Где была граница фрг и гдр. Почему германия была поделена на фрг и гдр. Так Германия выглядела после оккупации союзниками по Антигитлеровской коалиции

ГДР и ФРГ ФРГ События Основополагающий договор между ГДР и ФРГ
Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии
Договор об объединении Германии

Государственная граница ГДР и ФРГ (нем. Innerdeutsche Grenze или Внутригерманская граница) - ранее существовавшая, в период с по 1990 годы , государственная граница между двумя вновь образованными Германскими республиками: ГДР и ФРГ . Являлась одной из самых укреплённых и строго охраняемых границ в Европе послевоенного периода, второй половины XX века . Одновременно считалась одним из символов Холодной войны и границей между двумя, противостоящими друг другу, военно-политическими блоками: НАТО и ОВД .

Предыстория

Берлинская стена

После возведения границы между ГДР и ФРГ Берлин с его секторами оставался единственным местом беспрепятственного пересечения границы. В связи с этим бегство граждан ГДР через Берлин в 50-х значительно возросло. По этой причине власти ГДР решили перекрыть доступ в Западный сектор города. В ночь с 12 на 13 августа 1961 года были перекрыты все проходы в Западный Берлин и началось сооружение пограничных укреплений прозванных Берлинской стеной. С внешним миром Западный Берлин по-прежнему связывали воздушные, речные и автотранспортные коридоры. Иностранцы и граждане ФРГ могли по ним посещать город, равно как и жители Западного Берлина могли выезжать в ФРГ и другие страны. По всему периметру границ Западного Берлина на въездах и выездах из него располагались пограничные КПП. Железнодорожный транзит обеспечивался на вокзале Фридрихштрассе, который являлся одновременно КПП в Восточный Берлин, а также на вокзале Берлин-Штааке. Поезда въезжающие на территорию ГДР для следования в Западный Берлин тщательно проверялись на границе ГДР и ФРГ и повторно на границе ГДР и Западного Берлина в обоих направлениях следования. Аналогично контроль осуществлялся на автобанах.

Попытки перехода границы

После установления социалистического строя в ГДР многие жители стали перебираться на постоянное место жительство в ФРГ, где уровень жизни был значительно выше. После 1952 года , когда граница стала более тщательно охраняться волна эмиграции перешла отсюда в Берлин, который до начала возведения Берлинской стены оставался открытым для бегства из ГДР. Некоторые немцы не понимали или не хотели мириться с тем, что некогда единая Германия была разделена на две Республики, поэтому нарушения границ было нередким явлением. Лица обнаруженные патрулями в приграничной 5-километровой зоне находящиеся здесь без разрешения передавались пограничному командованию и Штази, поскольку подозревались в намерении пересечения границы и бегстве в ФРГ, что в ГДР с 1960-х годов являлось уголовно наказуемым преступлением. При попытке пересечения границы пограничники ГДР имели полномочия открывать огонь на поражение. Так же как в случае с Берлинской стеной здесь тоже появились свои жертвы, причём как со стороны гражданских, так и со стороны пограничников. Всего за более чем 35 лет погибло около 1000 человек. Однако в разных источниках данные разнятся.

Ликвидация границы и память

Стремительно развивающиеся политические события в ГДР в 1989 году ускорила падение «железного занавеса» и его реальных символов Берлинской стены. 31 августа 1990 года между ГДР и ФРГ был подписан договор об объединении предполагавший вхождения территории ГДР в состав ФРГ. 12 сентября 1990 года в Москве представителями ГДР , ФРГ, СССР , США , Великобритании и Франции был подписан договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, в которой все стороны признавали процесс объединение двух германских республик в единую. Соответствующие договоры предусматривали ликвидацию Германо-германской границы, существовавшую на протяжении четырёх десятилетий.

