Подвижные игры на воде и с водой очень полезны для детей с точки зрения подготовки к плаванию. Они включают в себя многие подготовительные упражнения, которые помогут, если ребенок боится воды. При регулярном выполнении их, дети незаметно научатся держаться на воде, перемещаться в ней, совершать выдох в воду, проделывать простые плавательные движения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рыбаки и рыбки
Три-четыре участника («рыбаки»), держась за руки, продвигаются по бассейну, стараясь окружить («поймать в сеть») убегающих «рыбок». Пойманная «рыбка» становится «рыбаком». Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки», причем последняя считается самой проворной. При этом нельзя ловить «рыбок» «разорванной» сетью (разрывать руки). Если «рыбка» во время преследования погрузится в воду с головой или нырнет, то она считается непойманной.
Баскетбол на воде
Надувной круг выполняет роль баскетбольного кольца, в него необходимо попасть мячом. Можно пробовать попадать мячом с борта бассейна, либо с воды. При этом человек, который держит круг, может либо помогать попасть мячом в круг за счет перемещения самого круга, либо держать его статично, лишь подавая обратно мяч бросающим. Выигрывают те, кто больше раз попал в круг мячом.
Тюлени
Для этой игры понадобится надувной круг. Задача игроков поднырнуть так, чтобы круг оказался на голове поднырнувшего. Для придания игре динамичности, каждый раз расстояние до круга от игрока можно делать дальше, после каждой удачной попытки. Выигрывает тот игрок, который прошел все дистанции «подныривания» за меньшое количество попыток.
Бадминтон на воде
Если вы любите играть в бадминтон – вы должны обязательно попробовать сделать это в воде. Воланчик в воде не намокает, а вот количество кульбитов, которые вы можете сделать на воде, отражая удар, значительно увеличивается. Вы можете совершать карколомные прыжки, не боясь ушибиться.
«Караси и сом» .
Трое назначаются карасями, один будет сомом, а остальные становятся в круг, держась за руки. Такие игры на воде для детей в бассейне должны проводиться при небольшой глубине. Задача заключается в том, чтобы сом догнал хотя бы одного карася, при этом «рыбки» должны проходить только под руками тех, стоит в кругу. Такая забава поможет научиться, не бояться нырять.
Водолазы
Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.
«Карлики -великаны»
Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово «Карлики». Все садятся в воду. За сигналом «Великаны» все игроки подпрыгивают вверх.
Рыбаки
Трое рыбаков, взявшись за руки и имитируя невод, ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба вступает в ряды рыбаков.
Морской бой
Стать лицом друг против друга на расстоянии полутора – двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной.
Глубина должна быть по пояс.
Цель : Научить детей ложиться на воду.
Играющие входят в воду по пояс и, повернувшись лицом к берегу, становятся в шеренгу на расстоянии шага один от другого. По команде инструктора игроки делают вдох, с силой отталкиваются ногами ото дна и, вытянув руки вперед, «скользят» по воде к берегу. Побеждает тот, кто про-скользил дальше.
Попади в круг
Ведущий кидает в воду надувной круг. Дети стоят у стенок бассейна.
В руках у них маленькие мячики. Игроки по очереди кидают их в центр круга, продолжая стоять на берегу. Каждый игрок имеет 2-3 попытки. Выигрывает тот, кто больше всех попадет в цель.
Гонка катеров
Для игры нужны 4 плавательных доски. Друг перед другом выстраиваются, к примеру, две команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики - на одной стороне дорожки, девочки- на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперед. Их задача - встретиться где-то на полпути и, обменявшись досками, продолжать движение вперед. Возле противоположного бортика (коснувшись его доской) игроки передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.
Эстафета вплавь
В 10 - 15 м от берега устанавливаются 2 флажка на плавающих буйках (камень, опущенный на веревке, к другому концу которой привязана крестовина с флажком) на расстоянии 1-2 м один от другого. Команды выстраиваются в колонны по одному у самой воды, каждая команда против своего флажка. По сигналу руководителя первые номера каждой команды входят в воду и плывут как можно быстрее к своему флажку; коснувшись флажка, они возвращаются к своей команде. Очередной участник эстафеты начинает свой этап после того, как его руки коснется приплывший товарищ. Выигрывает команда, пловцы которой раньше закончат все этапы.
Плавание втроем
Первый и третий пловцы плывут на груди, а средний, слегка опираясь руками о спину первого, кладет свои ноги на плечи третьему. Так можно транспортировать в воде уставшего товарища. Выигрывает тот, кто первый достигнет цели.
За мячом в воду
Участвуют две команды, которые устраиваются на берегу или на бортиках бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперед, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. Но не к своему мячу, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передает в руки второго номера. Приплывший первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Бой всадников
В игре принимают участие 2 команды мальчиков. В каждой команде половина играющих "кони", вторая половина - "всадники". "Всадники" взбираются на "коней" и садятся им на плечи. По сигналу руководителя обе команды сближаются и начинают "сражение". Каждый "всадник" старается стащить своего соперника в воду. В разгар сражения руководитель подает второй сигнал и борьба прекращается. Выигрывает команда, в которой больше "всадников" удержится на "коне".
Байдарки
Два пловца ложатся на спину. Один обхватывает ногами туловище товарища. В этом положении они плывут на спине, попеременно работая руками (как в кроле на спине); плывущий сзади работает и ногами. Можно провести соревнование между двумя-тремя такими "байдарками".
Кто быстрее?
По первому сигналу забежать в воду, а по второму выбежать из воды. Тот, кто первым окажется на берегу, победил.
Гонка мячей
Команды по 6-8 человек в каждой, расставив ноги на ширину шага, становятся в колонну по одному на расстоянии 3 м одна от другой. Дистанция между игроками в командах около 1 м. Каждая команда имеет свой мяч, который находится впереди стоящих в колоннах. По сигналу руководителя играющие, наклоняясь (голова и плечи в воде, передают между ногами мяч стоящим сзади, которые таким же образом передают его дальше. Когда мяч дойдёт до конца колонны, его передают над головой: каждый игрок прогнувшись принимает мяч от стоящего позади и передаёт игроку, стоящему впереди. Направляющий, получив мяч, снова передаёт его между ногами назад. Выигрывает команда, которая быстрее закончит передачу мяча установленное количество раз. Игрок, уронивший мяч, должен овладеть им и продолжать передачу.
