Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппаратаЛексическая тема: «Зима. Образовательный портал Логоп

Организационная информация

Тема занятия

Работа логопеда

Баклыкова Татьяна Александровна, учитель-логопед

Образовательное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Приволжский округ

Республика/край

Пермский край

Город/поселение

город Красновишерск

Методическая информация

Тип занятия

Занятие закрепления умений (итоговое занятие).

Задачи занятия

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: Обобщить знания детей по теме «Зима», уточнить признаки зимы, закрепить умение детей составлять описательный рассказ по план-схеме, образовывать притяжательные, относительные прилагательные;

Развивающие: Развивать активный словарь (глагольную лексику, обобщающие понятия), чувство рифмы, память, внимание, мышление детей;

Воспитательные: Воспитывать у детей интегративные качества – быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе, умение видеть красоту зимней природы.

Цель занятия

Совершенствовать умение у детей описывать зимнее время года через обобщение знаний о зиме.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Педагогическая технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, компьютерная технология, игровая технология, технология обучения на основе опорных сигналов. Словесные, наглядные, практические, игровые методы. Наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, худ.слово

Время реализации занятия

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе занятия

Дети закрепят навык находить родственное слово, образовывать притяжательные, относительные прилагательные, составлять описательный рассказ по план-схеме; умение чувствовать рифму, использовать в речи глагольную лексику, обобщающие понятия. Актуализируют знания о животных, зимующих птицах, приобретут интегративные качества быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе. Овладеют необходимыми навыками и умениями по образовательным областям коммуникация и познание.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедиа-проектор, ПК, индивидуальные картинки

Дидактическое обеспечение занятия

Индивидуальные картинки, презентация с анимационными изображениями, картинками, фото, опорная схема-сигнал, план-схема для составления рассказов.

Список учебной и дополнительной литературы

Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб.: Детство-пресс, 1999.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 2000.

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Послушайте внимательно и отгадайте, о чем мы будем сегодня говорить:

3, И, М, А. (Зима) Правильно, мы будем говорить о зиме (слайд 1).

Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) слайд 2

Подробное описание всех этапов занятия.

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

лайд 3, 4, 5, 6)

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне п адает на землю... (снег) (щелчок).

С неба все скользят пушинки - с еребристые... (снежинки) (щелчок).

На поселки, на лужок в се снижается... (снежок) (щелчок).

Вот веселье для ребят - в се сильнее... (снегопад) (щелчок).

Все бегут вперегонки, в се хотят играть в... (снежки) (щелчок).

Словно в белый пуховик н арядился... (снеговик) (щелчок).

Рядом снежная фигурка - э то девочка - ... (снегурка) (щелчок).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири) (щелчок).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег) (щелчок).

Какие слова вы добавляли? (Дети отвечают, после этого по щелчку показываются картинки на слайде 6, дети снова называют картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег. (Слайд 7)

3.Игра «Подбери слово» (Слайд 7)

Подберите слова к слову «снег», какой снег? (белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный...)

Скажите полным предложением: «Каким снегом покрыта земля?» (Земля покрыта белым (рассыпчатым) снегом. И т.д.) ,

«Каким снегом покрыты деревья?» (Деревья покрыты воздушным (легким) снегом. И т.д.)

«Какие деревья стоят зимой?» (Зимой стоят пушистые (белые) деревья. И т.д.)

4. Фнзминутка – провести 2 раза. (Слайд 8)

Выпал беленький снежок. Соберемся мы в кружок. (Дети становятся в круг.)

Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех. ашут руками перед собой).

Не боимся мы пороши, л овим снег - хлопок в ладоши, («ловят») .

Руки в стороны, по швам - снега хватят нам и вам. (Разводят руки в стороны, опускают по швам, показывают руками на себя, протягивают руки вперёд).

5. Беседа об одежде.

