Естественное и неестественное дрожание голоса во время пения. сущность этого явления. «Безголосость» - не приговор Почему дрожит голос при пении

Наверное, многие сталкивались с такой проблемой, как дрожь в голосе. Интересно, отчего же это происходит? И порой даже становится камнем преткновения в общении, что порождает комплексы. Разберемся в этом вопросе.

О чем может рассказать голос?

По нему можно определить характер, воссоздать образ, составить физиологическую и психологическую картину о человеке. Голос вещает окружающим о текущем состоянии личности. По тону можно прочесть эмоции человека (гнев, печаль, радость, ревность, нервозность).

Что выдает дрожь в голосе?

На это может быть много причин. А главные - волнение и страх, которые, как правило, необоснованны. Но сначала все же необходимо обратиться к врачу-неврологу. Возможно, потом придется пить антидепрессанты, посетить психотерапевта.

Если в процессе обследования (проверка щитовидной железы, анализ крови) врачи не выявили физиологической причины, скорее всего, необходимо работать с психикой. Если при волнении дрожь в голосе усиливается, речь идет о тревожном расстройстве.

Почему это происходит?

Есть объяснение с физиологической точки зрения. Дело в адреналине, который в стрессовом состоянии начинает вырабатываться в огромных дозах. Человек, страдающий от повышенной тревожности, может разволноваться от чего угодно, к примеру:

  • в школе при вызове к доске;
  • от общения с незнакомыми, а также властными и высокопоставленными людьми;
  • предстоящего выступления с докладом перед публикой;
  • в диалоге с возлюбленным человеком и так далее.

Поговорим о боязни общения

А теперь узнаем, почему дрожит голос при разговоре. Часто случается так, что пред предстоящим диалогом оппонент начинает испытывать панические атаки. Кажется, что произнесенные слова будут нелепыми, вызовут смех или порицание. Легче просто отойти в тень и отмолчаться, но это не выход. Если это явление крайне редкое, значит, не стоит волноваться, это можно списать на плохое настроение. Когда же это повторяется систематически, а рабочий звонок по телефону вообще становится катастрофой, нужно задуматься.

Чтобы понять, почему дрожит голос, необходимо отыскать корень проблемы. Конечно, срабатывает защитный механизм. Может быть, в прошлом вас сильно оскорбили или унизили. И тогда в вашем подсознании сформировалась мол, зачем общаться с людьми, если это причиняет боль. Поэтому получается так, что вы себя защищаете. И это происходит неосознанно, и это нехорошо.

Необходимо понять, что без общения невозможно добиться высоких целей, даже просто нормально жить. Ведь для счастливой жизни необходима престижная высокооплачиваемая работа, семья, которую нужно создать и так далее. Только после осознания этой истины, можно двигаться дальше, отыскивать сложившиеся фобии и избавляться от них.

Рассмотрим причины

  • Критики. Но речь идет не о здоровой критике. Когда она жесткая и грубая, указываются не только недостатки, но и происходит преувеличение и выставление на всеобщее обозрение, вынести такое давление крайне сложно.
  • Издевательств. Это скорее относится к школьному возрасту, когда происходит унижение ребенка. Тогда он замыкается, закрывается ото всех, боясь насмешек.
  • Неумения выстраивать диалог с противоположным полом. У девочек этому могло послужить воспитание строгого и деспотичного отца, у мальчиков наоборот.
  • Неудачного выступления в прошлом. Никогда не топчитесь на месте. Всем необходимо проанализировать ситуацию, извлечь полезное и двигаться вперед. Это не значит, что промах вновь повторится.
  • Застенчивости. Стеснительность мешает. Но все хорошо в меру. Конечно, но лучше быть более раскрепощенным, нужно поднимать самооценку.
  • Неумения формулировать мысли. Тут все просто: необходимо самосовершенствоваться, больше читать, осваивать методики и практические рекомендации, которые помогут научиться правильно выстраивать мысли и речь.

Зачастую психологические травмы тянутся из девства, главное, понимать это, и стараться устранить проблему. Если самостоятельно не получается, обратиться к специалисту.

  1. Необходимо наладить зрительный контакт. Начните с малого, общайтесь сначала посредством социальных сетей, ходите по магазинам, к примеру, разговаривайте с продавцами.
  2. Если трудно общаться с оппонентом вживую, поговорите с ним по телефону.
  3. И постепенно переходите на живой диалог. Пробуйте обращаться с просьбами к незнакомым людям.