Бой на воде
Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятерки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоема занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятерка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин, так и до полной победы одной из команд.
Дельфины
Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Возле каждой такой дорожки из 6-10 обручей выстраиваются в колонны играющие. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперед. Руководитель и его помощники следят за тем, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнёт между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок.
Водяные жмурки
Эти жмурки необычны не только тем, что в них играют в воде, - глаза завязаны у всех, кроме одного. Вернее, не завязаны, а закрыты купальными шапочками. А один, вооружившись колокольчиком, дразнит ловцов. Вот сразу двое с разных сторон двинулись на звук, но хитрец быстренько отплыл, отошел в сторонку, и те схватили не его, а друг друга. Тот, кто все-таки сумел поймать звонящего, отдает ему свою шапочку, сквозь которую ничего не видно, и получает его колокольчик.
Невод
В эту игру стоит играть, когда народу соберется побольше. Посчитались - кому-то выпало водить: стараться осалить убегающих, уплывающих, увертывающихся от него, ныряющих (под водой салить нельзя). Но одному водить недолго придется: тот, кого он осалил, тоже принимается ловить других вместе с ним. Ловцов становится все больше. Вот их стало пятеро - теперь они должны не просто осалить каждого оставшегося, а взять его в кольцо. Но тот может спастись, если поднырнет под руки водящих. И тогда те двое, которые его опустили, выходят из воды на берег. Невод распался. Игра продолжается до тех пор, пока есть кого ловить. Тот, кто продержался дольше всех, - молодец.
Есть много различных подвижных игр на воде, в которые играют умеющие плавать. Как .
Некоторые из них я опишу в данной статье.
Водные догонялки
Игроки не меньше 3 человек считаются и выбирают водящего, который должен догнать, кого не будь из игроков, кого догонит тот и водит. Играть можно как на глубине, так и вблизи берега. Самое главное, что бы все умели нырять и плавать.
По условиям игры, играющие убегая, могут плавать, нырять, бегать по мелководью, но на сушу категорически выбегать запрещено, если коснулся суши, то значит, водишь.
Картошка
Игроки заходят в воду по пояс, становятся в круг и играют как в обычный волейбол, когда кто-то из игроков не ловит мяч, то он заходит в центр круга и присаживается на корточки. Участники игры могут вернуть картошку в круг, если ударив по мячу, попадают в водящего картошку. Если игрок пытающийся попасть в картошку мажет, то он садиться рядом с картошкой и становится тоже картошкой. Весь смысл этой подвижной игры на воде в том, чтобы наказать картошку за плохую игру и ударить по нему как можно сильнее мячом.
Если игра проходит на глубине и игроки плавают, то картошка просто заплывает в центр круга и старается увернуться, от сильно летящего мяча.
Подвижная игра на воде, волейбол
Волейбол на воде, отличается от волейбола только тем, что он проходит в воде и без сетки. Игроки не делятся на команды, а заплывают в круге и находятся на плаву, и это очень усложняет условия игры.
Поединок наездников
Еще одна из подвижных игр на воде игра наездник. Игроков 6-10 и более человек собираются и делятся по парам. Те игроки кто покрепче, садят себе на плечи тех, кто легче, заходят в воду по пояс и начинается битва. По условиям игры, игрока, который сидит на плечах надо сбросить в воду. Та команду, игрока которой сбросили, считается проигравшей и выходит из воды.
Нырки
Определяется примерное место для ныряния. Игроки отворачиваются и кто не будь забрасывает заранее обговорённый предмет который тонет в воду когда предмет потонет даётся команда на поиск и все и начинают искать ныряя под воду. Тот, кто первый нашёл тот победитель и получает приз.
Безопасность
Все игры в воде связаны с риском, поэтому надо очень внимательно относиться к участникам игр, и если кому-то нужен будет отдых, или помощь немедленно окажите её.
Водные игры полезны всем - и взрослым и детям - они помогают в лечении некоторых болезней (например, болезни спины), элемент закаливания организма, помогают перебороть страх перед водой и являются отличным развлечением во время купания.
Здесь собраны интересные водные игры, как для уже умеющих плавать, так и для учащихся пловцов.
Морской бой
Детей делим на 2 команды, они становятся в 2 линии по пояс в воде. Их задача - так обрызгать противника, чтобы он отвернулся к ним спиной. То участник, который повернулся спиной к противнику - выбывает. Побеждает та команда, в которой игроки устояли перед натиском
Трамплин
Это веселая игра, участвовать могут 3 - 7 человек. Задача такая - зайти всем в воду по грудь, затем поднять одного участника, раскачать и выбросить его) как можно дальше. И так по очереди, упавший возвращается ко всем участникам и продолжает участвовать в этой В этой игре.
Чехарда в воде
Участники должны зайти в воду глубиной по грудь, встать в коллону, распределившись на расстоянии около 2 метров друг от друга. Участники встают в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Задача последнего играка - перепрыгнуть, опираясь на плечи впереди стоящего игрока, подбежать к следующему - проплыть между его ног и т.д. до тех пор пока не доберетя до начала колонны. Продолжает эстафету участник ставший последним.
Гонка мячей
Это водная эстафета. Играющие делятся на 2 команды, у каждой есть мяч. Команды становятся в шеренги, расстояние между шеренгами 3 метра, а между игроками примерно 1 метр. Задача такая - впередистоящий игрок должен передать сзадистоящему мяч между ног (погружается полностью в воду - с головой), следующий игрок должен сделать то же самое и т.д. Последний игрок - передает мяч над головой впередистоящему и так мяч должен дойти до первого игрока. Побеждает та команда, которая проделала эту процедуру заранее определенное количество раз.
