Программа составление расписания учебных занятий. Составление расписания уроков при переходе на новые требования санпин. Ранжирование учебных часов в течение недели в зависимости от уровня работоспособности учащихся разных классов

Программа «1С:Автоматизированное составление расписания. Школа» предназначена для составления расписания, индивидуальных траекторий и дополнительной занятости учащихся с учетом основного расписания и аудиторного фонда в школах. Гибкие настройки программы позволяют успешно использовать ее в учреждениях со сложной структурой: образовательные комплексы, объединяющие детские сады, школы; центры творчества и дополнительного образования детей; частные школы или центры развития с индивидуальным графиком для каждого ребенка.

Составление расписания – сложный и трудоемкий процесс, при котором необходимо учесть множество условий, не допустив при этом коллизий. Данная программа упрощает составление расписания. С ее помощью составлять расписание можно в автоматическом, ручном и смешанном режимах с учетом многих ограничений и условий.

Реализованный в программе алгоритм автоматического расчета расписания представлен сотрудниками лаборатории №68 «Теории расписаний и дискретной оптимизации» Института Проблем Управления Российской академии наук (ИПУ РАН). Фактически это алгоритм решения популярной NP-трудной задачи комбинаторной оптимизации School timetabling.

Пользователями решения "1С:Автоматизированное составление расписания. Школа" являются завучи общеобразовательных организаций и ответственные за составление расписаний в учреждениях дополнительного образования детей.

Основные решаемые задачи

В системе "1С:Автоматизированное составление расписания. Школа" решается важная задача составления учебного расписания с учетом требований, предъявляемыми:

  • 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
  • Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего и дополнительного образования;
  • Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования нового поколения, включающими:
    • построение индивидуальных траекторий обучения, дополнительная занятость ребенка (развитие индивидуальных творческих способностей),
    • создание информационно-образовательной среды образовательной организации;
  • Действующими СанПиН "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", в частности, ограничениями на:
    • нагрузку по предметам на год, неделю,
    • максимальная нагрузка и трудность предметов в баллах.

Ключевые задачи:

  • составление расписания занятий в автоматическом, ручном и смешанном режимах с учетом всех требований,
  • оперативная корректировка расписаний,
  • построение отчетов о проведенных занятиях и эффективности использования помещений.

Функциональные возможности

В программе:

  • учтены требования СанПиН, ФГОС к составляемым расписаниям (состав, порядок следования уроков, оптимальная нагрузка в течение дня, максимальная нагрузка и т.д.);
  • встроены механизмы, позволяющие использовать "рекомендуемые" типовые расписания, копировать расписания прошлых периодов;

Программа позволяет:

  • составлять расписание различной сложности в автоматическом, ручном и смешанном режимах;
  • вести несколько сеток звонков;
  • составлять расписание без привязки к сетке звонков, назначая для каждого занятия продолжительность и определяя произвольное время начала;
  • выводить расписание на печать, по классам, преподавателям и помещениям, с возможностью быстрых настроек выводимой информации.
  • копировать расписание прошлых периодов и корректировать его;
  • учитывать требования СанПиН и ФГОС по последовательности проведения занятий, максимальной дневной нагрузке с учетом сложности занятий;
  • вводить и учитывать сложность предметов/занятий/дисциплин в баллах;
  • учитывать пожелания и возможностей учителей, классов учащихся, помещений;
  • учитывать разбиение на подгруппы;
  • составлять индивидуальные траектории для групп и отдельных учащихся;
  • строить расписание для 1, 2-х и более смен;
  • автоматически проверять расписание на ошибки, удобно их устранять;
  • корректировать расписание с нужной периодичностью, сравнивать расписания;
  • импортировать и экспортировать данные из ;
  • формировать учебный план на основе готового шаблона базисного учебного плана, рекомендованного Министерством образования и науки РФ;
  • составлять несколько расписаний и выбирать лучшее;
  • подбирать и вести замены;
  • вести учет аудиторного фонда образовательной организации;
  • формировать отчеты об использовании помещений и проведенных занятиях.

Компьютерная программа "Экспресс-расписание Школа" предназначена для автоматизации составления расписания учебных занятий в школах, гимназиях и лицеях.

Программа автоматически составляет основное расписание , проводит анализ трудности в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. Постановления от 22.05.2019 № 8), позволяет вести ежедневные изменения расписания , учет выполненных часов, формирует отчеты.

