"проектная деятельность на уроках русского языка и литературы". Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы Защита проектная деятельность русский язык

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Школа №169» Советского района г.Казани

Статья


«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Акберова Елена Юрьевна

учитель русского языка и литературы

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

Над темой самообразования «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы» я работаю второй год, и уже есть результаты.

А что же такое проект? Есть много суждений на эту тему, и все же, «Проект» - (от лат. projectus - ), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.

Проект – это буквально “нечто брошенное, пущенное вперед”. В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:

Подготовка к работе над проектом:

Определение темы и целей проекта;

Формирование групп для работы над проектом;

Планирование этапов работы.

2. Работа над проектом в группах:

Планирование работы;

Исследование;

Оформление выводов и результатов.

3. Представление – защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

Самооценка;

Оценка других групп;

Оценка учителя;

Оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

Что мы делали?

Как мы делали?

Каковы результаты?

Каков мой личный вклад в решение проблемы?

Типология проектов:

Исследовательские проекты.

Творческие проекты.

Ролевые, игровые проекты.

Информационные проекты.

Практико-ориентированные проекты

Основные требования к использованию проектной деятельности:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

Использование исследовательских методов.

Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения

Проектная деятельность по русскому языку и литературе включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Проекты по русскому языку и литературе распределяются и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Их именами названы улицы Казани», «Г. Тукай и его сказки», «Г.Тукай и А.С. Пушкин», «Сказка о прилагательном», «Язык sms сообщений и его влияние на молодежь»)? Знаменитые писатели в Казани». Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Почему учительница поступила именно так?»(по произведению В.Распутина).
Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя.

Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Часто эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные в старших классах) используются для презентации подготовленных проектов. На уроках литературы в профильных классах учащиеся выполняют как персональные, так и групповые проекты.

Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «О чём говорят фамилии персонажей Н.В. Гоголя «в поэме «Мертвые души» или «Язык действующих лиц комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не только общественное положение, но и характер личности. Ученики рассматривают лексические обороты, синтаксические конструкции, раскрывающие смысл понятий. Не менее интересны наблюдения ребят по темам «Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Защита таких исследовательских работ в нашей школе проводится сначала на традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях, а победителей - на городских научно-практических конференциях

Технологическая карта проекта

Этап проектной деятельности

В ходе проектной деятельности я пришла к выводу, что важным источником повышения профессиональной подготовки учителя является обмен опытом. Представляя свои работы на школьном, муниципальном, республиканском уровне я в первую очередь знакомлюсь с опытом коллег по данному направлению и беру все рациональное в свою педагогическую копилку.

И еще, я убедилась у проектной технологии много сторонников и последователей,

потому что данная форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит нам словесникам сделать процесс обучения русскому языку и литературы ярким и запоминающим, поможет учащимся овладеть всеми ключевыми компетенциями , что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

Уроки – проекты:

«Словари русского языка»

Цели проекта:

    Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, анализировать и обобщать факты.

    Учить работать в группах, обмениваться информацией, выражать свою точку зрения и обосновывать её, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

    Создать условия для вовлечения каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.

Задачи проекта:

    Расширить знания школьников о словарях, показать их многообразие и назначение каждого.

    Закрепить навыки практической работы со словарями.

    Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Урок – проект по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Образ Емельяна Пугачева .Историческая правда и художественный вымысел».

ЦЕЛЬ: 1. Образовательные: способствовать формированию понятий

«историческая повесть», «художественный образ»; выявить

взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения.

2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников

умения работать с различными источниками информаций;

формирование умения устанавливать причинно – следственные

связи в решении проблемных задач.

3. Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных

ориентирах, способствовать пониманию учениками таких

«благородство»

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – проблемный, исследовательский.

ОСНОВОЙ ВОПРОС : Соответствует ли образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Пушкина реальной исторической личности?

ЦЕЛЬ: Узнать историческую правду и особенности художественного вымысла, установить причины изменения образа Емельяна Пугачева.

«Проект по русскому языку "Хлеб - имя существительное"»

Цели и задачи проекта:

Образовательная:

Создать учебные и игровые видеопособия для демонстрации на уроках литературы, русского языка и внеклассной деятельности.