Дельфины
Еще 1 эстафетная игра. Участники делятся на 2 команды (можно на 3). Понадобятся пластиковые обручи, они связываются между собой в виде дорожки. Задача игроков - поднырнуть под первый обруч и вынырнуть в его середине, в следуюший обруч -нырнуть сверху, а вынырнуть в 3 и т.д. Как только участник достигает конца дорожки, нырять начинает следующий участник. Побеждает та команда, которая проделала этот путь быстрее и сделала меньше ошибок.
Гонка на плавательных досках
Это командная игра, нам потребуется 4 плавательных доски, игра происходит в бассейне. С двух концов бассейна выстраиваются 2 команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики - на одной стороне дорожки, девочки - на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперёд. Их задача - встретиться и обменявшись досками, продолжать движение к противоположному бортику бассейна. Возле противоположного бортика участники передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.
Бой на воде
Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятёрки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоёма занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятёрка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин), так и до полной победы одной из команд.
За мячом в воду
Для игры понадобятся мячи средних размеров (желательно разного цвета) и 2 команды. Задача игроков - как можно дальше бросить в воду мяч, а затем впрыгнуть воду и как можно доплыть до мяча противника, вернуть его на берег толкая перед собой. Первые участники передают мяч вторым и игра продолжается.
Мяч за черту
Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоёме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.
Другие темы из этого раздела смотрите здесь -
151. «Поплавки»
Подготовка. Играют установленное время. Играющие заходят в воду по грудь.
Побеждает тот, кто за установленное время сделает большее число упражнений.
2. Касание рукой дна обязательно.
152. «Тритоны»
Подготовка. Играющие опускаются на дно.
Выигрывает тот, кто продвинется под водой дальше всех.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Касаться ногами дна нельзя. 3. Всплывать на поверхность водоема нельзя.
Стрелы»
Подготовка. Играющие отходят от берега и поворачиваются к мелкой части водоема. С помощью руководителя или его помощников они ложатся на воду головой к берегу, вытянув руки над головой, изображая стрелу.
Побеждает игрок, который дольше всех проскользит.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя.
2. Помогать себе руками или ногами при скольжении нельзя.
3. Скользить разрешается только в указанном выше положении.
Бегом по воде»
Подготовка. Играющие выстраиваются вдоль бортика на мелком месте водоема и разделяются на пары.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Игроки во время бега должны держать руки на поясе, за головой или вверху. 3. Касание рукой вешки обязательно.
Водолазы»
Подготовка. Участники выстраиваются на берегу, а руководитель бросает на дно реки или бассейна несколько (по числу играющих) пластмассовых тарелочек или резиновых шайб.
Побеждает тот, кто соберет большее количество предметов.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Игра длится строго в течение установленного времени.
Салки в воде»
Подготовка. Для игры требуются два-три надувных круга, которые кладут на поверхность воды.
Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Водящий и остальные игроки могут передвигаться в воде произвольным способом: бегать, плавать с помощью ног и рук на груди, на спине. 3. Не разрешается выбегать на берег и нырять. 4. Салить можно только верхнюю часть туловища. 5. Спасаясь от водящего, игроку разрешается ухватиться за круг. В этом случае водящий не имеет права салить. 6. Запрещается держаться за круг более 5 с.
157. «Рыбаки и рыбки»
Подготовка. Играющие делятся на две равные команды - «рыбаки» и «рыбки». «Рыбаки» делятся на три тройки, выстраиваются на берегу и берутся за руки.
Побеждает команда, которой понадобилось меньше времени, чтобы вывести из игры всех «рыбок».
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. «Рыбка» считается пойманной, если трое «рыбаков» сомкнут вокруг нее руки.
158. «Морские витязи»
Подготовка. Играющие делятся на две команды, каждая из которых, в свою очередь, делится на пары: одни изображают коней, другие - всадников, т.е. «морских витязей». Играющие входят в воду по грудь и становятся друг против друга.
Заканчивается сражение «витязей», когда все игроки одной из команд будут свергнуты в воду.
Побеждает команда, игроки которой сумели удержаться на «конях».
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя.
2. В игре одному «витязю» разрешается бороться против двух-трех.
3. Сталкивать соперника можно только руками. 4. Ударять соперника рукой нельзя. 5. «Кони» толкают друг друга плечом.
Эстафета в воде»
Подготовка. На расстоянии 12-18 м от берега устанавливаются 2-3 флажка (воткнутых в землю или плавающих с грузом на дне). Против флажка выстраиваются команды.
Побеждает команда, затратившая меньше времени на выполнение задания.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Касание рукой игрока обязательно.
Чехарда с подныриванием»
Подготовка. Игра проводится в воде на глубине по пояс. Участвуют две команды. Игроки стоят в колонне по одному в 2 м один от другого. Все игроки принимают положение ноги врозь.
Содержание игры. По сигналу руководителя последние номера команд перепрыгивают, отталкиваясь от дна, через стоящего впереди игрока, опираясь на его плечи, а затем ныряют между ногами следующего игрока, поднимаются и снова прыгают и т.д., пока не окажутся первыми в своей колонне. Когда прыгавший встанет в исходное положение впереди направляющего, вся колонна делает 4-5 шагов назад. Стоящий сзади продолжает игру. Она заканчивается, когда начавший прыгать снова окажется последним, а направляющий, окончив прыжки и подныривания, встанет на свое место и поднимет руку вверх.
Побеждает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Упражнения должны проделывать все в команде, то прыгая, то ныряя один за другим, пока начавший игру снова не станет последним в колонне. 3. Во время ныряния разрешается отталкиваться (подтягиваться), держась за ноги партнера. 4. Для точной ориентировки в воде глаза можно держать открытыми.
Успей нырнуть»
Подготовка. Играющие делятся на две команды. Одна выстраивается по кругу на глубине выше пояса, стоя спиной к середине. Это «охотники». Другая входит внутрь круга и выполняет роль «уток». «Охотники» получают легкий резиновый мяч. По сигналу они начинают перебрасывать его друг другу, а при удобном случае осаливают им «уток». Те, спасаясь, ныряют в воду. После каждого попадания «утка» покидает круг. Через 10 мин игроки меняются ролями.