На полную ликвидацию границы с демонтажем большинства пограничных сооружений потребовалось ещё несколько лет. В качестве исторических и туристических достопримечательностей были сохранены отдельные фрагменты границы, например около городка Хетенслебен. Сегодня туда открыт доступ для туристов, где можно воочию изучить что из себя представляла некогда граница двух Германий и двух общественно-политических систем и военно-политических блоков. Всего же в Германии находится несколько десятков музеев посвящённых Германо-германской границе времён Холодной войны.

Германия на карте и в жизни находится в окружении соседних государств. Эта страна имеет общие рубежи со многими федеративными соседями. С какими странами граничит Германия?

Немецкие сухопутные границы

Немецкие земли обладают общими границами со следующими государствами:

  • Австрией;
  • Чехией;
  • Нидерландами;
  • Данией;
  • Люксембургом;
  • Швейцарией;
  • Польшей;
  • Францией;
  • Бельгией.

Самый протяженный рубеж у Германии с Австрией. Он занимает 817 километров. Почти столько же составляет граница с Чехией. Самая маленькая граница Германии проходит рядом с Данией. Остальные страны-соседи обладают примерно равными приграничными линиями.

Общая длина немецких рубежей составляет 3786 километров. Некоторые из вышеперечисленных стран имеют с Германией смешанные границы, так как они проходят и по суше, и по морям.

Немецкие морские границы

Часть водных границ Германии делает страну соседкой Дании. Польша также соединяется с немецкими территориями морскими рубежами. Еще морские границы с Германией у удаленной Швеции.

Германия является рекордсменом по количеству соседей среди стран Западной Европы. На суше эта страна соседствует с 9 государствами, а на море полностью только с одним .

Альпы и моря образуют естественные природные препятствия на немецких рубежах. В Германии много приграничных городов, оборудованных таможнями.

Для граждан Евросоюза, в котором состоит и Германия, пересекать рубежи соседних стран совсем не сложно. Достаточно иметь паспорт гражданина «евросоюзной» страны. Иностранцы, имеющие шенгенскую визу, также могут посещать государства ЕС без дополнительного разрешения на въезд, если отправляются в путь из Германии.

Поскольку Германия является страной с развитой экономикой и достаточно высоким уровнем жизни, стать ее гражданином непросто. Жесткая политика иммиграции в данное государство связана с большим количеством желающих переехать туда.

Чтобы пересечь немецкие рубежи легально, нужно стать гражданином одной из стран Евросоюза, или получить гражданство самой Германии через брак, работу или инвестиции.

Немецкие границы – одни из самых протяженных в Европе, так как площадь страны составляет 357 квадратных километров. По площади эта страна находится на 62 месте в мире. Немцы очень гордятся своим центральным положением в Западной Европе, и с удовольствием проводят выходные в соседних государствах.

С кем Граничит Германия на карте

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Уникальное явление, являющееся теперь, наверное пожизненно одной из ключевых особенностей Берлина - это Стена. Именно Берлину не повезло в 20-м веке городом, разделённым на две независимые никак не пересекающиеся друг с другом части. В мировой истории подобных прецедентов да и подобного масштаба крайне мало.

Поэтому, находясь в Берлине, крайне интересно сравнивать две разных его части, которые на протяжении полувека развивались абсолютно по-разному. Но не менее интересно и пройти вдоль линии, которая столько лет разделяла единый город

1. Вопросов относительно Стены может быть потрясающее множество. Причём как относительно разъединения, так относительно 30-летнего раздельного существования, так и относительно объединения. Как менялись маршруты общественного транспорта, телефонные коммуникации, канализация, почта? Как Западный Берлин сообщался с внешним миром. Как при объединении всё это восстанавливалось - ездили ли ГДР-овские автобусы по Западному Берлину и наоборот?

2. Как известно, Западный Берлин возник из-за деления Германии после 2-й Мировой войны. Как и вся Германия, так и столица были разделены на 4 сектора: британский, американский, французский и советский. Первые три в итоге объединились и стали ФРГ, а советский превратился в ГДР. Поскольку европейцы проявили упоротую принципиальность и не захотели во имя удобства жителей отдать весь Берлин ГДР-у, такая ситуация и сложилась.

