Экономика предприятий и организаций машиностроение. Успехи современного естествознания. В развитии российской промышленности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики и организации машиностроительной промышленности

ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Программа, методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного обучения специальностей 120100 «Технология машиностроения»,

170100 «Горные машины и оборудование»

Составитель С.М. Бугрова

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 7 от 17.03.03 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 170100 Протокол № 12 от 26.03.03

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2003

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение социально-экономического развития страны в условиях рыночной экономики возможно только путем всесторонней интенсификации производства, повышения его конкурентоспособности и совершенствования методов управления.

В связи с этим значительно возрастают требования, предъявляемые к уровню экономической подготовки будущих инженеров. Необходима подготовка специалистов нового типа, компетентных в решении экономических проблем, обладающих предприимчивостью, способных к поиску путей финансового оздоровления предприятий. Современный инженер должен в совершенстве владеть методикой экономического анализа и обоснования прогрессивных технологических решений, знать пути достижения наилучших результатов при создании и производстве машин, уметь применять экономические знания на практике.

Важное значение в системе экономической подготовки инженеровмашиностроителей имеет дисциплина «Экономика машиностроительного производства», которая изучается студентами заочного обучения на 5 курсе. Учебным планом по этой дисциплине предусмотрены лекции и практические занятия, выполнение контрольной работы, экзамен.

Настоящая программа составлена на основе типовой программы дисциплины «Экономика машиностроительного производства» для машиностроительных специальностей высших учебных заведений, утвержденной учебно-методическим управлением по высшему образованию МО РФ. В программе учтены современные тенденции развития экономической науки и задачи дальнейшего совершенствования организаци- онно-экономической подготовки специалистов.

В методических указаниях перечисляются основные вопросы по рассматриваемым темам курса, рекомендуется порядок их изучения, указываются литературные источники.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Экономика машиностроительного производства является одной из отраслевых экономических наук, которая изучает действие и формы проявления объективных экономических законов в условиях машиностроительного комплекса, систему и методы хозяйственного руководства промышленным производством. При изучении курса отрасль «Машиностроение и металлообработка» рассматривается как часть материального

производства, промышленности, с одной стороны, а с другой − как единый производственно-хозяйственный комплекс.

Экономика машиностроительного производства базируется на экономической теории. Вместе с последней она выступает как теоретическая основа при изучении других экономических дисциплин, в частности курса «Организация, планирование и управление машиностроительным предприятием».

Курс экономики машиностроительного производства тесно связан с практикой работы промышленности и её важнейших отраслей. Поэтому для его усвоения необходимо изучать законодательство РФ и постановления правительства по экономическим вопросам, а также практику работы передовых предприятий отрасли.

Изучение экономики машиностроительного производства рекомендуется вести по отдельным темам в такой логической последовательности. Вначале необходимо ознакомиться с содержанием очередной темы по программе. После этого – изучить рекомендуемую литературу, обращая особое внимание на вопросы, выделенные в программе. При изучении литературы целесообразно вести конспект, что способствует лучшему усвоению материала. После изучения темы необходимо проверить степень её усвоения по вопросам самопроверки или приводимым в литературных источниках тестам.

К выполнению контрольной работы следует приступить после изучения основных теоретических положений соответствующих разделов. Перед экзаменом весь материал необходимо повторить, используя ранее составленный конспект.

Курс можно условно разделить на две части:

1. Экономические основы машиностроительного производства.

2. Экономика создания и освоения новой техники.

При изучении первой части курса необходимо уяснить объективность факторов, определяющих ведущую роль машиностроения в народном хозяйстве, уделить внимание информации об основных проблемах и перспективах развития отечественного машиностроения, а также состоянии машиностроения за рубежом.

Отраслевая дифференциация (деление на отрасли) машиностроения складывается в результате разделения труда в производстве машин по их назначению и другим признакам. Поэтому при изучении темы 1 «Отраслевая структура машиностроения» необходимо познакомиться с классификацией машин, машиностроительных производств и составом подотраслей машиностроения и металлообработки на современном этапе.

Особенности отдельных подотраслей машиностроения выявляются из их сопоставления. Целесообразно на примере 2-3 важнейших подотраслей машиностроения продумать эти особенности (характер продукции, особенности применяемой техники и технологических процессов, состав кадров, характеристика производственной базы: количество, размеры, уровень специализации предприятий, тип производства и т.п.).

Важнейшие вопросы при изучении курса экономики машиностроительного производства – основные производственные фонды и оборотные средства машиностроительной промышленности (темы 2.1 и 2.2). Основываясь на знаниях экономической теории, нужно восстановить в памяти понятие основных фондов и их отличие от оборотных, вытекающее из различного функционирования в производстве средств труда и предметов труда в натуральной и стоимостной формах. Важно иметь представление об экономической сущности, назначении различных методов оценки основных фондов, усвоить сущность амортизации, методы расчета амортизационных отчислений.

Изучая состав оборотных средств, следует рассмотреть влияние на него таких особенностей машиностроения, как материалоёмкость продукции, дискретный характер производства, развитие специализации и кооперирования, длительность производственного процесса и др.

Кадры машиностроительной промышленности – главная производительная сила отрасли. Этим определяется значение правильной организации труда и заработной платы, повышения квалификации кадров (тема 2.3). Следует изучить резервы и факторы повышения производительности труда в машиностроении, знать особенности оплаты труда в рыночных условиях.

Укрупнение машиностроительного производства при правильном его проведении характеризуется высокой экономической эффективностью (эффект масштаба). Поэтому при изучении вопросов концентрации производства (тема 3) следует знать, в чём состоят экономические преимущества крупных машиностроительных предприятий, при каких условиях укрупнение производства дает наибольший эффект, изучить содержание факторов, влияющих на уровень концентрации и размеры предприятий машиностроения.

Важнейшая тема курса экономики машиностроительного производства – себестоимость машиностроительной продукции и ценообразование (тема 4.1). Необходимо вспомнить основные положения экономической теории, относящиеся к критериям себестоимости, и четко представлять связи и различия категорий себестоимости и стоимости. Затем изу-

чается состав затрат, входящих в себестоимость машиностроительной продукции, и их классификация (по элементам затрат и статьям калькуляции; деление на прямые и косвенные, условно постоянные и переменные, основные и накладные).

Себестоимость тесно связана с другой экономической категорией – ценой продукции (тема 4.2). Вспомнив назначение цен в экономике, нужно изучить виды цен, применяемых в машиностроении, порядок их формирования в условиях рыночной экономики.

Сложным вопросом является определение цен на новые виды машиностроительной продукции, а также установление их на взаимозаменяемую и аналогичную продукцию. В настоящее время перечисленные вопросы нашли определенное практическое применение, с ними можно ознакомиться по рекомендуемой литературе, обратив внимание на сущность лимитной цены и сферу её применения.

В условиях экономической реформы вопросы финансовой деятельности предприятий являются особенно актуальными (тема 4.3). Повторив сущность прибыли и доходов, рассмотренных в курсе экономической теории, следует изучить виды прибыли, особенности её налогообложения, порядок образования и использования фондов экономического стимулирования. Важно понять, что полный хозрасчет – экономическая форма соединения хозяйственной самостоятельности, заинтересованности и материальной ответственности трудовых коллективов, а смысл новых условий применения хозрасчетных принципов – в переходе от самоокупаемости к самофинансированию.

Вторая часть курса посвящена экономике создания и освоения новой техники. Научно-технический прогресс в машиностроении охватывает два взаимосвязанных направления: создание и совершенствование машин и совершенствование техники и технологии производства этих машин. Поэтому необходимо представлять основные направления НТП как

в области создания новых машин и оборудования, так и при совершенствовании технической базы производства, технологических процессов и материалов, применяемых в машиностроении.

В условиях рыночной экономики качество продукции при умеренных ценах стало главным конкурентным преимуществом предприятий отрасли. Необходимо изучить факторы, определяющие технический уровень и качество машин (тема 5.1), методы их оценки.