Побеждает команда, сумевшая осалить больше игроков противника.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Попадание в голову не засчитывается. 3. Мяч можно ловить, в этом случае «утка» не считается выбитой. 4. Сужать круг «охотникам» нельзя.
С донесением вплавь»
Подготовка. Игра проводится на глубоком месте с группой игроков, умеющих достаточно хорошо плавать. Играющие выстраиваются на берегу в шеренгу лицом к воде. Руководитель перед игрой раздает всем по листку сухой бумаги.
Выигрывает тот, кто первым возвратит руководителю сухой листок бумаги.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Запрещается мешать плыть товарищу или умышленно брызгать на бумагу рядом плывущего игрока. 3. Не разрешается становиться на дно и идти по нему.
Дельфины»
Подготовка. Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Каждую такую дорожку из 6 -10 обручей выкладывают перед командами в воде вдоль берега водоема, за последним обручем ставится флажок. Игроки в командах выстраиваются колоннами.
Содержание игры. После сигнала к началу игры первый из игроков прыгает (вбегает) в воду и плывет к первому обручу. Под него он ныряет, а другой преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Доплыв до флажка, игрок поднимает его вверх. Это сигнал второму игроку начать продвижение вперед. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят эти упражнения.
Побеждает команда, которая закончит игру первой с наименьшим количеством штрафных очков.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнет между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ЗИМОЙ НА СНЕГУ
Двигательная деятельность детей в зимнее время значительно сокращается, уменьшается и время их нахождения на воздухе, что отрицательно сказывается на их самочувствии и физическом развитии. Игры зимой на воздухе оказывают благоприятное воздействие на физическое состояние учащихся. Репертуар игр на снеговой площадке большой, поэтому не представляет труда подобрать их для любого возраста.
Ниже мы приводим описание игр, которые могут быть проведены на обычной снеговой площадке. Такая площадка должна быть защищена от ветра, и если на ней есть обледенелые места, то их нужно посыпать песком или золой. Для ориентации во время игры снеговую площадку следует разметить разведенным в горячей воде раствором синьки или любого анилинового красителя (синего, оранжевого, бордового). Краска наносится кистью, спустя 15 - 20 мин проведенные линии (шириной 4 - 5 см) поливаются горячей водой. Когда вода замерзнет, разметка останется под небольшим слоем льда и не сотрется в течение длительного времени.
Руководителю следует помнить, что проведение игр зимой на воздухе имеет свою специфику. Он обязан следить за тем, чтобы участники быстро включились в игру, действовали активно и не простаивали в бездействии на морозе. Для этого следует чаще менять водящих, стараться исключить правила, по которым дети надолго выбывают из игры. Такие игры лучше не проводить. Более подвижные игры на воздухе следует чередовать с менее подвижными, регулировать время и количество повторений. Разумеется, последняя игра должна быть менее подвижна. Надо учитывать метеорологические условия. Наиболее благоприятная погода для проведения подвижных игр зимой на воздухе - это безветрие при температуре до - 10°С. При температуре ниже - 16°С проводить игры на воздухе с младшими школьниками не рекомендуется.
Инвентарь для игр на снеговой площадке разнообразен (мячи, флажки, отличительные повязки, клюшки, санки и пр.), хорошо, если он выкрашен в яркие цвета. Инвентарь следует готовить заранее и следить за тем, чтобы он всегда находился в порядке.
Ниже приводится описание наиболее характерных подвижных игр, проводимых зимой на воздухе.
Льдинка»
Подготовка. Играющие образуют круг и становятся на расстоянии 1 - 2 шагов друг от друга. В центре круга - родящий. Он кладет перед собой гладкий кусочек льда (шайбу, деревянную чурку).
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим (первый водящий не считается).
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя.
2. Ударять по предмету можно любой частью стопы (внутренней или внешней). 3. Переступать за линию круга нельзя.
165. «Пе^ебе-лжкл
Подготовка. На двух противоположных сторонах площадки отмечаются линии городов на расстоянии 15 - 20 М одна от другой. На таком же расстоянии одна от другой чертятся боковые линии. Играющие делятся на две команды по 8 - 12 человек, в каждой команде выбирают капитана. По жребию участники первой команды располагаются в одном из городов, а игроки второй - за боковыми линиями, заготовив для себя достаточное количество снежков.
Содержание игры. По сигналу капитан команды, находящийся в городе, поочередно переправляет своих игроков в другой город. В это время противники, стоящие за боковыми линиями, стараются попасть снежком в перебегающего игрока (осалить его). Запятнанный идет к ним в плен. Когда все участники первой команды закончат перебежки, подсчитывается количество осаленных игроков и команды меняются местами.
Побеждает команда, захватившая больше пленных.
Правила игры: 1. Перебегать из города в город можно лишь по одному. 2. Бросая снежки, нельзя переступать боковую линию.
3. Снежки разрешается бросать только по ногам.
166. «Салки со снежками*
Подготовка. Игра проводится на площадке размером примерно 30х 15 м. В центре ее чертят круг - место для водящего и его помощников. Выбирается водящий, остальные играющие разбегаются по площадке.
Он становится победителем и может стать водящим при повторной игре.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Осаливать снежками разрешается только по ногам.
Попади в городок»
Подготовка. Две команды заготавливают снежки и выстраиваются за общей чертой. Перед каждой из них на расстоянии 8 шагов ставят по городку.
Команда, игроки которой сумеют за условленное число залпов отодвинуть свой городок дальше другого, побеждает.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. В один залп каждый игрок имеет право метать только один снежок. 3. Переступать за линию метания нельзя.
168. «Великан»
Подготовка. Из снега лепят «великана» (снежную бабу) и сквозь него пропускают канат. Играющие делятся на две команды, становятся друг против друга в 2-3 м от «великана» и берут канат.
Побеждает команда, игрокам которой удастся натолкнуть игроков другой команды на «великана».
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Нельзя выпускать канат из рук до того, как «великан» будет повален. 3. Тянуть канат надо на себя, не отходя в сторону.
