Похвала пресвятой богородицы - святые - история - каталог статей - любовь безусловная. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) Подробное содержание праздника похвала пресвятой богородицы

В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь с особенной торжественностью славит Матерь Божию. Похвала Пресвятой Богородицы — праздник, установленный более тысячи лет назад, в IX веке, в благодарность за многочисленные чудеса спасения Константинополя от врагов.

Новая столица Римской империи — Константинополь — была основана императором Константином Великим в IV веке и посвящена (принесена в дар) Богородице. Всю историю существования города Божия Матерь считалась его заступницей и покровительницей. В 626 году, при императоре Ираклии, город подвергся тяжелой осаде персами и обрами (аварами) с моря и с суши. Жители города, взяв великую святыню — ризу Божией Матери, с молитвой совершили крестный ход вдоль городских стен. Сам патриарх Сергий тогда нес в руках икону «Одигитрия» (написанную, по преданию, самим апостолом Лукой и хранившуюся в Константинополе во Влахернском храме). В эту ночь, после того как в море была опущена риза Пресвятой Богородицы, поднялся страшный шторм и потопил вражеские корабли. Враги, что нападали с суши, в ужасе бежали. Славя и благодаря Пресвятую Заступницу за спасение города, народ всю ночь пребывал на молитве в храме, провозглашая неседальную песнь (акафист).

Первоначально Похвала Пресвятой Богородицы (или Суббота Акафиста) служилась только в той самой Влахернской церкви, где хранились атрибуты земной жизни Богородицы (пояс и риза), а также икона, написанная евангелистом Лукой. Однако позже служба вошла в уставы многих монастырей, а сегодня совершается во всех православных храмах по всему миру. Таким образом осуществилось пророчество: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».

Образ абсолютной любви

Дева Мария — это сердце Человечества. На страницах Евангелия Ей уделено не так много внимания. Мы практически не знаем, о чем Она думала и говорила с окружающими людьми, что Она делала в то время, когда Ее Сын выходил на проповедь, как Она жила. Но мы знаем, что Она всегда была рядом со Своим Сыном, до самой последней минуты. Всегда Она была с Богом и так возлюбила Его, что отдала Сына Своего единородного…

Это не только Мать Господа, но и верная Его Дочь. Весь путь Пресвятой Богородицы — это безусловное «Да» — Богу («Да будет Мне по глаголу Твоему»), несомненное, непоколебимое доверие Ему.

Она Мать не только Бога, но и всех людей на земле, абсолютная чистота и любовь. Мы знаем, что Она всегда была рядом с апостолами, участвовала в общем жребии. У Ее смертного одра чудесным образом ученики снова соберутся вместе. И после смерти Она окажется рядом с Сыном. Когда-то державшая на руках младенца Иисуса, теперь Она — маленькая Мария — на руках у Бога. И теперь, находясь рядом с Ним, Она продолжает молиться за всё человечество — за всех Своих детей.

Идолы и идеал

Что означает Похвала Пресвятой Богородицы для нас — жителей современного мира?

Сегодня этот идеал абсолютной чистоты, материнской любви и безусловной веры, такой неприкосновенный и священный, — затерян среди сотен идолов. Для среднестатистического человека он неинтересен, непонятен и непривлекателен; быть целомудренной, скромной, самоотверженной, верной — немодно и бессмысленно. Время предлагает массу других аватаров…

Но в Церкви всё иначе. Богородицу славят тысячами голосов — люди, ангелы, серафимы и херувимы. Ей посвящены великолепные стихи и песни, тысячи икон и живописных полотен изображают Ее лик и моменты Ее земной жизни, миллионы свечей горят в Ее память, миллионы сердец ежедневно обращены к Ней — как к идеалу и совершенству, как к Заступнице и Матери всех людей.

Молитвы Пресвятой Богородице

Тропарь, глас 8

Повеле́нное та́йно прие́м в ра́зуме,/ в кро́ве Ио́сифове тща́нием предста́ Безпло́тный, глаго́ля Неискусобра́чней:/ приклони́вый схожде́нием Небеса́ вмеща́ется неизме́нно весь в Тя,/ Его́же и ви́дя в ложесна́х Твои́х прие́мша ра́бий зрак,/ ужаса́юся зва́ти Тебе́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Кондак, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко и́мущая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свобо́ди, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». И святая праведная Елисавета приветствует свою родственницу как Матерь Господа. «Когда Она стала Матерью Творца, - говорит святой Иоанн Дамаскин, - Она стала поистине Госпожой всей твари».

И святые, сподобившиеся лицезреть Божию Матерь, свидетельствуют, что Ее можно было бы принять за Бога, если не знать, что этот дар непостижимой небесной красоты Она получила от Бога. Велика слава Божией Матери. Высоко ставит Церковь Ее образ во все века. Взирая на эту славу, невозможно не удивляться, почему, например, Господь являет больше всего чудес через иконы Божией Матери. Больше, чем даже через иконы Самого Спасителя. Есть у нас и Его чудотворные образы, но Божия Матерь как бы превосходит Своей славой Самого Бога. Что означает это чудо?

Мы принадлежим Церкви, которая чает Второго Пришествия Христова и явления в полноте славы Божией - славы всей Церкви и славы каждого человека. До этого времени Церковь находится в странствии, она еще не достигла полноты славы. Мы уже дома, как говорят святые отцы, но мы еще в пути. Мы уже знаем, что Бог пришел в мир и что с нами Бог, что Христос воскрес, и жизнь вечная нам дана. Мы уже приобщились этой тайне, и она снова и снова по дару Духа Святого возвращается к нам. Но мы не достигаем новой жизни в полноте. Мы живем в мире, который искажен злом, и наш путь идет к полноте этой славы, ко Второму Пришествию Христову. Но есть Одна в роде человеческом - Божия Матерь, в Которой эта слава Христова, слава всей Церкви, уже сейчас раскрылась в полноте.

Глядя на Божию Матерь, зная благодать, которой сподобляет нас Господь, мы сознаем, как велико наше призвание. Слава рода человеческого уже началась и не будет никогда отнята от тех, кто во Христа крестился и во Христа облекается. Да, «ина слава солнцу, ина слава луне, и звезда от звезды славою разнится», но эту славу Божия Матерь приняла не для Себя одной, а для того, чтобы эта слава Ее заступничеством принадлежала всем Ее детям, которых Она больше любит, чем родная мать своих детей.

Божия Матерь не есть некая богиня, которой мы поклоняемся, как говорят иногда наши недоброжелатели. Ее совершенное смирение не имеет ничего общего с языческими богами, олицетворяющими силы природы и особенно плодородия. Исключаются все искушения околоцерковного богословия приписать Ей то, что принадлежит одному Богу. Ибо Матерь Творца остается Его творением.

