Судак и щука вечные враги. Типы связей и взаимоотношений между организмами Типы взаимодействия между организмами таблица

И это один из самых агрессивных хищников наших пресных вод! Чего стоит хотя бы такой факт: добычу он преследует настолько упорно, что теряет контроль над собой, выскакивает на очень мелкие места, даже на берег, где и гибнет. Или другой факт: на втором месяце жизни он уже заглатывает молодь других рыб. Многие считают, что судак и щука - заклятые враги: они всегда воюют. Война заключается в том, что они стремятся выжить друг друга из хорошей ямы...

Путешествуя по волжской дельте в куласе - одноместной лодке, я завернул в ерик, поразивший меня мрачностью и таинственностью. За это, видимо, его и назвали Лешачьим. Он совсем небольшой - в длину всего с сотню метров, вытекает из Чилимного ерика - довольно широкого, покрытого узорчатыми листьями чилима - водяного ореха, а впадает... Об этом трудно сказать: устья у него, собственно, нет. Берега густо заросли молодыми ивами и старым, почерневшим тальником. В конце Лешачьего они соединились наклонившимися над водой кронами и образовали зеленый тоннель, а затем - тупик. Поэтому здесь было прохладно и темно даже в полдень. С нижних веток деревьев и кустов свисали высохшие водоросли, похожие на большие черно-зеленые космы, попавшие сюда при высокой воде. Еще дальше лежали два полузатонувших разлапистых осокоря, принесенных весенним половодьем. Кора с них давно спала, а вода отполировала, и они стали похожи на пожелтевшие кости каких-то давно вымерших животных. Ерик пронизывает чащобу ив и тальника, завал мертвых осокорей и тут же отдает свою воду Большому култуку.

Я ухватился за ветку, касавшуюся борта куласа, и остановил его. В тот же момент показалось, что вот сейчас сквозь живые и мертвые деревья и засохшие водоросли высунется голова лешего и он замогильным голосом спросит:

Ты зачем в мое царство пожаловал? Но шли секунды и минуты, леший не появлялся. Отъехав от тупика на 30 м, я метнул блесну. Она опускалась долго, по леске руке передавалось, как блесна падает с ветки на ветку подводных частей деревьев и кустов. Ожидая, что она вот-вот зацепится, я почувствовал рывок, подсек и стал подматывать леску. Вскоре около борта всплыл ярко-зеленый судак и тут же попал в подсачек. Весил он 1,5 кг. Второй заброс принес еще одного такого же судака. Чтобы поймать третьего, пришлось сделать пяток забросов. После этого моей блесной уже никто не интересовался. Видимо, если судаки в Лешачьем и остались, то я их распугал.

На следующий день я опять заглянул сюда. После первого же заброса поймал 3-килограммовую щуку, следующую - после десятого заброса. Больше поклевок не было. Щук выпустил обратно в ерик - в рыбе я тогда не нуждался. На третий день, как и предполагал, в этом ерике клевали судаки, на четвертый - щуки, на пятый - опять судаки. Чем объяснить такое "расписание"?

Мне довелось там же - на просторах волжской дельты - в одной из ям вперемежку ловить окуней и небольших сомов: казалось, они не так уж враждуют между собой. На Золотице, впадающей в Белое море, спиннингом при дальнем забросе я ловил проходную кумжу, а при ближнем, в маленьких и тихих заводях,- щук. Но не помню случая, чтобы судак и щука жили в одной яме или на одном плесе. Они вечно враждуют. Сегодня, например, "победили" щуки - значит, их в яме или на плесе будет больше, чем судаков. Назавтра оказывалось больше судаков, они давали бой щукам и прогоняли их.

Это отнюдь не бескровные схватки: то одна сторона, то другая оказывалась покусанной. Конечно, на исходе схваток сказываются не только количество и вес особей, но и величина ямы или плеса и количество корма в них.













































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: изучить типы взаимоотношений организмов между собой.