Особое внимание следует уделить содержанию международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества, так как стабильное ка-

чество машин и оборудования на международном уровне может быть обеспечено только эффективной системой управления качеством.

При рассмотрении понятия и определении экономической эффективности инвестиций, технических и организационных решений следует исходить из того, что её оценка основывается на сопоставлении результатов и затрат, а также отражает законы общественного производства (тема 5.2). Необходимо овладеть методикой выбора вариантов новой техники и определения экономического эффекта от её внедрения. Для этого важно разобраться с понятием и расчетом таких показателей, как чистый дисконтированный доход, срок окупаемости инвестиций, внутренняя норма доходности, приведенные затраты.

Следует изучить порядок приведения сравнимых вариантов в сопоставимый вид по сумме капитальных вложений и себестоимости продукции, если варианты производства различаются по объему, номенклатуре и качеству продукции, срокам службы техники и другим показателям.

Завершающими темами курса, учитывающими современные тенденции развития экономической науки, являются технико-экономический анализ (ТЭА) технических решений по проектированию новой техники и ТЭА технологических решений (тема 5.3). Технико-экономический анализ – системное исследование характеристик создаваемых образцов новой техники в сочетании с изучением затрат на различных этапах их разработки; исследование взаимосвязи этих характеристик и затрат с использованием экономико-математических методов и ЭВМ.

Следует изучить основные этапы ТЭА и методы его проведения: структурно-стоимостной анализ; функционально-стоимостной анализ (ФСА), технико-экономическое и математическое моделирование и др.

В результате изучения курса экономики машиностроительного производства студент должен:

- иметь представление об особенностях машиностроительной промышленности, основных направлениях технического прогресса в машиностроении, методах планирования и научного прогнозирования развития производства;

- знать состав и структуру основных фондов и оборотных средств;

- уметь производить расчет основных технико-экономических показателей производства, экономической эффективности от производства и эксплуатации новой техники.

ПРОГРАММА КУРСА И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Введение

Проблемы экономического развития промышленности России и её важнейших отраслей на современном этапе. Характерные черты и особенности машиностроительной промышленности как важнейшей отрасли материального производства.

Основные этапы развития машиностроительной промышленности. Краткая характеристика машиностроения Кемеровской области. Концепция ускоренного развития машиностроительного комплекса.

Предмет экономики машиностроительного производства как науки, её задачи. Место экономики машиностроения в системе экономических наук. Экономические законы и формы их проявления в экономике машиностроения. Актуальные экономические проблемы в области машиностроения.

Вопросы для самопроверки:

1. Ведущая роль промышленности в народном хозяйстве.

2. Машиностроение: роль и место в ускорении технического прогресса; основные этапы формирования отдельных отраслей машиностроения.

3. Российское машиностроение и металлообработка на современном этапе, состояние и перспективы развития.

4. Характеристика уровня развития машиностроения и металлообработки в регионе.

5. Предмет и задачи курса «Экономика машиностроительного производства».

Литература:

Тема 1. Отраслевая структура машиностроения

Машиностроительное предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект рынка.

Основные признаки предприятия. Формы и виды предприятий машиностроения. Понятие малого предприятия, его преимущества и недостатки.

Добровольное объединение предприятий в машиностроении – концерны, консорциумы, хозяйственные ассоциации, холдинговые компании.

Понятие отрасли и её роль в научно-техническом прогрессе народного хозяйства, классификация отраслей и производств машиностроительной промышленности.

Структура отрасли, факторы, её определяющие. Важнейшие отрасли машиностроения, уровень их развития, особенности, взаимосвязь и пропорции.

Перспективы развития структуры машиностроения в условиях дальнейшего углубления научно-технического прогресса и развитие рыночных отношений. Экономическое значение опережающих темпов развития машиностроительных отраслей и производств, определяющих уровень научно-технического прогресса.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие отрасли. Отраслевая структура машиностроения, факторы, её определяющие.

2. Технико-экономические особенности машиностроения как отрасли.

3. Перспективы развития отраслевой структуры машиностроения на современном этапе.

Литература:

Тема 2. Ресурсы машиностроительных предприятий

Тема 2.1. Основные фонды машиностроения и их воспроизводство

Фонды машиностроительной промышленности и их деление на основные и оборотные, производственные и непроизводственные. Экономическая сущность основных производственных фондов, их классификация и структура. Понятие активной части основных фондов. Методы оценки, учет и планирование основных фондов. Физический и моральный износ. Виды ремонтов основных фондов и их экономическое различие. Основные направления и экономическая эффективность модернизации оборудования.

Амортизация основных фондов. Нормы амортизации. Методы амортизации. Технико-экономические показатели использования основных фондов и их влияние на эффективность производства. Резервы и пути улучшения использования основных фондов.

Роль капитального строительства в воспроизводстве основных фондов машиностроения. Виды капитального строительства. Капитальные вложения в отрасли, их направления и структура. Капиталообразующие

инвестиции. Инвестиционный проект. Франчайзинг и лизинг как новые нетрадиционные формы инвестирования предприятий машиностроения.

Вопросы для самопроверки:

1. Основные фонды в машиностроении, их состав и структура.

2. Методы оценки и учета основных фондов.

3. Расчет и порядок использования амортизационных отчислений. Норма амортизации.

4. Обобщающие показатели эффективности использования основных фондов.

5. Расчет показателей эффективности использования машин и оборудования.

6. Виды капитального строительства. Структура капитальных вложений.

7. Пути повышения эффективности использования основных фондов и капитальных вложений в машиностроении.

Литература:

Тема 2.2. Оборотные средства в машиностроении

Экономическая сущность, состав и структура оборотных фондов и средств. Значение рационального использования оборотных средств.

Определение потребности в оборотных средствах. Норматив оборотных средств. Методы нормирования оборотных средств. Источники финансирования оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Экономическое значение и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Система материально-технического обеспечения на предприятии. Расчет потребности в материалах и полуфабрикатах по основным видам. Системы оперативного управления запасами. Система и организационные формы сбыта продукции.

Вопросы для самопроверки:

1. Оборотные средства машиностроения и их структура.

2. Определение потребности в оборотных средствах.

3. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств в машиностроении.

4. Показатели использования материалов. Значение улучшения использования материальных и топливно-энергетических ресурсов.

5. Управление запасами на машиностроительных предприятиях.

Тема 2.3. Кадры, производительность и оплата труда в машиностроительной промышленности

Состав и структура кадров на предприятии, тенденции их изменения. Влияние научно-технического прогресса на структуру кадров. Определение потребности в кадрах. Система подготовки кадров. Методы управления персоналом на предприятии. Производительность труда, методы её расчета. Показатели и измерители уровня производительности труда в машиностроении. Планирование производительности труда по факторам. Резервы и факторы повышения производительности труда в машиностроении.

Основные понятия оплаты труда в условиях рыночных отношений. Организация формы и системы заработной платы. Тарифная и бестарифная системы заработной платы. Сдельная и повременная формы оплаты труда в машиностроении и их разновидности. Оплата по коэффициенту трудовой стоимости. Оплата по трудовому рейтингу. Контрактная система оплаты труда. Особые условия оплаты труда в машиностроительной промышленности.

Вопросы для самопроверки:

1. Состав и структура кадров. Особенности структуры кадров машиностроения.

2. Сущность, показатели и измерители производительности труда.

3. Резервы и факторы роста производительности труда в машиностроении.

4. Тарифная система заработной платы и её основные элементы.

5. Формы и системы оплаты труда рабочих, руководителей, специа-

Литература:

Тема 3. Формы организации производства в машиностроении

Концентрация производства, её формы. Показатели уровня концентрации. Экономические преимущества и недостатки концентрации производства в машиностроении. Факторы, определяющие размеры предприятий в машиностроении и его отраслях.

Специализация производства, её виды. Факторы и условия развития различных видов специализации, значения межотраслевых производств. Показатели уровня и динамики специализации.