Страх общения необходимо преодолевать, потому что по-иному не получится социализироваться и нормально развиваться.

Как побороть страх общения?

  • Не стоит моделировать предстоящий исход события, особенно в негативном ключе. Это не решит проблему, а только усугубит.
  • Не волнуйтесь о мнении окружающих. Если они и думают что-то, то недолго, в течение нескольких минут. Задумайтесь, сколько вы помните лица проходящих мимо людей на улице или выступающих с докладом за кафедрой, если это не знаменитости. Буквально пять минут, не больше. Вот и ваши ошибки так же быстро забываются.
  • Не бойтесь диалога. Делайте домашние заготовки, которые помогут в общении, впоследствии это не пригодится.
  • Всматривайтесь в оппонента, его жесты, мимику, возможно, он не испытывает сильной заинтересованности в вас, поэтому и не стоит волноваться.
  • Не сосредотачивайтесь на своем страхе. Если панические атаки начинают подкрадываться, абстрагируйтесь, на что угодно: на вкус кофе, красивую чашку, аксессуар на собеседнике и так далее.

Быстрого результата вы не получите, но не стоит опускать руки, в процессе постоянного самоконтроля и совершенствования все получится.

Как быстро справиться с волнением перед публичным выступлением?

  1. Поможет глубокое диафрагмальное дыхание. Оно снимает лишнее напряжение и волнение. Сделайте 20 вдохов-выдохов. Но дышать необходимо обязательно животом.
  2. Зевайте. По 10 раз с закрытым и открытым ртом. Не стесняйтесь издавать сопутствующие звуки.
  3. Переходите на тактильные ощущения. Прекрасная методика, позволяющая избавиться от волнения во время выступления. Когда оно начинает подступать, возьмите в руку обычную скрепку, она мала, поэтому будет незаметна. Прощупайте, сосредоточьтесь на материале, из которого изготовлена, какова поверхность, форма. Таким образом, происходит переключение внимания на другой объект, и волнение отступает. Теперь неважно, что о вас думают люди.
  4. Тренируйтесь перед выступлением. Громко и с выражением пропойте или прочтите текст доклада.

И конечно же, не забывайте про хорошее настроение. Когда вы излучаете внутреннее тепло и радость, улыбаетесь, такую же энергетику получите обратно. Представьте, что перед вами сидят добрые люди, которые желают счастья и тогда волнение и дрожь в голосе не появятся.

Поговорим о технике «заземления»

Главное, запомните, не стоит твердить себе «успокойся», это не поможет, а только усилит тревогу. Когда паническая атака возросла и вы не в состоянии себя контролировать, отыщите глазами пять вещей, доступных взору, четыре - до которых можете дотронуться, три - услышать, две - понюхать и одну - попробовать на вкус. Эта техника вернет вас в реальность, отрезвит и избавит от волнения и дрожи в голосе.

И еще один совет, чтобы избавиться от панической атаки, запомните две истины:

  • Не бойтесь ее.
  • И не старайтесь подавить.

То есть выброс адреналина (гормона страха) происходит в течение 90 секунд. Все остальное время вы испытываете не истинную фобию, а ваш «страх страха». Необходимо продержаться первые полторы минуты, и тогда паническая атака отступит.

И главное - понять, что все страхи часто надуманы нами. Совершенствуйтесь, учитесь самоконтролю, и тогда вам не предстоит бороться с волнением и дрожью в голосе.

В этом выпуске хочу порекомендовать Вам фильм «Король Говорит»! Я считаю, этот фильм обязателен к просмотру для всех, кто хочет развивать свой голос. А особенно остро этот фильм необходим тем, кто испытывает проблемы с голосом (заикание, усталость, тихо невнятно звучит, ломается).

В фильме показан уникальный специалист по голосу – Лайонел Лог, методика которого во многом схожа с методикой Школы Природного Голоса. И самое интересное, что этот фильм основан на реальных событиях!

Герцог много раз пытался заниматься постановкой голоса у дипломированных специалистов, но все безрезультатно. Пока не встретил уникального человека – Лайонелла Лога, с принципиально другим подходом к развитию голоса!

В чем заключалось основное отличие подход Лайонела Лога к работе над голосом от всех остальных, дипломированных специалистов?

