Исследовательская работа по краеведению готовые проекты. Научно-исследовательская работа по краеведению. Место или места жительства, с указанием дат

«Отечество -2012»
Исследовательская работа по краеведению

«Моя земля, мои земляки…»
«Летопись родного края»

(История села как зеркало отражения

прошлого России)

Судаков Дмитрий Евгеньевич

ученик 10 класса

МБОУ Верхнеспасской СОШ

Рассказовского района
Руководитель

исследовательской работы:

Платонова Н.В.

учитель истории и обществознания

МБОУ Верхнеспасской СОШ

Рассказовского района

^ I. Введение. Актуальность работы
«Познавайте свою страну, свой край,

свой колхоз, свою горушку

или речонку, не бойтесь,

что мала эта горушка и река,

ведь из малого вырастает большое».

А.Ферсман

тему :

целью считаю:

Задачи

^ II. Основная часть.

Никто не знает из селян, как, кем и когда начала заселяться территория теперь широко раскинувшегося прибрежного села Верхнеспасское. В его истории, как в зеркале, отразилась история страны.

Первое упоминание о нашем селе относится к началу XVIII века. Оно было образовано, как застава от набегов кочевников позже 1699 года, на землях данных Спасскому монастырю города Переславля – Рязанского.

Однако в прикладной книге 1702 года сохранилась запись: «Часовня Покрова, в вотчине Спасова монастыря, в селе Верхах. У тое часовне двор, попа Василия… Да в приходе к той часовне двор монастырской, да тридцать девять дворов монастырской, да тридцать девять дворов крестьянских».

Со 2-й половины XVIII века село, Верхи стало именоваться «Верхнее Спасское».

Село Верхнее Спасское называется новопоселенным и его возраст соответствует дате записи. Выходит, что село Верхнеспасское – ровесник Петербургу, который в это время закладывался на берегах Невы Петром I!

По именной ведомости в 1724 году население села Верхнее Спасское (в дальнейшем Верхнеспасское) составляло 250 ревизских душ (учитывалось, только мужское население). В числе жителей села были крепостные крестьяне, которые принадлежали к Спасову монастырю Переславля-Рязанского. Сохранились в записи фамилии переселенцев: Потап Герасимов, Иван Копылов, Федор Тимофеев, Ефим Лаврентьев, Филипп Сафонов и другие. Из далекого прошлого, шли корни трудолюбивых жителей села.

В 1778 году в Верхнеспасском 223 двора с населением 920 мужчин и 1000 женщин. По тем временам цифра огромная. По документам третьей переписи 1866 году в селе 590 дворов, 5126 душ, одна церковь, две мельницы. Среди жителей были не только служивые люди-однодворцы для расселения, которых и возникали села такие как наши, но и помещики со своей дворовой прислугой и крепостными крестьянами. К 1886 году село Верхнеспасское являлось третье по величине село в Тамбовском уезде.

Верхнеспасское – степное село, куда не кинь взгляд – кругом поля и приречные луга. Река не широка и, причудливо петляя, от самых Каменных Озерок неторопливо катит свои воды. Она имеет свое романтическое название - Лесной Тамбов. Странно звучит ее имя, кругом, что называется, нет ни палки, а она носит название лесной. Возможно, когда-то здесь были леса, и старожилы по правде дали такое имя? Кто знает, время беспощадно меняет ландшафты.

Природа нашего села была нетронутой. Лесостепной ландшафт выражен был резко. Природные условия были благоприятными (черноземные земли, лес, пастбище, сенокосные угодья, река) для занятия сельским хозяйством. Но жизнь первых переселенцев была трудная и тревожная. Среди старожилов села сохранились рассказы о том, что на юге села лежали места необжитые «Дикое поле», где обитали какие-то неведомые, таинственные люди. Эти рассказы старожилов подтверждаются и документами: « …и на той данной земле того Спасова монастыря архимандриту с братьею велели монастырских крестьян селить вокруг того селения, построить надолбы (надолбы – род вкопанных в землю обрубков дерева, иногда соединенных между собой связью) , чтобы от неприятельских людей жить было бережно». (Грамота из приказа Большого дворца тамбовским воеводам о передачи той земли Спасскому монастырю).

Когда первые поселенцы выходили в поле на работу на возвышенных местах, на особых вышках выставлялись сторожевые посты. Увидев скачущих из степи конников, наблюдатели постовые давали, сигнал тревоги и работающие уходи в село.

Хозяйство первых поселенцев села Верхнее Спасское было натуральное: ничего не продавали и ничего не покупали, пользовались тем, что давало свое хозяйство. Одежду шили свои портные из овчин, нитки и ткани делались изо льна. Ткали на ручных станках. Жили в курных избах с печами без труб, с маленькими окошечками затянутыми бычьими пузырями, светили лучиной.

Само собой разумеется, что ни о какой культуре как мы ее понимаем теперь, не было и речи: ни школ, ни книг, ни газет ничего не было.

Шли годы, жизнь хотя и медленно, но изменялась.

Были такие помещики-земледельцы как Загряжские, Бумаковы, Крюгоноковы. Крестьяне стали арендовать землю, нужны были деньги для уплаты аренды. К тому времени Рассказово стало большим торговым и промышленном селом, где появилось богатое купечество и выросла буржуазия (фабриканты братья Асеевы, Рагозин, Желтовы).

В селе Верхнее Спасское была организована церковно - приходская трехклассная школа. Затем в 1910 году открыта земская школа, двухкомплектная, которая не могла вместить всех желающих детей крестьян и получить грамоту. Поэтому в 1913 году приступили к строительству кирпичного двухэтажного здания, в котором с 1916 годы начались занятия в начальной школе. Занятия проходили в три смены.

Но наступило время Гражданской войны, в селе свирепствовали банды Антонова и Матюхина. Они скрывались в лесах Тамбовского и Рассказовского уездов. Отряды делали внезапные налеты на соседние деревни с целью добычи продовольствия. Частым набегам подвергались села Коптево, Кобылинка, Верхнеспасское, Хитрово. Для борьбы с атаманами был вызван комбриг Котовский. Ликвидация по разгрому банд прошла успешно.