Кооперирование, его виды, основные направления развития. Показатели кооперирования.

Транскрипт

1 НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ М. А. ГУРЕЕВА ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ МАШИНОСТРОЕНИЯ УЧЕБНИК Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования Регистрационный номер рецензии 161 от 28 апреля 2009 г. ФГУ «ФИРО»

2 УДК 33:621(075.32) ББК я722 Г951 Рецензент преподаватель ГОУ СПО Московский промышленно-экономический колледж С. А. Лобачёв Г951 Гуреева М. А. Основы экономики машиностроения: учеб ник для нач. проф. образования / М. А. Гуреева. М. : Издательский центр «Академия», с. ISBN Учебник предназначен для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» и является частью учебно-методического комплекта по дисциплинам отраслевого цикла для профессий машиностроения и металлообработки. Изложены основы экономики машиностроения. Рассмотрены факторы производства и показатели их использования, сущность и виды планирования, анализ, экономические показатели и финансовые результаты хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия. Особое внимание уделено деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Для учащихся учреждений начального профессионального образования. УДК 33:621(075.32) ББК я722 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Гуреева М. А., 2010 Образовательно-издательский центр «Академия», 2010 Оформление. Издательский центр «Академия», 2010

3 Уважаемый читатель! Данный учебник предназначен для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» и является частью учебно-методического комплекта по дисциплинам отраслевого цикла для профессий машиностроения и металлообработки. Учебно-методический комплект это основная и дополнительная литература, позволяющая освоить профессию, получить профильные базовые знания. Комплект состоит из модулей, сформированных в соответствии с учебным планом, каждый из которых включает в себя учебник и дополняющие его учебные издания рабочие тетради, плакаты, справочники и многое другое. Модуль полностью обеспечивает изучение каждой дисциплины, входящей в учебную программу. Все учебно-методические комплекты разработаны на основе единого подхода к структуре изложения учебного материала. Для существенного повышения качества обучения и приближения к практической деятельности в комплект входят учебные материалы для самостоятельной работы, практикумы, пособие по производственному обучению. Важно отметить, что разработанные модули дисциплин, входящие в учебно-методический комплект, имеют самостоятельную ценность и могут быть использованы при выстраивании учебно-методического обеспечения образовательных программ обучения по смежным специальностям. При разработке учебно-методического комплекта учитывались требования Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования.

4 Предисловие Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. Первые экономические отношения возникли на заре цивилизации, поскольку человек отличается от всего остального живого мира именно тем, что способен изменять окружающую среду согласно своим потребностям. В процессе этих изменений человек использовал ресурсы природы для производства необходимых орудий труда и др., что в свою очередь способствовало развитию самого человека. В современном мире взрослеющий молодой человек начинает осознавать мотивы своего поведения, ставить перед собой конкретные цели и задачи и действовать в соответствии с этими целями и собственными возможностями, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. В процессе деятельности у человека расширяется кругозор, повышается уровень экономических знаний и квалификации, он становится специалистом, формируется как личность, самореализуется и получает общественное признание. Таким образом, экономическая сфера жизни связана не только с обеспечением материальной основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития. Экономика сегодня развивается чрезвычайно быстрыми темпами. Экономические преобразования, происходящие в нашей стране, ставят задачу углубления экономических знаний молодого поколения. Цель создания данного учебника по основам экономики машиностроения помочь молодежи разобраться в основных экономических терминах и понятиях, а также дать более глубокое понимание некоторых проблем, связанных с экономической деятельностью ведущей отрасли промышленности. В учебнике дано описание основных направлений развития экономической теории в рамках различных экономических школ, подробно рассмотрены особенности машиностроения как отрасли экономики, представлены принципиальные моменты деятельности машиностроительного предприятия в условиях рыночной экономики. 4

5 В учебнике применен системный подход к изучению машиностроительной отрасли и ее регулированию, который отражается в таких понятиях, как «предприятие», «маркетинг», «рынок услуг», «научно-технический прогресс», «инновационная система». В учебнике рассматриваются: характеристика машиностроительного предприятия как субъекта предпринимательской деятельности; вопросы организации производства на машиностроительном предприятии и управления предприятием в условиях конкуренции на внутреннем и внешнем рынках; характеристика всех видов ресурсов, показатели и пути их оптимизации; формирование себестоимости продукции, классификация текущих затрат; методы оценки финансовых результатов деятельности предприятия, налогообложения, учета и отчетности; пути развития машиностроительного предприятия в условиях рыночных отношений.

6 ГЛАВА 1 МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЕГО ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МАШИНОСТРОЕНИЕ ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Машиностроение это отрасль промышленности, уровень развития которой в значительной степени определяет техническую оснащенность всех отраслей экономики и обороноспособность страны. Под отраслью понимается совокупность таких субъектов хозяйственной деятельности (предприятий) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, которые разрабатывают и (или) производят продукцию (выполняют работы и оказывают услуги) определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. Для отрасли характерны однородность материально-технической базы, определенные условия труда и профессиональный состав промышленно-производственного персонала. Машиностроение является комплексной отраслью, поскольку оно объединяет 12 крупных отраслей, к которым относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; электротехническая промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;

7 машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи. Крупные отрасли в свою очередь объединяют несколько специализированных отраслей. Например, станкостроительная и инструментальная промышленность включает в себя производство металлорежущих станков, кузнечно-прессовых машин, литейного оборудования, инструментов и технологической оснастки. Машиностроение занимает ведущее положение среди отраслей промышленности. В нашей стране доля машиностроения в структуре производства продукции по основным отраслям промышленности в гг. выросла и составила 22,2 %, однако это существенно меньше, чем в развитых странах (для сравнения: доля машиностроения в Италии 36,4 %, Франции 39,3 %, Великобритании 39,6 %, США 46 %, Японии 51,5 %, Германии 53,6 %). Для отраслей машиностроения характерна различная динамика развития. Различные темпы роста выпуска продукции обусловлены состоянием и динамикой соответствующих рынков и отраслей, для которых предназначена продукция машиностроительного комплекса. В настоящее время наиболее перспективными для машиностроения считаются семь секторов рынка: автомобильный, энергетического машиностроения и оборудования для топливно-энергетического комплекса, транспортного машиностроения, продукции оборонно-промышленного комплекса, отдельных видов товаров народного потребления, сельскохозяйственной техники и станкостроения. Для достижения отечественным машиностроением технического уровня соответствующих отраслей в развитых странах и перехода машиностроительного комплекса на инновационный путь развития необходимо решить ряд проблем. Главной проблемой является состояние активной части основных фондов, т. е. парка технологического оборудования, бóльшая часть которого физически и морально устарела. Обновление парка оборудования требует привлечения значительных инвестиций. Однако инвестиции в машиностроение и металлообработку составляют всего 7,3 % всех инвестиций в промышленность, что не соответствует значимости машиностроительного комплекса в экономике страны. Низкий объем инвестиций во многом обусловлен тем, что машиностроительные предприятия не имеют достаточных собственных финансовых ресурсов 7

8 для инвестирования, а долгосрочные кредиты для них часто недоступны из-за низкой кредитоспособности многих предприятий и высоких рисков для банков, связанных с возможностью невозврата кредитов. Другая проблема связана с низкой рентабельностью производства и продукции машиностроения. Низкая рентабельность и убыточность предприятий отрасли существенно снижают возможности привлечения инвестиций, необходимых для технического перевооружения. Одним из главных факторов снижения рентабельности в машиностроении является опережающий рост цен в топливных отраслях и черной металлургии по сравнению с машиностроением. Например, в некоторых отраслях машиностроения доля затрат на металлы превышает 60 % себестоимости продукции. Низкая рентабельность производства на машиностроительных предприятиях во многом обусловлена недогрузкой производственных мощностей. Под производственной мощностью понимается максимально возможный выпуск продукции в единицу времени, определяемый с учетом полного использования установленного режима работы производственного оборудования и площадей. Развитие машиностроения, повышение конкурентоспособности машиностроительной продукции, обеспечение опережающих темпов роста объемов производства в машиностроении по сравнению с другими отраслями требуют выработки и проведения в жизнь национальной промышленной политики, задачами которой в области машиностроения являются: расширение внутреннего рынка машиностроительной продукции; модернизация действующих производств на инновационной основе и создание новых производств с использованием современных информационных технологий, систем автоматизированного проектирования, поддержки жизненного цикла изделий и управления качеством; развитие и совершенствование кадрового потенциала, повышение производительности труда; обновление номенклатуры выпускаемых изделий с ориентацией на выпуск высокопроизводительного и экономичного оборудования, обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции; модернизация производственно-технической базы естественных монополий с использованием оборудования отечественного производства; 8

