Политика и олимпийские игры. Политические олимпийские игры. Северная и Южная Корея прошли вместе на церемонии открытия

Многие олимпийские историки считают, что политика всегда была частью Олимпиад. Среди потенциальных угроз, с которыми могут столкнуться Олимпийские игры в Афинах, - опасность террористического нападения. Греческое правительство попросило семь стран оказать помощь в деле обеспечения безопасности. В этом смысле величайший глобальный фестиваль спорта XX и XXI веков продолжает отражать ключевые политические проблемы нашего времени.

На первых Играх современности, прошедших в Афинах в 1896 году, атлеты были разделены по национальному признаку. И сами спортсмены, и болельщики рассматривали участников соревнований прежде всего как представителей отдельных стран. Национализм с самого начала был неотъемлемой частью Игр. С ним в олимпийское движение проникло политическое противостояние.

Национальная составляющая лучше всего проявилась в церемониях награждения победителей, когда на стадионе поднимали флаг страны-триумфатора. Выбор флага был сам по себе политическим актом. На Играх 1912 года в Стокгольме, например, финны выступали под собственным флагом, несмотря на то, что Финляндия была частью Российской империи. Ирландская сборная впервые выступила под своим флагом в 1928 году.

Другим острым политическим вопросом стала проблема участия в Олимпиаде женщин. Впервые женщины стали олимпийцами в 1900 году, но они соревновались только в теннисе и гольфе. В 1912 году им разрешили бороться за награды в плавании.

Среди членов Международного Олимпийского комитета не было единого мнения относительно участия женщин в легкой атлетике. Кубертен, основатель олимпийского движения, был в консервативном лагере. Он считал, что это будет "непрактично, неинтересно, неэстетично и неправильно". К 1928 году на Олимпиаде в Амстердаме был провозглашен принцип равенства полов, однако на все виды спорта это не распространялось.

Остро стоял и расовый вопрос. Кубертен, шокированный увиденной им в Америке в 1880-е годы дискриминацией, выступал за общее равенство и одинаковые возможности. В 1912 году в американской сборной появились атлеты африканского происхождения и представители коренного населения.

В 1960-е годы больным вопросом для олимпийского движения был режим апартеида в ЮАР. В 1970 году Южная Африка была исключена из членов МОК. Однако даже после этого шага страсти не улеглись: большая группа африканских стран объявила бойкот Играм в Монреале 1976 года после того, как новозеландская сборная по регби отправилась на матчи в ЮАР.

Олимпийские игры в ряде случаев были инструментом политической пропаганды и государственной идеологии. Лучшим примером тому служит Олимпиада в Берлине 1936 года, с помощью которой Гитлер хотел показать миру превосходство нацистской Германии. По иронии судьбы, Берлинские игры были исполнены символизма древней Эллады: в тот год в программу впервые была включена торжественная доставка олимпийского огня из греческой Олимпии на стадион в Берлине.

Преследование Гитлером евреев раскололо МОК, однако Игры все же состоялись, поскольку было решено, что их отмена прежде всего навредит самим атлетам. В ответ на компромисс со стороны МОК Германия включила в свою сборную несколько евреев.

А триумф чернокожего атлета Джесси Оуэна, выигравшего четыре золота и ставшего народным героем Берлинской олимпиады, продемонстрировал абсурдность гитлеровской теории арийского превосходства.

В годы холодной войны Олимпийские игры превратились в арену политического противостояния коммунистического Востока и капиталистического Запада. Спортивные победы стали победами политическими. Политические проблемы были причиной бойкота Московской олимпиады 1980 года в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан.

В последние годы самой острой проблемой Олимпиад стал вопрос терроризма. В 1972 году в Мюнхене уязвимость Игр стала очевидной. Палестинская группировка "Черный сентябрь" ворвалась в олимпийскую деревню и взяла в заложники израильских спортсменов, 11 из которых погибли в результате операции по их освобождению.

Можно не сомневаться в том, что политические вопросы будут так же остро стоять и в 2008 году, когда Летние игры приедут в Пекин, и при выборе хозяина Олимпиады 2012 года.

Перед международным олимпийским движением сейчас стоят три главных проблемы: применение допинга, обеспечение безопасности и постоянно растущие затраты. При этом небольшим странам все труднее выполнить все условия для проведения Олимпиад у себя дома. В 70-е годы Греция предложила постоянно проводить Игры на их родине, однако эта идея была отвергнута.

Как сказал после трагедии в Мюнхене тогдашний глава МОК Эвери Брендедж, "к сожалению, в этом несовершенном мире чем больше и важнее становятся Олимпийские игры, тем больше они подвержены коммерческому, политическому и преступному давлению".

Майкл Ллевелин Смит,

бывший посол Британии в Польше и Греции,

и "Афины: культурная и литературная история" (2004).

Скандалами сопровождались практически все Игры после того, как возродилось Олимпийское движение

Когда дикторы наших центральных каналов радостно рассказывают с экрана о том, как это здорово, что российские спортсмены все-таки едут в Рио-де-Жанейро и с умилением твердят, что вот-де, какой молодец МОК, что нас туда все-таки допустил, невольно испытываешь какое-то смутное чувство неловкости.

И даже стыда: всех нас, не только наших замечательных тружеников-спортсменов, но и всю страну, публично унизили, оскорбили, обвинили в нечистоплотности и подлогах, подвергли в СМИ публичной порке, не приведя при этом абсолютно никаких конкретных доказательств, а мы теперь наскоро утерлись от плевков и радуемся, что нас пустили в прихожую мирового спорта...

Нужно понять: нынешняя атака международных спортивных чиновников и западных СМИ против России убедительно доказывает, что спорт, чтобы об этом ни говорили, всегда был и есть часть большой международной политики.

