Православный взгляд на войну. «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя

Октябрь 31

02:40 2013

В Вильнюсе торжественно перезахоронены останки семи советских воинов. Священник Олег Шляхтенко на отпевании сказал слово памяти, в котором призвал понимать и ценить подвиг погибших за всех нас воинов.

26 октября 2013 года в столице Литвы, городе Вильнюс на Антакальнисском воинском кладбище состоялось торжественное перезахоронение останков семи советских воинов. Останки воинов в количестве семи человек были обнаружены 10 июля 2011 года в районе уже несуществующей деревни Малиново, Пабрадской сенюнии, Швенчёнского района. В братской могиле обнаружили останки бойцов со следами оказания медицинской помощи — шинами, протезами, ампутациями. Имена шестерых из семи воинов удалось установить.

Собственно, важным моментом деятельности Ассоциации военной истории «Забытые солдаты» (Uzmirsti kareiviai) и является не только найти останки погибших воинов, но установление личностей погибших, и поиск их родственников с дальнейшим увековечению памяти павших воинов. Найденные во время всех экспедиций кости бойцов, впоследствии исследуют эксперты. В первую очередь общественная организация занимается поиском останков советских воинов Второй Мировой войны и русских воинов Первой Мировой войны, но и к найденным останкам немецких солдат относятся трепетно, и они захороняются на кладбище немецких воинов в вильнюсском парке Вингис.

Два года ассоциация «Забытые солдаты» договаривалась с государственными структурами о перезахоронении останков данных бойцов, но дело всё никак не двигигалось с «мёртвой точки», но, казалось бы в самый трудный момент (за долгое время именно сейчас наиболее напряжённые отношения между Литвой и Россией), именно сейчас произошло чудо. Власти Литвы пошли на встречу и не просто разрешили перезахоронить воинов, но и организовали это с почётным воинским караулом. Это был по-настоящему акт доброй воли до той степени, что трудно было поверить глазам, когда видишь литовских воинов почётного караула, несущих православный крест, гробы с останками советских воинов и отдающих им честь.

И это на фоне того, что некоторые политики (вплоть до целых фракций в Сейме) продолжают «борьбу» с так называемыми «оккупантами», как будто в Литве им и заниматься больше нечем. Например, депутат-«консерватор» Сейма Литвы Кятстутис Масюлис, не дожидаясь решения городских властей, потребовал немедленно убрать стелу победителям с кладбища. Так, 21 октября он опубликовал открытое обращение к мэру Биржай Ируте Важене, в котором пишет, что СССР принес Литве только горе, а «оккупанты» никакие не «освободители». Он перечисляет ужасы, которые, по его мнению Литве принес советский режим, упоминает о ссылках и подавлении сопротивления так называемых «лесных братьев». Также он обратился к читателям своей странички в социальной сети Facebook он также указывает электронную почту мэра и просит своих читателей также направить ей письма с требованием снести памятник. По мнению политика, массовость ускорит принятие решения. Больше всего Масюлиса возмутила табличка на монументе, в которой отмечается, что этот памятник воздвигнут освободителям Биржай. Примечательно, что в 2007 году вся территория захоронения и памятник были отреставрированы на деньги, которые были выделены посольством России в Литве.

Но вернёмся захоронению воинов. В 10:00 началось их отпевание, которое проходило в . После отпевания, настоятель храма сего — священник иерей Олег Шляхтенко поблагодарил всех пришедших и обратился к ним:

Язычники и еретики говорят, о том, что есть люди, которые призваны к особой жизни, святости, каким-то особым тайным знаниям, так называемые, избранные, а есть люди, которые к этому не призваны. Нет. Господь всех призвал к святости, но есть те, кто сами отказываются от этого. Не хотят или ленятся, или по нерадению, но вот мы имеем свидетельство — людей, которые показали своей жизнью, что можно и нужно, что это возможно для каждого человека – жить ради других, служить другим всей своей жизнью, нести свой крест не унывая. Нести до самого конца, до самой смерти. Кроме тех людей, которых мы сегодня с вами отпевали, этих воинов, которые, конечно же, – герои-подвижники потому, что положили жизнь свою за других. Господь сказал, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Они именно это и сделали.

Есть и другие святые, которые не прославлены Церковью явно. Это наши современники. Оптинские мученики: иеромонах Василий, иноки Трофим и Феропонт, протоиерей Даниил Сысоев, пострадавший мученической смертью, воин Евгений, которого многие из вас тоже знают. Молодой парень, который до конца носил на груди крест, хотя мусульмане заставляли снять крест, отречься от Христа, заставляли и прочих молодых ребят, которые были рядом с ним. Все, кроме него и его друга отреклись, а он остался до конца и умер тяжелой смертью, но не унывает. Он остался верен Христу до самой смерти. И каждый из нас, братья и сестры, должен быть подобен им, не говорить, что мы не такие подвижники. Нам всем Бог дал силы. Если не хватает силы, мы можем черпать из бездонного, нескончаемого источника, который дает нам Сам Бог. Источника благодати, который есть Церковь. Как мы поем в песнопении: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи!» (Бесплодная языческая церковь – пустыня – процвела, как лилия, Господи). Если уж языческая Церковь, которая как пустыня процветает, а для нас это невероятно, чтобы пустыня процвела, как лилия, так вот, во Христе, каждый человек бесплодный, казалось бы, бездуховный, немощный, слабый, имея от Бога поддержку и питание благодатью Господней, может стать действительно подвижником. Это касается каждого из нас. Нам только надо научиться бороться со своими страстями, со своим нерадением, своей теплохладностью, равнодушием, как прочие подвижники боролись с невидимыми врагами, так и мы должны бороться со нашими невидимыми врагами, которые с нами борются и отрывают нас от Господа. Мы должны быть в вере подобны им – верными до самой смерти. Будем же таковыми! Будем черпать силы у Самого Господа, Который нам дает их в Причастии, исповеди, в Таинствах Церковных и будем воодушевляться примером тех праведников и тех героев, которых много было во время Велик Отечественной войны. Фактически, это весь наш народ. Примером этих людей будем тоже воодушевляться, чтобы и нам не унывать в нашей жизни, но стараться жить по-христиански. Ради чего они боролись? Они боролись за веру, Отечество и народ. Наш народ – русские люди – немыслимы без веры, без христианства. Достоевский говорил, если отнять у русского человека Христа, то он падет ниже язычника, можно сказать, что станет хуже скота потому, что забудет о всем том, что питает его русские корни. Мы это видим в современном мире, когда люди забывают, что есть народ, есть культура и всё это они переняли от Христа, от христианской веры, то, в конце концов, в нашем народе появляется какой-то разлом.

