trainingtools - инструменты развития людей и организаций 

Тел. +7 921 338 65 45

ДИРЕКТОРУ

 

Как управлять

изменениями

в компании?

НАЧАЛЬНИКУ ОТДЕЛА

 

Как эффективнее

управлять отделом?

 

ОТДЕЛУ ПРОДАЖ

 

Как развить

навыки переговоров?

 

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

 

Как обрести

энергию и

жизненные силы?

УСЛУГИ

 

Что

предлагает автор?

 

ОБ АВТОРЕ

 

Чем автор

отличается от

других?


Для руководителей

Сессия организационного развития


Тренинговый цикл Коучинг как инструмент управления руководителя


Индивидуальный коучинг: программа выращивания сильных руководителей


Цикл тренингов Развитие руководителя через обучение в реальных проектах


Тренинговая программа Развитие навыков оперативного управления


Консалтинговый проект Как повысить эффективность отдела продаж ?


Тренинговый цикл Ведение жестких переговоров


Тренинг Улучшение взаимодействия между подразделениями


Тренинг Кадровая политика руководителя


Тренинг Технологии принятия решений в условиях неопределенности


Тренинг Пробуждение внутренней мотивации сотрудника


Тренинг Деловая переписка как инструмент управления

Для менеджеров


Цикл тренингов Навыки ведения деловых переговоров


Цикл тренингов Развитие навыка преодоления возражений


Цикл тренингов Развитие навыка телефонных продаж


Тренинг Переговоры о цене и управление лояльностью клиента в постпродажном обслуживании


Тренинг Клиентский сервис в VIP-продажах. Технологии презентации бренда


Тренинг Профилактика профвыгорания менеджера по продажам

Личностный рост


Тренинг Восемь способов преодоления хронического стресса, упадка сил и тревожных состояний


Тренинг Как построить вашу личную систему управления временем?

Управленческие секреты иезуитов

Как за несколько десятилетий иезуиты смогли сделать невозможное для 16 века – построить транснациональную компанию? Как они воспитывали лидеров и привлекали таланты? И за счет чего они смогли развивать и поддерживать динамизм своего ордена на протяжении четырех столетий? Об этом в своей книге «Как стать руководителем «от Бога» повествует исполнительный директор компании «Дж.П. Морган» Крис Лоуни.
Иезуиты были одними из первых, кто пересек Гималаи и попал в Тибет, проплыл по верхнему течению Голубого Нила и составил карту Миссисипи. Им приходилось руководить интернациональными командами, оставаться «открытыми для перемен» и стратегической адаптации. Не имея абсолютно никакого опыта управления школами, они каким-то чудом умудрились всего за одно десятилетие открыть более тридцати колледжей.

Будучи доверенными лицами европейских монархов, китайского императора династии Минь, японского сегуна, монгольского правителя Индии, иезуиты гордились тем, что никто не мог превзойти их коммерческое, религиозное и структурное единство.

Игнатий Лойола: может ли лидером стать любой?
Биография основателя ордена, Игнатия Лойолы, подтверждает тезис о том, что лидерство – это выбор, который может сделать человек с весьма невысоким стартовым уровнем. Лойола имел весьма ограниченные способности к красноречию и науке. Когда ему было 38 лет, то есть когда, по меркам шестнадцатого века, его жизнь уже подходила к концу, его послужной список никак нельзя было назвать выдающимся, и ничто не предвещало в нем будущего лидера: две неудачные карьеры, два ареста, многочисленные стычки с властями и никаких денег. Особенно он был падок на азартные игры, женщин и дуэли. Другой знавший его в молодости человек описывал страдавшего от избытка тестостерона Лойолу в действии: «Лойола выхватил свой меч и погнался за прохожими по улице. Если бы его не остановили, он бы их убил, или его бы убили». Что же за смертельная обида спровоцировала подобную вспышку ярости? Да два прохожих случайно толкнули его на узком тротуаре.