Кстати, это хорошо понимали еще в Древней Греции, где Олимпийские игры изобрели. Там на время Игр прекращали все войны, превращая таким образом спортивные соревнование в элемент умиротворения. А прославляя своих олимпийских героев, увенчивая их лавровыми венками, греки понимали, что это способствует сплочению нации, а, следовательно, - укреплению государства и росту престижа государственной власти. А что все это – если не политика?

Этот урок хорошо усвоил потом Гитлер. В этом году исполняется 80 лет Олимпиаде 1936 года, которая была проведена в столице нацистской Германии. В это время в стране уже были приняты Нюрнбергские законы о «чистоте крови» и было понятно, что представляет из себя гитлеровский режим, однако МОК этого «не заметил». Во время голосования при выборе места проведения Игр-1936 Берлин получил 43 голоса, а его соперник – Барселона всего 16.

Другими словами, спортивные чиновники, в основном европейские, проголосовали за государство, которое активно готовилось начать мировую войну. Это свидетельствует о том, что за прошедшие с тех пор 80 лет мышление европейской бюрократии никак не изменилось, и особой прозорливостью не отличается.

А вот Гитлер, при поддержке европейских спортивных чиновников, сумел использовать Олимпиаду в Берлине для укрепления имиджа своего режима на все сто, тем более что спортсмены Германии на ней победили. Он лично побывал почти на всех соревнованиях по лёгкой атлетике. Пришел и на церемонию закрытия. А когда оркестр сыграл мелодию «Игры кончились», зрители в едином порыве на громадном стадионе встали и, вытянув вверх руки в нацистском приветствии, начали в экстазе скандировать: «Зиг хайль! Наш фюрер Адольф Гитлер, зиг хайль!»

Гитлер при помощи Олимпиады, при активной поддержке европейских и американских чиновников от спорта, добился, чего хотел. На следующий день «Нью-Йорк Таймс» приветствовала возвращение Германии в семью «цивилизованных народов». Что после этого эта «цивилизованная» страна натворила, известно…

Кстати, и идея факела олимпийского огня была впервые «обкатана» именно на Играх в Германии. По аналогии с ночными факельными шествиями штурмовиков. Однако и тогда МОК не усмотрел в этом ничего особенного.

В Германии в соответствии с «новым порядком» всех «неарийцев», даже чемпионов, накануне Олимпиады убрали из всех спортклубов и сборной. Однако когда в Берлин приехала комиссия МОК во главе с американцем Эвери Брендеджем, то она всего этого «не заметила». Как не заметила и того, что в этой стране уже более 50 тысяч политических заключенных томились в тюрьмах и концлагерях. Э. Брендедж, вернувшись в США, публично заявил, что бойкот – «это чуждая духу Америки идея, заговор с целью политизировать Олимпийские игры», а «евреи должны понимать, что они не смогут использовать Игры как оружие в борьбе против нацистов».

В отличных отношениях с нацистами был и основатель Олимпийского движения современности барон де Кубертэн. Фюрер лично направил ему 10 тысяч рейхсмарок для «укрепления олимпийского движения». И тот их охотно принял.

В августе 1935 года де Кубертэн посетил Германию, пришёл в восторг от «прогресса спорта», и, выступая потом по государственному радио, назвал Гитлера одним из лучших творческих духов нашей эпохи. Вскоре барон получил от Германии пожизненную пенсию «за вклад в дело мира».

Политическими скандалами сопровождались практически все Игры после того, как в конце XIX века возродилось Олимпийское движение. Игры 1956 года в Мельбурне бойкотировали три группы стран – Египет, Ирак и Ливан – в знак протеста против Суэцкого кризиса, Нидерланды, Испания и Швейцария – в знак протеста против действий советских войск в Венгрии, а Китай – в знак протеста против того, что МОК признал Олимпийский комитет Тайваня.

Игры в Сеуле бойкотировали Северная Корея, Куба, Эфиопия и Никарагуа. А на Олимпийских играх в Мюнхене произошла трагедия: палестинские террористы захватили в заложники членов израильской спортивной делегации. В ответ на запоздалые и непродуманные действия баварской полиции террористы открыли огнь и убили заложников.

На Играх в Лондоне бойкот объявила Аргентина из-за конфликта с Англией вокруг Фолклендских островов. А президенту Александру Лукашенко, который является по совместительству главой белорусского НОК, было отказано в аккредитации.

Когда местом проведения Олимпиады-1980 избрали Москву, то на Западе началась ожесточенная кампания, чтобы любой ценой помешать ее проведению. В США, Австралии и ряде других стран был выдвинут лозунг: «Перенести из Москвы летние Игры 1980 года». Претензии, которые предъявлялись в тот момент организаторам Олимпиады, носили как политический характер (возможность запрета на въезд в СССР спортсменам и туристам из «нежелательных» стран, будущий «сговор» спортсменов социалистических государств, цензура СМИ, нарушение прав человека в СССР, преследование «инакомыслящих» и т.п.), так и экономически-бытовой (использование Олимпиады для укрепления советской экономики и установления контактов с западными фирмами, отсутствие хорошего сервиса, проблемы с гостиницами и ресторанами, огромные очереди и т.п.). А когда СССР сумел многие из этих проблем снять, США решили под предлогом протеста против ввода советских войск в Афганистан попросту бойкотировать Олимпиаду в Москве, к чему примкнул ряд ее стран-сторонников.
Кстати, потом во время Игра в Лос-Анджелесе Советский Союз отплатил американцам той же монетой.

Теперь Олимпиада – снова политическое оружие. Взято на вооружение новое средство для борьбы с политическими противником – допинг. Хотя известно, что по числу случаев с выявлением допинга Россия занимает место только где-то в третьем десятке стран-участников Олимпиад, главный удар был направлен именно против нее. Могли бы мы выиграть это сражение против сплоченной команды западных чиновников-функционеров международных спортивных организаций, массированного наступления западных СМИ? Вряд ли. Мы – проиграли. Но это не значит, что надо посыпать голову пеплом и прекращать борьбу.

