Кносский дворец для невежды. Греция. Крит. Кносский дворец. Лучшее время для посещения

Кносский дворец - уникальное, знаковое место. Эмблема, сердце и центр древнейшей европейской цивилизации, которая процветала задолго до классической Античности и получила название минойской. Кноссос - столичный город Минойского мира. Более того, Кносский дворец - это и есть тот самый лабиринт Минотавра. Где же заканчивается миф, и начинается История?

Место невероятное. Это неоспоримо. Но впечатление, которое создаётся в Кноссосе, всё же двоякое. Невольно задаёшься вопросом: а насколько можно доверять реконструкциям? так ли это выглядело в те времена, когда минойская культура находилась в своём зените?...

Кноссос расположен в одном из самых плодородных районов острова Крит, на холме Кефалос, в пяти километрах на юго-восток от Ираклиона . На этом холме ещё в седьмом тысячелетии до н.э. был основан первый неолитический посёлок на Крите, который в течение тысячелетий превратился в могущественный город-дворец. Кносский дворец был самым большим и роскошным дворцом минойского мира . Он имел почти квадратную форму и состоял из более чем полутора тысяч комнат(!) на трёх или четырёх этажах.

План дворца не имел чёткой привычной и понятной нам квадратно-симметричной структуры, помещения и комнаты формировались в каком-то как будто спонтанном порядке вокруг прямоугольного центрального двора. Здесь нет привычных нам дворцовых анфилад - помещений, нанизанных на одну ось. Однако в этой кажущейся хаотичности и бессистемности была чёткая продуманность.

План Кносского дворца:
1. Западный Двор. 2. Ритуальные Коридоры. 3. Кулурес. 4. Западные Пропилеи. 5. Коридор Шествия. 6. Южный Дом. 7. Лестница с колоннами. 8. Южные Пропилеи. 9. Принц с лилиями. 10. Южный вход. 11. Южный Коридор. 12. Piano Nobile. 13. Храм Реи. 14. Комната с ящиком табличек линейного письма Б. 15. Комплекс Западных Кладовых. 20. Центральный Двор.
21-24. Центральное Святилище. 25-27. Комплекс Тронного зала. 28. Восточный Зал. 29. Большая Лестничная Клетка. 30. Дорога. 31. Святилище Двойных Секир. 32. Бассейн Очищений. 33. Дом Святой Трибуны. 34. Мегарон Царицы. 35. Мегарон Царя, или Зал Двойных Секир. 36. Мастерская Каменщика. 37. Школа. 38. Дом Каменного Устья. 39. Кладовая Гигантских Пифосов. 40. Восточный Бастион. 41. Кладовая Пифосов с Медальонами. 42. Коридор Тупиков. 43. Коридор Затрикия. 44. Таможня. 45. Коридор Северного Входа. 46. Восточный Бастион. 47. Северный Бассейн Очищений. 48. Тюремные Камеры. 49. Театр. 50. Царская Дорога. азвания даны по версии Эванса. Сейчас уже доказано, что на самом деле у многих помещений были иные функции. Например, тюрьмы в Кносском дворце не было, в помещении, названном Эвансом тюрьмой, были кладовые.)

Прямоугольный центральный двор располагался по направлению север-юг - точно так же, как и в остальных дворцах Крита. Рядом с центральным двором находился комплекс Тронного зала. Во дворце было несколько Бассейнов очищений. Все помещения дворца освещались в достаточной степени благодаря многочисленным световым проёмам. Была продумана вентиляция. И водоснабжение, и канализация также существовали в этом дворце. Разветвлённая и хорошо организованная подземная водоотводная система выводила излишнюю воду, например, дождевую, которая частично использовалась для стирки. Трубы входили одна в другую и скреплялись цементом. Укладывали их с определённым уклоном. Система была устроена так, что практически в любом месте её можно было легко и быстро отремонтировать. К ней примыкали сточные трубы от ванн и трубы сливных уборных. Конструкция самих уборных напоминала современные городские туалеты. Всё здесь было сделано для комфортной жизни человека. Кто-то заметил: "Дворец Кносса был куда комфортабельней дворцов Версаля и Гатчины". А благодаря удивительным разноцветным фрескам, которые украшали стены, Кносский дворец был не только функциональным, но и поистине роскошным!

В двухэтажном западном крыле на первом этаже располагался большой комплекс Западных кладовых и комплекс Центрального Святилища с хранилищами и Залами каменных колонн. На втором этаже находились залы приёма. В восточном крыле, которое имело два дополнительных этажа, находилась Большая лестничная клетка, Восточный зал и Царские апартаменты. Целые комплексы кладовых и хранилищ - глубоких подземных помещений - находились и в западном, и восточном крыльях дворца.


Южную часть восточного крыла занимало т.н. Святилище Двойных секир, а северную - мастерские. В северной части в обоих крыльях и в северном секторе дворца тоже находились кладовые, Зал архива и Бассейн очищений. На северо-западе находился Театр Кноссоса, в котором могли поместиться более 500 стоящих зрителей. Это просторное, организованное на разных уровнях место, похожее на театры классической Греции.