Игра «Скажи по-другому» (с мячом)

Игра «Что лишнее?» (слайд 10, 11)

- Что люди надели зимой? (шубы, шапки, варежки, валенки и т.п.)

Взрослый называет картинку (слайд 9) - Шуба из меха. (Ребенок, у которого мяч, отвечает - меховая шуба и передает мяч другому ребенку по кругу.) Шапка из шерсти – (шерстяная шапка). Варежки из пуха - (пуховые варежки). Сапоги из кожи – (кожаные сапоги). Пальто из драпа - (драповое пальто) и т.д.

Скажи полным предложением: «Что надевают люди зимой?» (Люди надевают зимой меховую шубу. Люди надевают зимой шерстяную шапку (драповое пальто, пуховые варежки, кожаные сапоги и т.д.)

Назовите картинки (меховая ш апка, берет, вязаная шапка, панама). Что это, одним словом? (головные уборы) Что здесь лишнее? (панама - щелчок). Почему панама лишняя? (Потому что панама – это летний головной убор)

Назовите картинки (Сапоги, валенки, ботинки, босоножки). Что это, одним словом? (обувь) Что здесь лишнее? (босоножки - щелчок). Почему? (Потому что босоножки носят летом)

6. Беседа о животных (слайд 12, 13)

Игра «Чей хвост? (слайд 14, индивид. картинки)

Какие животные живут в лесу зимой? (Ответы детей). – Назовите животных, которых вы видите? (Дети называют изображения, меняющиеся по щелчку: медведь ……)

Чем занимается медведь зимой? (Спит) Кто еще спит? (Ответы детей). Одного из детей взрослый просит по слайду назвать изображения животных, которые спят зимой (слайд 13 - медведь, ёж, барсук).

Посмотрите на свою картинку и назовите, чей хвост: У зайца хвост – (заячий). У медведя хвост - ... У лисы... У волка... У белки...

Игра «Путешествие в лес»

(слайд 15)

Представьте, что мы очутились с вами в зимнем лесу. Давайте расскажем, что мы там увидели. За пеньком мы увидели, чьи уши? (заячьи уши). Между деревьями мелькнул ... (лисий хвост). На снегу мы заметили ... (волчьи следы). А на дереве отыскали ... (беличье дупло). Когда мы выходили из леса, то услышали ...(воронье карканье).

7. Беседа о птицах (слайд 16, 17).

Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей). Назовите птиц, появляющиеся на экране (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока)

- Когда синицы и снегири голодные, они шипят.

8. Занятия людей зимой. (слайд 18)

А чем занимаются люди зимой? (Ответы детей, по щелчку появляются изображения – дети называют: катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки, кормят птиц)

9. Составление рассказа о зиме по план-схеме по цепочке (слайд 19)

Посмотрите на план-схему и составьте рассказ «Зима». (Послушать 2-3 рассказа в зависимости от оставшегося времени ).

10. Рефлексия деятельности на занятии

- Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Вам понравилось занятие? И т.п.

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

Дополнительная необходимая информация

- шаблон презентации

http :// images . yandex . ru – анимации, фото, картинки

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Используя медиапроектор для показа презентации на экране, большой и яркий демонстрационный материал, анимационные изображения, картинки создают эмоционально-психологическую установку, т.е. материал посредством ярких образов воздействует на интеллектуальные и нравственные эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь, позволяет детям ярче и живее воспринимать материал на закрепление.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

(В скобках даны ответы и действия детей, номер слайда и щелчок мышкой для смены изображения)

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Жадина»

Игра «Один - много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Наоборот»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая... (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл ):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице...
Мы ждали...
Белый цвет у...
Мы рады...
Мы любуемся...
Мы думаем о...

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

Литература:

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

Краткое описание


2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.
3) Расширить словарный запас.

Описание

Обобщающий урок по теме «Зима».

Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.
2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.
3) Расширить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, тетради, карточки.