Нас атаковали и будут атаковать, холодная война продолжается и будет идти еще долго.

Надо сражаться и выстоять. Не надо только веселиться на экране и делать вид, будто ничего не произошло, будто наши спортсмены отправляются в Бразилию на радостный спортивный праздник. Они едут на битву. На Играх им будет очень трудно и тяжело. Поддержим их!

Специально для «Столетия»

Совсем недавно завершились XXII зимние Олимпийские игры в Сочи, ставшие триумфом российского спорта – наша команда показала великолепную подготовку и волю к победе, заняв первые общекомандное место и по золотым, и по общему числу олимпийских медалей.

Не менее высокий "командный дух" показала и страна, за несколько лет сумевшая выстроить спортивные объекты такого масштаба, на которые у других ушли бы десятилетия. А ведь чего только ни говорили и ни писали в мировой прессе, предрекая крах сочинской Олимпиады! Как говорят в Одессе, не дождётесь.

Не секрет: у каждого события мирового масштаба есть своя политическая составляющая. Об этом мы беседуем сегодня с общественным деятелем и публицистом А.В. Щипковым.

– Александр Владимирович, как Вам Олимпиада?

– Это, бесспорно, одно из крупнейших общественных, спортивных, культурных и политических событий современности. Спортивным это событие является по определению, общественная значимость заключается в привлечении внимания средств массовой информации, культурная составляющая – это открытие и закрытие Олимпиады, обсуждаемые с точки зрения эстетики, формы, подачи и т.д. Но главная, конечно, политическая составляющая. Олимпиада, в первую очередь, – это важнейшая политическая акция.

Дело в том, что Олимпиада явилась своеобразным представлением России миру. Проводя Олимпиаду на своей территории, любое государство получает огромный пиар. Только открытие и закрытие Олимпиады смотрят около трёх миллиардов человек. По крайней мере миллиард из них впервые узнает, что такая страна вообще существует. В каких-то далёких странах, не исключено, люди вообще имеют смутное представление о России, а здесь они смогут что-то услышать, увидеть и т.д. Но и тем, кто прекрасно знает о России, мы о себе ещё раз напоминаем, что совершенно не лишне.

– С одной стороны, вроде бы в этом есть своя логика. Понятно, что денег всегда не хватает. Но с другой стороны нужно понимать, что отношения между государствами требуют затрат. Это разные затраты. Есть затраты дипломатические – содержание дипкорпуса обходится государству недёшево. Или, например, содержание армии. Армия – это один из сильных аргументов во внешнеполитических отношениях. И составляющая идеологическая, не побоюсь этого слова, пропагандистская, или, как сейчас говорят, пиаровская, не менее важна, чем первые две. И она тоже требует серьёзных финансовых вложений.

В данном случае Олимпиада – один из элементов внешнеполитической пропаганды плюс к общему спортивному празднику.

– Один из способов победить в информационной войне?

– В том числе. Государство, принимающее Олимпиаду, демонстрирует, на что оно способно. Свои технологические, строительные, организационные возможности. Организовать подобное мероприятие чрезвычайно сложно. Сложно организовать мероприятие на уровне Тарусы – что уж говорить о мероприятии такого масштаба, как Олимпиада! Поэтому это, конечно, совершенно не зря потраченные деньги.

Хотел бы обратить внимание читателей на следующую вещь. Мы выиграли право на проведение Олимпиады семь лет назад, в 2007 году. И в течение этих семи лет постоянно шли публикации антиолимпийского содержания.

– За границей?

– И за границей, и в России. Что это значит? Сам выигрыш права на проведение Олимпиады – это уже успех России, и люди, которые понимают, что такое Олимпиада в политическом смысле, отдают себе отчёт: Россия на Олимпиаде заработает очень много позитивных очков. Причём это даже не зависит от количества выигранных медалей. То есть это, конечно, тоже очень важный момент, и все мы болеем за наших спортсменов, но с политической точки зрения этот спортивный результат, я бы сказал, на втором месте. А на первом месте – сам факт проведения Олимпиады на российской территории.

Обратите внимание: президент Путин пошёл на огромный риск. Он решил проводить Олимпиаду в Сочи. Говорят: ну что за странное решение! Зимняя Олимпиада – в субтропиках. У нас что, нет других городов, где можно было её провести? Москва, Петербург, Новосибирск, Красноярск и т.д. Снега в России достаточно, и есть немало городов, где он не тает. А в Сочи он тает, и это проблема. Так почему?

А потому что президент выбрал для проведения Олимпиады самую неспокойную точку. Рядом Кавказ. Кавказ, на который претендуют наши, как сейчас говорят, "партнёры". Проведение Олимпиады в непосредственной близости от Кавказа – это укрепление наших позиций в регионе.

– Мы даём понять: это наша земля.

– Не только это мы даём понять. Это и так понятно, что это наша земля и мы её отдавать не собираемся. Но это демонстрация того, что мы полностью контролируем ситуацию в этом неспокойном регионе. Вот даже проводим мероприятие мирового уровня. И мы его провели без потерь. Никаких терактов, взрывов и прочего, слава Богу, не допустили.

Ещё семь лет назад наши оппоненты прекрасно это всё понимали, и поэтому в информационных войнах была поставлена задача: если не сорвать Олимпиаду – это было бы для них совсем замечательно, то по крайней мере, как можно больше ей навредить. В связи с этим началась системная информационная кампания против Олимпиады.

– Как это делалось?