Задачи:

образовательные:

Расширить и углубить знания обучающихся о типах взаимоотношений между организмами;

Повысить усвояемость информации за счёт использования новых компьютерных технологий;

развивающая:

Развить коммуникативную культуру обучающихся;

воспитательные:

Воспитать любовь и уважительное отношение к природе, своей малой Родине;

Оборудование и материалы:

Мультимедийный проектор;

Интерактивная доска.

Программные ресурсы:

Офисные технологии (Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Picture Manager);

Разработка мультимедийной презентации.

Тип урока: информационный. Изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция с элементами эвристической беседы (диалога).

Методы проведения урока: словесные, наглядные.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Домашнее задание.

Примчание. Данная тема изучается на уроках биологии как в 9, так и в 11 классах. Также этот материал можно использовать и на уроках экологии. Поэтому домашнее задание не прописывается.

Изучение нового материала

1. Вступление учителя

В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наша задача, разобраться какие типы взаимоотношений встречаются в природе. (Cлайд 1.)

2. Знакомство учащихся с целью и задачами урока. (Cлайды 2, 3).

3. Популяции любых организаций, живущих на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные взаимоотношения между собой. Положение популяции (или вида) при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак (-) “минус” означает неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред). Знак (+) “плюс” обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак (0) “ноль” показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния). Таким образом, биотические отношения можно разделить на 6 групп (слайд 5).

4. Изучать типы взаимоотношений мы будем заполняя таблицу (слайд 6).

Типы взаимоотношений Характеристика Примеры

5. Рассмотрим в общих чертах основные типы взаимоотношений.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов, и ученики заполняют таблицу.

Типы взаимоотношений Характеристика Примеры
Нейтрализм (слайд 7) Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом.
Аменсализм (слайд 8) Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы Светолюбивые травы, растущие под елью
Комменсализм

Нахлебничество (слайд 10,11)

Сотрапезничество (слайд 12)

Квартиранство (слайд 13–20)

Один вид получает преимущество, выгоду, на принося другому ни вреда, ни пользы:

Потребление остатков пищи хозяина оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи.

Один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья.

Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычу

Разные бактерии перерабатывают разные органические вещества сгнивших растений, а растения потребляют эти минеральные вещества

6. Таковы типы взаимоотношений в природе. Необходимо помнить, что тип взаимодействия конкретной пары может измениться в различных условиях в зависимости от стадий их жизненных циклов.

Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя его устойчивость

7. Д/з? (Письменно в тетрадях)

1.Чем можно объяснить длительное сосуществование конкурирующих видов в природе?

2. каковы отрицательные последствия уничтожения хищников в природе?

Задания на закрепление и проверку изученного материала

Я привожу ряд заданий, которые учитель может использовать на своё усмотрение, как на уроках, так и при составлении олимпиадных заданий, а так же при подготовке к ЕГЭ

Задание № 1. Прочитайте текст и дайте подробный ответ на вопрос.

1. Что может быть хуже змей?

Одна местность “славилась” обилием змей. Они чуть ли не на каждом шагу встречались в поле, кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В конце концов, местные жители “собрались с духом” и объявили беспощадную войну ползучим тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду говоря, случаев нападения змей на людей не было. Борьба увенчалась успехом. В результате победы жить в этой местности стало гораздо хуже. Как вы думаете, почему?

Ответ. Местность атаковали мыши! Они портили продукты, уничтожали зерно на корню и в хранилищах, разносили болезни. С ними начали бороться при помощи ядохимикатов - стали погибать птицы, полезные звери. Убытки оказались огромны. Наконец однажды кто-то догадался и привез из соседнего района несколько змеек…

2. Волк оленю друг?

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?

Ответ. Уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей.

Как исправить ошибку? - Выпустить в заповедник волков.

3. Яблонька садовая, чем ты не лесная?

