Город-спутник Южный уничтожает старинный поселок? Город-спутник южный появился в концепции Против спутник южный вк

вадим кузьмицкий

Спутник стартует в поле

Строители города-спутника Петербурга уже через полгода выйдут на площадку, чтобы начать прокладывать коммуникации для первых кварталов. Собираясь возводить тысячи квадратных метров посреди полей, инвестор утверждает, что все просчитал. Эксперты же отмечают, что нагрузка в очередной раз ляжет на единственное в округе Киевское шоссе - прокладывать новые магистрали у города возможности пока нет.

ФОТО Петра КОВАЛЕВА (ИНТЕРПРЕСС)

Южный собираются построить в пустых пространствах между деревней Дони, Новокондакопшином и военным аэродромом «Пушкин». Город расположится по обе стороны от Киевского шоссе, которое станет основным выездом в Петербург. Но, как мы уже рассказывали, нагрузка на эту трассу в будущем и без того увеличится с вводом крупного жилого комплекса «Планетоград» близ Пулковской горы.

В этом ЖК к 2026 году хотят построить 1,5 млн кв. метров жилья. Южный будет еще больше. Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» генеральный директор компании-инвестора «Старт девелопмент» Сергей Хромов, к 2035 году там планируется возвести 4,3 млн кв. метров жилья и около 1 млн кв. метров коммерческой недвижимости. Застройка достигнет 33 метров в высоту, хотя «примерно половина ее будет 4 - 5-этажной и ниже». Наш собеседник отметил, что 122 гектара отведут под производство, и местные предприятия смогут обеспечить 60 тыс. рабочих мест.

Здесь стоит оговориться: по расчетам Университета ИТМО, население Южного к тому моменту составит 134 тыс. человек. Это больше, чем сегодняшнее население Пушкина (около 106 тыс. человек). Таким образом, оставшиеся не занятыми в Южном 74 тыс. жителей вынуждены будут каким-то образом каждый день ездить на работу в Петербург и возвращаться обратно.

Научный интерес ИТМО к проекту не в последнюю очередь связан с тем, что на территории города-спутника планируется построить еще и «инноград науки и техники» при вузе. По словам Сергея Хромова, суперсовременный учебно-научный городок объединит на 100 гектарах учебные корпуса, лаборатории, жилые кварталы и спорткомплексы. Очевидно, что этот проект создаст дополнительный трафик.

Генеральный директор компании-инвестора заверил, что вся инфраструктура и все перемещения будущих жителей Южного также просчитываются в математической модели, подготовленной ИТМО. Предполагается, в частности, строительство скоростного трамвая - проект его будто бы утвержден. «Транспортная ситуация в районе расположения Южного очень хорошая. Две железнодорожные станции, шестиполосное Киевское шоссе, автомобильная развязка и подъезды уже есть», - полагает Хромов.

Чего еще нет, говорят, появится. Так, концепция ИТМО предполагает создание нового вокзала в центре Южного вдобавок к платформам «Кондакопшино» и «29-й километр». К слову, севернее на той же Варшавской железной дороге вскоре собираются создать и еще одну остановку - для новостроек жилого района Пулковское, которые возводятся близ «Экспофорума».

А генеральным планом предусматривается строительство для нужд новоселов новой трассы - своего рода дублера Киевского шоссе, который пойдет из Южного на север, через Александровскую, и выведет на не существующую еще южную широтную магистраль.

Впрочем, общественный активист Александр Беляев, традиционно критикующий Южный, в беседе с нами отметил, что все эти планы весьма далеки от реальности.

Город, по его мнению, пока ничего не сделал для строительства новых дорог, по которым можно будет добраться в Южный. А РЖД официально не подтверждает планы по созданию полустанка. Беляев считает, что дорожных строек на перспективу у Смольного уже хватает (городское правительство даже публикует списки новых окраин, куда нужно срочно подвести трассу). А пробивка новой трассы через поселок Александровская - дело недешевое, там не оберешься проблем с выкупом земли у частников. Так что едва ли второй полноценный выезд из Южного будет создан в обозримой перспективе. Застройщик, вероятно, попытается пустить автомобильный трафик транзитом через Пушкин и Павловск (что может вызвать протесты их жителей). Но основная нагрузка все равно ляжет на Киевское шоссе, не сомневается Беляев. «Южный будет как в тисках - он удален от города, а нормальных выездов из него нет», - прогнозирует наш собеседник.

