Способ лечения афазий. Афазия: симптомы и лечение Лечение механической афазии в домашних условиях

    неспособность понимать язык

    невозможность произносить, не связанная с параличом или слабостью мышц

    неспособность говорить спонтанно

    неспособность формировать слова

    неспособность называть объекты (аномия)

    плохая дикция

    чрезмерное создание и использование личных неологизмов

    невозможность повторить фразу

    настойчивое повторение одного слога, слова или фразы (стереотипия)

    парафазия (замена букв, слогов или слов)

    аграмматизм (неспособность говорить грамматически правильным способом)

    диспрозодия (изменения во флексии, ударении и ритме речи)

    неспособность писать

    ограниченный словесный выход

    затруднения в наименовании предметов

    расстройство речи

    бредовая речь

    неспособность понимать простые запросы

Связанные модели поведения

С учетом перечисленных ранее признаков и симптомов, у людей с афазией часто встречаются следующие модели поведения в результате попытки компенсации дефицита речи и языка: Самопоправка: Дальнейшие нарушения плавности речи в результате неправильных попыток исправить неверное воспроизводство речи. Потеря беглости речи: включает ранее упоминавшиеся трудности, в том числе повторения и пролонгация на фонемном, слоговом и словесном уровнях, имеющие патологические уровни частоты. Борьба при афазии с потерей беглости речи: Серьезные усилия при воспроизведении речи, при условии, если ранее у больного была возможность легко говорить и общаться, может вызвать депрессию. Сохраненный и автоматический язык: Поведение, при котором речь или языковые последовательности, которые часто использовались до начала афазии, все еще могут производиться с большей легкостью, чем другие речевые конструкции.

Типы

Острая афазия

Подкорковые афазии Характеристики и симптомы подкорковых афазий зависят от места и размера подкорковых поражения. Возможные места повреждений включают таламус, внутреннюю капсулу и базальные ганглии.

Причины

Афазия чаще всего вызывается инсультом, однако, любое заболевание или повреждение частей мозга, которые контролируют язык, может привести к афазии. Некоторые из этих заболеваний могут включать в себя опухоли головного мозга, черепно-мозговую травму, а также прогрессивные неврологические расстройства. В редких случаях, афазия может быть также результатом герпетического энцефалита. Вирус простого герпеса влияет на лобную и височную доли, подкорковые структуры и ткани гиппокампа, что может вызвать афазию. При острых расстройствах, таких как травма головы или инсульт, афазия обычно развивается быстро. Если афазия вызывается опухолью головного мозга, инфекцией или деменцией, она развивается более медленно. Существует два типа инсультов: ишемический инсульт и геморрагический инсульт. Ишемический инсульт происходит, когда артерии человека, которые поставляют кровь к различным областям мозга, засоряются тромбом. Этот тип инсульта происходит в 80% случаев. Тромб может образоваться в кровеносном сосуде, или же он может «путешествовать» где-то в системе крови, и называется в этом случае эмбол. Геморрагический инсульт происходит, когда разрывается кровеносный сосуд в мозге. В целом, кровотечение наблюдается внутри или вокруг ткани мозга. Этот тип инсульта происходит в 20% случаев, и является очень серьезным. Наиболее частая причина геморрагического инсульта – аневризм. Хотя все вышеперечисленные заболевания являются потенциальными причинами афазии, афазия обычно развивается только тогда, когда есть существенные повреждения левого полушария (отвечающие за функции языка) головного мозга, либо в коре головного мозга (наружный слой) и / или в белом веществе. Афазия может также иногда быть вызвана повреждением подкорковых структур, глубоко внутри левого полушария, в том числе таламуса, внутренних и внешних капсул, а также хвостатого ядра базальных ганглиев. Область и степень повреждения головного мозга или атрофии будет определять тип афазии и её симптомы. Очень небольшое количество людей могут испытывать афазии после повреждения только правого полушария. Было высказано предположение, что у этих людей, возможно, могла быть необычная организация мозга до их болезни или травмы, с возможно большей общей опорой на правое полушарие что касается языковых навыков, чем среди населения в целом. Первичная Прогрессивная Афазия (ППА), несмотря на свое название, на самом деле является формой слабоумия, некоторые симптомы которой тесно связаны с несколькими формами афазии. Она характеризуется постепенной утратой функционирования языка, в то время как другие когнитивные домены, включая память и характер, в основном, сохраняются. ППА обычно начинается, когда человек начинает испытывать внезапные трудности при нахождении нужного слова, и прогрессирует до снижения способности формулировать грамматически правильные предложения (синтаксис) и нарушению понимания. Этиология ППА не связана с инсультом, черепно-мозговой травмой (ЧМТ) или инфекционным заболеванием; все еще неясно, что именно инициирует начало ППА. И, наконец, некоторые хронические неврологические расстройства, такие как эпилепсия или мигрень, могут также включать в себя переходную афазию как продромальный или эпизодический симптом. Афазия также является редким побочным эффектом фентаниловых пластырей, опиоидов, используемых для лечения хронической боли.

Классификация

Афазию лучше рассматривать как совокупность различных расстройств, а не одну проблему. Каждый человек с афазией демонстрирует свое особенное сочетание сильных и слабых сторон языка. Следовательно, серьезной проблемой является простое документирование различных трудностей, которые могут возникнуть у разных людей, не говоря уже о решении того, каким образом их можно лучше всего лечить. Большинство классификаций афазий склонны разделять различные симптомы в широкие классы. Общий подход заключается в различии между беглыми афазиями (когда речь остается свободной, но содержание может быть недостаточным, и человек может испытывать трудности с пониманием других), и небеглой афазией (когда речь очень сдержанная и требует усилий, и может состоять всего из одного или двух слов за определенное время). Тем не менее, ни одна из таких широких группировок не доказала свою адекватность. Существует огромная вариация среди пациентов в пределах той же широкой группировки, и афазии могут быть очень избирательными. Например, у пациентов с дефицитами наименований (аномическая афазия) может наблюдаться неспособность к обозначению только зданий, людей или цветов. Важно отметить, что существуют типичные затруднения, связанные с речью и языком, которые также наблюдаются в ходе нормального процесса старения. С возрастом, воспроизведение речи может стать более трудным процессом, приводя к замедлению словесного понимания, ухудшению способностей к чтению и к большей вероятности трудностей с нахождением слова. С каждым из них, тем не менее, в отличие от некоторых видов афазии, функциональность в повседневной жизни остается неизменной.

