Дидактический материал "правописание не с разными частями речи". Тренинг: правописание не и ни с разными частями речи Диктант на не с разными частями речи

1. Недисциплинированность заключается не в шалостях и незначительных нарушениях правил поведения, а прежде всего в невыполнении обязанностей школьника в учении, в нерадивом отношении к общественно полезному производительному труду, в стремлении переложить свою долю труда на других (Сухомл.) 2. Несамостоятельное выполнение учебных заданий - первый шаг к тунеядству. (Сухомл.) 3. Жизнь современного человека немыслима без постоянного духовного общения с книгой. (Сухомл.) 4. В молчании добро должно твориться. Но нечего об этом толковать (П.) 5. На склоне неглубокого оврага виднелась пасека. (Т.) 6. Вечерняя заря погасла, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени. (Т.) 7. Никто в доме не знал о предполагаемом побеге. (П.) 8. Осень стояла небывалая, сухая, бодрая, с ясностью холодноватого воздуха. (Пауст.) 9. У нас не было воды, хотелось пить. (Пауст.) 10. Выше подымается солнце, нестерпимо раскатывается ружейная и пулеметная трескотня. (Сераф.) 11. Распахнув дверь, командир неторопливо спустился к коню. (Гайд.) 12. Кто хоть раз увидел Приамурье, тот его не мог не полюбить. (В. Гусев.) 13. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь. (Л. Т.) 14. Несколько дней подряд я был занят чтением. (Гайд.) 15. Старик неохотно встал и вышел за мной на улицу. (Т.) 16. Высоко в небе над неоттаявшей землей заливался жаворонок. 17. На каникулах мы никуда не ездили, да и некуда было ехать. 18. Домой мы возвращались по неосвещенным улицам. 19. Дверь нам открыл мужчина. Заспанное его лицо было не злое, а скорее доброе. 20. Из соседней комнаты доносились голоса. Один из споривших явно негодовал. 21. У входа в кабинет беседовали двое. Один из них улыбался, но не мягко и дружелюбно, как обычно, а холодно и натянуто. 22. Недоумевая, я стал перечитывать письмо. 23. Решение нужно было принимать срочно, а посоветоваться не с кем. 24. Все места в зале уже были заняты, сесть нам было негде. 25 Лед на реке был не окрепший, а только слегка стянутый прозрачной корочкой. 26. Неожиданно мы вышли на большую солнечную поляну. Трава здесь была сочная, зеленая, никем не помятая. 27. Возвращаться на старую стоянку нам было уже незачем. 28. Многие вопросы сельскохозяйственной науки до сих пор не решены и ждут исследования. 29. Не зажигая огня, мы сидели тихо и переговаривались. 30. Не место красит человека, а человек место. (Посл.)

Кое-где желтеет запоздалый цветок. Травы высыпали в землю свои семена, и под ветром качаются их голые стебли. Еще зеленеет на пастбищах подъеденная травма, такой и под снег ляжет.

Далеко слышится пастушья труба. Еще держится изъеденный жучками лист на черной ольхе.

На перепаханных голых полях, за деревнею, убирают спелый картофель. Позднею осенью срезают на огородах капусту - тяжелые светло-зеленые кочаны. В высокие груды насыпана между грядами выкопанная красная морковка и толстая сладкая репа.

На краю леса еще краснеет обсыпанная ягодами высокая рябина, яркими круглыми бусами алеют на огороде ягоды малины. Кудрявый можжевельник обсыпан черными бусами - ждет не дождется снегу. Травы и деревья поют последнюю песню, хвалят землю, жаркое солнце, теплые дожди. (По И. Соколову-Микитову.) (109 сл.)

1. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий.

2. Гласные в суффиксах страдательных причастий.

ВСКРЫТИЕ РЕКИ

С крыльца нашего была видна река Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. И, наконец, пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: «Белая тронулась!». В одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога; и какая-то несчастная черная корова бегала по ней, как безумная, от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, рев которого долетал до ушей моих, и мне стало очень его жаль. Река на повороте загибалась за крутой утес, и скрылась за ним дорога и бегающая по ней черная корова.

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут и перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.

Лед все еще шел крепкой, сплошной, неразрывной, бесконечной глыбой. (С. Аксаков.) (195 сл.)

1. Не с разными частями речи,

2 Безударные гласные в окончаниях причастий.

КРЕПЧЕ МЫШЦЫ - ОСТРЕЕ УМ

Связаны ли между собой интеллектуальная деятельность и двигательная активность? Михаил Ломоносов мог легко завязать в узел железную кочергу, Лорд Байрон участвовал в боксерских поединках. Писатель А. Куприн был одним из лучших тяжелоатлетов и борцов Киева. Все они утверждали, что тренировка и укрепление мышц помогают им в умственной работе.

Мышцы и интеллект, тонкость натуры и мощь кулаков, светлый ум и физическая сила. Их близкое соседство кажется странным и непонятным. Но физиологи доказывают, что интеллект работающих, хорошо физически развитых людей гораздо выше, чем у людей, лишенных крепкой мускулатуры. Это объясняется тем, что поступающие от мышц сигналы - необходимая предпосылка для успешной работы мозга.

Необходимость постоянных тренировок для работы мозга уже вполне оценили руководители ряда американских фирм. Их сотрудники, занимающиеся физподготовкой, поддерживающие себя в надлежащей форме, получают надбавку к зарплате. (А. Суворов.) (131 сл.)

1. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

3. Н - нн в суффиксах прилагательных.

ВЕСЕННИЙ ВЕТЕР

Утром белел на лужах сквозной ледок, а теперь, за полдень, бегут ручьи, нежатся на солнышке собаки и полощутся бойко воробьи. Ветер тугой, сыровато-теплый. Потянет, рванет порой: бойкий, весенний ветер. Прислушаешься - шумит, смеется. И небо - в ветре: густо голубое за золотистыми прутьями тополей. Тепло и - свежесть. И в свежести этой - струйки от тающего снега, от потеплевшей земли и крыш, от бьющихся в ветре прутьев, которые посочнели и сияют от ветра, ветра, пронесшегося полями и лесами. И голубями как будто пахнет, томною воркотнею их, и теплой сыростью погребов с помягчевшим льдом. Весна… Она засматривает в глаза разрумяненными «жаворонками» и белыми колпачками пасох в бумажных розанах, кивает с телеги веселой вербой красноватыми прутьями и серенькими вербешками, золотится крестами в небе, кричит в голосах разносчиков. (И. Шмелев.) (124 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных, существительных, причастий.