Почему подход Лайонела давал быстрые результаты, а долгие годы занятий Герцога у дипломированных специалистов были потрачены впустую?

Потому что Лайонел знал основную причину голосовых проблем. И он работал именно над устранением этой причины, а не занимался «накачкой», «постановкой» или «тренировкой» голоса. 🙂

Главная причина – это СТРАХ! Страх Выразить Себя (Своё Я) или совершить ошибку.

У кого этого страха меньше – тот становится более успешным во взрослой жизни, и обладает более свободным и полнозвучным голосом. У кого страха больше – тот менее успешен, и имеет более сдавленный и зажатый голос.

Чтобы избавиться от этого страха – следует выражать себя через звук. Выражать себя через свой голос.

Как только Вы избавитесь от этого страха – у Вас сразу пойдут в гору дела, где требуется самовыражение! А именно – бизнес, переговоры, карьерный рост, взаимоотношения с противоположным полом, творчество. Ведь все основные проблемы и в бизнесе, и в отношениях – из-за СТРАХА выразить себя, проявить себя.

Но, согласитесь, что объективно это более долгие пути. Через звучание, через голос – убрать этот страх можно за несколько дней! 40 дней на Интернет-курсе дается с запасом! 🙂

А когда Вы уже свободно выражаете себя, то и бизнес, и отношения и все остальное у Вас получается легко и с удовольствием! 🙂

Кстати! Обратили внимание, как Лайонел в фильме «Король говорит» быстро и легко снимает этот страх у Герцога на несколько секунд? 🙂

Он просто одевает ему наушники с громкой музыкой. Герцог не слышит сам себя, и как следствие – не боится совершить ошибку и выразить себя, не занимается самоконтролем и самооценкой.

Кстати, мы еще задолго до этого фильма проводили подобный опыт с певцами, у которых были проблемы с голосом или интонацией. Включали громко в наушники фонограмму (без голоса певца) и ставили перед певцом микрофон. Человек пел, абсолютно не слыша свой голос! В наушниках была ТОЛЬКО фонограмма. Певец знал об этом заранее – поэтому полностью расслаблялся и пел «как получится».

И что Вы думаете? В этом случае – голос певца звучал гораздо свободнее и интонационно ЧИЩЕ, чем когда певец слышал сам себя и старался спеть чисто. Просто громкая музыка в ушах – отключали его СТРАХ совершить ошибку, сфальшивить или не спеть какую-то ноту. И в результате – у него все получалось гораздо лучше.

Поэтому, когда будете выполнять любые упражнения для голоса или петь песни – не бойтесь сделать ошибку, спеть что-то не то! Делайте все упражнения и пойте все песни свободно, с ЖЕЛАНИЕМ, задорно и по-настоящему! Не оценивайте себя при этом.

И именно поэтому, на первом этапе на пути к «Возрождению Природного Голоса» мы даем максимально простые упражнения, которые просто невозможно сделать неправильно!

Просто звучите и всё! И пойте простые песни.

Когда Вы почувствуете, что Вы свободны, звучание идет легко и приятно – можно переходить к более сложным упражнениям, песням и заданиям.


Данную статью можно рассматривать как продолжение статьи «Откуда берется «безголосость», а можно и как совершенно самостоятельный материал. Она призвана ответить на вопрос, что делать, если вы считаете свой голос недостаточно хорошим для пения, как его улучшить на самом начальном этапе?

В случае недостаточного потенциала (силы) голоса работа ведется в двух направлениях: техническом - специальные упражнения, помогающие запустить данный природой механизм естественного дыхания и психологическом (избавление от зажимов и комплексов).

Такие упражнения широко практикуются в любой западной методике вокала, немало информации можно найти и на сайте.

Хочу добавить лишь важный практический совет: никогда не напевайте песни, пойте их в полный голос. Мурлыканье себе под нос, напевание закрепляет вредные вокальные привычки, особенно, если речь идет не о профессионале, а о начинающем вокалисте.

Тембр также несколько зависит от вокального стиля, ведь один и тот же человек, обучаясь академическому пению и современному, поет совершенно по-разному; а также немного и от языка, на котором поет исполнитель, так как разное произношение часто окрашивает голос по-разному. Так, при пении итальянского и англоязычного репертуара обязательно возникает разная окраска звука, в противном случае песня слушается довольно смешно.