Полная версия программы "Экспресс-расписание Школа"


Описание:

Идея программы "Экспресс-расписание Школа" в ее названии – это быстрое расписание. За считанные минуты программа позволяет автоматически составить основное расписание с помощью УНИКАЛЬНОГО алгоритма с последующей удобной ручной корректировкой. Во многих программах на этом работа с расписанием заканчивается, но в программе "Экспресс-расписание Школа" наиболее сильной стороной является ведение ежедневных изменений расписания и учет фактически выполненных часов .

В процессе работы программа полностью информирует диспетчера об имеющихся нагрузках, занятости выбранного учителя, класса, аудитории. Вводя причины отсутствия учителей, можно получать табель учета рабочего времени с указанием выполненного количества часов за каждый день. Различные отчеты по выполнению часов в разрезе классов, учителей за любой период в целом и по дням периода делают программу "Экспресс-расписание Школа" незаменимым инструментом получения отчетности для завуча и директора школы. Есть возможность распечатки документов в MS Excel и публикации веб-страниц в Интернет.

Программа постоянно совершенствуется. В последних версиях она стала вбирать в себя уже не только расписание, но и сведения об учащихся, формирование индивидуальных расписаний, усовершенствованы многие режимы и возможности. Программа "Экспресс-расписание Школа" – средство оперативного управления образовательной организацией.

Лицензионная версия программы "Экспресс-расписание Школа" позволит Вам составить школьное расписание просто и удобно, без лишних затрат времени!


Возможности:

    Автоматическое составление (досоставление) основного расписания на 1 (2, 3 или 4) недели (при 5 или 6 дневной неделе), до 20 уроков в день.

    Ведение текущего расписания и возможность ежедневной замены уроков, учителей, аудиторий.

    Составление расписания для нескольких смен , а также потоков с разными сроками начала и окончания обучения.

    Работа с подгруппами (деление до 10 подгрупп);

    Возможность объединения классов в поток .

    Возможность установки нулевых уроков .

    Полный учет выполнения нагрузки за неделю и за год.

    Планирование отсутствия и занятости учителей, классов, аудиторий.

    Печать основного и текущего расписания, листа замены.

  • Публикация основного и текущего расписания на сайте образовательной организации ().
  • Возможность распечатки табеля и других отчетов (передаются в MS Excel), корректировка шаблонов отчетов.

    Полная информированность диспетчера в процессе составления расписания (выделение цветом, подсказки).

    Выборка уроков для ведения журнала.

    Ведение журнала замен для формирования справки на дополнительную оплату.

    Учет норм СанПиН.

    Функция очистки базы данных для перехода на новый учебный год.

    Функции архивирования и сжатия базы данных.

    Установка пароля на вход в программу.

    Функции автоматической регистрации и автоматического обновления программы.


Версия "Полная" программы "Экспресс-расписание Школа" не имеет ограничений по числу классов, предметов, аудиторий и др.

Новое в версии:

Версия 6.8.3 от 26.08.2019

Новое

  • Модифицирована функция «Очистить базу данных».
  • Добавлена возможность печати табеля учета рабочего времени по форме ОКУД 0504421.

Улучшения

  • При печати расписания занятий для учителя добавлена информация о подгруппе.
  • В функции публикации веб-страниц добавлен столбец «Тип занятий» на вкладке «Итоги».

Исправления

  • Исправлена функция прикладывания архива с базой данных для отправки письма в техническую поддержку.
  • Исправлены ошибки при формировании журнала замен занятий.
  • В помощнике программы исправлено открытие ссылок.
  • В программу добавлена информация о базе данных, с которой работает программа.

Версия 6.8.1 от 10.09.2018

Внимание! Для работы автообновления требуется соединение с сетью Интернет и необходимо скачать и установить программу Microsoft .NET Framework версии 3.5 или выше.

    Исправлен отчет анализа нагрузки классов.

    Добавлена возможность получения информации об обновлениях (новое в версии)при выходе новой версии программы.

    Добавлена возможность отправки письма в техническую поддержку сразу из программы.

    Добавлена возможность запуска программы для удаленного доступа TeamViewer сразу из программы.

    Обновлена краткая инструкция – «Ваш помощник».

    Внесены небольшие доработки по замечаниям пользователей.

Версия 6.7.7 от 24.11.2017

    Исправлена ошибка в создании отчета "Выполнение нагрузки" (по классам, по учителям).

