Консультация для педагогов гиперактивные дети. Консультация для педагогов: «Гиперактивный ребенок в дошкольном образовательном учреждении. Как общаться с гиперактивным ребенком

Описание: данный материал будет интересен и полезен педагогам в работе с детьми и родителями, может быть использован как консультативный материал в информационном уголке.

Портрет гиперактивного ребенка

Как же мы можем отличить гиперактивного ребенка от других активных и подвижных детей?
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но, тем не менее, он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.

ПРИЧИНЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК ГИПЕРАКТИВНЫМ
Прочитав начало статьи, не спешите ставить своему ребенку диагноз! Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.
Чтобы определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.

2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.

3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ
Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Если врач- невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.
Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.
Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.).
Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.
Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребенка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т.к. переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам.
Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не должно быть слишком много.
Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.
Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.
Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.
Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.
Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.
Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.
Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.
Повремените с оформлением такого ребенка в детский сад.
Гасите конфликт, в котором замешан Ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.
Гиперактивный ребенок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!
Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

Данный семинар-практикум может быть использован для педагогов или родителей. Содержит теоретические и практические материалы для оптимизации взаимоотношений с гиперактивными детьми.

Семинар-практикум «Гиперактивные дети.

Дата проведения:____________

Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки поймать колибри с помощью аркана.

Цель: расширение представлений педагогов (родителей) о гиперактивных детях и приемах работы с ними.

Задачи:

Познакомить педагогов (родителей) с особенностями гиперактивных детей;

Показать отличия гиперактивных детей от активных;

Познакомить с играми для таких детей.

Предварительная работа: проведение диагностики неконструктивного поведения детей, анкеты-опроса для педагогов «Моя группа», что даст сведения психологу о наличии импульсивных и очень подвижных детях.

План:

  1. Дискуссия «Особенности гиперактивных детей».
  2. Практическое упражнение «Отличия».
  3. Консультация «Особенности организации работы с гиперактивными детьми».
  4. Диагностика гиперактивных детей.
  5. Практикум «Игры для гиперактивных детей».
  6. Памятка «Рекомендации педагогу по работе с гиперактивными детьми», отдельно муз руку и физруку.
  7. Картотека игр (раздаточный материал)

Ход семинара

  1. -Здравствуйте, уважаемые педагоги (родители)! Тема нашего семинара «Гиперактивные дети».

Упражнение «ассоциации»: записать 5 ассоциаций к словосочетанию «гиперактивный ребенок».

Обсуждение различных точек зрения.

Дискуссия «Особенности гиперактивных детей»

Гиперактивность — совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Он расторможен в отношениях со взрослыми, не умеет играть со сверстниками и не имеет настоящих друзей.

Для таких детей характерны агрессивное поведение и негативизм. В подростковом возрасте такие дети склонны к асоциальному поведению. При всех проблемах таких детей с обучением и взаимоотношениями с окружающими, такие дети имеют нормальный или даже высокий интеллект.

Причина такой подвижности, как правило, многочисленные микроорганические поражения головного мозга во время беременности, родов или в младенчестве.

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностируется он с началом учебной деятельности.

Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.

У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.

Пики проявления: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. Потом активность идет на спад.

В большинстве случаев, если у ребенка присутвует только гиперактивность (подвижность, импульсивность), скорее всего, это связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии .

  1. Практическое упражнение признаки активных и гиперактивных детей (Приложение 1).

Участникам необходимо разделить карточки на 2 стопки: Признаки гиперактивного ребенка и признаки активного ребенка.

Карточки и ответы:

Активный ребенок:

— Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

— Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

— Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.

— Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.

— Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

— Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

— Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

— Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Всевозможные аллергии не редкость.

— Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

— Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

  1. 3. Консультация «Особенности организации работы с гиперактивными детьми»:

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО, ДПИ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве с родителями и психологом.

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия.

Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать, можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями , благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и «усидчиво».

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.

Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.

У гиперактивных детей до 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать

Аккуратности сильно не требовать.

Инструкции четкими и краткими, не более 10 слов.

Работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Использовать тактильный контакт. Проходя по группе, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.

оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия - нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

Учить анализировать и оценивать поступки других, книги, себя.

гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Избегать утомления

ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Партнер гиперактивного ребенка должен быть уравновешенными и спокойными.

  1. 4. Диагностика гиперактивных детей.

Признаки гиперактивности:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;

– импульсивность;

– отвлекаемость-невнимательность.

Наблюдение за ребенком должно проводиться в течение длительного времени (6 месяцев). Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов.