Классически-локализационистские подходы

Локализационистские подходы направлены на классификацию афазий в соответствии с их основными характеристиками и областями головного мозга, которые наиболее вероятно, являются их источником. Вдохновленный ранними работами неврологов девятнадцатого века Полем Броком и Карлом Вернике, эти подходы выделяют два основных подтипа афазии и несколько более мелких подвидов: Выразительные афазии (также известные как «моторная афазия» или «афазия Брока»), характеризуются обрывистой, фрагментированной речью, требующей усилий, но с относительно хорошо сохранившимся пониманием. Ущерб, как правило, наблюдается в передней части левого полушария, в первую очередь, в зоне Брока. Лица с афазией Брока часто имеют правосторонний паралич руки и ноги, потому что левая лобная доля также имеет важное значение для движений тела, особенно на правой стороне. Афазия Вернике (также известная как «сенсорная афазия») характеризуется беглой речью, но отмеченными трудностями понимания слов и предложений. Речь, хотя и является свободной, может не включать ключевые основные слова (существительные, глаголы, прилагательные), и может содержать неправильные слова или даже бессмысленные слова. Этот подтип был связан с повреждением задней левой височной коры головного мозга, а именно, области Вернике. Эти люди, как правило, не имеют телесной болезни, потому что их мозговая травма не находится рядом с частями мозга, которые контролируют движение. Проводниковая афазия, когда речь остается свободной, и сохраняется понимание, но человек может иметь непропорциональные затруднения при повторении слов или предложений. Повреждаются, как правило, дугообразный пучок нервов и левая теменная область. Динамическая афазия и транскортикальная сенсорная афазия, похожи на афазии Брока и Вернике соответственно, но способность повторять слова и фразы непропорционально сохраняется. Последние схемы классификации, использующие такой подход, такие как «Бостонская неоклассическая модель», также группируют эти классические подтипы афазии на два больших класса: небеглая афазия (которая включает в себя афазию Брока и динамическую афазию) и беглую афазию (которая охватывает афазию Вернике, проводниковую афазию и транскортикальную сенсорную афазию). Эти схемы также выделяют несколько дополнительных подтипов афазии, в том числе, аномическую афазию, которая характеризуется селективными затруднениями при поиске названий для вещей; и глобальную афазию, при которой серьезно страдают выражение и понимание речи. Многие локализационистские подходы также признают существование дополнительных, более «чистых» форм языкового расстройства, которые могут повлиять только на один языковой навык. Например, при чистой алексии человек может быть в состоянии писать, но может быть не способен читать, а при чистой словесной глухоте, человек может быть в состоянии воспроизводить речь и читать, но не может понимать речь, когда с ним разговаривают.

Когнитивные нейропсихологические подходы

Хотя локализационистские подходы обеспечивают полезный способ для классификации различных моделей языковой сложности в большие группы, одна проблема заключается в том, что значительное число лиц не вписывается в ту или иную категорию. Другая проблема заключается в том, что категории, в частности, основные из категорий, такие как афазии Брока и Вернике, по-прежнему остаются достаточно широкими. Следовательно, даже среди людей, которые отвечают критериям классификации в подтип, может иметь место огромная изменчивость в типах затруднений, которые они испытывают. Вместо того, чтобы категоризировать каждого человека в конкретный подтип, когнитивные нейропсихологические подходы направлены на выявление ключевых языковых навыков или «модулей», которые не функционируют должным образом в каждом человеке. Человек может потенциально иметь трудности только с одним модулем, или с несколькими модулями. Такой подход требует рамок или теории относительно того, какие навыки / модули необходимы для выполнения различных видов языковых задач. Например, модель Max Coltheart идентифицирует модуль, который распознает фонемы по мере их произнесения, что очень важно для любой задачи, включая узнавание слов. Кроме того, существует модуль, который хранит фонемы, которые человек планирует воспроизвести в речи, и этот модуль имеет решающее значение для любой задачи, связанной с воспроизведением длинных слов или длинных строк речи. После того, как была создана теоретическая основа, функционирование каждого модуля можно было оценить с помощью специального теста или набора тестов. В клинических условиях, использование этой модели, как правило, включает в себя проведение группы оценок, в каждой из которых тестируется один или несколько таких модулей. После установления области наибольшего поражения, можно назначать терапию для улучшения этих навыков. На практике, познавательный нейропсихологический подход может быть трудновыполнимым из-за широкого спектра навыков, которые потенциально следует проверить. Кроме того, это, пожалуй, лучше всего подходит для более легких случаев афазии: Если человек имеет мало выразительных или восприимчивых языковых способностей, иногда производительность в тесте может быть трудно интерпретировать. На практике, врачи часто используют сочетание подходов к оценке, которые включают в себя широкие подтипы на основе локализационистской структуры, и некоторые более точные исследования конкретных языковых навыков основаны на когнитивных нейропсихологических рамках.

Прогрессивные афазии

Первичная прогрессивная афазия (ППА) – это координационная деменция, которая может быть связана с прогрессирующими заболеваниями или слабоумием, например, лобно-височной деменцией / сложным заболеванием двигательных нейронов Пика, прогрессирующим супрануклеарным параличом и болезнью Альцгеймера, постепенным процессом, связанным с постепенной потерей способности думать. Постепенная потеря функции языка происходит в контексте относительно хорошо сохранившейся памяти, визуальной обработки, и характера, вплоть до продвинутой стадии. Симптомы обычно начинаются с проблем, связанных с нахождением слова (называния) и прогрессивным снижением функций грамматики (синтаксиса) и понимания (обработка предложений и семантика). Люди, страдающие от ППА, могут испытывать трудности с пониманием того, что говорят другие. Они также могут иметь трудности, связанные с нахождением правильных слов и формированием предложений. Существует три классификации первичной прогрессирующей афазии: прогрессивная небеглая афазия (ПНБА), семантическая деменция (СД), и логопеническая прогрессивная афазия (ЛПА). Прогрессивная жаргонная афазия является свободной или восприимчивой афазией, при которой речь больного является малопонятной, но больным она представляется осмысленной. Речь свободна и без усилий с исправным синтаксисом и грамматикой, но у пациента есть проблемы с выбором названий для вещей. Пациенты будут либо заменять нужное слово другим, которое звучит или выглядит как оригинальное слово, или же они будут заменять его звуками. Таким образом, пациенты с жаргонной афазией часто используют неологизмы при попытке заменить слова, которые они не могут вспомнить, или могут выражаться звуками. Замена обычно включает другое слово, которое начинается с того же звука, выбор другого слова, семантически связанного с первым, или выбор слова, фонетически похожее на нужное.

Глухая афазия

Известно много случаев, показывающих, что существует форма афазии среди глухих лиц. Язык жестов, в конце концов, представляет собой форму общения, которая, как было показано, использует те же участки мозга, что и вербальные формы общения. Зеркальные нейроны активируются, когда животное действует определенным образом или наблюдает за тем, как другое животное совершает это действие. Эти зеркальные нейроны играют важную роль в том, что человек оказывается способным имитировать движения рук. Было показано, что зона производства речи Брока содержит некоторые из этих зеркальных нейронов, что приводит к значительному сходству активности мозга при языке жестов и вокальном речевом общении. Коммуникация при помощи лица представляет собой значительную часть взаимодействия животных друг с другом. Люди используют лицевые движения, чтобы создавать то, что другие люди воспринимают как эмоции. При сочетании этих движений лица с речью создается более полная форма языка, которая позволяет видам взаимодействовать с гораздо более сложной формой общения. При языке жестов, также используются эти движения лица и эмоции, наряду с первичными движениями рук. Эти формы коммуникации, связанные с движениями лица, происходят в одних и тех же областях головного мозга. Когда мы имеем дело с повреждениями в определенных областях мозга, вокальные формы коммуникации находятся под угрозой тяжелых форм афазии. Так как эти же участки мозга используются в языке жестов, такие же, или, по крайней мере, очень похожие, формы афазии могут наблюдаться в сообществе глухих. Люди могут демонстрировать форму афазии Вернике с языком жестов, и они показывают дефицит в способности воспроизводить любые формы выражения лица. Афазия Брока проявляется также у некоторых пациентов.