Будем же всё-таки, братья и сестры, верными Христу до конца.

Позже на кладбище, уже после погребения, иерей Олег Шляхтенко также обратился с пастырским словом к собравшимся:

Сегодня мы собрались перед могилой героев. Было много героев и они остаются потому, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы и для нас очень важно, что все они, эти люди, в том числе те, которых мы отпевали сегодня, были разными, даже разных национальностей. Некоторые из них говорили на разных языках, но что-то их объединяло. Что-то в этой страшной войне соединило тех, которые боролись за одно. За одну страну, за свою культуру, за свою веру, за свой народ. И сегодня тоже мы все такие разные, люди разных возрастов, разного социального положения, разной языковой группы, разной, даже, может быть, национальности, разных народов, но все собраны около них. Они нас объединяют не только сегодня, но должны объединять всегда.

В истории мира, в истории наших стран было очень много страшных войн. И, конечно, Великая Отечественная война — Вторая мировая война — одна из них, одна из тех страшных войн, которая потрясла все человечество. Самое страшное в ней было даже не сама война, а то, с чем шли против всего мира враги, с какой идеей. Идея, в которой нет любви, нет жертвенности. Шли с идеей, желающей покорить себе все народы ради возвышения своего свобственного достоинства народного, своей национальности, своего языка. Все же остальные народы считались лишь служителями этого народа в лучшем случае. И ныне, когда мы с вами предстоим перед теми, кто боролся за единство всех наших народов, за нашу веру, за мир, за любовь между нашими народами, мы должны вспомнить об этом, если забыли. Должны помнить о том, и стараться в своей жизни не просто вспоминать, но жить так, ради чего умирали наши предки, наши воины, те герои и подвижники, которые за веру, за народ и Отечество, за всё, что наполняет всю историю нашего бытия положили свою жизнь, за то, чтобы мы сегодня могли жить. Мы об этом обычно всегда вспоминаем во дни победы и в другие памятные дни, но мы забываем о том, что эта война объединила всех.

Нам не нужна новая война, чтобы нам снова объединяться. Мы можем и без нее жить вместе, жертвуя чем-то своим, второстепенным, чтобы дружить друг с другом. Кому-то эти слова покажутся слишком жесткими. Я так говорю потому, что в нашей Литве среди русских мало того единства, которое хотелось бы видеть. Мало. И хотелось бы, чтобы вот такие моменты, когда мы собираемся перед павшими воинами или, если кто-то в интернете или других средствах массовой информации видит то, что кто-то собирается и считает себя русским, чтобы он вспоминал о необходимости этого объединения. Объединения не против кого-то, а за что-то, чтобы уметь жертвовать, как жертвовали герои войны. Жертвовать чем-то своим второстепенным ради идеи высокой, ради веры нашей. Поистине, самая сильная объединяющая сила — это вера людей и любовь, наполняющая сердца, но любовь без Бога не бывает истинной, искренней, не бывает настолько глубокой, потому, что первый подвиг смерти за людей показал сам Госодь Иисус Христос. Эти подвижники, эти герои, которых мы сегодня хоронили – они «повторители» этого подвига, конечно, не в той же степени, как Господь потому, что Богу никто не может быть подобен во всей Его полноте и Его существе, даже в Его жертве, но всё-таки они являются иконой Его подвига, Его жертвы. И мы должны быть сами достойны этой жертвы людей.

И потому я хочу вас сегодня призвать, братья и сестры, к тому, чтобы жить так, чтобы уметь искать это объединение и находить с другими. Без ненависти, но в любви, в самопожертвовании. Хоть сегодня на нашей земле нет войны, но война всегда идет в наших сердцах, война в идеологии, в идеологическом пространстве. Нашим детям, родным, нашему народу пытаются навязать определенные устои, которые не характерны для него. Например, пытаются навязать такую идею, что, если мы хотим вернуться к истокам, то должны вернуться к языческим истокам, но всё это ложь потому, что наши народы – и Литва, и Россия, и Белоруссия, и Украина — мы все выросли на христианских устоях. Только в них корни нашей культуры. Даже если человек является неверующим, он должен это понимать и признавать потому, что все, чем наполнена и литература, и поэзия, и музыкальные творения, и живопись, в самых лучших своих класссических проявлениях, корнем своим имеет именно христианские основы. Будем об этом помнить, братья и сестры, и искать объединение через Христа, Господа нашего, Который всех нас объединил в любви Своей.

Помоги всем Бог жить в любви и радости Божией, тогда и нас всех Господь объединит. Аминь.

Председатель организации проживающих в Литве участников Второй мировой войны, сражавшихся на стороне антигитлеровской коалиции, Юлюс-Лёнгинас Декснис обратился к собравшимся:

Я не могу не присоединиться к словам уважаемого священника. Всё, что я хотел сказать, он сказал, но хочу только дополнить вот что – мы смогли их здесь так почетно похоронить потому, что между нашими народами — народом Литвы, России, Белоруссии, Украины и другими народами, солдаты которых воевали в одной армии, было объединение против общего врага.

На пряжке у врагов был лозунг: «Gott mit uns». Это означает «Бог с нами». Нет, это неправда, не было у фашистов Бога. Они шли против Бога, шли с агрессией на народы всего мира. И тут я не могу не отметить такого вклада нашего литовского молодого государства, российского государства и других наших соседей. Мы смогли их здесь захоронить только благодаря усилиям всех этих структур.

