Тихвинская икона божьей матери значение. Икона божией матери тихвинская

Слезоточивая Тихвинская икона Божией Матери на Афоне :

Кому молился Сталин в годы войны :

Поможет ли Тихвинская икона Владимиру Путину стать президентом? : http://rublev-museum.livejournal.com/283680.html

О принесении чудотворной Тихвинской иконы в Москву см. статью «Медведев поклонился главной русской иконе» :
ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ: http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=1127

Тропарь пред иконой Божией Матери «Тихвинской», глас 4 :

Днесь, яко солнце пресветлое, / возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, / лучами милости мир просвещающи, / юже великая Россия, / яко некий дар Божественный,/ свыше благоговейне восприемши, / прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, / и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. / Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, / да сохранит вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих / и спасет верою покланяющихся Его Божественному / и Твоему пречистому образу, // Дево Неискусобрачная .

Кондак пред иконой Божией Матери «Тихвинской», глас 8 :

Притецем, людие, к Девей Богородице Царице, / благодаряще Христа Бога, / и, к Тоя чудотворней иконе, умильно взирающи, припадем и возопием Ей: / о Владычице Марие, / присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, / спасай в мире и благовременстве отечество наше и вся христианы, / наследники показующи Небесныя жизни, / Тебе бо верно зовем: // радуйся, Дево, мира спасение .

Молитва пред иконой Божией Матери «Тихвинской» :

Б лагодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем Российского народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет, якоже и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных раб Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь .

Тихвинская икона Богоматери с чудесами .
1560 гг.
143, 8 х 116.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Инв. КП 3397.


Одно из самых чудесных преданий нашей Церкви связано с обретением иконы Тихвинской Божией Матери. По преданию прибыл это святой образ на берег реки Тихвинки по воздуху! Так что шествием его освятились северные пределы нашей земли. В уверение людей, что такое чудо действительно возможно было засвидетельствованное многими горожанами, повторение его. Когда икону перенесли на другой берег реки и стали строить для нее храм-часовню, она чудесным образом по воздуху возвращалась на тот берег, где была впервые обретена. Чудом было и сохранение святого образа после пожара, - и храм и вся утварь в нем сгорели дотла, а икона уцелела. Чудеса сопровождали эту икону во все время ее пребывания в Тихвине - она мироточила, источала слезы, от нее исцелялись больные, утешались скорбящие, получали вразумление грешные.

И сейчасчудотворная Тихвинская икона Божией Матери в действующем монастыре притягивает к себе тысячи паломников. Да и не только, но и сам город Тихвин, которому в 1983 году исполнилось 600 лет! В городе сохранилась старинная застройка, многие дома ХIХ века построены на месте тех построек, которые стояли в Тихвинском Посаде (сохранился старинный план застройки) в ХVI веке. Тихвинская тишина, уют, обилие зелени вызывают желание задержаться здесь подольше - отдохнуть от “ритмов современной жизни” (от Петербурга Тихвин отстоит на 218 км).

Возраст города, построенного на притоке реки Сясь - Тихвинке - определили по первому упоминанию в Летописи - в 1383 году говорится о нем как о торговом центре, расположенном на скрещении торговых путей в Новгород, в Москву, Старую Ладогу и Устюжну. С ХV века городу, оказавшемуся на северной границе русского государства, уделяется особое внимание. На щедрые пожертвования Государя Василия III в 1507-1515 гг. строится первый каменный Успенский собор на месте сгоревшего деревянного. В 1560 году по указу Государя Ивана Васильевича IV закладывается большой Тихвинский Успенский монастырь, с самого начала строившийся как приграничная крепость. Это свое назначение монастырь оправдал в 1613 году. В то время, когда шведы разрушили почти все обители в Приладожье, на Валааме и Коневце, Тихвинский монастырь не только выдержал осаду шведов, но и наголову разгромил отряд под предводительством Делагарди. Этим было ускорено заключение мирного Столбовского договора со Швецией в 1617 году. При этом в то время стены крепости были еще деревянными! Только после 1699 года они стали заменяться каменными. Строительство и перестройка каменных стен продолжалось до 1801 года. Именно в это время монастырь приобрел тот вид - каменная крепость с 9 боевыми башнями и каменными кельями, в виде каре расположившимися вокруг Успенского собора - который мы видим и сейчас.