Профилактика

Ниже приведены некоторые меры предосторожности, которые следует предпринять, чтобы избежать афазии, путем уменьшения риска инсульта, являющегося основной причиной афазии:

    Регулярные физические упражнения

    Здоровое питание

    Низкое употребление алкоголя и отказ от употребления табака

    Контроль артериального давления

Управление

При наиболее острых случаях афазии, некоторые или большинство навыков работы с речевым языком восстанавливаются при работе с логопедом. Эта реабилитация может занять два или более года и является наиболее эффективной, если начать ее быстро. После возникновения афазии, имеется период спонтанного выздоровления, составляющий примерно шесть месяцев. В течение этого времени, мозг пытается восстановить поврежденные нейроны. Терапия афазии в этот период способствует еще большему уровню восстановления. Улучшение колеблется в широких пределах, в зависимости от причины, типа и тяжести афазии. Восстановление также зависит от возраста пациента, состояния здоровья, мотивации и уровня образования. Не существует какого-то одного метода лечения, эффективного для всех типов афазии. Причина этого состоит в природе расстройства и различных способах, которыми оно представлено, как описано в предыдущих разделах. Афазия редко проявляется одинаково, что означает, что лечение должно быть определенным в каждом конкретном случае. Исследования показали, что, хотя в литературе не имеется единства мнений по поводу методологии лечения афазии, существует множество данных, что лечение в целом имеет положительные результаты. Терапия афазии колеблется от улучшения функциональной коммуникации с улучшением точности речи, в зависимости от тяжести болезни, потребностей человека и поддержки семьи и друзей. Групповая терапия позволяет людям работать над своими прагматическими и коммуникативными навыками с другими людьми с афазией (навыки, которые часто не поддаются лечению при индивидуальной терапии). Групповая терапия также может помочь повысить уверенность в себе и социальные навыки в комфортной обстановке. Мультидисциплинарная команда, включающая врачей (часто участвует врач, но более вероятно, что команду лечения возглавит клинический нейропсихолог), физиотерапевта, специалиста по трудотерапии, логопеда и социального работника, работающих в команде при лечении афазии. По большей части, лечение во многом зависит от повторения и направлено на улучшение производительности языка и работу над навыками, связанными с конкретными задачами. Основная цель состоит в том, чтобы помочь человеку и его близким приспособиться к изменениям и ограничениям в области языка. Методы лечения, в основном, включают два подхода:

    Заменяющая модель – подход, который использует дополнительные факторы, чтобы улучшить разговорный язык, например, письменную доску.

    Модель прямого лечения – подход, который нацелен на дефицит при помощи конкретных упражнений

Несколько методов лечения включают в себя следующее:

Мелодичная интонационная терапия используется для лечения небеглой афазии. Метод доказал свою эффективность в некоторых случаях. Тем не менее, до сих пор нет данных рандомизированных контролируемых исследований, подтверждающих эффективность МИТ при хронической афазии. МИТ используется, чтобы помочь людям с афазией использовать вокальные данные через речевые песни, и этот навык затем переносится на разговорные слова. Хорошие кандидаты для этой терапии включают пациентов, перенесших инсульт в левом полушарии, пациентов с небеглой афазией, такой как афазия Брока, с хорошим слуховым пониманием, слабыми способностями к повторению и артикуляции, и хорошей эмоциональной стабильностью и памятью. Было высказано предположение, что МИТ является эффективным методом, так как на просодию и пение влияют области правого полушария мозга; это могут быть такие области правого полушария, которые используются для естественного воспроизводства речи после интенсивного тренинга. Альтернативное объяснение состоит в том, что эффективность МИТ зависит от нейронных цепей, участвующих в обработке ритмичности и шаблонных выражений (примеры: «я в порядке», «как ты?», «спасибо»); в то время как ритмические особенности, связанные с мелодичной интонацией, могут занимать, в первую очередь, подкорковые области левого полушария головного мозга, а использование шаблонных выражений поддерживается корковыми и подкорковыми двусторонними нейронными сетями правого полушария. Совсем недавно, в варианты лечения были включены компьютерные технологии. Ключевым показателем для хорошего прогноза является интенсивность лечения. Для получения положительных результатов необходимо минимум два-три часа лечения в неделю. Основным преимуществом использования компьютеров является то, что это может значительно увеличить интенсивность терапии. Эти программы включают большое разнообразие упражнений и они могут быть выполнены в домашних условиях в дополнение к терапии с врачом лицом к лицу. Однако, так как афазия представлена по-разному среди разных людей, эти программы должны быть динамичными и гибкими, чтобы адаптироваться к изменчивости ухудшений. Другим препятствием является способность компьютерных программ подражать нормальной речи и не отставать от скорости обычных разговоров. Таким образом, компьютерные технологии кажутся ограниченными в коммуникативной обстановке, тем не менее, они эффективны при тренировке коммуникационных навыков.

Интенсивность лечения

Интенсивность терапии афазии определяется продолжительностью каждого сеанса, общим количеством часов терапии в неделю, и общей продолжительностью терапии. Нет единого мнения по вопросу о том, что влечет за собой «интенсивная» терапия афазии, или того, насколько интенсивной должна быть терапия, чтобы получить наилучшие результаты. В целом, лечение считается более интенсивным, когда общее количество часов терапии в неделю увеличено, и в среднем, исследования показывают, что более интенсивная терапия приводит к лучшим результатам. Например, одно исследование показало, что у пациентов, которые получали лечение в течение 8,8 часов в неделю в течение 11,2 недель, наблюдался больший прогресс, чем у пациентов, получавших лечение по 2 часа в неделю в течение 22,9 недель. Результаты другого исследования подтверждают эти выводы. Исследователи обнаружили, что у пациентов, получавших интенсивную терапию в течение 100 часов в течение 62 недель, наблюдалось больше баллов по показателям языка, чем в контрольной группе лиц, которые получали менее интенсивную терапию. Хотя существует общее мнение о том, что интенсивное лечение способствует более значительному повышению эффективности, не существует явного определения «интенсивного» лечения. Интенсивность лечения должна быть индивидуализирована на основе давности инсульта, цели терапии и других характеристик конкретного пациента, таких как возраст, размер поражения, общее состояние здоровья и мотивация. Каждый человек по-разному реагирует на интенсивность лечения и способен переносить лечение в разные моменты времени после инсульта. Некоторые пациенты не могут переносить терапию непосредственно после инсульта из-за спутанности сознания или истощения, но могут лучше переносить терапию позже. Интенсивность лечения после инсульта должна зависеть от мотивации, выносливости и толерантности пациента к терапии. Уровень интенсивности терапии также зависит от целей терапии; для определенных целей, более полезной является неинтенсивная терапия. Например, неинтенсивная терапия является более эффективной, чем интенсивная терапия, в воздействии на точность наименования у пациентов с аномией. Это происходит потому, что большее количество времени в промежутках между сессиями позволяет отрепетировать и укрепить долгосрочное обучение. Интенсивность терапии также зависит от давности инсульта. Пациенты по-разному реагируют на интенсивное лечение в острой фазе (0-3 месяца после инсульта), подострой фазе (через 3-6 месяцев после инсульта) или хронической фазе (6+ месяцев после инсульта). Интенсивная терапия была признана эффективной для пациентов с небеглой и беглой хронической афазией, но менее эффективной для пациентов с острой афазией. Пациенты с подострой афазией также хорошо реагируют на интенсивную 100-часовую терапию в течение 62 недель. Это наводит на мысль о том, что пациенты в подострой фазе могут испытать значительное улучшение языковых и функциональных показателей коммуникации с интенсивной терапией по сравнению с обычной терапией. Исследования показали, что интенсивное лечение является наиболее полезным в подострой или хронической фазе, а не непосредственно после инсульта. Необходимы дополнительные исследования, чтобы определить оптимальное время для обеспечения интенсивной терапии для всех больных афазией. Интенсивная терапия может быть альтернативно охарактеризована величиной требований, предъявляемых клиенту в течение сеанса. Согласно этому определению, интенсивная терапия включает в себя несколько специфических методов, таких как ограничительная индуцированная терапия афазии (CIAT) и интенсивная реабилитация речи (SP-I-R-IT). CIAT предъявляет высокие требования к пациенту, ограничивая использование самых сильных областей мозга пациента и требуя необходимости использования самых слабых областей. Типичные сеансы терапии CIAT являются интенсивными и длятся около 3-х часов. Одно исследование показало, что, когда используется интенсивная терапия CIAT, качество речевого общения пациента в повседневной жизни значительно улучшается. Каждый участник исследования также продемонстрировал улучшение, по крайней мере, в одном из подтестов в пределах теста афазии Аахена; который оценивает эффективность языка и понимание у больных с афазией. Эти результаты свидетельствуют о том, что интенсивная CIAT терапия эффективна у пациентов с умеренной, беглой афазией в хронической стадии восстановления. SP-I-R-IT в значительной степени фокусируется на стратегии воспроизводства речи и интервенции. SPIRIT терапия была признана эффективной; пациенты, участвующие в интенсивной терапии SPIRIT, демонстрировали повышение производительности в стандартизированных показателях на 15% после 50 недель терапии. В целом, интенсивность лечения афазии – это область, которая требует дополнительных исследований. Современные исследования показывают, что интенсивное лечение является эффективным, хотя определение «интенсивности» является переменной величиной. Самое главное, что интенсивность лечения должна определяться на индивидуальной основе и должна зависеть от давности инсульта и выносливости пациента, толерантности к терапии, мотивации, общего состояния здоровья, а также целей лечения.

