Федеральные государства список стран. Федеративные государства. Основные признаки федеративного государства

  • 5. Гарантии конституционных прав и способы их осуществления
  • Тема 4. Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах
  • 2. Экономические отношения
  • 3. Социальные отношения
  • 4. Духовно-культурные отношения
  • 5. Политические отношения
  • Тема 5. Политические партии, партийные системы, неполитические общественные объединения в зарубежных странах
  • 2. Институционализация политических партий, их конституционно-правовой статус
  • 3. Классификация политических партий
  • 3. Партийные системы
  • Тема 6. Формы непосредственной демократии. Выборы, референдум, плебисцит. Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах
  • 2. Принципы избирательного права
  • 3. Избирательный процесс
  • 4. Избирательные системы
  • 5. Референдум и плебисцит
  • Тема 7. Формы правления в зарубежных странах
  • Тема 8. Формы государственно-территориального устройства
  • 2. Унитарное государство
  • 3. Федеративное государство
  • 1. Законодательная власть в системе разделения властей (понятие парламента и парламентаризма, трансформация парламентаризма в XX – XXI вв.).
  • 2. Структура парламента
  • 3. Роспуск парламентов (палат)
  • 4. Внутренняя организация работы парламента и его палат
  • 5. Полномочия парламента
  • 6. Законодательный процесс
  • 7. Специальные парламентские процедуры
  • 8. Статус парламентария
  • Тема 10. Исполнительная власть: глава государства и правительство
  • 2. Глава государства
  • 3. Правительство
  • 1. Судебная власть в системе разделения властей.
  • 2. Конституционные основы судебной системы в зарубежных странах
  • 3. Конституционные принципы правосудия
  • 4. Конституционный статус судей
  • 5. Органы судейского самоуправления
  • 6. Органы, содействующие судебной власти
  • 1. Понятие местного управления и самоуправления.
  • 2. Системы органов местного самоуправления и управления
  • 3. Компетенция органов местного управления и самоуправления
  • 4. Отношения органов местного управления и самоуправления с центральной властью
  • Основы конституционного права сша
  • 2. Основы конституционно-правового статуса личности в сша
  • 3. Конституционно-правовое регулирование общественных объединений
  • 4. Федеральные государственные органы сша
  • 1. Конституция Франции 1958 года (подготовка и принятие, структура, основные черты, особенности, конституционный контроль).
  • 2. Основы конституционно-правового статуса личности
  • 3. Политические партии и партийная система во Франции
  • 4. Основные принципы построения механизма государственной власти во Франции
  • 5. Парламент
  • 6. Президент Франции
  • 7. Правительство Франции
  • Основы конституционного права Великобритании
  • 2. Основы правового статуса личности
  • 3. Политические партии и другие общественные объединения Великобритании
  • 5. Особенности принципа разделения властей в Великобритании
  • 6. Парламент Великобритании
  • 7. Глава государства
  • 8. Правительство Великобритании
  • Тема 16. Основы конституционного права Германии
  • Раздел X-а содержит регламентацию мер на случай состояния обороны.
  • 2. Основы конституционного статуса личности
  • 3. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий
  • 4. Федеральная законодательная власть
  • 1. Характеристика Конституции кнр (порядок разработки, принятия, структура, основы конституционного строя).
  • 2. Конституционные основы правового статуса граждан кнр
  • 3. Правовой статус политических партий и других общественных объединений кнр
  • 4. Избирательное право и избирательная система кнр
  • 5. Высшие органы государственной власти
  • Тема 18. Основы конституционного права Японии
  • 2. Конституционно-правовой статус личности
  • 3. Политические партии и партийная система Японии
  • 4. Организации предпринимателей. Социально-профессиональные объединения
  • 5. Избирательное право. Референдум. Выборы. Местная инициатива. Отзыв
  • 6. Государственные органы
  • Основы конституционного права Индии
  • 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
  • 3. Конституционные основы общественного строя Индии
  • 4. Высший законодательный орган Индии
  • 5. Президент Республики
  • 6. Совет Министров Индии
  • Тема 20. Основы конституционного права Испании
  • 1. Общая характеристика Конституции Испании
  • 2. Основы политической системы
  • 3. Особенности экономической системы и социальных основ Испании
  • 4.Конституционный статус личности
  • 5.Король Испании
  • 6.Законодательная власть
  • 7.Правительство Испании
  • 8. Судебная власть в Испании
  • Тема 21. Основы Конституционного права Италии
  • 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
  • 3. Политические партии и партийная система Италии
  • 4. Выборы, референдум, избирательное право, избирательная система Италии
  • 5. Законодательная власть
  • 6. Президент Республики
  • 7. Правительство Италии
  • 8. Судебная власть
  • Тема 22 Характеристика конституции Монголии
  • Государственное устройство.
  • Правовая система. Общая характеристика.
  • Гражданское и смежные с ним отрасли права.
  • Тема 23 Чехословакия
  • Основные положения
  • Конституционные законы 1950–1956 годов
  • 3. Федеративное государство