9 обеспечение доступа машиностроительных предприятий к кредитным ресурсам, повышение инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий, развитие системы поставки машин и оборудования на условиях лизинга; совершенствование законодательной и нормативной базы в целях ускорения процессов внутренней структуризации подотраслей машиностроения; обеспечение поддержки экспорта российской машиностроительной продукции. Для решения этих задач разработаны и реализуются федеральные целевые программы: «Основные направления развития машиностроения России», «Концепция развития автомобильной промышленности России», «Стратегия развития энергетического машиностроения России до 2010 г.» и другие, которые к 2010 г. предусматривают достичь следующих показателей: увеличения выпуска машиностроительной продукции в 2 раза; повышения производительности труда на предприятиях машиностроительного комплекса не менее чем в 2 раза; повышения уровня заработной платы в машиностроении до среднего по промышленности; увеличения экспортных поставок не менее чем на 50 % ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МАШИНОСТРОЕНИЯ Современное машиностроение многопрофильно, оно включает в себя более сотни подотраслей и производств, является самой сложной и дифференцированной отраслью промышленности. Возникновение машиностроения как самостоятельной отрасли и его отраслевая дифференциация непосредственно связаны с общественным разделением труда. Разделение общественного труда проявляется в трех формах: общее, частное, единичное. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др. Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского 9

10 хозяйства, строительства и других отраслей материального производства. Например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая, пищевая промышленность и другие отрасли. Под воздействием частного разделения труда в машиностроении постоянно создаются новые отрасли. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении и организации труда непосредственно на машиностроительных предприятиях. Данное производство становится обособленной отраслью машиностроения при наличии определенных технико-экономических предпосылок, и прежде всего при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов. При этом отрасль характеризуется однородностью производ ственно-технической базы, специфичностью состава кадров и условий труда. Отрасли, в состав которых входит несколько однородных специализированных отраслей, называют комплексными отраслями. В состав специализированных отраслей включаются различные подотрасли и производства, которые характеризуются теми же признаками, что и отрасль, но являются более узко специализированными, выпускают более однородную продукцию по сравнению с отраслью и располагают меньшим количеством предприятий. Комплексные отрасли, в свою очередь, включают в себя ряд специализированных первичных отраслей. Например, в такую комплексную отрасль, как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, входят производство турбин и паровых котлов, дизелей и дизельных генераторов, комбайнов, проходческих машин и шахтных погрузочных машин мостовых электрических кранов, кранов на автомобильном ходу и башенных кранов, магистральных тепловозов, грузовых и пассажирских магистральных вагонов, вагонов метрополитена. В составе автомобильной промышленности выделяются производство троллейбусов, грузовых и легковых автомобилей, автобусов, тракторных прицепов и полуприцепов, мотоциклов и мотороллеров, велосипедов. В зависимости от того, на какой сектор ориентирована выпускаемая продукция, предприятия условно подразделяют на следующие группы: инвестиционное машиностроение (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительнодорожное), развитие которого определяется инвестици- 10

11 онной активностью топливно-энергетического, строительного и транспортного комплексов; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, зависящее от платежеспособности сельхозпроизводителей, переработчиков сельхозпродукции, а также спроса населения; электрическое машиностроение, приборостроение, станкостроение наукоемкие подотрасли, развивающиеся вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая и само машиностроение; автомобильная промышленность, продукция которой ориентирована на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребности предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов); другие подотрасли машиностроения. По технико-экономическим особенностям производства, которые определяют основные различия в требованиях к условиям размещения предприятий, выделяют металлоемкое, трудоемкое и наукоемкое машиностроение; согласно используемым технологиям малозатратное и затратное (средне- и высокотехнологичное). Отраслевая структура отражает степень общественного разделения труда, дифференциации и специализации отраслей, она позволяет судить о пропорциях и взаимосвязях отраслей в распределении общественного труда между отраслями и производствами, об их роли в промышленном производстве. Более совершенная отраслевая структура машиностроения в определенной степени характеризует эффективность промышленного производства. Прогрессивность отраслевой структуры машиностроения характеризуется такими количественными соотношениями отдельных отраслей и производств, при которых обеспечивается наиболее эффективное использование достижений научно-технического прогресса, форм и методов организации производства, материальных и трудовых ресурсов. Наличие большого количества отраслей и производств ведет к изменению и совершенствованию отраслевой структуры машиностроения. За последние годы отраслевая структура машиностроения претерпела некоторые изменения, что было вызвано резким снижением производства многих изделий. В практике планирования и учета отраслевая структура машиностроения определяется 11

12 путем нахождения удельного веса отраслей (подотраслей) в общем объеме производства продукции. Кроме этого, используются также показатели структуры, рассчитанные по удельным весам основных производственных фондов и численности работающих. Применяется и такой показатель, как отраслевой коэффициент опережения (отношение темпов роста производства каждой отрасли к темпам роста производства машиностроения либо промышленности в целом). Результат изменений в темпах роста отдельных отраслей за определенный период представляет собой изменение их удельного веса в машиностроении в целом. Показатель выпуска продукции является главным и обобщающим при изучении отраслевой структуры машиностроения и ее изменений. Структура машиностроения формируется под воздействием мно гих факторов, важнейшими из которых являются: научно-технический прогресс; темпы развития отраслей народного хозяйства; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства; рост материального благосостояния и культурного уровня народа; сырьевые ресурсы страны; место страны в системе международного разделения труда; укрепление позиций России на мировом рынке. Основным фактором, определяющим структуру машиностроения и ее изменения, является научно-технический прогресс, уровень развития науки и техники в стране. Научно-технический прогресс находит свое выражение: в создании новой и совершенствовании действующей техники и технологии; росте механизации и автоматизации производства; создании и использовании новых видов сырья, топлива, энергии и материалов; освоении новой и совершенствовании ранее выпускаемой продукции, повышении ее качества; росте квалификационного и образовательного уровня работников, занятых в различных отраслях экономики; изменении отраслевой структуры производства и т. д. 12

13 Научно-технический прогресс способствует возникновению новых специализированных отраслей машиностроения, (атомное и космическое машиностроение, производство компьютеров всех классов и их программного обеспечения, робототехники, микропроцессоров и др.), совершенствованию и увеличению объемов производства уже имеющихся отраслей, углублению их специализации и кооперирования. В общем объеме машиностроения возрастает удельный вес существующих отраслей, создающих техническую базу для автоматизации производства: электротехнической, электронной промышленности, приборостроения, станкостроения. Освоение ресурсосберегающей техники и технологии обеспечивает опережающие темпы роста ресурсопотребляющих отраслей. Большое влияние на изменение отраслевой структуры машиностроения оказывают темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих машиностроительную продукцию. Чем выше темпы развития той или иной отрасли экономики, тем больше ее потребность в машиностроительной продукции и тем выше темпы роста отрасли машиностроения, производящей эту продукцию. Развитие специализации и кооперирования производства приводит к разделению существующих отраслей и образованию новых отраслей машиностроения, специализирующихся не только на изготовлении отдельных видов продукции и ее частей, но и на осуществлении определенных стадий технологического процесса. Массовое внедрение в производство научных достижений, широкое распространение современной высокопроизводительной техники влекут за собой усиление концентрации производства и углубление его специализации не только в рамках национальных хозяйств, но и в пределах целой группы сотрудничающих стран. Экономическая интеграция, объединяя силы стран-участниц и углубляя разделение труда между ними, способствует прогрессивным сдвигам в отраслевой структуре их хозяйств, вытекающим из требований научно-технического прогресса. Значительное влияние на отраслевую структуру машиностроения оказывает рост материального благосостояния и культурного уровня народа. Под влиянием этих факторов образуются новые производства по изготовлению предметов культурно-бытового назначения аудио- и видеотехники, компьютеров, электроприборов, стиральных машин, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей и др. 13