2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

3. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, редевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом… Звездчатые цветы, белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады. (А. Куприн.) (76 сл.)

1. Н и нн в суффиксах отыменных прилагательных.

2. Не и ни с разными частями речи.

3. Безударные проверяемые и чередующиеся гласные в корне.

Кто не знает этих простых луговых и лесных милых цветов?

Идешь, бывало, в лес по нахоженной, давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру лиловые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики, у самого леса, уже под деревьями, цветет иван-да-марья. А у самой тропинки, по обочинам канав, на лесных зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки. На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками. (И Соколов-Микитов.) (78 сл.)

1. Гласные и согласные в приставках.

2. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

3. Непроизносимые согласные в корне.

4. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

5. Пунктуация при однородных членах, в сложных предложениях.

Из всех певчих птиц - лесных музыкантов - самая скрытная и красивая - золотисто-желтая иволга.

Живут иволги в березовых чистых рощах, в старинных тенистых парках, в высоких дубовых и липовых аллеях.

Весною иволги появляются поздно, когда рощи уже одеты зеленой листвою и все лесные певчие птицы давно при летели.

Кто не слыхал в березовой роще громкий свист иволги? Точно на невиданных музыкальных инструментах играют в лесу неведомые музыканты.

Трудно найти гнездо иволги, искусно подвешенное в зеленых ветвях деревьев. Не всегда удается близко увидеть и саму чудесную птицу, скрытно пролетевшую от дерева к дереву. Лишь иногда, перелетая открытую, освещенную солнцем лесную полянку, блеснет она своим ярким оперением. (И. Соколов-Микитоа.) (103 сл.)

1 Буквы н - нн в суффиксах прилагательных и наречий.

2. Непроизносимые согласные в корне.

3. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

4. Пунктуация при однородных членах деепричастных и причастных оборотах.

ЛОМОНОСОВ

Отец Ломоносова, поглощенный хозяйственными заботами, почти не занимался воспитанием сына. Тот рос в основном на попечении матери, здоровья был крепкого, ума быстрого и мечтательного. Он жадно впитывал в себя картины природы, таинства роста и цветения трав, запоминал повадки птиц и зверей. Свежий и зоркий взгляд сопутствовал ему на протяжении всей жизни. Не случайно спустя много лет великий ученый по памяти нарисовал карту родных мест.

В родительском доме юный помор впервые научился русской грамматике. Сначала Михайло освоил книги духовные, сборники старинных легенд. А потом и книги светского содержания.

Вьюжной декабрьской ночью 1730 года юный помор ушел в Москву, чтобы попытать счастья в науках и ремеслах. Пройдут годы Михайло Ломоносов закончит Славяно-греко-латинскую академию в Москве и Академический университет в Петербурге, уедет для продолжения образования в Германию и вернется на родину подающим надежды химиком, математиком, мастером стихотворного красноречия. (О. Ларин.) (138 сл.)

1. Буквы е и в падежных окончаниях существительных.

2. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных и причастий.

3. Пунктуация при однородных членах, при причастных оборотах.

НЕ ТРОГАЙТЕ ЛЕСНЫХ ДЕТЕНЫШЕЙ

Не все знают, что нельзя уносить из леса лесных детенышей.

Взрослея, зверята стремятся познавать жизнь, но у них еще нет достаточной осторожности, они не научились бояться людей. Поэтому порой в лесу можно встретить одиноких детенышей лесных обитателей. И не только в лесу - вблизи городов и поселков, на обочине шумного шоссе.

Однако это вовсе не значит, что звереныши потерялись и их надо спасать. Абсолютное большинство животных в естественных условиях обитания никогда не теряет и не бросает детенышей. И еще помните, что выходить «спасенного» детеныша дикого животного в домашних условиях крайне сложно. Не обязательно, конечно, он погибнет, однако нормального, здорового животного из него не вырастет, даже если вы устроите им сносную жизнь в течение осени все равно придется выпустить их в лес. Выпустить на погибель: птенец или звереныш, проживший стадию возмужания возле человека, не подготовлен к самостоятельней жизни в природе.

Не рассчитывайте всерьез, что, принеся в дом дикого звереныша, вы добьетесь с ним того же взаимопонимания, какое есть у человека с давно одомашненными животными. Не вырастить из рыси Кисы, из медвежонка добродушного Потапыча. И если доведется вам встретить во время загородной прогулки симпатичного звереныша, пожалуйста, не трогайте его. Оставьте его в чесу. (Г. Бажутн.) (196 сл.)

1. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

2. -Тся и -ться в глаголах.

3. Не с разными частями речи.

4. Пунктуация при деепричастиях и деепричастных оборотах, в сложных предложениях.

СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ

Для меня главным было служение Родине, своему народу. Дни моих самых больших радостей совпали с радостями Отечества. Тревога Родины, ее потери и огорчения всегда волновали меня больше, чем личные.

С каждым годом по времени мы все дальше уходим от военной поры. Это было необычайно трудное, но и очень славное время. В те годы мы еще больше закалились и скопили огромный моральный капитал. Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для победы над врагом.

Наука побеждать - не простая наука. Но тот, кто стремится к победе, кто борется за дело, в правоту которого верит, всегда победит. (Г. Жуков.) (100 сл.)

2. Не с разными частями речи.

3. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

4. Пунктуация при деепричастных оборотах, в сложных предложениях.

ДОЖДЬ В ЛЕСУ

Невозможно передать прелести пребывания в лесу под елкой во время теплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождем, ворвался в середину нашей густой елки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ежик пришел. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей елке. И мы долго сидели, и все было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал… (М. Пришвин.) (71 сл.)

1. Буквы е - и в падежных окончаниях существительных.

2. Безударные проверяемые гласные в корне.

3. Пунктуация при причастных оборотах, в сложных предложениях.

С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ

В больших заповедниках, в наших нетронутых лесах водятся благородные олени. Благородный олень - очень красивое, стройное животное с большими ветвистыми рогами.