169. «Снайперы»
Подготовка. На большом листе фанеры чернилами или красным фломастером рисуют мишень по типу стрелковой, состоящую из пяти концентрических окружностей. Диаметр наибольшей окружности должен быть не менее 1 м, диаметр наименьшей - «яблочка» - 25 - 30 см. Фанерный щит укрепляют на глухой стене или заборе.
Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Заступать за линию во время метания нельзя.
Эстафета с клюшками»
Подготовка. Участники делятся на команды по 7 - 8 человек в каждой и выстраиваются в колонны по одному за общей линией старта. Напротив каждой колонны в 20-30 шагах кладут снежный ком или ставят поворотную стойку. Направляющие игроки в колоннах держат клюшки, а за линией старта перед каждым из них лежит хоккейный мяч или шайба.
Выигрывает команда, игроки которой закончат эстафету раньше.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Клюшки игрокам можно передавать только за линией старта.
171. «Эстафета "под обстрелом"»
Подготовка. Играющие делятся на две команды. Каждая из них становится отдельной группой и заготавливает снежки. В 2-3 м от линии старта чертится коридор шириной 6 - 8 м. На некотором расстоянии ставят двое санок, к ним подходят по двое играющих от каждой команды.
Содержание игры. По сигналу один из пары садится на санки, а другой быстро везет его по направлению к коридору. Как только санки минуют ближнюю черту коридора, играющие, стоящие сбоку на расстоянии 8-10 м от боковой линии коридора, начинают обстреливать своих противников на санках снежками. За каждое попадание команде засчитывается очко. Обстрел прекращается, когда санки пересекут дальнюю линию коридора. Здесь седок меняется ролью со своим товарищем и возвращается с санками назад. На обратном пути играющих не обстреливают, в это время заготавливаются снежки. На старте первая пара передает санки очередной и присоединяется к играющим своей команды. Затем бежит вторая пара и т.д. После этого команды меняются ролями и игра продолжается.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя.
2. Обстрел разрешается, только когда санки находятся в коридоре.
3. Попадание в голову не засчитывается.
Рысья тропа»
Подготовка. На снегу по кругу вытаптывают тропинку диаметром 5 -9 м. Через центр круга также прокладывают несколько тропинок. Там, где эти тропинки пересекаются с окружностью, делают небольшие кружки - «рысьи норки». Их должно быть меньше, чем играющих: один игрок должен остаться без «норки». Водящий («охотник») становится в центр круга, остальные игроки («рыси») занимают места в «норках». Одна «рысь» не имеет своей «норки».
Побеждают игроки, которые ни разу не были «рысями».
Правила игры: 1. Если «охотник» запятнает «рысь», то они меняются ролями. 2. В одной «норке» не могут находиться одновременно две «рыси». 3. «Охотник» и «рыси» могут бегать только по тропинке, причем «рыси» не имеют права менять направление, «охотнику» же это разрешается.
Крепость»
Подготовка. На площадке размечают квадрат 10x10 м. Это границы крепости. В центре крепости чертят небольшой квадрат - место для пленных из лагеря нападающих. За границами крепости находится лагерь нападающих, там же помещают и взятых в плен защитников крепости. Играют две команды, равные по силам. Одна команда идет в крепость - защищать ее, другая - в лагерь.
Побеждает команда, взявшая в плен другую команду, или ка- кой-нибудь из непойманных нападающих, сумевший проникнуть в центр крепости и крикнуть: «Крепость взята!»
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Участники игры имеют право толкать, перетягивать противников и даже переносить их на руках. 3. Можно бороться лежа на снегу, но волочить соперника по снегу запрещается. 4. Игрок команды защиты считается пленным, когда его перетянут или перенесут через границу крепости. 5. Участник команды нападения, доставленный в центр крепости, взят в плен. 6. Действовать можно одному и двоим против одного противника. 7. Третий игрок, вмешивающийся в борьбу против одного, выбывает из игры. 8. Пленный не имеет права вмешиваться в борьбу и помогать играющим. Он считается освобожденным, если его коснется свой игрок, не пойманный до момента прикосновения к пленному.
174. «Веселые поезда»
Подготовка. На площадке отмечают дорожки шириной по 3-4 м, длиной 25 - 30 м. Команды (7-8 человек) строятся в колонны по одному за общей линией старта. В конце дорожки перед каждой командой стоит поворотная стойка или ком снега. У направляющего каждой команды - санки, на которых сидит очередной игрок команды.
Содержание игры. По сигналу «санный экипаж» отправляется в путь. Участники едут до поворотной стойки, огибают ее и возвращаются назад. Затем они объезжают свою колонну. Тот, кто вез санки, остается в конце колонны, второй игрок встает с санок, чтобы отправиться в путь с санками, на которых занял место очередной игрок его команды. Таким образом, каждый участник команды выступает в роли «ездового» и «седока».
Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Задевать поворотную стойку нельзя. 3. Пересаживаться на санки можно только в конце своей колонны.
175. «Снежные круги»
Подготовка. Играющие делятся на равные команды по 8 -10 человек и располагаются за общей чертой на расстоянии 5 - 8 м от глухой стены, забора или деревянного щита. Напротив каждой команды на стене чертится круг диаметром 0,5 м. Команды группируются произвольно. Игрокам для подготовки снежков отводится несколько минут.
Побеждает команда, игроки которой сделают это быстрее.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Переступать за общую черту нельзя.
Вариант 2. Игру можно проводить в установленное время (4-5 мин), после чего отмечается, чей круг больше залеплен снежками.
Игру проводят в теплую погоду, когда снег рыхлый и липкий.
Построй крепость»
Подготовка. Играющие распределяются на группы по 3 - 5 человек в каждой. Группы получают задание в течение 5 - 6 мин построить снежную крепость.
Выигрывает группа, игроки которой выполнят задание к указанному сроку.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Обязательно нужно слепить из снега ту фигуру, которую укажет преподаватель.
Эту игру, как и предыдущую, следует проводить в теплую погоду, когда снег рыхлый и липкий.