Прогноз

Есть несколько эффектов, которые вносят вклад в общие результаты пациента, которым был поставлен диагноз афазии, в том числе: нейропластика, возраст, общее состояние здоровья, а также мотивация пациента. Нейропластичность – это способность мозга изменяться в ответ на окружающую среду. Нейропластичность лежит в основе нормальных процессов, таких как: типичное развитие, обучение и сохранение работоспособности при старении, и реакция мозга на тяжелую травму. Положительные результаты наиболее заметны, когда нейропластичность афазического пациента максимальна, и предсказывается реакцией пациента на другие указанные результаты. Возраст пациента непосредственно влияет на нейропластичность мозга – чем моложе пациент, тем больше пластичность . В целом, состояние здоровья также в значительной степени влияет на исходы у больных афазией. Если пациент не имеет основных проблем со здоровьем, и находится в молодом возрасте, он демонстрирует лучшие результаты, чем пациенты в более старшем возрасте и имеющие серьезные проблемы со здоровьем (такие как ожирение, болезни сердца, рак, высокое кровяное давление и т.д.) в сочетании с афазией. Тем не менее, наиболее важным фактором, влияющим на клинические результаты пациента с афазией, является мотивация пациента. Успешность лечения, независимо от способствующих результатов, обеспечивается высокой мотивацией пациента. Если пациент не мотивирован, большие успехи в лечении гораздо менее вероятны, чем у пациентов с хорошей мотивацией. Все эти исходы способствуют успеху в случае афазии Вернике, Брока, глобальной афазии и проводниковой афазии, и подробно описаны ниже.

Афазия Вернике

Афазия Вернике считается более тяжелой формой афазии, и чаще встречается у пожилых групп населения. Афазия Вернике имеет высокие показатели восстановления и часто эволюционирует в другие формы афазии. Хотя некоторые случаи афазии Вернике демонстрируют больше улучшений, чем более легкие формы афазии, люди с афазией Вернике могут не достигать такого уровня речевых способностей, как люди с легкими формами афазии.

Афазия Брока

Термин «аномическая афазия», как правило, относится к пациентам, единственным распространенным симптомом которых является нарушение способности нахождения нужного слова в устной и письменной речи. Как правило, спонтанная речь человека с аномической афазией свободна и грамматически правильна, но содержит много ошибок при поиске слов. Эти сбои приводят к необычным паузам при общении, разговору «вокруг да около», без прямого обозначения нужного слова, или замене нужного слова другим словом. Аномическая афазия является легкой формой афазии, что указывает на вероятную возможность для лучшего восстановления. У пациентов с афазией Брока также могут возникнуть трудности с поиском нужного слова, или аномия. Кроме того, пациенты с афазией Брока лучше понимают устный и письменный язык, чем могут сами говорить или писать. Эти пациенты знают о своих коммуникативных нарушениях. Предшествующие факторы коррелируют с хорошим прогнозом для пациентов с афазией Брока. У многих пациентов с афазией Брока с острым началом, в конечном счете, наблюдается прогресс до более мягких форм афазии, таких как проводниковая или аномическая афазия. Терапия при афазии Брока (небеглой афазии) является полезной, даже для пациентов с тяжелой небеглой афазией. Marangolo и сотрудники (2013 г.) провели исследование, в котором применялась разговорная терапия для пациентов с тяжелой небеглой афазией. Результаты исследования показали значительное увеличение выразительного языка пациента. Авторы предположили, что интенсивную разговорную терапию следует рассматривать для пациентов с умеренно тяжелой небеглой афазией в целях повышения качества жизни пациента и улучшения выразительности языка. Кроме того, хотя аномическая афазия считается менее серьезной, чем другие виды афазии, терапия по-прежнему необходима, чтобы помочь уменьшить дефицит нахождения нужного слова. В исследовании, проведенном Харнишем и сотрудниками (2014), интенсивное лечение давалось больным с аномической афазией. Согласно результатам исследования, наблюдалось значительное улучшение выразительной речи участников. Эти результаты свидетельствуют о том, что интенсивная программа вмешательства для пациентов с аномической афазией обеспечивает удивительно быстрое улучшение выразительной речи. В частности, эти пациенты переучивались правильно произносить проблемные слова после 1-3 часов терапии речевого языка.

Глобальная афазия

Глобальная афазия считается серьезным ухудшением во многих аспектах языка, так как она воздействует на выразительный и восприимчивый язык, чтение и письмо. Несмотря на эти многочисленные дефициты, существуют доказательства, продемонстрировавшие пользу языковой речевой терапии. Несмотря на то, что каждый случай индивидуален, было отмечено, что лица с глобальной афазией продемонстрировали большие улучшения в течение вторых шести месяцев после инсульта, по сравнению с первыми шестью месяцами. Интенсивная и частая логопедическая терапия была более эффективной, при дополнительных занятиях дома ежедневно. Также было показано улучшение, когда человек демонстрировал внимательность, мотивацию, и когда информацию представляли различными способами. В одном исследовании, 23 человека, которые ранее получали логопедическую терапию, но прекратили лечение, поскольку дальнейшего восстановления не ожидалось, участвовали в курсе интенсивной логопедической терапии. Результаты показали значительные улучшения в устном и письменном воспроизведении предложений и существительных, наименовании действий и повседневном общении. Даже если люди с глобальной афазией не станут компетентными дикторами, слушателями, писателями или читателями, лечение может помочь улучшить качество жизни этих пациентов. Коллинз (1991 г.) предполагает, что терапия, нацеленная на достижимые цели, окажет наибольшее влияние на повседневную жизнь человека. Лица с глобальной афазией, как правило, хорошо реагируют на лечение, которое включает в себя значимую для человека информацию, которую также важно учитывать в терапии

Афазия - частичная или полная утрата способности разговаривать нормально. Возникает при повреждении частей коры головного мозга, отвечающих за речь. Это бывает при травме головы или инсульте. Может постепенно развиться на фоне деменции, опухоли мозга или инфекции. Нарушения затрагивают лишь уже сформированную речь. Это самая сложная речевая патология, поражающая детей и пожилых людей.