Ответ. В естественных условиях растения окружены “защитниками”. Пижма, полынь, бузина, мята - эти растения выделяют сложные эфиры, которые очень сильно действуют на

насекомых-вредителей. В промышленной монокультуре этого полезного взаимодействия нет.

Задание № 2. Из предложенных вариантов выберите верный.

1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу: ни одна популяция напрямую не влияет на другую. Данный тип взаимодействия называется:

1) нейтрализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

3. Если в экологической системе два или более вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа. Например, если лиса поймала полёвку, значит, сове она не достанется. Данный тип взаимодействия называется:

1) конкуренция;

2) аменсализм;

3) хищничество;

4. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, но не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношение между акулой и рыбой-прилипалой, - такая форма взаимоотношений называется:

1) протокооперация;

2) мутуализм;

3) комменсализм;

4) аменсализм.

5. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

6. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

7. Квартиранство – использование одними видами других в качестве убежища или жилища (рыба горчак откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска; лишайники на коре деревьев). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

8. Взаимоотношения, каких организмов относятся к симбиотическим:

1) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;

2) белки и лоси;

3) щука и судак;

4) человек и виру гриппа.

9. Как называются отношения между аскаридой и человеком:

1) симбиоз;

3) конкуренция;

4) хищничество.

10. На рисунке изображены рак-отшельник и актиния. К какому типу взаимоотношений относятся взаимоотношения этих организмов.

2) конкуренция;

3) симбиоз;

4) хищничество.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 1 3 1 1 1 1 2 3

Задание № 3. Вставьте в текст “Взаимоотношения живых организмов” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Взаимоотношения живых организмов

Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников - ______(А) – умерщвляет другого________(Б) и использует его в качестве пищи, называется _________ (В). Частым случаем этого типа взаимоотношений является _____________ (Г) – умерщвление и поедание себе подобных.

А Б В Г
5 6 4 3

Задание № 4. Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 10 баллов.

А Б В Г Д
1 2 1 2 2

Используемая литература

Для подготовки презентации и конспекта урока.

  1. Е.А. Криксунов., В.В. Пасечник. Экология: 9 класс: Учебн. для общеобразоват. учеб. Заведений – М.: Дрофа, 1995.
  2. С.Г. Мамонтов. Биология. Общие закономерности. 9 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2004.
  3. http://ru.wikipedia. свободная энциклопедия Википедия.

Для тестовых заданий.

  1. А.А. Кириленко. Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012: - Ростов на Дону: Легион, 2011.
  2. А.В. Пименов. - Биология. 11-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития, 2011.

Действие экологических факторов на организм может быть прямым и косвенным . Косвенное воздействие осуществляется через другие экологические факторы. Например, высокая температура может вызвать ожог (прямое действие), а может привести к обезвоживанию организма (косвенное воздействие).

Типы связей и взаимоотношений между организмами

Типы связей между организмами. Живые организмы определённым образом связаны друг с другом. Различают следующие типы связей между видами: трофические, топические, форические, фабрические. Наиболее важными являются трофические и топические связи, так как именно они удерживают организмы разных видов друг возле друга, объединяя их в сообщества.

Тип Характеристика Примеры
Трофические Возникают между видами, когда один вид питается другим: живыми особями, мёртвыми остатками, продуктами жизнедеятельности. Трофическая связь может быть прямой и косвенной Прямая связь проявляется при питании львов живыми антилопами, гиен трупами зебр, жуков-навозников помётом крупных копытных и т. д. Косвенная связь возникает при конкуренции разных видов за один пищевой ресурс
Топические Проявляются в изменении одним видом условий обитания другого вида Под хвойным лесом, как правило, отсутствует травянистый покров
Форические Возникают, когда один вид участвует в распространении другого вида Перенос животными семян, спор, пыльцы растений называется зоохория, а мелких особей - форезия
Фабрические Заключаются в том, что один вид использует для своих сооружений продукты выделения, мёртвые остатки или даже живых особей другого вида Птицы при постройке гнезд используют ветки деревьев, траву, пух и перья других птиц

Время занятия - 90 мин.