Сам Успенский собор много раз перестраивался и почти утратил первоначальный вид. Шлемовидные купола заменились луковичными, исчезли кокошники, были пристроены два предела. Однако интерьер храма хранит черты старины. Главное - в соборе сохранился четырехъярусный иконостас, поставленный в 1624 году, сохранилась и фресковая живопись тихвинских мастеров. В монастыре существовала своя иконописная мастерская. Один из замечательных образов, написанных в этой мастерской, ныне является одним из высокоценимых экспонатов Музея имени Андрея Рублева в Москве - это икона Тихвинской Божией Матери с клеймами (на первообразе клейм нет), рассказывающими об истории обретения иконы . Другие иконы тихвинской школы хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Здесь верующему сердцу приходится воздохнуть - так много святынь находятся в запасниках музеев, святыни из русских северных монастырей в основном в Русском музее. И нет надежды на возвращение хотя бы аналойных образов (небольшого размера) или напрестольных крестов …

Вторая по времени постройка монастыря - двухэтажная трапезная палата с теплой церковью Рождества, возведенная в 1581 году - она занимает юго-западный угол внутреннего двора. Историки архитектуры отмечают умелое решение сложных инженерных задач при строительстве келий, корпусов и палат, среди которых отмечают, находящуюся на втором этаже юго-западного корпуса трапезную палату, площадь которой 300 квадратных метров.

Еще один храм монастыря находится над Святыми вратами при входе в монастырь - освящен в честь Вознесения Господня. Это третья по времени каменная постройка (1591-1593гг.) Архимандритские и келарские кельи, примыкающие к святым вратам, были выстроены на целый век позднее.

Архитектурным символом Тихвинского монастыря в последнее время стала его пятишатровая звонница, построенная в конце ХVIII века. К звоннице примыкает двухэтажное здание казенных келий, в ХVIII веке, переделанных под архиерейские покои.

В конце ХVIII века на древних башнях монастыря были построены надвратные церкви. Одна из них - Тихвинская, перестроенная в 1861-1863 гг. архитектором Н. Л. Бенуа, - сохранилась. Тот же архитектор пристроил к башне часовню с крытой лестницей, носящей название “Крылечко”. Н. Л. Бенуа перестроил и древнюю Покровскую церковь монастыря, после перестройки она была переосвящена и стала Крестовоздвиженской.

В целом Тихвинский монастырь производит впечатление “города в городе”. Такой обширный у него двор и так много на нем жилых построек есть даже свое озерцо, названное Сырково.

Тихвинский монастырь до революции был одним их самых больших в России - и по величине и по количеству братии, и по числу паломников, которые приезжали сюда с разных концов России поклониться чудотворному образу Тихвинской Богоматери. В 1812 году в монастыре был сделан список с Тихвинской иконы, им благословили уходившее на войну Тихвинское ополчение, спустя четыре десятилетия эта икона называвшая теперь Ополченскою находилась в Севастополе в дни его обороны. В Х1Х веке тихвинские монахи окормляли Российский военный флот. До революции 1917 года монастырь участвовал во многих благотворительных фондах, которые оказывали поддержку раненным и семьям погибших на войне.

После революции обитель начали грабить новые “хозяева жизни”, в середине 20-х годов монастырь был закрыт. Многие священнослужители монастыря приняли в годы лихолетья мученическую кончину.

Летом 1995 года было принято решение о возобновлении монашеской жизни в обители. 9 июля 1997 года состоялась первая митрополичья служба в Успенском соборе.

Паломники попадают в Тихвин в составе паломнических групп, но можно добраться до монастыря и “своим ходом” - От СПБ до Тихвина от Московского вокзала ходит электричка, а от автобусного вокзала рейсовый автобус.

Адрес монастыря: 167500, Ленинградская обл., г. Тихвин, Тихвинская ул., д.1

Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Тихвинской иконе Божией Матери молятся о прозрении слепых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, от нашествия иноплеменных.

Считается покровительницей младенцев, ее еще называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия.

Согласно древнему сказанию, чудотворная Тихвинская икона Божией матери была написана святым апостолом Лукой в жизненные годы Девы Марии и переслана им с Евангелием в Антиохию. В V веке икону помпезно переместили в Константинополь, где в честь нее воздвигнут Влахернский храм, который впоследствии стал хранилищем важнейших святынь Византии.