Детские афазии встречаются значительно реже. Симптомы сходны с симптоматикой афазии у взрослых. У детей хорошо развита наблюдательность, но общение с окружающими людьми затруднено.

Больной ребенок не может много говорить, а иногда и отказывается от разговора. Словарный запас его не увеличивается. На вопросы дает однозначный ответ (да или нет).

Некоторые дети имеют тягу к общению и страдают от длительного потока слов. Произносят длинные предложения, не имеющие смыла. Фразы очень запутаны. Невозможно понять, что хочет ребенок сказать.

Причины

Наиболее частыми причинами афазии считаются:

  • геморрагический инсульт;
  • ишемический инсульт;
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
  • хирургическое вмешательство в черепную коробку;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания ЦНС (болезнь Альцгеймера и Пика).

Причины заболевания, его локализация и обширность оказывают влияние на его течение. При кровоизлиянии в мозг тяжесть болезни будет значительно выше, чем при атеросклерозе.

Симптомы

Различают 4 формы афазии, связанные с поражением отдельных частей коры головного мозга:

  1. Моторная афазия. Поврежден задний отдел лобной доли.
  2. Сенсорная афазия. Повреждена височная доля.
  3. Семантическая афазия. Повреждена теменная область.
  4. Амнестическая афазия. Поврежден внутренний отдел височной доли.

Обычно в клинической картине наблюдается сочетание двух афазий: моторной и сенсорной.

По уровню выраженности выделяются 2 разновидности заболевания:

  1. Частичная афазия (чередование нормальной и нарушенной речи).
  2. Тотальная (полное нарушение речи).

Характер афазии зависит от зоны поражения коры головного мозга. Нарушение функции речи - общий симптом афазии.

Для всех форм болезни характерны следующие признаки:

  • немотивированные длинные паузы;
  • переход на шепот во время разговора;
  • нарушение письменной речи;
  • произношение невнятных звуков;
  • сбой ритма и темпа при разговоре;
  • нарушение счета;
  • машинальное повторение чужого высказывания;
  • забывание названий предметов.

Диагностика

С жалобами на афазию надо обращаться к врачу-неврологу.

Он проведет неврологический осмотр (асимметрия лица, неполное закрывание глаз, опущение уголков рта, слабость в конечностях).

Даст направление на следующие процедуры:

  1. Дуплексное сканирование сосудов головного мозга.
  2. МРТ головного мозга.
  3. Магнито-резонансную ангиографию.
  4. Ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи.
  5. Люмбальную (извлечение спинномозговой жидкости) пункцию.
  6. Анализ крови.

К обследованию пациентов подключаются логопеды. Они при помощи тестов определяют умение пациента понимать речь и выражать свои мысли. Тесты могут включать:

  • оценку речи;
  • состояние речевых мышц;
  • тесты на понимание вопросов;
  • оценку написания и чтения.

Лечение

Лечением заболевания занимается врач-логопед, специализирующийся на афазии. Процесс восстановления речи может занимать длительный период времени. Работа проводится по всем направлениям речи: письменной, устной. Выбор методик лечения опирается на поставленный диагноз и форму афазии.

Дополнительно психологом проводится профилактика сопутствующих заболеваний:

  • депрессия;
  • агрессивность;
  • пассивное отношение к лечению.

Может быть назначен прием медикаментов, очень редко - хирургическое вмешательство.

Для улучшения и восстановления речевых способностей больного афазией в восстановительной терапии используются компьютеры. Человек выполняет упражнения для понимания фонем, произношения звуков.

Помощь родственников

Близкие люди также могут помочь лечению, придерживаясь следующих правил при общении с больным:

  1. Говорить простыми и очень короткими предложениями.
  2. Повторять при необходимости ключевые слова предложения.
  3. Сохранять обычный стиль общения (не как с ребенком или слабоумным).
  4. Чаще привлекать для беседы больного.
  5. Не поправлять произношение человека с афазией.
  6. Терпеливо ждать, когда будет построено предложение.
  7. Постоянно общаться и привлекать к диалогу больного.

Народные средства

Сегодня есть только один способ лечения - занятия с логопедом. Народных рецептов нет. Наиболее прогрессивными методами считается дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошади) и фелинотерапия (лечение с помощью кошек).

Осложнения

При отсутствии корректного лечения патология приводит к следующим последствиям:

  1. Развитие необратимых дефектов речи.
  2. Проблемы с адаптацией в обществе. Человек становится изгоем.
  3. Летальный исход.

Профилактика

Профилактика афазии заключается в своевременном выявлении поражений мозга, предупреждении сосудистых катастроф и черепно-мозговых травм.

В целях профилактики заболевания следует:

  • избегать травм головы;
  • поддерживать в норме артериальное давление;
  • избавиться от негативных привычек;
  • составить сбалансированный рацион;
  • избегать стрессовых ситуаций.

Чем раньше начать коррекционную работу, тем значительных результатов можно добиться.

Афазия – это полная или частичная утрата способности нормально разговаривать, которая возникает у людей с уже сформировавшейся речью из-за повреждения участков мозга, отвечающих за неё. Это одна из самых сложных форм речевой патологии. Восстановлением речи при афазии занимается логопедия, нейропсихология и психолингвистика.

Причины заболевания

Центры, связанные с формированием и развитием речи, находятся в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры головного мозга. Повреждение этих зон ученые и связывают с развитием разных форм афазии. Оно может наступить в результате травмы головного мозга, воспалительного процесса, развития опухоли, сосудистых заболеваний или нарушения мозгового кровообращения. При этом характер повреждения накладывает свой отпечаток и на проявления афазии.

Симптомы афазии

Формы афазии четко связаны с причинами, вызвавшими заболевание. К примеру, если причиной нарушения стал инсульт, то характер афазии определяется величиной и локализацией очага, а также общим состоянием мозга. Еще до развития инсульта пациент начинает забывать слова, упорно повторяет какую-либо фразу. После инсульта эти нарушения становятся более явными, причем у трети возникает тотальная афазия, у остальных – нарушение импрессивной или экспрессивной речи.

Если причиной афазии стала травма головного мозга, то поначалу проявляется общее расстройство речи. При обратном восстановлении речи после афазии симптомы зависят от локализации поражения и характера ранения.

При опухоли головного мозга формы афазии появляются уже на поздних стадиях болезни, когда происходит сдавливание головного мозга. Причем при злокачественных опухолях расстройства речи нарастают быстрее, чем при доброкачественных. В зависимости от этапа болезни формы афазии могут развиваться от дифференцированной к тотальной.

У больных афазией могут проявляться как речевые, так и неречевые симптомы:

  • Неврологические симптомы. Сенсорные нарушения, тактильные, слуховые и зрительные нарушения узнавания. При поражении затылочного отдела коры больной афазией не может узнать предмет или осмыслить картину в целом, из-за нарушения пространственного восприятия может наблюдаться зеркальное письмо. При поражении височных отделов нарушается понимание речи, иногда больной не узнает даже хорошо знакомые звуки.
  • Двигательные расстройства. У больных афазией часто проявляются расстройства произвольных движений. Им трудно воспроизвести написание букв, нарушаются произвольные движения губ и языка, они путают и заменяют звуки.
  • Психологические расстройства. Хотя в целом больной разными формами афазии ведет себя адекватно, у него может наблюдаться расстройство мыслительной деятельности, нарушение памяти и внимания. Интеллектуальные способности остаются неповрежденными, страдает лишь речевой механизм реализации интеллектуальной деятельности.
  • Речевые расстройства. Афазия – это системное нарушение речи, которое может включать в себя речевые эмболы (повторение одного и того же слова или фразы), персеверации (навязчивое повторение элементов речи), парафазии (употребление одних слов и звуков вместо других), параграфии (замена слов на письме), паралексии (замена слов при чтении) и контаминации (смешение элементов двух или более слов).