«Транспортная доступность - одна из проблем этого проекта», - высказал свое мнение в беседе с корреспондентом «СПб ведомостей» и вице-президент объединения строителей Санкт-Петербурга Алексей Белоусов. Проблема эта особенно актуальна в связи с высокой плотностью населения, ожидаемой в Южном, полагает эксперт.

В свою очередь профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев полагает, что доступность Южного на общественном транспорте можно будет обеспечить при условии увеличения пропускной способности железной дороги. А вот водителям автомобилей придется стоять в пробках. «Невозможно обеспечить для такого количества машин беспрепятственное движение», - полагает Горев.

Между тем, по словам Сергея Хромова, проект Южного постепенно реализуется. Пока - «в документальной части». Утверждены генплан и Правила землепользования и застройки. Подготовлен первый проект планировки территории вокруг поселка Лесное. Общественные слушания по проекту пройдут примерно через месяц.

До конца нынешнего года будет объявлен конкурс на архитектурную концепцию кампуса ИТМО. А в начале следующего года, по словам генерального директора компании-инвестора, начнется строительство инженерных коммуникаций города-спутника. Собственно стройка растянется как минимум на полтора десятка лет. «Город как урбанистический проект не имеет срока окончания строительства. Основные запланированные объемы мы наметили завершить к 2032 году», - сказал Сергей Хромов.



Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Город-спутник Южный уничтожает старинный поселок?

Поселок и станция Александровская (Пушкинский район) рискует оказаться посередине между будущей окружной трассой и целым городом новостроек, который собираются построить к югу от магистрали. Здешние жители опасаются, что рано или поздно их попросят потесниться ради пробивки новой дороги к новостройкам. Чтобы этого избежать, местные активисты просят скорректировать генеральный план.


ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Александровская (население - 2,6 тыс. человек) расположена между Киевским шоссе и Александровским парком Пушкина. Как мы уже рассказывали, к югу от поселка собираются строить город-спутник, известный под проектным названием Южный (население которого, по расчетам, к 2035 году может достигнуть 134 тыс. человек). Он расположится в полях между деревней Дони, Новокондакопшином и военным аэродромом «Пушкин».

Первое время Южный будет связан с Петербургом только Киевским шоссе и Варшавской железной дорогой. Но, в соответствии с генпланом, должен появиться еще один выезд - дублер Киевского шоссе. Трасса поведет из новостроек на север, через Александровскую, и выйдет на не существующую еще южную широтную магистраль (которой планируется присвоить название Усть-Славянское шоссе).

На территории Александровской дублер этот прочерчен в узком коридоре вдоль Варшавской железной дороги. Местные активисты считают, что свободного пространства там недостаточно, чтобы построить шестиполосную дорогу без изъятия участков. Это касается, в частности, домовладельцев на улице Новые Места, что проходит вдоль рельсов.

Если же во избежание земельных споров власти решат строить многокилометровую эстакаду, такой вариант также будет не лучшим. Проект окажется очень дорогим. И он все равно разрушит привычный уклад посельчан. И ради чего? Общественный активист Пушкинского района Александр Беляев в беседе с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» отметил, что новая магистраль нужна в первую очередь для обслуживания города-спутника. «Почему жители Александровской должны куда-то переезжать ради новоселов Южного?» - задался вопросом общественник.

При этом ему не вполне понятна эффективность новой дороги, ведь, судя по генплану, саму Южную широтную в ближайшие годы собираются строить только в западной части, что не позволит ей стать полноценной объездной дорогой южных пригородов, и отводить на нее трафик пока бессмысленно. Гораздо полезнее для города сейчас было бы сосредоточиться на Южной широтной, включив в ближайшие планы строительство путепровода через Витебскую железнодорожную линию, полагает наш собеседник.

Активисты из Александровской попытались донести до властей свои идеи на состоявшихся в июне слушаниях по внесению изменений в генплан. «Данное решение (со строительством трассы - дублера Киевского шоссе через поселок. - Ред.) лишь усугубит транспортную ситуацию на ключевых, лучевых магистралях Пушкинского района за счет маятниковой миграции и транспортных потоков из города-спутника Южный» , - говорится в подготовленной посельчанами пояснительной записке.

Граждане подали поправку, согласно которой полоса земли в поселке вдоль Варшавской железной дороги переводится из зоны магистрали под рекреационные цели (после чего, например, просто засаживается деревьями). Если представить, что предложенные изменения вдруг утвердят (отметим, что решение вряд ли будет принято ранее конца нынешнего года), это не позволит строить здесь трассу. Местные жители просят предусмотреть альтернативную трассировку этого дублера Киевского шоссе на участке от Красносельского шоссе до Сарицкой улицы (в обход Александровской).