– Это очень любопытная штука. Всё, что я сейчас скажу, – вы всё это знаете, читали в наших газетах и слушали по нашему радио, на разных радиостанциях и телеканалах. Было запущено несколько так называемых идеологем. Это некие идеи, тезисы, которые забрасываются в медийное пространство и начинают тиражироваться в СМИ. Если вы сейчас не поленитесь и возьмёте несколько статей, скажем, во французской прессе, в английской и в американской, выяснится интересная вещь: все они сделаны по одним лекалам. Это всё равно что одна статья, но написанная в разных газетах и разными людьми.

– И каковы эти идеологические тезисы?

– Самый первый, который начал разрабатываться ещё семь лет назад, – это черкесская тема. Так называемый "геноцид черкесов". Мол, на этой территории проживали черкесы, которые вынуждены были сто лет назад покинуть эту территорию под давлением русских. А теперь, мол, на этой территории проводятся спортивные праздники – веселье на крови. За границей были срочно созданы какие-то антиолимпийские комитеты, состоящие из трёх-четырёх черкесов, и эти, с позволения сказать, организации стали возвышать свой голос против проведения Олимпиады на этой территории. Ничего им, конечно, сделать не удалось, но обратите внимание: эта тема постоянно муссировалась.

Вторая идеологема – экология. Строительство Олимпийской деревни, всех этих спортивных сооружений, дескать, полностью уничтожит уникальную природу Сочи. На этом этапе к делу подключается "Гринпис". И многие люди, которые переживают за природу, действительно говорят: да, как же можно там строить стадионы, мы же всё испортим, Красную Поляну загубим и т.д. То есть, для людей, которые небезразличны к национальным проблемам – для них подготовлена тема геноцида черкесов. Людям, озабоченным экологическими проблемами, предлагается тезис про экологию. Всё очень продуманно.

– Чтобы противостоять этой идеологеме, президент озаботился судьбой леопардов?

– В том числе и для этого. На каждый из этих тезисов, естественно, находятся контртезисы. Таковы условия информационных войн.

Третья и очень сильная идеологема: кавказская террористическая угроза. В Сочи категорически нельзя проводить Олимпиаду, потому что всех спортсменов, которые туда приедут, взорвут и уничтожат кавказские террористы. Открыто запугивают спортсменов. Некоторые спортсмены, по-моему, из Нидерландов или из какой-то другой страны, заявили, что приедут только со своим спецназом в виде охраны. Но если допустить, что спортсмены из какой-то страны приедут со своей охраной, что это было бы? Это унижение России, доказательство того, что Россия не способна обеспечить безопасность. Поэтому, естественно, никакую чужую охрану мы сюда не пустили – за исключением охраны глав государств, но это диктуют международные нормы. Идеологема террористической угрозы была вброшена для людей, боящихся терроризма, а их огромное количество.

Четвёртое. Для тех, кто не любит Путина. Вся Олимпиада, мол, была затеяна для того, чтобы потешить "диктаторские амбиции Путина", "кровавый режим" с переполненными лагерями, казнями и всё в том же духе. Путин – страшный человек, свободы слова нету, по улицам ходить опасно и т.д. На Западе море таких публикаций, почитаешь их газеты – только хохотать остаётся. Но на кого-то эта идеологема действует.

Пятое – коррупция. Писали: всё будет обязательно разворовано, а если что и останется – лучше эти деньги раздать бедным (смотри выше). Это хорошо действующая идеологема, потому что людям всегда не хватает денег. Давно известно: если ты хочешь на кого-то напасть, на какого-нибудь главу города, например, или руководителя предприятия – обвини его в том, что он неправильно расходует средства. Вместо того, чтобы раздать средства людям, он или их ворует, строит себе дачу, или не туда, куда нам хочется, вкладывает, начинает, например, строить новый цех, а надо не цех строить, а зарплату повысить, и т.д. То же и с Олимпиадой.

Следующая идеологема, шестая. Русские ничего не умеют делать и всё равно построят плохо. Помните все эти снимки "двойных унитазов", отваливающиеся ручки на окнах? Уже даже началась Олимпиада, но этот тезис всё ещё пытались раскручивать.


И последняя идеологема, седьмая – гомофобия. Это было выпущено в самый последний момент. Почему-то с самого начала она не была запланирована. Скорее всего, наши оппоненты увидели, что перечисленные идеологемы слабо работают, и в последний момент, после принятия закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди детей и подростков, попытались использовать гомофобию.

Отмечу, все эти идеологемы не сработали. На все были сделаны контрответы, включая и гомофобию. Путин с улыбкой на лице сказал: да, пожалуйста, приезжайте! Кто вам мешает? А пропаганду среди детей мы запретили – и будем на этом стоять.

Теракты в Волгограде – это же тоже была попытка запугивания в канун Олимпиады, это совершенно очевидно. И тоже не сработало. Я разговаривал с людьми, которые были на Олимпиаде. Священник о. Николай Соколов, духовник Олимпиады, говорит, что был потрясён уровнем, качеством подготовки всего, что было сделано в Сочи. Безопасность обеспечена так, что ты ходишь – и не чувствуешь ни присутствия полицейских, ни каких-то кордонов – ничего. Секьюрити не видно. Все ходят совершенно свободно. У каждого три-четыре карточки для того, чтобы пройти на спортивные объекты. В общем, всё подготовлено было тщательнейшим образом. Всё разработано: где могут находиться волонтёры, где зрители, где пресса и т.д.

Любопытная вещь. Все эти идеологемы были разработаны на Западе. Ещё пять-шесть лет назад я читал первые публикации в иностранной прессе. Но очень скоро их подхватили наши либеральные СМИ. Все эти семь перечисленных выше пунктов были ими отработаны, как говорится, по полной программе. Я разговаривал с журналистами, писавшими антиолимпийские статьи, и задавал им такой вопрос. Ваше право – критиковать Олимпиаду и даже выступать против её проведения: почему нет? Мы живём в свободной стране, журналист высказывает свою точку зрения. Но почему вы не смогли своими умными головами придумать ни одной собственной идеологемы? Все слизаны с западных СМИ. Почему вы взяли всё, что вам приготовили западные идеологи, западные интеллектуальные центры? Они не смогли мне ничего ответить.