Ход урока:
1. Оргмомент.
Логопед: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке-
Ручка, книжки и тетрадки.
Дети: Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

2. – Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

- Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А. С. Пушкина? Правильно, зиме. Докажите это.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. Урок наш необычный. Мы будем играть, но помните, что вы ученики 4 класса и сегодня должны многому научиться.
Логопед обращает внимание учащихся на запись на доске:

o Вспомнить признаки зимы как времени года;
o Выявить взаимосвязи в природе зимой;
o Определить своё отношение к зиме и понять красоту природы в зимнее время года;
o Научиться работать в группах- слушать и задавать вопросы.

-Сегодня наш класс - это телевизионный канал «Зимушка – зима», который в своих передачах рассказывает зрителям об этом времени года. К прямому эфиру сейчас будут готовиться четыре программы: «Прогноз погоды», «Клуб путешественников», «Диалоги о животных», «Здоровье», которые помогут нам поговорить о зиме. Наш канал работает в прямом эфире, поэтому зрители могут задавать вопросы.

I . Программа «Прогноз погоды».

Вы ведете наблюдения за погодой. Ваша задача – рассказать зрителям, какие изменения происходят зимой в природе.
1. Рассказ о зиме по схеме.
- Зимой часто идёт снег. Кто может мне сказать, чем пахнет снег? (свежестью, холодом, сыростью, зимой)
- Расскажите, какие вы снежинки видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие)
- Что же делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают, кружатся, ложатся.)
-А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках).

2. - Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это – ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили? Теперь возьмите ручки и нарисуйте каждый свою снежинку, которую создала ваша фантазия.(Дети рисуют снежинки).

3. В студию поступили вопросы.
О каком месяце говорят?
1) Назовите –ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц тот пройдет, мы встречаем Новый год. (декабрь)

2) Щиплет уши. Щиплет нос. Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лете. Что, скажи за месяц это? (Январь)

3) Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега,-
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)

-Есть вопросы к этой программе? А сейчас поиграем в игру «День – ночь».
Все закрывают глаза. Тот, до кого дотронется учитель, называет любое «снежное» слово. А класс угадывает, кто его сказал.

II. Программа «Клуб путешественников».

1. - Вы – путешественники. Расскажите нам о том, какими вы увидели землю. Водоемы и растения в зимнее время.
1) -Чем покрыта земля зимой?
- Чем покрыты водоемы?
- Какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоемах?
2) -Какие деревья зимой? Хвойные? Лиственные?
- Почему лиственные деревья на зиму сбрасывают листву?
2. Путешествие в зимний лес. Закройте глаза. Кто из вас что – нибудь увидит или услышит в лесу? Поделитесь с нами. (Звучит муз. пьеса И.- С. Баха «Шутка»)
- Что увидели в лесу?
- Что услышали?
- Каким увидели лес? (Лес неподвижный, белый, загадочный, прозрачный, сонный…)
- А кто хозяйка этого загадочного леса?
- Как её можно назвать? (Зима морозная, снежная, волшебница.)

Физминутка

Вот повеял ветерок,
Холодом пахнуло,
Словно бабушка – зима
Рукавом махнула.
Полетели с высоты
Белые пушинки,
На деревья и кусты
Падают снежинки.

III . Программа “Диалоги о животных»

- А сейчас вы – натуралисты и ведете наблюдения за жизнью животных. Задача программы – рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных в зимнее время года.
1. Разделите картинки с изображениями птиц на 2 группы и назовите эти группы.
(Зимующие и перелетные)
- Как же птице перезимовать?
- Расскажите, чем питаются птицы, которые остаются зимовать?

2. Работа с серией сюжетных картин «Кормушка»

3. Ученики читают стихотворения:
«Как птице перезимовать?» К. Мухаммади и «Покормите птиц» А. Яшина.

4. Логическая задача.
- Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются.- Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как – то девочка долго собиралась в школу и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли.
На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше синичек, воробьёв. Почему?
Вывод: Птичка, которая зимой не поела хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти её. Поэтому, если устроена кормушка. Нужно обязательно класть туда корм ежедневно.