Исполняющий обязанности председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Семчанков в ответ на обращение жителей отметил, что пропускная способность Киевского шоссе практически исчерпана. Новая трасса позволит снизить нагрузку на существующую улично-дорожную сеть, «в том числе при развитии города-спутника Южный». Ведь в результате его строительства население территорий к югу от поселка Александровская значительно вырастет, обратил внимание чиновник. Он не исключил, что при пробивке дороги участки, «непосредственно попадающие в зону застройки», могут быть изъяты. Но об этом рано говорить до проектирования, сроки которого пока не определены. Семчанков не стал говорить, возможны ли другие варианты прохождения новой магистрали.

Инвестором по строительству Южного выступает компания «Старт девелопмент», которая, по данным сайта www.kartoteka.ru , контролируется офшором «Терикс ассошиэйтс холдинг лимитед» (зарегистрирован на Британских Виргинских островах) и генеральным директором Сергеем Хромовым. Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в этой фирме, на сегодня строительство не началось, продолжаются проектно-изыскательские работы. Выйти на площадку собираются в 2019 году.

В компании не согласны с той точкой зрения, что дублер Киевского шоссе, проложенный через Александровскую, предназначен для решения транспортных проблем Южного (инвестпроект реализуется не так близко от поселка, считают в компании). Это будет в первую очередь важная для города трасса, облегчающая выезд в пригороды, говорят коммерсанты. Сам проект нового освоения территорий ориентирован на железные дороги, скоростной трамвай (которого, отметим, пока нет) и внутреннюю улично-дорожную сеть.

То есть, по версии инвестора, люди не будут создавать большие потоки на выезде из кварталов новостроек в Петербург, а наоборот, обитатели окрестностей устремятся в этот пригород на работу. Произойдет это будто бы благодаря тому, что в Южном построят множество инновационных предприятий. Что же касается пробивки трассы через Александровскую, то маршрут ее пока приблизительный и будет уточняться. И вообще современные технологии позволяют строить дороги в плотной застройке, уверяют предприниматели.


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Город спутник "Южный" - масштабный проект застройки участка Пушкинского района Петербурга. Комплекс расположен по обе стороны от Киевского шоссе. На территории более 2 тысяч га будет построен целый город с собственной инфраструктурой и инженерными коммуникациями.

Описание проекта

"Старт Девелопмент" намерен реализовать в жилом комплексе около 4,3 млн. кв.м. жилой площади, что способно обеспечить жильем 134 тыс. человек. В проектировании домов приняли участие известные архитектурные мастерские - "Urban Design Associates" и "Gillespies". На застройку района отведен срок 14 лет (завершение в 2028 году).

Территория ЖК "Южный" разделена на 3 зоны:

  • северная часть – дома-коттеджи индивидуального типа и здания средней этажности. Квартал будет иметь доступ к Киевскому шоссе и железной дороге. Рядом расположен ритейл-парк.
  • центральная часть – коммерческая зона города с ресторанами, офисами и магазинами. В центре обустроят площадь с парком и озером. Здесь также будут находится развлекательные павильоны, а к парку будет примыкать жилая застройка.
  • южная – различные типы жилья с административными зданиями, школами, детсадами, спорткомплексами, медучреждениями и пр. Центральной улицей микрорайона станет Гатчинское шоссе. Дорогу благоустроят тротуарами и бульваром с зелеными насаждениями.

Город-спутник «Южный» - инвестиционный проект комплексного развития территории, один из крупнейших девелоперских проектов, реализуемых в России, и по площади сопоставимый с историческими центрами многих европейских городов, 2000 га в южной части Санкт-Петербурга, между федеральными трассами М20 и М10. Концепция проекта разработана и реализуется компанией «Старт Девелопмент», к работе над проектом были привлечены ведущие архитектурные бюро «Urban Design Associates» (США) и «Gillespies» (Шотландия).

В рамках формирования новой городской среды в совокупности с природоохранными мероприятиями планируется создание крупного городского проекта смешанного типа. Строительство жилья будет сопровождаться масштабным развитием социальной и коммунальной инфраструктуры, что позволит сформировать полноценное жизненное пространство в непосредственной близости от места проживания. На территории будущего города-спутника «Южный» будут создаваться объекты социальной и инженерной инфраструктур: 58 детских садов, 27 школ, 10 спортивно-досуговых центров, 12 медицинских центров, а также предприятия сферы обслуживания, жизнеобеспечения и всего, что гарантирует нормальное существование людей. Общий объем инвестиций на реализацию проекта составит не менее 179 млрд рублей, что, по словам представителей пресс-службы ООО «УК «Старт Девелопмент» , обеспечит поступление налоговых платежей в бюджет города в размере 5,4 млрд рублей.