Поначалу, увлекшись легендами об отшельниках и аскетах, Лойола «мечтал босиком дойти до Иерусалима, не есть ничего, кроме овощей, и практиковать остальные подвиги святых». Притом ему не приходило в голову мысль о том, что же он будет делать в Иерусалиме. Его семья пришла в ужас от такого непродуманного плана, старалась отговорить от безумной затеи. Его брат ходил за ним из комнаты в комнату, умоляя не губить себя понапрасну. Не смотря на все препятствия, Лойола побывал в Иерусалиме в 1523 году, но там не прижился. Разочарованный Лойола прибыл в Барселону, где в возрасте 33 лет начинает третью карьеру: мы обнаруживаем его изучающим латынь вместе с мальчиками – подростками.

Нанялись бы вы на работу к такому человеку?

И тем не менее, без неудач, кризисов и проблем, изобиловавших в его жизни, он бы никогда не понял, кто он такой, чего хочет, чем обладает, и почему столь долго его преследовали неудачи. Люди, составлявшие цвет европейской науки того времени, решили объединиться вокруг него.

Решив изменить жизненный путь, он со своими соратниками остается в Италии, проповедует на улицах, работает в больницах. Не все их них обладали талантами уличных проповедников. Коллеги вспоминали, как на городских площадях Италии Лойола храбро выкрикивал проповеди на почти неразличимой смеси испанского, латыни и итальянского, в то время как дети смеялись над ним и забрасывали его, хромого и лысеющего баска, яблоками.

Иезуитский взгляд на лидерство
Учение иезуитов не признает советов по мгновенному достижению результата, сводящему лидерство к простому набору тактик. И отбрасывает модель «команды и контроля», в соответствии с которыми одна великая личность ведет за собой других.
Работа менеджеров – иезуитов заключалась не в том, чтобы убеждать своих подчиненных поступать тем или иным образом, а в том, чтобы снабдить их навыками самим решать, что им следует желать.

Интересно, что этот подход к лидерству оказывается весьма востребован в современном бизнесе. В конкурентной и быстро изменяющейся экономике компании должны мгновенно реагировать на любые изменения рынках, что еще больше децентрализует принятие решений. Навыки, которые раньше считались необходимыми только для топ-менеджеров, теперь становятся жизненно важными для каждого. Постоянно возникают все новые роли и задания, которые требуется изучать и оценивать «на лету».
Один процент команды, генерал, наблюдает за проблемами 99%, войска. Один процент времени, когда лидер собственно руководит, то есть битва оставляет в стороне 99% времени упущенных лидерских возможностей. Иезуиты отбросили теории «великой личности», что бы сконцентрироваться на остальных 99% потенциальных лидеров.

Иезуиты считали, что:

  • Все люди – лидеры, и в любой ситуации мы так или иначе проявляем свои лидерские качества
  • Лидерство начинается изнутри. Лидерство – это не то, что я делаю, а то, кто я
  • Лидерство – это не поступок. Это – моя жизнь. Способ жизни
  • Процесс становления лидера бесконечен

Лидерство – это не работа, не роль, которую человек играет на службе и отбрасывает, приходя домой. Напротив, лидерство – это и есть его реальная жизнь. Техники – как очаровать команду, как сформулировать долгосрочные и промежуточные цели – могут расширить видение, но не подменить его. Оказавшись среди незнакомой им культуры Китая, иезуиты обнаружили, что список тактик, эффективно работавших в Европе, здесь бесполезен. Но «компас», то есть образ действий, служил им по-прежнему.

Лойола говорил: «Работай так, как будто успех зависит исключительно от твоих усилий, но веруй так, как будто он зависит исключительно от божественной воли». Он описывал идеального иезуита как человека, у которого «одна нога всегда поднята в готовности сделать шаг». Иезуитами двигала неиссякаемая энергия, суть которой воплощена в простом девизе этой компании: «magis», что означает «всегда стремиться к большему». Magis поддерживал путешественников – иезуитов по дороге в Тибет, к истокам Голубого Нила и реки Миссисипи. Magis помогал иезуитским учителям, которые преподавали в сотнях колледжей, создать лучшую в мире систему образования.