В 1383 году икона непостижимым образом исчезла, что посчиталось предзнаменованием краха Византийской империи, которая пала в 1453 году от турок-османов. Но в том же году произошло чудо - икона объявилась на Руси. Изумленные рыбаки, промышлявшие в Ладожском озере, увидели ее парящей над водами озера. И вот она снова появляется в окрестностях того же озера!

Образ Божией Матери еще много раз показывался в разных местах, пока не выбрал наконец-то себе богоугодное - около будущего града Тихвина, куда он явился по воздуху и повис над горой. Узревшие это чудо люди пали перед ней ниц с молитвами о прощении, милости и помощи. Икона вняла мольбам и плавно спустилась вниз, где ее восторженно встретили местные жители и на этом месте впоследствии построили для нее часовню. Константинопольский патриарх, выслушав показания новгородских купцов, подтвердил достоверность иконы и благословил ее.

Строительство началось незамедлительно, и до вечера уже был готов сруб. Но утром оставленные на ночь стражники не увидели ни начатого сруба, ни образа. Срочно собрали народ и приняли все действия для поисков пропавшей иконы, молясь и горько оплакивая пропажу. И вдруг чудесным образом икона вместе с начатым срубом нашлась на другом берегу реки Тихвинки – так икона указала место для своего окончательного пребывания. В этом месте и возвели ей храм, а икону назвали в честь местности Тихвинской. Этот храм однажды ночью спустя семь лет сгорел, но икона нашлась в ближайших зарослях целой и невредимой. Еще три раза был пожар, и все три раза икона чудесным образом спасалась.

Слава о свойствах Чудотворной иконы разнеслась далеко за границы края, а в 1613 году, когда Россия воевала за свою независимость и свободу, икона спасла своими чудесными свойствами Тихвинскую обитель. Когда к власти пришел царь Романов Михаил Федорович и его отважные отряды освободили Новгородские земли от коварных шведов, те решили отомстить и уничтожить святыню Тихвинского монастыря. Послушнице Марии, которую в свое время икона исцелила от слепоты, в вещем сне явилась Богородица и наказала взять ее икону и обойти вокруг стен городских. И пошел народ, гордо неся образ перед собой. Когда шведы увидели это шествие, их обуяла такая паника, что они сбежали без оглядки. Когда вражеские войска второй раз решили напасть на Тихвинский монастырь, они увидели громадное войско, напирающее прямо на них, и снова в страхе сбежали с места боя. И снова шведские войска под предводительством жестокого полководца Далагарди все силы бросили на то, чтоб не только разрушить монастырь, но и обязательно уничтожить икону. Тогда защитники обители решили увезти и схоронить ее в Москве, но икона как будто вросла в стену – ее не смогли подвинуть и на миллиметр. И снова наступающим шведам привиделось многочисленное войско русское, идущее в их сторону, и они окончательно бросились в бегство.

Что знаменательно – ровно через год именно в Тихвинском монастыре, перед иконой Божией Матери, был подписан договор о перемирии со шведами. С этого времени началось всемирное почитание Тихвинской иконы Божией Матери, и день ее празднества стал 26 июня (9 июля).

После октябрьской революции в 1924 году Тихвинский монастырь закрыли, а чудотворную икону переместили в один из храмов Тихвина. После второй мировой войны чудотворная Тихвинская икона заняла в иконостасе почетное место справа от Спасителя, и только раз в году, в престольный праздник, ее достают для великого богослужения и проносят крестным ходом кругом храма.
По сказаниям, именно из Тихвинской церкви Сталин перед битвой за Москву взял чудесную икону и приказал обогнуть на самолете столицу, благодаря такому благословению враг был побежден.

В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн и мирянин по имени Сергий, спасая чудотворную икону, увезли ее в Европу, а потом и вообще США. Перед своей смертью архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну хранить икону как зеницу ока и вернуть её в Россию только тогда, когда в стране произойдет почитание советской властью Церкви и будет реконструирован Тихвинский монастырь.

В 2004 году свершилось долгожданное возвращение чудотворной иконы на свою родину. И поныне перед иконой молятся те, кто страдает тяжкими душевными заболеваниями, параличами, болезнями суставов, слепотой, но особо Божия Матерь оберегает и исцеляет детей и женщин, страдающих от бесплодия.