После гражданской воины жизнь сельчан стала налаживаться. В 1920 году был образован Верхнеспасский сельский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

До 1929 года были единоличные хозяйства. Село делилось на три земельных района. Первый земельный район: Старая Голобовка, Новая Голобовка, Чекуновка, Аул, Глаиновка. Второй земельный район: Гронькина, Комаровка, Фаминовка, Лысеевка, Кучуровка, Сиднёвка, Школьная. Третий земельный район: Новая Моисеевка, Старая Моисеевка Самодуровка, Кошелевка, Балдон, Осиновка.

В 1928 году было организовано товарищество совместной обработки земли. Они имели трактор «Фордзон», первым трактористом был Иван Кочергин (проживающий в городе Котовске). В селе были Мельницы механические: первая на Старой Осиновке, у Тормышовых Василия Михаиловича и Ивана Петровича; вторая на Моисеевке у Тормышовых. Так же имелась и водяная мельница в конце Новой Осиновки.

В 1930 наше село стало на путь коллективного ведения хозяйства. Колхозы нашего села «Им. Ленина» и «Победа» стали с каждым годом пополняться отечественными земледельческими машинами. Колесными и гусеничными тракторами «ХТЗ», «ХТЗ-НАТИ», «К -700», «К701», комбайнами «Коммунар», «Нива». Техника сосредотачивалась в МТС.

В 1931 году была открыта семилетняя школа, затем – три начальных школы.

Мирный труд нашего народа был прерван вероломным нападением 22 июня 1941 года фашистской Германией. Как и вся страна, жители нашего села перестраиваются на военный лад. Село стало трудиться на оборону.

В первый же день войны лучшие сыны нашего села ушли на фронт. Женщины и подростки стали работать в колхозах села. Готовили теплые вещи фронтовикам. Отдавали свои сбережения на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник». Жители нашего села геройски сражались на фронтах Великой Отечественной войны, за что были многие удостоены правительственных наград.

После окончания войны неузнаваемо изменилось наше село.

На апрель месяц 1965 года в селе 1135 домов, 4180 человек населения. С 1958-1964 год построено 370 домов.

Село электрифицировано, радиофицировано с 1964 года. В каждом доме есть электрические утюги, электрические плитки.

Были открыты объекты соцкультбыта – библиотека с 12 тысячами книг, больница на 35 коек, амбулатория, аптека. В 1964 году построен клуб на 250 мест. При школе был открыт интернат, который давал возможность обучаться детям из соседних деревень (Коптево, Кобыленка, Хитрово, Алексеевка). Большое значение в развитии школы в это время имела пионерская организация. В 1998 году в село пришло голубое топливо.

В период перестройки тяжело было людям нашего села. Во всех сферах жизни общества был кризис, безработица, долги по зарплате. Но и тогда наши жители смогли выстоять и не пасть духом.

И как духовный символ строится Введенская церковь. Она ещё не достроена, но люди уже идут в храм в поисках душевного покоя и тепла.

Идея восстановления церкви возникла у местных жителей в 1990-х годах, но к реализации плана преступили гораздо позднее. Восстановительные работы ведутся на пожертвования местных жителей и средства уроженца села А. Попова.

На Верхнеспасской земле работали и работают люди, отличающиеся своим трудолюбием, хорошими производственными показателями. За долгий и плодотворный труд многие уроженцы села удостоены государственных наград.

Это Рыбина Нина Васильевна – заслуженный учитель РСФСР, кавалер знака «Отличник народного образования», Почетный гражданин района.

Болтнев Анатолий Михайлович – профессор, преподаватель университета им Державина.

Баранов Валентин Петрович – профессор, историк, писатель.

Кочергина Людмила Викторовна – заслуженный работник сельского хозяйства РФ.

Отрадно, что и сегодня, жители села добросовестно трудятся в сельском хозяйстве и в сферах образования, медицины культуры, делая все возможное для сохранения и развития экономического и социального потенциала как села, так района.


  1. Заключение.

Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.

Полученный мной материал я использовал в творческой работе районного конкурса «Моя земля, мои земляки…» и в создании исследовательской работы «История села как зеркало отражения истории России»
Литература:


  1. Баранов В.П. Люди и память / В.П. Баранов - Т. : Изд-во ТГУ им. Г.Р, Державин, 2001. 751 с.

  2. Степанов А.Н, Край мой Тамбовский/ А.Н. Степанов – Т.: - 2003. 156 с.

  3. Черников А.А. Город Рассказово и его окрестности/ Черников А. А. - М., 2004. - 176 c.

  4. Выписка из ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ДРЕВНИХ АКТОВ / м.: г -48 №665;

  5. Ресурсы интернета

Тезисы

к исследовательской работе по краеведению

«Моя земля, мои земляки…»

Номинация: «Летопись родного края»

«История села как зеркало отражения прошлого России»

^ Руководитель исследовательской работы: Платонова Н.В., учитель истории и обществознания МБОУ Верхнеспасской СОШ Рассказовского района
Одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение.

Краеведение- это, собственно, ведение, то есть изучение родного края. Сюда относится знакомство с историей, географическими особенностями, природой и хозяйственной деятельностью того места, где живёшь.

Невозможно осмыслить и понять процессы, происходящие в мире, не зная местных особенностей, ведь каждое маленькое село и есть мир в миниатюре.

Изучая свой родной край, начинаешь искренне любить его. Чувство привязвнности к малой родине перерастает в любовь ко всей Отчизне. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.

Ничто, как краеведение, не служит воспитанию чувства патриотизма. Патриотизм - одно из качеств, без которых непредставимо построение в России передового общества.

Край мой родной, край мой Рассказовский, село моё – Верхнеспасское... Край необозримых хлебных полей и лесных массивов, безграничных степных просторов, зеленых балок и речных долин с цепочками селений, прямых, как стрела, шоссейных магистралей, торопливо бегущих вдаль высоковольтных линий.

Село Верхнеспасское большое и многолюдное. Городские жители и представить себе не могут, до чего здесь, в селе, красива природа. Неяркие и неброские ландшафты края таят в себе скромную, неповторимую красоту и потому особенно любимы нами. Они вдохновляли поэтов и художников на создание замечательных произведений литературы и искусства, они остаются в созна­нии людей, родившихся и выросших здесь, как символы нашего прекрасного Отечества.

Многие поколения наших предков жили на этой земле, находились на ничем не обозначенной границе леса и степи. Долгие годы проживания в суровых, экстре­мальных условиях выработали у нашего народа, у моих земляков, особый характер. Добрые и отзывчивые к чужой беде и страданиям, суровые и непреклонные к врагам, долготерпеливые в испытаниях и бедствиях.