Была построена Царская Дорога и грандиозный Виадук восточнее от дворца. Царская дорога вела к части дворца, где находился Театр.


Вокруг дворца на территории 750 тыс. кв.м располагался город Кноссоса. Город пересекался каменными дорогами. Обширными были городские системы водоснабжения и канализации. Первая система состояла из глиняных труб, доставлявших воду в город и во дворец из соседних родников.

Известно, что дважды или трижды Кносский дворец отстраивался почти заново - наверняка из-за землетрясений. Но конец минойской цивилизации наступил в связи с какой-то внезапной грандиозной катастрофой, о которой и по сей день спорят учёные. Туристам же до сих пор рассказывают старую теорию о гибели минойского Крита, которая сегодня уже отвергается многими специалистами. Она повествует об извержении вулкана на острове Санторини, которое сопровождалось колоссальным взрывом, после которого сам остров Санторини был изменён до неузнаваемости. В результате этого взрыва поднялось огромное цунами, которое дошло до острова Крит, и буквально стёрло с лица земли дворцы Крита и минойскую цивилизацию. Всё бы было логично, но на раскопках были найдены следы огня, пожара, а не воды. Раньше считалось, что извержение вулкана произошло в 1450 г. до н.э., но сегодня с использованием новых методов эта дата определяется как 1620 г до н.э., то есть задолго до катастрофы на Крите. Одни историки сегодня говорят о сильных землетрясениях, а другие - о междоусобных войнах или агрессии извне. Никто не знает сейчас, что произошло в действительности.


Несмотря на размер той катастрофы, Кносский дворец после серьёзного ремонта всё же продолжил своё существование. Но в нём происходят значительные изменения. Например, меняются погребальные обычаи: появляются так называемые "могилы воинов", которые хоронились вместе со своим оружием. На новых росписях стен очень заметно микенское влияние. Во всех видах искусства наблюдается удаление от правил минойского натурализма и приближение к микенской манере. Наконец, начинает использоваться новая письменность - Линейное письмо Б, расшифровки которого доказали, что это - греческий язык. Сегодня в археологии преобладает мнение, что Крит был захвачен микенским полководцем, который поселился в Кносском дворце, когда остальные дворцы Крита уже были разрушены. Учёные назвали это время Третьим дворцовым периодом. Минойская цивилизация погибла. Однако эта цивилизация имела такую силу, что её следы сохранялись на Крите в течение веков.

В 1370 г. до н.э. произошла окончательная катастрофа. Великолепный легендарный Кносский дворец прекращает своё существование. О причинах мы можем только догадываться: было ли это землетрясение, сильный пожар или же восстание критян против микенского господства? Итог один: Кносский дворец больше не перестараивался.

Кносский дворец - лабиринт Минотавра

Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра : чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!

Существовал ли лабиринт Минотавра в Кносском дворце на самом деле? Таким, каким мы ждём, нет, не существовал. Но взгляните ещё раз на план Кносского дворца. Многоярусное здание с огромным числом комнат, залов, пристроек, разнообразных помещений, с дворами, коридорами, причудливыми переходами, бесконечными лестницами и портиками, кладовыми и мастерскими... Окажись вы в его центре, скоро ли нашли бы выход, быстро ли сориентировались бы? Всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Именно из-за сложной структуры помещений Кносского дворца скорее всего и возник миф о Лабиринте. Минотавр же мог просто отражать могущество Крита и его доминирование в остальной Греции.

Однако, культ быка в минойской культуре, бесспорно, был. С удивительным постоянством образ быка встречается среди многочисленных фресок, скульптур, статуэток, рельефов. Вспомним ритуальный сосуд ритон в форме головы быка (на фото слева), рога "посвящения" на стенах Кносского дворца, множество фигурок быка из Археологического музея Крита .
Вспомним и знаменитую фреску "Акробаты. Игры с быком" (на фото правее и ниже), фигурку акробата из слоновой кости. Фрески минойской эпохи не склонны изображать фантазийные сюжеты, они натуралистичны. Исследователи приходят к выводу, что игры с быком в минойской цивилизации действительно существовали.
Если вы посмотрите на знаменитую фреску, вы оцените крайнюю степень опасности этих игр. Может быть, такие игры носили чисто спортивный характер, может быть, были связаны с религией и некими жертвоприношениями. Конечно, только молодые юноши и девушки могли заниматься такими вещами и, конечно, периодически они гибли! Может быть, это и легло в основу мифа о Минотавре, на растерзание которому регулярно отправлялись молодые юноши и девушки.