На санках с пересадкой»
Подготовка. Дистанция для игры может иметь вид петли и проходить по ровному или пересеченному участку местности. Ее протяженность в зависимости от количества игроков 100-400 м. Дистанция делится на этапы с общим стартом и финишем. Каждый этап отмечается флажком. В игре участвуют две или три команды. Они расставляют своих игроков следующим образом. На старте с санями находятся два участника от каждой команды. В конце первого этапа и на всех последующих возле флажков стоят по одному игроку от каждой команды. Конец последнего этапа одновременно является финишем. Перед началом эстафеты ребята, по двое от каждой команды, выстраиваются на старте. Один садится на санки, а другой берется за веревочку.
Содержание игры. По сигналу «Марш!» игроки трогаются в путь. Добежав до первого этапа, игрок, который вез санки, останавливается. Второй игрок, который ехал на санках, встает и берется за веревочку, а тот, кто ожидал на этапе, садится в санки, чтобы ехать ко второму этапу. Здесь также происходит смена, и снова ехавший на санках становится впереди них, а на них садится новый игрок. Сани направляются к третьему этапу, затем к четвертому и т.д. Санки с меняющимися седоком и везущим, не снижая скорости, должны объехать весь круг и финишировать.
В этой игре-эстафете выигрывает команда, которая обойдет все этапы и первой явится к финишу.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Смена игроков происходит только на этапе. 3. Если игрок упал с санок, он должен снова сесть на них и продолжить эстафету.
Бобслей на равнине»
Подготовка. Соревнуются 2-3 команды. Для проведения игры требуются для трассы флажки и одноместные сани. Играющие образуют пары. Один игрок садится в сани, другой держит их за веревку.
Побеждает команда, преодолевшая трассу за меньшее время.
Правила игры - те же, что и в предыдущей игре.
Побеждают ловкие»
Подготовка. В игре, проводимой на ледяном поле или снеговой площадке (примерные размеры 30x15 м), участвуют две команды по 5 человек. По углам поля очерчивают крепости. Такую крепость размером 2x2 м можно выложить и из снега. Крепости, принадлежащие каждой команде, расположены друг против друга по диагонали. К спинам ребят прикрепляют номера от 1 до 5. У одной команды номера, например, голубого цвета, у другой желтого.
Побеждает команда, которая сохранит на поле больше игроков.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Освободить осаленного можно, если кто-либо из игроков его команды прорвется в крепость и коснется пленного рукой. 3. Каждый участник игры может отдыхать в своей крепости, но не более 1 мин и при условии, что там нет второго игрока из его команды.
Обменяйся флажками»
Подготовка. Для игры нужны флажки (по количеству участников) двух цветов. Соревнуются две команды на лыжах с четным (не менее 10) числом игроков. Игра проводится на площадке, имеющей форму квадрата. Каждый игрок одной из команд получает два флажка разного цвета. Разбившись на две группы, игроки этой команды располагаются у противоположных сторон площадки. Игроки другой команды, также разбившись на две группы, занимают другие стороны квадрата.
Первая команда считается победительницей в том случае, если больше половины ее игроков сумели обменяться флажками. В противном случае побеждает вторая команда. При повторении игры участники меняются ролями.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Если игроку второй команды удалось осалить игрока первой команды, последний выходит из игры. 3. Наступать на лыжи друг другу нельзя.
Между флажками и палками»
Подготовка. На длинном пологом склоне ставится несколько ворот, расстояние между которыми 10-15 м. На склоне делается коридор из флажков, в котором прокладывается лыжня. Играющие делятся на две команды.
Побеждает команда, у которой меньше штрафных очков.
Правила игры: 1. Очередной игрок должен начинать спуск только тогда, когда его закончил предыдущий. 2. Играющие поочередно спускаются и, наклоняясь, проезжают через ворота так, чтобы их не свалить. 3. За нарушение правил начисляются штрафные очки.
На горку и с горки»
Подготовка. Соревнуются 2 - 3 команды по 5 - 8 человек. Лыжники выстраиваются в колонны по одному на одной общей линии. Каждая колонна - отдельная команда.
Содержание игры. По сигналу руководителя все участники бегут на лыжах вперед, стараясь как можно скорее взобраться на гору. Как только команда в полном составе окажется на горе, она спускается с нее на лыжах. Спуск начинают поочередно: сначала первые игроки, за ними следуют остальные и т.д., причем очередному игроку разрешается (отмашкой) начинать спуск после того, как предшествующий игрок этой команды пересечет линию финиша. После этого в игру вступает вторая команда.
Выигрывает команда, которая затратит на подъем и спуск меньше времени.
Правила игры: 1. Способы подъема и спуска могут быть произвольными (с палками, без палок, елочкой, лесенкой, плугом и пр.) или заранее устанавливаются руководителем. 2. Отстающим во время подъема на гору разрешается помогать: протягивать палку, поднимать упавших и т.д. 3. Спуск с горы можно производить только тогда, когда вся команда окажется на ней.
Подготовка. Все играющие делятся на 3-4 команды, которые выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой колонной проложена лыжня, линия старта обозначена флажками. Участники игры на лыжах без палок.
Выигрывает команда, которая наберет меньше очков.
Правила игры: 1. Разбег производится с палками, а скольжение - без палок. 2. Если позволяет лыжня, то последующие игроки могут стартовать с того места, где закончили скольжение первые, и т.д.
Сороконожка на лыжах»
Подготовка. Лыжники делятся на разные команды и строятся в колонны по одному на расстоянии 2-3 м один от другого в колонне. Расстояние между колоннами не менее 3 м. Каждая колонна получает по длинной веревке, за которую держатся лыжники (без палок), стоя справа и слева. Перед колоннами отмечается стартовая черта. Отметкой могут служить ветки, флажки и т. п. На расстоянии 60 -100 м от стартовой черты отмечается линия финиша, на которой напротив каждой колонны надо врыть в снег палку, флажок или накатать из снега большие комья.