    Внесены небольшие корректировки по замечаниям и предложениям пользователей.

Соответствие стандарту:


Программа полностью соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам:

    Программа требует наличия на компьютере мыши. Работа без мыши невозможна.

Инструкция

С конца 70-х гг ХХ века для равномерного распределения нагрузки в течение недели используется система ранговых оценок, разработанная ученым И.Г. Сивко. Смысл системы в том, что каждому из учебных предметов присвоено определенное количество баллов (ранг). Чем предмет сложнее, чем больше напряжения внимания, памяти он требует – тем выше ранг. Согласно этой системе, самый высокий ранг сложности имеют (алгебра, ) и язык – этим предметам присвоено по 11 баллов. Второй по сложности – иностранный язык, 10 баллов. Чуть легче – и химия, каждый предмет при ранжировании получает по 9 баллов. 8 баллов у истории, 7 – у литературы, 6 – у географии и естествознания, всего 5 баллов у физкультуры, 4 – у уроков труда, 3 – у черчения. Минимальная нагрузка по этой системе у уроков изобразительного искусства (2 балла) и музыки (1 балл). Кроме уровня сложности учитывается и динамика утомляемости на протяжении недели. По мнению ученых, пик работоспособности приходится на среду и четверг. Распределяя уроки по дням недели, вычисляют общую сумму баллов по каждому дню. Суммарный уровень нагрузки распределяют таким образом, чтобы максимальная нагрузка приходилась на среду, а в понедельник и пятницу она была минимальной.

Кроме распределения предметов по дням недели необходимо учитывать и суточные биологические ритмы. Максимум работоспособности приходится на интервал 10.00-11.30. Именно на это время планируют проведение уроков, требующих максимальной концентрации внимания, наиболее сложных. Первыми и последними уроками должны быть предметы с меньшей нагрузкой.

Необходимость автоматизированного составления школьного расписания с учетом санитарных правил и норм привело к появлению ряда программ, которые позволяют с той или иной эффективности решать эту задачу. Таких программ много, и можно выбрать наиболее подходящую.

Видео по теме

Обратите внимание

Расписание составлено неправильно, если:
- нагрузка распределена равномерно по всем дням недели;
- в некоторые дни проводятся только уроки, требующие интеллектуального труда, а в другие – требующие физической и творческой активности;
- наибольшее количество баллов приходится на начало и конец недели;
- предметы с максимальным количеством баллов проводятся первыми и последними уроками.

Полезный совет

Признаки правильно составленного расписания:
- максимальная нагрузка приходится на середину недели и середину дня;
- уроки, требующие интеллектуальной и физической активности чередуются в пределах одного дня;
- наиболее сложные предметы преподаются на 2, 3, 4-м уроках.

Источники:

  • составление расписания уроков

Занятия являются организованной формой обучения дошкольников. Для организации планомерного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении необходимо продумать расписание занятий с детьми. Это позволит равномерно распределить нагрузку на детей.

Инструкция

Расписания бывают не только в учебных заведениях, но и в детских лагерях, санаториях, больницах и т.д. В этом случае составление расписания будет зависеть от того, как работают разные подразделения. То есть, ваше расписание должно быть согласовано, например, с работниками столовой. Составляя расписание, вы можете указывать нижнюю границу времени, а можете указать только верхнюю. То есть, можете написать: «18.00 – 18.30 – ужин», а можете написать «18.00 – ужин, 18.30 – отдых». Помните, что расписание, составляемое для любых детских учреждений, должно отвечать всем нормам – дети должны иметь в должном количестве время на сон, должны питаться в одно и то же время, промежутки между приемами пищи должны быть правильными. Все эти нормы предусмотрены министерством образования и санэпиднадзором.

Если вам нужно составить расписание для себя на каждый день, то сначала составьте список всех дел, которые вам нужно сделать за день, а затем, рассчитывая, сколько времени вам потребуется на то или иное действие, составьте временную сетку. Кстати, практика показывает, что составление распорядка дня экономит для нас уйму времени, которую без расписания мы тратим на всякую ерунду.

Во время школьных каникул администрация, как правило, не имеет много времени для отдыха. Все дело в том, что нужно заранее составить расписание занятий, что не является довольно простым делом.

Вам понадобится

  • - списки предметов;
  • - список преподавателей;
  • - писчие принадлежности;
  • - бумага;
  • - компьютер.