И вот здесь проходит мое счастливое детство, за которое я должен быть благодарен своим предкам.

А как жили они - люди прошлых веков? О чем они мечтали, на что надеялись? Эти вопросы интересуют меня и моих современников до сих пор.

Поэтому для исследовательской работы я выбрал тему :

«История села как зеркало отражения прошлого России», где основной целью считаю:

Изучение истории села Верхнеспасское с момента заселения местности до сегодняшних дней, его прошлого и настоящего.

Задачи исследовательской деятельности:

Изучить и проанализировать исторические документы;

Систематизировать материал в рамках краеведческой работы;

Изучить краеведческую литературу;

Осуществить беседу со старожилами села.

В процессе исследовательской деятельности я работал с документами центрального архива древних актов, архивными материалами школы беседовал со старожилами села.

В ходе осуществления поисковой работы мной были получены сведения по истории села, первых лет его развития, о жизни и деятельности первых поселенцев, развитии сельскохозяйственной деятельности села, трудовых и культурных традиций, истории своей школы, так как это является важнейшим средством в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.

Полученный мной материал я использовал в творческой работе районного конкурса «Моя земля, мои земляки…» и в создании исследовательской работы «История села как зеркало отражения истории России»

Отечество – 2016

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

«Отечество»

Номинация «Историческое краеведение»

Исследовательская краеведческая работа

«Мой хуторок – ты капелька России»

347332, Ростовская область, Волгодонской район,

хутор Морозов, улица Строительная, 18

Тел.: 8 928 608 49 79

Руководитель:

учитель биологии

Муниципальное бюджетное учреждение культуры:

Морозовская основная общеобразовательная школа

347332, Ростовская область, Волгодонской район,

хутор Морозов, улица Школьная, 24

347332, Ростовская область, Волгодонской район,

хутор Морозов, улица Школьная, 14

Тел.: 8 928 160 06 99

Ростов-на-Дону

Введение............................................................................................................... 3

1. Мой хуторок – ты капелька России............................................................... 5

1.1. Физико-географическое описание района исследования …………… 5

1.2. История образования района исследования …………………………. 5

· развивать инициативу и творчество ребят в процессе коллективных дел;

· быть полезными окружающим людям.

Высшим органом управления организацией является республиканский совет, в который входят: атаман , первые помощники атамана и учителя, курирующие республиканские отряды: Знание, Задор, Забота, Чемпион, Эколог, Патриот. Он наделен полномочиями избирать и утверждать общим голосованием помощников атамана и состав республиканских отрядов.

Атаман собирает раз в месяц на школьный казачий круг первых помощников атамана, которые возглавляют отряды, контролирует и координирует работу всех отрядов. Раз в три месяца собирается хуторской круг, на котором атаман детской организации Республика «Казачья» и первые помощники атамана отчитываются о проделанной работе атаману хутора.

Отряд Патриот

Направление деятельности: Культура, краеведение, милосердие

Проект: «Отечество»

Традиционные ежегодные мероприятия: смотр строя и песни; хоккейный турнир; военно-спортивная игра «Зарница; вахта памяти посвященная, Дню Победы, акции милосердия.

Выводы

На сегодняшний день социальная политика государства уделяет немалое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Правительством Ростовской области разработана и утверждена Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года, которая представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной молодежной политики по воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи. От того, что будет помнить и ценить подрастающее поколение, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего.

Таким образом, основным результатом исследовательской работы является достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа.

Заключение

Не стоит ругать молодое поколение за отсутствие патриотизма, черствость, равнодушие и безнравственность. Некоторые из них уже доказали, что мужество, героизм, бесстрашие не ушли в прошлое.

Время идет, неторопливо и размеренно, и, кажется, никакие потрясения не ускорят его размеренный и ритмичный ход. Не стоит на месте Тихий дон. Степенно и величаво несет он свои воды, также неторопливо, как и много веков назад. По-прежнему живописны и плодородны его берега, вольные, смелые и трудолюбивые потомки казаков живут здесь.

Жизнь не стоит на месте: XXI век не замедлил прийти на наши древние донские земли. Растет и развивается наш хуторок. Проведена телефонизация и газификация, налажено водоснабжение , строятся дороги, реконструирована школа. Те, у кого есть желание работать, добиваются значительных результатов.

Шагая в ногу со временем, не нужно забывать своей истории, традиций, а самое главное – людей, которые смогли создать, сохранить и преумножить все, чем мы богаты.

Не все страницы истории нашего края ещё изучены.

Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

Список использованных источников

1. , Шендерук район: история и современность, 2005

2. Астапенко, обычаи, обряды и праздники донских казаков, 1998

3. Гордеев казачества Ч. 1-4. М., 1995

4. Козлов казачества. Ростов-на-Дону, 1997

5. Казачий словарь-справочник. - Сан. Ансельмо, Калифорния, С. словаря, редактор 1966-1970

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

(Презентация расположена на сайте http://morozshool. ucoz. ru)

Исследовательский проект по краеведению на тему: "Улицы моего родного поселка" выполнен учащимися 4 класса. Ученики исследовали причины названия той или иной улицы, расположение улиц поселка, нашли информацию о людях, чьи имена носят улицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Топкинского муниципального района

Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся

«Первые шаги в науку»

Начальные классы – краеведение

УЛИЦЫ МОЕГО РОДНОГО ПОСЕЛКА

Мещук Маргарита Оганезовна,

Кукина Елизавета Дмитриевна

Класс: 4

ОУ: МБОУ «Шишинская средняя общеобразовательная школа»

Научный руководитель :

Самохина Оксана Александровна,

учитель начальных классов

ТОПКИ 2014

Введение_________________________________________________________3

Глава 1

Что означает слово «улица»? Зачем нужны названия улиц? ________4 - 5

Глава 2

2.1 Классификация улиц поселка Шишино___________________6 - 7

2.2 Почему именно так назвали улицы в Шишино?___________7 - 9

2.3 Интересные факты________________________________________9

Заключение_____________________________________________________10

Литература _____________________________________________________11

Приложение

  1. Анкета_____________________________________________________12

  2. Результаты анкетирования__________________________________13

  3. Распоряжение № 4__________________________________________14

  4. Диаграмма «Названия улиц»_________________________________15

  5. Решение № 104_____________________________________________16

  6. Выписка из распоряжения № 4_______________________________17

  7. Фотографии к презентации__________________________________18

Введение

Каждый из нас в понятие родины вкладывает разный смысл. Для одного это великая Россия, для другого - зовущая необъятными просторами Сибирь, но всем особенно дорого то место, где мы родились, и которое привыкли называть малой родиной. Для десятков тысяч наших земляков малая родина – это город Топки и Топкинский район. Находится он в самом сердце славного Кузбасса и успешно сочетает в себе уклад кипучей городской и размеренной сельской жизни. .