Я недавно был в Невеле. Они тоже похоронили литовских воинов на кладбище в очень замечательном месте на горе около памятника 16 литовской стрелковой дивизии, бывших воинов литовской армии, старой армии, которая вошла в Советскую армию в свое время. В этом торжественном захоронении участвовали воины, представитель литовского войска, и там тоже был почетный караул, как и здесь. Очень хорошо, замечательно, что воины соответствующим образом присутствуют, чтят память тех, которые воевали за нашу общую победу, наши общие цели, направленные против фашистских захватчиков. Я выражаю благодарность всем вам, кто пришли на это торжество, а так же всем тем, кто здесь высказали и выскажут свое слово, российскому, белорусскому, украинскому, казахскому посольствам за принятое участие в этом торжестве, за ваше почтение тем, которые погибли при защите нашей любимой родины Литвы.

Спасибо вам, дорогие товарищи!

В заключении у могилы руководитель ассоциации военной истории «Забытые солдаты» Виктор Орлов также обратился к собравшимся:

От имени Литовской Ассоциации военной истории «Забытые солдаты», я искренне хочу вас поблагодарить за то, что вы приняли участие в этом торжественном мероприятии, отдали последние почести этим воинам. Со своей стороны я могу сказать, я много раз повторял эту фразу, она, можно сказать, уже избита: война не закончена пока не захоронен последний солдат. Для этих солдат война уже закончена, но для многих других она еще продолжается. Сейчас идет работа над тем, чтобы найти родственников этих солдат, чтобы они наконец-то узнали где они упокоены. Могу сказать, что родственники одного бойца уже найдены в Российской Федерации и они смогут в любое время приехать и поклониться могиле своего родного. И мы будем продолжать эту работу невзирая ни на что потому, что это наш человеческий и гражданский долг, независимо от национальности и гражданства.

И еще раз хочу от всего сердца, от всех своих ребят вас поблагодарить за то, что вы пришли и поддержали. Спасибо большое!

ИНФОРМАЦИЯ ПО ЗАХОРОНЕННЫМ ВОИНАМ:

Отчество

Яковлевич

Последнее место службы

39 Арм. 275 ГСП

Воинское звание

гв. рядовой

Причина выбытия

умер от ран

Дата выбытия

Название источника информации

Федосеев

Отчество

Степанович

Дата рождения/Возраст

Место рождения

Алтайский край, Марушинский р-н, Банньковский с/с, д. Аникино

Дата и место призыва

Алтайский край, Марушинский РВК

Последнее место службы

Воинское звание

гв. рядовой

Причина выбытия

умер от ран

Дата выбытия

Госпиталь

469 ОМСБ 91 гв. сд

Название источника информации

Номер фонда источника информации

Номер описи источника информации

Номер дела источника информации

История, которую нам поведали в Команах в отношении подвижнической жизни, смерти и творимых чудес святого мученика Василиска Команского, вряд ли кого оставит равнодушным. Вообще, истории гонений на христиан того времени нам являются мощнейшим назиданием стойкости в вере и радения за неё.

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305-311). Известно, что мученики Клеоник, Василиск и Евтропий родились в городе Амасье в Каппадокии. Их за православие представили перед властителем города Асклепиодотом, а затем жестоко избили. Но им было видение святого Господа и Феодора Тирона. Асклепиодот увидел, что не может святых силой обратить в язычество, поэтому стратегию решил изменить: сперва он их разделил, а затем попытался уговорить и убедить обещаниями и лестью отказаться от христианской веры. Его глупая попытка потерпела неудачу.

Далее святые Василиск, Евтропий и Клеоник молитвами заставили упасть на землю статую Артемиды. Это явилось причиной их кровавого мученичества. В землю были врыты деревянные высокие колья, к которым привязали мучеников. Их тела стали рвать железными крючьями, поливать кипящей смолой. Раны страдальцев истязатели посыпали смесью, состоящей из соли, горчицы и уксуса. Клеоника и Евтропия утром 3 марта распяли, а мученика Василиска отправили в Команы, где поместили в темницу.

Прибывший начальником в город Амасию правитель Агриппа, также начал преследовать христиан. Асклепиодот, осудивший святого Феодора Тирона на смерть в 306 году, к тому времени помер. И Агриппа был назначен на его место. Он стал преследовать христиан с той же жестокостью.

Святой Василиск в темнице готовился к предстоящему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах.

Святой Василиск попросил стражей темницы отпустить его в селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру. Он стал объяснять им, что в царство Христово можно войти лишь путем скорбей. Когда он завершил свою речь, люди стали сильно плакать. Они попросили мученика молиться о них Господу. В итоге Василиск получил от матери своей благословение на смерть и отправился обратно в темницу.

Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким помощником правителя. Встретив возвращавшегося святого Василиска, они надели на него тяжелые оковы, а ноги обули в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправились в Команы.

Дойдя до одного селения в знойный полдень, путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою» . Внезапно земля заколебалась и произошло небольшое землетрясение, вериги спали, а сапоги медные растаяли. Дуб сухой зазеленел, а источник воды потек на том месте, где праведник стоял, и где земля была обагрена его кровью. Воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения» . Его повели в капище, где по молитве святого Василиска с неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигий (память 5 августа).

Местные христиане подкупили палача, чтобы он не сбрасывал в реку тело Василиска. Вскоре они выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Когда для захоронения святых мощей люди копали могилу, они захотели пить. Они помолились мученику Василиску, и в тот же момент около могилы появился источник. Этот родник существует и сегодня, а вода его считается целебной. Мы побывали там и окунулись в источнике.

Мученик Василиск был похоронен в Команах на холме. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика, в которую перенесли мощи, в развалинах храма они покоятся и до сих пор.

По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: «Завтра будем вместе» .

У мощей происходит масса исцелений. Из ближайших, произошедших в этом году, история со слов хорошо знакомого мне местного жителя. Женщина из Воронежа, прибывшая с группой паломников к мощам с 4-й стадией онкологического заболевания и уже неходящая, получила значительное облегчение и покинула там же инвалидную кресло-коляску. С 2002 года в Команах внутри руин древнего храма Василиска возвышается деревянная часовня, подаренная Абхазии состоятельным туляком в благодарность за избавление его дочери от недуга водой святого источника.