14 Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда. Машиностроение отличается разветвленной отраслевой структурой, постоянным увеличением количества отраслей. Ведущая роль машиностроения в экономике предполагает создание такой его структуры, которая отвечала бы задачам и сущности расширенного воспроизводства, всемерного повышения экономической эффективности производства. Такая структура создается путем установления и научного обоснования темпов роста и доли каждой отрасли в машиностроительном производстве, путем обеспечения пропорциональности между отраслями в соответствии с уровнем развития производительных сил и потребностями отечественного и мирового рынков в продукции машиностроения. При этом предусматривается преимущественное развитие отраслей и производств, обеспечивающих научно-технический прогресс. Процесс перехода России к рыночной экономике тяжело отразился на машиностроении. Снижение производства в машиностроении было больше, чем в промышленности в целом. Это крайне негативное явление, поскольку машиностроение является структурообразующей отраслью в экономике страны. Опережающие темпы развития машиностроения позволяют расширять технологический парк машин в отраслях-потребителях, заменять машины, ежегодно выбывающие вследствие износа, повышать уровень механизации и автоматизации производства, чтобы облегчить труд и повысить его производительность. Изменения в отраслевой структуре машиностроения зависят от развития и изменения его производственных связей, которые могут быть межотраслевыми и внутриотраслевыми. Все они основаны на получении и поставках изделий производственного потребления орудий и предметов труда. В рамках межотраслевых связей одни отрасли промышленности поставляют орудия (предметы) труда другим, внутри отрасли такие поставки осуществляют отдельные предприятия в порядке как снабжения, так и кооперирования. К производственным относятся связи по снабжению металлом, электроэнергией, топливом, а также связи по поставке готовых машин, оборудования, приборов, отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, заготовок. Уровень межотраслевых производственных связей зависит от степени дифференциации отраслевой структуры машиностроения, 14

15 промышленности и экономики в целом. Связи каждой отрасли определяются ее ролью в процессе воспроизводства, характером экономического назначения продукции и используемых в процессе производства орудий и предметов труда. Производственные связи между отраслями устанавливаются путем разработки материальных балансов, в которых отражаются все ресурсы определенного вида продукции и их распределение. Материальные балансы, разрабатываемые по важнейшим видам продукции, позволяют раскрыть связи определенной отрасли с отраслями потребителями данной продукции, показать соотношение между производством и потреблением. Вся совокупность отраслевых связей в экономике и промышленности раскрывается с помощью разработки межотраслевого баланса производства и потребления продукции. Составление межотраслевого баланса является методологически сложной и объемной работой. Весь цикл его построения в нашей стране от подготовительных работ до выпуска составляет от 4,5 до 6 лет (в зарубежных странах от 6 до 8 лет) КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ПОКАЗАТЕЛИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Одним из важнейших условий повышения эффективности промышленного производства является совершенствование форм его общественной организации концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования. Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). 15


Тема 1 Экономические основы машиностроительного производства 1.Сущность и отраслевая структура машиностроения Предприятия, специально занятые изготовлением определенного вида продукции, обособляются в

Лекция 3 Концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование производства и их влияние на эффективность хозяйствования 1. Концентрация производства: сущность, формы, показатели, экономическая эффективность.

Перечень и содержание тем (модулей) лекций учебной дисциплины п/п Раздел дисциплины 1 2 1. Введение в экономику машиностроения Предмет, содержание, цель и задачи дисциплины; ее взаимосвязь с комплексом

Воронин С.М. Некоторые аспекты государственного регулирования развития машиностроительного комплекса Беларуси Государственное регулирование играет важную роль в развитии машиностроительной отрасли Беларуси.

УДК 338.45:621 А.В.Александров ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАТЕРИАЛОПОТРЕБЛЕНИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Могилевский государственный технический университет Могилев, Беларусь

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И. А. БУЛАВИНЦЕВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО УЧЕБНИК Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Т.А.БАГДАСАРОВА УСТРОЙСТВО МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования»

Тема 1. Производственная структура предприятия Производственная структура предприятия. Понятие производственной структуры и определяющие ее факторы. Виды производственной структуры предприятия. Характеристика

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ Â.Í. Áîðèñîâ (ÈÍÏ ÐÀÍ) РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ* Внедрение прогрессивных технологий позволяет выпускать машино-техническую продукцию, повышающую в процессе ее

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7) I. Общие положения 1. Основные направления

УДК 658.5 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА - ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ Асп. ХРУСТАЛЕВА О. Б. Белорусский национальный технический университет В современных условиях хозяйствования

Миронов М. Г., Загородников С. В. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 320 с. (Профессиональное образование). В учебнике рассмотрены основные разделы программы курса:

Начальное профессиональное образование В.П.Митронин, А.А.агабаев Контрольные материалы по предмету «Устройство автомобиля» Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития

Cущность инвестиционно-инновационного потенциала промышленности строительных материалов Евлаш А.И. Белорусский государственный технологический университет Минск, Беларусь Промышленность строительных материалов

1 Стратегия промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года Москва, 2016 Распоряжение правительства Российской Федерации 868-р от 10.05.2016г. Минпромторгу

О.Б. Александрова, О.П. Гаршина Экономика отрасли (машиностроение) Учебное пособие Самара 2011 Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ УДК 164 Экономика отрасли (машиностроение):

УДК 331.103.3 ПРОБЛЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Метляева И.Е. Научный руководитель к.э.н., доцент Разнова Н.В. Сибирский федеральный университет Необходимым условием

О.В. Почукаева МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 1 В статье рассматриваются перспективы развития инвестиционных отраслей машиностроения при усилении

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ В.Н. Борисов, О.В. Почукаева ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1 В статье

Модуль 3. Организация производственного процесса на предприятии Тема 7. Проектирование производственной структуры предприятия Лекция 14. Формы специализации и организации производственных подразделений

УДК 005.932.5:621 ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РФ Паушкина Е.Д., научный руководитель канд. экон. наук Разнова

Предприятие - основное звено экономики 1. Предмет дисциплины Предметом дисциплины «Экономика предприятия» являются производственные, социальные и научно-технические отношения людей на предприятиях. «Экономика

2. Содержание учебной дисциплины. Введение. Тема 1. Экономические законы и особенности их проявления на предприятии. Экономика предприятия как объект изучения и научная дисциплина. Задачи дисциплины. Цель

2 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины «Организация и планирование производства на предприятии» является изучение закономерностей организации процессов производства на предприятиях и разработка

ПРЕДИСЛОВИЕ Введение в дисциплину «Экономика организации (предприятия)» Цели, задачи и предмет дисциплины «Экономика организации (предприятия)» Содержание производственного процесса Обоснование экономических

Тематика выпускных квалификационных работ для студентов бакалавриата по направлению «Экономика» (профиль «Экономика организации») 1. Уставный капитал, имущество предприятия (организации, фирмы): формирование,

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Директор ООО «Диспетчерская служба» Директор ГБПОУ ААТТ О.В.Ковалева Н.Ф.Арганы 018 г. 018 г. Приказ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика отрасли 018 г. СОГЛАСОВАНО на заседании

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Т. А. БАГДАСАРОВА ТЕХНОЛОГИЯ ФРЕЗЕРНЫХ РАБОТ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве

7. Материалы по системе промежуточного и итогового тестирования Тестовые задания для контроля степени усвоения дисциплины студентами Тесты к теме основные фонды предприятия 1. Основные производственные

ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В.А. Шереметьев В экономической теории выделяется два основных типа развития хозяйственных систем экстенсивный и интенсивный.