Находится в Храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском , г.Москва.


по своему типу относима к Одигитрии-Путеводительнице. Она является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы, упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По преданию, икона Одигитрия, ставшая прототипом для Тихвинского образа, была одной из икон, написанных лично евангелистом Лукой, который, также по преданию, создал ряд прижизненных изображений Пречистой.

Там она находилась длительное время, пока в 1383 году, за 70 лет до того как османы захватили Константинополь, икона чудесным образом исчезла из храма, но возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером. В рукописи «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери», принадлежащей концу XV – началу XVI века, сказано, что икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В предыдущие шесть раз икона не давалась в руки никому, перелетая с места на место, будто указывая путь следования за ней. Но тут, на берегу Тихвинки, все собравшиеся стали молиться перед ней, и она сошла им на руки. Тут же при священниках с молитвой положили деревянный венец – основу будущего строения, приготовили тес для дальнейшей стройки и, оставив его на ночь под стражей, ушли. Наутро, к великому ужасу и печали, пришедшие строители и заснувшие ночью сторожа не увидели ни иконы, ни венца. Горевали недолго – и икона, и венец, и тес оказались на другом берегу реки. Богоматерь Сама указала окончательное место для пребывания Ее Тихвинского образа.

Итак, в период княжения благоверного князя Дмитрия Донского, начиная с его победы в 1380 году над Мамаем на Куликовом поле, на Руси были чудесно обретены несколько икон Одигитрии и Владимирская икона Богоматери – Елеуса (Умиление). Это, безусловно, означало, что Русь всегда находилась под особым приглядом и заступничеством у Пресвятой Богородицы, и доказательство тому – обилие икон Ее, приходивших на Русь в самые тяжелые годы. Эти иконы сами указывали место, где они намерены остаться и где Царица Небесная желает видеть прославление ее имени устройством храмов и обителей, чтобы Она могла приходить на помощь всем, кто будет молитвенно притекать к ней за защитой и исцелениями от всех бед перед Ее образом.

За время нахождения в Тихвинском Богородице-Успенском монастыре с просьбами об укреплении Российской державы, с другими молитвенными пожеланиями в обитель на реке Тихвинке приезжали многие державные особы: Петр I, императрица Елизавета, посетившая обитель с великим князем Петром Федоровичем и его женой Екатериной, ставшей императрицей Екатериной II, Павел I и его августейшая супруга Мария Федоровна – весь дом Романовых весьма почитал этот образ.

Тихвинская икона Божьей Матери прославилась не только многочисленными исцелениями от нее. Во время наступления шведов на новгородские земли в 1615–1617 годах и захвата ими Новгорода они пытались разрушить Тихвинскую обитель. Но Сама Богородица стала на ее защиту. Монахов-насельников в монастыре было немного, но атаки хорошо обученных и многочисленных шведских войск каждый раз терпели поражение. В важнейшие моменты сражений шведы то видели сонм святого воинства, то им мерещились многочисленные русские войска, идущие со стороны Москвы, и они в ужасе отступали.

Когда шведы потерпели в 1617 году окончательное поражение, по просьбе послов царя был сделан список с Тихвинской иконы Божьей Матери. Заключение мирного договора в деревне Столбово под Тихвином между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом II Адольфом 10 февраля 1617 года происходило перед этим ликом Богородицы. Образ затем был перенесен как чтимая святыня в Успенский собор Московского Кремля, а позже, по ходатайству новгородцев, его перенесли в новгородский Софийский собор. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.

Однако за века происходило неоднократное поновление Тихвинской иконы Божьей Матери более поздними записями, и в 1910 году Комитет попечительства о русской иконописи принял решение раскрыть древний образ и дал о том поручение Г.О. Чирикову, брату М.О. Чирикова (оба – известные московские иконописцы и реставраторы, которым поручались самые сложные работы по реставрации древних икон). Однако к этой иконе Православная Церковь со времени правления царя Михаила Федоровича относилась как святому сокровищу, имея благоговейный страх перед прикосновением к письменному лику древних святынь, и то, что Пречистая не остановила реставраторов, было отнесено к одному из чудес Богородицы.