История жизни этого страстотерпца так же трагична, как и большинства первых христиан. Во многом трагичны и события, происходившие совсем недавно вокруг могилы святого мученика и храма в его честь. Здесь шли одни из самых тяжелых для абхазской стороны боев с грузинскими войсками, решившими силой покорить абхазов. И если вы приезжаете на источник, то не можете пройти мимо памятной гранитной плиты с именами героев Абхазии, отдавшими свои жизни за свободу своего Отечества.

Вокруг масса зданий со следами от пулевых отверстий и осколков снарядов, на стенах комментарии наших современников о том ратном подвиге.

Возвращаясь назад по извилистой горной дороге из Коман в Сухум, размышляя о страданиях во имя Христа людей, принявших Его в своё сердце, проезжая по земле, впитавшей за века столько крови своих защитников, задумываешься о многом. Особенно о том, что ты конкретно сделал и готов сделать дальше для своей страны, своего народа. Какова сила твоей веры, насколько крепок твой дух.

Уже ближе к Сухуму снова наткнулись на монумент абхазским бойцам 1993 года, погибшим в боях здесь, сгоревшим заживо в своем танке. Сколько среди нас ещё таких, готовых пожертвовать собой, грудью встав за новые поколения? Кто придёт после нас против той нечисти в виде сект, субкультур, наркодилеров, и прочих-прочих, а также их высокопоставленных «друзей» в органах власти?..

Вопросы скорее риторические. Всё меньше таковых, глядя по сторонам, мы это видим. Большинство старается дальше своего «носа» не видеть и максимально отгородиться от проблемных вопросов согласно все более популярному принципу, особенно среди молодых: «Моя хата с краю». Путь с таким личным постулатом однозначно гибельный для личности. Гибельный и для государства, когда процент граждан в популяции с подобным жизненным кредо повышается.

Потому так и полезны паломнические поездки в подобные места. Особенно если рядом знающие историю этих мест, святых и героев своего Отечества, защитников, чьей кровью они окроплены. Чтобы мы помнили и знали о подвиге как ранних христиан, так и наших дедов и прадедов, наших соседей, пламенно вставших на защиту своей Родины. Помнили, чтили и не боялись повторять их подвиг... Потому что «нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя», как напоминает нам Евангелие от Иоанна (Ин. 15: 13).

И тогда такие кинопродукты как тот, что мы совсем недавно , мало кого оставят равнодушными и возымеют должный эффект, переключив сердца наконец в патриотический режим и направив энергию не только на культивирование своего мирка из двух-трех человек, но и сподвигнув в своей социальной нише делать всё возможное для очищения исконно своей территории, земли от сорняков. Чтобы засеять ее здоровым семенем и культивировать впоследствии так нужные нам здоровые ростки веры и искренней любви к своему Отечеству, своему народу, своей земле, которую нужно регулярно отбивать от нечисти и передавать следующим поколениям с сохранными и еще более усиленными, крепкими родовыми корнями культуры, веры, духовности, непораженной и неизвращенной, как бы ни желали этого наши заокеанские «друзья» и из некоторых стран Старого Света.

30 сентября абхазский народ празднует 25-ю годовщину Победы в своей Отечественной войне. И этот материал - посвящение и этой дате.

Только единый духом народ, помнящий и чтущий свою историю, способен выстоять в современных войнах. Справится ли Россия с новыми вызовами, будучи с каждым годом все более расщеплена духовно и идеологически? Вопрос отнюдь не праздный...

Каклюгин Николай Владимирович, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае

Каждый раз, собираясь с собаками на прогулку, Ольга чувствовала тревогу, сердцебиение, дрожали руки. Постоянное, унизительное чувство страха стало причиной бессонницы. Уехать бы из душного, суетливого города, покинуть «каменные джунгли» городского Ада!
На свободу, где свежий воздух, в бескрайние поля, леса! Дышать полной грудью, валяться в душистой траве, купаться в озере, греться на солнышке! Обрести успокоение, чтобы душа, наконец, смогла расправить крылья.
— Мой внук астмой заболел из-за собак твоих! Умирает! — визг соседа прервал Ольгины грезы.
— В суд подаю! И добьюсь — собак твоих усыпят!
Суд состоялся — телевизионный… И Ольга его выиграла: выяснилось, что «умирающему ребёнку», было 25 лет и он попросту «косил» от армии.

И вот, наконец, долгожданная покупка домика с участком в 40 соток! Заброшенная деревня Игумново, Тульской области, где живут лишь несколько старух, да пара алкоголиков, находится в 160 километрах от Москвы. Не страшно, что нет водопровода, отопления, газа. Колодец в километре от дома — воду всегда принесем, есть электричество — кашу сварим. Зато гуляем по своей земле, и весенний воздух наполняет легкие, и голова кружится от восторга!

С продуктами — проблема: передвижная продовольственная лавка работает только летом, а зимой не всегда и на тракторе до деревни доберешься. Крупы и консервы привозил муж Вадим из Москвы.
Летом, когда Ольга появилась в лавке, её встретило грозное молчание местных старух.

Она давно заметила — с ней не общаются. Поджимают губы, смотрят с осуждением.
— Ишь, прикатила! Москвичка! Тут наша земля! Пришлые — не нужны! — зашипели бабки
— Людям жрать нечего, а она собак кормит!

Ольга вдруг физически ощутила тяжелую человеческую злобу, и невозможно стало дышать: она и здесь — не как все…
— Участковый сказал — вам продукты не продавать — собакам скормите, — торжественно объявила продавщица, — Ехайте в свою Москву — там покупайте!
— Да, я приказал! Я здесь власть и хозяин! — в лавке появился Вадим Родионов — хамоватый и наглый местный участковый.
— И собак твоих перестреляю! Так что, лучше убирайся, пока жива!
— Вот, и правильно! А мы ещё и красного петуха пустим! — ржали алкоголики.