Способствовать освоению новых форм поиска, обработки и анализа информации

Развивающая:

Развивать творческую активность учащихся;

Способствовать развитию навыка поисковой, аналитической, обобщающей деятельности;

Развивать умение работать в группе;

Воспитательная:

Воспитывать стремление учащихся расширять знания, совершенствовать интеллектуальный потенциал;

Приобщать учащихся к нравственным ценностям, воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать любовь и уважение к труду хлебороба.

Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, направленные на получение конечного результата;

Показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.

Урок – проект по литературе

«Времена года»

(заметки к календарю)

Цель урока : составить проект «Времена года» группами учащихся, опираясь на собранный к уроку материал.

Задачи:

1. Формирование умения работать в группах;

2. Формирование умения передавать словами, текстом живой мир

3. Формирование нравственного отношения к окружающему миру,

воспитание экологической ответственности, любви к природе.

Оборудование: иллюстрации и слайды с изображением пейзажа; материал, собранный учащимися (пословицы, поговорки, народные приметы, словарь диалектных слов, стихи, отрывки из художественных произведений с описанием природы).

Направленность урока: этно –экологическая.

Использованная литература:

1.Бухтиярова И.Н.Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. Школьные технологии. №2, 2001.

2.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай технологического обучения// Директор школы, 1995. №6.

3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.-

4.Дьяченко В.К.Сотрудничество в обучении: о коллективном способе ученических работ. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

5.Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. – Казань, 1995

Большой энциклопедический словарь

Харик

Проект по русскому языку

МОЕЙ ШКОЛЫ

Выполнила ученица 11 класса

МБОУ ЦО «Альянс»

Полярж Мария Владимировна

Руководитель Марининская Надежда Анатольевна

Проект по русскому языку

Тема: ЛЕКСИКОН УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ

МОЕЙ ШКОЛЫ

Учебный предмет : русский язык.

Возраст участников : 13-17 лет.

Продолжительность: длительный (учебный год).

Цель: изучение лексикона учащихся 8-11 классов и определение пополнения словарного запаса школьников.

Чистота стиля зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. Его выработке способствует прилежное изучение правил,... выбирание из книг хороших речений,... старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают.

М. В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию» 1743 г.

Ход проекта

    Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.

    Изучить специальные слова в речи учащихся.

    Изучить жаргонную лексику школьников.

    Изучить сленг школьников 8-11 классов.

    Определить пути повышения словарного запаса и культуры речи учащихся

Итоговый продукт.

Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию.

На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России – 143,7 млн, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн в других государствах, ранее входивших в СССР.

Лексика – это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 8-11 классов современной общеобразовательной школы.

Объект исследования – устная речь учащихся 8-11 классов.

Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – часто употребляемая лексика молодёжи, а диалектизмы и специальная лексика встречается редко в речи современной молодёжи.

Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.

    Диалектная лексика

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.

Например, возьмем диалектную лексику, сочетающую в себе русский и украинский языки. Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.

Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект.

Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивают словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, различных с точки зрения сферы употребления.

Мы провели анкетирование, и в результате было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся.

Мы попытались выделить несколько причин редкого употребления диалектов:

Одни утверждают, что диалектизмы чаще встречаются в речи людей пожилого возраста;

Другие считают, что в наши дни это не актуально;

Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.

По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать про каждый из русских диалектов.

    Профессиональные слова в лексиконе учащихся

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.

Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.

Термин – это научное обозначения понятия, а профессионализм – полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.

В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.

Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8-11 классов.

Профессионализм

Значение

Дискуссия

Мировоззрение

Точка зрения

Медикаменты

Лекарства


В процессе развития я зыка значение многих слов может изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».

3. Русский молодежный сленг

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живёт на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики не иссякает полностью, только временами мелеет, а в другие времена становится полноводным. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии, бытование которого ограничено не только возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками.

На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.

Молодёжный сленг

Значение

Привет, здравствуй

Зеньки, шары

Чувак, чел

Супер, класс, ништяк

Локаторы

В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.

4. Жаргонная лексика

Жаргонная лексика , как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называется жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.

Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.

Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

Источники образования жаргонной лексики различны и чаще всего она пополняется путём заимствования. Широко используются сокращения, усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого жаргона.

Жаргонная лексика

Что означает

Башка, бубен

Домашняя работа

Дивидишка

Проигрыватель

Тот, кто младше

Мобильный телефон

Родители

Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.