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности ставится только медицинской комиссией в период начала обучения (то есть с 6-7 лет)! Но иногда и раньше.

В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность это, скорее всего, связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.

  1. 5. Практикум «Игры для гиперактивных детей».

Для коррекции гиперактивности и ее признаков педагогу следует выполнять ряд рекомендаций. Также существует ряд игр, которые помогают в снижении признаков гиперактивности (картотека).

Педагоги делятся по 4 группы (по количеству направлений игр), каждая из которых читает игры, делает их анализ и проводит понравившуюся игру со всеми педагогами (родителями).

Картотека коррекционных игр для геперактивных детей:

Памятка педагогу (родителю)

Как общаться с гиперактивным ребенком?

1. Принять ребенка таким, каков он есть.

2. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

3. Работать в тесном сотрудничестве с родителями, психологом.

4. На занятии использовать визуальные опоры.

5. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

6. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

7. Убрать лишние раздражители из поля зрения ребенка.

8. Занятия с ребенком должны проходить в эмоционально-привлекательной форме.

9. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

10. Использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживания).

11. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

12. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

13. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

14. Начинать и заканчивать занятия заданиями, с которыми ребенок справиться.

15. Предоставлять ребенку возможность выбора.

16. Спокойный, уверенный настрой при работе с таким ребенком.

17. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели».

18. Проводите беседы о нравственных и этических нормах поведения.

19. Посадите его рядом со спокойным ребенком.

20. Не допускайте утомления ребенка.

21. Ограничьте участи такого ребенка в мероприятиях с большим скоплением людей.

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели. Старайтесь чаще его хвалить. Если есть необходи­мость сделать замечание, делайте его сразу и спокойным го­лосом, избегая словосочетаний: «ты как всегда», «постоян­но говорю тебе об этом» и т.п. Старайтесь, чтобы похвала звучала гораздо чаще, чем замечания. Помните, что гипе­рактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но очень чувствительны к похвале.

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на стра­хе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникающие трудности.

3. Чаще говорите «да», избегая слов «нет» и «нельзя».

4. Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходи­мо выполнять ежедневно (кормить собаку и гулять с ней, выносить мусор).

5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его достижения.

6. Введите знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игрушкой, походом в парк и т.п.).

7. Избегайте завышенных или заниженных требований. Старай­тесь ставить перед ребенком задачи, соответствующие его возрасту и способностям.

8. Никогда не обсуждайте негативные стороны вашего ребен­ка при нем - кроме агрессии, это ни к чему не приведет.

9. Определите для ребенка рамки поведения - что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет ни­какой пользы. Несмотря на наличие определенных недо­статков, гиперактивные дети должны справляться с обыч­ными для всех проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

10. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнять пра­вила, касающиеся его безопасности и здоровья.

11. Вызывающее поведение вашего ребенка - это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

12. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

13. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, кото­рые могут отвлекать его внимание. Цвет обоев должен быть неярким, успокаивающим, преимущество отдается голубо­му цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортив­ный уголок.

14. Создайте необходимые условия для детского творчества. Ис­пользуйте краски и пластилин (это развивает усидчивость).

15. Избегайте по возможности большого скопления людей. Пре­бывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка возбуждающее действие.

16. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приво­дит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте подолгу сидеть у телевизора.

17. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению состояния внимания и само­контроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

18. Развивайте у него осознанное торможение, учите контроли­ровать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает медленно до 5.

19. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребенка.

20. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточ­ную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные пешие прогулки, плавание. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание.

21. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе.

Литература :

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие / под ред. О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай. - М. : Флинта: МПСИ, 2009. - 152 с.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад №68 «Ромашка»

Старооскольского городского округа

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

ДЛЯ

ПЕДАГОГОВ

«РЕБЁНОК С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ»

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ) проявляется у де­тей не свойственной для нормального развития им­пульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью.

Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в ее выполнении. Продуктив­ность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Умствен­ная деятельность детей с СДВГ характеризуются цикличностью: они могут продуктивно работать в течение 5-15 минут, после чего их мозг «отды­хает» 3-7 минут, накапливая необходимую энер­гию для дальнейшей работы. Состояние утомле­ния сопровождается беспричинным раздражени­ем, плаксивостью, истериками. Могут отмечать­ся нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, не­уклюжести.

Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства или не­воспитанности, как считают многие взрослые. Ско­рее можно утверждать, что это - специфическая особенность психики, обусловленная как физиоло­гическими (нарушения в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни), так и психосоциальными факторами.

Среди возможных причин гиперактивности вы­деляют:

1) пренаталъная патология (токсикозы, обо­стрение хронических заболеваний у матери, инфек­ционные заболевания, травмы в области живота, принятие больших доз алкоголя и курение, имму­нологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность, угроза выкиды­ша);

    осложнения при родах (преждевременные, ско­ротечные или затяжные, стимуляция родовой дея­тельности, неправильное положение плода, асфик­сии, внутренние кровоизлияния);

    психосоциальные (стиль воспитания в семье).

Дети с гиперактивностью обращают на себя вни­мание с первых дней жизни. Они плохо спят, чрез­мерно чувствительны к внешним раздражителям (свету, шуму, температуре, запахам), имеют повы­шенный мышечный тонус. В среднем дошкольном возрасте они обнаруживают неспособность дослу­шать сказку, выполнить какое-то действие до кон­ца. Их интересы поверхностны и недолговечны, нет попыток проникнуть в суть какого-либо явле­ния. Действия спонтанные, беспорядочные, а игры шумные. Такие дети никогда не задумываются о последствиях своих поступков, не обращают вни­мания на состояние близких людей. Они часто эго­истичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности. Отмечается болтливость. Дети лег­ко идут на контакт, иногда злоупотребляя терпе­ливостью окружающих.

По сравнению с другими нарушениями личнос­ти и поведения дошкольников, наличие гиперак­тивности вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Это вызвано тем, что такие дети сами по себе приносят много неудобств и, кро­ме того, будоражат окружающих сверстников, ко­торые часто их не принимают в свои игры, так как гиперактивные дети ломают постройки, непо­следовательны и агрессивны.

При организации работы с ги­перактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:

    концентрировать внимание;

    доводить начатое до конца;

    контролировать свои движения;

    снимать мышечное напряжение;

    контролировать свои эмоциональные прояв­ления;

    расширять поведенческий репертуар во взаи­модействии с взрослыми и сверстниками.

В работе с родите­лями , важно изменить их отношение к своему ре­бенку, стиль взаимодействия с ним. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактив­ного ребенка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, пози­тивным, но без эйфории от его успехов и отверже­ния из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро ста­новятся манипуляторами.

Гиперактивным детям должны даваться инст­рукции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т.д.), так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать сле­дующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в слу­чае нарушения запрета.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитив­ную альтернативу его негативному поведению, пе­репроектировать его. Лучше сказать «можно бе­гать на улице», чем «прекрати беготню!». Но еще более эффективно - включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нуж­ное русло.

Чтобы ребенок смог услышать взрослого и вклю­читься в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменени­ях. Можно использовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелатель­но изменять его даже в исключительных ситуа­циях.

При организации предметно-пространствен­ной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного вни­мания характеризуются повышенным травматиз­мом. Поэтому желательно наличие мягких моду­лей, сухих бассейнов и т. д. В групповой комнате или в ДОУ должно быть пространство для актив­ного отдыха детей.

При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм вырьировался в различных ви­дах. Занятия должны проводиться в игровой фор­ме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень ус­воения материала. Занятие постройте так, чтобыоно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредствен­ном выполнении ребенком задания взрослому луч­ше находиться рядом с ним, поглаживая его, успо­каивающе проговаривая его действия спокойным голосом. Главное - сохранять спокойствие и по­мнить , что в основе гиперактивности лежат орга­нические нарушения и ребенок не виноват в этом. Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

    Обучение приемам саморегуляции через ис­пользование релаксаций, визуализаций.

    Обучение самомассажу.

    Игры для развития быстроты реакции, коор­динации движений.

    Игры для развития тактильного взаимодей­ствия.

    Пальчиковые игры.

    Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

7. Психогимнастические этюды для обучения по­ниманию и выражению эмоционального состояния.

8. Работу с глиной, водой и песком.
Коррекционную работу более эффективно стро­ить поэтапно:

    индивидуальная;

    парная;

    под групповая.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие тре­буют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой систе­мы требований в ДОУ и семье может помочь адап­тироваться таким детям и быть успешными.

Педагог-психолог МБДОУ Детский сад №68 «Ромашка»

Вопельник Олеся Михайловна

Разделы: Работа с дошкольниками

В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, но при этом могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

C гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении, они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети чаще всего вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гипирактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз гиперактивности.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются патология беременности, родов, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, стиль воспитания в семье и т.д.