В «Уставе ордена» Лойолы четко прослеживается мысль: продолжительный успех всецело зависит от эффективности превращения новичков в лидеров. Решите эту проблему – и лидеры, которых вы воспитаете, решат за вас все остальное. Иезуиты направили свои усилия на строительство в своем ордене четырех основ лидерства:

  • Самопознание – понимание своих сильных и слабых сторон, собственных ценностей и отношения к миру
  • Изобретательность – открытость всему новому, адаптация к постоянно изменяющемуся миру
  • Любовь – увлечение других своим позитивным отношением, высвобождающим их потенциал
  • Героизм – воодушевление себя и других великими стремлениями и страстью к совершенству

Компания иезуитов жила за счет своего «дружеского компаньонства» и привлекала талантливую молодежь, готовую вести «жизнь героических целей и добродетелей». Но, тем не менее, попасть в орден иезуитов было весьма трудным делом.

На этапе бурного роста Игнатий Лойола не поддался искушению принимать в орден всех желающих. Напротив, он настоял, чтобы попасть в орден было очень сложно. Тот же принцип действовал относительно расширения сети знаменитых иезуитских школ. Генералы ордена нередко сотнями отвергали прошения об открытии новых школ иезуитов, не желая снижать стандартов качества обучения.

Разумеется, снизив вступительные требования, иезуиты сразу набрали бы множество новых членов. Однако это бы подорвало их долгосрочную стратегию – привлекать самые лучшие таланты Европы и мира в свои ряды. Сдерживая агрессивный рост своих рядов, они смогли сохранить свою репутацию и генеральное направление своего развития. Иначе говоря, что кажется парадоксальным, иезуиты смогли продолжать развиваться быстро благодаря тому, что не развивались слишком быстро.

Управленческие технологии иезуитов: Как создать компанию, где каждый — лидер?
Большинство современных корпораций внедрили у себя специальные процедуры по выявлению потенциальных кандидатов на лидерские должности. Но многие восходящие звезды разрушают сами себя, так никогда и не реализуя свой потенциал. Не смотря на множество исследования развития лидерства никто не понимает, почему одни талантливые люди становятся успешными лидерами, в то время как другие теряют высоту и разбиваются, почему первый ученик в классе редко становится первым человеком в жизни, и почему лихой младший менеджер редко становится директором.

Как же шла подготовка лидеров у иезуитов?

Лучшая теория – это практика

В учебных заведениях иезуитов подготовка была гораздо более длительной и тщательной, чем в школах других орденов и коммерческих предприятий. Как правило, в других орденах полноправными членами становились после года послушничества, в течение которого интенсивно изучали правила, практику и стиль жизни ордена под руководством опытного наставника. У иезуитов обучение длилось в два раза дольше. А после работы в течение нескольких лет их вновь отправляли на годовой курс профессиональной «переподготовки», чтобы еще раз – в середине карьеры – иметь возможность разобраться в себе и своих достижениях.

Иезуиты верили, что лучшая теория – это практика, и регулярно с головой погружали новичков в дело. Менеджеры посылали младших иезуитов в двухгодичные морские путешествия в Азию, так как были уверены в том, что они сами успешно приобретут навыки работы: свободное владение языком, способность ассимилироваться в чужой культуре и даже, при необходимости, умение смастерить астролябию, нарисовать карту или построить пушку! У путешественников не было учебников. Вместо этого они обладали навыком, который необходим для того, чтобы добиться успеха в незнакомой обстановке и разрешить любые проблемы: самопознанием.

Духовные упражнения – инструмент развития на всю жизнь
Бизнес-гуру современности соглашаются с тем, что недостаток самопознания отрицательно сказывается на производительности труда менеджера. В то же время работодатель уверен: самопознание – это частное дело сотрудника, этим должны заниматься психотерапевты, а не руководители.