Когда-то оленей везде было много. В далекую старину на них охотились, травили собаками, убивали стрелами из луков и закалывали острыми копьями. Охотиться на оленей теперь строго- настрого запрещено.

Доверчиво относятся к людям красивые, смелые олени. На лесной поляне, в сосновом бору, устроена кормушка. Каждый вечер приходят сюда олени. Спокойно едят они сено и почти не боятся, когда близко подойдет человек, чтобы ими полюбоваться. (И. Соколов-Микитов.) (86 сл.)

1. Тся и -ться в глаголах.

2. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

3. Безударные проверяемые гласные в корне.

4. Пунктуация при однородных членах, в сложных предложениях.

НА ОСТРОВЕ СПАСЕНИЯ

На великом разливе Волги там и тут виднелись копеечки незалитой земли, куда устремлялись разные зверьки.

Водяная крыса плыла, наверно, очень издалека и, усталая, прислонилась к ольховой веточке. Легкое волнение воды пыталось оторвать крысу от ее пристани. Тогда она поднялась немного по стволу, села на развилочку.

А на довольно-таки большом дереве, стоящем, наверно, под водой на высоком пригорке, сидела жадная, голодная ворона и выискивала себе добычу. Невозможно бы ей было углядеть в развилочке водяную крысу, но на волне от соприкосновения с хвостом крысы плыли кружочки, и вот эти-то кружочки и выдали вороне местопребывание крысы. Тут началась война не на живот, а на смерть.

Несколько раз от удара клюва вороны крыса падала в воду, и опять взбиралась на свою развилочку, и опять падала. И вот совсем было уже удалось вороне схватить свою жертву, но крыса не желала стать жертвой вороны.

Собрав последние силы, так ущипнула ворону, что из нее пух полетел. Ворона даже чуть не упала в воду и только с трудом справилась, ошалелая села на свое дерево и стала усердно оправлять свои перья, по-своему залечивать раны. (М. Пришвин.) (178 сл.)

1. Не с разными частями речи.

2. Гласные и согласные в приставках.

3. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

4. Пунктуация при обособленных членах, однородных членах, вводных словах.

Настоящее имя этого человека было Евграф Иванов; но никто во всем околотке не звал его иначе, как Обалдуем. И действительно, это прозвище как нельзя лучше шло к его незначительным, вечно встревоженным чертам. Обалдуй был загулявший холостой дворовый человек, который, не имея никакой должности, не получая ни гроша жалованья, находил, однако, средство каждый день покутить на чужой счет. У него было множество знакомых, которые поили его вином и чаем, сами не зная зачем, потому что он не только был в обществе забавен, но даже, напротив, надоедал всем своей бессмысленной, болтовней, несносной навязчивостью, лихорадочными телодвижениями и беспрестанным неестественным хохотом. Он не умел ни петь, ни плясать, отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все «лотошил» да врал…

И между тем ни одной попойки за сорок верст кругом не обходилось без того, чтобы его долговязая фигура не вертелась тут же между гостями, — так что уж к нему привыкли и переносили его присутствие как неизбежное зло.

Моргач нисколько не походил на Обалдуя. К нему тоже шло название Моргача, хотя он глазами не моргал более других людей. Несмотря на мое старание выведать пообстоятельнее прошедшее этого человека, в жизни его для меня оставались темные пятна. Это человек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчетливый. Он осторожен и в то же время предприимчив, как лисица. Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз, как его крошечные, лукавые «гляделки». Они никогда не смотрят прямо — все высматривают да подсматривают. Его не любят, потому что ему самому ни до кого нет дела.

И. С. Тургенев (260 слов)

1

Герои Л. Толстого неопределимы. Определять можно нечто статическое, неподвижное, остановившееся в своем развитии, герои же Толстого никогда не являются перед нами в готовом виде. Они не сотворены раз и навсегда, они вечно снова и снова творятся. Одно свойство появится в них и погибнет, уступая место другому, перевоплощаясь в третье — и нет в них ничего твердого, установленного, застывшего. И когда мы через несколько страниц снова встречаем у Толстого какого-нибудь из героев, это герой уже новый, и тот, и не тот, и если у него что остается неизменным, так это именно та душевная мелодия, та душевная окраска, которой Толстой наделяет каждого из персонажей. И что главное, мы совсем не замечаем у Толстого никакого труда, никакого напряжения. Как будто это очень легко — создать тысячи людей, поставить каждого в центр вселенной… До сих пор этого не мог ни один писатель. Толстой же, выполняя это величайшее, невозможное для рук человеческих дело, ни разу не передохнет, не запнется, не остановится. Кажется, что творения Толстого не созданы человеком, а выросли сами собою. Перед «Войной и миром» как будто стоишь на берегу океана и чувствуешь себя маленьким, ничтожным. И вообще ничего человеческого нельзя себе представить в Толстом как художнике. Ни лирики, ни пафоса, ни взлетов. Его нечеловеческое вдохновение ровно, неуклонно, уверенно. Все события в его творениях созревают не раньше и не позже, чем нужно.

К. Чуковский «Л. Толстой».

2

Были и потом еще встречи, откровенные разговоры, когда проявляется, ощущение, что с души как бы сама собой сползает защитная кожа, и она, ободранная и беззащитная, кричит от малейшего прикосновения, но для меня главное уже состоялось там, в маленьком брянском безвестном поселке, моем родном поселке Косицы. На судьбу каждого человека в нашей стране, если он даже появился на свет уже после, наложила свой неизгладимый отпечаток последняя война; да, народ нашел в себе силы заново отстроить сотни городов и тысячи стертых с земли сел; мало того, народ, тот самый, многоликий и неисчерпаемый, проявил невиданные возможности движения дальше; отказывая себе в самом необходимом, он первым шагнул в космос, и это чудо явилось закономерным продолжением немыслимого подвига войны и победы; народ должен был как бы взглянуть на свой лик из далей почти божественных, из тех пространств, на том удалении, когда прорисовывается только суть, только главное и отсеивается все наносное, временное, случайное. И народ увидел свой лик, лик творца и созидателя, первопроходца… - и в этом был смысл прорыва в космос, прорыва дерзкого, невидимого, неслучайного. Все мы заняты трудной арифметикой буден; это закономерно - подвиг космоса мог состояться только опираясь на материк незаметного, повседневного, кропотливого труда миллионов, но ведь недаром из края в край ликовала от океана до океана гигантская страна, и не было в ней человека, который не считал бы себя приобщенным к этому событию века.