Место проведения - учебная аудитория

Вид занятия - семинарское занятие

Цели занятия :

  1. Обучающая:

Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.

  1. Развивающая:

Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения

  1. Воспитательная:

Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.

  1. Методическая

Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.

Оборудование урока :

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Интерактивная доска.

Программные ресурсы :

Офисные технологии (Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Picture Manager);

Разработка мультимедийной презентации.

Форма работы : индивидуальная, групповая.

Квалификационные требования

К знаниям:

Студенты должны знать материал по темам: «Онтогенез», «Формы взаимоотношений между организмами».

К умениям:

Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.

Сопоставлять знания и находить решения.

Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.

Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Формы размножения организмов», «Изменчивость».

Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс.

Оснащение:

  1. Мультимедийный комплекс
  2. Дидактический материал: карточки
  1. Литература:

Основная литература

Интернет-ресурсы:

1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО - Режим доступа: http://www.gnpbu.ru

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года- Режим доступа: http://school-collection.edu.ru , свободный. - Загл. С экрана. - Яз. рус.

4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» - Режим доступа: http://1september.ru , свободный. - Загл. С экрана. - Яз. рус.

5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. [Электронный ресурс] свободный. - Загл. С экрана. - Яз. рус.

Обоснование темы

Тема «Формы взаимоотношений между организмами» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Изменчивость», «Наследование признаков», «Селекция» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, генетика, психология.

Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.

План занятия

Этап занятия

Время

Деятельность

преподавателя

студента

Организационный

Объявление темы, цели занятия

Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателя,

Оценка готовности аудитории и студентов

Проверяет присутствующих

Участвуют в перекличке

Характеристика порядка проведения семинарского занятия.

Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения

Внимательно слушают, задают вопросы

Систематизация знаний

Фронтальный опрос

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

Контроль знаний и умений.

Характеристика порядка проведения практической работы

Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации

Выполняют работу

Заключи-тельный этап

Обобщение, выводы

Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.

Слушают, анализируют, оценивают свою работу

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения

Задают вопросы, слушают ответы

Всего

Приложение 1.

Вопросы для фронтального опроса

1.Ковы основные формы взаимоотношений организмы разных видов?

13.Что такое резервуарный хозяин?

14.Что такое трансмесивные болезни?

15.Какие болезни называются антропонозными, и какие зоонозными?

16.Что такое природно-очаговые болезни, и какова структура природного очага?

Фронтальный опрос

1.Биотические факторы - это взаимодействие между живыми организмами.

2.Нейтрализм - при котором совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно. Примером нейтрализма могут быть взаимоотношение белки и лося в одном лесу, где они не контактируют друг с другом.

3. Симбиоз - сожительство (от греческого "син" - вместе, "биос" - жизнь) - форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

4. Антибиоз - при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

5. Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.

6. Протокооперация - совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

7. Мутуализм - оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами.

8. Антибиоз - при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

9.Хищничество - отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида.

11.Конкуренция - это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности.

Приложение 2

Распределите пары организмов по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.

Вид взаимоотношений

Примеры

Нейтрализм

Аменсализм

Внутривидовая конкуренция

Межвидовая конкуренция

Протокооперация

Мутуализм

Нахлебничество

Квартиранство

Хищничество

Приложение 3

Решите биологические задачи.

  1. Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему? (Неправильно. Комары занимают определённое место в цепи питания, сообществах организмов. Взрослыми особями, к примеру, питаются птицы, личинками и куколками комаров - водные животные. Полное уничтожение комаров повлечёт за собой необратимое нарушение цепей питания.)
  1. Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук - листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании? (Разное питание личинок и взрослых майских жуков уменьшает их конкуренцию за пищу, помогает выживанию вида).

Приложение 4

Закрепление изученного материала

В заключение, выдаются задания каждой группе, чтобы проверить усвояемость материала - после обсуждения они проверяются.