Все на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Страна, город, родное село, улица, на которой он живет. Нашим местом рождения является наше Шишино.

Объектом исследования мы выбрали улицы нашего поселка неслучайно. Сразу возникает вопрос, для чего же их изучать? Названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь является примером для нас. Название улицы - это памятник истории, дающий представление о прошлом, особенностях быта, отражение особенностей местности, где живут люди. Проведя анкетирование учащихся 3, 5, 7, классов (Приложение 1), мы увидели, что многие с трудом назвали несколько улиц, мало кто знает историю названия улиц, людей, в честь которых улицы были названы. А ведь без прошлого нет настоящего и будущего.

Считаем, что тема нашего исследования актуальна. В этом году ожидается грандиозное событие – 100 летний юбилей основания станции Шишино. В представленной работе мы постарались исследовать историю только нескольких улиц нашего поселка. Мы сочли нужным дать краткую биографию людей, именами которых, названы улицы п. Шишино. Это наш небольшой вклад в пополнение исторической копилки родного поселка.

Исходя из этого цель нашей работы состоит в знакомстве с историей родного поселка, возникновением его улиц, знакомство с предками.

К числу основных задач мы относим следующие:

Познакомится с историей возникновения поселка;

Изучение названия улиц и названия родного села;

Сбор сведений о биографиях знаменитых людей поселка Шишино;

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследовательской работы : изучение литературы, беседы и интервью с жителями села, работа с архивным фондом библиотеки, изучение материалов школьного музея, анкетирование.

Объектами нашего исследования стали улицы поселка Шишино.

Предметом исследования являются – названия улиц поселка.

Приступая к данной работе, мы выдвинули гипотезу, что названия улиц хранят историю поселка, имеют самостоятельную интересную историю.

Глава I

Самое крупное село Топкинского района – поселок Шишино

Еще до образования станции Шишино в 1796 год на реке Каменка была основана деревня Шишино. Есть версия, что первым поселенцем был крестьянин-переселенец Иван Шишкин, отсюда и пошло название – деревня Шишкина. Потом «к» из произношения выпало . В начале века во время массового переселения крестьян из европейской России часть из них обосновалась на левом берегу реки Каменка. И сторона эта получила название Российская. Деревня процветала, в ней действовала мельница. Каждое воскресенье проходил большой базар, на который жители окрестных сел привозили свои товары. [ 8]

В 1912 году началось строительство железной дороги Юрга - Кольчугино. Недалеко от железнодорожных путей появились несколько засыпных избушек, в которых обогревались строители, в том числе и чехи, до сих пор поляну возле железной дороги называют чешским кладбищем.

В 1914 году появился первый барак, в котором и поселились первые жители будущего поселка. И с этого периода началась массовое переселение жителей деревни Шишино на железнодорожную станцию. Она получила два названия: первое - Шишино как близлежащая деревня, второе- поселок Станционный. Многие шишинцы устроились на работу, на станцию. Рабочие станции имели возможность получить паспорт и иметь деньги, в то время как другие жители деревни этих «благ» не имели.

С каждым годом количество жителей деревни Шишино сокращалось. В 60-е годы малые деревни стали ликвидироваться как неперспективные. Жители деревни Шишино перебрались на станцию Шишино. В 1975 году деревня Шишино исключена из учетных данных в связи с разъездом жителей.

После исчезновения деревни Шишино станция неофициально именуется поселком Шишино. А в 1991 году поселку Станционный присваивается официальное название Шишино. В этом году станции Шишино исполнится ровно 100 лет со дня основания.

Жители поселка не забывают о деревне Шишино. 1 августа 2006 года на месте бывшей церкви стараниями священника церкви Серафима Соровского Никанора Меркулова поставлен поклонный крест. Каждый год 1 августа совершается крестный ход к поклонному кресту. В планах отца Никанора установка памятной плиты застреленным священнослужителям.

Река Каменка - одно из любимых мест шишинцев как зимой, так и летом. Это и рыбалка, и купание, и пассивный отдых на берегу, а зимой - катание с крутых горок на лыжах. Ежегодно в водах «Шишинки» совершается таинство погружения в воду на Крещение.

Глава II

Для чего нужны названия улиц?

Слово «улица» по мнению одних лингвистов произошло от понятий «лить» или «течь», а по версии других - речь изначально шла о фасадах, наши предки говорили: «Улица домов».

Мы просмотрели, как толкуется слово «улица» в разных словарях. Владимир Даль : «Улица - простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов» , С. И. Ожегов : «В населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство» . Д. Н. Ушаков - «Улица - пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода» . Викепедия дает следующее толкование: « Улица - элемент городской инфраструктуры . Обычно два ряда зданий и пространство между ними для передвижения».

Мы узнали, что существует несколько основных правил конструирования улиц, т.е. «пространств для прохода и проезда».

Во-первых, в каждом доме должно быть не больше одного выхода в сторону улицы.

Во-вторых, небольшая высота забора со стороны улицы выгодно подчеркивает достоинства строения.

В-третьих, необходимо строить широкие и просторные улицы, на которых без труда могут развернуться и разъехаться встречные автомобили.

В-четвертых, наличие улиц с индивидуальными названиями.

Названия улиц – это требование необходимости. Хотя бы для того, чтобы гостям, почтальонам, курьерам, да и самим жителям можно было быстро сориентироваться. При этом принято считать, что название должно быть благозвучным, удобным для произношения, кратким и легко запоминающимся. Следует помнить, что красивое запоминающееся название - одна из основных фишек населённого пункта.

Планирование количества улиц, переулков принимают органы местного самоуправления. Об этом мы узнали в администрации Шишинского сельского поселения. Мы рассмотрели карту Шишинского сельского поселения (Приложение 2). На ней можно увидеть разбивку поселка с помощью улиц, переулков, дана нумерация домов, видна ветка железной дороги, дороги, объекты соцкультбыта, выделяются на карте водоёмы, расположенные в границах посёлка.