Будущий город спутник расположен на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга. Площадь возводимого жилья - 4,5 млн кв. м. В 15 км по Киевскому шоссе от будущего жилого района «Южный» располагается аэропорт Пулково, КАД. На личном автотранспорте дорога до КАД займет около 10 минут, а до центра города жители смогут добраться меньше, чем за час, используя личный либо общественный транспорт.

Примерное количество жителей, которые поселятся в новой жилой недвижимости города-спутника, составит около 171,5 тыс. человек.

Конечная цель проекта «Южный» - улучшение жилищных условий семей эконом и среднего класса путем строительства качественного, экологичного и при этом доступного жилья. Результатом реализации проекта прогнозируется значительное улучшение социальных и демографических показателей Санкт-Петербурга за счет трудовой миграции и повышения уровня рождаемости, а также обеспечение трудовыми ресурсами бурно развивающегося третьего промышленно-логистического пояса Санкт-Петербурга.

7 апреля 2011 года вышло Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 438 о стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга «Создание города-спутника Южный в Пушкинском районе Санкт-Петербурга ». Компания «СТАРТ Девелопмент» планирует начать строительство в 2014 году, а завершить проект в 2028 году.

«Южный» - это не поселок с жестко спланированным количеством построек, поэтому руководство «СТАРТ Девелопмент» надеется, что город будет развиваться и расти не одно столетие вместе с Петербургом. Масштабное строительство начнется в 2014 году, а границы инвестиционного проекта ограничены 2028 годом. К этому времени на его площади будет построена недвижимость различных видов, в том числе таунхаусы и коттеджи.

Концепция проекта подразумевает кластерное развитие территории, что является основой эффективного экономического развития и Пушкинского района, так как позволяет повышать конкурентоспособность региона путём обеспечения его магазинами, больницами, школами, местами приложения труда, а также объектами досуга и отдыха.

На обсуждение был вынесен план застройки участка общей площадью 48,5 га в районе поселка Лесное. Это маленькая часть гигантского проекта, в рамках которого планируется освоение более 2 тыс. га.

48 гектаров для новой жизни

Проект планировки территории рядом с поселком Лесное представлял заместитель генерального директора по девелопменту ООО «СТАРТ Девелопмент» Константин Ковалев. Вот что он рассказал.

Здесь будет построено семь среднеэтажных многоквартирных жилых домов (максимальная высота составит 33 метра, 220 тыс. кв. м), школа на 825 учеников, три детских сада на 423 места в совокупности. Также в рамках реконструкции существующего объекта будет создан центр амбулаторно-поликлинического обслуживания площадью более 700 кв. м, МФЦ (200 кв. м), центр социальной защиты (300 кв. м), отделение связи (300 кв. м), паспортная служба (150 кв. м) и опорный пункт охраны правопорядка (100 кв. м).

Кроме того, предполагается торговый комплекс, под одной крышей с которым разместятся библиотека и подростковый клуб (общая площадь около 700 кв. м).

Фоторепортаж с публичных слушаний (13 фото)

«Начиная строительство города-спутника Южный на рассматриваемом участке, мы решаем сразу две задачи, - отметил Константин Ковалев. - Во-первых, данная территория может преобразиться в лучшую сторону благодаря новым инвестициям в развитие этой части Пушкинского района. Что позволит создать новые рабочие места и благоустроить близлежащие земельные участки: построить дороги, посадить сотни деревьев, организовать обширные общественные рекреационные зоны. Во-вторых, проектом предусмотрено создание современных социальных объектов, пользоваться услугами которых смогут не только новые жители, но и около полутора тысяч человек, проживающие в поселке Лесное. Сегодня ситуация с существующей социальной инфраструктурой на этой территории оставляет желать лучшего: один переполненный детский сад и школа на девять классов образования. Есть проблемы с электроснабжением и канализованием».

Отсюда начнется Южный. Участок, на котором будет реализована первая очередь проекта

Парковки, дороги и другая инфраструктура

Предполагается, что строительство объектов социальной и дорожной инфраструктуры будет вестись одновременно с возведением жилых домов.

ППТ также предусматривает создание парковок на территории квартала (около 4,4 тыс. машиномест), в том числе и строительство пяти отдельно стоящих многоуровневых паркингов на 1,25 тыс. автомобилей.

Депо общественного транспорта также понадобится, поскольку появятся новые маршруты в Санкт-Петербург. Улично-дорожная сеть, естественно, тоже ляжет на плечи застройщика. А вот магистральные дороги - забота города.