С точки зрения клинической картины, симптомы афазии делятся на негативные и позитивные. Негативные формы свидетельствуют о патологической деятельности мозга, позитивные же говорят о том, что речь можно восстановить.

Разновидности заболевания

У больных афазией речевые расстройства могут принимать разные формы, проявление которых зависит от локализации и степени поражения головного мозга:

  • Моторная афазия или афазия Брока. Речевое расстройство, которое возникает при поражении двигательного речевого центра, также называемого центром Брока. Больной афазией начинает выражаться в телеграфном стиле, с трудом переключается с одного слова на другое, заменяет одни звуки другими, демонстрирует грубые нарушения чтения и письма.
  • Динамическая афазия. При этой форме афазии больной не может построить внутреннюю программу высказывания. Это явление называют распадом внутренней речи, оно возникает по причине поражения префронтальной области левого полушария у правшей.
  • Афферентная моторная афазия. В основе заболевания – поражение задне-центральной и теменной областей коры. В речи это выражается тем, что больной афазией не различает близкие по артикуляции звуки, например картофель-кардофель. При моторной афазии человек путает артикуляционные ощущения.
  • Сенсорная афазия или афазия Вернике. При этой форме заболевания возникает нарушение звукового состава слов.
  • Акустико-гностическая афазия. Разновидность нарушения, когда больной утрачивает способность интерпретировать звуки речи.
  • Акустико-мнестическая афазия. У больного сужается объем слухоречевой памяти, он не способен удерживать в голове весь комплекс слухоречевой информации.
  • Оптико-мнестическая афазия. Разновидность заболевания, при которой у больного нарушается зрительная память, и он испытывает слабость в создании зрительных образов слов.
  • Амнестическая афазия. Заболевание связано с поражением теменно-височной области и вызывает трудности в назывании предметов. Больной афазией этой формы знает их назначение, но забывает название.
  • Номинальная афазия. Похожа на амнестическую и тоже связана с затруднением называния предметов, но является симптомом болезни Альцгеймера.
  • Семантическая афазия. Связана с дефектами симультанного анализа и синтеза речи. Больной утрачивает способность понимать сложные логико-грамматические конструкции.

В упрощенной классификации применяются лишь две формы афазии – моторная и сенсорная. Под моторной афазией понимается состояние, когда пациент хорошо понимает устную речь, но не может произносить слова и фразы. Полностью осознавая произнесенную окружающими речь, больной с трудом пользуется предлогами и артиклями, путается во временах и падежах.

При моторной афазии пациенту трудно переключаться со слова на слово и даже со слога на слог, поскольку его речевые стереотипы становятся инертными. Ему все труднее становится искать нужные слова и даже их синонимы. При моторной афазии больным сложно произносить связные фразы, сохраняя смысл высказывания.

Под сенсорной афазией понимается состояние, когда больной не понимает речь, но может произносить слова и фразы. Про него говорят, что он испытывает глухоту на слова. Больной сенсорной афазией и вправду не различает звуковой состав слов. И тогда при правильном повторении слова возникает феномен «отчуждения смысла слова». Сенсорная афазия – довольно странное состояние, при котором родной язык звучит как иностранный. Речь при этом становится бессмысленной. Хотя сенсорная афазия не мешает выполнять односложные слова и команды.

Успех лечения зависит от сохранения и восстановления функций головного мозга. К примеру, после ишемической атаки или микроинсульта, когда приток крови к мозгу восстанавливается после кратковременного нарушения, афазия проходит без лечения. Восстановление речи при афазии в этом случае может наступить через несколько часов или дней. К сожалению, в большинстве ситуаций оно бывает не быстрым и не полным. Если признаки нарушения сохраняются, для восстановления речи при афазии применяются логопедические методики, которые требуют порой многолетнего лечения.

Внимание!

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Записаться на прием к врачу

Афазия - это состояние, характеризующееся речевыми нарушениями. Возникает оно при поражении речевых зон, расположенных в мозге.

Проблемы патогенеза, клиники и лечения болезни не являются решенными до конца. Однако, известно, что причина недуга - поражения речевых отделов головного мозга чаще всего являются механические травмы или серьезные заболевания. Бывает, что болезнь развивается постепенно и медленно. К причинам такого явления относят:

Факторами, влияющими на быстрое возникновение болезни афазия, являются:

  • черепно-мозговые травмы, кровоизлияния;
  • поражение сосудов мозга, тромбоз;
  • инфаркты;
  • некоторые психические заболевания.

В зоне риска находятся люди пожилого возраста, имеющие сердечные болезни (такие как ишемия, ревматоидные пороки), наследственную предрасположенность к подобной болезни. Нарушения речевой деятельности в этом возрасте корректируются сложнее.
Симптомы дефектов при афазии проявляются в зависимости от ее формы. Общий признак - расстройство в формировании речи. Как будет проявляться болезнь, зависит от локализации повреждения (в передней речевой зоне или задней речевой зоне). Афазией называются только нарушения уже сформировавшейся речи.

Отдельные сегменты коры головного мозга в человеческом организме ответственны за то или иное нарушение речи. К областям, отвечающим за речь, относят височные извилины, задние части нижней лобной извилины, теменную область, область левого (доминантного) полушария головного мозга, которая находится на границе височной, теменной и затылочной областей. На этом основываются особенности нарушений.

Говоря о речевых сбоях, их обычно подразделяют на

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать речь;
  • нарушение способности произнесения отдельных слов.

На этом основываются классификации заболевания, составляется лечение.

Классификация по Лурия А.Р. является самой известной. Она включает следующие виды речевого нарушения, характеристика которых зависит от зон поражения головного мозга.

Выделяется:

  • моторная афазия афферентного и эфферентного типа;
  • динамическая;
  • сенсорная;
  • акустико-мнестическая;
  • семантическая.

Афферентная афазия выражается серьезным расстройством речи, человек с афазией не может говорить слова по желанию или просьбе. Все звуки речи даются с трудом. Это самая тяжелая ее форма, человек лишен возможности говорить слова. Произнести тот или иной звук человек может непроизвольно. Но если его попросить, совершить данное действие не удастся. Больному сложно осознать, как работать языком при воспроизведении звуков, как смыкать и размыкать губы.

Альтернативная классификация недуга

При этой форме расстройства первостепенная задача - научить больного произносить звуки. Зачастую здесь не обойтись без логопеда.

Эфферентный тип болезни.

Человек с афазией может произносить отдельные слова, но ему сложно переключаться между ними. У больного нарушается слого- и словообразование. Речевая деятельность сильно затруднена. Эффективное общение происходит с помощью мимики. Часто человеку психологически тяжело выстраивать речь. При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому.

Сенсорная афазия (акустико-гностическая)

Характеризуется повреждением зон мозга, ответственных за правильное восприятие речи. Люди слышат речь, но либо не понимают ее (особенно сложную). Фонематический анализ труден. Из-за недостаточного понимания, речь человека с сенсорным типом недуга быстрая, непонятная. Но он может произносить звуки, формируя из них слова.

Динамическая афазия

В этом случае у больных афазией зона повреждения располагается в заднелобных отделах левого полушария, в месте, находящимся рядом с зоной Брокка. Особенность этого типа афазии в уменьшении произнесенной речи. Больной правильно произносит все слова, но его речь скудная и медленная. В речи могут отсутствовать глаголы, междометия. Говорящий, нуждается в стимулирующих вопросах.