5. Классификация словарного состава

Принципы классификации словарного состава:

По происхождению: исконно - русская, заимствованная

По степени употребления: пассивный, активный

Сфера употребления: общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.

Социологический опрос

    Нужен ли речевой этикет?

    Обижает ли Вас, что незнакомый человек обращается к вам на «ты»?

    Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?

    Допустима ли ненормативная лексика?

    Необходима ли цензура в периодических изданиях?

    Нужен ли закон о речевом этикете?

Результаты опроса:

1.Обучающиеся 8 классов

№ вопроса

Учащиеся 8-го класса считают, что речевой этикет нужен, ненормативная лексика недопустима, но в то же время большинство не обижает, если незнакомые к ним обращаются на «ты». Лишь половину из них смущает, если дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы.

2.Обучающиеся 9 классов

Все опрошенные считают, что нужен речевой этикет, но никого из них не обижает, когда к ним обращаются на «ты» незнакомые люди. Половина опрошенных считают, что ненормативная лексика допустима, при этом большинство согласны, что нужен закон о речевом этикете.

    Обучающиеся 10 класса

Учащиеся считают, что нужен речевой этикет, но их не обижает, когда незнакомый человек обращается к ним на «ты». Очень многие замечают нарушение орфоэпических норм. Треть учащихся считает, что ненормативная лексика допустима. И две трети считают, что закон о речевом этикете не нужен.

4. Обучающиеся 11 класса

Учащиеся читают, что нужен речевой этикет, в то же время лишь одного из них обижает, когда к ним незнакомые обращаются на «ты». Только половина замечает нарушение орфоэпических норм, зато все согласны, что ненормативная лексика недопустима.

Вывод из опроса

Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывается о культуре общения, и у него меньше словарный запас.

Мы убедились, что нужно учить ребят речевому этикету и пополнению своего лексикона.

Пути исправления

Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь. Предлагаем бережнее относиться к языку, помнить, что слово несет в себе положительную или отрицательную энергию.

Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной,жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменение, правописания.

Заключение

    Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.

    Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.

    Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания. Окружающие его люди не позволяют себе нарушать нормы культуры общения в его присутствии.

    В молодёжной среде упрощение этикетных отношений становится настоящей эпидемией.

    Осваивать речевой этикет нужно с детства, в семье, в детском саду, да и в вузе, уже профессионально ориентируясь в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека, а чтобы расширять словарный запас, нужно больше читать художественные произведения, изучать словари, справочники, писать сочинения, рефераты, пользоваться дополнительной литературой.

Использованная литература :

    Волина, В. В. Я познаю мир, русский язык / В. В. Волина. – М.: АСТ, 1998.

    Скворцов, Л. И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979.

    Соболева, О. Л. Справочник школьника. 5 – 11 классы. Русский язык / О. Л. Соболева. – М.: АСТ, 2003.

    Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. – М.: Просвещение, 1995.

    Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1994.

    Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980.

    Савко, И. Э. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы / И. Э. Савко. – Минск: «Харвест», 2008.

Фильм учащихся 8И класса "Есенин и Лидия Кашина"

В преддверии 120-летия со дня рождения С. А. Есенина мы с ребятами побывали в селе Константиново Рязанской области, посетили дом поэта, дом Лидии Кашиной, литературный музей, посмотрели окрестности. Конечно, сняли видео и решили использовать его для создания небольшой биографической справки на тему: "Есенин и Лидия Кашина". С результатом нашей работы вы можете познакомиться

Фильм учащихся 10И класса "Карабиха"

Проект учащихся 10И класса в виде заочной экскурсии "Карабиха"

Я как-то летом побывала в Карабихе, сняла там видео и сделала фото, а вот ребята написали сценарий экскурсии и смонтировали фильм. Недостаток работы детей - это то, что они не умеют декламировать. Есть над чем работать.

Работа учащейся 11И класса Галынской Карины

Это коллективная работа ребят разных лет

Ниже дан пример оформления лингвистической сказки в форме клипа. Ребята сочинили сказку, потом Степанова Даша нарисовала кадры, их отсканировали, потом записали звук и на звук наложили картинки. Вот фильм и готов! Конечно, тема и так простая, надо бы что-то потруднее.

Не с глаголами. Лингвистическая сказка

Владимир Красно Солнышко. Проектная работа Шестернёнковой К. и Литвиненко А.