Кроме того, многие дефекты тембра, такие как слишком носовой звук, воздушность, неплотность, неглубокость исправляются целевыми упражнениями. Я абсолютно согласна с вокальными педагогами, утверждающими, что тембр - это не диагноз, но при этом решительно против существующих школ по «клонированию» конкретного типа тембра.

Так, например, кому-то нравится Агилера, и вот «с конвейера» сходит с десяток Агилер, которые потом не могут определить свой вокальный путь и найти свое место под солнцем, так и работая всю свою карьеру двойником.

Можно воспользоваться примером звездного исполнителя для того, чтобы нагляднее понять, какие качественные характеристики присутствуют в его голосе и отсутствуют в вашем, и далее научиться их воспроизводить в собственном голосе. Но учиться петь «под копирку» нравящегося исполнителя не советуют все маститые вокальные тренеры.

Кроме того, не всегда даже в звездном голосе, а тем более в голосе вокального педагога присутствуют только хорошие характеристики, и потому нередко вокальные педагоги вместе с техникой передают своим ученикам и имеющиеся у них тембровые дефекты.

Как придать прочность и глубину голосу

У всех тембры разные, и каждый по-своему красив. Но есть одна тембровая характеристика, которая очень не нравится слушателю, говорим мы или поем. Это верещащий, писклявый голос, высокий и поверхностный. Такие голоса очень тяжело слушать, и они раздражают нас не только в пении, но и при разговоре.

Обычно причиной является ошибка размещения голоса в резонансной системе (головной, грудной). Обладатели таких голосов говорят, как правило, именно головным голосом, используя теменное резонирование. Они все время как бы смещают голос вверх. На самом деле это не только тяжело для слушателя, но и создает напряжение для самого говорящего, приводя к быстрой утомляемости голоса, частой охриплости, а иной раз и к серьезным проблемам с голосом.

Первое что надо сделать - это сместить голос в разговорный режим, на уровень рта, гортани и вокальной «маски». Поначалу этого можно добиться, подражая обладателям низких и глубоких голосов. Имитация постепенно сместит звук в нужный резонатор, и тогда надо прочувствовать его и закрепить ощущение.

Вторая причина - неправильное, очень поверхностное дыхание. Плохой контроль воздушного потока и, соответственно, голоса.

Для этого используются дыхательные упражнения: например, набрать воздух, выдыхать, считая мысленно до 10, затем продолжать выдох, произнося (пропевая) английский согласный ng , заканчивая счет на 11, 12. Если делать данное упражнение по 10 минут в день, то вы заметите, как существенно укрепится ваше дыхание и его контроль.

Хорошие результаты дают упражнения на резонирование: мычание и мычание с «жеванием» (на звуке М делать жевательные движения, прислушиваясь как звук смещается и «гуляет» по разным резонаторам). А также знаменитый vocal fry , который также помогает сделать голос более низким и глубоким, более «сочным». Vocal fry вообще универсален и используется во многих качествах и для достижения многих целей, без преувеличения можно сказать, что это настоящее сокровище.

Если вы не знаете, что такое vocal fry , послушайте этот фрагмент. Вот «скрипение», «трещание», «дребезжание» на низких и средних нотах и есть этот прием. В этой статье я не буду подробно на нем останавливаться, этому посвящена .

В качестве еще одного упражнения рекомендуется просто читать слова, хорошо скандируя слоги и пытаясь удержать голос именно в центральной части лица, «маске». Именно чтение и декламирование, а не пение, дает очень хорошие результаты в дальнейшем и в вокале. Можно взять четверостишие из любимого произведения (литературного или песенного) и скандировать его.

Как сделать дрожащий голос стабильным

Первой и основной причиной дрожащего голоса являются эмоции (волнение, стресс, стеснение, боязнь ошибиться). То есть причина в том, что нет контроля над голосом, отсюда возникает и боязнь сфальшивить, дать «петуха», потому голос и дрожит. Для улучшения контроля надо работать над дыханием.

Упражнения таковы:

1) Набрать воздух и, используя небольшое его количество, пропевать на удобной ноте короткие «а», с некоторым интервалом: «а»-пауза-«а»-пауза и т.д. (Прием стаккато)

2) Упражнение то же, но уже с более длинным «а», но все также с небольшим количеством воздуха. Не забываем, что голосообразование в вокале основано на экономном расходе воздуха и не сильном подсвязочном давлении. То есть для того, чтобы спеть хорошую, мощную ноту совершенно не надо набирать полные легкие воздуха и, тем более, толкать его. Здесь же следует и постепенно увеличить интенсивность (громкость) звука.