1 группа:

Что такое "симбиоз"?

А - прямое уничтожение жертвы.

В - совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами.

C - форма взаимоотношений, при которых один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.

Под биотическим фактором понимают:

А - сумму воздействия живых организмов.

В - воздействие человека на организмы.

С - факторы неживой природы.

Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству?

А - на теле хозяина живут вши.

В - волки поедают мелких травоядных.

C - насекомые питаются нектаром цветковых растений.

Азотфтксирующие бактерии относятся к:

А - сапрофитам.

B - симбионтам.

В чем суть воздействия особей-конкурентов одного вида друг на друга?

А - в снижении плодовитости.

B - в уменьшении скорости роста популяции.

C - в приобретении новых качеств, способствующих выживанию.

2 группа:

1. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относят это явление?

А - антропогенные.

В - биотические.

С - абиотические.

А - береза и гриб подберезовик.

B - повилика и растение.

С - лишайники.

3. Выберите пример конкуренции:

А - акула и рыбы прилипалы.

В - деревья и микоризные грибы.

С - ель в березовом лесу.

4. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:

В - мутуализм.

C - конкуренция.

5. Из перечисленных ниже примеров адаптаций найдите наиболее характерные для хищников:

А - покровительственная окраска.

В - использование убежищ.

C - быстрота реакции.

3 группа:

А - вши, клещи, грибы трутовики.

В - рак отшельник и актиния.

C - береза под пологом елового леса.

2. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?

А - конкуренция.

В - хищничество.

С - мутуализм.

3. Что определяет наличие конкуренции?

А - ограничение общих ресурсов.

В - избыток общих ресурсов.

C - существует независимо от ресурсов.

4. Выберите пример мутуализма:

А - кедровая сосна и кедровка.

B - береза и гриб трутовик.

C - гриб-фитофтора и картофель.

А - тесная связь с хозяином как результат естественного отбора.

В - полное истощение и быстрая смерть хозяина.

С - нанесение вреда хозяину без пользы для себя.

4 группа:

1. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу. ареал обитания:

А - конкуренция.

В - хищничество.

2. Важное значение для хищников имеет:

А - количество пищи.

В - качество пищи.

С - разнообразие пищи.

3. Какое из перечисленных взаимодействий относятся к симбиозу?

А - воробей поедает червей.

В - кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных.

С - в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько кг. бактерий.

4. Выберите пример комменсализма:

А- осина и микориза подосиновика.

В-гиены и львы.

С- растения семейства росянковые и насекомые.

5. Выберите из приведенного варианта тип взаимоотношений - конкуренция:

А - рысь и заяц.

В - серая и черная крысы.

C - рыба прилипало и акула.

Приложение 5

Биологические задачи:

1. Состояние биогеоценоза зависит от разнообразия обитающих в нем видов, численности их популяций. В ряде регионов нашей страны истребили волков. Численность каких животных при этом резко возросла? Почему в данных биогеоценозах пострадали многие кустарники, молодые деревца?

Работа в группах.

1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?

Ответ : хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.

2. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?

Ответ : в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков - это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.

3. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер - хищник». Убедительны ли эти доводы?

Ответ : нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры - здоровых.

4. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ : в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые - вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

Приложение № 6

Тестовый контроль

1 вариант

1.Анабиоз

2.Симбиоз

4.Сожительство

2. Как называется форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей

1. Протокооперация

2.Симбиоз

4.Сожительство

3. Как называется форма существования, когда один организм использует другого (или его жилище) в качестве места проживания, не причиняя последнему вреда.

1. Протокооперация

2.Симбиоз

4.Сожительство

4. Дайте название форме сожительства,когда обе популяции никак не влияют друг на друга.

1. Протокооперация

2. Нейтрализм

4.Сожительство

5.Вставить нужный термин?

Форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

Тестовый контроль

По-научному соседство разных рыб друг с другом в одном водоеме носит название межвидовые связи. Они имеют важное значение в экологии как рыб, так и всего водоема в целом. От этих связей зависят и выживаемость вида, и обеспеченность кормом, и численность, и размерно-весовые характеристики особей в местной популяции, и много других важных факторов.

Принципы соседства

Кроме межвидовых взаимоотношений у рыб, ученые выделяют внутривидовые, а также взаимоотношения рыб с другими гидробионтами (насекомыми, ракообразными, земноводными и всеми остальными, вплоть до человека). Характер межвидовых связей, так же как и внутривидовых, вырабатывается в процессе видообразования как приспособление к новым условиям жизни. С эволюционной точки зрения соседство в водоемах формировалось путем приспосабливания к условиям географической зоны, а это и много миллионов лет назад, и сейчас часто происходит групповым способом. В итоге получается целый фаунистический комплекс из рыб разных видов, представителей других царств, типов, классов и т.д. то есть у рыб-соседей в одном водоеме, происходит некая «биологическая» притирка, уживаемость разных видов.

Так, рыбы-жертвы вырабатывают у себя необходимую плодовитость и защитные приспособления: окраску, шипы, ядовитость, колючки. Все это обеспечивает им защиту от хищников-соседей. Почти любое защитное приспособление не является абсолютным, а лишь снижает прессинг хищников. Например, колючий спинной плавник у горчака на 40% снижает его потребление хищником (сравнивали с обыкновенным горчаком со съедобным мягким спинным плавником). Хищные рыбы тоже приспосабливаются к своим жертвам. В фаунистических комплексах разных широт несколько отличается характер межвидовых отношений. Так, у рыб-соседей низких широт существуют очень напряженные отношения между хищниками и жертвами, в результате усиливается, с одной стороны, развитие защитных приспособлений, а с другой — приспособлений для удачного нападения. Защитой являются большая плодовитость, забота о потомстве, вооруженность. Кроме того, рыбы в водоемах более низких широт являются стенофагами, то есть у них узкий пищевой спектр и они приспособлены питаться однообразной пищей. Таким образом, получается, что в водоемах низких широт часто соседствуют рыбы тех видов, которые потребляют совершенно разную пищу, а потому не являются пищевыми конкурентами. Это очень важно, поскольку пищевая конкуренция — второй по значимости фактор для рыб-соседей после отношений хищник-жертва.

Основные типы соседей

Пример типичных фаунистических комплексов можно наблюдать в водоемах Прикамья. Ученые выделяют в этом районе семь комплексов, основные из них:

Бореальный (средние широты);
. предгорный (хариус, речной , подкаменщик);
. арктический пресноводный (таймень, налим);
. черноморско-каспийский пресноводный (лещ, красноперка, жерех).

Местообитание в одном водоеме

Возникнув в одной географической зоне, в одном водоеме, а далее на одном его участке, рыбы определенных видов начинают расселяться по нему. Участок — понятие условное, для хорошо плавающих видов он может составлять не один десяток километров. Главный принцип расселения рыб в водоеме: данный участок должен соответствовать их морфологическим и экологическим особенностям. При расселении представители разных фаунистических комплексов и разных видов начинают контактировать и в лучшем случае мешать друг другу, в худшем же — уничтожать друг друга. На сегодняшний день ихтиофауна всех крупнейших бассейнов на земле состоит именно из перемешанных фаунистических комплексов. Отношения, складывающиеся между представителями разных групп, подчинены строгим закономерностям. Самые большие проблемы возникают из-за пищи у рыб тех видов, которые занимают одни и те же экологические ниши и у которых схожие пищевые объекты. Так, хищники водоемов более низких широт при соприкосновении с рыбами более высоких широт переходят на питание последними. А переход хищников из высоких широт в водоемы низких широт оказывается затруднен.

Большинство рыб наших вод изменяют питание в зависимости от сезона, что иногда уменьшает пищевую конкуренцию, а иногда, наоборот, усиливает.

