Екатерина Симоненко
Презентация программы Н. В. Нищевой
Уважаемые коллеги!
Хочу представить Вашему вниманию «Примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор программы , учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Наталия Валентиновна Нищева .
Программа является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, и представляет собой целостную, методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, полностью соответствующую требованиям ФГОС ДО.
Программа составлена в соответствии с Законом «Об образовании» в Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет.
Главная идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.
Одна из основных задач Программы овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить :
Развивающее обучение дошкольников,
Формирование базовых основ культуры личности детей,
Всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств,
Дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы :
Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
Принципы интеграции усилий специалистов;
Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
Принцип постепенности подачи учебного материала;
Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
В программе , выстроена система коррекционно-развивающей работы с детьми 3 – 7 лет с ОНР, представлены рекомендации по составлению учебного плана, организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды, указаны задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей, описана система диагностики индивидуального развития детей.
Пояснительная записка раскрывает структуру Программы и основные направления коррекционно-развивающей работы
Система коррекционно-развивающей работы включает в себя :
Организацию образовательной деятельности;
Развивающую предметно-пространственную среду;
Интеграцию усилий учителя-логопеда и воспитателей;
Интегрированные занятия в системе работы;
Взаимодействие с семьями воспитанников;
Инклюзивное образование дошкольников с ТНР;
Работу с «двуязычными» детьми в логопедической группе;
Планируемые результаты освоения Программы .
В программе раскрыты Целевые ориентиры для детей :
Младшей группы
Средней группы
Старшей группы
Подготовительной к школе группы.
В программе описана игровая деятельность, как основная форма деятельности дошкольников.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой , обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
В логопедической группе для детей младшего возраста проводится всего 14 коррекционно-развивающих подгрупповых и групповых занятий в неделю продолжительностью 10 минут, что не превышает рекомендованную САНПИНом предельную недельную нагрузку. Лечебная физкультура выносится за сетку занятий как лечебная процедура. В сетку не включаются и индивидуальные занятия со специалистами.
В средней группе в неделю проводится 14 коррекционно развивающих подгрупповых и групповых занятий, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры, и по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями с каждым ребенком, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку. В сетку занятий не включаются как лечебные процедуры занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия со специалистами. (15 слайд) В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май проводится в неделю 16 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку. Занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.
В подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР проводится в неделю 16 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 30 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СаНПиНом. Занятия лечебной физкультурой (как лечебные процедуры, индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями в сетку занятий не включаются. Программа получила положительные рецензии и отзывы, и в 2012 году была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Третья редакция программы соответствует ФГОС ДО.
В приложении к Программе представлен перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.
В пособии представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей.
Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных учреждений и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.
От автора
В последнее время всё у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Чаще других нарушается произношение свистящих звуков ([С], [С], , , [Ц]), шипящих звуков ([Ш], [Ж]), аффрикат ([Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Р"], [Л], [Л"]) и йотированных звуков.
Нам представляется, что доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, следует специалисту, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители под руководством и контролем логопеда. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук изолированно. Эта работа требует осторожности и постепенности.
Речевой материал представлен в книге с учётом традиционного порядка автоматизации и дифференциации звуков. Каждый поставленный звук сначала автоматизируется в слогах различных типов, затем в словах и только потом в различных видах развёрнутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). С детьми, умеющими читать, представленные материалы можно не просто проговаривать, но и читать. Приступая к заучиванию стихотворных и прозаических текстов, необходимо отработать с ребёнком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук.
Наиболее сложным является процесс автоматизации звука в тексте. К этой работе можно приступить, когда ребенок правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях.
Н. В. Нищева
Программа
коррекционно-развивающей работы
в логопедической группе детского сада
для детей с общим недоразвитием речи
Региональным экспертным советом Комитета по образованию
Правительства Санкт - Петербурга
Санкт- Петербург
«ДЕТСТВО- ПРЕСС»
Рецензенты:
Г. А. Волкова - канд. пед. наук, профессор ИСПиП Международного университета им. Р. Валленберга;
Т. А. Овечкина - канд. пед. наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Правительства Санкт- Петербурга;
Н. Н. Яковлева - канд. пед. наук, зав. кабинетом коррекции развития ребенка СПб АППО;
И. А. Смирнова - канд. пед. наук, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ЛГУ им. А. С. Пущкина; Е. В. Дащковская - зав. ГДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида» Московского р-на Санкт-Петербурга.
Нищева Н.В.
Н71 Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.352 с.
ISBN 978-5-89814-356-4
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР.
Для логопедов и специалистов ДОУ.