Ну и когда первые 2 упражнения начнут получаться, то, набирая воздух, петь длинную «а» пока он не закончится, естественно, не доводя себя до удушья. Об этом упражнении подробнее написано в статье «Вокал для взрослых. С чего начать?»

Интонация

Каждый может петь чисто кроме тех, у кого серьезные физические дефекты: глухота, проблема с голосовыми связками и т д.

Возникающие проблемы с чистым интонированием, встречаются 2-х типов:

1) ошибки слухового восприятия, то есть ошибочный сигнал, который посылают рецепторы уха мозгу и мозг - голосу.

2) механическая фальшь: легкое недотягивание или занижение звука или, напротив, легкое завышение (речь идет о минимальном интервале, лежащем между полутоном и тоном), которое зависит от ошибок в постановке, в дыхании.

Что касается дыхательной техники, то об этом написано немало и, опять же, повторяться я не буду.

В качестве других рекомендаций советую всегда работать над репертуаром, записывая себя на диктофон, а потом каждый раз прослушивать запись. Также важно и прослушивать отдельно базу: аккомпанемент, гармонию, что также тренирует ухо, поскольку наш слух тренируется не только активно, но и пассивно, то есть и без воспроизведения звука голосом.

Также рекомендую купить простенькие клавиши, синтезатор (четырех октав вполне достаточно), в качестве стандарта, своего рода эталона для сравнения. Нажимать клавиши и повторять ноты. Визуальный ряд очень помогает, так как, смотря на инструмент и повторяя звук, вы формируете и зрительное представление, где что находится по высоте.

Очень хорошие результаты дают упражнения по методике Кирюшина (найдите, в Интернете информация об этом есть). Делать их надо регулярно, занимаясь дома самостоятельно.

Вот такие действия помогут подготовить голос к вокальным задачам. Однако, повторяю, возможно и не стоит тратить на них время, если ваш голос достаточно хорош, просто часто мы не можем объективно оценить свои умения и возможности, свои качества самостоятельно. Так что лучше, все же, обратиться к специалисту хотя бы один раз, чтобы он (она) прослушав вас, подсказали бы, какие качества голоса требуют исправления, а какие – нет.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Звуки человеческого голоса при пении обычно не тянутся ровно, а разлагаются на ряд отдельных частей, каждой из которых сопутствует пульсирующее усиление. Следуя быстро друг за другом, они вызывают то явление в звучании, которое называется вибрацией голоса. В меру имеющиеся вибрации в певческом голосе придают ему красоту, смягчая порой имеющиеся недостатки. Благодаря этому и той положительной роли, какую играет вибрация в полноценном звукообразовании, ее можно считать необходимым и важным условием певческого звука. Но у ряда певцов вибрация подменяется отрицательным явлением в подаче певческого звука, которое носит название «тремолирование» голоса. Те же голоса, где вибрация имеется либо с очень большой или мелкой амплитудой колебания, считаются не заслуживающими в исполнительском отношении внимания.

В то время, как физиологически законная вибрация голоса является, в зависимости от качества вибрации, тем явлением, которое в значительной степени украшает голос, тремолирование голоса является чрезвычайным и крайне тягостным для певца недостатком. Чаще наблюдается тремолирование при пении у вокалистов, приближающихся к концу своей певческой работы; но нередко можно встретиться с этим явлением у молодежи, только вступающей на путь вокальной деятельности. С акустической точки зрения тремолирование голоса является теми же пульсаторными толчками звука, которые следуют один за другим, но эти взрывные толчки получаются грубыми, без плавного перехода один в другой.

Вибрация и тремолирование голоса — это явления одного и того же порядка, но с совершенно противоположным образом воздействия и восприятия ухом другого человека. Насколько, как уже было выше сказано, вибрация украшает качество певческого голоса, который при отсутствии вибрации является вялым и скучным, настолько любое тремолирование певческого голоса резко его ухудшает. Чем более равномерно совершается вибрация голоса, тем это лучше отражается на его качестве. Самым лучшим для звучания считают не менее шести вибраций в секунду. Частота вибраций менее четырех в секунду делает голос уже неприятным.