Колонна, прибежавшая первой в полном составе, считается победительницей.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все лыжники должны бежать, держась за веревку. 3. Если игрок отпустил веревку, он должен догнать свою колонну и ухватиться за нее. 4. Команда заканчивает бег, когда замыкающий игрок в колонне пересечет финишную черту.
185. «Лыжники, на места!»
Подготовка. Все играющие на лыжах с палками размещаются по большому кругу (на большой снежной поляне), размер которого зависит от количества участников. Один водящий стоит на лыжах без палок.
Содержание игры. Играющие медленно двигаются по кругу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Водящий подъезжает к любому игроку и говорит: «За мной!», после чего приглашенный лыжник втыкает палки в снег и едет за водящим. Так постепенно водящий приглашает всех лыжников, и они двигаются за ним в колонне по одному. Водящий отводит колонну в сторону от круга, на котором остались воткнутые в снег палки каждого, и неожиданно подает команду «Все по местам!» (или свистит). По команде все лыжники стремятся быстрее вернуться в круг и взяться за любые воткнутые в снег палки. Водящий также занимает место у любых палок. Оставшийся без палок становится водящим.
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Правила игры: 1. За водящим идут только приглашенные лыжники. 2. Двигаясь, все лыжники повторяют движения, выполняемые водящим. 3. По сигналу «Все по местам!» можно занимать любое место у палок.
Кто быстрей»
Подготовка. Две команды на лыжах располагаются общей шеренгой посередине просторной площадки (поляны). Игроки рассчитываются на первый - второй и поворачиваются лицом в разные стороны. Первые номера - одна команда, вторые - другая. На одинаковом расстоянии перед командами обозначается линия финиша.
Выигрывает команда, все игроки которой раньше пересекут эту линию.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Соревнования проводятся без лыжных палок.
Завладей палкой»
Подготовка. Игру лучше проводить раздельно с мальчиками и девочками. Соревнуются две команды по 8 -10 человек в каждой. Игроки обеих команд рассчитываются по порядку и строятся в общую шеренгу. Одна команда располагается справа от руководителя, другая - слева. Лыжные палки участники игры втыкают в снег позади себя.
Содержание игры. Руководитель берет одну из палок и кидает ее, словно копье, вперед. Палка, пролетев 15 -20 м, падает и втыкается в снег. В это время руководитель (или его помощник) называет любой номер, например пять. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, бегут на лыжах к палке. Каждый старается обогнать своего партнера, чтобы первым схватить палку и поднять ее вверх. Тот, кому это удастся, приносит своей команде одно очко. Руководитель берет вторую палку и снова бросает ее вперед, называя новый номер, и т.д. После того как все игроки сделали пробежку на лыжах, подсчитывается общее число очков, набранное командами.
Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя.
2. Выбегают только те номера, которые называет руководитель.
3. Носки лыж не должны выходить за линию старта. 4. После пробежки игроки стороной возвращаются на свои места.
Эстафета без палок»
Подготовка. Игроки делятся на 2 - 3 команды. Четные и нечетные номера каждой команды встают друг против друга на расстоянии 60-80 м. Перед встречными колоннами флажками отмечают линии старта.
Содержание игры. По сигналу ведущего: «Марш!» - четные номера по порядку выбегают на лыжах вперед без палок, стараясь быстрее достичь противоположной колонны. Они пересекают линию нечетных номеров с левой стороны, после чего вперед устремляются к противоположной стороне их партнеры по команде. Прибежавшие встают в конец колонны. Команда, в которой последний по порядку лыжник совершил перебежку, заканчивает эстафету.
Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Эстафету нельзя начинать преждевременно.
189. «Ускоренный ход»
Подготовка. Лыжники строятся в две колонны на расстоянии длины палки. Каждая колонна является командой и рассчитывается по порядку номеров. Руководитель занимает место сбоку.
Игры на воде появились в давние времена; они были известны еще римлянам. И до сих пор остаются интересным развлечением во время купания, эффективным средством физического развития и закаливания. Во время игр в активную работу включается вся скелетная мускулатура, повышается сердечнососудистая деятельность. Так же как купание и плавание, игры используют для лечения и профилактики различных заболеваний. Он~1 исправляют часто встречающиеся сколиозы (искривления позвоночника), способствуют приобретению хорошей осанки. Детям, подросткам, взрослым - всем доступны игры на воде. Не умеющим же плавать игра поможет преодолеть естественный страх перед водой, воспитать решительность и волю. Многие игры способствуют совершенствованию тех или иных способов плавания.
Перед играми на воде необходимо хорошо разогреть мышцы, сделав на берегу комплекс гимнастических упражнений. Каждое из 4 - 5 упражнений выполняют б - 8 раз. Это вращения руками и кистями рук, приседания на носках, наклоны вперед, вправо, влево, повороты туловища в стороны. Полезно сделать несколько упражнений, имитирующих движения пловца.
Следует уделить внимание и выбору места для игр в водоеме - с ровным дном, без коряг и камней.
Приведенные ниже игры и игровые упражнения на воде рассчитаны как на тех, кто еще не научился плавать (первые две игры), так и на умелых пловцов, имеющих навыки спортивного плавания (следующие игры).
Морской бой
Новички, попадающие в воду, пожалуй, больше всего боятся, когда брызги попадают в лицо. В веселой игре страх легко преодолеть.
Играющие делятся на две команды и выстраиваются двумя шеренгами по пояс в воде напротив друг друга. По сигналу руководителя участники ударом ладоней по воде начинают «обстрел» соперников, направляя на них снопы брызг и стараясь заставить их отступить. Тот, кто повернулся спиной к противнику, выбывает из дальнейшей борьбы. Во время игры не разрешается касаться друг друга руками.
Выигрывает шеренга, в которой игроки окажутся более стойкими и сохранят до конца определенный строй.
Качели и Качалки
Участники становятся парами в воде лицом друг к другу. Глубина - по пояс. Сначала один, держа за руки товарища, делает глубокий вдох и опускается под воду, откидываясь назад.
Партнер тянет своего товарища на себя, затем вдыхает поглубже и тоже опускается в воду. Первый в это время поднимается на поверхность.
