынешнем январе свое 60-летие) — это «Д"Артаньян и три мушкетера», «Ах, водевиль, водевиль», «Мэри Поппинс, до свидания!» и так далее в том же замечательном духе. Интересно, что Максим был официально признан сыном и получил отчество отца только после смерти Исаака Осиповича. Неофициальная жена очень попросила, официальная не смогла отказать.

Сердечный приступ или самоубийство?

Дунаевский умер в июле 1955 года. В то утро проснулся рано, написал письмо и буквально через несколько минут скончался. Его обнаружил в квартире шофер, родные в этот момент были на даче. Официальный диагноз — «коронаросклероз и гипертрофия сердца».

Но в народе бурно ходили слухи о самоубийстве Дунаевского. Причиной якобы была неприятность, случившаяся со старшим сыном Евгением. Вроде бы его то ли посадили, то ли даже расстреляли — вот композитор этого и не пережил, наложил на себя руки. Многие верили в эту версию, тем более Евгения не было на похоронах отца.

Действительно, в то время случилась не очень красивая история — отмечая праздники, друзья Евгения Дунаевского то ли взяли, то ли выкрали у него ключи от машины, поехали кататься и сбили насмерть дочь бывшего министра иностранных дел СССР Максима Литвинова. Машина была оформлена на Е. Дунаевского, он проходил по делу, его исключили из ВГИКа. А потом он поступил в Суриковский институт, поехал на практику в Сибирь, и корабль, где находился Евгений с другими студентами, затерло во льдах. Вот и не смог он приехать на похороны отца, прибыл в Москву только через две недели после смерти Исаака Осиповича. В общем — хотите верьте, хотите нет. Но слухи о том, что Дунаевский-старший так расстроился, что застрелился, всю жизнь преследовали Дунаевского-младшего.

Творческое наследие Исаака Дунаевского — 11 оперетт, 3 балета, музыка к 30 драматическим спектаклям, 28 кинофильмам и более 100 песен. Одну из них — «Широка страна моя родная» — можно смело назвать еще одним гимном СССР. То ли Дунаевский имел в виду какую-то другую счастливую страну, то ли ему действительно достаточно вольно дышалось на просторах странного образования — Союза Советских Социалистических Республик…

Умер Евгений Дунаевский, замечательный художник, старший сын великого композитора Исаака Дунаевского. По необъяснимому стечению обстоятельств это произошло в дни столетнего юбилея его знаменитого отца. Последними его словами были: "Папа, я скоро к тебе приду". 45 лет назад в день смерти своего отца, тогда еще студент художественного института имени Сурикова, Евгений Дунаевский в далекой северной экспедиции провалился под лед, и странным, необъяснимым образом был вытолкнут кем-то или чем-то из пучины вод на поверхность. Ровно в это время за много тысяч километров от него в Москве разорвалось сердце его отца, а Евгений, как он рассказывал, именно в этот момент увидел на небе яркое сияние. Только внешне его жизнь была легкой и приятной, обусловленной его положением - талантливый сын великого композитора. Однако на самом деле именно Евгению Исааковичу пришлось вынести всю тяжесть нелепейших слухов, обрушившихся на него буквально с ранней юности. Возможно, именно это повлияло на то, что широкая публика так и не узнала, сколь талантливым и самобытным художником был Евгений Исаакович, замечательный "станковист" с редким образным дарованием. Об этом знали только его ближайшие друзья. Именно благодаря ужасным слухам, преследовавшим художника, при жизни Евгения не было устроено ни одной его крупной персональной выставки. Последняя его работа - символическая картина "Современники", на которой изображены три гения, на взгляд художника, определивших облик и судьбу Серебряного века: Блок, Ахматова и Мейерхольд. Огромное монументальное полотно - уникальный труд Евгения Дунаевского, над которым он трудился более 10 лет. Именно эта программная работа стала его художественным подвигом и крестом. По складу своего характера Евгений Исаакович сам принадлежал к героям Серебряного века - внешне мягкий, изумительно обаятельный, он был человеком очень твердого характера и неиссякаемого оптимизма. Уже зная, что обречен, и тяжело страдая, он ни разу не пожаловался на сильнейшие боли. Врачи говорили, что первый раз сталкиваются с такой сильной личностью и такой тягой к жизни. Буквально последние силы он отдал тому, чтобы юбилей его отца прошел достойно. И чтобы неизвестная музыка композитора Дунаевского зазвучала вновь. Именно Евгений оказался хранителем и наследником всего того, что было связано с жизнью и творчеством композитора Дунаевского. Теперь сын и отец соединились. Похоронят Евгения Дунаевского на Новодевичьем кладбище, там, где покоится его отец. Отпевание художника состоится в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке в четверг, 3 февраля, в 12 часов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!