Инструкция

Сделайте списки предметов, которые нужно распределить по классам и . Это самая важная информация, которую стоит знать для составления расписания. В этом списке должны быть не только названия дисциплин, но и количество академических часов, которое нужно выработать по ним. Бывают случаи, когда надо готовиться или ЕГЭ. Тогда целесообразно ставить два профильных урока подряд.

Учтите федеральную и региональную программу обучения школьников. Любые изменения внутри не могут выходить за их рамки. Допустим, нужно изучать литературу 5 часов в неделю. Тогда старайтесь ставить ее через день, если это непрофильный . Для тех, кто изучает предмет углубленно, можно сделать спаренные уроки даже два дня подряд.

Соотнесите занятия с количеством часов, которые должны выработать все учителя. Нужно, чтобы часы полностью соответствовали запланированной нагрузке преподавателя. Исключения могут быть для тех, кто проводит дополнительные занятия в неучебное время для подготовки к экзаменам, а также ведет профильные классы. Если по каким-то причинам не получается справедливо распределить часы, обговорите этот момент с учителями отдельно.

Закрепите классы за каждым уроком. В каждой аудитории должно быть все необходимое оборудование для проведения занятия. Нельзя допускать того, чтобы кто-то оставался без кабинета по каким-либо причинам. Итак, напишите напротив каждого урока номер классной комнаты. Внесите эти данные в специальное расписание для учителей.

Откорректируйте полученное общее расписание. Посмотрите внимательно, все ли аудитории будут свободны в указанный день и час. Проверьте, все ли учителя смогут выработать свои часы. После этого, обсудите некоторые поправки с учителями и директором. Заверьте расписание, поставьте печать и повесьте его в отведенное место.

В современном дошкольном образовании происходит переход от урочной формы организации обучающих занятий к игровой. В игре дети могут получать новые знания, закреплять уже имеющиеся, но больше всего они любят играть вне занятий, свободно выражая свои идеи, замыслы. Для качественного управления игровой деятельностью дошкольников воспитатель группы составляет расписание игр, на которое ориентируется при разработке перспективного плана работы.

Расписание уроков регламентирует ритм школьной жизни, труд и отдых учащихся и учителей.
От его качества во многом зависит эффективность всего образовательного процесса

Приемлемость уроков и школьное расписание

Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.

Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

В правовом аспекте проблема составления школьного расписания нашла отражение в новых гигиенических требованиях к составлению расписания, которые основываются на данных современных научных исследований биоритмологии умственной работоспособности и таблицы трудности предметов И.Г. Сивкова. Однако для заместителя директора школы, который составляет расписание, важно не только знать, насколько труден предмет, но и представлять силу утомляющего воздействия уроков по тому или иному предмету на состояние здоровья учащихся. К сожалению, таблица трудности И.Г. Сивкова совсем не учитывает такого компонента обучения, как утомительность предметов, которая в первую очередь влияет на здоровье ученика.

Современные исследования дают представление о зависимости утомительности предмета от его трудности, хотя по некоторым предметам эти показатели значительно различаются. Эти представления дают возможность объединить два показателя в один – приемлемость предмета. Поэтому таблице И.Г. Сивкова можно предложить альтернативу – шкалу приемлемости предметов, которая учитывала бы компоненты трудности и утомительности обучения, а также особенности каждого образовательного учреждения и учебного плана каждого класса.

Шкала приемлемости состоит из столбца «Предметы по рангу», куда вносятся предметы, ранги которых были получены по результатам диагностики степени их трудности и утомительности методом экспертных оценок – их алгоритм представлен в приложении 1. По своей структуре предлагаемая шкала постоянна, а по содержанию вариативна (см. таблицу 1).

Таблица 1

Примерная шкала приемлемости предметов

Как видно из таблицы 1, шкала состоит из пяти групп трудности. Каждая группа имеет оценку в баллах – это постоянный компонент шкалы, не подлежащий каким-либо изменениям. Содержание (т.е. набор предметов) каждой группы может меняться в зависимости от результатов диагностики. Она представляет собой вариативную часть шкалы.

В средней общеобразовательной школе № 618 г. Санкт-Петербурга мы получили следующую шкалу приемлемости предметов (см. таблицу 2).

Таблица 2

Шкала приемлемости предметов

Алгоритм составления расписания

Поскольку в каждом образовательном учреждении приемлемость предметов будет своя, то читателям не стоит копировать приведенную шкалу «один в один». Целесообразно провести диагностику степени трудности и утомительности предметов в своей школе методом экспертных оценок.