Физпауза. Пальчиковая гимнастика «Сколько птичек?».

5. Работа в тетрадях. Выполнить задания по карточкам: отгадай загадку, запиши отгадку, начерти схему слова.

IV . Программа «Здоровье».

- Как надо заботиться о своем здоровье зимой?
1. Помогите подобрать зимнюю одежду для девочки Даши.
- Поступил вопрос. Расскажите, почему зимой надо одеваться теплее.
2. – Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)

- Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?
(На горку забираются,
На саночках катаются.)
- Какие у ребят зимние забавы? (Беседа по картине).

3. Игра «Хорошо – плохо».
Зима это хорошо: можно кататься на санках, играть в снежки, зимой – Новый год……
Зима это плохо- можно замерзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, раньше темнеет, нужно много одежды одевать…….
И тем не менее – зима – это замечательно.

4. Работа в тетрадях по карточкам: составь предложение и запиши его.

5. Вырежете по своему эскизу снежинку

-Какие вопросы к программе есть у других редакций?
На этом наш телеканал завершает свою работу. До новых встреч в эфире.

Подведение итогов.
- Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?
Что нового узнали?

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обобщающий урок по теме.doc

КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Конспект логопедического занятия

Тема: «Обобщающий урок по теме «Зима»

Составила: учитель логопед

высшей квалификационной категории

Светлана Николаевна Алексеева

П. Ибреси

Обобщающий урок по теме «Зима».

Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.

2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.

3) Расширить словарный запас.

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, тетради, карточки.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Логопед: Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, всё ль в порядке-

Ручка, книжки и тетрадки.

Дети: Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2. – Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А. С. Пушкина? Правильно, зиме. Докажите это.

Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. Урок наш необычный. Мы будем играть, но помните, что вы ученики 4 класса и сегодня должны многому научиться.

Логопед обращает внимание учащихся на запись на доске:

    Вспомнить признаки зимы как времени года;

    Выявить взаимосвязи в природе зимой;

    Определить своё отношение к зиме и понять красоту природы в зимнее время года;

    Научиться работать в группах- слушать и задавать вопросы.

Сегодня наш класс - это телевизионный канал «Зимушка – зима», который в своих передачах рассказывает зрителям об этом времени года. К прямому эфиру сейчас будут готовиться четыре программы: «Прогноз погоды», «Клуб путешественников», «Диалоги о животных», «Здоровье», которые помогут нам поговорить о зиме. Наш канал работает в прямом эфире, поэтому зрители могут задавать вопросы.

I . Программа «Прогноз погоды».

Вы ведете наблюдения за погодой. Ваша задача – рассказать зрителям, какие изменения происходят зимой в природе.

1. Рассказ о зиме по схеме.

Зимой часто идёт снег. Кто может мне сказать, чем пахнет снег? (свежестью, холодом, сыростью, зимой)

Расскажите, какие вы снежинки видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие)

Что же делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают, кружатся, ложатся.)

А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках).

2. - Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это – ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили? Теперь возьмите ручки и нарисуйте каждый свою снежинку, которую создала ваша фантазия.(Дети рисуют снежинки).

3. В студию поступили вопросы.

О каком месяце говорят?

    Назовите –ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц тот пройдет, мы встречаем Новый год. (декабрь)

    Щиплет уши. Щиплет нос. Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лете. Что, скажи за месяц это? (Январь)

    Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега,-

То бураны и метели на деревню налетели.

По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Есть вопросы к этой программе? А сейчас поиграем в игру «День – ночь».

Все закрывают глаза. Тот, до кого дотронется учитель, называет любое «снежное» слово. А класс угадывает, кто его сказал.

II. Программа «Клуб путешественников».

1. - Вы – путешественники. Расскажите нам о том, какими вы увидели землю. Водоемы и растения в зимнее время.