3. Жёсткая граница между ГДР и ФРГ появилась где-то в 1954 году. Однако в Западный Берлин можно было въехать свободно. Чем многие ГДР-овские диссиденты, желавшие свалить из совка в прекрасный Западный мир долгие годы и пользовались. Лавочку прикрыли в 1961 году, когда стена, окружавшая буржуйский анклав, выросла буквально за одну ночь.

4. Все последующие годы отдельные ГДР-овские немцы искали дыры и проникали в Западный Берлин. А ГДР-овские погранцы их ловили, и иногда это заканчивалось летально. Стена все эти годы укреплялась и укреплялась. Кстати, вопреки расхожему мнению, существовала и обратная "миграция". Куда меньшая, чем туда, но была. Не всё уж было гладко в ФРГ, по многим аспектам, в основном социальным, ГДР её опережал. Что и привлекало отдельных западных немцев, не разделявших принципы капитализма.

5. Рухнула стена в 1989 году. Кстати, как раз во время моего пребывания в Берлине проходило празднование 25-летия её падения. На которое мы, конечно же, сходили. Сейчас напоминают о стене только отдельные фрагменты. Всего в нескольких местах остались блоки от неё, а вдоль всей протяжённости идёт выложенная плиточкой линия с табличками "Berliner Mauer".

6. При желании можно пройти её всю, но на это нужно несколько дней, да и не так уж это и интересно, наверное. А самый интересный участок находится в центре Берлина.

7. Итак. Стартуем от станции Treptower Park (юго-восток карты). Здесь граница Берлинов шла по реке Шпрее. Прямо на воде поставлен монумент объединению двух Берлинов.

8. Культура

9. Отличительная особенность всей пристенной территории: огромные пустыри. Стена вынуждена была занимать широкую территорию (чтобы проще было отлавливать нарушителей). Фактически - это полоса препятствий, располагавшаяся между двух стен. После падения Стены, эти территории много где остались невостребованными.

10.

11. Дальше подходим к уникальному метромосту Обербаумбрюке - памятнику архитектуры. Это самая первая линия Берлина, открыта в 1902 году. Во время Стены поезда доходили до последней станции с той стороны (мы смотрим с восточной стороны). С нашей восточной стороны до сих пор только одна станция Warschauer Strasse

12. За мостом сразу начинается сохранившаяся часть Стены. Одно из наиболее популярных среди туристов мест. То самое известное граффити, что в заголовке поста, находится именно здесь.

13. Я, честно говоря, представлял стену несколько более толстой и высокой.

14. По граффити тут прямо музей

15. Наши художники тут часто встречаются

16.

17. Тут же сувениры с всякими артефактами

18. Транзитная виза ГДР для перемещений из ФРГ в Западный Берлин.

19. Вот так дружелюбно выглядит это место сейчас. Лет 30 назад дружелюбности было явно меньше

20. Здание, оказавшееся в зоне Стены, в результате чего обречено было стать заброшенным. Его решили не восстанавливать, сейчас там что-то вроде сквота

21. Далее, стена сворачивает на другую сторону Шпрее. Поток туристов сразу спадает. Здесь же зона отчуждения превращена в бульвар.

22. Проходим озеро. Прямо к стене примыкают восточноберлинские брежневки

23. Тот самый случай, когда стена шла вдоль узкой улицы и дома примыкали прямо к ней. Хрущёвка справа - восток, особняки слева - запад.

24.

25. Это же место 30 лет назад

26. Совсем какие-то глухие места. Окрестности Морицплац

27. Бескультурные немцы паркуются на газонах. Ай-ай-ай! Кстати, это справа от стены, т.е. Восточный Берлин. Вот оно - наследие совка!

28. Казалось бы, фиг узнаешь, что тут могла быть Стена. А вот.

29. Или вот тут

30. Памятник одному из перебежчиков через Стену

31. Циммерштрассе. Улица полностью перестроена, о стене напоминает только лишь линия

32. А вот Чекпоинт Чарли. Довольно известное место, также популярное среди туристов.