© Нищева Н. В., 2006
ISBN 978-5-89814-356-4 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
Пояснительная записка ……………………………………………………………………….5
Структура программы и основные направления
коррекционно-развивающей работы …………………………………………………………9
Система коррекционно-развивающей работы
в логопедической группе для детей с ОНР …………………………………………………11
Занятия с детьми:……………………………………………………………………………..11
Предметно- пространственная развивающая
Среда…………………………………………………………………………………………...12
Совместная деятельность логопеда
и воспитателя …………………………………………………………………………………13
Работа логопеда с родителями: ....... ......................................................................................14
Средняя логопедическая группа
Организация коррекционно-развивающей работы.;………………………………………..17
Предметно-пространственная развивающая среда:………………………………………...20
работы, учебно-дидактический материал …………………………………………………....22
План-программа коррекционно-развивающей
работы ………………………………………………………………………………………......44
Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)………………………………………………….44
Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..51
Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………60
Еженедельные задания логопеда воспитателю: …………………………………………….66
Старшая логопедическая группа
Организация коррекционно-развивающей
работы ………………………………………………………………………………………….71
Предметно-пространственная развивающая среда................................................................74
работы, учебно-дидактический материал …………………………………...………………76
работы …………………………………………………………………………………………98
Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………..98
Второй период (декабрь, январь, февраль) ………………………………………………….108
Третий период (март, апрель, май, июнь) ………………………………………………...…117
Еженедельные задания логопеда воспитателю.......................................................................127
Подготовительная к школе логопедическая группа
Организация коррекционно-развивающей работы................................................................132.
работы, учебно-дидактический материал ………………………………………………...…136
План - программа коррекционно-развивающей
работы …………………………………………………………………………………………159.
Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ………………………………………………...159
Второй период (декабрь, январь, февраль) …………………………………………………..168
Третий период (март, апрель, май, июнь) ……………………………………………………176
Еженедельные задания логопеда воспитателю...................................................................... 184
Приложения
Приложение 1. Методика про ведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи
(с 4 до 7 лет) …………………………………………………………………………………...189
Приложение 2. Схема обследования ребенка ………………………………………………..198
Приложение 3. Методические пособия
и дидактические материалы к программе................................................................................252
Специальная и методическая литература …………………………………………………….253
Детская художественная литература …………………………………………………………256
Пояснительная записка
Про грамма коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждения, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой , и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.
Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении , замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [т-т"-с-с"-ц], [р-р"-л-л"-j] И т.д. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Про грамма рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с четырехлетнего возраста. Она создавалась для детей со вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития . Для детей с первым уровнем речевого развития, которые составляют не более 10% направляемых в логопедические группы, на основе данной Программы и Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе специалистами могут быть составлены индивидуальные планы развития.
Про грамма позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников , всестороннее развитие их интеллектуально- волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет модификации обще развивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Таким образом, выполнение коррекционных , развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе невролога и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Например, работой по разделу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями.
В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций; воспитатели организуют работу по ознакомлению дошкольников с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представлений, осуществляют руководство работой по разделу «Креативное развитие». В этой работе участвует также музыкальный руководитель , осуществляющий музыкальное воспитание детей и вместе с учителем-логопедом проводящий занятия логоритмикой.
Воспитатели руководят работой по нравственному и трудовому воспитанию, а все остальные специалисты содействуют им. Работу по разделу «Физическое здоровье и развитие» осуществляет руководитель физического воспитания в зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития детей. Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребенка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе, и родителями дошкольников.
В логопедической группе коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное - подчиненным. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.
Комплексные интегрированные коррекционные занятия рекомендуется про водить с привлечением различных специалистов, так как взаимное «пронизывание» различных видов предметности оказывается крайне эффективным. Рекомендуется проводить такие занятия, как обобщающие, итоговые, один раз в месяц. В них могут участвовать логопед и музыкальный руководитель или логопед и преподаватель физкультуры, или логопед и массажист и т. д. Такие комплексные занятия должны носить коррекционно-развивающий характер, оказывать специфическое воздействие на становление речи. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса. Для устранения речевых нарушений на этих занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, хороводные игры с пением и подвижные игры. Конспекты комплексных коррекционных занятий приведены в методических пособиях «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки».
Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи, даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении, приведены методические рекомендации по осуществлению работы с родителями.
В приложении представлены рекомендации по про ведению обследования и схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи, перечень пособий методического комплекта, списки специальной, методической и детской художественной литературы.
В методический комплект входят: пособие «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» (перспективное и календарное планирование работы, еженедельные задания логопеда воспитателям, дидактический материал к логопедическим занятиям), «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР», «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)», комплекты рабочих тетрадей для средней , старшей и подготовительной к школе логопедических групп, конспекты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки», «Мой букварь», комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», пособия «Будем говорить правильно», «Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь, «3анимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь».
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Программы является