Кроме того, при составлении расписания имеет смысл руководствоваться таблицей ранжирования уровня работоспособности учащихся разных классов на различных уроках в течение учебной недели (см. приложение 2).

Мы создали алгоритм составления физиологически обоснованного расписания, который учитывает реально выполнимые гигиенические требования. Этот алгоритм можно использовать для составления учебного расписания как в школе, имеющей большое количество классов второй и третьей ступеней, так и в сравнительно небольшом образовательном учреждении. Алгоритм предназначен для специалистов, которые составляют расписание без использования компьютерной программы.

При использовании автоматизированных программ целесообразно выполнять расстановку предметов с помощью автоматизированной программы поэтапно на основании предложенного алгоритма. Как показывает практика, данные программы могут быть использованы только как вспомогательный инструмент для:

  • первоначальной расстановки предметов с последующей ее ручной доводкой;
  • сохранения информации и вывода ее на печать.

После автоматизированного распределения предметов (программа, как правило, расставляет от 40 до 70%) учитывать гигиенические требования к расписанию уроков практически невозможно, так как приходится не только доставлять оставшиеся нерасставленные предметы, но и существенно изменять (до 60%) автоматизированную расстановку предметов по принципу «лишь бы расставить».

Поэтому при использовании компьютерной программы для составления рационального расписания с учетом реально выполнимых гигиенических и педагогических требований, специфики образовательного учреждения необходимо расстановку предметов выполнять поэтапно с использованием предложенного выше алгоритма. При этом каждый этап расстановки группы предметов должен заканчиваться ручной доводкой с ориентацией на вышеперечисленные требования. Это позволит более рационально составить расписание и по возможности учесть все необходимые условия.

Порядок изменения расписания

Алгоритм корректировки школьного расписания

При необходимости изменить расписание в течение учебного года, которая возникает довольно часто, необходимо поработать с макетом таблицы. Для изменения расписания на нем необходимо выполнить следующие расчеты и перестановки.

Предложенный способ составления расписания занимает времени не более, чем обычно, но позволяет составить расписание грамотно, т.е.:

  • сделать собственную шкалу приемлемости предметов (трудности и утомительности) для составления более рационального школьного расписания;
  • держать в поле зрения заместителя директора школы достаточно большое количество необходимой информации;
  • равномерно распределять уроки на каждый день (избегать излишнего количества седьмых уроков);
  • ставить все классы с первого урока, что позволяет обеспечить обучение в одном ритме, поскольку каждый день учащиеся будут начинать учебный день в одно и то же время;
  • регулировать степень сложности учебного дня в зависимости от динамики недельной работоспособности школьников;
  • расставлять уроки практически без «окон» либо с минимальным их количеством, что позволяет сохранить ритм работы учителя и создать благоприятный рабочий режим;
  • рационально чередовать предметы разной направленности;
  • рационально расставить необходимые сдвоенные уроки;
  • быстро изменять и корректировать расписание в силу производственной необходимости.

Кроме того, при таком способе не требуется значительного количества бумажных заготовок (дополнительных таблиц, особенно если в школе много классов второй и третьей ступеней (от 30 и более).

Для того чтобы подготовить качественное расписание, которое бы соответствовало возможностям конкретного образовательного учреждения, необходимо провести свою собственную диагностику степени трудности и утомительности предметов в каждой параллели. Экспертами в данном случае должны стать учащиеся, так как лучше них никто не может сказать, какой предмет является трудным и утомительным.

Критерии гигиенической оценки школьного расписания

1. Количество классов начальной школы – ______.

2. Количество классов основной и средней школы – ___________.

3. Всего учебных кабинетов, используемых для проведения уроков – ___________.

4. Наличие шкалы приемлемости для своего образовательного учреждения:

5. Учет шкалы приемлемости предметов в школьном расписании:

6. Распределение уроков на день для учащихся:

7. Все классы начинают учебу с первого урока:

8. Рациональное чередование предметов разной направленности и сложности:

9. Соблюдение в расписании учета работоспособности учащихся (в недельной динамике):

10. Рациональная расстановка уроков для учителей:

11. Максимальное количество уроков у учителей в день:

а) до 4 уроков – у____ учителей – ______ (%);

б) 5 и 6 уроков – у____ учителей – _____ (%);

в) 7 уроков и более – у____ учителей – ___ (%).