Было высказано много догадок об истинных причинах тремолирования голоса. Говорили о том, что сущность тремолирования заключается в колебаниях поднятия и опускания звука с одновременным усилением и ослаблением его. Вибрации от тремолирования отличаются меньшими колебаниями в высоте и силе звука. Полагали, что тремолирование зависит от неравномерности работы голосовых связок.

Можно констатировать тот факт, что тремолирование голоса является пороком довольно распространенным среди вокалистов, а если тремолирование голоса велико, то оно может явиться роковым для данного лица, так как бесцельно заниматься при таких условиях пением, которое у слушателя будет вызывать отрицательную реакцию. Представляет ли собой тремолирование голоса болезнь или просто дефект вокальной школы, до сих пор не вынесено окончательного решения. Надо сказать, что в тех редких случаях, когда врачу или педагогу удается добиться уменьшения или исчезновения тремолирования, результат большей частью не бывает длительным вследствие постоянных возвратов к такой манере звукоизвлечения. Явление, носящее название «интерференция звука», можно считать применимым для объяснения того, что собой представляет вибрация и тремолирование голоса. В пояснение и доказательство приводятся следующие данные.

Для того, чтобы одновременное звучание двух колеблющихся тел дало непрерывное течение звука, необходимо, чтобы эти два тела были абсолютно точно в унисон настроены. Тем самым они должны в определенное время давать абсолютно точно совпадающее по числу количество колебательных движений. При самом незначительном отклонении от этого требования в ту или иную сторону обязательно должна появиться интерференция, а в конечном результате — дрожание.

Наблюдение над величиной и строением голосовых связок, как над другими парными органами человеческого тела, очень часто обнаруживает их неодинаковую величину и расположение. Небольшие отступления встречаются более часто, чем полное их совпадение. Этого свойства не избегли и голосовые связки, которые зачастую бывают различны как по своей длине, так и по толщине. Все органы наших чувств не вполне одинаковы справа и слева. При внимательном обследовании можно всегда выявить некоторую разницу в точности, силе восприятия и функционировании органов обеих сторон. Это явление полностью относится и к функциям голосовых связок и несомненной разности в одновременной работе их обеих.

Совершенно одинаковыми обе голосовые связки бывают далеко не всегда. В большинстве случаев мы встречаемся, хотя и с мало заметным, но все же с неполным совпадением по величине и толщине голосовых связок. В результате получается отставание одной из них и неполное звучание в унисон.

Закон акустики гласит, что при совместном звучании двух тел отставание одного из них на одно колебание в секунду дает одно дрожание в секунду, на два колебания — два дрожания. Вот почему совместное звучание двух не полностью симметричных голосовых связок должно давать дрожание звука. Эти заслуживающие полного внимания предположения доктора Ле- видова были подтверждены стробоскопическими наблюдениями. В том случае, если подвергнуть стробоскопическому исследованию во время их вибрации два тела, которые отличаются друг от друга очень незначительным числом колебаний, то, когда одно из них будет представляться совершенно неподвижным, другое будет казаться медленно двигающимся. Далее, если одно тело будет казаться медленно колеблющимся, другое может в это время казаться находящимся в полной неподвижности.

Особенно доказательным объяснение тремолирования голоса оказалось тогда, когда при естественной вибрации стробоскопически не удалось установить неравномерную работу голосовых связок. Определенно закономерные результаты получились при обследовании лиц, обладавших тремолирующими голосами. В этих случаях ясно обнаруживалось значительное расхождение между колебаниями обеих голосовых ■связок.

Еще более рельефно проявлялась эта картина у тех певцов, где, кроме явлений тремолирования, имелись на одной или на обеих голосовых связках узелки.

Доктор Левидов доказал свое предположение тем, что во время пения он производил фарадизацию гортани. Тогда при издавании певческих звуков изменялся характер тремолирования голоса и он начинал походить на вибрацию. Тогда становилось ясным, что при явлениях тремолирования связки колеблются не в одинаковом периоде. Тремолирование может явиться результатом, неодинакового натяжения голосовых связок.

Все эти исследования и наблюдения над истинной причиной тремолирования голоса дают довольно веское основание полагать, что тремолирование голоса можно рассматривать как настоящее функциональное заболевание, требующее специального лечения. Так что взгляд на то, что тремолирование голоса есть один из видов неправильной постановки, является не совсем обоснованным.