33. Занятно, что сразу за КПП американцы на бывшей своей стороне сразу же запилили макдоналдс. Рядом центр Берлина теперь с американским флагом охраняют негры афроамериканцы!

34. Тут есть небольшая экспозиция, посвящённая стене, многочисленным попыткам её перелезания. Вот, например, группа юношей и девушек умудрилась прорваться через один из КПП на автобусе.

35. Вид на советскую сторону.

36. Здесь же расположен музей Берлинской Стены. При желании узнать более подробно об этом явлении, можно его посетить. Кстати, советский флаг! Привет одной хорошей стране, где теперь так его не повесишь.

37. Подходим к бывшему зданию гестапо. Сейчас там музей гестапо.

38. Здание парламента Берлина

39. Приходим на Потсдамерплац. Сейчас это крупнейший транспортный узел города. А в эпоху Стены сюда практически нереально было попасть, было всё глухо и заброшено. Правительство ГДР вообще старалось уменьшить пребывание людей в окрестностях стены.

40. Страж границы

41. Дальше стена проходит через Бранденбургские ворота. Рейхстаг. Затем выходит к новому ж.д. вокзалу Berlin Hauptbahnhof.

42. Огромное стеклянное сверкающее здание. Открыто несколько лет назад.

43. Тут ещё строят новую трамвайную линию. Кстати, трамвай имеется только в Восточном Берлине. Даже сейчас, когда сеть активно расширяется, он почти не заходит на западную часть.

44. Далее стена идёт на север. Снова брежневка. Впрочем о советских кварталах Берлина надо будет обязательно рассказать отдельно.

45. Порой стена появляется в совершенно неожиданных для того местах. Где-то отдельные блоки забыли снести, где-то переоборудовали их под что-то другое. Вот, например, какой-то двор.

46. А вот в другом дворе сохранилась дозорная вышка!

47.

48. Идём дальше. Лизенштрассе. Совсем какие-то промзонные места.

49. Кстати, вы обратили внимание на вот эти странные палки? Мы их встречали в разных местах, долго не могли понять, зачем они нужны. Удивительно, что они как раз были расставлены вдоль стены. Оказалось, это была подготовка к празднованию 25-летия. На эти палки были поставлены шарики, которые в 19.00 9 ноября были дружно запущены в небо.

50. Снова чувствуется зона отчуждения, которая теперь преобразована в полу-парк, полу-пустырь, идущий вдоль ж.д. путей. Здесь стена поворачивает ненадолго обратно на юг.

51. Сохранившийся кусочек.

52.

53.

54. Вход в метро, а точнее на подземную станцию электрички S-Bahn с названием Nordbahnhof. Тут раньше ещё до войны располагался Северный вокзал. Из-за стены вокзал сначала закрыли, потом вообще разобрали.

55. Тут небольшая экспозиция, посвящённая тому, как было разделено метро во время Стены. Уникальные схемы! Западный Берлин.

56. Восточный Берлин. Фактически большая часть метро оставалась в Западной части. На востоке была только полностью линия 5, частично линия 2. Также по его территории проходили линии 6 и 8 из Западного Берлина в Западный. На станциях Восточного Берлина они не останавливались.

Европейская часть материка Евразии занимает примерно 10 миллионов км², где проживает более 700 миллионов человек. Делят Европу на 4 части: восточную, западную, северную и южную. Расположено тут 43 государства. О каждом из них можно написать отдельную статью, чтобы познакомиться поближе. Но можно и вкратце описать самые развитые страны и узнать, например, с какими странами граничит Германия, имеет ли выход к морю и океану Испания, и можно ли быстро доплыть из Италии на африканский материк.

Германия

Федеративная Республика, которая расположена в центральной части Европы, имеет площадь более 300 тысяч км², а численность населения на конец 2015 года составляла 82 миллиона жителей (это 16-я позиция в Европе по численности и 62-я позиция по территории).

Город Берлин является столицей Германии, 65% от всего населения исповедуют христианство, а официальным языком признан немецкий язык.