    Второй основной формой государственно-территориального устройства является федеративное государство.

    Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государств, государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

    Эта форма государственно-территориального устройства обладает следующими характерными признаками:

    · территория федеративного государства не представляет собой в политико-административных отношениях единого целого. Она состоит: из территорий субъектов федерации; в ряде федераций также из территорий не имеющих статуса субъектов (в Индии наряду с 26 штатами – субъектами федерации имеются 7 союзных территорий, не являющимися субъектами);

    · государства и государственные образования, составляющие федерацию не обладают государственным суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой как в сфере внутренних, так и в сфере внешних отношений (лишь Конституция Швейцарии (ст.3) устанавливает, что «Кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу»);

    · за исключением Конституции Эфиопии 1994 года все остальные конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права сецессии, то есть права на выход из федерации;

    · субъекты федерации, как правило, наделяются учредительной властью, то есть правом принятия собственной конституции. Наделение субъектов федерации учредительной властью закрепляется в федеративных конституциях, устанавливающих наряду с этим принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. Этот принцип соблюдается и в тех случаях, когда в отдельных субъектах федерации конституции были приняты до вступления в федерацию. Таковы, например, конституции штата Массачусетс 1780 года, штата Нью-Гэмпшир 1783 года принятые за несколько лет до Конституции США. В то же время субъекты федерации в Канаде, Венесуэле своих конституций не имеют. В Индии из 26 только один штат обладает конституцией;

    · субъекты федерации наделяются в пределах, установленной для них компетенции правом издания законов. Эти акты действуют только на территории субъектов федерации и должны соответствовать федеральному законодательству. Принцип приоритета федерального законодательства является всеобщим для всех федераций. Соответствующие нормы установлены в федеральных конституциях. Например, ст.31 Конституции Германии постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»;

    · субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституции федерации и ее субъектов определяют порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации;

    · формальным признаком федерации является наличие двойного гражданства. То есть каждый гражданина субъекта федерации является одновременно гражданином федерации. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств. В то же время конституции Малазийской федерации, Индии признают только федеральное гражданство. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства большинство государствоведов считают неким символом, поскольку этот институт на практике, как правило, никаких последствий не порождает;

    · признаком федеративного устройства государства является бикамерализм, то есть двухпалатная структура федерального парламента. Исключение из этого правила – однопалатные парламенты Венесуэлы и Танзании. Если нижняя палата парламента является органов общефедерального представительства и избирается по территориальным избирательным округам, то верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Существует два принципа представительства субъектов федерации в верхней палате:

    · равное представительство;

    · неравное представительство.

    При равном представительстве каждый субъект независимо от численности населения посылает в верхнюю палату одинаковое число депутатов.

    Так, в Сенате Конгресса США – по два сенатора от каждого штата.

    Принцип равного представительства приводит на практике к преобладающему влиянию в верхней палате малонаселенных субъектов федерации. Согласно неравному представительству федеральные конституции устанавливают представительство субъекта федерации в зависимости от численности населения в нем. Конституция Германии установила, что земли с населением менее 2 млн. человек имеют в Бундесрате – 3 голоса, землям, имеющим более 2 млн. населения предоставляется 4 голоса, свыше 6 млн. – 5 голосов. В Индии норма представительства штатов в совете штатов колеблется от 1 до 34. По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (Сенаты Австралии, Мексики) и назначаемые (Бундесрат Германии, Сенат Канады);

    · отличительной чертой федерации является и то, что ее субъекты обычно имеют свои государственные символы: герб, флаг, гимн, столицу;

    · для всех федераций характерно, что для изменения ее состава и границ ее субъектов необходима воля как федерации, так и ее субъектов.