Известно, что бывают случаи, когда опытным преподавателям пения удается после длительных и тщательных занятий голосом добиться некоторых удовлетворительных результатов в вопросе уменьшения или ослабления этого порока. Очень редко удается достичь полного прекращения тремолирования. Такие явления бывают лишь тогда, когда форма тремолирования очень мала и легка. Тогда она может поддаваться воздействиям педагогического характера.

Всем известно, что некоторые расстройства деятельности голосового аппарата могут проходить после того, как начинаются методические занятия по правильной постановке голоса.

Также известно, что многие расстройства функций голосового аппарата являются следствием нарушения элементарных установок, требующихся при занятиях пением. Это, с одной стороны, а с другой,—они могут появляться при неумелом преподавании и неправильном подходе к тем или иным склонностям и голосовому материалу данного ученика. Если удается EJ некоторых случаях путем усердных и правильных вокальных занятий уменьшить «ли совсем уничтожить тремолирование голоса, то никоим образом не удается изменить характер физиологической вибрации голоса. Все попытки в этом направлении, как правило, получаются отрицательные, и даже занятия этим являются ненужным насилием над голосом. Они могут принести большой, а иногда непоправимый вред тому, над кем будут проделываться эти бесцельные эксперименты.

Небезинтересным представляется следующий факт. По- существу вибрация и тремолирование голоса являются различными проявлениями одного и того же акустического явления. Почему же они производят на слух диаметрально противоположное впечатление? Приятное воздействие вибрации на слух основывается на положительном восприятии прерывистого раздражения. Наоборот, непрерывное раздражение утомляет орган слуха и этим притупляет его восприимчивость. Когда частота дрожаний становится очень значительной, то ухо не успевает следить за каждым из них в отдельности. Звук становится неприятным, приобретая пронзительную и резкую грубость.

При сравнении вибрации и тремолирования оказалось, что последнее происходит в более медленном темпе. Возможно, что в этом свойстве вибрации лежит главная причина неприятного воздейстия такого тремолирующего голоса на слушателя.

Как говорилось раньше, вибрация от тремолирования отличается не только количественно, но и качественно. При тремолировании переход от одной пульсации к другой происходит без постепенности и мягкости, которая имеется при вибрации. Переход этот совершается резко, толчками. Звук не вибрирует, а качается.

Если бросить холя бы поверхностный взгляд на историю развития сольного пения в Европе, то мы увидим, что истоки его берут начало в Италии.

Каждая эпоха выдвигает новые требования, по-новому ставит вопросы методики преподавания пения, — выдающиеся деятели вокального искусства различных стран Европы каждый по-своему разрешают эти вопросы.

Не останавливаясь на различных этапах развития сольного пения, мы перейдем к практическим вопросам, связанным о вокальной педагогикой.

«Как мне научиться красиво петь?» – таким вопросом задаётся, наверно, каждый начинающий вокалист.

«Как улучшить качество пения учеников?» – вопрос, волнующий педагогов.
Идеальные голоса, без дефектов, лично в моей практике встречаются редко. В основном наблюдаются следующие недостатки звучания голоса:

  • качание и тремоляция;
  • гнусавость;
  • фальшивая интонация;
  • тихий звук.

Хорошая новость, что благодаря ежедневной, планомерной, систематической работе можно либо полностью устранить эти недостатки, либо значительно улучшить качество пения.

Каким образом? Разберем каждый случай в отдельности.

Качание голоса и тремоляция.

Такой недостаток чаще всего встречается у певцов в возрасте, но может возникнуть и у детей, и у молодых вокалистов. Голос льётся не ровно и гладко, а как бы дрожит, качается между соседними звуками, пульсирует.
По природе своей это вибрация .

Размах – это степень крайних отклонений звука от основного тона.
Скорость – это частота колебаний в секунду.

Вибрация в 6-7 колебаний в секунду называется ВИБРАТО.
Вибрато является свойством хорошего вокала. Оно придаёт голосу яркость и динамичность.

Но если скорость вибрации больше или меньше 6-7 колебаний – это уже недостаток, требующий исправления.
При скорости вибрации больше 6-7 колебаний появляется тремоляция («барашек»), а при меньшей скорости – неустойчивая интонация, качание звука .