На самом деле тезисы, о которых я рассказываю, не так просто придумать. Это на первый взгляд кажется простым, а на их разработку тратятся большие силы и средства. Так что же наши-то либералы? Совсем нет никакого самоуважения?

– Заплачено?

– Дело не в том, что заплачено. Дело в том, что наши либеральные СМИ, которые работают против России, находясь внутри России, ничего не придумывают сами в принципе. Они – своего рода интеллектуальные импотенты. Берут идеи в Европе, а продают в виде своих статей здесь, то есть занимаются куплей-продажей интеллектуального секонд-хэнда. И это касается не только политической составляющей Олимпиады. Если взять, скажем, проблемы культуры – там то же самое. Всевозможные современные формы, с позволения сказать, культуры, авторского самовыражения, которые здесь нам пропагандируются. Ведь слизано с Европы. Это на самом деле – продажа интеллектуального "вторсырья". А государство не может существовать, если внутри него нет собственных интеллектуалов, которые создают свой продукт, свои идеи и смыслы: в культуре, в образовании, в науке и, в том числе, в идеологии. Если нет своего интеллектуального продукта, а питаешься только чужим – тогда государство разваливается.

– Оно тогда становится колонией.

– Совершенно верно. Это один из элементов колонизации страны. Есть военное давление – скажем, продвижение НАТО на восток, есть дипломатическая составляющая, а есть идеологический, или пропагандистский, элемент – о нём, в применении к Олимпиаде, мы сегодня и говорим.

Обратите внимание: осенью мы в России проводим саммит "большой восьмёрки", и он пройдёт в Сочи. Опять тут, рядом с Кавказом, – огромной значимости политическое мероприятие! Правильно сказал глава Администрации президента Сергей Иванов: нам уже не придётся вкладывать в его организацию средств – всё готово. А политические встречи на высшем уровне – это очень дорогостоящие мероприятия.

Ситуация с Украиной, которую довели до крови во время Олимпиады, – она тоже не случайна. Это как нападение Грузии на Осетию во время Олимпиады в Китае. Этот майдан – сигнал России. Проведение Олимпиады – полная политическая победа России в этой постоянно идущей идеологической борьбе – так нате вам Украину! Почему на Олимпиаду не приехали некоторые европейские лидеры? Не могли себя пересилить. Как же так – приехать к победителю. Но Владимир Путин их в этом смысле переиграл. Они всё равно приедут в Сочи, на "восьмёрку". Никуда не денутся.

Главное – что у нас теперь вслед за островом Русский на Дальнем Востоке и на юге России создан стратегически важный политический центр. Мы столбим свою территорию, на которую есть весьма немало желающих. Так делается политика.

– А какое впечатление на Вас произвели церемонии открытия и закрытия Игр?

– Очень любопытна реакция внутри России на церемонию открытия. Мероприятие было сделано в стилистике авангарда. В искусстве есть разные языки: классика, модерн, авангард и так далее. Авангард был очень популярен в начале XX века. Его связывают с постреволюционным искусством Советской России, хотя зародился он в Европе задолго до нашей революции. И этот стиль в искусстве очень любим либеральной интеллигенцией. Его главное отличие – отрицание религиозной составляющей в человеке и мире.

Возникла странная ситуация: те либеральные СМИ, которые активно раскручивали семь вышеупомянутых тезисов против Олимпиады, вдруг с восторгом приняли открытие Игр. Им страшно понравилось. А люди, которых относят к патриотам, государственникам, державникам, – они к этой стилистике отнеслись отрицательно, даже критически.

– Выяснилось, что у нас, кроме Шагала, Малевича и Кандинского, художников больше нет.

– Вот именно. Я тоже, надо сказать, критически к этому отнёсся. Язык авангарда интересен, но лично мне чужд. Из истории России, как мне показалось, совершенно была выпущена духовная составляющая и были выпущены наши победы. Очень маленький намёк на Великую Отечественную войну, и всё. Но как потом объяснил Константин Эрнст, главный режиссер всего действа, Международный олимпийский комитет настоятельно рекомендовал убрать упоминание о Второй мировой войне. Дескать, немецкие спортсмены тоже участвуют, не стоит заострять...

– Да у нас и французским спортсменам может не понравиться, и польским, и шведским... Каким ещё странам Россия на протяжении своей истории по зубам давала? Что, теперь ничего не показывать?

– Согласен. Но – если посмотреть с политической точки зрения – Россия заговорила с теми, кто шесть лет подряд выступал против Олимпиады, на их языке и заставила их эту Олимпиаду полюбить и поддерживать. Это можно назвать политическими маневрами.

А вот закрытие Олимпиады было сделано уже несколько иначе, в более почвенническом духе и завершилось выносом пасхального яйца – символом христианской России. На самом деле символику открытия и закрытия можно разбирать долго и детально. Я бы хотел только обратить ваше внимание на перекличку двух олимпийских Мишек – Олимпиады 1980-го года и нынешнего. Это было обыграно в слезинке из левого глаза. Это ведь не просто умилительное воспоминание. Это включение советской Олимпиады в свой исторический политический багаж. Та советская Олимпиада принадлежала всему СССР. Про нее забыли, от нее фактически отказались все бывшие республики. Но история – это тоже капитал, и отказываться от нее глупо и нерачительно. Не хотите – как хотите, и Россия забрала Олимпиаду-80 в свой политический актив. Точно так же именно Россия осталась фактически единственной наследницей и Победы 1945 года, и полёта в космос Гагарина, и других очень важных символов, которые сплачивают народ.