Классификация улиц поселка Шишино

Современный поселок Шишино согласно распоряжению администрации сельского поселения и имеет 16 улиц и три переулка. (Приложение 3). Все улицы мы условно разделили согласно названиям. По итогам составили следующую таблицу:

  1. Названия, связанные с расположением улицы

Северная

Восточная

Заречная

Луговая

Болотный пер.

Угловой пер.

  1. Названия, связанные с находящимися на улице объектами

Вокзальная

Заводская

Совхозная

Школьная

Элеваторная

  1. Названия, связанные с именами известных личностей

Архипова

М. Горького (Я. В. Павловца)

Перевалова

Пушкина

Чапаева

Октябрьская

40 лет Победы

Советская

Пионерский пер.

  1. Общие названия

Новая

Сельский пер.

На основе данной таблицы мы составили диаграмму и увидели, что чаще всего улицам дают названия по их местоположению и в честь известных прославленных людей (Приложение 4). Проводя анкетирование наше предположение, также подтвердилось: большинство участников опроса вспомнили и объяснили названия именно таких улиц (Приложение 5).

Как рождаются улиц имена

Исследуя результаты анкетирования, пользуясь материалами школьного музея, а также работая с картой поселка мы установили, что имена улицы в нашем поселке имеют свою историю.

Названия, связанные с расположением

  1. Северная – находится на северо-западе от центра поселка.
  2. Восточная – на востоке от центра поселка.

его на две части, сначала на той стороне была только одна длинная односторонняя улица.

домашний скот.

месте.

  1. Угловой пер. – образует угол, соединяясь с Заводской улицей.

Названия, связанные с построенными объектами

  1. Вокзальная – улица, проходящая вдоль железной дороги.
  2. Заводская улица находится рядом с бывшим молочным заводом (в

настоящее время разрушен).

  1. Школьная - на ее территории находилась старая деревянная школа,

построенная в 1929 году.

  1. Совхозная – вторая по протяженности улица поселка, на которой

находились все важные объекты совхоза «Шишинский»: контора, столовая, двухэтажные дома, построенные на средства совхоза в 1964 году, на окраине заканчивается конюшней, молочными фермами.

  1. Элеваторная – на ней находится Шишинское хлебоприемное

предприятие (Элеватор).

Названия, связанные с известными личностями

  1. Архипова – названа в честь ученика школы Ивана Павловича

Архипова, героя великой отечественной войны. Работая с материалами школьного музея мы подготовили несколько страниц из биографии И. П. Архипова (Приложение 6-9).

  1. М. Горького (Я. В. Павловца) – до 2012 года носила имя великого

писателя. В 2012 году по инициативе жителей переименована в честь Якова Васильевича Павловца – знаменитого директора Шишинского совхоза.

Он родился в 1918 году, когда в революционном Петрограде шли бои за власть Советов. Он прошел с боями всю войну. Принимал участие в освобождении Ленинграда, воевал в Прибалтике. Победу праздновал на Одере. За смелость и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, был награжден многими боевыми наградами. С 1966 года директор совхоза «Шишинский». За время работы Якова Васильевича в селе строятся такие предприятия, как пекарня, маслозавод, отделение связи, сельэнерго, ДРСУ, сельхозхимия, сберкасса новая школа.

Побывав в Администрации сельского поселения нам удалось выяснить, что решение о переименовании улицы было принято Шишинским сельским Советом народных депутатов от 15 октября 2009 года.

Рассмотрев предложение главы администрации Шишинской сельской территории депутаты решили: за достойный вклад в развитие сельского хозяйства переименовать улицу М. Горького п. Шишино на улицу Якова Васильевича Павловца (Приложение 10).

  1. Перевалова – улица носит имя директора МТС Василия Емельяновича

Перевалова, первого директора Шишинской МТС. Родился Василий Емельянович Перевалов в 1899 году. С ранних лет испытал нужду. В гражданскую войну ушел в партизаны, был лихим всадником. Был комиссаром партизанского отряда. В боях был ранен, прихрамывал. В жизни был очень спокойным человеком, но в работе горяч.

Зимой 1933 года, во время пожара, спасая технику, сильно обгорел и простыл, лежал в больнице в Томске, но врачам спасти его не удалось. 20 ноября 1933 года Перевалова В. Е. не стало. Перед смертью Перевалов просил похоронить его на территории МТС - так она ему была дорога. Жена и дочь посадили возле могилы тополь (Приложение 11).

В наше время, на территории бывшей МТС находится КДЦ нашего поселка. Переименование улицы состоялось на основании распоряжения администрации Шишинского сельского совета № 4 от 1 января 2000 года (Приложение 12).

  1. Пушкина - имени великого русского поэта А. С. Пушкина.
  2. Чапаева – носит имя известного полководца гражданской войны

Василия Ивановича Чапаева.

Названия, связанные с историей страны

  1. Октябрьская – названа в честь Великой октябрьской революции 1917

года.

  1. 40 лет Победы – названа в честь 40 летнего юбилея победы советского

народа в Великой отечественной войне.

  1. Советская - названа в честь установления советской власти в России.
  2. Пионерский пер. – носит название в честь пионеров-героев.

Названия, связанные с местоположением

  1. Заречная – через поселок протекает небольшой ручей, который делит

его на две части, улица находится на другом берегу.

  1. Луговая – находится на окраине, окружена лугами, на которых пасется

домашний скот.

  1. Болотный пер. – находится в «залинейной» части поселка, болотистом

месте.

  1. Угловой пер. –образует угол, соединяясь с Заводской улицей.

Общие названия

  1. Новая – начало строительства в 1995 году. Первые дома в поселке,

имеющие все удобства в доме.

  1. Сельский пер. – точное происхождение неизвестно, скорее всего,

происходит от состояния – это извилистый переулок, не имеющий насыпной дороги, зимой есть только тропинка.

Интересные факты

1. Самая протяженная улица – центральная улица нашего поселка, протяженность 3км 20 м.

4. Самый старый житель поселка – Матюхина Евгения Ниловна, рожденная 23 декабря 1915 года, которая скоро отметит 100-летний юбилей. Хочется искренне пожелать бабе Жене крепкого здоровья.

5. Самый молодой житель нашего поселка Сноп Диана Сергеевна, 25 января 2014 года рождения, которой исполнилось только 2 месяца.