    Чем покрыта земля зимой?

Чем покрыты водоемы?

Какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоемах?

    Какие деревья зимой? Хвойные? Лиственные?

Почему лиственные деревья на зиму сбрасывают листву?

2. Путешествие в зимний лес. Закройте глаза. Кто из вас что – нибудь увидит или услышит в лесу? Поделитесь с нами. (Звучит муз. пьеса И.- С. Баха «Шутка»)

Что увидели в лесу?

Что услышали?

Каким увидели лес? (Лес неподвижный, белый, загадочный, прозрачный, сонный…)

А кто хозяйка этого загадочного леса?

Как её можно назвать? (Зима морозная, снежная, волшебница.)

Физминутка

Вот повеял ветерок,

Холодом пахнуло,

Словно бабушка – зима

Рукавом махнула.

Полетели с высоты

Белые пушинки,

На деревья и кусты

Падают снежинки.

III . Программа “Диалоги о животных»

А сейчас вы – натуралисты и ведете наблюдения за жизнью животных. Задача программы – рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных в зимнее время года.

1. Разделите картинки с изображениями птиц на 2 группы и назовите эти группы.

(Зимующие и перелетные)

Как же птице перезимовать?

Расскажите, чем питаются птицы, которые остаются зимовать?

2. Работа с серией сюжетных картин «Кормушка»

3. Ученики читают стихотворения:

«Как птице перезимовать?» К. Мухаммади и «Покормите птиц» А. Яшина.

4. Логическая задача.

Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются.- Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как – то девочка долго собиралась в школу и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли.

На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше синичек, воробьёв. Почему?

Вывод: Птичка, которая зимой не поела хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти её. Поэтому, если устроена кормушка. Нужно обязательно класть туда корм ежедневно.

Физпауза. Пальчиковая гимнастика «Сколько птичек?».

5. Работа в тетрадях. Выполнить задания по карточкам: отгадай загадку, запиши отгадку, начерти схему слова.

IV . Программа «Здоровье».

Как надо заботиться о своем здоровье зимой?

1. Помогите подобрать зимнюю одежду для девочки Даши.

Поступил вопрос. Расскажите, почему зимой надо одеваться теплее.

2. – Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла? (Снеговик)

Снеговик я не простой,

Любопытный, озорной.

Знать хочу я, чем ребята

Занимаются зимой?

(На горку забираются,

На саночках катаются.)

Какие у ребят зимние забавы? (Беседа по картине).

3. Игра «Хорошо – плохо».

Зима это хорошо: можно кататься на санках, играть в снежки, зимой – Новый год……

Зима это плохо- можно замерзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, раньше темнеет, нужно много одежды одевать…….

И тем не менее – зима – это замечательно.

4. Работа в тетрадях по карточкам: составь предложение и запиши его.

5. Вырежете по своему эскизу снежинку

Орг. момент: сейчас сядет тот, кто назовёт 2 признака зимы.

Основная часть:Отгадайте, кто пришёл к нам сегодня в гости.

Пушистый комочек,

Беленький хвостик,

Под ёлкой сидит,

Ушами шевелит.Зайчик Пушок в гостях. Разглядываем его хвостик, длинные уши, какой он пушистый.


Пальчиковая гимнастика

Копаю, копаю лопаткой снежок,

(имитируем копание лопатой)Построю из снега домок-теремок.

(руки над головой в виде крыши)И окна, и двери я вырублю в нем,

(сначала руки горизонтально напротив друг друга, затем вертикально)Почищу дорожки, посыплю песком.

(гладим ладонями по столу, сыпем щепоткой)А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!

(указательный и средний пальцы как ушки у зайца, маним ладошкой к себе)Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!