Она более, чем кто-либо из всех творений, самым глубочайшим образом сознает Свое «ничто» без Бога. Ту тайну, о которой святитель Филарет Московский говорит, что тварь поставлена Богом над бездною небытия под бездною милосердия Божия. Матерь Спасителя мира, Она более всех открыта присутствию и действию Своего Творца. Мы называем Ее Царицей неба и земли, потому что Она - Мать Царя, Творца и Владыки мира видимого и невидимого. И чем больше Ее смирение, тем больше возвышает Ее Господь. Чем больше Она раба Господня, тем больше Царица. Благодаря Ее исключительному участию в деле спасения всего человечества, совершенного Ее Божественным Сыном, Она первая получает дар спасения. Она первая в роде человеческом, искупленная Кровью Христовой. Но и каждый из нас, и все мы вместе призваны стать самыми верными причастниками Благой Вести.

В обращении Архангела и в нашей постоянной молитве к Божией Матери: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» - вдохновение Духа Святаго. «Господь с Тобою» - значит, с нами. Не таково ли благословение священника за Божественной литургией, раскрывающей чудо Воплощения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Это начало нашего Нового Завета с Богом.

«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся», - воспеваем мы на великом повечерии. И Младенец в Вифлеемских яслях - «Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог». И по Воскресении Господь скажет Своим ученикам: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века».

Похвала Пресвятой Богородицы

(Суббота пятой седмицы Великого Поста)

Акафист Пресвятой Богородице – хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т. п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами – Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, – весьма различные по своей богословской и поэтической ценности. Особенно акафистное творчество развилось во II-м христианском тысячелетии, в том числе в православной России, сохраняя свое значение и доныне.

В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать пер­венствующее и исключительное положение, о чем свидетельствует тот факт, что он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. Его твердое место – в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».

В композиционном отношении Акафист представляет собой большое по объему и сложное, но в то же время весьма стройное произведение. Он состоит из тринадцати кондаков (более кратких, в определенной степени законченных строф) и двенадцати икосов (более развернутых строф, начало которых аналогично кондакам). Кондаки и икосы чередуются друг с другом. Главная особенность и основное содержание икосов заключается в двенадцати каждый раз различных обращений к Богородице, начинающихся со слова «Радуйся» – греческого приветствия «хайре» (или «хере»). Эти обращения представляют собой молитвенно-поэтические вариации на тему приветствия, с которым обратился Архангел Гавриил к Пресвятой Деве Марии в день Благовещения: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лk. 1, 28). Поэт вкладывает их в уста кого-либо из участников евангельской или церковной истории: Ангела Гавриила, младенца Иоанна Крестителя, находящегося еще в утробе Елизаветы, пастухов, волхвов, верующих, Церкви и т. п. Каждый икос заканчивается одним и тем же рефреном «Радуйся, Невесто неневестная». Кондаки заканчиваются «Аллилуиа» (евр. «Слава Тебе, Боже»), за исключением первого кондака, имеющего окончание икоса: «Радуйся, Невесто Неневестная». Именно подобная схема и была взята последующими поэтами как предмет подражания, отчего она стала формой жанра, наполняемой различным содержанием.

Внутреннее же богатство и красоту Акафиста – и в богословско-догматическом, и в молитвенно-богослужебном, и в художественно-поэтическом отношениях – оценивают только в превосходной степени. Можно сказать, он представляет собой удивительное сочетание, кажется, трудно сочетаемых вещей: догматическую точность и глубину, сравнимую с точностью и глубиной вероопределений Вселенских соборов, и изумительное поэтическое изящество, делающее Акафист литературно-художественным шедевром. Вообще, такое сочетание характерно для лучших произведений христианской гимнографии византийской эпохи, которые употребляются в богослужении Церкви вплоть до наших дней.

Вместе с тем, все это одновременно составляет и некоторую трудность восприятия смысла Акафиста – в особенности для того, кто плохо знаком с вероучением Церкви, да еще если учесть, что Акафист, как и все молитвословия в Русской Православной Церкви, читается или поется на церковнославянском языке. Плюс к этому, церковнославянский текст Акафиста, будучи дословным переводом греческого подлинника, точно воспроизводит и его сложную, витиеватую синтаксическую структуру, свойственную ранневизантийской поэзии.

Правда, при переводе не могли не быть утрачены ряд неотъемлемых особенностей оригинального, т. е. греческого текста Акафиста, – особенностей, связанных с его ритмикой и фонетическими соответствиями (аллитерациями) внутри каждой пары хайретизмов (т. е. приветствий, начинающихся с «Радуйся»), а они действительно сгруппированы попарно, так что образуется по шесть пар в каждом икосе, не считая повторяющегося финального «Радуйся, Невесто Неневестная». По количеству слогов первая и последняя пара – всегда самая короткая, а к середине они удлиняются. Кстати, указанная парная структура хайретизмов в русской богослужебной традиции выражена, по крайней мере, музыкально: все кондаки, кроме первого и иногда тринадцатого, а также все начала икосов обычно читаются священником, а сами хайретизмы поет хор, причем на две (или четыре) все время повторяющиеся мелодические строки.

Но самой удивительной особенностью греческого текста Акафиста является, наверное, фонетическая игра слов. Конечно, сохранить ее при переводе оказывается совершенно невозможным, так что удерживается лишь идейное соответствие хайретизмов внутри пар. Например, уже первая пара хайретизмов первого икоса, которая пославянски переведена как «Радуйся, Еюже радость возсияет;

Радуйся, Еюже клятва исчезнет», по-гречески (в русской транскрипции) будет звучать так: «Хайре, ди хэс хэ хара эклампсей; Хайре, ди хэс хэ ара эклейпсей» (ударные слоги подчеркнуты), где «хара» (радость) ара» (клятва) и «эклампсей» (возсияет) «эклейпсей» (исчезнет) образуют аллитерации, а хайретизмы в целом ритмически соответствуют друг другу. Подобные соответствия во множестве встречаются в греческом тексте акафиста (на некоторые из них будет указано).

Кроме того, Акафист в греческом подлиннике имеет алфавитный акростих, согласно которому чередующиеся кондаки и икосы начинаются каждый раз с новой буквы греческого алфавита в их строгой очередности – от альфы («Ангел предстатель...») до омеги («О всепетая Мати...» – по-славянски это видно как раз только на примере первого икоса и последнего, тринадцатого кондака).

Главным, повторяющимся хайретизмом является приветствие «Радуйся, Невесто Неневестная» – выразительный пример того, как бывает трудно перевести на современный язык церковнославянскую фразу, смысл которой в общем понятен, но передать который, при этом сохранив высоту стиля и благоговейную почтительность, почти невозможно. И все-таки, речь идет о приснодевстве Богородицы – одной из самых дорогих для Церкви тайн, связанных с Боговоплощением, о которой в символе веры говорится: «и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы...» Дева Мария – Невеста, у Которой нет жениха, или мужа, в плотском смысле (именно такое значение имеет слово «Неневестная»), но Которая безмужно, бессеменно стала Матерью Господа нашего Иисуса Христа.