П. Проскурин «Возвращение».

3

В тот ранний весенний день я впервые увидел в руках у школьников букеты свежих чудесных роз - алых, белых, густо-исчерна-бордовых. Брянская земля — и розы? Это было нечто совсем уж несовместимое для меня, я знал свою землю всякой - истерзанной, залитой из конца в конец кровью, в оплывших пожарищах, в виселицах, видел ее дороги, заваленные трупами, видел глаза ее детей на иссушенных голодом, казавшихся старческими, лицах, с нездоровой, тонкой, морщинистой кожей.

Вся жизнь пронеслась передо мной, и рядом была могила матери; погост виднелся в полукилометре, в жидких весенних ракитах через поле, блестевшее по низинам весенней водой. Все это поле я не раз исходил из конца в конец, здесь я и пахал, и косил, здесь не раз вырастали высокие золотистые скирды, и веселая работа заканчивалась здесь, бывало, поздней ночью, когда в черное, душное небо высыпали звезды; многое вспомнилось, пока я перебирался через раскисшее поле; главное же, по-прежнему оставалось странное и непривычное чувство возвращения земли. Вдали черным полукружьем виднелась весенняя громада леса, над нею небо — стремительное, сквозящее…

На склонах пригорков, обращенных к югу, уже дымилась первая зелень, я шел, и еще казалось, что никакого прошлого нет, никогда не было и быть не может, что прошлое просто придумали, и что так называемое прошлое это и есть сам человек, его руки-ноги, его тело, сердце и мозг, его опыт, его поле и его небо, и что даже могилы - это живые письмена, всегда доступные, говорящие уставшему сердцу о самом сокровенном.

Насквозь пронизываемый ветром погост был невелик, тихо-тихо ныли готовые взорваться первой зеленью ракиты; погост располагался на песчаном взгорке, и здесь было сравнительно сухо. Я положил розы к подножию железного креста; было зябко и просторно вокруг, только светили горизонты, и от края до края свободно и вольно гулял ветер.

П. Проскурин «Возвращение».

4

Деревенская жизнь, постоянное и тесное общение с простым, тесно связанным с природой миром людей для меня продолжалось уже в дальнейшей жизни урывками, во время недолгих и торопливых приездов к матери и брату. Сам я уже выбыл непосредственно из самого круговорота сельской жизни, то есть я больше не пахал, не сеял, не радовался первым, удачным, густо испещрявшим поле всходам, я уже не ощущал теплую, потную шерсть коровы-кормилицы, когда она, возвращаясь вечером домой, пахла парным молоком и целительным настоем лесных и луговых трав и когда, сгребая с ее спины полчище комаров и мошек голой ладонью или тугим пучком соломы, ощущаешь свое древнее родство с великим и бессмертным миром природы, и петухи на заре уже будили меня как-то иначе, и слушал их я уже с каким-то чувством грусти и растерянности перед стремительно мелькавшим временем, и этого уже тоже нельзя было переменить.

Я не верю тем писателям, которые вышли из деревни и которые, возвращаясь время от времени к отчему порогу, пытаются уверить других, что для них в отношении с землей, с природой ничего не изменилось, и они такие же, как были до своего ухода в городскую жизнь. Так не бывает, древние правы, нельзя войти в одну и ту же реку дважды — и ты меняешься, и река меняется; с возрастом остаются лишь влекущие миражи детства или юности.

П. Проскурин «Возвращение».

5

Иногда необходимо возвращаться назад, чтобы ещё и ещё раз понять и сказать себе, что и сам ты, и всё твоё вышло из детства и юности, и тем самым как бы оправдать происходящее в самом себе и вокруг; без этого дальнейший путь теряет всяческий смысл.

Найдя в один прекрасный день после долгих размышлений и мук районную контору по оргнабору и изучив список мест, куда требовалась как мужская, так и женская «рабсила», я выбрал самое отдалённое, что только было, Камчатку, хотя минутой раньше совершенно не помышлял ни о какой Камчатке, и, не раздумывая, тут же заключил договор, сдал паспорт объемистому гражданину, с толстым портфелем, уполномоченному оргнабора, некоему Титову, получил у него взамен сто пятьдесят рублей, внимательно выслушал от него наставление, когда нужно будет явиться окончательно и что необходимо взять с собою, и с облегченной душой вышел на улицу. И сразу весь мир изменился, мне стало легко и свободно - впереди три с лишним года неизвестной, но вполне стабильной жизни; она будет определяться отныне статьями великолепной казенной бумаги с наименованием «Трудовой, договор» под № 123 от 15 июня 1954 года; и, следовательно, мне была обеспечена еще на три года возможность писать стихи, пьесы, повести да и романы (к этому времени я написал уже несколько глав фантастического романа о путешествии к центру Земли, жаль, право, что эти главы, написанные на обоях, съели потом мыши, когда мать после моего отъезда на Камчатку собрала мои писания, сложила их в ящик из-под немецких мин, защелкнула двумя запорами и положила этот ящик для сохранности в самое сухое место — на потолок, на чердак).

О другом я не помышлял в то время и отправился бесцельно бродить по улицам своего родного городка; любовь к нему была во мне неистребима, несмотря на связанные с ним самые тяжелые и страшные минуты в жизни.

П. Проскурин «Возвращение».

6

Господи, чем только не занимаются люди в больших городах и где только не ютятся, когда приезжают туда на завоевание славы, в погоне за счастьем или же, как мой друг, ради осуществления своего призвания!

Мой друг не снял ни одного фильма, но я смею думать, что кино действительно было его призванием. В те годы я знавал немало людей, воображавших себя во сне и наяву кинорежиссерами и кинооператорами, многим из них, кстати сказать, удалось осуществить свои надежды, но никогда, ни в те памятные дни, ни после, я не встречал человека, до такой степени одержимого кинематографом, как мой друг. В известном смысле вся жизнь воспринималась им как подобие одной бесконечной, то сенсационно захватывающей, а то элегически-созерцательной ленты; а может, и наоборот, вся суета жизни, соперничество, столкновения, утраты имели для него смысл лишь в качестве возможного материала для сюжетных хитросплетений, поворотов и ходов. Возглас в автобусной перепалке звучал для него удачной репликой в диалоге, объятия влюбленных в подворотне выражали любопытную мизансцену, вид из окна на московские крыши и одряхлевшие липы представлялся подмеченным на всякий случай планом.