Ольга молча покинула лавку. Да и что она могла ответить? Напомнить Писание: «Блажен, иже и скоты милует»? Православных подвижников, предпочитавших зверя накормить, нежели самому поесть?

Рассказать, как болит душа человеческая за все живое вокруг? За утопленного котенка, избитого, замученного щенка, бессмысленно срубленное дерево, загаженный мусором лес…

Разве поймут её те, кто милосердие возводит в разряд преступлений?

То, что случилось дальше, известно лишь со слов свидетелей трагедии.
13 февраля 2001 года соседи увидели, как из-под крыши домашнего приюта Клягиных валит дым. И мечется Ольга в дыму, собак выносит. Выбегает из дома, кашляя, с собаками на руках, под ногами, вышвыривает их подальше в снег. И снова в горящий огонь, чтобы успеть спасти ещё кого-то.

— Брось своих шавок, погибнешь! — кричали ей.
Но Ольга вновь нырнула в дом, за животными… И раздался хлопок, вышибло окно пламенем, рухнул дом, погреб под собой Ольгу, тридцать собак, десяток кошек и двух котят.

Двадцать собак все же удалось ей спасти. Так они и сидели на пепелище растерянно до приезда участкового Родионова.

Тогда-то он и убил первую — Рыжуху, защищавшую останки хозяйки.
Спустя два дня вернулся из Москвы Вадим — ему сообщили о трагедии через третьих лиц. Долго потерянно бродил по участку. Не смог он тогда увезти всех, спасенных женой, животных. Забрал малую часть, остальных запер в уцелевшем сарае.

— Присмотрите за ними, пожалуйста, — попросил соседей, — договорюсь с машиной, приеду через пару дней.
Но спасти их от местных живодеров не успел — опоздал на два часа.

Когда несколько собак, убежавших во время пожара, вернулись на пепелище, местные алкоголики злобно кривились:

— Оказывается, не все твари сдохли! — жажда крови переполняла упырей.
Ведь даже в трагической гибели, Ольга превзошла их своим жертвенным подвигом.

18 февраля, Родионов, собрав из соседних деревень охотников, устроил на участке Клягиных кровавую бойню.
Обложив собак, словно лютых хищников, десяток здоровых мужиков методично расстреливали, мечущихся в ужасе, пуделей, болонок и щенков. Били прицельно — в голову. Убить же запертых в сарае, и вовсе не составило труда.
Так погибли Милка, Хвост, Черныш, Верный, спасенные Ольгой дважды — от голодной смерти в столице и на пожаре в деревенской глуши…

Расследования дела не состоялось. Официальной причиной пожара была названа неисправность электропроводки.
Останки жены Родионов выдал Вадиму в картонной коробке и прах Ольги Клягиной был захоронен на Митинском кладбище в Москве. Ей было 49 лет.
«Блажен. Кто положит душу за други своя.»
Имя Ольги Клягиной почти забыто, хотя прошло с тех пор всего шестнадцать лет…

День жестокой казни совпал в тот год еще и со светлым праздником Вознесения Господня…

Эта кассета попала мне в руки несколько лет назад. На экране белобрысый коренастый парень, держа в руках автомат, глядя прямо в объектив камеры, истерично кричал вслед за чеченскими боевиками:

«Аллах ак-бар!» Потом я находила в Интернете еще более страшные ролики. Но этот особенно ярко запечатлелся в сердце. С тех пор по-особому отношусь к «плененным». Страшный, тяжелый крест.Абсолютная беззащитность перед людьми, опьяненными вседозволенностью, физические, а главное - нравственные мучения, когда противнику во что бы то ни стало надо сломить пленного, превратить его в раба.

«Ты вырастила борзого сына, - ухмылялся боевик в лицо Любови Васильевне, маме погибшего солдата Жени Родионова, - он не хотел подчиняться. Так будет с каждым, кто не подчинится нам!» Их морили голодом, ежедневно избивали, подвешивая на дыбе. Перед смертью бандиты сказали Жене Родионову, что если он отречется от веры и от матери, расстреляет своих товарищей, ему сохранят жизнь.

Погибли, не став предателями, все четверо: Андрей Трусов, Игорь Яковлев, Евгений Родионов и Александр Железнов. Евгению Родионову отрезали голову, потому что он не снял с себя православный крестик.

В июне 1995 года Женю призвали в армию. За полгода освоив в Калининградской учебке курс молодого бойца, 14 января 1996 года рядовой пограничной службы Евгений Родионов в составе 479-го пограничного отряда особого назначения 3-й мотоманевренной группы вылетел в командировку в Чечню.

В ночь с 13 на 14 февраля 1996 года на пограничном блок-посту в селе Галашки четверых наших солдат, в их числе и Женю, вооруженные до зубов боевики увезли в Чечню. На земле остались следы борьбы и кровь.

Родителям же пропавших солдат пришла телеграмма со страшной аббревиатурой: СОЧ - самовольно оставил часть. Но Любовь Васильевна не поверила, она очень хорошо знала сына - он был ей другом, помощником: Женя не мог быть предателем. Она тут же собрала вещи и вылетела в Чечню. Конечно, легче всего было написать СОЧ, проще говоря - умыть руки. В этом случае военные уже ни за что не отвечали. В этой страшной жестокой войне Любовь Васильевна осталась одна. И она должна была найти сына.

Организатором работорговли на Кавказе был Борис Березовский. За каждого попавшего в плен русского солдата определяли конкретную немалую сумму. У мертвых была своя цена. Любовь Васильевна пошла в свой страшный крестный путь по Чечне. Переходила из одной банды в другую (пленных в одном месте долго не держали), терпела насмешки, ненависть и даже побои. Отлеживалась в госпиталях и снова шла. И однажды ей сказали: всё, вашего сына нет в живых. Она поняла, почувствовала, что это правда. И всё равно пошла туда, куда ей указали дорогу. Боевик, убийца ее сына, рассказывавший о смерти Жени, вдруг резко сказал: «Захочу - и тебя убью». И она, устав от дикой боли, разрывающей ее сердце, от страха, жестокости, постепенно перерастающих в равнодушие, обреченно сказала: «Убивай». Она тогда еще не знала, для чего будет жить на земле без Жени.

