Два чувства дивно близки нам анализ произведения. Анализ стихотворения пушкина два чувства дивно близки нам. Любовь к отеческим гробам

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как........ пустыня.

И как алтарь без божества».

1830год.

Примечания

ДВА ЧУВСТВА ДИВНО БЛИЗКИ НАМ. Черновой набросок.

Из ранних редакций

Второе четверостишие первоначально читалось:

На них основано от века

По воле бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.


Очерк Игоря Изборцева

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам

Замечательные пушкинские строки! Замечательные, родные и понятные каждой русской душе чувства! Но сегодня… Так ли они нам близки? Да и близки ли? Сегодня, когда "родные пепелища" уже не поэтическая метафора, не художественный образ, но суровая реальность нашего бытия. Болит ли у нового молодого поколения сердце при виде заброшенных, забытых русских деревень, вдохновлявших некогда высокую поэзию и Пушкина, и других поэтов XIX и XX веков?

Разрывается ли душа от горького молчания разрушенных заводов, слепоты заколоченных окон сельских домов? А зарастающая сорной травой земля - где ее золотые нивы? Скорбит ли от сей безрадостной картины нынешнее "младое племя", рвется ли восставить, возродить? Увы… Это единственно честный ответ. И нет в том их вины. Посмотрим, чему их учат в школе, к чему призывают со страниц газет и экранов телевизоров? Каждое слово, каждый образ - словно удар топором по родным корням.

Не было ничего святого и великого в нашей истории, твердят, словно написанные проданным пером учебники, да и сама эта история - всего лишь цепь ошибок, постыдных поражений, пустого бахвальства и насилия над малыми народами. Но если так, отчего сами эти племена и народы просились под русский державный омофор, зачем настойчиво стучали в российские государственные врата? Видно, доподлинно знали, что только так могут обрести возможность благополучного и спокойного существования.

Увы, историческая правда попрана и перелицована под либеральные общечеловеческие шаблоны. "Родина там, где нам хорошо" - эта формула предательства стала определяющей в современных воспитательном и образовательном процессах. Но если не уважаешь Родину - не уважаешь сам себя. От кого тогда дождешься уважения? О, как хорошо это было понятно Александру Сергеевичу Пушкину! Продолжая размышление о "дивно близких нам" чувствах, он, по праву знающего истину, утверждает:

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва…

Мы пробуем без них. Авось на кривой и выедем. Ан нет! Потому-то и мертвеет наша земля… Не слышно слово правды в потоке лжи и обмана. Если и звучит, то так слабо и неуверенно, что никак не может возыметь должной для правды силы. И кажется, кроме Пушкина уже некому напомнить о ней, правде; предупредить, что дальнейшее отступление и есть самая смерть земли Русской.
Слава Богу, что твердыню пушкинского гения преодолеть еще не удалось никому. И не удастся! Звучит и будет звучать голос нашего великого поэта. Он зовет и будит русскую душу. Поэтому есть надежда. Есть!

В различных изданиях это стихотворение печатается в двух вариантах. Один вариант состоит из двух строф, и в нем встречаются пропуски слов. Второй вариант включает еще одну строфу. И скорее всего, эту строфу редакторы вставили самостоятельно, основываясь на черновиках поэта.


В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Стихотворение было написано в . Наверное, каждый согласится с истинностью пушкинских слов. Отеческие гробы незримо связывают нас с родными людьми, ушедшими в мир иной. И человек, приходя к могиле, чувствует, что на какой-то миг сближается с этим человеком. Любовь к отеческим гробам заложена в нас на генетическом уровне.

Любовь к родному пепелищу – это любовь к родному дому, деревне, городу в котором вырос, ностальгия по родным местам. Она тянет человека возвратиться домой.

На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Духовная связь человека с родными местами и родными людьми – это духовные корни, которые позволяют человеку не опускаться до животного уровня, сохранять «самостоянье человека». Эта мысль подтверждается третьей строфой

Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без божества.

Стихотворение относится к философской лирике, в нем говорится о человеческих привязанностях, корнях его существования. По композиции оно состоит из одной цельной части. В первой строфе поэт выносит свое философское утверждение, во второй и третьей строфах развивает и углубляет основную идею стиха.

Во второй и третьей строфах рифма перекрестная, в первой кольцевая. Но в первой строфе обращает на себя внимание один момент: гораздо логичнее на первое место было бы поставить любовь к отеческим гробам, и только потом любовь к родному пепелищу. Тогда в первой строфе рифма тоже была бы перекрестная.

Поневоле напрашивается вопрос: случайна ли в этой строфе такая постановка строк, почему автор не использовал также перекрестную рифму, и не должна ли эта строфа выглядеть таким образом:


В них обретает сердце пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу?