Возникает при поражениях теменно - затылочной части левого полушария. Особенность - неспособность больного понимать сложные речевые конструкции, логические связи между ними. Он не понимает смысла некоторых предлогов, сложных высказываний. Однако, речевые высказывания больного нормальны. Он понимает говорящего, выполняет инструкции, говорит сам.

Акустико-мнестическая афазия

Локализация нарушения - средние и задние отделы височной области. Дефект при такой афазии возникает в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные с трудом запоминают информацию, произнесенную вслух. Акустико-мнестическая форма нарушения влияет на объемы запоминания, больному удается запомнить совсем немного. В произносимой речи больных отличает маленький словарный запас.

Самые распространенные формы афазии в неврологии это афферентная, эфферентная и сенсорная. Эти виды недуга относятся к моторным. Среди них встречаются смешанные формы: афферентно-афферентная, моторно-сенсорная (более тяжелая).

Многие специалисты выделяют другие формы заболевания. Например, в трудах под редакцией Цветковой Л.С. можно встретить более обширную классификацию. Самой часто встречающимся заболеванием других типов является амнестическая афазия.

Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменно - височной зоны мозга. При таком типе заболевания у больного возникает ряд трудностей с называнием предметов. К примеру, он может знать название предмета, но не суметь объяснить для чего он нужен. Или же наоборот, больной может сказать о том, зачем нужна какая-то вещь, но название ее вспоминает с затруднением. После подсказки (первой буквы слова) вспоминает нужную информацию, но через минуту может вновь забыть. Также амнестическая афазия проявляется нарушением речи. Она спонтанна с превалированием глаголов при малом количестве существительных.

Так, забывчивость - самый яркий признак амнестическая формы нарушения. Близка к этому типу номинальная афазия - один из симптомов болезни Альцгеймера. В этом случае человек затрудняет назвать явления или предметы.

Наряду с амнестической следует выделить проводниковый тип заболевания. Проводниковая афазия характеризуется тем, что человеку сложно повторять за кем-то слова вслух. Этот фактор - клинический признак данной формы. Развивается осложнение вследствие поражения белого вещества верхних отделов головного мозга. Больной пропускает буквы, слова, если пишет текст под диктовку. Но понимание произнесенного другим человеком не нарушается.

Десять процентов всех случаев поражения лобно-височной зоны являются прогрессирующей афазией. Она представляет собой комплекс изолированных речевых расстройств. Обычно они возникают без определенной причины, развиваясь стремительно. Чаще всего такой тип болезни - предвестник нейродегенеративного заболевания мозга, такого как лобно-височная, кортико - базальная дегенерация или болезнь Альцгеймера.

Речевой статус при всех формах недуга условен, поскольку на практике редко встречаются ясные стандартные клинические картины. Его характеристика отличается в зависимости от конкретного вида заболевания.

Обычно больным свойственно появления аграмматизмов при разных видах афазии. При определенной форме они проявляют себя по-разному. К примеру, сенсорной афазии соответствует импрессивный аграмматизм (выражается в полном или частичном непонимании болеющим грамматических конструкций), для моторной экспрессивный(относится к активной речи, больной неправильно выбирает склонение, падежи и предлоги).

Диагностика афазии

Диагностикой этого заболевания занимается невролог. Но есть специалист по нарушениям речи - врач - афазиолог. Определяют наличие заболевание обычно с помощью специальных тестов. Диагностика включает в себя:

  • опрос больного (когда возникли речевые нарушения, какие события произошли перед этим);
  • осмотр больного, выявление неврологических симптомов недуга, таких как измененная высота рефлексов, асимметрия лица, опущение уголка рта и т. д.;
  • диагностика заболевания логопедом с целью определения стадии нарушения и предстоящую работу;
  • электроэнцефалография (метод, позволяющий оценить активность определенных зон головного мозга);
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография головы направлена на изучение мозга, его структуры, выявление кровоизлияний, гнойников, опухолей;
  • магнитно-резонансная ангиография (метод направлен на изучение проходимости сосудов в коре головного мозга, может обнаружить аневризмы сосудов).

Детская афазия

Нужно отметить, что афазия имеет большую распространенность у взрослых. В педиатрии такие нарушения встречаются значительно реже. Они характеризуются потерей ребенком с ранее сформированной речью речевых навыков. Детская афазия чаще встречается у мальчиков.

Чем младше ребенок, тем менее разнообразны признаки отклонений речи.

Причины детских речевых нарушений схожи со взрослыми. Это черепно-мозговые травмы, проблемы с сосудами мозга, опухоли, аневризмы, гематомы, энцефалит.

Особенность детской афазии в том, что обычно речь ребенка восстанавливается через несколько месяцев. Но это возможно, лишь при своевременном обращении к врачу и соблюдении всех рекомендаций.

Лечение обязательно проводится с участием логопеда. Для занятий применяются различные карточки, рисунки, компьютерные программы. Материал подготавливается в зависимости от формы заболевания. Детский мозг пластичен, он быстро приспосабливается к изменениям. Однако, насколько эффективны будут занятия, определяет форма и тяжесть нарушений.

К профилактике детской афазии можно отнести минимизацию возможности травм головы и своевременное обследование мозга, диагностика заболеваний ЦНС, сосудов мозга.

Лечение афазии

Терапия зависит от проблемы, вызвавшей болезнь

  1. Если нарушение вызвано опухолью - врачи использую метод хирургического вмешательства.
  2. Проводится устранение кровоизлияние, если болезнь вызвана этой причиной.
  3. Практикуется удаление гнойника из полости черепа хирургическим путем.

Широко в терапии используются препараты, улучшающие кровообращение мозга наряду с обменом веществ, нормализующие артериальное давление

Что можно посоветовать близким людям больного

К лечению относятся занятия с логопедом, они включают разные упражнения, воздействующие на дефект.

Афазия у левшей и правшей.

Считается, что речевые центры локализуются в доминирующем левом полушарии головного мозга. Однако для правшей полушарие, отвечающее за речь - правое. Поэтому афазия у левшей диагностируется при поражениях правого полушария головного мозга в отличие от правшей.

Профилактика афазии

Устранить все риски, которые могут повлечь речевые нарушения, невозможно. В ряде случаев причинами являются травмы и опухоли. Но некоторые меры можно предпринять. К ним относится контроль над артериальным давлением, позволяющий избежать нарушение кровообращения в мозге, избегание опасных травматических ситуаций.

Если у человека возникают проблемы с полным или частичным использованием речи, которая была полностью сформированной, то у него развивается расстройство, называемое афазией. Афазия – это патология цикла речи. При этом само речевое нарушение происходит не на артикуляционном уровне, а при формировании речи непосредственно в головном мозге человека.

Форма заболевания играет важную роль, ведь именно от нее зависит, то, как себя проявит данное отклонение. Люди, которые страдают данным заболеванием, нуждаются в проведении диагностики с неврологической стороны, психологической и речевой.

Возникают данные отклонения из-за того, что происходит образование патологии зон мозга головы, в которых располагаются речевые центры. Если сравнивать с алалией, при которой не происходит формирование речи, расстройство характеризуется потерей вербальной речи после ее полного формирования. У людей, которые болеют данным заболеванием (взрослые и дети) наблюдается нарушение экспрессивной речи, то есть нарушается:

  • звукопроизношение;
  • словарный запас и грамматика;
  • понимание и восприятие письменной речи.

Также происходит нарушение сенсорного восприятия, процессов на психическом уровне, двигательной активности. Все это делает нарушение одним из самых сложных расстройств.