Она все-таки нашла могилу сына и трех его сослуживцев. Везла их тела в шуршащих целлофановых мешках и труп Жени без головы. А потом поехала снова. За головой сына. Все мальчишки потом были перезахоронены на своей Родине. Все - герои. За это низко кланяются их матери - Любови Васильевне.

Женя Родионов стал ходить в храм еще до службы в армии. Однажды пришел с крестиком на груди, который отлил сам. И когда он погиб, мама - Любовь Васильевна, тоже пошла в храм. Она хотела знать, чем жил ее сын, понять его духовный мир. Она, конечно, уже тогда осознавала, что жизнь человеческая не заканчивается смертью. Иначе, зачем все эти слова о памяти, чести и достоинстве, зачем такая ранняя, безвозвратная смерть? И она нашла в Новом Завете: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя...»

Бывает, люди проживут долгую жизнь, и никто не вспомнит, что был такой. А жизнь иных - как молния, вспышка, которая освещает всё вокруг, и мир от этого становится чище и добрее. И это самая большая высота - положить душу за други своя. Как Герой России Саша Бузин, Павел, сын руководителя региональной общественной организации «Солдатские матери» Ирины Браун, как сотни, тысячи наших солдат, погибших в военных конфликтах.

Именно это осознание выполненного земного долга тогда помогло маме Жени Родионова выжить. Обрести веру. Понять, как дальше жить.

Любовь Васильевна стала ездить в Чечню, возить туда сотни посылок, необходимых вещей, медикаментов. «Искорка Божия в людях жива, - говорит Любовь Васильевна Родионова, - огромное спасибо всем, кто посылает нашим солдатам частичку своей любви и тепла, и низкий поклон от воинов! Вот строки письма из Чечни командира разведывательного батальона полковника С.А. Кобякова: «Я хочу написать вам о духовной благодати, которую несет ваша помощь воистину матери всех находящихся здесь солдат Любови Васильевны Родионовой, в сердце которой есть тепло для каждого из нас! О силе, которая наполняет наши души, сплачивает нас воедино. Спасибо всем, кто помогает и помнит нас, спасибо за веру в нас, спасибо за то, что вы есть! Мы не подведем в борьбе со злом. Во имя торжества справедливости и добра вместе с вами выстоим и победим!»

Жизнь Любови Васильевны стала продолжением подвига ее сына. О Жене Родионове заговорили, передавали историю его жизни из уст в уста, рассказывали в СМИ. Любовь Васильевну стали приглашать в учебные заведения, чтобы услышать повествование о Жене. Нашему времени нужны, очень нужны герои. И постепенно русский солдат стал символом мужества, чести и верности. Он стал народным героем.

Посмертно рядового Родионова наградили орденом Мужества. На его могиле теперь все время цветы, и идут люди почтить память русского солдата, не предавшему Веру и Родину. Рассказывают, что сербские солдаты и русские добровольцы просили заступничества у святого Евгения под натовскими бомбежками.

«На Чеченской войне «пленные русские ребята отказывались принять ислам и становились мучениками за Христа, хотя в мирной жизни, кажется, особо не усердствовали к Церкви… И вот - предварили нас во Царствии Божием со всеми нашими познаниями в области экклезиологии, - заметил как-то священник Тимофей Сельский. - Что возвело их сразу на высоту святости? - Конечно, особая благодать Божия, поданная в ответ не на что-то духовное, а на чисто душевное - на русскую верность долгу, на усердие человека служивого, который не стремится спрятаться в частную жизнь».

Сегодня Евгения Родионова почитают как святого многие православные не только России, но и в других православных храмах. Говорят, что Евгений является местночтимым святым Сербии. Написано более полутораста икон воина-мученика. Впервые предложение о канонизации Евгений Родионова поступило в 2003 году. На его могиле теперь все время горит лампада и сюда едут поклониться люди со всех концов России.

. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

1. Если все священные изречения полны заповедей Господних, то что значит, что о любви, как особенной заповеди, Господь говорит: , если не то, что всякая заповедь зависит от одной только любви и все заповеди составляют одну, потому что все заповедываемое основывается на одной только любви? – Ибо, как многие древесные ветви происходят от одного корня, так многие добродетели рождаются от одной любви. И ветвь доброго дела не имеет никакой зелени, если не пребывает на корне любви. Поэтому и много заповедей Господних, и одна; много – по разнообразию дел, одна – по корню любви. А как эта любовь должна быть содержима, внушает Сам Тот, Кто во многих мыслях Писания Своего повелевает любить и друзей – как Его, и врагов – ради Его. Ибо истинную любовь имеет тот, кто и друга любит в Боге, и врага любит ради Бога. Ибо есть некоторые, которые любят ближних, но по свойству родства и плоти, которым, впрочем, в этой любви священные изречения не противоречат. Но иное значит, что охотно исполняется по природе, а иное, что одолжается повиновению заповедям Господним из любви. Именно те и любят ближнего и, несмотря на то, не достигают высших наград за любовь, потому что любовь свою тратят не по духу, а по плоти. Поэтому, когда Господь сказал: «сия есть заповедь Моя, да любите друг друга» , тогда тотчас присовокупил: «как Я возлюбил вас» . Ясно Он сказал как бы так: «Вы любите для того, для чего Я возлюбил вас».