Акафист имеет большое апологетическое значение для Церкви – как для Православной, так, кстати, и для Католической. Дело в том, что то почитание, которым окружена личность Пресвятой Богородицы в Православной Церкви, прямо проистекает из главного, исходного и уникального христианского догмата – догмата о Боговоплощении, о том, что Слово (Сын Божий) стало плотью, человеком (Ин.1:14). Боговоплощение происходит при свободном участии Девы Марии, точнее, при ее смиренном, но осознанном согласии содействовать «совету превечному», т. е. осуществлению предвечного замысла Божия: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Одним из первых на эту важную сторону пришествия Христова обратил внимание апостол и евангелист Лука – именно поэтому только в Евангелии от Луки мы читаем рассказ о Благовещении Деве из Назарета, «обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк.1:27). Вслед за св. Лукой свою радость по поводу снисхождения Бога к человеку Церковь выражает в почитании Пресвятой Богородицы, с личностью и служением Которой так логично связать все без исключения стороны христологической тайны Боговоплощения. Акафист Пресвятой Богородице являет собой яркий и, пожалуй, непревзойденный пример того, как при всей развернутости хвалы, адресованной, кажется, исключительно к Деве Марии, все в нем подчинено тайне человеческого спасения во Христе и ни в ком другом.

АКАФИСТ

Кондак 1

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Икос 1

Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая:

Радуйся, Еюже рaдocть возсияет;
Радуйся, Еюже клятва изчезнет.



Радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима.


Радуйся, Звездо, являющая Солнце;



Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 2

Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сице:

Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице;
Радуйся, молчания просящих веро.
Радуйся, чудес Христовых начало;
Радуйся, велений Его главизно.
Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог;
Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо.
Радуйся, Ангелов многословущее чудо;
Радуйся, бесов многоплачевное поражение.
Радуйся, Свет неизреченно родившая;
Радуйся, еже како, ни единаго же научившая.
Радуйся, премудрых превосходящая разум;
Радуйся, верных озаряющая смыслы.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, всегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице:

Радуйся, отрасли неувядаемыя розго;
Радуйся, Плода безсмертнаго стяжание.
Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца;
Радуйся, Садителя жизни нашея рождшая.
Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот;
Радуйся, трапезо, носящая обилие очищения.
Радуйся, яко рай пищный процветаеши;
Радуйся, яко пристанище душам готовиши.
Радуйся, приятное молитвы кадило;
Радуйся, всего мира очищение.
Радуйся, Божие к смертным благоволение;
Радуйся, смертных к Богу дерзновение.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная; уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша пастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие, и текше яко к Пастырю видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша:

Радуйся, Агнца и Пастыря Мати;
Радуйся, дворе словесных овец.
Радуйся, невидимых врагов мучение;
Радуйся, райских дверей отверзение.
Радуйся, яко небесная срадуются земным;
Радуйся, яко земная сликовствуют небесным.
Радуйся, апостолов немолчная уста;
Радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте.
Радуйся, твердое веры утверждение;
Радуйся, светлое благодати познание.
Радуйся, Еюже обнажися ад;
Радуйся, Еюже облекохомся славою.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 5

Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари, и яко светильник держаще ю, тою испытаху крепкаго Царя, и достигше Непостижимаго, возрадовашася, Ему вопиюще: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе Его, аще и рабий прият зрак, потщашася дарми послужити Ему, и возопити Благословенней:

Радуйся, Звезды незаходимыя Мати;
Радуйся, заре таинственнаго дне.
Радуйся, прелести пещь угасившая;
Радуйся, Троицы таинники просвещающая.
Радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства;
Радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа.
Радуйся, варварскаго избавляющая служения;
Радуйся, тимения изымающая дел.
Радуйся, огня поклонение угасившая;
Радуйся, пламене страстей изменяющая.
Радуйся, верных наставнице целомудрия;
Радуйся, всех родов веселие.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 6

Проповедницы богоноснии, бывше волсви, возвратишася в Вавилон, скончавше Твое пророчество, и проповедавше Тя Христа всем, оставиша Ирода яко буесловна, не ведуща пети: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша, сих же избавльшиися вопияху к Богородице:

Радуйся, исправление человеков;
Радуйся, низпадение бесов.
Радуйся, прелести державу поправшая;
Радуйся, идольскую лесть обличившая.
Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго;
Радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни.
Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме;
Радуйся, покрове миру, ширший облака.
Радуйся, пище, манны приемнице;
Радуйся, сладости святыя служительнице.
Радуйся, земле обетования;
Радуйся, из неяже течет мед и млеко.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго, вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный. Темже удивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа тварь, явлься Зиждитель нам от Него бывшим, из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну, да чудо видяще, воспоем Ю, вопиюще:

Радуйся, цвете нетления;
Радуйся, венче воздержания.
Радуйся, воскресения образ облистающая;
Радуйся, ангельское житие являющая.
Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии;
Радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози.
Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным;
Радуйся, рождшая Наставника заблудшим.
Радуйся, Судии праведнаго умоление;
Радуйся, многих согрешений прощение.
Радуйся, одеждо нагих дерзновения;
Радуйся, любы, всякое желание побеждающая.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте Тому вопиющия: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное Слово: снизхождение бо Божественное, не прехождение же местное бысть, и рождество от Девы Богоприятныя, слышащия сия:

Радуйся, Бога невместимаго вместилище;
Радуйся, честнаго таинства двери.
Радуйся, неверных сумнительное слышание;
Радуйся, верных известная похвало.
Радуйся, колеснице пресвятая Сущаго на Херувимех;
Радуйся, селение преславное Сущаго на Серафимех.
Радуйся, противная в тожде собравшая;
Радуйся, девство и рождество сочетавшая.
Радуйся, Еюже разрешися преступление;
Радуйся, Еюже отверзеся рай.
Радуйся, ключу Царствия Христова;
Радуйся, надеждо благ вечных.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу; неприступнаго бо яко Бога, зряще всем приступнаго Человека, нам убо спребывающа, слышаща же от всех: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе, Богородице, недоумевают бо глаголати, еже како и Дева пребываеши, и родити возмогла еси. Мы же, таинству дивящеся, верно вопием:

Радуйся, премудрости Божия приятелище,
Радуйся, промышления Его сокровище.
Радуйся, любомудрыя немудрыя являющая;
Радуйся, хитрословесныя безсловесныя обличающая.
Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе;
Радуйся, яко увядоша баснотворцы.
Радуйся, афинейская плетения растерзающая;
Радуйся, рыбарския мрежи исполняющая.
Радуйся, из глубины неведения извлачающая;
Радуйся, многи в разуме просвещающая.
Радуйся, кораблю хотящих спастися;
Радуйся, пристанище житейских плаваний.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Иже всех Украситель, к сему самообетован прииде, и Пастырь сый, яко Бог, нас ради явися по нам человек: подобным бо подобное призвав, яко Бог слышит: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим: ибо небесе и земли Творец устрои Тя, Пречистая, вселься во утробе Твоей, и вся приглашати Тебе научи:

Радуйся, столпе девства;
Радуйся, дверь спасения.
Радуйся, начальнице мысленнаго наздания;
Радуйся, подательнице Божественныя благости.
Радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно;
Радуйся, Ты бо наказала еси окраденныя умом.
Радуйся, тлителя смыслов упраждняющая;
Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая.
Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения;
Радуйся, верных Господеви сочетавшая.
Радуйся, добрая младопитательнице девам;
Радуйся, невестокрасительнице душ святых.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву, невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая, званием же почитаемая, сими:

Радуйся, луче умнаго Солнца;
Радуйся, светило незаходимаго Света.
Радуйся, молние, души просвещающая;
Радуйся, яко гром враги устрашающая.
Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение;
Радуйся, яко многотекущую источаеши реку.
Радуйся, купели живописующая образ;
Радуйся, греховную отъемлющая скверну.
Радуйся, бане, омывающая совесть;
Радуйся, чаше, черплющая рaдocть.
Радуйся, обоняние Христова благоухания;
Радуйся, животе тайнаго веселия.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бо вселився утробе содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех:

Радуйся, селение Бога и Слова;
Радуйся, святая святых большая.
Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом;
Радуйся, сокровище живота неистощимое.
Радуйся, честный венче людей благочестивых;
Радуйся, честная похвало иереев благоговейных.
Радуйся, церкве непоколебимый столпе;
Радуйся, Царствия нерушимая стено.
Радуйся, Еюже воздвижутся победы;
Радуйся, Еюже низпадают врази.
Радуйся, тела моего врачевание;
Радуйся, души моея спасение.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак)

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ВТОРАЯ

О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

КАНОН

(Похвале Пресвятой Богородицы)

Тропарь, глас 8-й

Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: приклонивый схождением Небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: Радуйся Невесто Неневестная.

Канон, глас 4-й

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса.

Припев:

Христову книгу одушевленную, запечатленную Тя Духом, великий Архангел, Чистая, зря возглашаше Ти: радуйся, радости приятелище, Еюже праматерняя клятва разрешится.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Адамово исправление, радуйся, Дево Богоневесто, адово умерщвление; радуйся, Всенепорочная, Палато всех Царя; радуйся, Престоле огненный Вседержителя.

Слава: Цвете неувядаемый, радуйся, Едина прозябшая Яблоко Благовонное; радуйся, рождшая благоухание Единаго Царя; радуйся Неискусобрачная, мирови спасение.

И ныне: Чистоты сокровище, радуйся, Еюже от падения нашего востахом; радуйся, сладкоуханный крине, Владычице, верных благоухаяй, кадило благовонное и миро многоценное.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди: в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, радуйся, одушевленная Трапезо, Хлеб животный вмещшая; радуйся, животныя воды Источниче неистощаемый, Владычице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Юнице Юнца рождшая непорочнаго, радуйся верным; радуйся. Агнице, рождшая Божияго Агнца, вземлющаго мира всего прегрешения; радуйся теплое очистилище.

Слава: Утро светлейшее, радуйся, Едина солнца носящая Христа света жилище; радуйся, тьму разрушившая, и мрачныя бесы отнюд отгнавшая.

И ныне: Радуйся, двере Едина, Еюже Слово пройде Едино, вереи и врата адова, Владычице, Рождеством Твоим сокрушившая; радуйся Божественный входе спасаемых, Богоневесто.

Господи, помилуй. (Трижды )

Седален, глас 1-й

Великий воин невещественных Ангелов, во град Назарет представ, Царя возвещает Твоего, Чистая, и веков Господа: радуйся, глаголя Тебе, благословенная Марие, непостижимая и несказанная Глубино, человеков воззвание.

Слава, И ныне: Тойже.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в славе, на престоле Божества, во облаце легце прииде Иисус Пребожественный, нетленною дланию, и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Во гласех пений, Дево, Тебе вопием, Всепетая: радуйся, тучная Горо и усыренная Духом; радуйся Свещниче, и Стамно манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Очистилище миру, радуйся, Пречистая Владычице; радуйся Лествице, от земли всех возвысившая благодатию; радуйся Мосте, воистинну преводяй всех от смерти к животу поющих Тя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Небес превышшая, радуйся, земли основание в Твоих ложеснах, Пречистая, нетрудно носившая; радуйся Червленице, багряницу Божественную омочившая от кровей Твоих Цареви силам.

Слава: Законодавца рождшая истиннаго, радуйся Владычице, беззакония всех туне очищающаго; недоведомая Глубино, Высото неизреченная, браконеискусная, Еюже мы обожихомся.

И ныне: Тя, исплетшую мирови нерукоплетенный венец, песнословим, радуйся, Тебе Дево зовуще: хранилище всех и ограждение, и утверждение, и священное прибежище.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Путь рождшая жизни, радуйся, Пренепорочная, от потопа греховнаго мир спасшая; радуйся, Богоневесто, слышание и глаголание страшное; радуйся пребывание Владыки твари.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Крепость и утверждение человеков, радуйся, Пречистая, место освящения славы, умерщвление адово, Чертоже всесветлый; радуйся Ангелов Радосте; радуйся помоще верно молящихся Тебе.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Огнеобразная Колеснице Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Раю, древо посреде имущи жизни Господа, Егоже сладость оживотворяет верою причащающихся, и тли подклонившихся.

Слава: Укрепляеми силою Твоею, верно вопием Ти: радуйся, Граде всех Царя, преславная и достослышанная о Нейже глаголана быша яве, Горо несекомая: радуйся, Глубино неизмеримая.

И ныне: Пространное селение слова, радуйся, Пречистая, сосуде, Божественный бисер произведшая; радуйся всечудное всех к Богу примирение, блажащих Тя Богородице всегда.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Чертоже Слова Нескверный, вина всех обожения, радуйся, Пречистая, пророков оглашение; радуйся, апостолов удобрение.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

От Тебе роса укану, пламень многобожия угасившая; тем вопием Ти: радуйся, Руно одушевленное, еже Гедеон, Дево, предвиде.

Слава: Се Тебе, Дево, радуйся, зовем: пристанище нам буди влающимся, и отишие в пучине скорбей и соблазнов всех борителя.

И ныне: Радости вина, облагодати наш помысл, еже звати Тебе: радуйся, неопалимая Купино, Облаче всесветлый, верныя непрестанно осеняющий.