Нарушения, которые протекают в речевых центрах коры головного мозга, возникают уже в период полностью сформировавшейся речи. Причина появления данного нарушения играет решающую роль, поэтому самым важным считается установить этиологию расстройства.

В большинстве случаев отклонение происходит из-за сосудистых патологий головного мозга, к которым относятся геморрагический или ишемический инсульт. После перенесенного геморрагического инсульта у человека наблюдается совмещенный или даже полный афазический синдром; после перенесенного ишемического срыва развивается моторная и сенсорная афазия.

Другой причиной развития данного расстройства являются черепно-мозговые травмы или воспаление, протекающее в головном мозге (например, энцефалит или абсцесс), опухоли, патологии в ЦНС, носящие хронический характер (заболевание Пика), ранее перенесенные хирургические манипуляции головного мозга.

Также можно выделить факторы, которые повышают вероятность развития отклонения. К ним относятся:

  • преклонный возраст;
  • наличие заболевания в анамнезе семьи;
  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • гипертония;
  • ревматические пороки миокарда;
  • ранее перенесенная транзиторная ишемическая атака;
  • повреждения мягких тканей головы, костей черепа.

То, насколько тяжело будет протекать отклонение, зависит от места нахождения и величины очагов патологии, возраста, этиологии и предшествующего заболеванию состояния.

Например, развитие расстройства при развитии опухолей головного мозга происходит постепенно, а при острой недостаточности в мозговом кровообращении, расстройство развивается стремительно.

Процесс восстановления после возникновения заболевания у молодых людей происходит гораздо быстрее, чем у пожилых людей.

Классификация

Классификация афазии – один из самых распространенных вопросов, который поднимался множеством исследователей. Выделяли различные виды нарушений, основываясь на анатомических, психологических или лингвистических критериях.

Но больше всего на данный момент ссылаются к распределению афазии по А.Р. Лурия, которое основывается на расположении очагов нарушения, протекающих в главном полушарии. Исходя из этой классификации, выделяют следующие типы афазий:

  • моторная афазия:
    эфферентная;
    афферентная.
  • акустико-гностическая афазия;
  • акустико-мнестическая афазия;
  • амнестико-семантическая афазия;
  • акустико-мнемическая афазия
  • динамическая афазия.

Если происходит нарушение в нижнем отделе прематорного участка, который также называется зона Брока, то развивается эфферентная моторная афазия (афазия Брока). При формировании афазии Брока проявляется кинетическая артикуляционная апраксия, которая не позволяет человеку осуществить переключение между разными артикуляциями.

Если наблюдается патология нижнего отдела постцентральной коры, что присоединяется к роландовой борозде, наблюдается затруднительный поиск артикулярного положения, которая нужна, чтобы произнести определенный звук. При данных изменениях формируется афферентная моторная афазия.

Сенсорная афазия возникает при поражении района задней трети верхней височной извилины, которая называется зона Вернике. Данная патология наблюдается нарушением фонематического слуха, происходит сбой в анализирующей и синтезирующей способности, что формирует патологию восприятия речи. Другое название — акустико-мнестическая афазия.

Если происходит поражение переднетеменных или задневисочных отделов коры мозга, формируется амнестико-семантическая афазия. При этом начинается сбой в работе памяти, что вызывает за собой сбой воспоминаний элементарных предметов или действий, а также рушится осознание грамматической конструкции.

Поражение заднелобного отдела головного мозга, подводит к развитию динамической афазии. В результате чего происходит патология построения правильного высказывания, а также страдает реализация речи.

Могут наблюдаться смешанные виды афазии. Их характеристика напрямую зависит от пересекающихся форм афазии.

Симптомы

Не важно, какой образуется тип афазии, в результате любого появляется общее речевое нарушение. Происходит это из-за выпадения любой речевой стороны, которая впоследствии вызывает вторичный распад всей речевой системы.

Люди, которые страдают афазией, обладают «телеграфным стилем» речи, то есть в произношении слышатся долговременные паузы, гипофония. Также начинается развитие алексии, аграфии.

Афферентная моторная афазия может проявляться в двух вариантах.

  1. При первом виде наблюдается формирование артикуляционной апраксии, абсолютное исчезновение спонтанной речи, а также появление речевого повторения.
  2. При втором типе происходит развитие проводниковой афазии, присутствие ситуативной речи, нарушения в повторениях и произвольных названиях.

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия сопровождается поражением восприятия слуховой информации, когда слуховой аппарат находится в полностью здоровом состоянии. Пациент не способен воспринимать речь других людей, а также наблюдается отсутствие контроля над словесным потоком.

Развитие акустико-мнестической афазии характеризуется неспособностью удерживать в памяти информацию, которая была услышана. При занятиях с логопедом пациент не может повторить следом за специалистом связку, которая состоит из трех-четырех слов.

Амнестико-семантическая афазия проявляется в виде потери памяти на название элементарных предметов. Данная афазия у детей встречается редко, чаще всего наблюдается среди людей пожилого возраста. Нарушается восприятие сложного оборота речи, в том числе отсутствует понимание пословиц или метафор, а также крылатых выражений. Возникает неспособность в понимании текста, который был прочитан.

При развитии динамического типа пациент способен верно произносить только отдельные звуки, короткие фразы и слова.

Методы диагностики заболевания

Для того, чтобы произвести полное обследование, коррекционную работу и терапию нужна помощь команды, которая состоит из невролога, нейропсихолога и логопеда.

Чтобы установить причину формирования отклонения назначают проведение КТ, магниторезонансная томография головного мозга, УЗДГ сосудов шеи и головы, а также дуплексное сканирование сосудов. Может потребоваться применение люмбальной пункции.

Обследует на наличие речевых отклонений логопед. В данном случае происходит анализ устной, письменной речи. Для того, чтобы диагностировать слухоречевую память, праксис, зрительный гнозис интеллектуальные процессы, необходимо подключить нейропсихолога.

Полная диагностика не только позволяет только установить наличие афазии, но и отличить ее от других расстройств речи: алалии(у детей), дизартрии или тугоухости.

Методы коррекции

Основным коррекционным воздействием, с помощью которого можно вылечить расстройство, считается медицинское и логопедическое направления.

Первым делом происходит лечение заболевания, которое вызвало развитие болезни. Это происходит под тщательным контролем невролога или нейрохирурга. В данном случае может применяться медикаментозное лечение, в некоторых случаях хирургическая операция, после чего наступает активная реабилитация (то есть использование механотерапии, физиотерапии и массажа).

Восстановление речи происходит на занятиях у логопеда, метод, который использует специалист, выбирается исходя из типа отклонения и этиологии.

Лучший эффект будет заметен, если коррекционная работа начнется сразу же после перенесенного инсульта или травмы. Но начало занятий, прежде всего, должно быть согласовано с врачом. Таким образом, произойдет препятствие фиксации речевых патологий. Период проведения такой работы может занять от двух до четырех лет.

Прогноз на восстановление функционирования речи зависит от того, насколько быстро началась коррекция, от очага поражения, возраста пациента и от состояния здоровья в целом.

Лучше всего лечению поддаются молодые люди или дети. Но не стоит забывать, что развитие данного заболевания у детей от пяти до семи лет, может стать причиной наступления тотальной афазии (полной утери речи). Тотальная афазия наиболее сложно поддается коррекции.

Если произошел спонтанный выход из моторной афазии, у человека развивается заикание.

Для того, чтобы предотвратить образование афазии, необходимо следить за здоровьем сосудов головного мозга, избегать черепно-мозговых травм и развитие воспалительных процессов. Самое главное помнить, что только совместными усилиями специалистов и членов семьи удастся восстановить пациента после столь серьезного речевого отклонения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!