Всю полноту бытия воплощало для моего друга кино. И несравненным счастьем одаривало его, и томило болью обид. Только вот источником существования никак не могло ему служить. Тут сами собой напрашиваются соображения о ненадежности, необеспеченности всякой неистовой преданности вообще - боюсь, что эта тема далеко меня заведет. Речь же идет о том до обиды ледяном дне ранней зимы, когда мы, сидя в прокуренной комнате одной из редакций, в какие забредали не ради заработка даже, а ради общения, компании, ради того, что человеку, как замечал Достоевский, надо куда-то пойти.

А. Макаров «Пальто из скупки».

7

Много самых различных мыслей и чувств пронеслось в голове, пока я бродил по тихим, поросшим привычной упругой травой улицам; прежнего городка, уютного, со старыми купеческими домами, с затейливой лепниной на фронтонах и по карнизам, и в помине не было — война ничего не пощадила, и даже старые церкви и монастыри с их трехметровой толщины стенами у оснований, не говоря уж о верхах, куполах, сегментах были непоправимо покалечены. Я прошел по улице своего детства, на ней тоже почти не сохранилось старых, знакомых мне домов, я видел вновь поднимавшееся, наспех сооруженное жилье; я шел по улице от центра к реке, тем самым путем, которым когда-то неисчислимое множество раз гонял на луг и пригонял домой гусей, бегал в жаркие летние дни купаться, возил зимой из колонки воду в бочке, поставленной на салазки, или перелезал через монастырскую ограду на стадион во время футбольных матчей… Мне показалось, что ничего этого не было, что всё это привиделось в каком-то счастливом, неясном сне, — и тогда я понял, скорее, не понял, а кожей ощутил, почувствовал, что лучшая, несмотря ни на что, часть жизни, когда каждый миг был неповторимым узнаванием, открытием, уже позади и уже никогда больше не вернется.

Незаметно я вышел за город и долго сидел на обрыве, не отрываясь от широко раскинувшегося внизу, еще кое-где покрытого полой водой, широченного пространства заливных лугов с петлявшей по ним речкой — безлюдье было передо мной и неизвестность. Только потом, много лет спустя, я понял, что это и была та заповедная страна моего детства, из которой и начинался иной путь, иной отсчет жизни, это была моя Русь, и Русь эта проляжет на всю последующую жизнь огненной нитью через самое сердце, и я всегда буду помнить эту минуту на обрыве моего детства, буду помнить, что именно с этого момента мне никогда больше не будет страшно.

П. Проскурин «Возвращение».

8

1) Морозна не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчемные люди, которым нельзя верить. 2) Он (Левинсон) был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк, у которого, может быть, недостает уже зубов, но который властно водит за собой стаи - непобедимой мудростью многих поколений. 3) В теплой вечерней мгле, в скрипе нагруженных телег, в протяжном мычании сытых недоеных коров угасал мужичий маетный день. 4) Левинсон слушал, не вмешиваясь. 5) Морозка заколебался. Левинсон подался вперед и, сразу схватив его, как клещами, немигающим взглядом, выдернул из толпы, как гвоздь. 6) Морозка незаметно отстал. Последние мужики обогнали его. Они говорили теперь спокойно, не торопясь, точно шли с работы, а не со сходки. 7) Левинсон как бы показывал людям, что он прекрасно понимает, отчего все происходит и куда ведет, что в этом нет ничего необычного или страшного и он, Левинсон, давно уже имеет точный безошибочный план спасения. На самом деле он не только не имел никакого плана, но и вообще чувствовал себя растерянно, как ученик, которого заставили сразу решить задачу со множеством неизвестных.

А. А. Фадеев «Разгром».

9

С тех пор как ввели местное время, началась невообразимая путаница в расписаниях авиа, железнодорожных и автобусных рейсов. В газеты и учреждения тысячами посыпались письма, да и я сам, вроде б неплохо умеющий считать, несколько раз попадал впросак с этими рейсами, рассчитанными то на московское, то на местное время. В Комитете по метеорологии кому-то просто нечем заняться… Вообще психология столичного работника весьма и весьма отлична от психологии областного, это заметно даже на уровне уборщицы, не говоря уж об администраторе гостиницы.

У гостиницы «Москва» я отпустил черную «Волгу». Вход со стороны Исторического музея был закрыт, я обогнул массивную колоннаду, но швейцар со стороны Госплана отправил меня обратно. Может быть, для того, чтобы я не попортил в вестибюле пластмассовые деревья - жалкий остаток Хаммеровского летнего сада, что устроен в торговом центре рядом с Совмином РСФСР. Человек десять, таких же, как я, минут пятнадцать нервничали у стеклянных дверей. Наконец нас впустили. Я всегда поражался, наблюдая метаморфозы, происходящие с людьми перед лицом билетной кассирши или гостиничной администраторши. Солидные дяди сразу теряют свой вид, превращаются в жалких просителей, в их речи появляются уменьшительные суффиксы. Неужели я точно так же выгляжу сейчас со своим служебным удостоверением?

В. Белов «Одна из тысячи».

10

Ивин и лейтенант шли берегом к мосту, мокрые головы у обоих просохли, и солнце припекало их, обжигало давно перегревшиеся голые плечи. Лейтенант залюбовался далеким белым облаком, очертаниями напоминавшим огромную рыбу, и вдруг увидел, что на ослепительно белом боку облака закружилась темная точка - блуждающий в поднебесье ястреб. Лейтенант обернулся к Ивину, желая сказать ему что-нибудь веселое или просто дружелюбное, но, взглянув на лицо солдата, вздохнул только и ничего не сказал. И снова подумал о невеселом деле, с которым ехал в полк. Лейтенант знал, что ожидает Ивина, знал и то, какие неприятности ждут его самого.