Знание межвидовых отношений рыб-соседей и их пищевого поведения весьма полезно для рыболовов. Одно из главных биологических условий благоприятного и долговременного соседства двух и более видов для сохранения их популяций — расхождение пищевых спектров соседствующих рыб. Совпадение спектров питания имеет место у взрослых рыб, причем это касается только второстепенных для одного вида кормовых объектов. Например, у бычков двух видов, относящихся к одному и тому же комплексу (морскому и донному в данном случае), совпадают только 10-15% пищевого спектра, а остальное принципиально отличается. У плотвы и окуня, которые населяют одни и те же водоемы, питание совсем разное, если они обитают в природных реках и озерах, и проблем с соседством в этих водоемах у этих видов нет. Но, когда плотва и окунь соседствуют в водохранилищах, возникают проблемы. Прежде всего, изменяется спектр питания у плотвы, потому что при колебаниях уровня воды страдают водные растения, из-за чего у плотвы возникают проблемы с пищевыми объектами, обитающими в растительности. Плотве приходится переходить на объекты питания окуня, в результате чего начинается пищевая конкуренция, приводящая к снижению численности обоих видов.

Борьба за корм

Говоря о пищевой конкуренции между рыбами разных видов в наших водоемах, надо иметь в виду, что наблюдаются сильные изменения в составе пищи в течение года. Это связано с изменением состава кормовых объектов в водоеме, с их доступностью и количеством. В преобладающем большинстве кормом рыб являются беспозвоночные животные, они сезонные, и рыбам приходится к этому приспосабливаться. Например, пикша весной в большом количестве потребляет икру сельди, а летом переходит на бентос. Большинство рыб наших вод изменяют питание в зависимости от сезона, что иногда уменьшает пищевую конкуренцию, а иногда, наоборот, усиливает. Сезонная динамика питания у рыб является приспособлением к изменяющимся абиотическим условиям.

Так, уменьшение содержания кислорода подо льдом вызывает прекращение питания бентосоядных рыб. Интенсивность питания меняется и при изменении кормовой базы. Например, в дельте Волги взрослый сом съедает до 70% своего годового рациона всего за один весенний месяц. Это происходит потому, что именно в это время туда идет вобла на нерест. Такое пищевое поведение уменьшает негативные последствия конкуренции между рыбами-соседями. Сезонность в питании различается у разных видов, в результате чего расходятся пищевые спектры. Пищевые объекты рыб сильно зависят от региона, в котором находится водоем. Так, сигпыжьян в Печоре потребляет моллюсков, в Гыде — ракообразных, в Каре — личинок хирономид (мотыля и другие). А в озерах Карелии питание мелкого сига более разнообразное. Он потребляет планктон и бентос (битотрефес, босмины, лептодора, личинки и куколки хирономид, поденки, крылатые муравьи, водяные ослики, пизидиум, ручейники и др.). При этом здесь у него много рыб-соседей, являющихся пищевыми конкурентами: ряпушка, ерш, окунь, плотва, елец. И еще ему портят жизнь враги, истребляющие его молодь, — щука, налим, судак, окунь.

Чем стабильнее кормовые условия для существования вида, тем к меньшему разнообразию кормов он приспособлен, и наоборот, чем изменчивее кормовая база, тем к большему разнообразию кормов оказывается вид приспособленным. Чем лучше кормовые условия в водоеме, тем меньше в нем видов рыб, являющихся пищевыми конкурентами, и тем лучше идет развитие популяций рыб всех видов, в нем обитающих. То есть пищевая конкуренция, мешающая развитию вида, чаще наблюдается в олиготрофных (малокормных) водоемах, и наоборот.