В этом стихе поэт применяет христианскую терминологию, встречаются церковнославянизмы: самостоянье, святыня, величие, алтарь, божество. Тем самым подчеркивается духовная направленность поэтического размышления

Гений Пушкина был настолько велик, что даже его недописанные стихи стали достоянием человечества. Убедиться в этом сможет каждый, кому доведётся читать стих «Два чувства дивно близки нам» Пушкина Александра Сергеевича. В произведении читатель встречается с поэтом-философом, ищущим объяснений загадкам человеческой души.

Произведение было написано в 1830 году - это непростой период в жизни великого поэта. Он грезил о скорой женитьбе на любимой женщине, был одновременно счастлив и несчастлив. Пушкин в это время всё чаще обращается к тематике духовных ценностей человека. Поэт стремится понять, в чём заключается смысл жизни людей. В своём стихотворении автор рассуждает о духовной привязанности к Родине, о великой любви к родным местам, которую он приравнивает к святыне.

Это стихотворение считается одним из шедевров русской литературы, который обязательно должны учить школьники: оно станет важнейшей частью занятия на уроке по изучению творчества поэта в любом классе.

Текст стихотворения Пушкина «Два чувства дивно близки нам» можно скачать полностью на нашем сайте. Желающие познакомиться с ним могут также прочитать стихотворение онлайн.

Любовь к отеческим гробам

Любовь к отеческим гробам
Из стихотворения «Черновые наброски» (1830, опубл. 1855) А. С. Пушкина (1799-1837):
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу;
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Иносказательно: о патриотизме, любви к родине, которая обычно проявляется в простой, естественной форме - как привязанность к родному дому, как верность памяти предков.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Любовь к отеческим гробам" в других словарях:

    Два чувства дивно близки къ намъ: Любовь къ родному пепелищу, Любовь къ отеческимъ гробамъ. А. С. Пушкинъ. Черновые наброски. 10. См. И дым отечества нам сладок и приятен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С. Пушкин. Черновые наброски. 10. См. и дым отечества нам сладок и приятен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    чувство - [у/ств], а, с. 1) Способность живого существа ощущать, воспринимать окружающий мир, внешние воздействия. Органы чувств. Чувство боли. Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус чувства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. 2) Состояние,… … Популярный словарь русского языка

    ПАМЯТЬ ДУШИ - (англ. memory of soul) отличается как от произвольной сознательной, так и от исторической памяти. П. д. не столь целостна и синхронистична. Ее источниками являются традиция, предание, культура, которые усваиваются непроизвольно, помимо воли и… … Большая психологическая энциклопедия

    Усадьба дворянская - комплекс жилых, хоз., парковых и др. построек, составляющих одно хоз. и архит. целое; феномен рус. бытовой культуры 18 1 й пол. 19 в. Чтобы создать усадеб, ансамбль, требовались специалисты в архитектуре и садовом иск ве, часто это были… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Русская философия - органическая часть всеобщей истории философии, являющаяся специфическим отображением многовековой истории развития рус. самосознания, выраженная в идеях, взглядах и концепциях, отражающих национально своеобразное осмысление универсальных… … Русская Философия. Энциклопедия

    - «ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ/ЛАДОГА, 1989, ч/б, 72 мин. Социально психологическая драма. «Зеленинский погост», снятый в 1989 году на Ленфильме, провалился в черную дыру постсоветского небытия и лишь благодаря счастливому стечению… … Энциклопедия кино

    Запрос «Ишимбай» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Ишимбай башк. Ишембай … Википедия

    бастион - а м. bastion m. 1. форт. Земляное или каменное укрепление в форме пятиугольника. Сл. 18. Полубастиона фас увышен, для настоящаго действия через палисад, на 2 1/2 фута. 1759. Р. Томилов Объяснение работ в Познани. // Ласковский 3 776. Бог судил… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Бениамин Оганесович Галстян Б. О. Галстян в форме бригадного комиссара (1942 год) Дата рождения … Википедия

Книги

  • Семен Каплан , Н. С. Гамба, Б. В. Бланков. Эта книга посвящается не только юбилейной дате - 100-летию со дня рождения известного ленинградского танцовщика и педагога Семена Соломоновича Каплана, но она призвана пробудить интерес к…
  • Новодевичий некрополь и монастырь , Алексей Дельнов. Книга А. Дельнова - не просто путеводитель по одному из самых известных мемориальных кладбищ Российской столицы. Это еще и любопытные размышления о русской культуреи архитектуре, русском…

Ровно за три недели до начала Великой Отечественной Войны, 19 мая (1 июня) 1941 года, в далеком Шанхае святитель Иоанн (Максимович) обратился к своей пастве с таким указом:

«Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники…

Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувствие можно сделать гораздо теплее лично.

Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее, и другое нужно ей оказать.

Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары!

Что же именно доставит отраду душе умершего?

Прежде всего – искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и в особенности молитвы церковные, соединенные с Бескровной Жертвой, т.е. поминовение на литургии…»

По мере того, как год за годом все меньше и меньше остается на земле участников и современников той войны, мы обнаруживаем, что память о ней (слава Богу!) не исчезает и не размывается в нашем сознании, общенародном и личном, а напротив, усиливается и обостряется. И поневоле требуется прибавить нечто очень важное ко всему тому, что вкратце суммирует в своем указе свт. Иоанн.

…Сейчас всё это странно,
звучит всё это глупо:
в пяти соседних странах
зарыты наши трупы,
и мрамор лейтенантов –
фанерный монумент –
венчанье тех талантов,
развязка тех легенд.
(Б. Слуцкий. «Голос погибшего друга»)

Мы ставим памятники, бережем их и украшаем, как умеем, и когда заходит речь о памяти прошлых поколений, на чьих плечах мы сегодня стоим, то не стесняемся своей скорби в речах и журнальных статьях, цветов, венков и значительных средств, расходуемых на замену фанеры мрамором и бронзой. Почему так? И правильно ли это?…

Да, правильно, – подтверждает Святейший Патриарх Кирилл (телепередача «Слово Пастыря»):

«Для нас нужны могилы, памятники, чтобы сохранять нашу память об умершем, чтобы иметь возможность прийти и помолиться. И это прекрасный обычай, его надо сохранять. И нужно оберегать наши памятники, сохранять могилы в чистоте и порядке; по нашему отношению к могилам можно судить о нашем отношении к предкам, можно судить о нашем нравственном состоянии».
Так было всегда, и так должно быть.

Два чувства дивно близки нам,
в них обретает сердце пищу:
любовь к родному пепелищу,
любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля без них была б мертва,
как безотрадная пустыня
и как алтарь без Божества.
(А.С. Пушкин)

Почему к гробам, а не к чему-то живому и бодрому? Почему к пепелищу, а не к сияющим дворцам, шумным площадям и магистралям, кипящим жизнью индустриальным комплексам и другим многоценным плодам цивилизации? Сомнение вполне обоснованное для сегодняшнего дня, когда наша страна наперекор всем «международным сообществам» восстанавливает свои дворцы, площади, магистрали и комплексы, а кое-кто, якобы опираясь на «исконно-духовное наследие», требует ограничиться гробами и пепелищами.

Благодаря трудам ученых-историков, пепелища и останки умерших, захоронения и гробницы раскрывают перед нами – к радости одних, к удивлению других и к затаенному негодованию третьих – глубочайшую религиозную направленность доисторических культур и цивилизаций. С колоссальным напряжением сил наши далекие предки, не знавшие ни колесных повозок, ни тягловых животных, сооружали гигантские каменные гробницы, частично дошедшие до нашего времени: до 80% всей своей жизненной энергии затрачивали они на зримое, материальное выражение «любви к отеческим гробам»… Позже эта мегалитическая культура распространилась на юг и породила другие, еще более известные символы вечности на быстропеременчивой земле – египетские пирамиды.

Да и сам переход древнего человека от кочевого к оседлому образу жизни неразрывно связан с похоронным обрядом, как об этом сообщает проф. А.Б. Зубов («Лекции по истории религиозных идей»):

«…Захоронения, никогда раньше не встречавшиеся, характерны для всех поселений раннего неолита. Кости умерших погребены на священном участке, расположенном между очагом и противоположной от входа стеной. Иногда черепа умерших предков просто стоят на полочках в этой священной части жилища… Человек еще не умел разводить растения и выращивать животных, а уже стал обитателем оседлых поселений – его понудила к этому новая идея. В самом деле, не возить же кости умерших с собой, их надо предать земле; а если они вложены в земную утробу, их нельзя оставить. Значит, надо жить с ними. В этом и кроется причина оседлой жизни».

Итак, Пушкин полностью прав: его короткий отрывок от слова до слова раскрывает перед нами роль материальной памяти предков в культуре человечества… Как это нередко бывает в разных отраслях знания, кропотливая работа ученых – не только историков и археологов, но и биологов, психологов, физиков, математиков, лингвистов – доказывает упрямым людям истинность того, что им следовало бы усвоить из духовной сокровищницы прошлого.

Мы не отвергаем даров цивилизации, мы нуждаемся в них, – но они не дарят пищи нашему сердцу и не способны заменить нам святыню. Причина тому крайне проста: сердце ищет вечности и прикасается к ней на пороге смерти.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!