Государственный комитет Министерство экономики Республики Узбекистан по статистике Республики Узбекистан 04-8 от 14.09.2010 г. 2-1-7/49 от 22.09.2010 г. Методические рекомендации по оценке уровня технической

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОИФИЛИППОВА, ЛАВОЛКОВА, НВМАЛЕЦКАЯ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ И ПОТРЕБЛЕНИЕ * Ò.Ã. ÀÂÄÅÅÂÀ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Промышленный комплекс Республики Беларусь является

Тематика рефератов по дисциплине «Управленческая экономика» 1) Производственное предприятие основное звено рыночной экономики (рассмотреть на конкретном примере). 2) Экономическая эффективность использования

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. 32 (323). Экономика. Вып. 42. С. 105 109. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ. Благодаря модернизации производства предприятий

Î.Â. Ïî óêàåâà, Ò.Ã. Îðëîâà, Å.À. Áàëàãóðîâà ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ МЕЖОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА (на примере машиностроения и черной металлургии) 1 Рост производства в большинстве отраслей промышленности

Тематика дипломных работ по специальности 5В050600 Экономика 1. Адаптация в конкурентной среде 2. Анализ деятельности консалтинговых и юридических фирм с целью создания инфраструктуры поддержки малого

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ О. Н. ТЕРЕЩЕНКО ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве

УДК 338.45.01 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ Б. Я. ТАТАРСКИХ 1, Д. А. СТРЕЛЬЦОВА 2, 2016 1, 2 Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Россия 1 E mail:

192 Нечаева Т.Г., Бородич Т.А. РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ АПК Деятельность организаций в условиях рыночной экономики требует повышения эффективности хозяйствования. Особое значение для

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И АУДИТА АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Пятое издание учебника (1-е изд., 1996 г., удостоено диплома I степени конкурса «Деловая Россия»; 2-е изд., 1998 г., отмечено в числе лучших отечественных учебников по экономике; 3-е изд., 2000 г., удостоено

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА Преподаватель: Демина В.В. Основные законы организации производства Закон Разделения труда Проявляется в виде качественной дифференциации трудовой деятельности в процессе развития

3.6. Примерная тематика и планы курсовых работ Раздел 1. Предприятие (организация) и внешняя среда 1. Предпосылки и показатели успешной работы 1.Сущность и показатели эффективной работы 2.Анализ уровня

Подходы и методика экономикогеографической характеристики отрасли промышленности Старший преподаватель кафедры экономической географии Беларуси и государств Содружества географического факультета Белорусского

ТЕМА 5: Планирование производственной программы Производственная программа основной раздел перспективного и годового бизнесплана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ 1 В статье рассматриваются методы оценки межотраслевой эффективности, позволяющие осуществлять сравнительный анализ производственно-экономического

СТАТИСТИКА ДИНАМИКА ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Таблица 1 соответствующему периоду предыдущего года предыдущему году с учетом исключения с учетом исключения влияния фонда влияния фонда Млрд.

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Р. К. САДЫКОВА ТЕХНОЛОГИЯ ОДЕЖДЫ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ В трех частях ЧАСТЬ 2 Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития

УДК 69.002.5 ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ В ОБЛАСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ Дурыманова М.В. студентка Пермский национальный исследовательский политехнический университет Пермь, Россия Аннотация В статье рассмотрены

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА магистратуре АО «УНИВЕРСИТЕТ НАРХОЗ» Профильная магистратура / Научнопедагогическая магистратура Утвержден Протоколом заседания кафедры «Государственное управление»

ТЕМА 4 РЕГИОН КАК ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА ВОПРОСЫ: 1. Региональная хозяйственная система и ее характеристика. Специализация региона. 2. Воспроизводственные циклы в экономике региона 3. Региональные воспроизводственные

Материально техническая база коммерческих предприятий и основные фонды Преподаватель:Подпорина Н.Е. План урока: Необходимая материально-техническая база для ведения коммерческих деятельности предприятий

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНИК Под редакцией Б. М. СМИТИЕНКО, В. К. ПОСПЕЛОВА Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника

5 октября 2012 года N 77-ЗРХ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ Принят Верховным Советом Республики Хакасия 26 сентября

УДК 338.45:669(470+571) Н.П. Соловеенко *, Ю.А. Скоробогатова ** ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ *** В статье рассмотрена краткая история развития металлургической промышленности

РОЛЬ РЕМОНТНЫХ СЛУЖБ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Фомченкова Л.В., Дли М.И., Степанова Р.Р. Показано, что значительное моральное старение и физический износ основных фондов

ВОЗМОЖНОСТИ ВЫХОДА НА ВНЕШНИЙ РЫНОК ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ Татаркина Л.В. ВГУЭС, Мировая экономика Владивосток, Россия The opportunity to enter the foreign market enterprises of mechanical engineering

Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: ГРАНИЦЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Н.Н. Швец заместитель Председателя Правления, д.э.н. Возрастание угроз объектам инфраструктуры

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНАМ (ЭИУП) Вводная тема 1. Экономика и экономические отношения, их сущность и значение в функционировании общественно производства. 2. Понятие, цель и

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная профессиональная образовательная организация Тульской области «Тульский государственный машиностроительный колледж имени Никиты Демидова» (ГПОО

УДК 334.7 ББК 65.05 К 18 РЕЦЕНЗЕНТЫ: Л. Г. Чередниченко доктор экономических наук, профессор кафедры экономики промышленности ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г. В. Плеханова» В. Я. Поздняков кандидат экономических

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Алтайбаева Г.Ж. университет «Туран-Астана», г.астана Республика Казахстан Е-mail: [email protected] В современных условиях первостепенной

Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N 1764-р 1. Общие

МОДУЛЬ 1 «ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Народное хозяйство страны и его структура. Роль экономики в развитии страны и основные технико-экономические показатели. Понятие отрасли, структура отрасли. Место машиностроения в народном хозяйстве. Экономические законы и формы их проявления. Проблемы экономики на современном этапе. Перспективы технического, экономического и социального развития машиностроения. Пути определения кризиса в экономике РФ. Источники и причины рыночной власти. Экономика как наука. Связь с другими дисциплинами. Предмет и задача курса «Экономика машиностроения».

МОДУЛЬ 2 «СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ
РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА»

Рыночная экономика, рыночные отношения в системе экономического механизма. Экономические законы и формы их проявления в различных отраслях экономики. Экономические границы машиностроения и факторы их определяющие. Экономические субъекты рыночной экономики. Структура рынка и разнообразие продукта. Экономические регуляторы рыночного механизма. Продуктовая дифференциация в машиностроении. Концентрация производства, олигополия. Интеграция и диверсификация в машиностроении. Монополия, неценовая конкуренция, слияние и поглощение. Олигополистическое ценообразование, ценовая дискриминация.

Отрасль машиностроения и эффективность ее развития. Проблемы экономического и технического развития машиностроительной отрасли.

МОДУЛЬ 3 «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ»

Ценообразование и рынок, отрасль и рынок. Виды цен. Цена как функция спроса и предложения. Ценовая конкуренция, себестоимость продукции в промышленности, содержание сметы затрат на производство, основные пути снижения себестоимости. Прибыль, порядок формирования и распределения. Рентабельность, пути повышения рентабельности. Нормативная база ценообразования в машиностроении.

МОДУЛЬ 4 «ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ В МАШИНОСТРОЕНИИ,
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

Концентрация производства в машиностроении. Понятие о фондах, их классификация, структура и экономическая сущность. Износ и амортизация основных фондов. Оценка и переоценка основных фондов. Сущность оборотных средств, источники формирования и определения потребности. Оборачиваемости оборотных средств, показатели, пути ускорения. Экономическое значение ускорения оборачиваемости оборотных средств. Торговля средствами производства - основная форма материально-технического обеспечения в машиностроении.