В 1924 году Тихвинская обитель была закрыта. Чудотворная икона до 1941 года находилась в Тихвинском краеведческом музее, а после проделала длительный путь: во время оккупации немецко-фашистскими войсками она была передана в Псков, в Духовную миссию. Два года она находилась там, ее особо выдавали для воскресной службы в Троицком кафедральном соборе. Потом икону перевезли в Ригу, и еще спустя время она оказалась в американской оккупационной зоне в Германии, откуда попала в Чикаго. Здесь Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез сюда икону в 1949 году. После его ухода из жизни настоятелем собора стал его сын, протоиерей Сергий, который всю жизнь хранил эту величайшую православную святыню, так далеко перекочевавшую из русских земель. Но сохранение исконно русского почитаемого образа на чужбине не было капризом или присвоением иконы, тем более что, будь на то воля Богородицы, она давно уже вернулась бы в Россию. По завещанию архиепископа Иоанна Тихвинская икона Божьей Матери должна была явиться в России тогда, когда вновь будет возобновлен Тихвинский Богородице-Успенский монастырь, который возник на месте, Ею Самой выбранном.

В 1995 году то, что уцелело от обители – Успенский храм, другие строения, было передано Русской Православной Церкви. Тихвинский Богородицкий монастырь постепенно возродился, приобрел прежнюю силу, и в 2004 году после переговоров Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с представителями РПЦ в Америке икона Богоматери Тихвинская 25 июня/8 июля с великими почестями обрела свое прежнее место, и обитель стала снова одним из важнейших центров русского богомолья.

Какое чудо произошло


иконописец Юрий Кузнецов
Существует множество чтимых списков Тихвинской иконы Божьей Матери , прославленных как чудотворные, и сохранившихся задокументированных свидетельств о происходивших от них чудесах.

В Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга хранится Тихвинская икона, которая прославлена как чудотворная с 1858 года, то есть со времени окончания строительства собора. До того она была родовой иконой семьи Ивановых, в которой после смерти брата сестра его, девица Иванова, не имея средств, продала дом и сняла комнату, а умирая, попросила одного священника взять икону.

Документов на икону не было, и, несмотря на уверение женщины в ее древности и чудотворных качествах, священник не решился взять икону. Таким образом она перешла к другой бедной женщине, по фамилии Востокова, которая зарабатывала на жизнь, читая Псалтирь по усопшим. Как-то она услышала, что в Рязанской губернии сгорела церковь вместе с утварью, и решила отдать туда икону. Но тут к ее племяннице пришла незнакомая женщина и сказала, чтобы та попросила тетку не отдавать икону, а сделать такую же для рязанской церкви, и дала при этом девушке 6 рублей.

В иконной лавке мастер запросил за икону для рязанского прихода 15 рублей, но таких денег у Востоковой не было, и она уж было подумала отдать свою икону в сельскую церковь, но купец тут же согласился сделать копию за 6 рублей, и икона осталась снова у нее.

С этого момента икона стала являть чудотворные свойства – от нее, по молитвам его матери, совершенно вылечился сын домовладельца Ершова, в доме которого жила Востокова, двухлетний Анатолий. Мальчик от рождения не мог ни сидеть, ни ходить.

Осенью 1858 года к Востоковой пришла незнакомка, которая дала ей 6 рублей – снова! – и сказала, чтобы та купила киот к иконе, а на оставшиеся деньги лампадного масла. Та повиновалась, купила все означенное и затеплила перед киотом, в который поставила икону, неугасимую лампаду. Впрочем, перед тем спросила, как зовут доброжелательницу, но та уклончиво ответила, что это неважно, а Господу имя известно.

Постепенно слухи о чудотворной иконе распространились по Петербургу, на убогий чердачок Востоковой потянулись посетители со своими невзгодами и просьбами.

Дочь одного из петербургских дворян, двух лет от роду, также не могла ходить. Ее бабушка, узнав о чудотворной иконе в доме Ершова и исцелении его сына, послала денег на масло перед иконой. Как только масло, купленное на эти деньги, влили в лампаду, девочка обрела способность ходить. Родители, изумленные и счастливые, приехали к Востоковой, чтобы отслужить благодарственный молебен.