    Виды федеративных государств

    Большинство федераций в мире основано на чисто территориальном принципе (это Австралия, Австрия, Бразилия, Германия, США).

    В ряде федераций ее субъекты образованы с учетом национального состава населения, т.е. этнического, религиозного, языкового факторов.

    Так, в Канаде 9 провинций англоязычные и одна – Квебек франкоязычная. По языковому фактору сформированы 3 субъекта федерации в Бельгии.

    Отдельные федерации (Индия, Малайзия) построены как по территориальному, так и по национально-территориальному принципам.

    Современные федерации с определенной долей условности подразделяются на договорные и конституционные. К первым можно отнести ОАЭ, Танзанию, сформировавшиеся из независимых суверенных государств. Субъекты таких федераций обладают более высоким конституционным статусом, чем субъекты конституционных федераций, например, штаты в Мексике.

    В Конституционных федерациях (Индия, Канада) субъекты обычно не имеют конституций, при изменении границ мнение субъектов федерации хотя и учитывается, но имеет консультативный характер.

    Федеративные государства в зависимости от их структуры подразделяются на: симметричные и ассиметричные .

    Симметричные федерации состоят только из однопорядковых субъектов федерации (Австрия, Германия, Швейцария).

    Ассиметричные федерации состоят либо из разнопорядковых субъектов (Босния и Герцеговина), либо наряду с субъектами федерации имеют в своем составе – не субъекты: союзные территории в Индии, свободно присоединившиеся государства в США (Пуэрто-Рико).

    При федеративной форме государственно-территориального государства наиболее сложной проблемой является юридическое и фактическое разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами.

    Прежде всего, это относится к принципам определения объема предметной компетенции федерации и ее субъектов, их представительных органов.

    Установление принципов разграничения компетенции имеет громадное значение в силу того, что от этого зависит конституционный статус субъекта федерации, а также характер отношений между федерацией и ее субъектами.

    В конституционном законодательстве зарубежных федераций вопросы компетенции закрепляются несколькими способами. И в зависимости от способов конституционного регулирования вопросов компетенции все федеративные государства можно разделить на несколько групп.

    Бразилия, Танзания, Австралия, США, конституции которых закрепляют вопросы, отнесенные к исключительной компетенции федерации. Все остальные вопросы, так называемая остаточная компетенция, составляют компетенцию субъектов федерации. Ряд федераций, например, США дополняют эту схему так называемым принципом «подразумеваемых полномочий», означающим, что все вновь возникающие предметы правового регулирования относятся только к компетенции федерации. В таких федерациях лишь в процессе применения конституции постепенно сложилась сфера совместной компетенции, нашедшая правовое основание в толковании конституции органами конституционного контроля.

    В Аргентине, Канаде и других федерациях конституции устанавливают две сферы компетенции: 1) федерации; 2) ее субъектов. Конституции одних федераций (Канада) не названные в них полномочия относят к полномочиям федерации, другие федерации (ФРГ) относят их к ведению субъектов федерации.

    Такие федерации как Индия и Малайзия в своих конституциях устанавливают трехзвенную систему разграничения полномочий.

    Первую группу составляют вопросы, относящиеся к компетенции федерации.

    Вторая группа – это вопросы совместной компетенции федерации и ее субъектов.

    Третья группа – перечень предметов ведения субъектов федерации.

    Причем, в случае издания главой государства акта о введении на территории субъекта федерации чрезвычайного положения, эти полномочия переходят к федерации, парламент которой вправе принимать законы по любым вопросам, отнесенным к компетенции субъекта.

    Четвертый способ разграничения предметов ведения именуется «Австрийской моделью». Он предусматривает несколько вариантов их распределения.