С точки зрения транспортной доступности у территории есть также резерв в виде железнодорожного сообщения. Сегодня у Лесного электрички не останавливаются, но когда население начнет прибывать, появятся и платформа, и дополнительные рейсы в расписании тех же «ласточек». Об этом девелопер уже сейчас, заблаговременно, договаривается с РЖД.

Начальник отдела градостроительного проектирования ЛенНИИпроекта Юзеф Паркман подробно рассказал об инженерном обеспечении квартала: «По каждому участку территории были подробнейшим образом подсчитаны нагрузки. По электроэнергии это 11 мВт. Всего в городе-спутнике Южный будет построено два распределительных пункта и 13 подстанций. Это гарантирует бесперебойное электроснабжение. Никаких проблем не будет и с водоснабжением, все соответствует нормам и согласовано с соответствующими ведомствами».

Никто не забыт

Спекуляции вокруг проекта города-спутника Южный начались довольно давно. Одна из них совсем уж за гранью: якобы строительство будет идти на костях наших бойцов, погибших в годы войны и до сих пор не захороненных.

Со своеобразным отчетом на эту тему выступил командир поискового отряда «Ингрия», доцент истфака СПбГУ Евгений Ильин. Он привел архивные данные о том, что в районе Кондакопшино потери не были так велики, как утверждают некоторые: не тысячи и даже не сотни, а десятки (в 1944 году) или даже единицы (в 1941-м) защитников Отечества. Поисковый отряд «Ингрия» всю территорию первого квартала Южного исследовал. И два года назад останки четверых наших солдат были обнаружены невдалеке от будущей стройки и перезахоронены на воинском кладбище. С тех пор работы продолжались, но, кроме гильз, винтовок и неразорвавшихся снарядов, никаких находок не было. Некоторые местные активисты советовали расширить круг поисков, обследовать ближайшие болота… Но ведь там стройки не будет.

Поиски вокруг поселка Лесное, отметил Ильин, затруднялись большим количеством свалок мусора: жестяные банки, обрезки металла, железобетонные плиты с арматурой. Тяжело работать с металлоискателем.

На публичных слушаниях всегда есть место и демагогии, и эмоциям. Эти были вполне типичными. Однако выяснились и некоторые интересные подробности. Например, жители Пушкина, сильно переживающие за места в своих школах и приготовившиеся отражать наступление варягов, узнали, что именно из Пушкина сегодня возят детей в Лесное и школа там переполнена.

Владельцы гаражей, пользовавшиеся ими несколько десятилетий, вдруг выяснили, что никакого законного права на это не имеют. Примерно 500 таких строений, превратившихся в склады, погреба и хозпостройки, обречены на снос. Об этом присутствующим сообщил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрий Бочков, который был вынужден признать: «Никаких законных оснований для существования этих гаражей нет. Вы будете снесены, врать не буду».

Кстати, представитель «СТАРТ Девелопмента» Константин Ковалев был не столь категоричен, как народный избранник от города Пушкина. Он предложил создать рабочую группу и разбираться с каждым конкретным случаем отдельно. В общем, закон суров, но есть и добрая воля девелопера. И девелопер, к счастью, к диалогу готов.

После публичных слушаний отводится четыре дня на подачу аргументированных возражений и предложений. Ход дискуссии в здании администрации Пушкинского района говорит о том, что их не будет. А значит, уже до конца этого года утвердят первый ППТ по городу-спутнику Южный, что можно считать стартом для всего проекта (между прочим, только после утверждения ППТ социальные объекты могут быть включены в адресные инвестиционные программы). В 2018 году планируется представить ППТ следующего квартала на 230 га.

Справка БН

Город-спутник Южный - проектируемый новый район Санкт-Петербурга. Одним из главных стимуляторов градообразования определен Инноград науки и технологий - совместный проект РОСНАНО, Санкт-Петербурга, ООО «Город-спутник Южный» и Университета ИТМО. Инноград разместится на площади 100 га.

Город-спутник Южный является стратегическим проектом Санкт-Петербурга и входит в шорт-лист приоритетных проектов РФ. Строительство города-спутника должно начаться в 2018 году и продлится 15 лет. В Южном будет 4,3 млн кв. м жилья (на 134 тыс. человек). Площадь коммерческой недвижимости составит более 1 млн кв. м. Также в новом районе будет создано более 60 тыс. рабочих мест. Инвестиции в проект предусмотрены в объеме около 219 млрд руб.

Текст: Василий Филимонов Фото: Максим Дынников

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!