Многие люди приносили деньги на масло для иконы, на новую ризу, говорили, когда Востокова отказывалась принять средства, что им были видения, которые подвигали их на это. Другие приходили к Востоковой, чтобы рассказать о чудесах исполнения просьб и дивных исцелений от иконы, хранящейся у нее.



В Великий пост 1859 года у дома Ершова было такое стечение народа, что к дому было невозможно подойти, а некрепкая лестничка на чердак уже была готова обломиться под бесчисленными шагами богомольцев. Тогда Востокова вновь обратилась с просьбой о перенесении иконы в церковь, и тут, видя безусловные чудотворные свойства древнего образа, ей было дано согласие о перенесении иконы в Христорождественскую церковь, которое состоялось 2 марта 1859 года по старому стилю, а 5 марта ее перевезли в Исаакиевский собор.

Среди чудес, случившихся от Тихвинской иконы Божией Матери , что в Исаакиевском соборе, было одно, которое лишний раз указывает, что даже разница в вероисповедании не станет для Богородицы, Вселюбивой Матери человечества, основанием к отказу в помощи. И о том есть свидетельство.

В Петербурге жила семья Левестам, по вероисповеданию они были лютеранами. Главой семьи был доктор медицины, но это никак не помогло тому, что его 16-летняя дочь Екатерина была весьма немощна – много лет она страдала туберкулезом, головными болями и слабой памятью. В 14 лет ее устроили в частный пансион в Гатчине, под Петербургом, а в 16 лет с девушкой случился паралич правой части тела, а затем и левая нога также онемела до полной потери чувствительности. Ничто не помогало. Начались судороги, страдания Екатерины никто не мог облегчить, появились признаки мочекаменной болезни – просто удивительно было, сколько недугов собралось в теле юного существа.

Но надо сказать, что лютеранка Екатерина любила православные обряды и тяготела к православию. Она молилась перед иконами, осеняла себя крестным знамением, соблюдала посты. Особенно она молилась, глядя на иконы Богоматери и Николая Чудотворца, которые были в ее комнате, родители приглашали по ее просьбе священника для молебнов.

В 1860 году, по осени, болезнь святого Витта усилилась, припадки и спазмы участились. И однажды, во время недолгого забытья, ей случилось видение: старец–монах, который сказал, что в Исаакиевском соборе есть Тихвинская икона Божьей Матери. Если она поспешит туда, отслужит перед чудотворной иконой молебен, поставит свечи ей и иконе Николая Чудотворца, там же находящейся, и по выходе из церкви подаст всем нищим, то непременно излечится.

Очнувшись, Екатерина рассказала о видении фельдшеру и брату, который прислал за ней карету, отвезшую ее в Петербург. Она тяжелейшим образом перенесла путь, в собор больную внесли на руках почти в бесчувствии. Во время службы она очнулась и даже сидела, впрочем, ее поддерживали. Когда начался молебен, она даже стояла, но ее опять поддерживали с обеих сторон. При чтении Евангелия у нее возникло чувство, будто на нее вылили поток холодной воды. По окончании молебна она самостоятельно подошла к кресту, затем к иконе, приложилась к ней и отошла уже здоровой, хотя и ощущала остаточную слабость в ногах. Приложившись к иконам и раздав милостыню, как ей было указано в видении, она вернулась в гатчинскую больницу, чтобы все увидели ее чудесное выздоровление, а затем вернулась домой к радости родителей.

И таких исцелений, чудесных, невозможных с нашей земной точки зрения было превеликое множество от всех ее многочисленных списков: Тихвинской иконы Богоматери «у западных врат» в Тихвинской обители, Тихвинской-Ополченной, находящейся там же, потому что она была с войсками ополчения во время Отечественной войны 1812 года. Она прославлена и тем, что в битве при Березине тихвинские войска отобрали из рук наполеоновских мародеров, немало награбивших в столице, серебряную ризу, которую те сняли в Москве с Тихвинской иконы Богоматери. Совпадение? Вряд ли. У Бога совпадений не бывает, как и случайностей – тоже. Тихвинские войска побеждали во время Крымской военной кампании в 1855 – 1856 годах, и с ними хранительницей в сражениях была та же Ополченная икона.