Господи, помилуй. (Трижды ) Слава, И ныне:

Кондак, глас 8-й

Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Икос

Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся! И со безплотным гласом, воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся, и стояше, зовый к Ней таковая:

Радуйся, Еюже радость возсияет;
Радуйся, Еюже клятва исчезнет.
Радуйся, падшаго Адама воззвание;
Радуйся, слез Евиных избавление.
Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы;
Радуйся, глубино неудобозримая и Ангельскима очима.
Радуйся, яко еси Царево седалище;
Радуйся, яко носиши Носящаго вся.
Радуйся, звездо, являющая солнце;
Радуйся, утробо Божественнаго воплощения.
Радуйся, Еюже обновляется тварь;
Радуйся, Еюже покланяемся Творцу.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари богомудрии паче Создавшаго, но огненное прещение мужески поправше, радовахуся поюще: препетый отцев Господь и Бог благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Воспеваем Тя вопиюще: радуйся, Колеснице Солнца умнаго, Лозо истинная, Грозд зрелый возделавшая, вино источающий, души веселящее верою Тя славящих.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Врача всех человек рождшая, радуйся Богоневесто, Жезле тайный, Цвет неувядаемый процветший, радуйся Владычице, Еюже радости наполняемся, и жизнь наследствуем.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Витийствующий не может язык, Владычице, песнословити Тя, паче бо Серафимов возвысилася еси, рождши Царя Христа; Егоже моли граду сему избавитися от многих искушений.

Слава: Хвалят Тя блажаще концы, и любовию зовут Тебе: радуйся Свитче, в немже перстом написася Отчее Слово, Чистая; Егоже моли, в книги животныя, рабом Твоим написатися Богородице.

И ныне: Молим раби Твои, и приклоняем колено сердца нашего: приклони ухо Твое, Чистая, и спаси скорбьми погружаемыя присно, и соблюди от всякаго вражия пленения Твой град Богородице.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородино спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ложесны Слово прияла еси, вся носящаго носила еси, млеком питала еси, манием питающаго вселенную всю, Чистая, Емуже поем: Господа пойте дела и превозносите во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Моисей уразуме в купине великое таинство рождества Твоего, отроцы же прообразиша сие явственнее посреде огня стояще, и не опаляеми, нетленная святая Дево; тем Тя почитаем во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Прежде прелестию обнажившийся, в ризу нетления облекохомся Рождеством Твоим, и седящии во тьме прегрешений, Свет видехом, Света жилище, Отроковице; тем Тя поем во вся веки.

Слава: Мертвии Тобою оживляются, Жизнь бо Ипостасную родила еси, немии прежде, благоглаголиви бывают, прокаженнии очищаются, недузи отгоняются, духов воздушных множества побеждаются, Дево, человеков спасение.

И ныне: Миру рождшая Спасение, Имже от земли на высоту взята быхом, радуйся, Всеблагословенная, Покрове и Державо, Стено и Утверждение поющим, Чистая: Господа пойте дела и превозносите во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Да Тебе вернии, радуйся зовем, Тобою радости причастницы бывше присносущныя, избави нас напастей, варварскаго пленения, и всякия иныя раны, за множество, Отроковице, прегрешений, находящия человеком согрешающим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Явилася еси просвещение наше и утверждение; темже вопием Ти: радуйся Звездо незаходимая, вводящая в мир великое Солнце; радуйся, Едем отверзшая заключенный, Чистая; радуйся, Сосуде, миро неистощимое на Тя излиянное приемший.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Станем благоговейно в дому Бога нашего, и возопиим: радуйся, миру Владычице; радуйся Марие, Госпоже всех нас; радуйся, Едина Непорочная в женах и добрая; радуйся, Столпе огненный, вводящий в вышнюю жизнь человечество.

Слава: Голубице, Милостиваго рождшая, радуйся Приснодево; преподобных всех, радуйся Похвало, страдальцев венчание; радуйся всех праведных Божественное удобрение, и нам верным спасение.

И ныне: Пощади, Боже, наследие Твое, грехи наша вся презрев ныне, на сие имея молящую Тя, на земли безсеменно Тебе рождшую, великия ради милости восхотевшаго вообразитися, Христе, в человечество.

Изображение воспроизводится по изданию: Иконы Ярославля XIII - середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13-mid 17th century. The masterpieces of ancient russian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. М.: Северный паломник, 2009.

Происхождение не установлено. Поступила в музей до 1951 г.
Реставрировалась в 2002 г. Л. Д. Рыбцевой.

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы отмечается православной Церковью в субботу пятой недели Великого поста. Другое название праздника - суббота Акафиста - связано с тем, что на утрене этого дня поется Акафист Богоматери.

В основе иконографии Похвалы Богоматери лежит песнь из канона пророкам, написанного в VIII веке патриархом Германом Константинопольским: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». Главная тема этой композиции - прославление Богоматери, послужившей предсказанному пророками воплощению Бога Слова. Древнейшим изображением Похвалы Богоматери в русской традиции является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля , написанная греческим мастером во второй половине XIV века. К середине XV столетия в русском искусстве окончательно сложился тот вариант иконографии Похвалы Богоматери, которому, с небольшими изменениями, следует публикуемая икона.

В центре композиции изображена восседающая на престоле Богоматерь. Над ней представлен благословляющий Христос Эммануил, фигура которого окружена ветвями лозы (этот мотив восходит к символическим изображениям Древа Иессева). По сторонам Богоматери и Христа изображены пророки Гедеон, Моисей, Даниил, Захария, Давид, Соломон, Исайя, Иезекииль, Аввакум и праотец Иаков. В нижней части иконы представлен упавший на колени волхв Валаам. В руках пророки держат свитки с текстами своих пророчеств, предвещающих приход в мир Спасителя. Некоторые из пророков представлены с символическими атрибутами-прообразами Богоматери: Гедеон - с руном овчим (Суд. VI, 36–40), Моисей - с неопалимой купиной (Исх. III, 1–8), Даниил - с горой (Дан. II, 31–46), Давид - с ковчегом-«киотом» (Пс. CXXXI, 8) , Соломон - с храмом (Притч. IX, 1–2). В отличие от большинства русских памятников XV–XVI веков, где композиция была достаточно разреженной, пророки на ярославской иконе располагаются тесной группой вокруг престола Богоматери. Изображения Валаама в одежде, а не в плаще, накинутом на обнаженное тело, также известны не ранее XVII века.

Особенности иконы «Похвала Богоматери» из Ярославля - уравновешенная композиция, неяркий колорит с преобладанием коричневатой охры, киновари, белил и золота, личное письмо, исполненное близкими по тону санкирем и вохрением с белильными движками, - позволяют отнести произведение к числу памятников ярославской иконописи первой половины XVII века. Возможно, это самая ранняя ярославская икона Похвалы Богоматери, сохранившаяся до наших дней.

Литература:

  • Похвала Богоматери 2003. Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII–XX веков из собрания Ярославского Художественного музея: Каталог выставки . - М.: Северный Паломник, 2003. - Кат. № 5, стр. 14-15.
  • Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII - середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13-mid 17th century. The masterpieces of ancient russian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. - М.: Северный паломник, 2009. - Т. II, кат. № 126, стр. 84-89.