    Первый содержит перечень предметов ведения законодательной и исполнительной деятельности, по которым является исключительной компетенцией федерации.

    Второй заключается в том, что законодательствование по таким вопросам как гражданство, жилищное обеспечение и др. относится к ведению федерации, а исполнительная деятельность к ведению субъектов федерации.

    Третий вариант состоит в установлении федерацией общих принципов в таких сферах как трудовое право, земельные отношения, а субъекты федерации издают конкретизирующие законы и осуществляют исполнительную деятельность.

    Четвертый вариант «австрийской модели» - это установление исключительной компетенции субъектов федерации.

    В рассмотренной модели разграничения предметов ведения перечисленные варианты задействованы в комплексе.

    Федеральный контроль и федеральное принуждение

    Федеральные конституции и федеральные законы, обладающие верховенством над актами субъектов федерации побуждают федеральную власть осуществлять федеральный контроль за соблюдением федеральной конституции и федеральных законов субъектами федерации. Он осуществляется конституционными и иными судами, парламентом и исполнительной властью.

    В то же время в большинстве федераций существуют также и чрезвычайные способы федерального контроля , которые именуются федеральным принуждением.

    К ним относятся:

    а) введение чрезвычайного положения на территории субъектов федерации;

    б) президентское правление в субъектах;

    в) федеральное управление;

    г) институт федеральной интервенции;

    д) приостановление собственного управления субъекта федерации;

    е) резервирование законов субъекта федерации на усмотрение главы государства;

    ж) федеральное законодательное замещение.

    Конституции некоторых федераций, например, Австрии, не предусматривают возможности и меры федерального принуждения, но и в этих федерациях глава государства с согласия парламента федерации может распускать законодательный орган субъекта федерации.

    Законодательная власть: парламент в зарубежных странах

    |
    федеративное государство, что такое федеративное государство
    Федера́ция (лат. foederātiō - объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

    Для федерации характерно наличие территориальных образований - субъектов федерации, которые не обладают государственным суверенитетом, но имеет достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики. Наиболее известными государствами, имеющими федеративную форму правления являются: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Федеративная Республика Германия.

    Составные части федерации - это своеобразные подобные государству образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий её субъектов.

    • 1 Основные признаки федеративного государства
    • 2 Виды федераций
    • 3 «Мягкая федерация»
    • 4 Современные федеративные государства
    • 5 Федеративные государства, существовавшие в прошлом
      • 5.1 Европа
      • 5.2 Азия
      • 5.3 Африка
      • 5.4 Америка
    • 6 Вымышленные федерации
    • 7 См. также
    • 8 Примечания
    • 9 Смотреть. также

    Основные признаки федеративного государства

    В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

    При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно - многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.

    Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

    • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
    • В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
    • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
    • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
    • Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

    Виды федераций

    По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

    • Симметричные
    • Aсимметричные.

    В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

    По особенностям формирования федерации выделяют:

    • территориальные
    • национальные
    • смешанные (комбинированные)

    При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных - по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

    По способу образования федерации делятся на:

    • договорные
    • конституционные

    Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

    Договорные федерации образуются путем заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.

    степень централизации:

    • централизованные (Аргентина, Германия, Россия)
    • децентрализованные (Швейцария)

    «Мягкая федерация»

    «Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковым станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине). Ранее мягкой федерацией по итогам всесоюзного референдума должен был стать обновлённый Союз ССР Союз Суверенных Государств, но после августовского путча проект был свёрнут.

    Современные федеративные государства

    Современные федеративные государства на карте мира
    1. Российская Федерация
    2. Австрийская Республика
    3. Федеративная Республика Германия
    4. Швейцарская Конфедерация
    5. Босния и Герцеговина
    6. Королевство Бельгия
    1. Российская Федерация
    2. Исламская Республика Пакистан
    3. Малайзия
    4. Объединённые Арабские Эмираты
    5. Республика Индия
    6. Республика Ирак
    7. Федеративная Демократическая Республика Непал
    8. Республика Союз Мьянма
    1. Судан
    2. Союз Коморы
    3. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
    4. Федеративная Республика Нигерия
    5. Южный Судан
    6. Сомали
    1. Аргентинская Республика
    2. Боливарианская Республика Венесуэла
    3. Канада
    4. Мексиканские Соединённые Штаты
    5. Соединённые Штаты Америки
    6. Федеративная Республика Бразилия
    7. Федерация Сент-Китс и Невис