Есть чудотворная Тихвинская икона в Борисовской женской пустыни под Курском. Есть в Воскресенской кладбищенской церкви Новгорода, где она была чудесно обретена в 1643 году. Ее явление случилось двум мореходам, Димитрию и Василию Воскобойниковым, во время бури на Балтийском море. Во сне им одновременно явилась Богоматерь и сказала, что они не погибнут, если вернут в Русскую землю Ее образ, который теперь находится в поругании у иноземцев. Братьев, выброшенных после бури на остров Березовый (ныне Биорко), подобрал латинский священник, в доме которого они и увидели ту самую икону, из которой он сделал дверь для кладовой. Они выкупили святыню и отвезли в Новгородчину, отдали там в храм Воскресения Христова, где она находится доныне.

По всей России находятся чудотворные списки: в Тверской, Воронежской, Рязанской областях, под Казанью в городе Цивильске, в Туле, Старой Руссе, Ипатьевском монастыре Костромы, в Суздале в церкви Святого великомученика Дмитрия (этой иконой был благословлен Михаил Федорович на царство матерью своей Ксенией Ивановной Романовой), в Екатерининском греческом монастыре в Киеве и многих других местах.

В Москве находится в Успенском соборе Московского Кремля, в Алексеевском и Симоновом монастырях, в Афонской часовне у Владимирских ворот, в церкви Св. Николая-на-Щепах, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Все приведенные свидетельства – ничтожная толика из обильнейшего числа известных случаев об избавлениях от самых тяжелых недугов и помощи в самых разных случаях, происходивших по молитве перед этой прекрасной иконой.

Значение иконы

Тихвинская икона Божьей Матери – одна из богородичных икон, с которой связано огромное множество сказаний и свидетельств о чудесных событиях, связанных с ней. Можно с уверенностью сказать, что это – один из образов, через который Сама Богоматерь влияет по воле Господа нашего на русскую историю вот уже в течение шести с лишним веков. Недаром Тихвинская икона, как и Казанская, явленная на пожарище среди военных трудных лет, была написана как Одигитрия – Путеводительница: Сама Царица Небесная вела за собой по Новгородской земле следовавших за ней жителей к месту будущего своего пребывания на реке Тихвинке. Она указала чудесным образом место будущего храма и обители. Да и горел деревянный храм трижды не зря – зная о будущих невзгодах, которые приходили на землю Новгородскую, Богоматерь указывала на то, что храм должен быть устойчивым, каменным. В 1507 – 1515 годах по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича был построен каменный Успенский собор.

То, что во время Второй мировой войны Тихвинская икона Божьей Матери покинула Россию – по всему также знак воли Пречистой, который был понят и архиепископом Рижским Иоанном и протоиереем Сергием, его сыном, тщательно сохранявшими образ далеко за морем в Свято-Троицком соборе американского города Чикаго. Многие святыни в послереволюционные времена, в послевоенное время были вроде бы утеряны или покинули пределы России, но после возрождения православной веры на Русской земле, с окончанием гонений на веру и возвращением РПЦ храмов и обителей они были вновь обретены или вернулись с чужбины на прежнее место своего первоначального пребывания.

Удивительная история Тихвинской иконы Божьей Матери говорит о том же: икона – это не просто слои грунта и краски, положенные на деревянную основу. Это образ, хранящий в себе живой Первообраз, тонкая завеса, окно в мир, откуда смотрит на нас и Господь, и Богородица, и святые. Окно, через которое горний мир связан с миром дольним и которое открыто для всех, кто молитвенно приготовил себя к этой дарованной нам уникальной для Вселенной встрече.

9 июля 2019 года православная Церковь отмечает праздник Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Тихвинская икона Божией Матери – один из самых древних почитаемых православной церковью образов. Согласно преданию, он был написан евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери. Известно множество списков с этой иконы, которые хранятся в различных храмах.

Мы расскажем о том, о чем молятся Тихвинской иконе Божьей Матери, в чем заключается значение этой иконы Богородицы, в чем помогает Тихвинская Богоматерь, и приведем тексты молитв перед иконой.

Значение иконы Тихвинской Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери – одна из главных святынь Тихвинской церкви, которая находится в Москве. В годы Великой Отечественной войны этот образ был обнесен вокруг столицы на самолете, после чего фашистские захватчики были повержены.