Заключение

Улица за улицей обошли мы наш родной поселок. Год за годом прошелестели страницы его истории. Подвиги людей, коренные повороты в истории всей страны нашли своё отражение в названиях улиц. Ежедневный труд многих людей, их любовь к родному краю сотворили эти улицы.

Подводя итоги своей работы, мы можем сказать, что цель нашего проекта достигнута. Мы проследили, что возникновение улиц, присвоение им названий и их переименования не случайны, а зависят от различных исторических событий. Ребята, отвечающие на наш вопрос о переименовании улиц, подтверждают, что этого делать не стоит, либо только в особенных случаях, потому что по названиям улиц можно изучать историю соей родины. Это еще раз доказывает состоятельность нашей гипотезы.

Надеемся, что материалы нашего исследования будут полезны в работе школьного краеведческого музея. Хотелось бы верить, что эта работа будет необходима всем интересующимся историей поселка Шишино.

В ходе выполнения проекта мы с огромным интересом погрузились в историю, но вопросов возникло еще больше. Мы обдумываем темы для дальнейших исследований: «Улица горда своими людьми», «Старожилы нашего поселка», «Достопримечательности Шишино».

Наша современница, выпускница Шишинской школы 2012 года, администратор сайта «Родной поселок Шишино» Олещенко Надежда посвятила такие строки своей малой родине:

В любое время года, в посёлке хорошо.

Здесь свежий, чистый воздух и красоты полно.

Туда взгляну, там речка, а там прекрасный лес.

Тут всё так интересно, всего не перечесть.

И ты должен гордиться, что в Шишино живёшь,

Ведь лучше и роднее, ты места не найдёшь.

Изучайте историю посёлка вместе с историей улиц – работы непочатый край!

Список использованных источников и литературы

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. т. 4. – М.: Рус.яз.,1991. – 683с.
  2. Ильичев, А.И. , Соловьев, Л.И. География Кузбасса. Природные условия и ресурсы Кемеровской области: пособие для средней школы. / А.И. Ильичев, Л.И. Соловьев,– Кемерово.: Кемеровское книжное издательство, 1988.- 143
  3. Ожегов С.И. и Шведова н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 846с.
  4. Пермина М. А. Ономастика Топкинского района XVII – начала XXI вв. – Кемерово, 2003.
  5. Универсальный словарь по русскому языку.- СПб.:ИГ «Весь», 2009.- 961 с.
  6. Топки и Топкинский район [Фотоальбом] .- Кемерово: типография «ИТН», 2007.- 110 с.
  7. Филиппова, Л.. Железнодорожная станция получила два названия/ Л Филиппова,- Топки.: Газета «Провинция» от 21 ноября 2009 г.
  8. Документы и распоряжения Администрации Шишинского сельского поселения.
  9. Материалы школьного музея Шишинской школы.

Приложение 1

Анкета

  1. Названия каких улиц нашего поселка вы знаете?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему улицы названы такими именами?
  1. Какие из названий улиц нашего поселка наиболее интересны?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нужно ли переименовывать улицы?

____________________________________________________________

  1. Как бы ты назвал новые улицы нашего поселка?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Карта территории Шишинского поселения

Приложение 3

Распоряжение № 4 «О присвоении названий улиц и номеров домов

в населенных пунктах Шишинского сельского совета»

Приложение 4

Диаграмма «Названия улиц»

Приложение 5

Приложение 6

И. П. Архипов

Приложение 7

Краткая биография Архипова Ивана Павловича

Приложение 8

Извещение о награждении

Приложение 9

Решение исполнительного комитета депутатов трудящихся

Топкинского района

№ 320 «О присвоении Шишинской школе

имени Архипова Ивана Павловича» от 19.10.1961 г.

Приложение 10

Решение № 104 «О переименовании

улицы М. Горького на улицу имени Я. В. Павловца» от 15.10.2009

Приложение 11

Выписка из распоряжения № 4

«О переименовании улиц и уточнении номерных знаков»


ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. При реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.


История и экономика поселка. Работа по этому направлению состоит в изучении истории конкретного поселка, его домов, семей, демографической ситуации в целом, современного экономического состояния и сравнении с архивными данными о прошлом этого селения. Для этого изучаются архивные данные, записываются устные рассказы старожилов. -Фольклор и этнография. Ребята по этой специализации, работая с жителями деревни, записывают фольклорные тексты, предания, выявляют существующие фольклорные жанры, изучают особенности бытования на современном этапе семейной и календарной обрядности, составляют план поселка, на который наносятся местные топонимы. «История семей и домов поселка Шхафит», «Семья в традиционной культуре как фактор социализации», «Современное состояние семейной обрядности в адыгейской диаспоре Сочи» и т.п.


Определение методов исследования Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. Подумать самостоятельно; Посмотреть книги о том, что исследуешь; Спросить у других людей; Познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования; Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет; Понаблюдать; Провести эксперимент.


Библиографический поиск литературы по теме. Предлагается учащимся начать поиск литературы с домашней библиотеки, постепенно расширяя его. За помощью о необходимой литературе можно обратиться к друзьям, знакомым, родственникам, посетить школьную, городскую библиотеку, библиотеку ЦДЮТЭ. В библиотеках проводится работа с картотекой или каталогами статей с целью выявления литературы по данной теме, просматриваются сборники, справочные издания, альманахи, журналы и газеты.


Посоветуйте детям делать карточки для каждой обнаруженной ими ссылки. На карточке записывается вся информация, которая потребуется для создания списка библиографии в исследовательской работе. Пример: Комаров А., Максимов И. Сочи и сочинцы. Краснодарское книжное издательство, стр.


В исследовательской работе широко применяются различные письменные источники: дневники, воспоминания и т.п. Может оказаться весьма интересной и найденная в семейном архиве переписка. Важный источник – разного рода личные документы, хранящиеся в семейных архивах: удостоверения личности, трудовые книжки, справки и т.п. Чрезвычайно важным источником могут оказаться разного рода фотодокументы. Важной отправной точкой могут стать старые предметы и вещи, так как они отражают личность и образ жизни их владельца.


Архивный поиск. Данная работа проводится индивидуально и только с теми учениками, которые ответственно, добросовестно собирали материал, имеют желание изучить тему намного глубже. Сочинский архив – Ирина Николаевна. Улица Юных Ленинцев. Режим работы читального зала: , – Иметь письмо ОУ, заверенное подписью директора и печатью. В письме указать Ф.И.О. учащегося или педагога, тему работы. С собой иметь паспорт.