(на каждое слова ладошки здороваются друг с другом)Зайчик Пушок совсем недавно родился и ни разу не видел зиму. Давайте расскажем ему о зиме (повторяем признаки зимы, предварительно проработанные в группе). А что это за белые пушинки падают с неба? (снежинки)

Дыхательная гимнастика «Снежинки»:

Снежинки кружатся, снежинки летят,

Снежинки на землю спуститься хотят.

Совсем мы заморозили наш язычок ледяным зимним ветром. Давайте его немного согреем.

Артикуляционная гимнастика

«Чистим снег»: «расчёсываем» язык верхними зубами.
«Разравниваем дорожку»: стучим верхними зубами по языку со слогом ДА.
«Горка»: кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгибается горкой.
«Саночки съезжают с горки»: в положении «Горка» «расчёсываем» спинку языка верхними зубами.
«Пьём чай»: язык в форме чашечки удерживаем под счёт, заносим в рот и дуем (звук Ш).
«Вкусный мёд»: облизываем широким языком верхнюю губу в направлении сверху вниз.

Родственные слова. Беседа об имени зайчика «Пушок» (постановка проблемы): почему мама зайчиха так назвала зайчонка? Педагог объясняет, что такое родственные слова и подбирает другие к слову «пух»: пушистый, пуховик, пуховка и др.
Интересно, а у слова «снег» есть родственные слова? Дети самостоятельно подбирают родственные слова к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, заснеженный, подснежник, Снежная королева, Снежана…).

На дом даётся задание найти родственные слова к слову «мороз».

Физминутка:

от таких снежных разговоров наш Пушок совсем замерз, давайте вместе согреемся немного. Какой у нас зимой бывает замечательный праздник? (Новый год) И кто тогда к нам приходит? (Дед Мороз):

Не морозь нас, Дед Мороз!
Ну-ка, взялись все за нос!
Ни к чему нам бить баклуши.
Ну-ка взялись все за уши.
Покрутили, повертели
Вот и уши отогрели.
По коленям постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали.

Звуковой анализ (с индивидуальными зрительными моделями гласных звуков из поделочной пенки по методике Ткаченко, дети нажимают на них и пропевают):

Зайчик верещит: «Иии». «Уууу», — воет волк.
Игра «Угадай, кто поёт».
Как волк и заяц могут петь вместе? (менять местами звуки).
«Поймай звук в начале слов» – показать значок. Примерные слова: утка, улица, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей, Ира, Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Подвижная игра «Снег» (практическое усвоение простых предлогов, развитие внимания):
Снег на ёлке (соединить руки над головой)
Снег под ёлкой (присесть).
Снег на горке (соединить руки над головой).
Снег под горкой (присесть).
А в берлоге спит медведь (ладошки под щеку).
Тише-тише, не шуметь! (дети разбегаются, а медведь их ловит).

Подведение итога: Кто к нам приходил? О каком времени года мы рассказывали Пушку? Какие бывают слова? Давайте попрощаемся с Пушком и пригласим его ещё к нам в гости.

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия логопеда
Название: Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Зима»


Должность: учитель-логопед
Место работы: МАДОУ №39 г. Томск
Месторасположение: город Томск

Людмила Вейнбергер
Конспект логопедического занятия «Зима»

Тема : Зима .

Коррекционно – образовательные задачи : формировать умение подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени; преобразовывать имена существительные единственного числа во множественное число.

Коррекционно – развивающие задачи : активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, внимание; развивать умение подбирать имена существительные к глаголам.

Коррекционно – воспитательные задачи : воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе зимой.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки по теме, «снежный ком» .

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед : Ребята, отгадайте загадку.

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. (Зима )

II.Развитие лексико – грамматических категорий.

Логопед : Сегодня мы будем играть в игры и все они будут о зиме.

А помогать нам будет снежный комочек.

Покатился снежный ком,

Для себя нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра с мячом «Назови признаки зимы» .

Логопед : Мяч скорее ты лови,

Полным предложением говори.

(Дети ловят мяч и называют признаки зимы) .