    Австралия и Океания

    1. Австралийский Союз
    2. Федеративные Штаты Микронезии

    Федеративные государства, существовавшие в прошлом

    Европа

    1. Федеративная Республика Испания (1873-1874)
    2. Союз Советских Социалистических Республик (1922-1991)
    3. Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945-1992), Союзная Республика Югославия (1992-2003), Государственный Союз Сербии и Черногории (2003-2006)
    4. Чехословацкая Социалистическая Республика (1968-1990), позднее - Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990-1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
    5. Германская империя

    Азия

    1. Федеративные Малайские Штаты (1896-1946)
    2. Малайский Союз (1946-1948)
    3. Малайская Федерация (1948-1963)
    4. Соединённые Штаты Индонезии (1949-1950)
    5. Федерация Южной Аравии (1962-1967)
    6. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922-1936)

    Африка

    1. Французская Западная Африка (1904-1958)
    2. Французская Экваториальная Африка (1910-1960)
    3. Соединённое Королевство Ливия (1951-1963)
    4. Федерация Родезии и Ньясаленда (1953-1963)
    5. Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958-1971)
    6. Малийская Федерация (1959-1960)
    7. Федеративная Республика Камерун (1961-1972)
    8. Уганда (1962-1967)
    9. Демократическая Республика Конго (1960-1971)
    10. Объединённая Республика Танзания

    Америка

    1. Империя Инков (1197-1572)
    2. Соединённые Провинции Центральной Америки (1823-1838)
    3. Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865)
    4. Новая Гранада (1855-1886)
    5. Вест-Индская Федерация (1958-1962)

    Вымышленные федерации

    Вымышленные федерации довольно часто встречаются в вымышленных фантастических вселенных. Яркие примеры вымышленных федераций:

    1. Объединённая федерация планет (Звёздный путь)
    2. Земной Альянс и Минбарская федерация (Вавилон 5)
    3. Земной Альянс (серия игр Galactic Civilisations)
    4. Старая Республика и Новая Республика (Звёздные войны)
    5. Британская Федерация (Вспомнить все)

    См. также

    • Национально-территориальная автономия
    • Федерализм

    Примечания

    Смотреть. также

    • Унитарное государство
    • Конфедерация

    федеративное государство, федеративное государство википедия, федеративное государство это, что такое федеративное государство

    Федеративное государство Информацию О

    «Федерация» с латинского переводится как «объединение», «союз». Это одна из форм государственного устройства страны. В статье мы подробно разберём, что присуще федеративному государственному устройству, составим список стран с такой системой и выясним, является ли Россия федеративным государством.

    Федеративное государство и его признаки

    • штаты;
    • кантоны;
    • земли и др.

    Каждое образование наделяется государственным суверенитетом . Имеет собственную систему, законодательных, исполнительных и судебных органов.

    Государственные образования, входящие в состав федерации, не могут обладать признаками государства. То есть, эти образования не могут выходить из состава союза и лишены права участия в международных отношениях.

    Федерация делится на виды, которые, в свою очередь, делятся на типы. Выделяют следующие виды по особенностям конституционно-правового статуса субъектов:

    1. Симметричные. В таких странах все субъекты пользуются равными конституционно-правовым статусом. Примером такой федерации является Америка.
    2. Асимметричные. Регионы пользуются различным конституционно-правовым статусом. Примером может служить Бразилия.

    Различают федерации по особенностям формирования:

    Различают федерации по способу образования:

    1. Договорные. Образуются на основе договора между независимыми друг от друга государствами. Они объединятся для совместного решения общих вопросов.
    2. Конституционные. В большей степени конституционные федерации образуются на базе унитарных стран. В законе этих стран прописан главный принцип – целостность территории и запрет свободного выхода из состава страны. Примером таких государств могут служить Россия, Бразилия, Германия.

    Различают федерации по степени централизации власти:

    1. Централизованные. Примером могут служить: Россия, Германия, Аргентина.
    2. Децентрализованная. Пример, Швейцария.