Иезуиты же считали, что невозможно достичь многого, если вы не видите свои слабостей и, следовательно, не можете с ними бороться, управлять своей жизнью. В этом отношении Игнатий Лойола в своем ордене стремился воплотить жесткий афоризм Сократа: «Неосознанная жизнь не стоит того, чтобы ее проживать».

Компания иезуитов разработала универсальную технологию самопознания под названием «Духовные упражнения». Общее участие в упражнениях делало иезуитов единой командой, роднило их на общем пространстве от Рима до Индии.

Сами иезуиты определяли суть духовных упражнений как «способ испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной. Ибо как телесным упражнением является: гуляние, хождение, бегание, так и всякий способ, каким душа приготовляется и располагается для своего освобождения от всех неупорядоченных влечений и, коль скоро они будут уничтожены, для поиска и обретения воли Божией относительно устройства своей жизни и для спасения своей души, – называется Духовным Упражнением».

Упражнения требуют полной интеллектуальной, эмоциональной и духовной концентрации. Те, кто ими занимаются, поначалу отдают их практике всю энергию и сосредоточенность на протяжении тридцати дней, отведенных для этой работы. Это означает, что человек должен войти в состояние внутренней тишины, отказаться от праздных разговоров, любых источников ненужной информации. В течение месяца день практикующего состоит из 4-5 часовых размышлений:

  • Первая часть упражнений – окунание учеников в ледяную ванну болезненно искренней самооценки. На этой стадии происходит процесс бесстрашной моральной инвентаризации.
  • Второй этап – добиться внутреннего бесстрастия, освобождения от предрассудков и тягостных привязанностей. В этом, по мысли иезуитов, заключался путь к подлинной свободе выбирать любое решение.

Когда Лойола видел, что благодаря размышлениям и труду над собой ученик постигал суть бесстрастия, он позволял ему в дальнейшем руководить собой самостоятельно. Бесстрастный человек, как говорил Лойола, «подобен чаше весов в момент равновесия» и способен рассматривать все стратегические альтернативы беспристрастно, его решения близки к идеальным. В результате человек нарабатывал навык, будучи погружен в суету дел, находить ключевое и размышлять о самом важном, быть созерцательным в действии. Поэтому Лойола наделял других членов ордена огромными полномочиями, будучи уверен, что «на месте вы лучше увидите, как следует поступить», и не вмешивался в их дела.

Месяцем духовных упражнений работа над анализом своего поведения отнюдь не заканчивалась. Каждый день, пробудившись ото сна, иезуит должен был напоминать себе о своих ключевых личных целях. И каждый день иезуиты должны были делать две короткие паузы для размышлений, которые они называли «экзаменом». Каждый экзамен начинался с воспоминания о позитивном и полном любви отношению к миру. Затем члену ордена следовало вспомнить все события минувшего дня и подумать, что в себе нужно исправить и улучшить. Он должен был заново прожить этот день час за часом, от момента утреннего пробуждения до этого экзамена.

Самое важное практическое открытие Лойолы в области развития лидерства заключалось в том, что последнее достигалось при помощи самомотивации. «Духовные упражнения» позволяли каждому превратить миссию компании в свое личное дело. Современный лидер, не устающий заниматься самоанализом, счастливо избегнет самой страшной трагедии, которая только может случиться с лидером: однажды утром проснуться и задать себе горестный вопрос: «Что я сделал со своей жизнью в прошлом году, за прошедшие пять лет, тридцать лет?».

Эта привычка к самоанализу так же действенна, как и проста. Более того, «экзамены» создают обратную связь, которая особенно необходима владельцу, которого некому критиковать. В результате человек получает возможность дважды в день извлекать уроки из своих успехов и неудач.

Комментарии запрещены.

Получите книги на е-mail