Структура работы Любая научно- исследовательская работа делится на три части: введение, основная часть и заключение. Список литературы. Некоторые исследователи не считают введение серьезной частью работы, помещают туда лишь несколько общих фраз и очень краткую аннотацию. Однако, именно здесь содержится как бы история создания работы от выявления проблемы до условий реализации вашего проекта.


Введение Цель, задачи Четкая формулировка проблемы (не «о чем моя работа», а «цель данной работы – изучить/проанализировать/ сопоставить/дать рекомендации). Пример из работы «Битва за Кавказ»: «ЦЕЛЬ РАБОТЫ Перед собой я поставила цель: определить историческое значение и роль битвы за Кавказ в общей системе борьбы против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. ЗАДАЧИ - Выяснить причины неудач советских войск на Кавказе в период оборонительных боев в 1942 г; Назвать размеры наших потерь; Высказать мнение об уровне боевой подготовки немецких войск и их стратегических промахах; показать недостаточную оснащенность советских частей и соединений оружием и военной техникой.»


Введение Актуальность Введение должно доказывать актуальность вашей работы. Поэтому для написания введения дайте юному исследователю примерные вопросы, доказывающие актуальность его исследования: Какая идея положена в основу твоего исследования? Как по-новому будет осуществляться твоя деятельность? За счет чего? Какие традиционные и нетрадиционные методы исследования помогут достичь поставленной цели? Какого результата ты ждешь?


Введение Оригинальность и особенности исследования Следующую группу составляют вопросы, цель которых выявить новизну авторской позиции. Главный из них: " В чем конкретно состоит оригинальность (или особенность) вашей разработки?" Желательно, чтобы вы сравнили ваш подход с существующими, традиционными и другими работами схожей проблематики, выделили, что нового вносите вы, что отличает ваш труд от других.


Введение Границы применения или условия реализации После того, как раскрыта новизна авторской позиции, можно переходить к заключительному этапу - ответам на последнюю группу вопросов, ориентированных на выделение того, что нужно для реализации замысла. Автор должен ответить на главный вопрос: "Какие условия необходимы для воплощения замысла и достижение прогнозируемого результата?" Для ученических работ можно выделить частные вопросы, сопутствующие основному: На кого рассчитано ваше исследование? Сочетается ли оно со школьной программой? Какие требуются дополнительные условия для реализации вашего проекта или исследования?


Основная часть Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнения известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.




Список литературы В список литературы вносятся публикации, издания, сайты, другие источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, названия издания, выходные данные издательства, год издания, номер выпуска, количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.


Приложения Любую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Это могут быть ксерокопии чертежей, документов и писем, фотографии, копии открыток, составленный предметно- топографический указатель, таблицы, диаграммы, графики. Все это рекомендуется собирать, изготовлять учащимся в ходе написания работы. На все приложения должны быть ссылки в докладе.


Презентация работы Заранее узнайте, сколько времени отводится на презентацию работы и составляйте текст выступления с учетом этого. Если времени совсем мало, структура выступления должна быть следующей: Тема и конкретные проблемы исследования – На основании каких материалов проводилось исследование – Какие вопросы были изучены – Основные выводы.


Выступление Само выступление необходимо отрабатывать не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения языка и приемов ораторского искусства. Отследите темп, в котором произносится текст – он не должен быть слишком быстрым, чтобы все слушающие сумели понять суть. Красивым завершением выступления может быть фраза «Я готов ответить на вопросы жюри», но при этом подумайте, какие вопросы могут быть заданы, и как на них лучше ответить.


Наглядное оформление выступления Сегодня под этим понимается почти исключительно компьютерная презентация. Она может стать хорошим помощником – но может и бесповоротно ухудшить впечатление от вашего выступления. Мультимедийный проектор полезен в двух случаях: Когда надо обратить внимание аудитории на некоторые ключевые положения выступления Когда необходимо представить те материалы, которые невозможно представить в устной речи. Соответственно, на слайдах могут даваться иллюстрации, фотографии, диаграммы, таблицы. Очень выигрышно, если выступающий постоянно обращается к этим материалам, работая с указкой. Выступление произведет большее впечатление, если останется впечатление, что сказано лишь главное – и что эти главные выводы сделаны по результатам серьезной работы.

Уровни краеведческой работы в ОУ

    Первый уровень - получение учащимися «готовых» знаний о крае.

    Второй уровень - самостоятельное приобретение знаний. Источниками могут быть научная литература, публикации в периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

    Третий уровень - изучение истории родного края в ходе исследовательского поиска. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.

Цели занятий исследовательской работой

  • Выявление учащихся, способных к исследовательской работе.

    Развитие творческих способностей учащихся.

    Формирование аналитического и критического мышления.

    Содействие в профессиональной ориентации.

    Воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности.

    Самоутверждение учащихся.

Алгоритм подготовки исследовательской краеведческой работы на конкурс

    Ознакомить учащихся с требованиями Положения о конкурсе.

    Объяснить отличие исследовательской работы от реферативной.

    Оказать помощь в выборе темы. Определить проблему.

    Определить актуальность, практическую значимость исследования.

    Сформулировать цель, определить задачи, методы исследования.

    Составить рабочую программу подготовки исследовательской работы.

    Ознакомиться с литературой, расспросить людей, имеющих отношение к Вашей теме. Опросить старожилов.

    Организовать работу в архивах, музеях. С периодическими изданиями.

    Описать процесс исследования.

    Обсудить результаты исследования.

    Сформулировать выводы.

    Оформить работу и отправить ее на конкурс.

    Подготовить текст выступления и наглядность к защите.

    Подготовить ответы на вопросы.

Правила выбора темы

    Правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.

    При выборе темы следует учитывать:

    Актуальность.

    Новизну.

    Практическую значимость.

    Степень изученности.

    Возможность найти необходимые источники.

    Такие темы, как история села, школы, храма являются широкими, обзорными. Для полного обзора бывает недостаточно материала.

    Узкие темы дают большую возможность глубокой и детальной проработки.

    Тема должна звучать четко и ясно. Количество слов в названии – от 8 до 16, включая предлоги, союзы и то, что указывается в скобках.

    Чем меньше слов в названии темы – тем большую область исследования она охватывает.

Название работы

Объект и предмет исследования

    Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

  • Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Изучая предмет, мы познаем объект. Один и тот же объект м.б. предметом изучения разных исследований. Например: объект «учебный процесс» может изучаться методистами, психологами, физиологами и т.д.