Ивин же, шагая позади лейтенанта, томился от зноя и нехотя думал о том, что все люди равны… равны, конечно, но почему этот мальчик имеет такую власть над ним? Ивин уныло смотрел на треугольную спину лейтенанта, на которой вспухали и исчезали мускулы, и пытался постичь, почему этого стройного мальчишку он должен называть «товарищ старший лейтенант». Но мысли Ивина текли лениво, в голове стоял какой-то невнятный гул, мгновеньями томительно хотелось совсем исчезнуть, раствориться в ярой бездумной солнечной стихии, и он покорно брел вслед за лейтенантом, которому вдруг захотелось пройти вверх по реке и опять проплыть по течению до глиняных обрывов.

А. Ким «Остановка в августе».

11

Между прочим, в один из вечеров поехал я в так называемый Карантин. Это небольшая, плешивая рощица, в которой когда-то в забытое чумное время в самом деле был карантин, теперь же живут дачники. Ехать к ней приходится от города четыре версты по хорошей мягкой дороге. Едешь и видишь: налево голубое море, направо бесконечную хмурую степь; дышится легко, и глазам не тесно. Сама рощица расположена на берегу моря. Отпустив своего извозчика, я вошел в знакомые ворота и первым делом направился по аллее к небольшой каменной беседке, которую любил в детстве. По моему мнению, эта круглая, тяжелая беседка на неуклюжих колоннах, соединявшая в себе лиризм старого могильного памятника с топорностью Собакевича, была самым поэтическим уголком во всем городе.

Я сел на скамью и, перегнувшись через перила, поглядел вниз. От беседки по крутому, почти отвесному берегу, мимо глиняных глыб и репейника бежала тропинка; там, где она кончалась, далеко внизу у песчаного побережья лениво пенились и нежно мурлыкали невысокие волны. Море было такое же величавое, бесконечное и неприветливое, как семь лет до этого, когда я, кончив курс в гимназии, уезжал из родного города в столицу; вдали темнела полоска дыма - это шел пароход, и, кроме этой, едва видимой и неподвижной, полоски, ничто не оживляло монотонной картины моря и неба. Направо и налево от беседки тянулись неровные глинистые берега…

А. П. Чехов «Огни»: (213 слов)

12

Солнце, набирая апрельскую высоту, неназойливо, но ободряюще пригревало, и оттого, должно быть, так хорошо было людям, что-то продающим, что-то разглядывающим и покупающим. В первые минуты Иван, ошалевший от ярмарочной сутолоки, не заметил ни одного угрюмого лица. Все были довольны, все улыбались друг другу - и те, кто предлагал и разворачивал товар, и те, кто топтался перед товаром, а уж о тех, кто примеривал и показывал обнову, и говорить нечего.

Сначала надо было осмотреться. Народ быстро менялся, и постепенно Иван стал отличать залетных, случайных, посетителей от завсегдатаев. Первые, заметил он, бестолково кружились в людском водовороте, лезли то туда, то сюда, почти не застаиваясь, с разбегающимися и удивленными глазами. Завсегдатаи никуда не торопились - они неспешно, не бранясь даже на чересчур лихо продирающегося нахала, переходили с одного места к другому, сосредоточенно изучали товар, видать, производя в уме сложные прикидки и расчеты.

Илья Кашафутдинов «Джинсы».

13

Ни одна страна в мире не окружена такими противоречивыми мифами о её истории, как Россия, и ни один народ в мире так по-разному не оценивается, как русский.

Н. Бердяев постоянно отмечал поляризованность русского характера, в котором странным образом совмещаются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевная тонкость с грубостью, крайнее свободолюбие с деспотизмом, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с национальной гордыней и шовинизмом. Да и многое другое. Другая причина в том, что в русской истории играли огромную роль различные «теории», идеология, тенденциозное освещение настоящего и прошлого. Приведу один из напрашивающихся примеров: петровскую реформу. Для её осуществления потребовались совершенно искаженные представления о предшествующей русской истории. Раз необходимо было большее сближение с Европой, значит, надо было утверждать, что Россия была совершенно отгорожена от Европы. Раз надо было быстрее двигаться вперед, значит, необходимо было создать миф о России косной, малоподвижной и т.д. Раз нужна была новая культура, значит, старая никуда не годилась. Как это часто встречалось в русской жизни, для движения вперед требовался основательный удар по всему старому. И это удалось сделать с такою энергией, что вся семивековая русская история была отвергнута и оклеветана. Создателем мифа об истории России был Петр Великий. Он же может считаться создателем мифа о самом себе. Между тем Петр был типичным воспитанником XVII века, человеком барокко, воплощением заветов педагогической поэзии Симеона Полоцкого — придворного поэта его отца, царя Алексея Михайловича.

Д. С. Лихачев. «Русская культура в современном мире».

Алгоритм правописания частицы не с существительными, прилагательными и наречиями на -о:

1

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки (Т.). Я невольно любовался Павлушей (Т.). Дышал ненастный ветер (П.). Небольшой котёльчик висел над одним из огней… (Т.) Она была далеко не красавица (Л.). Мы повели между собой неторопливый разговор (Пауст.). Солнце было не мутное, как вечером, а светлое, отдохнувшее за ночь (Пауст.). На глазах у нее выступили слезы, не робкие, не горькие, а гордые, сердитые слезы (Ч.). Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл (Ч.). Направо и налево от беседки тянулись неровные глинистые берега (Ч.). Давыдов шел неспешным, но широким шагом (Шол.). Не слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери (Л.). Направо желтая, немигающая звезда стояла невысоко над лесистыми холмами (А. Н. Т.). В необыкновенной тишине зарождается рассвет (Пауст.). Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка (Л.). Выражение этого взора было очень неопределенно, но не насмешливо (Л.). Незнакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, некрасивым собой и ничем не замечательным (Ч.). За окном горел, никак не мог погаснуть неяркий свет (Пауст.). Изба была никуда не годна (А.Т.Н.). Воспоминания - это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир (Пауст.). Вихорь, не холодный, а теплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице (Т.). Особенно хорош сад, небольшой, но густой и приятно запутанный (М.Г.). Она запела: голос ее недурен. (Л.)… Я намерен немедленно улизнуть (Т.).