Завершая наш разговор, я хотел бы сказать, что миром можно управлять двумя способами: оружием и смыслами, идеями. Эти два способа всегда стоят рядом, и смыслы ничуть не менее важны, чем оружие. Так что прошедшая Олимпиада – это не напрасно потраченные средства. Они вложены в наших детей, в будущее нашей страны. Уверяю вас.

Беседовала Г. ПЛУЩЕВСКАЯ.

д.ист.н., эксперт Центра, Багдасарян В.Э.

Американский президент Дж.Кеннеди говорил в свое время, что сила государств в современном мире определяется двумя видами – количеством ядерных боеголовок и количеством золотых олимпийских медалей. Победы спортсменов на соревнованиях позиционируются государственными пропагандами разных стран в качестве торжества национального духа, свидетельства преимущества общественно-политической системы.

Успехи в спорте были одним из идеологических брендов СССР. Войдя в международное олимпийское движение Советский Союз сразу же предстал как спортивная сверхдержава. Начиная с 1952 г., основной интригой олимпиад являлось советско-американское противостояние. На спортивные площадки проецировалось мировое соперничество двух сверхдержав. Это было бескровным замещением невозможного при наличии оружия массового поражения военного конфликта. Вопрос кто сильнее решался в противоборстве атлетов открыто, на глазах всего человечества. Витрину спортивных успехов Советского Союза составляли хоккей, шахматы и фигурное катание.

Идеологический контекст фактически всегда присутствовал при проведении главного мирового спортивного форума – олимпийских игр. Уже Олимпиада 1908 г. в Лондоне ознаменовалась политическим демаршем финских спортсменов, отказавшихся на церемонии открытия игр идти под флагом Российской империи, в состав которого входило Великое княжество Финляндское.

Последующие идеологические кампании на Олимпиадах могут быть представлены следующим идеологическим перечнем.

Олимпиада в Антверпене 1920 г.: отстранение от участия в Олимпийских играх Германии и ее союзников, формулируемое как наказание за развязывание Первой мировой войны; демонстративное непризнание со стороны МОК Советской России.

Олимпиада в Париже 1924 г.: отказ РСФСР от официального приглашения участвовать в Олимпийских играх, противопоставлениев советской пропаганде «буржуазным Олимпиадам» «пролетарские Спартакиады».

Олимпиада в Берлине 1936 г.: расовая пропаганда; призыв переноса места проведения олимпийских игр в Барселону.

Олимпиада в Мельбурне 1956 г.: бойкот игр, как протест против франко-британо-израильской агрессии в Египте (Египет, Ирак, Ливан, Камбоджа); бойкот игр, как протест против ввода советских войск в Венгрию (Нидерланды, Испания, Швейцария); отказ венгерской команды выступать под флагом Венгерской Народной республики, отказ части команды вернуться после завершения игр в Венгрию; бойкот игр КНР, как протест против приглашения в Мельбурн команды Тайваня.

Олимпиада в Токио 1964 г.: отстранение от участия в играх ЮАР за проводимую ей политику апартеида; бойкот игр Индонезией и КНДР в связи с запретом МОК принимать участие в Олимпиаде спортсменам – участникам альтернативных Игр новых развивающихся стран в Джакарте; исключение Израиля из участия из азиаткой группы игр и переход его в европейскую группу.

Олимпиада в Мехико 1968 г.: массовые протестные выступления в Мексике с целью привлечения внимания международной общественности к авторитарному характеру мексиканского режима, закончились применением военной силы и жертвами; движение за бойкот игр негритянскими спортсменами в связи с политикой расовой сегрегации в США и других странах мира; отстранение от участия в играх Родезии за проводимую ей политику апартеида.

Олимпиада в Мюнхене 1972 г.: расстрел арабскими террористами в Олимпийской деревне представителей израильской команды.

Олимпиада в Монреале 1976 г.: бойкот игр со стороны африканских стран, требующих недопущения на Олимпиаду Новой Зеландии, чья команда по регби встречалась со сборной ЮАР; бойкот игр КНР и Тайванем, ввиду отсутствия решения о том, какая страна является легитимным представителе Китая на играх.

Олимпиада в Москве 1980 г.: широкий бойкот олимпийских игр как протест против ввода советских войск в Афганистан.

Олимпиада в Лос-Анджелесе 1984 г.: бойкот игр странами социалистического блока (за исключением Румынии, Югославии и КНР) ввиду «шовинистических настроений и антисоветской истерии, целенаправленно возбуждаемых властями Соединённых Штатов».

Олимпиада в Сеуле 1988 г.: бойкот игр КНДР, поддержанный Кубой, Никарагуа и Эфиопией, как протест против проведения их в Южной Корее, находящейся с Северной Кореей официально в состоянии войны.

Олимпиада в Сиднее 2000 г.: отказ от участия в играх Афганистана, талибанское правительство которого запретило спорт и выступала с осуждением секулярного мира.

Олимпиада в Пекине 2008 г.: кампания в странах Запада по организации бойкота пекинских игр, попытки срыва эстафеты олимпийского огня, как протест против подавления правительство КНР сепаратистского движения в Тибете, поддержки авторитарных режимов Судана, КНДР, Зимбабве и Мьянмы, нарушением прав человека.

Олимпиада в Сочи в 2014 г.: кампании бойкота олимпийских игр в связи с принятием в РФ закона, запрещающего гей-пропанганду, претензией Грузии к России по «оккупации части грузинской территории», претензией со стороны северокавказского террористического подполья о проведение Олимпиады на месте исторического расселения адыгов. О невозможности по тем или иным причинам посетить Сочи заявили: президент США Барак Обама, президент Франции Франсуа Олланд, президент Германии Йоахим Гаук и федеральный канцлер Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, премьер-министр Канады Стивен Харлер, премьер-министр Бельгии Элио ди Рупо, Европейский комиссар по вопросам юстиции, фундаментальным правам и гражданству Виван Рединг, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, президент Польши Бронислав Коморовский и премьер-министр Дональд Туск, президенты Эстонии, Литвы, Молдовы.