    Предмет исследования чаще всего совпадает с определением темы или очень близок к нему.

    В исследовании должно быть сказано о предмете что-либо, чего еще не говорилось, или должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-либо высказывавшиеся.

Формулировка цели

    Сравнить…

    Определить…

    Классифицировать…

    Проанализировать…

    Оценить…

    Описать…

    Обобщить…

    Опознать…

    Восстановить…

    Составить список и т.д.

Формулировка задач

  • После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

    Общая цель, в свою очередь, распадается на выполнение ряда исследовательских задач.

    Неправильно выдавать этапы исследования за задачи.

    Задачи вычленяются не по хронологическому принципу, а по структурному, как компоненты общей проблемы.

Введение

    Чему посвящена исследовательская работа?

    В чем состоит актуальность работы?

    Какие работы посвящены исследованию данной проблемы.

    Краткий обзор – аннотация в хронологической последовательности.

    Хронологические рамки исследования.

    Что является объектом исследования?

    Что является предметом исследования?

    Цель работы.

    Задачи (3-4).

    В чем состоит практическая значимость работы?

    Какие методы исследования использовались в работе?

    Какова структура работы?

    Сколько наименований включает в себя библиография?

Виды источников

    Письменные: печатные и рукописные книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные.

  • Изобразительные: фотографии (кто или что изображено на снимке, выяснить ФИО), рисунки, плакаты, географические карты и др.

    Вещественные: предметы быта, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др.

    Устные: беседы, интервью и т.д.

    Технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные);

    Комплексные: предметы, содержащие элементы источников разных видов (некрополь, жилище, семейный альбом, коллекции, собираемые отдельными членами семьи).

Работа с литературой

    Библиографию составляют в школьной, городской, районной и областной научной библиотеке.

    На каждое издание заполняют библиографическую карточку, используя Правила библиографического описания.

    В верхнем левом углу карточки отмечают название библиотеки и шифр.

    На оборотной стороне карточки кратко фиксируют факты, которые представляют интерес. Если не хватает места – делают ссылки к тетради №, стр. №.

    Цитаты заключаются в кавычки, чтобы потом не спутать с конспективной записью.

Требования к записи воспоминаний и рассказов

    Карточка респондента:

    ФИО респондента.

    Год рождения, дата.

    Место рождения.

    Национальность.

    Образование.

    Профессия (род занятий).

    Социальное положение.

    Адрес.

    Дата записи.

    Данные о составителе карточки.

Этапы написания исследовательской работы по родословию

    Получение информации от родственников через беседы, интервью, переписку.

    Составление генеалогических карточек на каждого родственника.

    Составление родословной схемы.

    Изучение документов семейного архива.

    Поиск материалов в Интернете и их изучение.

    Поиск и изучение документов в государственных музеях, архивах, библиотеках.

Генеалогическая карточка

    Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

    Имя, отчество (если изменялись, указать какие были раньше).

    Дата и место рождения.

    Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).

    Национальность.

    Фамилия, имя, отчество отца.

    Фамилия, имя, отчество матери.

    Место или места жительства, с указанием дат.

    Имена и даты рождения братьев и сестёр.

    Образование, что окончил.

    Место (места) работы или службы, должности.

    Участие в войнах, каких, где.

    Награды, звания.

    ФИО жены (мужа).

    ФИО детей, их даты рождения.

    Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 г.).

    Хобби (увлечение).

    Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью и прочее с указанием дат.

    Дата заполнения.

Изучение персоналий

    Составление хронологии жизни изучаемого персонажа. Причем к каждой дате, событию желательно указывать имеющиеся источники.

    Вычленение этапов в жизни и деятельности героя исследования.

    Анализ профессиональной, общественной и творческой деятельности.

    Связь изучаемого с регионом.

    Описание (каталогизация) творческого наследия. Это действие может стать исследовательской задачей. Заслуга юного краеведа может заключаться в поиске и выявлении этих публикаций и обобщении их.

Требования к оформлению приложений

      Нумерация страниц – сквозная, включая Приложения.

      В работе должен быть Список приложений.

      В Приложениях помещают только те материалы, которые имеют отношение к работе.

      Приложения, также как и текст работы, располагаются в хронологическом порядке.

      Запрещается в качестве приложений использовать подлинники.

      Обязательно Приложения должны быть прокомментированы, подвергнуты критическому анализу.

      Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом см. (см. приложение 1).

      Приложения к работе необходимо аннотировать (подписи под фото, схемами, картами, воспоминаниями, иллюстрациями и т.д. делать с учетом принятых в исторической науке правил описания всех типов источников: письменных, вещественных, изобразительных, устных и т.д.)

Советы докладчику

    Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть "привязанным" к тексту.

    Необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: "Цель работы заключается в том, что (чтобы)…", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …" и т.п.

    Следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе.

    Закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание";

    Задача презентации: показать результаты исследовательской работы максимально выгодно и обоснованно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами.

Критерии оценки исследовательской работы

    Актуальность и новизна исследования

    Четкость постановки целей и задач

    Соответствие достигнутого результата поставленным целям.

    Логичность выступления.

    Компетентность докладчика (в т.ч. умение отвечать на вопросы).

    Культура устного выступления.

    Глубина исследования

    Библиография (корректность в использовании литературных источников, количество источников)

    Целесообразность использования наглядного материала (иллюстративный материал, диаграммы, другие виды наглядности)

    Оформление.

Факторы успешности исследовательской работы

    Соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской работой.

    Добровольность выбора темы учащимся.

    Максимальная самостоятельность учащихся в процессе проведения исследования.

    Компетентное руководство преподавателя ученической исследовательской работой.

    Учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся при выборе темы исследования.

    Уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов школы.

    Системы мотивации и поощрения за исследовательскую работу.

    Увлечь учащихся историей родного края (этому способствуют экскурсии, встречи с интересными людьми, «общение» с предметами музейного значения, сбор тематического материала в СМИ, работа в школьном музее и т.д.).

    Дать учащимся «базовые» краеведческие знания.

    Дать представление об источниках, их видах.

    Научить описанию музейных предметов.

    Побывать с ними в библиотеке, архиве, музее.

    Провести занятия по методике сбора устных источников.

    Предложить на выбор темы для исследования.

    Предусмотреть в учебном плане индивидуальные занятия с учащимися по осуществлению научного руководства иссл. работой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!