Для себя нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра «Слова - родственники» .

Логопед : Ребята, чем покрыты земля зимой?

Дети : Снегом.

Логопед : У слова снег есть слова – родственники. А какие это слова сейчас

мы узнаем. Они похожи по своему звучанию.

(Логопед выставляет предметные картинки и проводит игру. Снег –

снежинка, снегири, снеговик, снегопад, снегоход, Снегурочка)

Логопед : Снежный комочек катится дальше и снова игра.

Игра «А что вчера» .

Логопед : Я много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я

Буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне

должны ответить так, как будто это происходило вчера.

Сегодня снег блестит, а вчера …

Сегодня снег падает, а вчера…

Сегодня снег сверкает, а вчера…

Сегодня снег тает, а вчера…

Сегодня снег хрустит, а вчера…

Сегодня снег идет, а вчера…

Для себя нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра «Подбери признак»

Логопед : Ребята, подберите нужные слова. Снег какой?

Дети : Белый, легкий, блестящий…

Логопед : Снежинка какая?

Дети : Легкая, красивая, воздушная.

Логопед : Зима какая ?

Дети : Морозная, холодная, снежная…

И опять нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра «Подарки снеговикам»

Логопед : Дети, отгадайте загадку.

Мы его слепили сами :

Разукрасили углями,

Сделали ему животик,

Улыбающийся ротик,

Нос – морковка, глазки- льдинки…

На протоптанной тропинке

Из снежинок он возник

Симпатичный. (Снеговик!

(На доске снеговик и снеговичок)

Логопед : Ребята, что мы подарим снеговику, а что снеговичку?

Дети : Снеговику подарим снежинку, а снеговичку – снежиночку.

Снеговику подарим сосульку, а снеговичку – сосулечку.

Снеговику подарим санки, а снеговичку – саночки.

Снеговику подарим шарф, а снеговичку – шарфик.

Снеговику подарим елку, а снеговичку – елочку.

Физминутка «Снеговик»

Давай, дружок, Дети идут по кругу друг за другом, изображая,

Смелей, дружок, что катят перед собой снежок.

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком, Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного раз-

Его улыбка так светла! Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладош-

кой, показывают нос, встают прямо, держат

воображаемую метлу.

Логопед : Ребята, катится снежный ком и снова игра.

Игра «Сосчитай»

Логопед : Какое время года изображено на картине?

Дети : Зима .

Логопед : Сколько снежинок на картине?

Дети : Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять

Снежинок

Логопед : Сколько снеговиков на картине?

Дети : Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять

снеговиков.

Логопед : Сколько на картине елочек?

Дети : Одна елочка, две елочки, три елочки, четыре елочки, пять елочек.

Логопед : Сколько на картине синичек?

Дети : Одна синичка, две синички, три синички, четыре синички, пять

Логопед : Молодцы, ребята!

Какая же игра ждет нас сейчас?

Покатился снежный ком

И нашел последний дом.

В доме том живет загадка.

И какая к ней отгадка?

Игра «Четвертый лишний»

Логопед : Дети, у вас на столах картинки. Одна из них лишняя. Найдите ее.

Дети : Лишняя ласточка, потому что ласточка – это перелетная птица, а

синица, снегирь, клест – зимующие птицы.

(Шуба, плащ, дубленка, пальто

Санки, клюшка, велосипед, коньки)

Итог занятия

Логопед : О каком времени года мы говорили на занятии ?

В какие игры играли?

Публикации по теме:

Логопедическое занятие на тему "Времена года" проводится в подготовительной группе. В ходе занятия используется авторское наглядное пособие.

Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать.

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ» Цель: автоматизация звука Л в слогах,.

Цели: Обучающие: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: развитие фонематических процессов; формирование навыков анализа.

Конспект логопедического занятия на тему: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (подготовительная группа) Автор: учитель-логопед КОЗИНОВА Л. В. (г. Санкт-Петербург).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!