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

История Праздника

Праздник Похвалы Богоматери, сопровождающийся чтением акафиста (хвалебных текстов), установлен в VII в., а начиная с IX в. этот праздник отмечается в субботу пятой недели Великого поста. В основе его - воспоминание о спасении Константинополя от аваров в 625 году. В тот год император Ираклий отправился в поход против персов. Этим воспользовались авары и осадили город с моря. Тогда патриарх Сергий вынес чудотворную икону Богоматери Одигитрии (по некоторым версиям - ризу Богоматери) на берег Босфора и погрузил ее в воды залива. И тут же на море началась буря, разметавшая вражеский флот, после чего осада Константинополя была снята. В память о чудесном избавлении и был установлен праздник. Икона, спасшая Константинополь от аваров хранится ныне на Афоне, в монастыре Дионисиат. А память этих событий сохранилась в песнопении «Взбранной Воеводе», со временем ставшем запевом к Акафисту Богоматери (благодарственный неседальный гимн).

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни - риза и пояс; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.
Свое название «Акафист» («неседален»)получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других службах по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем Похвалу стоя.

Особенности Богослужения

Акафист - это есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским “Аллилуйя”, каждый икос - приветствием архангела “Радуйся…”. Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: “Взбранной Воеводе…” и пр.

«Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48)» . Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. По мысли профессора – богослова К.Е. Скурата в них заключен глубокий пророческий смысл. «Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять “все роды”! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что, согласно этому предопределению, с радостью приняла святая Вселенская Церковь.

Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать.»

Иконография Похвалы Богородицы

В XIV-XV вв. складывается и иконография «Похвалы Богородицы», своего рода гимн в красках, в котором, как и в Акафисте, раскрывается тема величания Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога.

В основу иконографии положены пророчества и прообразы Божией Матери в Ветхом завете. Если сама история жизни Богородицы как история земной Девы Марии начинается с ее рождения, произошедшего в определенный момент в городе Назарете, то идея предвечного Божественного замысла о появлении Ее среди человечества и «уготовании» для воплощения Господа пронизывала, согласно христианскому толкованию, все священные книги Ветхого Завета. Св. Андрей Критский считает, что «нет ни одного места во всем Богодухновенном Писании, где бы внимательный исследователь не увидел разных, повсюду рассеянных на Нее (Божию Матерь) указаний». Объясняя обращенные к царю Давиду слова Господа: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс 131. 11), прп. Иоанн Дамаскин отмечает, что «от племени Давида» «прозябла» Дева Мария, «предопределенная Предвечным… Советом Божиим и чрез Святого Духа как представленная, так и предвозвещенная различными образами и словами Пророков».

Средник иконы с изображением «Похвалы Богоматери» и ее клейма, иллюстрирующие Акафист, составляют одну тему, связаны общими образами и символами. Иконография «Похвалы» сформировалась под влиянием нескольких гимнографических сочинений, в первую очередь, текста песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев ».

Одним из примеров является икона «Похвала Богородицы» с акафистом в двадцати четырех клеймах. (Середина 16 в. , Москва. Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Государственный Русский Музей).

В Ветхом Завете даны были многие предуказания главнейших обстоятельств жизни Пресвятой Богородицы: происхождение Ея от рода Давидова, нравственные совершенства, Богоматернее величие, приснодевство, прославление, — все это преднаписано у святых пророков.

В иконографии «Похвалы Богородицы» вокруг восседающей на троне Марии мы видим одиннадцать фигур пророков, протягивающих Богородице развернутые свитки с текстами своих пророчеств, посвященных чуду воплощения Христа, и атрибуты- символы, с которыми она сравнивается в ветхозаветных текстах.

Аввакум с Горой «Приосененной», Иеремия с каменными Скрижалями Завета;

Один из особенно значимых прообразов Богоматери– Ковчег Завета. Это величайшая святыня, так как в нем находились Скрижали Завета. А что представляли собой Скрижали Завета? Это камень, на котором было начертано Слово Божие. Скрижали Завета – образ Христа. Как на камне Слово стало видимым, когда Бог написал заповеди, так и Христос – это Воплощенное Слово. И как в Ветхом Завете не было ничего выше Скрижалей Завета, так в Новом Завете нет ничего выше Христа. Ковчег всегда осмыслялся отцами Церкви как прообраз Божией Матери: в ней воплотилось Божественное Слово, Она являлась Его носительницей.

Таинственную гору видит Пророк Аввакум: «Бог от юга приидет и Святый из горы приосененныя чащи» (Авв. 3: 1–3). «Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из Тебя изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление» – воспевает Церковь Богородицу в ирмосе 4 песни воскресного канона 1 гласа.

Иезекииль с затворенными вратами, Иаков с лествицей;

К числу прообразов приснодевства Божией Матери могут быть отнесены врата храма, которые в видении были показаны прор. Иезекиилю, «Не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44. 1-2). В этом прообразном видении весь догмат Приснодевства Богородительницы. «Девственная похвала», «девство и рождество сочетавшая» то, что иконографии изображается в трех звездах на мафории: «до рождества Дева, в рождестве Дева, и по рождестве Дева».

Иаков, уснувший по дороге в Харан увидел лестницу, которая «стоит на земле, а верх ее касается неба» (Быт. 28, 10-16). Ангелы Господни, и восходившие и нисходившие по ней, и глас Господень к Иакову, убоявшемуся этого видения, сама лестница, как бы в далеком будущем проображавшая соединение двух миров, «земного и небесного», человечества и Божества- все это слабое предуказание о грядущем избавлении и спасении, об образе Пречистой Богородительницы, о Которой еще в раю было предсказано изгоняемому Адаму.

Аарон с процветшим жезлом;

В ковчеге завета, по Божию повелению, был положен и чудесно прозяб и процвел жезл Ааронов:«И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их. На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали.» (Чис. 17, 6-8). Этот жезл прообразовал Пресвятую Деву Богородицу. Она произошла от безплодных родителей подобно тому, как процвел сухой жезл: «произрастение сухаго жезла указало Израилю предъизбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от безплодной чудно являет светлое достоинство родивших». «Из корене прозябшая Давидова и Иессеева, Анна ныне растити начинает божественный жезл, прозябший таинственный цвет — Христа, всех Зиждителя».

Гедеон с руном;

Гедеон, пятый судья Израильскаго народа, выслушав от Ангела волю Божию — идти и избавить отечество от власти мадиамлян, пожелал получить знамение в удостоверение того, что на это дело есть благословение Бoжиe. Избранное им самим знамение было такое: на руно (кожу овцы), положенное им на гумне, ночью сошла обильная роса, тогда как вся земля вокруг была суха; в другую же ночь земля была омочена росою, а лежавшее на гумне руно осталось совершенно сухим (Суд. 6. 33-40). Bсе обстоятельства этого чуднаго события имеет отношение к лицу Пресвятой Богородицы. Гумно, в таинственном смысле, знаменовало избранный народ Божий. Руно — Пречистая Дева, по толкованию св. Церкви. «Радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон предвиде» (стихира субботы 5 –й недели Великого Поста). Одушевленное руно — Дева была обильно орошена благодатию Божиею; тогда как, в то же время, язычники и самые Израильтяне были духовно сухими — от зноя суеверия и неверия. Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росою: так и Дева, по рождестве Господа, не потерпела изменения, между тем, как земля увлажилась росою истинной веры.