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает профессор Ю.С.Шевченко: «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Опасность СДВГ заключается в том, что в подростковом возрасте он может развиться в асоциальное поведение. Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную для данного случая.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:

    Чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

    Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

    Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.

    Важно научиться давать инструкцию гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не следует давать инструкцию сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

    Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. В общении недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.

    Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.

    Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию. В этом момент ребенок отвлекается, не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут.

    При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Взрослый, требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

    Поэтому нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Ребенку легче, если во время занятия его переключают на другой вид деятельности: например, поднять «случайно оброненный карандаш», помочь что-то раздать, принести, а также гимнастика для пальцев, физкультминутки.

    Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

    От гиперактивного ребенка нельзя требовать выполнения сразу быть внимательным, усидчивым, сдержанным. Можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требую в этот момент активного внимания в подходящей ситуации.

    Гиперактивному ребенку трудно переключаться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупреждать ребенка о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер.

    Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля.Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

    Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

    Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.
    При неудовлетворенном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение привилегий).

    Рекомендуется написать список того, что взрослые ожидают в плане поведения, можно нарисовать его и в доступной форме объяснить ребенку, при этом стараться как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать – вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»)

    Следует развивать у ребенка осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, ребёнку необходимо подумать, представить свои действия.

Среди психолого-педагогических методов коррекции СДВГ особо выделяют поведенческую психотерапию . Ее цель изменение отношения окружающих ребенка в семье и учебном заведении. Комплексный подход – необходимое условие успеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующее:

– постоянный обмен информацией;
– выработка единых принципов в отношении ребенка: система вознаграждений, помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности.

Программа «вознаграждения» включает моменты:

  • Каждый день перед ребенком ставится определенная цель которую он должен достичь.
  • Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряется.
  • В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.
  • Родители и педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребенка.
  • При значительном улучшении в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.

При организации предметно-пространственной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т.д.

Коррекционное воздействие включает следующие приемы и технологии:

  • Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций визуализаций.
  • Обучение самомассажу.
  • Игры для развития быстроты реакций, координации движений.
  • Игры на развитие тактильного взаимодействия.
  • Пальчиковые игры.
  • Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
  • Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.
  • Работу с глиной, водой и песком.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной , так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

Ольга Чернышова
Консультация для воспитателей «Гиперактивный ребенок, как быть?»

Гиперактивный ребенок - диагноз 21 века , который ставят каждому второму дошкольнику. Воспитатели , как правило, не в силах справиться с такими детьми : у них нет ни желания, ни времени это сделать, а родители не понимают активного поведения своих малышей.

В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке.

С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении : они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Взрослые жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры, с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не приносят результатов. Во время организационной деятельности в детском саду такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель , не могут выполнить задание до конца, получают больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания» , мешают другим детям и обычно попадают в число «изгоев» . Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности : излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость. У детей гиперактивность проявляется через :

чрезмерную невнимательность;

отвлекаемость;

импульсивность;

подвижность.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться ещё до того, как ребёнок начинает ходить.

Не смотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты, среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания .

Основными же причинами возникновения гиперактивности у детей , прежде всего, является :

патология беременности, родов;

инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

генетическая обусловленность.

Часто синдром гиперактивности сопровождается синдромом дефицита внимания.

С появлением гиперактивного ребёнка в группе возникает немало проблем и воспитателю следует помнить , что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком.

Необходимо направлять деятельность ребёнка, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Игры должны способствовать :

снятию напряжения;

снижению агрессивности;

развитию умения концентрировать внимание.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком .

Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком :

«не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

применять при необходимости позитивный физический контакт : взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;

во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение;

хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания , а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его.

Публикации по теме:

Гиперактивный ребенок. В каждой группе детского сада есть дети, которые отличаются излишней подвижностью. Таким детям очень тяжело усидеть на месте, они непоследовательны,.

Внимание! Гиперактивный ребенок.

Гиперактивный ребенок. Дети которые постоянно двигаются, как будто не находят себе места, ёрзают, бегают, постоянно в синяках в ссадинах. Мы называем их гиперактивными.

Гиперактивный ребенок. Особенности гиперактивных детей и их воспитание Содержание Как отличить активного ребенка, от гиперактивного Причины гиперактивности Лечение гиперактивности у детей Такое понятие,.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок» ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Неусидчивость: в каком случае следует обращаться к врачу Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!