Причины возникновения этих недостатков могут быть самые различные: это и заболевания голосового аппарата, и органические недостатки (возрастные изменения).

Но если здоровье в порядке, то основными причинами возникновения качания и тремоляции, на мой взгляд, являются:

  • неправильная постановка голоса;
  • отсутствие навыка певческого дыхания;
  • постоянное форсирование звука.

Каковы же методы исправления?

1) Прежде всего, необходимо научиться правильно дышать при пении. Вдох должен быть активным, бесшумным и глубоким, а выдох ровный и продолжительный. Для тренировки можно использовать различные упражнения дыхательной гимнастики.

2) Петь упражнения с закрытым ртом на согласный «м», тренировать ровный, без толчков, выдох.

3) Петь упражнения с открытым ртом, хорошо прикрытым звуком. Самые лучшие гласные для устранения тремоляции – это «у» и «о».

Пение должно быть негромким, максимум mf, без форсирования, так как при громком пении вибрация увеличивается. Упражнения должны быть построены на ряде последовательных тонов в пределах квинты, не больше. Темп небыстрый, максимально позволяющий снять качание.

Усложнять упражнения и прибавлять темп следует постепенно, по мере выравнивания звука.

Гнусавость голоса.

Пение в нос – часто встречающийся недостаток.

Гнусавость может возникнуть в результате заболевания (простуда, заложенность носа). В этом случае нужно обратиться к врачу, пройти лечение.

Вторая причина – отсутствие певческого навыка, вялая нёбная занавеска. Вместо того, чтобы находиться в приподнятом положении, она провисает. В результате звук в основном проходит через нос, и возникает гнусавый оттенок голоса.

Исправление – пение на гласные «у» или «о», так как при их исполнении нёбная занавеска значительно сокращается. При этом губы должны быть очень активными, а рот должен достаточно широко раскрываться.

Также хорошо помогает пение и говорение с зажатым носом. Подробнее читайте и слушайте

Фальшивая интонация.

Опять же причины возникновения могут быть самыми различными. Сначала выясняем причину, потом принимаем меры по её устранению.

Фальшивое пение может быть результатом простудного заболевания, болезни горла, заложенности носа. Понятное дело, что в таком состоянии не нужно петь, а нужно лечиться.

Физическая слабость, переутомление, мутация тоже могут стать причиной неточного интонирования в пении. Что нужно делать? Укреплять своё здоровье, заниматься спортом, грамотно планировать работу и отдых.

Другие причины, которые можно исправить в процессе обучения:

  • неразвитость музыкального слуха, отсутствие координации между слухом и голосом;
  • неправильное формирование звука, пение в низкой позиции;
  • небрежное исполнение, когда певец не старается петь идеально чисто.

Методы исправления.

  • Развивать общую музыкальность, музыкальный кругозор, слушать больше разнообразной хорошей музыки в профессиональном исполнении.
  • Развивать музыкальный слух: мелодический, гармонический, внутренний.
  • Учиться анализировать своё пение, контролировать, опираясь на свои внутренние ощущения, возникающие при пении.
  • Петь упражнения на стаккато в небыстром темпе (это очень действенный приём для исправления интонации).
  • Петь упражнения сначала с постоянным сопровождением инструмента (очень важно, чтобы инструмент был настроен!), затем чередовать пение с сопровождением и без него, а потом исполнять упражнения a cappella, т. е. без поддержки инструмента.

Только при пении a cappella можно научиться петь чисто, держаться в тональности. Этот приём развивает музыкальный слух и самоконтроль певца.

Тихое пение.

Тихий, вялый и слабый звук может возникнуть по следующим причинам:

  • плохое дыхание;
  • особенности характера – робость, скованность, стеснительность, неуверенность в себе.

Исправление в плане работы над вокалом:

  • использование твёрдой атаки звука;
  • пение упражнений на стаккато, затем на чередование стаккато и легато;
  • пение упражнений и произведений в быстром темпе и с острым ритмом.

Что же касается воспитания характера, то для получения быстрого результата я рекомендую обратиться к специалисту, найти хорошего психолога, коучера, пройти тренинг личностного роста.

Важно всегда петь эмоционально, чувствовать себя свободно, раскованно. Внутреннее чувство свободы, уверенность в себе — залог успеха в любой деятельности. Но об этом — в одной из следующих статей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!