Преломление государственной идеологической политики в сфере спорта можно проиллюстрировать на примере Олимпиады-80.

Советское руководство не скрывало своих намерений использовать Олимпийские игры в идеологических целях. Еще в 1975 г. в структуре Оргкомитета «Олимпиады - 80» было учреждено Управление пропаганды. Даже в преамбуле официального отчета Организационного комитета игр подчеркивалось, что важнейшим их достижением стало предоставление тысячам иностранных туристов возможности ознакомиться с жизнью советского общества. В обязанности работников отдела пропаганды Олимпийского Оргкомитета входило, в частности, изучение материалов буржуазной пропагандистской кампании в отношении Олимпиады. Специальной резолюцией 1978 г. ставилась задача «усилить сбор информации о характере выступлений по поводу Олимпийских игр в Москве, в том числе о позиции враждебной маоистской пропаганды в отношении Олимпиады - 80».

Важнейшим идеологическим направлением работы с иностранными туристами в период Олимпийских игр в СССР стало осуждение расизма и апартеида в спорте. Оргкомитет Игр XXII Олимпиады добился от МОК решения о том, что в олимпийскую Москву не должны допускаться представители ЮАР не только в качестве спортсменов или технических официальных лиц, но и как туристы. Этот шаг, противоречивший декларированным в 1975 г. в Хельсинки принципам международного туризма, имел большую популярность среди цветного населения Африки.

За ширмой глобального идеологического противостояния СССР и США периода Олимпийских игр, как правило, оказываются скрыты советские контрпропагандистские мероприятия в отношении «информационной войны» со стороны Китая. Антиолимпийская пропаганда КНР была обращена к народам Азии, Африки и Латинской Америки. Хотя «китайского скандала» на Играх не состоялось, но активная работа Оргкомитета по его предупреждению велась.

Помимо борьбы с международным терроризмом, органам государственной безопасности вменялось в задачу предотвратить возможную антисоветскую пропаганду внутри СССР во время Олимпиады. Правозащитные организации могли превратить Олимпийские игры в череду митингов. Таким образом, начавшаяся кампания активной борьбы с диссидентством определялась контекстом Олимпиады. Именно в 1980 г. из Москвы в Горький был выслан А.Д. Сахаров. Видный правозащитник активно выступал тогда за международный бойкот Московской Олимпиады.

Не стала исключением в мировой истории идеологии и Зимняя Олимпиада в Сочи. Антироссийская пропаганда в мире в связи с приближающимися стартами резко усилилась. И это следовало ожидать. Вопрос заключается в том, какой идеологический образ предъявит Россия в Сочи остальному миру. Пока что Сочинская Олимпиада служит коннотатом коррупционных скандалов. Удастся ли изменить этот образ в ходе самих состязаний? До старта Олимпиады остается меньше месяца.

Работа по новейшей истории

Панкова А. С., гр. ФИ32-05С


ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ И ПОЛИТИКА

Социальная история – это история общества или история социальных структур, процессов и явлений. Предмет социальной истории не поддаётся определению, диапазон тематики исследований социальной истории то безгранично расширяется, то становится предельно узким. Отчасти причина кроется в рано проявившемся стремлении представителей социальной истории к использованию методологического инструментария других общественных наук: демографии, экономики, антропологии, культурологи и социологии. Введение в социальную историю методологии этих дисциплин происходило на разных этапах ее развития и, естественно, меняло не только акценты, но и объекты исследования. Социальная история то становилась почти экономической, то преимущественно культурной, то тяготела к изучению повседневности.

С одной стороны, социальная история – это история конкретных социальных явлений: детства, досуга, семьи, спорта, болезней и врачевания; с другой – реконструкция маленьких городков, рабочих посёлков и сельских общин; с третьей – исследование психологической мотивации и менталитета. Но одновременно это и история громадных территориальных и временных пространств, массовых социальных движений и насилия в истории, социальных процессов исторической трансформации (миграции, урбанизации, индустриализации).

Одной из субдисциплин социальной истории является история спорта, впервые включённая в программу американских университетов в конце 60-х годов.

В настоящее время в России достаточно сложно найти работы по истории спорта как отечественных, так и зарубежных авторов. Следовательно, данная тема остаётся малоизученной. Но, в то же время, её актуальность не повергается сомнению, ведь современный мир невозможно представить без массового спорта и конечно без спорта высоких достижений.

В данной работе мы постараемся рассмотреть влияние политики на спорт на примере истории олимпийских игр, как самого яркого и значимого спортивного состязания новейшего времени. Так же мы постараемся выявить причины и предпосылки влияния политики на спорт, проведем классификацию примеров вмешательства политики в олимпийские игры.

Для начала разберёмся с предпосылками влияния спорта на политику.

1) К 20м годам ХХ века спорт стал профессиональным, стал спортом высоких достижений. Таким образом, установление мировых рекордов и просто победа в Олимпийских играх, особенно в неофициальном общекомандном зачёте давали возможность стране-победителю показать все преимущества своей общественно-политической системы и завоевать международный авторитет.

2) в 20е – 30е годы произошла популяризация спорта как зрелища и развлечения. Начиная с 20х годов по радио велись спортивные трансляции, в газетах печатались спортивные колонки, люди (особенно в США) всё чаще предпочитали поход на стадион посещению театра. Олимпийские игры 1936 года в Берлине впервые транслировались по телевидению. Спорт превратился в коммерческий продукт. А Олимпийские игры, проводящиеся раз в 4 года и собирающие лучших спортсменов со всего света, были и остаются самыми популярными и освещаемыми спортивными состязаниями. Следовательно всё что связанно с Олимпийскими играми или происходит вокруг них тут же становится достоянием мировой общественности и способно вызвать большой резонанс.