Моисей с Купиной;

Именование Пресвятой Девы «Неопалимая Купина» свое объяснение находит в видении пророком Моисеем горевшего, но не сгоравшего куста (слав. «купины») — Исх. 3. 2, где сам куст выступает в качестве прообраза одновременно материнства и девства Божией Матери «Мне кажется,- пишет свт. Григорий Нисский, — (что) сию тайну предузнал и великий Моисей во время бывшего ему Богоявления в огне…». И добавляет — «что там (т.-е. в Ветхом Завете) предъизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы; как там купина горит и не сгорает: так и здесь (т.-е. в Новом Завете) Дева раждает свет и пребывает нетленна». По этой причине св. Церковь именует Богоматерь «неопалимою купиною», а христианское искусство нередко изображает Ее окруженною огненным сиянием.

Даниил с горой;

В книге Пророка Даниила (Дан. 2, 31 — 35) описывается удивительное видение царя Навуходоносора: он видел великое тело, составленное из разных веществ — золота, серебра, меди, железа, глины — и вот «отторжеся камень от горы без рук, и удари тело в нозе железны и скудельны, и истни их до конца… Тогда сотрошася вкупе скудель, железо, медь, сребро и злато, и бысть яко прах от гумна летня; и взят я премногий ветр, и место не обретеся им; камень же, поразивый тело, бысть гора велика, и наполни всю землю». Такова и была, действительно, судьба четырех великих царств: Вавилонскаго, Мидо-Персидскаго, Македонскаго и Римскаго. Камень (Господь Иисус Христос), отделившийся без рук от горы (Пресвятыя Богородицы), сокрушил смесь, из которой был составлен древний языческий мир, и положил начало новому царству, «еже во веки не разсыплется». «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества» воспевает Церковь Богородицу в ирмосе 9 песни воскресного канона 4 гласа).

Давид с ковчегом;

В псалме 86, ст. 3, говорится: “преславная глаголашася о тебе, граде Божий”. Град Божий — это Иерусалим, столица Иудейскаго царства. С самаго начала Иерусалим был маловажным городом страны Иевусеев, одного из племен Ханаанской земли. Потом, когда царь Давид завоевал его, сделал столицею своего царства и построил в нем дом для себя, — слава его возрастала более и более. Преемник Давида, Соломон, воздвиг в Иерусалиме великолепный и единственный во всем мире храм истинному Богу, и в трогательных словах, при освящении храма, просил Господа, чтобы Он внимал здесь молитвам не только Израильтян, но иноверцев и иноплеменников. С этого времени в Иерусалим стали стекаться во множестве не только Иудеи, но и язычники, и о граде Божием, который благоволил Господь сделать жилищем Своим, возвещали великое во всем миpе. Пресвятая Дева в отношении славы Своей, по учению св. Церкви, подобна городу Иерусалиму. Она — “град всех Царя, преславная и достослышанная о Нейже глаголана быша яве”, “чертог и престол Царствующаго, град избранный”. Происходя из царственнаго рода Давидова, Пресвятая Дева вначале, подобно Иерусалиму, не имела никакой внешней славы, была смиреннейшею из дев своего народа. Но сделавшись Богоизбранною Материю Спасителя миpa, Она прибрела единственную и всемирную славу. Богоматерь, согласно предсказанию Ея, ублажают все роды.

Исаия с клещами.

Исайя - один из четырех великих пророков, называемый также ветхозаветным евангелистом по ясности своих пророчеств. Согласно тексту книги, в видении Исайе предстает Господь на престоле в окружении Сил Небесных. И к Пророку как к человеку с нечистыми устами посылается Серафим: “Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен” (Ис 6:6–7) В толковании на Исайю святителя Василия Великого сказано: то, что Серафим взял угль клещами, символизирует неприступную святость алтаря, а угль означает Воплощение как соединение огня и вещества землистого, грубого; природа этого огня та же, что и крещение Духом и огнем (Мф 3:11). Священномученик Мефодий Патарский называет руки Богоматери клещами, несущими Христа Симеону; гимнограф Иоанн Монах говорит, что Богоматерь есть умственные, мысленные клещи, несущие угль пламенеющий, то есть истинного Христа; святитель Софроний Иерусалимский заключает, что клещи, как сказано пророком Исайей, означают Деву, возносящую Хлеб Небесный. Углем называют Господа Иисуса Христа и церковные песнопения, клещами же - руки Богоматери. 2-й тропарь 5-й песни канона преподобного Косьмы Маюмского на Сретенье: “Огнь, - рече, носиши, Чистая / Младенца боюся объяти Бога / Света Невечернего и миром владычествующа” ; 3-й тропарь: “Ты, якоже клещами, руками просвещаешь мя, подавши, Егоже носиши” . Отрывок минейного чтения на Сретенье: “Угль, проявлейся / Божественному Исайи, - Христос, яко клещами, / руками Богородицы / ныне старцу дается” . В песни на память Исайи говорится о Рождестве и Воплощении: “Угля Мысленного, Чистая Богоневесто, Исайя Егоже виде носиши на руку, Богомати, зраку нашему соединяема и миру спасение светло подающа, тем Тя вси величаем”.

Внизу в центре изображен коленопреклоненный пророк Валаам , указывающий на звезду. Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе, воплощении Его от Богородицы: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17)

В изображения всех прообразовательных символов включены голубые медальоны с образом Богоматери.

Для семантики образа «Похвалы» существенны как поза Богоматери, представленной сидящей на престоле с раскрытой перед грудью ладонью (подобно тому, как Она изображена в сцене Благовещения), так и мотив побега, образующего фигуры восьмерки и обрамляющего фигуры Христа и Богоматери. Эти особенности, а также тексты развернутых пророческих свитков акцентируют основную тему Божественного Воплощения, предсказанного пророками и свершившегося через Деву Марию.

Полуфигура Спаса Эммануила над Ней- символ воплощенного Христа Предвечного. Ветви голубых побегов, окружающих Богоматерь и Спаса, напоминают о Древе Иессеевом (Ис. 11. 1) и соответствуют многочисленным поэтическим уподоблением Христа Древу Жизни, а Богоматери - лозе виноградной, раю цветущему. Древо Иессеево символизировало единство Ветхого и Нового Заветов, а прославление Богоматери — «посредницы закона благодати… яснейшему исполнению всякого пророчества» — раскрывало основной догмат новозаветной церкви о вочеловечившемся Боге.

По периметру иконы располагаются клейма, передающие содержание кондаков и икосов Акафиста. Изображение Благовещения в различных иконографических изводах часто повторяется несколько раз в качестве иллюстраций, как правило, к первым 3 икосам. Основой для иконографии первых 12 композиций цикла в равной мере послужили традиционные изображения Господских праздников и эпизодов цикла Жития Богоматери в соответствии с Евангелиями и апокрифическим Протоевангелием Иакова. Следующие 12 иллюстраций, не связанные с евангельским повествованием, изображают прославление Богоматери (или Ее иконы) и Христа небесными силами и родом земным (апостолами, мучениками, преподобными, святителями, царями, верными). Однако и во второй части Иконографии Акафиста Богородице встречаются изображения Господских праздников, например Сошествие во ад.