2. В этом деле, возлюбленнейшая братия, тщательно надобно всматриваться, что древний враг, располагая душу нашу к любви вещей временных, с противоположной стороны возбуждает против нас слабейшего ближнего, который замышляет унести то самое, что мы любим. Не о том старается древний враг, это устрояющий, чтобы уничтожить земное, но о том, чтобы убить любовь в нас. Ибо вдруг мы воспламеняемся ненавистью; и желая быть непобедимыми отвне, внутри страшно мучимся; а защищая малое отвне, мы весьма многое теряем внутри, потому что, любя вещь временную, мы лишаемся истинной любви. Потому что всякий, уничтожающий нашу собственность, есть враг. Но если мы начинаем питать ненависть к врагу, то теряем внутреннее. Итак, когда мы совне терпим что-либо от ближнего, тогда должны бодрствовать против сокровенного хищника внутреннего, который никогда удобнее не побеждается, как тогда, когда мы любим внешнего похитителя. Потому что одно и главное испытание любви, если мы любим даже того, кто делает противное нам. Поэтому-то Сама и претерпевает крестную казнь и, несмотря на то, выражает любовь к самым Своим преследователям, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» . (). Итак, что удивительного, если ученики в настоящей жизни любят врагов, когда Учитель их любит врагов даже тогда, когда подвергается от них убийству? Верх этой любви Он выражает, присовокупляя: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» . Господь пришел умереть даже за врагов и, несмотря на то, Он говорил, что положит душу Свою за друзей, чтобы явно показать нам, что когда мы можем по любви сделать пользу врагам, тогда други наши даже те самые, которые преследуют нас.

3. Но вот нас никто не преследует даже до смерти. Следовательно, чем мы можем доказать, что любим врагов? – Но и в мире Святой Церкви должно быть нечто такое, из чего ясно должно быть видно, можем ли мы во время гонения умереть по любви. Иоанн ясно говорит: «а кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» ()? -Поэтому и Иоанн Креститель говорит: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» . (). Итак, кто во время спокойствий не дает ради Бога своей ризы, тот во время гонения отдаст ли свою душу? – Следовательно, для того, чтобы сила любви была непобедима в гонении, она должна быть питаема милосердием во время спокойствия, поскольку должна научиться отдавать Всемогущему Богу сперва свою собственность, а после – самого себя.

4. Далее следует: «вы друзья мои» . О, сколь велико милосердие нашего Создателя! – Мы недостойны быть слугами, а называемся друзьями. Сколь велико достоинство людей быть друзьями Божиими! – Но вы слышали о славе достоинства; слушайте же и о трудности подвига. «Если исполняете то, что Я заповедую вам» . Вы Мои друзья, если исполняете то, что Я заповедаю вам. Ясно Он говорит как бы так: «Если вы радуетесь высшей славе, то подумайте, какими подвигами достигают этой славы». Когда сыны Зеведеевы, при посредстве матери, просили, чтобы одному сидеть по правую сторону Бога, а другому по левую, то известно, что они услышали: «не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить» ()? – Они просили о месте высоты; посылает их на путь, которым они должны достигать этой высоты. Говорится как бы так: «Для вас уже лестно место высоты, но прежде должен занять вас путь подвига. Величия достигают через чашу. Если душа ваша желает того, что услаждает, то прежде пейте то, что огорчает». Так, – через горькую чашу исповедания достигают радости спасения. – «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» . Что это все, что Он слышал от Отца Своего, что благоволил сказать рабам Своим, чтобы их соделать друзьями Своими, если не радости внутренней любви, если не те торжества Вышнего Отечества, которые Он ежедневно дуновением любви Своей напечатлевает в душах наших? – Ибо, когда мы любим слышанное небесное, тогда уже знаем любимое, потому что самая любовь есть знание. Итак, Он все сказал тем, которые, оставив земные пожелания, пламенели высшею любовью. Но на этих друзей Божиих взирал Пророк, когда говорил: «как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (). Ибо друг называется как бы стражем души. Итак, поскольку Псалмопевец прозрел, что избранные Божии, отделившись от любви мира сего, сохранят в небесных повелениях волю Божию, то удивился, говоря: «как возвышенны для меня помышления Твои, Боже» . Вот избранные Божии плоть укрощают, дух укрепляют, над демонами владычествуют, добродетелями блистают, настоящее презирают, о Вечном Отечестве словом и делами проповедуют; даже умирая, любят оное и достигают его через мучения. Их можно убить, но нельзя склонить. Итак, «как велико число их» . В этом самом страдании, в котором они умерли плотью, вы видите, какова была высокость их духа. Откуда она, если не оттуда, «как велико число их!» Но, быть может, так великих мало? – Он присовокупляет: «стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка» (). Обозрите, братие, целый мир: он наполнен Мучениками. Почти нет уже столько нас, которые должны видеть, сколько имеем свидетелей истины. Итак, у Бога сочтены те, которые для нас умножились «многочисленнее песка» ; потому что мы постигнуть не можем, сколько их.

5. Но тот, кто достиг этого достоинства, чтобы называться другом Божиим, должен взирать не на себя, каков он есть, а на дары, которые получает, выше себя. Ничего не должно приписывать своим заслугам, дабы не впасть в враждебничество. Поэтому и присовокупляется: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» . «Я приставил к благодати, Я насадил, чтобы вы шли добровольно, приносили плод деятельностью. Ибо идите, Я сказал, добровольно; потому что хотеть что-либо делать, значит, уже идти мыслью». А какой плод должны они принести, присовокупляется: «и плод ваш пребудет» . Все, над чем мы трудимся для настоящего века, едва достаточно до смерти. Ибо привходящая срезает плод труда нашего. Но что делается для Вечной Жизни, то сохраняется и после смерти; и начинает являться тогда, когда начинает скрываться плод плотских трудов. Итак, то воздаяние начинается там, где это кончается. Следовательно, кто уже познал Вечное, в душе того должны терять цену плоды временные. Будем приносить такие плоды, которые «пребывали» бы, будем приносить такие плоды, которые сами получали бы начало от смерти, когда все должна уничтожить. Ибо о том, что от смерти должен начинаться плод Божий, свидетельствует Пророк, который говорит: «тогда как возлюбленному Своему Он дает сон» (). Всякий, засыпающий сном смертным, теряет наследство; но когда (Господь) дает избранным своим сон, тогда это есть достояние Господне, потому что избранные Божии, после того как достигнут смерти, найдут наследство.