2

Кто-то не спеша шел по аллее (Ч.). Метелица свирепо осадил жеребца перед самым носом мальчишки, едва не задавив его (Фад.). Егорушка быстро, не желая ни о чем думать, положил под голову узелок, укрылся пальто (Ч.). Метелица пошарил глазами, прислушался и, не найдя ничего подозрительного, бесшумно и быстро перемахнул через забор (Фад.). Не убив медведя, шкуры не продают (посл.). Не зная, ни кто нас зовет, ни куда нужно идти, и я и старуха вскочили и бросились сквозь дым вслед за матросом (Т.).

3

Она негодовала, ненавидела тетю (Ч.). Рис в пирожках недоварен (Ч.). Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь - не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары (Гр.). Ни один не колыхнется на березках белый лист (П.). Он жил, словно никого вокруг себя не замечал и ни в ком не нуждался (Т.). … И ничего ему не нужно было, и ничто его не связывало (Т.). Но, не признавая ничего, он не только не был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л.Т.). Клим никогда еще ни с кем не говорил так, как с Мариной (М. Г.). Киселев участвовал в войнах с Наполеоном, но ни разу не был не только ранен, но даже поцарапан (Пауст.). Кое-как простившись, не взглянув ни на чье лицо, Володя вышел из столовой (Ч.). Гусь нисколько не обиделся, что незнакомая собака поедает его корм (Ч.). Навек оставлю Рим: я рабство ненавижу (П.).

4

Вообще из всех людей, когда-либо встречавшихся с Чеховым, не было, кажется, ни одного, кто, вспоминая о нем, не отметил бы этой глубоко народной черты: лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству. Нельзя было поверить, что тот, перед кем благоговеет вся страна, может до такой степени не ощущать своей славы.

Он словно задачу перед собой поставил: стушеваться, не выпячивать ни перед кем своего «я», не угнетать никого своими заслугами. «Когда обо мне пишут, это меня неприятно волнует», - говорил Чехов.

Не извлекать из своего дарования никаких привилегий, чтобы оно не вставало преградой между ним и другими людьми. Никогда, ни при каких, обстоятельствах не разрешать себе ни зазнайства, ни чванства.

Чехов писал в редакцию журнала: «Пожалуйста, не печатайте в объявлениях меня так длинно. Это не принято». Когда печаталось полное собрание его сочинений, Чехов, как об особой услуге, просил издателя не печатать при этом ни его портрета, ни его биографии. Вообще было бы неплохо, если бы молодые писатели, подробно изучив биографию Чехова, сделали ее образцом своего поведения, потому что эта биография есть раньше всего учебник писательской скромности.

К. Чуковский «А. П. Чехов».

Класс: 8

Цели.

1. Образовательно-развивающие:

1.1. Обобщение правописания НЕ с разными частями речи.

1.2. Развитие умения определять части речи, применять правило.

2. Воспитательная:

2.1. Формировать у учащихся уважение к людям науки.

Форма: урок-практикум.

Ход урока

I. Вступление

На прошлом занятии мы повторили правила написания не с разными частями речи. А сегодня у нас урок-практикум по теме “НЕ с разными частями речи”.

II. Тема, цели занятия

Запишите дату и тему занятия. Зная теорию и умея применять правила на практике, какую цель мы ставим на сегодняшнее занятие? (Формулирование целей)

III. Комплексный анализ текста

Отработку компетенций мы проведем, выполняя комплексный анализ текста. Внимательно рассмотрите план вашей деятельности, основные задания, памятки, необходимые для работы. Итогом вашей деятельности должна быть схема орфограммы “НЕ с разными частями речи”. На работу 15 минут.

IV. Выступления групп

Послушаем выступление от групп. (Учащиеся представляют схемы, представляют свою работу, отвечают на вопросы)

Какая из предложенных схем удобна в применении?

V. Проверочная работа

Ознакомьтесь с содержанием пункта 4. Запись словарного диктанта, проверка работы в парах с использованием ключа. Анализ своей деятельности, заполнение листков оценки.

Обратитесь к целям урока.

1. Какие из поставленных целей реализованы полностью? Над чем нужно продолжить работу?

2. Отметьте в листе самооценки, к какой группе вы себя отнесете.

VII. Домашнее задание (по выбору)

  1. Написать сочинение-миниатюру на свободную тему, используя не менее 9 слов данной орфограммы.
  2. Написать эссе из слов данной орфограммы.

План деятельности в группе

Этапы занятия Содержание
1. Организационный момент.
2. Подготовка к деятельности на уроке. 1. Записать дату и тему урока.

2. Определить цели урока.

3. Отработка компетенций на языковом материале. 1. Работа с текстом (распределить роли выступающих по заданиям к тексту).

2. Выразительно читает текст один представитель от группы, остальные анализируют его выступление, пользуясь памяткой № 2.

3. По третьему вопросу выступает один представитель от группы, остальные дополняют.

4. По 4 и 5,6 вопросам выступает два представителя от группы (строят связное монологическое выступление), остальные дополняют, исправляют, используя

памятку №3.

5. Выступление по созданной схеме готовят два ученика, остальные дополняют.

6. Анализ своей деятельности на этом этапе занятия (заполнить листок оценки).

4. Проверочная работа. 1. Запись словарного диктанта.

2. Проверка работы в парах с использованием ключа.

3. Анализ своей деятельности на этом этапе занятия (заполнить листок оценки).

5. Подведение итогов. Обратитесь к целям урока, что удалось?

Отметьте в листе самооценки, к какой группе вы себя отнесете?

6. Домашнее задание. 1. Написать сочинение-миниатюру на свободную тему, используя не менее 9 слов данной орфограммы.

2. Написать эссе из слов данной орфограммы.

Текст 1 группы

Климент Аркадьевич Тимирязев

Эта жизнь была пламенным подвигом. В изумлении останавливаешься перед (не)исчерпаемой огромностью того, что сделал Тимирязев.

(Не)укротимый борец, ученый-гражданин, педагог, воспитавший (не)сколько поколений замечательных исследователей, экспериментатор, пролагавший новые пути в лабораторной практике, “патриарх русской агрономии”, действительный и почетный член четырех десятков академий, университетов, научных обществ всего мира...

Работа до краев наполняла эту жизнь.