    Признаки

    Отличительными признаками федеративных стран являются:

    Список стран

    Список федеративных стран Азии:

    • Пакистан.
    • Малайзия.
    • Объединённые Арабские Эмираты.
    • Индия.
    • Непал.
    • Мьянма.

    Список стран Африки:

    Государства Северной и Южной Америки:

    • Мексика.
    • Бразилия.
    • Сент-Китс и Невис.
    • Канада.
    • Венесуэла.
    • Аргентинская.

    Федеративные государства Австралии и Океании:

    • Федеративные штаты Микронезии.
    • Австралийский Союз.

    Список европейских стран:

    • Королевство Бельгия.
    • Босния и Герцеговина.
    • Германия.
    • Австрия.

    Чем отличаются федеративные и унитарные государства

    Унитарной формой государственного устройства обладают государства, в котором субъекты являются едиными административно-территориальными единицами и не имеют собственного суверенитета. Унитарное государство, в отличие от федеративного, имеет единую государственную власть, правовую систему и конституцию.

    Главные признаки унитарного государства:

    1. Единый на всей территории учредительный нормативный акт, его законодательная сила имеет одинаковую силу на всей территории.
    2. Высшие органы власти едины для всей территории.
    3. Система законодательства единая для все территории.
    4. Общее гражданство.
    5. Общая денежная система.
    6. Субъекты государства не обладают суверенитетом.

    Форма государственного устройства в России

    Специалисты давно спорят на тему, является ли Россия федеративным государством. Если отвечать на этот вопрос с юридической точки зрения, то ответ будет положительным.

    В сказано, что Россия – это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. В состав РФ входит 83 субъекта , которые не имеют права самовольно отделяться от РФ. В каждом субъекте есть три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Российские субъекты обладают правом издавать региональные законы, которые не противоречат федеральному законодательству.

    Система власти в стране разграничена не только по горизонтали, но и по вертикали. То есть установлены предметы ведения и полномочия органов власти РФ и органов власти субъектов. В Конституции закреплены эти моменты.

    Исходя из этого, можно сказать, что Россия является федерацией, но не в традиционном виде, как, например, страны Европы.

    Введение

    На политической карте мира федерации составляют лишь одну восьмую часть из почти 200 государств. В то же время интерес, проявляемый к истории и развитию федеративной формы внутригосударственного устройства, несоизмерим с числом стран, ее избравших. К одному из наиболее часто упоминаемых преимуществ федеративного устройства государства относится его способность к изменениям, требуемым временем, и наличие целого ряда вариантов построения федерации. В этой связи нахождение единой модели федеративного устройства, которую можно было бы применить во всех федеративных государствах, представляется нереальным. Современный федерализм в том виде, в каком он представлен в ряде стран Европы, Америки, Азии и других континентов, является плодом длительного развития, результатом осуществления метода проб и ошибок.

    В России также процесс формирования федерации продолжается, поскольку до сих пор неясно, какое разделение полномочий между центром и субъектами является оптимальным, будет ли федерация симметричной или ассиметричной.

    Цель курсовой работы - анализ истории возникновения и развития федераций в новое и новейшее время в мире.

    1. Дать общее понятие федерации, охарактеризовать их положение на современной карте мира.

    2. Разделить существующие федерации на группы и характеризовать их особенности.

    При написании курсовой работы были использованы учебные пособия и публикации по конституционному праву зарубежных стран и некоторые публикации по федерализму.

    Федеративные государства на современной карте мира

    Федеративное государство (федерация) - (от позднелат. Foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

    В настоящее время существует около 200 суверенных государств, и только 25 из них являются федерациями. Но какую роль занимают они в современном мире? На этот вопрос можно ответить однозначно - их значение для современного общества неоценимо.

    Большинство федераций - крупные и средние государства, в которых в совокупности проживает около трети населения Земли. Из этих двадцати трех государств 1 является всемирным банковским центром (Швейцария), 4 входят в “большую восьмерку” (США, Россия, Канада, Германия), 6 имеют высокий уровень экономического развития (РФ, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Однако есть и отсталые государства, где промышленность развита крайне слабо (Нигерия) или ее вообще нет (Коморские Острова).

    Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции.

    В 2011 г. в мире насчитывалось 25 федерации, что составляло 12 % от общего числа независимых государств мира (в 1901 г. - 10 %). Европа, Азия и Америка на рубеже XX и XXI веков остаются регионами наибольшего распространения федерализма (по 6 федераций). В Азии располагаются две экзотические федерации монархий - ОАЭ и Малайзия. Наконец, 4 - в Африке, 2 - в Австралии и Океании.

    Таблица 1. Страны с федеративным административно-территориальным устройством

    Австрийская Республика, Королевство Бельгия, Российская Федерация, ФРГ, Швейцарская Конфедерация, Босния и Герцеговина

    Республика Индия, Федерация Малайзия, Союз Мьянма, ОАЭ, Исламская Республика Пакистан, Республика Ирак

    Федеративная Исламская Республика Коморские острова, Федеративная Республика Нигерия, Эфиопия, Танзания

    Федеративная Республика Бразилия, Боливарианская Республика Венесуэла, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, США, Аргентинская Республика, Федерация Сент-Кристофер и Невис

    Австралия и Океания

    Австралия, Федеративные Штаты Микронезии

    При этом целый ряд федераций, существовавших в прошлом, оказались нежизнеспособными и распались.

    Таблица 2. Федерации, существовавшие в прошлом

    государство

    Республика соединенных провинций

    Федеративная Республика Испания

    Союз Советских Социалистических Республик

    Социалистическая Федеративная Республика Югославия

    Чехословацкая Социалистическая Республика

    Союзная Республика Югославия

    Федеративные Малайские Штаты

    Малайский Союз

    Федерация Малайзия

    Соединённые Штаты Индонезии

    Федерация Южной Аравии

    Французская Западная Африка

    Французская Экваториальная Африка

    Соединённое Королевство Ливия

    Федерация Родезии и Ньясаленда

    Объединённая Арабская Республика

    Малийская Федерация

    Федеративная Республика Камерун

    Южно-Африканская республика

    Великая Колумбия

    Соединённые Провинции Центральной Америки

    Конфедеративные Штаты Америки

    Новая Гранада

    Вест-Индская Федерация

    Сравнение показывает, что на сегодняшний день распавшихся федераций больше, чем существующих, а больше всех с такой формой государственного устройства неудачно экспериментировали страны Африки и Азии.

    Некоторые специалисты считают, что можно выделить несколько типов федераций , характерных специфическими траекториями развития. На 25 “конституционных” федераций набирается не менее чем 7 типов.

    Западноевропейский ” тип: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария - старые западноевропейские демократии, связанные (Бельгия, Швейцария) или не связанные с национальной структурой расселения, с длительными традициями самоуправления или независимой государственности составных частей, устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью.

    Североамериканский ” тип: США, Канада, Австралия - старые англоязычные “переселенческие” федерации, созданные “снизу” в ходе строительства либеральной демократии, мало связанные с этническими и иными социальными различиями, с устойчивой политической идентичностью, высокой децентрализацией государственной власти.

    Латиноамериканский ” тип: Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия - старые “переселенческие” федерации, созданные “сверху” в результате распада испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с этническими различиями, асимметричные, с большим числом субъектов и высокой централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами самоуправления в субъектах. Многочисленность регионов и асимметричность федерации - создание новых полноправных субъектов из территорий или путем деления “старых” штатов, особенно в районах нового освоения - традиционно использовались в латиноамериканских странах как клапаны для регулирования внутрифедеральных отношений и социальной напряженности.

    Островной ” тип: Федеративные Штаты Микронезии, Сент-Китс и Невис, Коморские острова - молодые островные федерации, созданные в результате распада колониальных империй, асимметричные и слабо интегрированные.

    Афро-азиатский ” тип: Индия, Малайзия, ОАЭ, ранее ЮАР - молодые, но устойчивые централизованные федерации, созданные “сверху” на базе компромисса между элитами существовавших прежде федеральных государств и/или национальными элитами регионов, ставших субъектами федерации, высоко асимметричные, с сильными различиями в потенциале регионов, как правило, с сохранением существенных элементов авторитарного правления в центре и на местах.