Германия является наиболее развитой страной не только в Европе, но и в мире, и, конечно, соседство с ней дает большое преимущество.

С какими странами граничит Германия

Германия - это центральная часть Европы, хотя у нее и есть выход к морям, к таким как Балтийское и Северное. Страна имеет общую границу с несколькими государствами, а точнее, их насчитывается 9 штук. Давайте посмотрим, с какими странами граничит Германия:

  • на западе - Нидерланды, Франция, Бельгия и Люксембург;
  • на севере - Дания;
  • на юге - Австрия, Швейцария;
  • на востоке - Чехия и Польша;

Общая протяженность границ составляет более 3 700 километров. На юге расположены страны, которые ближе всего к Германии по культурным и этническим параметрам, к тому же в Австрии также говорят на немецком, а в Швейцарии, кроме официального немецкого языка, есть также французский. Кстати, долгие годы Германия и Австрия были частью одного государства.

Австрия, Швейцария и Германия - это горы, холмы и озера, которые объединяют эти страны. Стоит только вспомнить Альпы, Боденское озеро или реку Рейн, верхнее течение которой является естественной границей.

Южные сухопутные границы Германии связаны с четырьмя странами, и одной из главных тут является Франция, считающаяся также одной из развитых стран во всем мире. Граница между ними проходит по Рейну, и долгие годы земли принадлежали то одной стране, то другой, поэтому многие жители могут говорить и на немецком, и на французском. Остальные страны - Бельгия, Нидерланды и Люксембург - являются небольшими и имеют маленькую территорию, граничащую с Германией.

На севере единственным соседом описываемой страны является Дания, граница с которой занимает лишь небольшой отрезок суши, рядом с Балтийским морем.

Граница между Германией и Польшей

Кроме южных, западных и северных соседей, у государства есть еще и восточные. Давайте еще раз повторим, с какими странами граничит Германия на востоке. Это Польша и Чехия.

В старину постоянно разгорались конфликты между этими странами из-за разницы в религиях, культуре и даже языковой принадлежности. Так, можно заметить, что в Польше много городов, которые имеют как польское, так и немецкое название, потому что какое-то время они принадлежали Германии, например, город Позан. Границы между ними проходят по реке Одер.

Берлинскую стену и Бранденбургские ворота можно назвать главными символами послевоенного раздела Германии и мирного воссоединения. Но граница между ГДР и ФРГ проходила не только по Берлину, хотя именно она была самой заметной ее частью - передовой линией "холодной войны".

Более двух десятилетий назад она исчезла. За ней последовали другие. Сейчас практически всю Европу можно проехать на машине, ни разу не предъявив документы. И все же, когда за очередным поворотом автобана появляется коричневый щит "Deutsche Teilung 1945-1990", напоминающий о разделе Германии, становится как-то не по себе.

Зеркало для контроля

Между двумя системами

"Германо-германская" граница была одной из самых "глухих" в мире. Ее общая протяженность составляла 1378 километров. Практически на всем протяжении она была оборудована забором с колючей проволокой или другими укрепительными сооружениями. Почти каждые полкилометра со стороны ГДР стояли контрольные вышки. Всего их насчитывалось около 630. До ноября 1984 года 440 километров границы были оснащены устройствами-самострелами SM-70. Их было около 60 тысяч.

Пограничная вышка

Количество погибших во время попыток бежать на Запад, согласно последним оценкам, превышает 800 человек, из них официально признаны прокуратурой 270 случаев. Споры по поводу этих цифр продолжаются и сейчас, спустя почти 20 лет после исчезновения германо-германской границы.

По мере ее укрепления число успешных побегов из ГДР в Западную Германию постоянно уменьшалось. С 13 августа 1961, то есть даты строительства Берлинской стены, до конца 1962 года было зарегистрировано более 14 тысяч беженцев, в 1964 году - 3155, в 1974 году - 969. В 1985 году из ГДР непосредственно через границу бежало всего 160 человек.