Но те, кто лично знал Тимирязева, сохранили нам образ (не)педанта, углубленного в свои микроскопы, в свои книги, но человека, открытого всем живым радостям мира. Он страстно любил природу, путешествия, далекие экскурсии. С ним был (не)разлучно фотоаппарат и объектив, его направляла чаще всего (не)рука ботаника, но рука влюбленного в жизнь человека.

Была в нем и подтянутость, привитая еще в родительском доме и сохранившаяся на всю жизнь, как (не)нависть ко всякой внешней и внутренней распущенности и (не)ряшливости, как уважение к труду и умение работать.

Страстное горение этой жизни (не)прекращалось ни на день. Но это было внутреннее кипение, которому строжайшая дисциплина воли (не)позволяла прорваться наружу. Джентельменски корректным, говорившим ровно, (не)спешно, чеканными фразами таким запомнили Тимирязева знавшие его.

В Тимирязеве (не)было ровно ничего от “ученого чудака”. Он (не)страдал ни рассеянностью, ни забывчивостью. Наоборот, во всем до мелочей он был пунктуально точен.

В споре он никогда (не)кричал и никогда (не)говорил грубостей. Но он умел так уничтожить противника, что тому до конца дней своих было уже (не)забыть “разноса”, учиненного ему Тимирязевым.

Науку он изображал (не)как (не)кий (не)досягаемый храм, в котором облеченные чудесным всезнанием жрецы совершают таинственные обряды, приоткрыв только краешек завесы для (не)посвященных. Нет, Тимирязев (не)уставал повторять: “Наука - это мастерская, учись работать, тебе найдется место в ней! (В. Сафонов.)

Задания к тексту

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Объясните написание не в данном тексте.
  3. Укажите синонимы к существительным, прилагательным и наречиям, с которыми не напишите слитно.

Порядок ответа

Текст 2 группы

Архип Иванович Куинджи

Архип Иванович Куинджи – русский живописец, инициатор создания общества художников, которое впоследствии носило его имя. Место Куинджи в русской живописи определяется его особым видением природы.

Он внес в русскую пейзажную живопись (не)повторимое своеобразие, показав красоту родной природы со стороны, почти (не)отраженной в произведениях его современников.

На самых прославленных картинах природа изображена в такие мгновения, которые до него никто (не)изображал.

Предметом художественных интересов мастера становилось всё: (не)угасающие закаты, сияние лунных ночей, почти (не)заметный свет радуги на фоне тяжелых туч. Хотя он рисовал и размытый (не)прекращающимися осенними дождями тракт, и степь с (не)кошеными травами, и (не)обыкновенно красивую березовую рощу, пронизанную солнечными лучами, однако в памяти поколений Куинджи останется как (не)подражаемый певец чарующей красоты и таинственной прелести лунной ночи. В (не)большом по объему полотне “Ночь на Днепре” художник добивается (не)бывалых эффектов освещения, мудрой простоты композиции. (С. Мясникова.)

Задания к тексту

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подготовьте выразительное чтение текста, используя памятку №2.
  3. Определите тему, основную мысль текста. (См. памятку №2, п.3).
  4. Определите, к какому стилю и типу речи относится данный текст. Объясните свою точку зрения (подтверждайте ответ примерами из текста).
  5. Объясните написание не в данном тексте.
  6. Выпишите словосочетания с не , к которым можно подобрать синонимичную пару без не , запишите эти синонимичные пары.
  7. Составьте свою схему орфограммы “Не с различными частями речи”.

Порядок ответа

(распределите, кто на какой вопрос готовит ответ в группе).

  1. Выразительно прочитайте текст, выслушайте мнения учащихся о чтении.
  2. Подготовьте полный ответ на третий вопрос (2-3 предложения).
  3. Подготовьте монологическое выступление по 4 и 5 вопросам, пользуясь памяткой №3.
  4. Зачитайте 6 вопрос, дайте четкий ответ.
  5. Представьте вашу схему. Расскажите о ее преимуществах.

Текст 3 группы

Возвращение домой

Целый год до приезда Николая Николаевича дом простоял заколоченный. Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его (не) счищал , поэтому крыша, и так уже давно (не)крашенная , во многих местах прохудилась и проржавела.

Николай Николаевич (не) предполагал , что встреча с домом так его взволнует. Когда показался заброшенный дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что (не) дойдет . Он отдышался, твердым военным шагом пересек улицу, вошел во двор.

Николай Николаевич оглянулся и увидел, что позади него, скорбно сложив на груди руки, стояло (не)сколько женщин. Он ни с кем (не) заговорил (не) потому, что был так (не)людим , просто (не) мог : каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него (не) просто дом, а его жизнь и колыбель.

(В. Железников)

Задания к тексту

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подготовьте выразительное чтение текста, используя памятку №2.
  3. Определите тему, основную мысль текста. (См. памятку №2,п.3).
  4. Определите, к какому стилю и типу речи относится данный текст. Объясните свою точку зрения (подтверждайте ответ примерами из текста).
  5. Объясните написание не в данном тексте.
  6. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.
  7. Составьте свою схему орфограммы “Не с различными частями речи”.

Порядок ответа

(распределите, кто на какой вопрос готовит ответ в группе).

  1. Выразительно прочитайте текст, выслушайте мнения учащихся о чтении.
  2. Подготовьте полный ответ на третий вопрос (2-3 предложения).
  3. Подготовьте монологическое выступление по 4 и 5 вопросам, пользуясь памяткой №3.
  4. Зачитайте 6 вопрос, дайте четкий ответ.
  5. Представьте вашу схему. Расскажите о ее преимуществах.

Приложение 1

Листок оценки деятельности

Фамилия, имя учащегося Текст Схема Диктант Итог
1.
2.
3.
4.
5.

Словарный диктант (ключ для проверки)

Не скрывая удивления; недоумевая; не мог встретить; затаить ненависть; негодовать от возмущения; не деревянный дом; недешево стоить; недисциплинированный ученик; река неширокая, но холодная; долго недомогать; не далекий, а близкий; не шестьдесят; негласный закон; недожженный костер; недовыполнить план; не достать до полки; проявить недоверчивость; писать нечем; не за кем бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи; настоящая недотрога; никем не замаскированный; незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить некорректность; ненавидящий невежество; чувствовать себя неловко; не пришел никто; ни рыба ни мясо.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!