3) Появление в середине 30х годов режимов, заинтересованных в использовании Олимпийского движения в своих интересах. Изначально это был нацистский режим в Германии (неслучайно первыми играми, в которых наблюдалось вмешательство политики, были берлинские). Затем, после второй мировой, "холодная" война между странами капиталистической и социалистической систем нашли своё отражение и в проведении Олимпийских игр.

Таким образом, к середине 30х годов ХХ века сложились все предпосылки для вмешательства политических интриг в спортивные состязания и в частности в Олимпийские игры.

Итак, попытаемся классифицировать примеры вмешательства политики в Олимпийские игры.

I. Использование игр в целях пропаганды.

Самым первым и ярким примером служат Олимпийские игры в 1936 года в Берлине. Американский журнал "Крисчен сенчюри" в то время писал, что "нацисты используют факт проведения Олимпиады в целях пропаганды, чтобы убедить германский народ в силе фашизма, а иностранцев - в его добродетели". Олимпиада должна была стать триумфом светловолосых "сверхчеловеков". Для достижения этого были использованы все средства: включение в олимпийскую программу "германских" видов спорта, давление на иностранных спортсменов и создание нового поколения "олимпийских детей", для чего им необходимо было организовать супружеские пары из найденных спортсменов-"арийцев" и представительниц "Союза немецких девушек".

II. Использование игр в целях политического давления.

Здесь можно выделить несколько отличающихся по своим проявлениям типов политического давления.

а) Использование игр с целью политического давления стран-участниц, на страну-организатора.

Примерами данного типа давления могут служить:

Бойкот Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Игры бойкотировали: США, Китай, Израиль, Саудовская Аравия. А команды из Великобритании, Франции, Греции, Дании, Австрии, Бельгии, Испании, Италии и др. выступали не под своими национальными флагами, а под олимпийским. Причина бойкота: участие СССР в афганском конфликте.

Бойкот Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе.

Игры бойкотировали: СССР и присоединившиеся к нему Болгария, ГДР, Вьетнам, Монголия, Лаос, Чехословакия, Афганистан, Южный Йемен, Куба и др. Команда Ирана единственная не поехала на обе Олимпиады. Причина бойкота: по мнению советской делегации, не была обеспечена должная безопасность спортсменов.

Бойкот Олимпийских игр 1988 года в Сеуле.

Игры бойкотировали: Северная Корея, Куба, Эфиопия и Никарагуа. Причина бойкота: Северная Корея формально еще находилась в состоянии войны с Южной и не признавало её как независимое государство.

б) Использование игр с целью выражения политического протеста, не связанного со страной организатором.

Бойкот Олимпийских игр 1956 года в Мельбурне.

Игры бойкотировали три группы стран.

1) Египет, Ирак и Ливан в знак протеста против Суэцкого кризиса.

2) Нидерланды, Испания и Швейцария в знак протеста против подавления советскими войсками венгерского восстания.

3) КНР в знак протеста против того, что спортсменам с Тайваня разрешили выступать под табличкой "Формоза", а МОК признал олимпийский комитет Тайваня.

Бойкот Олимпийских игр 1976 года в Монреале.

Игры бойкотировали: три десятка африканских стран и примкнувший к ним Ирак. Причина бойкота: участие в играх команды Новой Зеландии, проводившей товарищеские матчи по регби против команды из расистской ЮАР.

в) Использование игр с целью выражения личного протеста против политики страны-участницы Олимпиады.

Бойкот еврейских спортсменов Олимпийских игр 1936 года в Берлине в знак протеста против принятых в 1935 году Нюрнбергских законов, направленные на дискриминацию германских евреев

На Олимпийских играх 1968 года в Мехико произошло несколько случаев протеста. Американских спринтеры Томми Смит и Джон Карлос, взойдя на пьедестал почета, в знак протеста против расовой сегрегации вскинули в салюте кулаки в черных перчатках во время исполнения американского гимна. На спортсменах к тому же были эмблемы движения за гражданские права. Обоих спортсменов под предлогом, что политическим акциям не место на Олимпиаде, удалили из американской олимпийской команды. А чехословацкая гимнастка Вера Чаславска в знак протеста против советского вторжения в ее страну демонстративно отвернулась во время исполнения гимна СССР. За это стала на многие годы невыездной.

г) Использование игр с целью политического шантажа международной террористической организацией.

Примером является трагедия на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене, когда 8 террористов боевой группы организации освобождения Палестины (ООП) "Черный сентябрь" захватили в заложники 11 членов израильской спортивной делегации. В ответ на запоздалые и непродуманные действия баварской полиции террористы открыли огонь и убили всех 11 заложников. Впервые пролитая на Олимпиаде кровь потрясла весь мир.

Таким образом можно сделать вывод, что зародившийся в 30е годы ХХ века и продолжающаяся на всем его протяжении тенденция влияния политики на спорт в целом и Олимпийское движение в частности имеет свою актуальность и в настоящее время и скорее всего будут продолжаться и в будущем. Об этом свидетельствую и выступления в поддержку движения независимости Тибета на Олимпийских играх в Пекине, и те усилия, которые приложило российское правительство для получения права проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи, и многие другие примеры современности.

Итак, мы выявили 3 предпосылки, сделавшие возможным влияние политики на спорт, провели классификацию влияния спорта на Олимпийское движение, в конце сделали вывод о сохранении тенденции влияния политики на спорт в будущем. Поставленные цели работы выполнены.


Список литературы.

1) История олимпийских игр [электронный ресурс]: база данных. – Режим доступа: http://www.olympiad.good-cinema.ru

2) К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной исторической мысли/под. ред. Б.Г. Могильницкого. – Томск: Изд-во Том ун-та. 1994. – 226 с.

3) Яшлавский А. О спорт, ты бойкот!/А. Яшлавский//Московский Комсомолец. – 2008. – 14 апреля. – С.14-15.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!