Состав композиций и полнота иллюстративного повествования Акафиста Богородице значительно варьировались в разных средневековых памятниках. Разнообразные варианты цикла Акафиста Богородице получили унифицированную структуру в поствизантийских руководствах и подлинниках. Например, в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывается иллюстрировать каждый из икосов Акафиста Богородице следующим образом:

  • К первым 3 икосам «Ангел Предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: Радуйся!…», «Видящи Святая Себе в чистоте…», «Разум недоразумеваемый, разумети Дева ищущи…»- «Благовещение» в разных иконографических изводах
  • 4-й «Сила Вышняго осени тогда к зачатию браконеискусную…» — схождение Св. Духа на Богоматерь, (в русских изводах, этот икос иллюстрировался изображением «Благовещения» — например, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре);
  • 5-й «Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети…» — встреча Марии и Елисаветы, Иосифа и Захарии (капелла св. Григория Богослова церкви св. Климента в Охриде);
  • 6-й «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся…» — сомнения Иосифа (капелла св. Григория Богослова ц. св. Климента в Охриде);
  • 7-й «Слышаша пастырие ангелов поющих плотское Христово пришествие…» — Рождество Христово (церковь св. Николая Орфаноса в Фессалонике);
  • 8-й «Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари…» — скачущие на конях волхвы, узревшие Вифлеемскую звезду (церковь св. Николая Орфаноса в Фессалонике);
  • 9-й «Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу, Создавшаго рукама человеки… » — поклонение волхвов (церковь св. Николая Орфаноса в Фессалонике);
  • 10-й «Проповедницы Богоноснии бывше волсви…» — путешествие волхвов (церковь св. Николая Орфаноса в Фессалонике);
  • 11-й «Возсиявый во Египте просвещение истины…» — бегство в Египет (церковь Пантократора в Дечанах);
  • 12-й «Хотящу Симеону от нынешняго века претавитися прелестнаго…» — Сретение (церковь Пантократора в Дечанах);
  • 13-й «Новую показа тварь явлься Зиждитель, нам от Него бывшим… » — Христос благословляет, под ним лики всех святых (трапезная Великой лавры на Афоне);
  • 14-й «Странное Рождество видевше, устранимся мира…» — Богоматерь с младенцем, Ей предстоит лик преподобных (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля);
  • 15-й «Весь бе в нижних, и вышних никакоже отступи неописанное Слово…» — Христос в небесах благословляет апостолов и людей (ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике);
  • 16-й «Всякое естество Ангельское удивися, великому Твоего вочеловечения делу…» — Христос благословляет среди ангельских ликов (капелла св. Григория Богослова церковь св. Климента в Охриде);
  • 17-й «Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе Богородице…» — Богородица с младенцем в окружении «витий» (ораторов) (капелла св. Григория Богослова церковь св. Климента в Охриде);
  • 18-й «Спасти хотя мир…» — Расскрывается тема вольных страданий. Например, Христос, беседующий с апостолами, идет по горам. В средневековых памятниках обычно или «Сошествие во ад», напр., в церкви св. Димитрия Маркова монастыря, или «Христос во славе», напр., в церкви Пантократора в Дечанах);
  • 19-й «Стена еси девам Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим… » — Богородица с младенцем в окружении дев (церковь св. Димитрия Маркова монастыря);
  • 20-й «Пение всякое побеждается спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих…» — Христос на престоле в окружении ангелов благословляет, внизу святители и преподобные (церковь св. Димитрия Маркова монастыря);
  • 21-й «Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим святую Деву…» — Богородица с Младенцем (или свечой) на облаке, вокруг нее блистает свет, в пещере коленопреклоненные люди, взирающие на нее (церковь св. Димитрия Маркова монастыря);
  • 22-й «Благодать дати восхетев долгов древних…» — Христос раздирает хартию с письменами рукописания Адама (церковь св. Димитрия Маркова монастыря);
  • 23-й «Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм Богородице…» — Богородица с Младенцем, вокруг нее поющие архиереи, священники, диаконы (капелла св. Григория Богослова церковь св. Климента в Охриде);
  • 24-й «О Всепетая Мати..» — Богородица с Младенцем, вокруг Нее цари, священники, архиереи, преподобные (трапезная Великой лавры на Афоне).

Уже в палеологовскую эпоху сложилась устойчивая традиция историзованного иллюстрирования 23-го и 24-го икосов (в русской традиции 12-го икоса и 13-го кондака), а иногда и др. икосов 2-й половины Акафиста Богородице либо проимия (зачин, вступление) «Взбранной Воеводе… ». В таких иллюстрациях изображалась сама служба А. Богородице с литией или поклонением иконе Божией Матери, что отражало реальные константинопольские процессии с иконами Богоматери. Эта традиция распространилась в иллюстрациях к Акафисту Богородице уже в кон. ХIII-ХIV в.

В циклах Акафиста Богородице палеологовской эпохи 2-й проимий иллюстрировался сравнительно нечасто, но уже в это время сложилось 2 основных иконографических типа: образ Богоматери или лития с иконой Богородицы, а также изображение осады Константинополя, включавшее элементы осад города разных лет. Этот второй тип иллюстрирования проимия привился и на Руси и известен по росписям XVI-XVII вв., а также по некоторым иконам XVII в.: Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, кон. XVI в.; Успенского собора Московского Кремля, 1642-1643 гг.; церковь Ризположения Московского Кремля, 1644 г.; Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1641 г.; «Благовещение с Акафистом» из церкви Св. Троицы в Никитниках (Москва), 1659 г.

Т. Н. Михельсон высказывала предположение, что начиная с ХV в. в памятниках московской школы при изображении осады в Акафисте Богородице могла сложиться традиция сопоставления авар с монголо-татарами и Константинополя с Москвой.

Список используемой литературы:

  1. Пивоварова Н. В. , Икона «Похвала Богоматери» с акафистом в двадцати четырех клеймах // Русский музей представляет: Святая Русь / Альманах. Спб. , 2011.
  2. Православная энциклопедия, 5 том. Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2002
  3. «Пречистому Образу твоему поклоняемся…». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. Государственный Русский музей, 1995.
  4. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ея.На основании Священного Писания, свидетельств св. Отцов и церковного придания. Москва, 1904 г. http://deva-maria.narod.ru/zitie9.htm
  5. Очищение уст пророка Исаии, альманах «Альфа и Омега», № 24, 2000 г. Автор — Юлия Садовская.
  6. http://uspenie.paskha.ru/word/Testament/&job=print по статье архим. Киприана (Керн)

Подготовила Вероника Афанасьева

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!