Приведу несколько примеров. Основными пищевыми конкурентами ерша в Европе и Азии являются другие рыбы-бенто-фаги, особенно чебак, лещ, осетровые, окунь, корюшка, плотва, угорь и другие. Причем у соседствующих ершей и окуней наблюдается почти полное совпадение объектов питания. А ведь для ерша свойственны еще и внутривидовая конкуренция за еду, и каннибализм. В итоге темп роста и численность популяции ершей значительно падают. Тем более что, кроме соседей конкурентов, у ерша много природных врагов, которые просто уничтожают и его, и икру, — это судак, щука, крупные окуни, а также сом, лососи, налим и даже угорь. С лещом у ерша проблемы на европейских равнинных озерах из-за личинок комара-звонца (мотыль). В какие-то годы мотыля ершу хватает, тогда его популяция растет, в другие годы, наоборот, побеждает лещ. Проблему усугубляет еще то, что эти рыбы и территориально обитают бок о бок, время и интенсивность питания в течение суток и по сезонам у них тоже совпадают. При прочих равных условиях при такой конкуренции побеждает тот вид, особи в котором меньше болели, лучше росли и питались и на которых оказывали свое положительное влияние фазы Луны, геомагнитное поле и прочие сложно объяснимые факторы. Важен и средний возраст популяции(при пищевой конкуренции в лидеры выходит более взрослая особь), а также ее численность (если изначально лещей в озере больше, то у них больше шансов «забить» ершей). В целом пищевая конкуренция больше касается взрослых рыб. У молоди, которая еще не перешла на питание своим постоянным «взрослым» кормом, обычно проявляется стенофагия (узкие пищевые спектры). Пищевая конкуренция среди молоди часто не наблюдается, хотя спектры питания совпадают. Происходит это благодаря хорошей обеспеченности личинок кормом, а чаще из-за несовпадения сроков и мест нереста.

Взаимный вред видов

У личинок рыб-конкурентов обычно имеет место еще и расхождение в сроках развития (время выклева личинки, ее созревание и рост и т.д.), поэтому «стартовый» корм им нужен в разное время. Не менее важно распределение рыб по горизонтам воды. Нередко рыбы-соседи очень грамотно расходятся в своем питании «по вертикали»: бентосоядные рыбы пасутся на дне, пелагические — ищут корм в толще воды, а третьи — собирают насекомых с поверхности воды. В результате все сыты, довольны и соседствующие популяции процветают. У дальневосточных лососевых рыб иногда наблюдаются проблемы из-за соседства разных видов в местах нереста. Иногда какой-то вид случайно занимает нерестовое место другого и этим срывает нерест рыбы-хозяина. А порой возникает межвидовая конкуренция с местами зимовки, тогда проигравший вид может не пережить зиму. Но все же сроки и индивидуальные особенности нереста большинства рыб наших водоемов не совпадают, что спасает вид от вымирания. В одном водоеме одновременно откладывают икру рыбы сразу нескольких видов. Чтобы не мешать друг другу, они используют разные водные горизонты, время дня, разные субстраты, стартовые корма для молоди и отличаются еще некоторыми другими нерестовыми показателями.

Чем лучше кормовые условия в водоеме, тем меньше в нем видов рыб, являющихся пищевыми конкурентами, и тем лучше идет развитие популяций рыб всех видов, в нем обитающих.

Весьма интересны в плане межвидовых отношений хариус, форель и их соседи карповые. Хариус и форель не слишком добрые соседи и активно истребляют икру карповых рыб. Часто случается, что на тех водоемах, где хариус и форель многочисленны, карповые рыбы, несмотря на сверхплодовитость и прекрасные условия для нереста и нагула, наличие укрытий и хорошей кормовой базы, встречаются гораздо реже. Кроме того, в северо-западных и северных реках хариус уничтожает хорошо укрытую икру лососевых рыб: весной кормится икрой корюшки, а осенью — икрой еще одной лососевой рыбы — палии. А если икры не хватает, он переходит на молодь карповых рыб (особенно любит молодых гольянов) или на питание насекомыми.

Понимание общих закономерностей межвидовых отношений очень важно и при вселении рыб в частные пруды, и при масштабной акклиматизации.

статья с сайта fishing.lugansk.ua

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!