12. Методический день имеется (указать количество учителей):

а) с нагрузкой до 24 часов в неделю – у____ учителей;

б) с нагрузкой от 25 до 30 часов в неделю – у___ учителей;

в) с нагрузкой более 30 часов в неделю – у___ учителей.

  1. Подготовить наборы с названиями предметов с 5-го по 11-й класс.
  2. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предметов и листки для ответов.
  3. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе (по дневнику).
  4. Уточнить понятие «трудность» предметов.
  5. Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т.е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т.е. на первом месте сверху – карточка с самым трудным предметом, ниже – менее трудным и т.д.).
  6. Полученный расклад предметов записать на листе ответов.
  7. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность» предметов.
  8. Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и записать полученный расклад на листе ответов.
  9. Листы с ответами собрать и обработать (см. форму сводной таблицы ниже).

– где: mk – средний балл по предмету одного класса;

n – количество классов в исследуемой параллели;

или по формуле:

– где: Mk – сумма баллов по предмету одного класса;

n – количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.

Например, в параллели 7-х классов имеется пять классов, приняли участие в диагностике 130 человек. Сумма баллов по русскому языку в параллели составила 469. Подставляем в формулу числа:

Ср. б. пр. = (469/130) = 3,61 – средний балл по русскому языку в параллели 7-х классов составил 3,61, дети воспринимают этот предмет как достаточно трудный.

Таким же образом рассчитывается отдельно средний балл каждого предмета по утомительности.

Затем находится средний балл приемлемости по каждому предмету. Для этого складываются два показателя: средний балл трудности и средний балл утомительности, а затем результат делится на 2. Таким образом получается средний балл приемлемости предмета.

На основании полученных данных составляется индивидуальная таблица приемлемости предметов конкретного образовательного учреждения по каждой параллели.

Форма сводной таблицы для обработки ответов

Приложение 2

Ранжирование учебных часов в течение недели
в зависимости от уровня работоспособности учащихся разных классов

1 – наиболее благоприятные часы; 10 – наиболее неблагоприятные.

6–7 – пониженный уровень работоспособности (малоблагоприятные часы для проведения уроков).

8–10 – низкий уровень работоспособности (неблагоприятные часы для проведения уроков).

Таблица распределения недельной нагрузки учителя

Приложение 3

Технология выполнения макета таблицы расписания уроков

Для выполнения макета необходимо приготовить:

  • 4 листа картона (толщина 1–2 мм, высота – 42 см, ширина – 22 см; высота строк – 0,8 см, ширина столбца – 1 см)*;
  • 4 листа цветной бумаги (лучше светлых тонов) плотностью 200 г/см и размерами, аналогичными размерам листов картона;
  • широкий прозрачный скотч;
  • ледерин (бумвинил) для склеивания картона в папку (ленты шириной 4–5 см; длиной 49–50 см);
  • клей ПВА (достаточно сильный, типа «силакра»).

Алгоритм выполнения макета

1. Склеить листы картона в «раскладушку»:

2. На одном листе цветной бумаги поместить всю необходимую информацию для составления расписания (поместить на лист картона № 1); пример: таблица на с. 27.

3. На двух следующих листах цветной бумаги начертить сетку, по три дня на каждом листе, по 7 ячеек на каждый день (поместить на 2-й и 3-й лист картона).

4. На 4-м листе расчертить сплошную сетку без деления на дни (ячейки – аналогичных размеров).

5. Готовые расчерченные листы покрыть скотчем, чтобы при разрезах ячеек не было разрывов.

6. Сделать прорези в ячейках размером от 0,5–0,6 см.

7. Приклеить бумажные листы по боковым частям листов картона на готовую «раскладушку». Макет готов.

8. Отдельно сделать разноцветные бирки с литерой класса (5-й «А», 7-й «Г» и т.д.), количество – из расчета нагрузки 5- или 6-дневной недели + дополнительно на уроки, где классы делятся на подгруппы. Размер бирки: ширина – 8 мм; высота – 15 мм.

9. Подготовить бирки любого цвета без надписей литер класса для расчета недельной нагрузки на каждого учителя. Размеры: ширина 5 мм; высота 12–14 мм.

Данный макет удобен в работе, так как вся необходимая информация всегда находится перед глазами заместителя директора. Он может быть сложен в папку, что делает его удобным для переноски. При этом бирки будут удерживаться в прорезях.