В игре «Качалки» игроки становятся спиной друг к другу и берутся под руки. Попеременно наклоняясь вперед, опуская лицо в воду и делая выдох, они поднимают друг друга вверх на спине. Игроку, находящемуся на поверхности воды, не разрешается сгибать ноги и поднимать их вверх.
Торпеды
Участники, разделившись на две команды, распределяются по парам. Игроки ложатся на спину друг против друга, берутся за руки и упираются ступнями. Затем, опустив руки, они быстро прижимают их к телу (или выбрасывают вверх) и в тот же момент, сильно оттолкнувшись ногами, скользят по воде. Выигрывает тот, кто правильно проделал упражнение и проскользил по воде дальше остальных.
Летучая рыбка
В этой игре 5 - 6 человек образуют живой трамплин. Стоя по грудь в воде, они раскачивают, а затем подкидывают своего товарища вперед и вверх, чтобы он приводнился как можно дальше. Затем он возвращается обратно и помогает остальным подбрасывать другого. Трамплин могут образовать и двое участников, взявшись за руки.
Чехарда в воде
Игра проводится на глубине по грудь. Участники встают в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Последний в колонне, подбегая к впереди стоящему и опираясь на его плечи, перепрыгивает через него, а затем ныряет между ногами следующего игрока. Он проделывает эти упражнения, пока не встанет впереди колонны. Чехарду продолжает участник, оказавшийся в колонне последним. Сигнал об окончании игры подает тот, кто ее начинал: он поднимает руку, как только снова становится замыкающим.
Гонка мячей
Команды по 6-8 человек в каждой, расставив ноги на ширину шага, становятся в колонну по одному на расстоянии 3 м одна от другой. Дистанция между игроками в командах около 1 м. Каждая команда имеет свой мяч, который находится впереди стоящих в колоннах. По сигналу руководителя играющие, наклоняясь (голова и плечи в воде), передают между ногами мяч стоящим сзади, которые таким же образом передают его дальше. Когда мяч дойдёт до конца колонны, его передают над головой: каждый игрок прогнувшись принимает мяч от стоящего позади и передаёт игроку, стоящему впереди. Направляющий, получив мяч, снова передаёт его между ногами назад. Выигрывает команда, которая быстрее закончит передачу мяча установленное количество раз. Игрок, уронивший мяч, должен овладеть им и продолжать передачу.
Дельфины
Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Возле каждой такой дорожки из 6-10 обручей выстраиваются в колонны играющие. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперёд. Руководитель и его помощники следят за тем, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнёт между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок.
Гонка катеров
Для игры нужны 4 плавательных доски. Друг перед другом выстраиваются, к примеру, две команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики - на одной стороне дорожки, девочки- на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперёд. Их задача - встретиться где-то на полпути и, обменявшись досками, продолжать движение вперёд. Возле противоположного бортика (коснувшись его доской) игроки передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.
Бой на воде
Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятёрки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоёма занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятёрка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин), так и до полной победы одной из команд.
За мячом в воду
Участвуют две команды, которые устраиваются на берегу или на бортиках бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперёд, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. Но не к своему мячу, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывёт с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передаёт в руки второго номера. Приплывший первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Мяч за черту
Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоёме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника
Морской бой
Стать лицом друг против друга на расстоянии полутора-двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной.
Сосчитай
Встать парой друг против друга. Один, приседая, погружается в воду и открывает глаза. Другой показывает ему под водой (на расстоянии 30-40 см от глаз) разное количество пальцев. Поднявшись из воды, отгадывающий говорит, сколько пальцев он увидел. Затем отгадывает партнер.
Надень круг
Положить перед собой резиновый круг и, сделав вдох, погрузиться в воду так, чтобы, вставая, надеть круг на голову.
Весы
Встать парой спиной друг к другу, продев руки под локти партнеру. Каждый, поочередно наклоняясь вперед, отрывает партнера ото дна, опускает свое лицо в воду и делает выдох. Находящийся над водой не должен сгибать и поднимать ноги.
Кто прыгнет выше
Поднять руки в стороны ладонями вниз. По команде подпрыгивать вверх, отталкиваясь ото дна ногами, делая одновременно движения руками вниз в воду, тем самым помогая толчку.
Самая быстрая пара
Разбиться на пары (первые и вторые номера) и занять место на старте. Вторые номера встают за первыми.
Самая быстрая тройка
Разбиться на тройки. Двое держат палку (длиной около метра) за концы, третий, стоящий позади, - за середину. По сигналу двое крайних начинают шагать по дну вперед, третий ложится на воду и работает ногами кролем. Выигрывает тройка, первой достигшая финиша. Итог подводят после трех попыток, чтобы все участники смогли поменяться местами.
Торпеды
Исходное положение на финишной прямой для скольжения на груди. По сигналу сделать вдох, задержать дыхание и, сильно оттолкнувшись ото дна, скользить вперед, двигая ногами кролем. Место, где играющий встал на дно или поднял голову для вдоха, считают его финишем.
Этафета с мячом
Выстроить две команды в колонну по одному, на 2- 3 шага одна от другой. Дистанция между игроками в колоннах - 1 шаг, положение ног-шире плеч. У стоящих впереди (капитанов) в руках мяч. По сигналу капитана наклониться и передать между ног мяч стоящему сзади, тот передает мяч дальше. Последний, получив мяч, бежит с ним к возглавляющему колонну, и игра возобновляется. Побеждает команда, капитан которой первым встанет во главе колонны.
Карлики-великаны
Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» - все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.
Рыболовы
Игроки делятся на рыболовов (два человека) и рыбок. Рыбаки берутся за руки, за сигналом ведущего, бегут за одной из рыбок, стараясь окружить ее со всех сторон. Пойманная рыбка стает рыбаком и присоединяется к ним, образуя таким образом длинные сети. Ловцам нужно крепко держаться за руки, потому что разорванными сетями рыбу ловить нельзя. Игра заканчивается тогда, когда все рыбы будут выловлены.