Cигнальный конус

Мемориальный комплекс Мариенборн

О бывшей границе в некоторых местах до сих пор напоминают контрольно-пропускные пункты. В одном из них мы сегодня сделаем остановку, съехав с автобана между западной федеральной землей Нижней Саксонией и восточной Саксонией-Анхальт.

На федеральном автобане A2 съезд к "куску" бывшего "железного занавеса" площадью 7,5 гектара обозначен вывеской: "Мемориальный комплекс Мариенборн ". Медленно проезжаем мимо автозаправочной станции и сервисного центра. За ними - парковка и надпись "Gedenkstätte Deutsche Teilung Marienborn". Вход бесплатный. Кажется, что подует ветер, и по безлюдному ареалу покатятся неизвестно откуда взявшиеся клубки колючки - перекати-поле.

Контрольно-пропускной пункт между оккупационными зонами на автобане, который связывал Берлин и Ганновер, был открыт сразу после войны - в июле 1945 года. В 1950 году советские войска передали КПП под контроль властей только что основанной ГДР. Во время блокады Берлина с июня 1948-го по май 1949 года КПП не работал.

Капитальное строительство

Комплекс, сохранившийся до наших дней, был возведен в 1974 году. Он занимал тогда 35 гектаров. КПП в Мариенборне стал крупнейшим на германо-германской границе. Досмотр и контроль легкового, пассажирского и грузового транспорта, а также железнодорожной ветки, обеспечивали до 1000 пограничников, таможенников и сотрудников министерства государственной безопасности ("штази") ГДР. Он находился на важном маршруте в сторону Берлина. Через эту трассу также осуществлялся транзит из ФРГ и других государств Западной Европы в Польшу и другие страны Восточного блока.

В этом же месте границы работали отдельные КПП советской армии и западных государств-союзников - США, Великобритании и Франции, которые осуществляли досмотр своего транспорта, пересекавшего внутригерманскую границу.

"Зебра" на автобане

Западногерманский КПП находился в соседнем населенном пункте Хельмштедт (Helmstedt) в Нижней Саксонии. Так как власти Федеративной Республики не признавали постоянного характера границы, контрольный пункт на западной стороне не был капитальным, а носил временный характер. Его мощностей часто не хватало, что приводило к долгим очередям и задержкам. В связи с этим в Хельмштедте были расширены парковки, а также увеличены мощности заправочных станций, кафе и ресторанов. Они располагались по обе стороны от автобана.

Подземного или надземного перехода в этом месте не было, поэтому прямо на автобане здесь нарисовали "зебру" - случай в истории немецких скоростных трасс уникальный, почти анекдотичный.

30 июня 1990 года КПП в Мариенборне прекратил существование, но вскоре получил статус исторического памятника. В 1992 году федеральная земля Саксония-Анхальт выделила средства для создания на его базе мемориального комплекса.

Прогулка по бывшему КПП

Уже издалека видны огромные вышки с огромными прожекторами. Мощность каждой из 12 вышек составляла 8000 ватт. Яркий свет заливал всю территорию КПП. "Мариенборн" располагал автономной системой энергоснабжения. В случае отключения от внешнего питания аварийные агрегаты включались через 20 секунд.

В отдельных зданиях находились рентгеновские аппараты для контроля багажа и грузовых автомобилей, а также комнаты для личного досмотра. Визуальный досмотр машин и автобусов осуществляли с помощью специальных стационарных и ручных зеркал.

Между штабным зданием и пунктом контроля грузового транспорта располагался морг для досмотра тел, перевозимых в ФРГ или другие западные страны и, в исключительных случаях, из этих государств - в ГДР. Здесь же работал медицинский пункт для контроля больных. Здания были связаны тайной системой подземных переходов и туннелей, о которых знали далеко не все служащие КПП.

Запрещающие знаки

Согласно официальным данным, в последнюю "пятилетку" сотрудники КПП осуществили проверку почти 10 миллионов легковых машин и около 5 миллионов грузовых автомобилей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!