МОДУЛЬ 5 «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, ОПЛАТА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ МАШИНОСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА»

Производительность общественного и живого труда. Показатели и измерители производительности труда. Факторы роста и резервы повышения производительности труда. Кадры: состав, структура и тенденции их измерения. Категории промышленно-производственного персонала. Трудовые ресурсы и механизм трудовых соглашений. Стимулирование труда. Формы и системы оплаты труда. Занятость населения и уровень жизни.

МОДУЛЬ 6 «НТП И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Экономический эффект и экономическая эффективность. Общая и сравнительная эффективность: методика определения, показатели. Приведенные затраты. Учет фактора времени (разновременных затрат). Влияние НТП на эффективность производства Учет специфики машиностроения при определении эффективности. Экономика создания и освоения новой техники на рынок. Эффективность НИР.

МОДУЛЬ 7 «НОРМЫ И НОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
В МАШИНОСТРОЕНИИ»

Виды норм, роль нормирования в современных условиях. Классификация затрат рабочего времени и пути снижения непроизводительных потерь. Нормирование расхода материально – технических ресурсов. Основные методы нормативных наблюдений. Обработка результатов наблюдений и расчет норм труда. Государственная политика в вопросах нормирования затрат и установления тарифов.

МОДУЛЬ 8 «ИНВЕСТИЦИОННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА»

Экономика размещения предприятий. Причины размещения, размер предприятия и факторы его определяющие. Интеграция (горизонтальная и вертикальная). Технологическая и отраслевая структура капитальных вложений. Источники финансирования предприятий в условиях рыночной экономики. Основы технико-экономического обоснования инвестиционных проектов.

Инвестиционная политика в РФ. Диверсификация слияния и поглощения (горизонтальные и вертикальные).

МОДУЛЬ 9 «ФИНАНСОВО- КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Основные источники финансирования машиностроения и ведущих отраслей народного хозяйства. Банковская система РФ. Участие банков в инвестиционном процессе. Кредиты, их виды. Плата за кредит, рынок капиталов, рынок ценных бумаг. Привлечение иностранных инвестиций, финансовые биржи. Налоговая политика, виды налогов, налогообложение предприятий.

Тематика самостоятельной работы определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов и будущей профессиональной деятельности выпускника, т.е. иметь системно-деятельностную направленность. Тематическая направленность должна требовать активной творческой работы. Тематика контрольной работы выбирается студентом самостоятельно, при этом кафедра обеспечивает консультирование студента по ней и остальным видам самостоятельной работы. Возможная тематическая направленность контрольной работы для каждого учебно-образовательного модуля и области профессиональных знаний представлена в таблице 4

Экономика машиностроения

Экономика машиностроения представляет собой комплекс вопросов экономических отношений предприятий в условиях конкурентной среды в рамках отрасли.

Изменения форм производства и хозяйства привели к появлению современной рыночной системы, которая направлена на удовлетворение потребностей потребителя.

Рынок – это система экономических отношений, основанная на базе товарно-денежного оборота.

Важные социально-экономические функции, выполняемые рынком:

  1. Играет роль связующего звена между производством и потреблением, через прямые и обратные связи.
  2. Выявляет полезность тех или иных видов товаров и услуг, позволяет оценить стоимость.
  3. Конкуренция на рынке служит отличным инструментом регулирования объемов производства, позволяет выявить лидеров и отстающих среди предприятий.

Типы рынков:

  • Свободный рынок. Предприятия на нем имеют максимальную свободу, нет вмешательства со стороны государства.
  • Нелегальный рынок. Подразделяется на теневой (ведется с нарушением правил купли-продажи) и черный (подпольная торговля вещами, которые запрещены к продаже).
  • Регулируемый рынок. Рынок, поддерживаемый государством, подчиненный определенному порядку и закрепленный в правовых нормах.

Замечание 1

Машиностроение одно из наиболее материалоемких производств. Более 60% его затрат приходится на материалы, покупные и комплектующие изделия, 30% составляют затраты на оплату труда. К тому же машиностроение самая энергоемкая отрасль промышленности.

Особенности машиностроительного производства требуют знания и правильного применения экономических законов.

Отбор продукции данной отрасли, способной удовлетворить рыночный спрос при наличии жесткой конкуренции, осуществляется на основе технико-экономических показателей и их методической оценки.

Так же выбор технологи производства основывается на экономических факторах, критериях оптимальности. Любая область деятельности на машиностроительном предприятии тесно связанна с экономическим анализом, который позволяет рационально использовать ресурсы.

Формы машиностроительных предприятий

Существует огромное множество машиностроительных предприятий, каждое из них отличается по размерам, видам продукции и способам владения собственности.

Выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Ведущее место на рынке принадлежит коммерческим организациям (товарищества, общества, кооперативы, государственные, муниципальные и унитарные предприятия).

Товарищества. Субъекты предпринимательских отношений, имеющие свои юридические и организационные признаки. Существует два основных вида товарищества: товарищество на вере и полное товарищество.

Для организации товарищества необходим складочный капитал. Данный капитал служит для регистрации товарищества, а также является стартовым капиталом для организации работы товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью. ООО – коммерческая организация, капитал, которой разделен на доли, определяемые учредительными документами.

Участники ООО несут убытки только в размере внесенных ими вкладов.

Законодательство достаточно сурово относится к ООО, так как такие организации имеют большее распространение, но в них довольно часто встречаются финансовые злоупотребления.

Акционерное общество. Данная форма предприятий наиболее распространена в отрасли машиностроения.

АО – коммерческая организация с уставным капиталом, распределенное на число равных долей, которые фиксируются в акциях.

АО бывают двух типов: закрытое акционерное общество (ЗАО) и открытое акционерное общество (ОАО).

В ОАО – акционеры вправе отчуждать свои акции без согласия других акционеров.

В ЗАО же акции распространяются только между своими акционерами, число которых не может превышать 50.

Экономические ресурсы машиностроительного предприятия

Определение 1

Экономические ресурсы – это источники и средства, которые обеспечивают производственный процесс (природные, трудовые, оборотные средства, информационные ресурсы, финансовые ресурсы).

Основные фонды – это средства производства, такие как земля, производственные здания, машины, сооружения, оборудования и тп.

Основные средства – это денежное выражение физического капитала, вложенного в основные фонды.

Основные фонды могут быть производственными (непосредственно участвующие в процессе производства) и непроизводственные (имеют вспомогательное отношение к производству).

Если основной фонд участвует в производственном процессе постоянно, то его называют постоянным основным фондом.

ОПФ разделяется на активную часть (средства труда, воздействующие на предметы труда, изменяя их свойства) и пассивную часть (средства труда которые не воздействуют на предметы труда).

К ОПФ относят также и интеллектуальную собственность (продукт творческого труда, который оформлен юридическим документом).

Потенциальная производительность ОПФ представляет собой производственную мощность, которая характеризует максимально возможный выпуск продукции за календарный год.

Расчет производственной мощности является частью технико-экономического плана машиностроительного производства. На его основе рассчитывается объем выпускаемой продукции в соответствии с потребностью рынка. Расчет мощностей так же используется для разработки плана по использованию капитала предприятия.

Оборотные фонды – это полностью потребляемая часть производственного фонда, полностью переносит свою стоимость на изготовленный продукт и полностью возмещается в процессе реализации продукции.

Существуют так же производственные запасы, которые не участвуют в производственном процессе, и находятся на предприятии в объемах, которые обеспечивают непрерывность производственного процесса.

По формированию оборотные средства можно разделить на собственные (часть уставного капитала, формируемого из взносов учредителей в момент создания предприятия, и пополняемого за счет прибыли) и привлеченные (находятся у предприятия во временном пользовании и подлежат возврату).