"Судьба священника Константина Голубева"

Документальный фильм "Фёдор Недосекин"

Эта проектная работа участвовала в городском конкурсе "Шаг в будущее. Электросталь - 2010". Мы хотели рассказать о человеке, о котором узнали от его внука - Константина Васильевича Владыченского. Фильм наш рассказывает о священнике Богородского края отце Сергии Владыченском. Он был репрессирован, как многие священнослужители в 30 годы. О его судьбе, поведанной нам его внуком, мы и рассказали в этом фильме. Авторы проекта - Симагина Екатерина, Коренкова Нина, Клиншова Ксения. В озвучании фильма помогали учащиеся 11М класса и К. В. Владыченский.

Документальный фильм из цикла "Священники Богородского края" "Отец Сергий Владыченски"

В 2009 году мы отметили 210-летие со дня рождения А. С. Пушкина. В городе проходил конкурс минипроектов "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу". Я предлагаю вам познакомиться с проектом-победителем - видеоклипом "Памяти Пушкина". Над проектом работали учащиеся 7М класса Красотенко Татьяна, Судакова Кира и Кузнецова Екатерина.

Юдинцева Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Творческие проекты

на уроках русского языка и литературы

Творчество - момент создания

будущего в настоящем.

Введение

В последнее время слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизирует новизну и нестандартность подхода в решении задач.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах; Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Творческие проекты на уроках русского языка

В 5-6 классах учащимся предлагаю создать «Энциклопедию одного слова». Это задание с удовольствием выполняют и ученики 7-10 классов.

Тип проекта: творческий.

Проблема: мы плохо знаем историю некоторых слов, их родословную, а ведь это так интересно.

Почему: информации много, но она находится в различных источниках, что затрудняет работу со словом.

Что делать? Составить энциклопедию одного слова, собрав из различных источников информацию о слове.

Как? С использованием квазиисследовательской деятельности

Результат: сборник работ учащихся

Первый этап - погружение в проект. Учитель должен пробудить у детей интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. Учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.

Второй этап - планирование работы по решению задач проекта. При определении заданий для каждого учащегося используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

Вместе с учащимися составляем примерный план энциклопедии одного слова:

Значение слова

Происхождение слова

Однокоренные слова (близкие и дальние родственники)

Синонимы (если есть)

Антонимы (если есть)

Фразеологизмы и афоризмы с этим словом

Жизнь слова в словарях иностранных слов (это задание интересно старшеклассникам)

Интересные факты из жизни слова

Грамматические разборы слова (фонетический, морфемный, морфологический)

Жизнь слова в предложении (синтаксический разбор предложения, в которое включено данное слово)

Жизнь этого слова в других словарях

Жизнь слова в фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, частушки)

Жизнь слова в литературе (стихи, сказки, рассказы)

Кроссворд с этим словом

Акростих, ассоциации, рифмы

Иллюстрации к слову

План энциклопедии примерный, и ученики могут как убавлять, так и добавлять страницы в своей работе.

Третий этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

Четвёртый этап - презентация проекта. Именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Для «Энциклопедии одного слова» ученики сами подбирают слова. За последние годы составлены энциклопедии слов: календарь, дружба, любовь, Родина, берёза, котёнок, часы, мушкетёр, зима, мировоззрение, учитель…

После того, как все индивидуальные проекты сданы, наступает черед группового проекта - оформление сборника «Энциклопедия одного слова».

Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использованных источников.

Рассмотрев подробно работу над одним проектом, назовем темы других творческих проектов по русскому языку :

Сборник творческих работ «Радость жизни». Это печатное издание лучших сочинений по различным темам

Проект «Ода книге»

Сборник творческих работ «Как слово наше отзовется»

Проекты «Дневник Деда Мороза», «Зимние забавы»

Сборник творческих работ «Наши любимые животные»

Энциклопедия имени

По литературе возможно выполнение следующих творческих проектов:

Мой серебряный век (11 класс)

Мой Пушкин

Дружеские, семейные и любовные отношения героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Проект «Опорные конспекты» к литературным произведениям. Например, Н.В.Гоголь «Невский проспект»: «Две дороги с Невского проспекта».

Константин Георгиевич Паустовский сказал: « Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Творческие проекты по русскому языку и литературе - та самая пища для творчества.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!