    Нигерийский ” тип: Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма - молодые высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами, возникшие в результате деколонизации, в которых принципы федеративного устройства использованы центральными властями (“сверху) как средство сохранения единства разнородных в этническом, социальном и экономическом отношении регионов, асимметричные, со слабыми и формальными институтами самоуправления на местах, узаконенным частым вмешательством центра в дела регионов, вплоть до коренной перекройки границ между ними

    Посткоммунистический ” тип: Российская Федерация, ранее Югославия - страны, которым федерация досталась в наследство от коммунистического режима, причем реформирование затруднено целым рядом институциональных проблем.

    Чтобы понять, какие государства являются федеративными, нужно обратиться к их конституциям. При этом имеется определенный набор формальных признаков, по которым определяется, насколько справедливо именование той или иной страны федерацией.

    Признаки федерации

    Обязательным признаком такой формы является наличие субъектов, имеющих определенную степень самостоятельности по отношению к центральному правительству. Степень автономии регулируется в каждом отдельном случае федеративным договором. Но в любом случае не обладает суверенитетом.

    Примерами федеративных государств служат Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты, Бельгия и Австрия. Однако стоит учесть, что этими странами список не исчерпывается. Каждая из них имеет собственные традиции в распределении полномочий между центром и субъектом.

    Виды федеративных государств

    Список стран, имеющих федеративное устройство, насчитывает 28 государств. Каждое из них может быть отнесено либо к симметричной, либо к асимметричной форме государственного устройства.

    Отличительной чертой симметричных федераций является равноправие всех субъектов. Они имеют одинаковые названия, одинаковые в своей структуре органы государственной власти и равный уровень автономии. Наиболее яркими примерами являются Австрия, Германия и США.

    Стоит отметить, что далеко не каждое государство может успешно существовать в статусе симметричной федерации. Большинство из них достаточно разнородны на своей территории, и каждый субъект может иметь отличные от своих соседей традиции в политике и экономике.

    Асимметричная федерация

    Асимметричными федерациями являются Индия, Бразилия, Танзания и Канада, так как субъекты этих федераций имеют отличные друг от друга названия и разный статус в системе государственного управления.

    Некоторые исследователи считают, что Россия также входит в список федеративных стран и государств с ассиметричным устройством. Однако здесь необходимы некоторые уточнения. Несмотря на разный статус краев, республик, областей и автономных областей, каждый субъект имеет те же полномочия, что и сходный с ним по статусу. То есть все края равны между собой и занимают одинаковые позиции в государственном управлении. Это касается и всех республик, и автономных округов.

    Федеративные государства мира

    Разобравшись с особенностями федераций, стоит дать исчерпывающий список стран и государств, федеративные основы которых не вызывают сомнений.

    В Европе к таким относят:

    • Россию,
    • Австрию,
    • Германию,
    • Швейцарию,
    • Боснию и Герцеговину,
    • Бельгию.

    Список федеративных стран и государств Азии выглядит следующим образом:

    • Пакистан,
    • Малайзия,
    • Объединенные Арабские Эмираты,
    • Индия,
    • Ирак,
    • Непал,
    • Мьянма.

    В Африке тоже существуют государства с федеративным устройством. К ним относят:

    • Судан,
    • Эфиопию,
    • Нигерию,
    • Сомали.

    Республика Сомали достойна отдельного упоминания, так как имеет некоторые проблемы с государственностью. В результате гражданской войны страна фактически прекратила существование как единое целое, и на ее месте появились различные квазигосударственные образования. Некоторые из них претендуют на полную независимость, а другие - лишь на значительную степень автономии в пределах одного государства.

    В Америке к федеративным государствам относят:

    • Аргентину,
    • Венесуэлу,
    • Канаду,
    • Мексику,
    • Бразилию,
    • Сент-Китс и Невис.

    Кроме того, Австралия и тоже являются федерациями.

    Таким образом, государство может быть федеративным или унитарным. В первом случае выделяют симметричные и асимметричные формы устройства. В основе такого деления лежит степень равноправия субъектов.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!