АННОТАЦИЯ

Включает теоретические основы формирования экономической грамотности,
культуры экономического мышления при организации производственно-хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия в условиях рыночной экономики.
Содержит задания на выполнение самостоятельных работ, описание порядка их
выполнения, подходы и методы исследования экономических ситуаций в машиностроительном производстве при изучении ресурсов производства, показателей их использования, анализе факторов эффективности производства.
Представлены методы расчета издержек производства, формирования цен на то-
вары и услуги, определения порога рентабельности производства и экономической эффективности инвестиций.
Пособие предназначено студентам, аспирантам и преподавателям технических
вузов, инженерам и специалистам машиностроительных предприятий.

Учебное пособие является электронной версией книги:
Л. И. Трусова, В. В. Богданов, В. А. Щепочкин. Экономика машиностроительного производства. Задачи и ситуации: учебное пособие / Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 78 с.

ВВЕДЕНИЕ
1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Задание на самостоятельную работу по теме №1
1.2. Порядок выполнения работы
2. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ И ИХ АМОРТИЗАЦИЯ
2.1. Задание на самостоятельную работу по теме №2
2.2. Порядок выполнения работы
3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
3.1. Задание на самостоятельную работу по теме №3
3.2. Порядок выполнения работы
4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ ЦЕХА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

4.1. Задание на самостоятельную работу по теме №4
4.2. Порядок выполнения работы
5. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
5.1. Задание на самостоятельную работу по теме №5
5.2. Порядок выполнения работы
6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
6.1. Задание на самостоятельную работу по теме №6
6.2. Порядок выполнения работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нормативы простоя оборудования в ремонте в течение года
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Ориентировочная стойкость рабочих частей штампов до полного износа
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Коэффициент приведения ценности денег к расчетному шагу
ГЛОССАРИЙ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение
В учебном пособии раскрываются следующие дидактические единицы:
– основные фонды;
– оборотные средства;
– оплата труда;
– планирование затрат;
– финансирование инновационной деятельности;
– технико-экономический анализ инженерных решений;
– коммерческая деятельность предприятий: финансовые отношения,
внешнеэкономическая деятельность.
Основной целью изучения дисциплины «Экономика машиностроительного производства» является формирование у студентов знаний, позволяющих правильно ориентироваться в организационной, экономической, социальной,
правовой структурах машиностроительного производства.
Основными задачами изучения дисциплины «Экономика машиностроительного производства» являются:
– сформировать у студентов знания о производственных ресурсах маши-
ностроительного предприятия: (основные производственные (ОПФ) и непроиз-
водственные фонды);
– научить студентов пользоваться методиками оценки ОПФ и расчета по-
казателей их использования;
– cформировать у студентов знания об оборотных фондах и оборотных
средствах предприятия;
– помочь разбираться в вопросах организации труда на машинострои-
тельном предприятии, чтобы исключить в будущем ошибки взаимопонимания с
руководством или подчиненными в вопросах этого аспекта;
– обучить студентов современным принципам и методам расчета себестоимости продукции и вопроса ценообразования машиностроительной продукции;
– привить навыки расчета уровня качества продукции;
– научить рассчитывать величину годового и полного экономического
эффекта от производства и внедрения наукоемкой продукции.
В результате изучения дисциплины «Экономика машиностроительного
производства» студенты должны:
иметь представление:
? об организационной, экономической, социальной, правовой структурах
машиностроительного производства;
знать:
– экономические основы производства и ресурсы предприятий;
– структуру основных фондов, оборотных средств предприятий;
– структуру персонала;
– системы оплаты труда, основы планирования затрат;
– основы финансирования инновационной деятельности предприятий;
– проблемы технико-экономического анализа инженерных решений;
– принципы коммерческой деятельности предприятий;
– основы создания и освоения новой техники;
уметь:
? рассчитывать индексы и темпы изменения технико-экономических по-
казателей;
– определять стоимость ОПФ и показатели их использования;
– рассчитывать величину производственной мощности предприятия, оп-
ределять узкие места на производстве;
– оценивать величину издержек, связанных с изготовлением и реализацией продукции, разбираться в вопросах ценообразования;
– экономически обосновывать целесообразность применения разнообразных ТП изготовления продукции.
получить навыки:
? расчета полного и годового экономического эффекта от производства и
реализации инновационной продукции.
В учебном пособии рассматриваются задания для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям: 15100165 «Технология машиностроения», 150900 (552900) «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», 15020165 «Машины и технология обработки металлов давлением». Темы практических занятий подобраны в соответствии с сеткой часов, предусмотренных рабочей программой курса «Экономика машиностроительного производства». Нормативно-справочные материалы соответствуют специализации обучающихся, хотя со временем они могут изменяться и подлежат корректировке.
Основные темы самостоятельных практических работ:
1) система показателей эффективности производства;
2) основные производственные фонды и их амортизация;
3) оборотные средства и показатели их использования;
4) производственная мощность цеха и эффективность ее использования;
5) себестоимость продукции и ценообразование;
6) экономическая эффективность производства.
В учебном пособии представлены 12 вариантов заданий для самостоятельного решения практических задач и ситуаций. Задачи носят сквозной характер, т. е. результаты расчетов предшествующих задач используют как исходную информацию в последующих задачах, поэтому студенты выполняют задания по всем темам по одному номеру варианта, выданному на первом занятии. Задания выполняют индивидуально. Студенты отчитываются о проделанной работе и получают зачет.
По каждой теме представлены исходные данные, методические указания,
расчетные формулы, порядок выполнения задания. Нормативно-справочные
материалы приведены в приложениях, на которые даны ссылки. Для проверки
результатов могут применяться типовые программы расчета показателей на
ЭВМ. По окончании работы студенты должны сформулировать и записать со-
ответствующие выводы.
Машиностроительное производство – это процесс изготовления, создания, выпуска продукции, товаров и услуг путем преобразования исходных ресурсов: сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, информации при одновременном использовании труда в готовом продукте производства.
Экономические особенности машиностроительного производства характерны для машиностроительных предприятий любой организационно-правовой формы: государственных, использующих государственную форму собственности; частных, основанных на индивидуальной (частной) собственности; муниципальных, находящихся в собственности муниципальных органов власти; смешанных, где собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – коллективной, на землю – государственной; коллективных (народных), где собственность на основные средства производства коллективная и долю имущественной собственности отдельного члена коллектива не устанавливают; коллективно-частных (акционерных), где имущество принадлежит всем акционерам, а долю каждого акционера определяют пакетом акций, принадлежащих ему, как частному владельцу, и пр.
Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения.
Машиностроительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, так как производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д.,
а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр.
Для машиностроительного производства характерны следующие основные особенности:
1. Продукция машиностроения является основой воспроизводства ОПФ
во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, так как эта продукция, в
силу своей специфики, превращается у потребителя в основные производственные фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается
чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.
2. Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая, лазерная обработка и пр. Производственные процессы изготовления машин относятся к
прерывным и расчленяются на несколько стадий: заготовительную,обрабатывающую, сборочную; а также разделяются на трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные – выполняемые без участия человека (остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов (контроль качества, транспортирование, складирование).
3. Технологические процессы характеризуются высокой сложностью,
многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации произ-
водственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и машин.
4. Машиностроительное производство относится к материалоемким и
энергоемким производствам, где используют все известные материалы и энергоносители.
5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки – от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические, информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие
обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.
Успешное развитие машиностроительного производства во многом зависит от экономического образования инженерно-технического персонала, навыков проведения качественного и количественного анализа принимаемых решений, оценки их эффективности в рыночных условиях хозяйствования, выбора источников финансирования производственно-хозяйственной деятельности в условиях инфляции, высокого уровня неопределенности и непредсказуемости рыночной среды и связанных с этим рисков возникновения материальных, финансовых, трудовых, временных и других потерь.

Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 649.63 КБ ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!