Информация, необходимая для составления расписания

___________ * Размеры листа картона индивидуальны, т.к. в каждой школе различное количество учителей, разный режим работы (5- и 6-дневная учебная неделя). Мы предлагаем размеры для расписания из расчета 6-дневной учебной недели и школы, в которой работают 50–55 учителей.

Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.

Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

При составлении расписания уроков должны учитываться следующие факторы:

  • работоспособность (характеристика труда, т. е. качество и количество усвоенных знаний или действий в определенное время) зависит от возраста человека, его индивидуального биоритма, времени суток, дня недели, времени года и т. д.;
  • степень утомляемости зависит от социальных, психологических, биологических причин.

Чтобы снизить утомляемость учащихся и учителей в течение одного дня, необходимо правильное распределение уроков в продуктивные и непродуктивные часы и дни.

Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьесбережения, что подразумевает валеологический подход к организации урока, выбор форм, методов, приемов урока, смену видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5–7 мин).

При составлении расписания можно пользоваться шкалами трудности учебных предметов, разработанными И.Г. Сивковым (для начальной школы) и сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой (для учеников 5–9-х классов)
Используя данные приведенных выше таблиц, можно оценить, правильно ли составлено расписание уроков какого-либо класса.

Расписание составлено правильно, если:

  • в школе существует единое расписание занятий первой и второй половины дня (для учеников и учителей);
  • наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8–11-х классов – на вторник, среду и четверг; для 1–7-х классов – на вторник и четверг (среда – несколько облегченный день);
  • в течение учебного дня чередуются уроки “трудные” и “облегченные”;
  • уроки одного предмета чередуются с уроками другого предмета, а не сдвоены (исключение – модульная технология обучения);
  • основные предметы для младших школьников проводятся на 2–3-х уроках, а для среднего и старшего возраста – на 2–4-х уроках;
  • названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.

Расписание составлено неправильно, если:

  • наибольшее количество баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели;
  • “трудные” уроки сдвоены;
  • “трудные” уроки стоят в расписании подряд;
  • “трудные” уроки в расписании на первом или последнем уроке;
  • количество домашних подготовок равно количеству уроков.

Для оптимального распределения нагрузки не допускаются:

  • нулевые уроки;
  • перемены продолжительностью 5 мин;
  • сдвоенные уроки в 1–5-х классах, превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу;
  • группирование в один день предметов, требующих большой домашней подготовки;
  • рассогласование в расписании первой и второй половины дня;
  • несоответствие названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы.

Таким образом, при составлении расписания занятий необходимо учитывать:

  • распределение учебной нагрузки по дням недели;
  • распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно;
  • чередование предметов разных видов деятельности;
  • соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.

Для этого расписание анализируется и по итогам составляется аналитическая справка.

  1. Суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности).
  2. Контрольные работы следует проводить на 2–4-х уроках в середине учебной недели.
  3. Основная учебная нагрузка в течение дня в старших и средних классах должна приходиться на 2–4-е уроки.
  4. В понедельник и пятницу не рекомендуется ставить в расписание двухчасовые уроки.
  5. В начальной школе недопустимо проведение сдвоенных уроков по одному и тому же предмету. В этом случае степень утомления детей возрастает в 7 раз.
  6. В 5-м классе сдвоенные уроки по одному предмету допустимы только в исключительных случаях и при условии их чередования с более легкими уроками (или уроком).
  7. В средних и старших классах сдвоенные уроки на фоне модульной технологии построения учебного процесса, наоборот, способствуют сохранению здоровья учащихся.
  8. Уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык, физика, химия), рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, художественному труду следует проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (ритмика, физическая культура) – последними.
  9. Занятия второй половины дня должны проводиться не ранее чем через 45 мин после окончания последнего урока первой половины дня.
  10. При расстановке уроков в течение одного учебного дня следует учитывать преобладающие виды деятельности учащихся на этом уроке (чтение, рассматривание, письмо, активно­двигательная деятельность, практическая работа, слушание, говорение и т. д.) и пытаться чередовать их.
  11. Ежедневно количество домашних подготовок должно быть меньше, чем количество уроков в расписании.
  12. Не разрешается проводить нулевые уроки!
  13. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку (история, алгебра), не должны группироваться в один день школьного расписания.
  14. Следует помнить о том, что при составлении расписания уроков нужно учитывать количество часов, отведенное базисным учебным планом на выполнение
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!