6. Далее следует: «чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» . Опять в другом месте: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (). Если Отец дает нам все, чего мы просим во имя Сына, то что значит, что Павел прежде просил Господа и не удостоился услышания; но ему сказано: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» ()? – Неужели этот столь славный Проповедник не просил во имя Сына? Почему же он не получил того, о чем просил? – Каким же образом истинно то, чего мы будем просить у Отца во имя Сына, то Отец дает нам, если Апостол во имя Сына просил об удалении от него ангела сатаны и однако же не получил того, о чем просил? – Но поскольку имя Сына – «Иисус», а Иисус называется Спасителем, или даже Спасительным, то во имя Спасителя просит тот, кто просит чего-либо, относящегося к истинному спасению. Но если просят того, что не относится к спасению, то просят Отца не во имя Иисуса. Поэтому и тем же самым Апостолам, доселе еще слабым, Господь говорит: «доныне вы ничего не просили во имя Мое» (). Ясно как бы сказано было так: «Вы не просили во имя Спасителя, потому что еще не умеете искать Вечного Спасения». Поэтому и Павел не был услышан; ибо если бы он освободился от искушения, то для него это не было бы полезно для спасения ().

7. Вот мы, возлюбленнейшая братия, видим, сколь много вас собралось на торжество Мученика; вы преклоняете колена, ударяете в грудь, испускаете вздохи молитвы и исповедания, орошаете лица слезами. Но обсудите, прошу, свои прошения, посмотрите, во имя ли Иисуса вы молитесь, т. е. просители радостей Вечной Жизни? Ибо в доме Иисуса вы ищете не Иисуса, если в Храме Вечности неблаговременно молитесь о временном. Вот один на молитве просит жены, другой желает деревни, третий требует одежды, четвертый молится о даровании ему пропитания. И хотя надобно просить Всемогущего Бога и об этих (предметах), если их нет, но мы должны постоянно помнить, что заповедал нам Тот же Искупитель: «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (). Итак, нет греха просить у Иисуса и этих предметов, если, впрочем, они будут просимы не в излишестве. Но еще, – что важнее, – иной просит смерти врагу, и кого не может преследовать мечом, того преследует молитвой. И хотя тот, кому зложелательствуют, еще жив, однако же тот, кто зложелательствует, становится уже виновным в смерти его. повелевает, чтобы любили врага (), и, несмотря на то, просят Бога, чтобы Он убил врага. Итак, кто молится таким образом, тот самыми своими молитвами сражается против Создателя. Поэтому и об Иуде говорится: «и его да будет в грех» (). Потому что обращается в грех тогда, когда молятся о том, что запрещает Сам Тот, Кому молятся.

8. Поэтому говорит: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» . (). Эту добродетель прощения мы покажем яснее, если приведем одно свидетельство из Ветхого Завета. Известно, что когда Иудея своими тяжкими преступлениями оскорбила Правосудие Своего Создателя, тогда Господь, удерживая Пророка Своего от молитвы, говорит: «ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» (). «И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово» (). Что значит, что по пропуске и оставлении стольких Отцов, выставляются в средину только Моисей и Самуил, коих дивная сила получать известна, когда говорится, что даже и они не могут быть посредниками? Господь ясно как бы так говорит: «Не слушаю даже тех, которых молитвы за великую заслугу их не презираю». Итак, что значит, что Моисей и Самуил по молитве предпочитаются прочим Отцам, если не то, что во всей последовательности Ветхого Завета об этих только двух повествуется, что они молились даже за врагов своих? – Первый подвергается опасности быть побитым от народа камнями () и однако же молится за своих побивателей камнями; другой отставляется от начальства, и однако же на просьбу о молитве отвечает, говоря: «и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой» (). «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут» (). Ясно говорит он как бы так: «Я не выслушиваю молитвы за друзей даже тех, о которых знаю, что они по великой добродетели молились даже за врагов». Следовательно, сила истинной молитвы состоит в высокости любви. И каждый получает правильно просимое тогда, когда на молитве дух его не омрачается ненавистью к врагу. Но большей частью мы препобеждаем борющийся дух, если еще молимся за врагов. Уста изливают молитву за врага, но, о если бы и сердце вмещало любовь! Ибо часто мы и молитву воссылаем за врагов своих, но изливаем ее более по заповеди, нежели по любви. Ибо и о жизни врагов мы молимся, и однако же боимся, как бы нас не услышал (Бог). Но поскольку внутренний Судья судит более расположение, нежели слова, то за врага ничего не требует с того, кто не молится за него по любви.

9. Но вот враг согрешил против нас тяжко: нанес вред, оскорбил помогающих (нам), преследовал любящих. Это следовало бы затаить, если бы не должны были быть отпускаемы грехи против нас. Ибо Ходатай наш по нашему делу составил молитву, и Сам этот Ходатай есть Судья того же самого дела. А в молитву, которую составил, Он внес условие, говоря: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (). Итак, поскольку Судьею грядет Тот Самый, Кто был Ходатаем, то Он сам выслушивает молитву, которую составил. Следовательно, или мы, не исполняя, говорим: «оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим» , и говоря это, мы более связываем самих себя; или, быть может, это условие в молитве пропускаем, и Ходатай наш не узнает той молитвы, которую Он составил, и тотчас говорит Сам про Себя: «Я знаю, к чему я увещевал; это не та самая молитва, которую Я составил». Итак, братие, что нам должно делать, если не то, чтобы иметь свойство истинной любви к братьям? Никакой злобы не должно быть в сердце. Да обсуждает Всемогущий любовь нашу к ближнему, чтобы явить к нашим беззакониям Свое милосердие. Вспомните, к чему Он увещевает: «прощайте, и прощены будете» (). Вот нам должны, и мы должны. Итак, простим то, чем нам должны, для того, чтобы прощено было то, чем мы должны. Но этому противится разум: он и хочет исполнять слышимое, и однако же препирается.

Мы обстоим раку Мученика, о котором знаем, какою достиг он Царства Небесного. Если мы не полагаем за Христа тела, то, по крайней мере, препобедим душу. Этим жертвоприношением Бог умилостивляется, одобряет на суде любви Своей победу нашего мира. Ибо Он взирает на борение нашего сердца; и Тот, Кто после вознаграждает побеждающих, ныне помогает сражающимся через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Своего, Который с Ним живет и царствует, в единении Св. Духа, Бог через все веки веков. Аминь.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!