О чем молятся иконе Тихвинской Божьей Матери? Этот образ считается покровителем детей и подростков. К нему обращаются родители, которые хотят достойно воспитать своих детей. Однако значение иконы Тихвинской Богоматери не только в этом.

В чем помогает Тихвинская Божья Матерь?

К этой иконе, обладающей особой исцеляющей силой, обращаются люди, страдающие различными заболеваниями, в том числе душевными расстройствами. Известны многочисленные случаи исцеления людей, которые возносили молитвы перед этим образом.

Часто получали помощь те, кто был парализован – люди начинали самостоятельно ходить. Если молиться о выздоровлении больного ребенка, он обязательно поправится. Этот образ также хранят дома, чтобы защитить себя и свою семью от непрошеных гостей и различного негатива.

Молитва перед иконой Тихвинской Богоматери

«О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей; услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиреномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, ду%D

Чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери считается ровесницей самой Богородицы. Написал ее евангелист Лука. Образ не раз удивлял человека своими чудесами и вообще он имеет большое значение для России. Икона выполнена в стиле Одигитрия, когда изображается общение Иисуса со своей Матерью. Божий сын одной рукой показывает благословляющий жест, а во второй у него находится священный свиток. Праздник, посвященный этой иконе, принято отмечать 9 июля.

Какова история Тихвинской иконы Божией Матери?

После написания Лука отправил икону в свой родной город Антихио, откуда ее перенесли в Иерусалим, а затем, в Константинополь. Там для нее был построен очень красивый храм, который известен, как Влахернский. Когда началось гонение за иконами, образ Богородицы замуровали в стену монастыря Пантократора. Со временем ее вернули в храм, но после каким-то странным образом икона явилась на Руси возле Тихвина.

После чудесного явления иконы купцы посетили собор Софии и рассказали о случившемся. Патриарх провел параллель и сказал о том, что это именно икона из Влахернского храма. В монастыре икону Тихвинской Божьей Матери повесили таким же образом, как она стояла в Константинополе.

Чудесное явление иконы на Руси произошло в 1383 году. В летописях можно найти информацию, что образ появился над водой в Ладожском озере, весь в лучезарном свете. В следующий раз явление произошло на некотором расстоянии от Тихвина. Значение Тихвинской иконы Божьей Матери для людей огромно, поскольку образ проявился многочисленными чудесами и исцелениями. На месте, где возник лик, был построен деревянный храм, который несколько раз горел, но при этом икона никаким образом не пострадала. В 1510 году вместо деревянного храма был построен собор из камня. Это событие также прославилось чудом. По окончании строительства по непонятным причинам обрушились своды, которые привалили 20 рабочих. Все были уверены, что они умерли, но после того, как разобрали завалы, оказалось, что все люди были живы и абсолютно здоровы.

С оригинального изображения было сделано много списков, которые также ознаменовались чудесными проявлениями. Одно из наиболее известных происшествий случилось со списком, который на данный момент находится в городе Каракол. Согласно существующей информации в этот образ прямо в упор было выпущено несколько путь, но они отскакивали от лика, оставляя только небольшие царапины.

В чем помогает Тихвинская икона Божьей Матери?

Этот образ считается покровителем младенцев и подростков. , которые родители читают перед этой иконой, помогают наладить отношения с собственным чадом. Согласно преданию этот образ Богородицы помогает детям выбрать друзей, оградиться от врагов и плохого влияния со стороны. Возле Тихвинской иконы Божьей Матери читают молитву о легких родах, помещая образ рядом с собой. Женщины обращаются к ней, если имеют проблемы с зачатием. Рассчитывать на помощь могут люди, которые искренне верят в Бога, а также произносят молитвы от чистого сердца.

Молитва перед Тихвинской иконой Божьей Матери помогает при лечении различных душевных расстройств, к примеру, депрессии, стресса и т.д. Еще помогает образ в лечении различных заболеваний. Есть свидетельства, что искренние молитвы помогли многим избавиться от паралича и эпилепсии. Издавна используют икону для защиты земель от вторжений врагов. Именно поэтому рекомендуется иметь такой образ дома, чтобы защититься от непрошеных гостей, врагов и различного негатива. Икона является мощным семьи и жилища. Приобрести образ можно в церковной лавке или сегодня популярностью пользуются вышитые своими руками иконы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!