Фрески Кносского дворца

и сегодня не перестают удивлять и восхищать. Главным украшением Кносского дворца была живопись. Стены залов покрывали великолепные фрески. "Даже наши рабочие чувствуют их волшебное очарование", - писал Эванс. Большинство оригиналов хранится в Археологическом музее Ираклиона (пройдите по ссылке, там вы найдёте ряд фотографий знаменитых Кносских фресок с комментариями, изысканную "Парижанку", например).

У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин - с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.


Минойскому искусству присущ исключительно мирный характер. В бешеном XX веке минойскую цивилизацию назвали "праздничным обществом". Мы встретим на фресках росписи садов, цветов, птиц, дельфинов, обезьян и других животных, а также изображения прекрасных, изысканно одетых женщин, танцовщиц и жриц. Искусству минойцев совершенно чуждо прославление военных побед, здесь не найти сцен битв и пленения врагов. Фрески Кносского дворца в большинстве своём и не религиозны. Древние художники не возвеличивают даже вождей! Уникальные по манере написания, они прославляют красоту, жизнь и природу. Красота в некой высшей степени. Обожествление красоты.

Сэр Артур Эванс - заслуги и ошибки

Справедливости ради надо сказать, что первым, кто начал вести раскопки в Кноссе и обнаружил место минойского дворца, был грек, выходец из Ираклиона, Минос Калокеринос. Он начал раскопки на холме Кефалос в 1878 году, но три недели спустя работы окончательно прекратились из-за запрета турецких властей (Крит в то время был оккупирован турками).

Легендарный дворец царя Миноса предстояло открыть английскому археологу сэру Артуру Эвансу. Он и представить не мог, какие невероятные исторические и культурные сокровища он найдёт. Эванс посвятил изучению минойской цивилизации 40 лет своей жизни. Его заслуги нельзя отрицать, он открыл миру древнейшую европейскую цивилизацию. Но он, увы, наделал и множество ошибок.

Уже с первых лет раскопок в Кноссосе Эванс понял необходимость укрепления руин дворца. Сначала Эванс использовал те же стройматериалы, что и минойские архитекторы (туф, алебастр, дерево), а затем совершенно неразумно начал использовать более современные бетон с арматурой. Используя этот новый стройматериал, он копирует древние материалы и красит их.

Самой большой ошибкой английского археолога было широкое использование материалов (таких, как цемент и железо) непрочных во времени, с бОльшей степенью разрушения, чем у древних материалов. Дело в том, что восстановление было сделано таким образом, что древнее и современное стало единым целым, незащищённым от погодных условий и повреждений, связанных с большой посещаемостью; постройки нуждались в постоянном уходе и реставрации.

Также подверглись жесточайшей критике смелые и полные фантазии работы по реконструкции, проводимые Эвансом, с щедрым использованием ярких красок. Но тогда археологическая наука только развивалась, в ней не было тех разумных ограничений, которые существуют сегодня.


Посещение Кносского дворца

Первый и главный совет. Если будете на Крите, побывайте на раскопках Кносского дворца! Постарайтесь не разочаровываться из-за толп туристов и не раздражаться из-за них. Летом людей, конечно, больше всего. Если есть возможность - выбирайте гида, потому что от него зависят ваши впечатления от дворца в колоссальной степени! Уж лучше совсем не иметь гида, чем мучиться, слушая плохого.

Не забудьте запастись водой и приготовьтесь к жаре и палящему солнцу, если поездка планируется в летнее время.
Время работы: апрель-сентябрь ежедневно с 8.00 до 19.30, октябрь-март с 8.00 до 15.00.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Минойский дворец в Малии
  • Малия - оживлённый курорт Крита с песчаными пляжами

Современному биографу, задумавшему в подражание Плутарху дать параллельные жизнеописания выдающихся героев археологии, бесспорно, пришлось бы объединить Шлимана в одну пару с Эвансом. Оба они были первооткрывателями эгейской культуры, давшими толчок к ее изучению.

Между тем в биографиях и характерах, судьбах обоих ученых имеется мало общего. Артур Эванс родился в 1851 г. в состоятельной семье. Его отцом был один из знаменитых английских антикваров, собиратель и исследователь доримских монет Италии. Артуру Эвансу, в отличие от Шлимана, не приходилось колесить по свету в погоне за куском хлеба и добиваться сомнительными предприятиями обеспеченности и положения в обществе. Ему не требовалось изобретать собственные методы ускоренного изучения языков. Знание классических и новых языков дала Эвансу учеба в лучших университетах Англии и Германии.

Оттуда же он вынес твердые познания в области истории и искусствоведения, обеспечившие ему звание профессора. Эвансу не приходилось бороться с нападками невежд и недоброжелательством коллег. Наука не была его прихотью или временным увлечением. Она являлась его предназначением и профессией, а удача - постоянной спутницей. Хладнокровный и чопорный, как истый англичанин, Эванс не предварял своих трудов автобиографическими этюдами и не рекламировал своих открытий.

В 1889 г. Эвансу, бывшему с юности страстным коллекционером, попалась на глаза странная каменная печать. На ней были вырезаны удивительные иероглифы: голова волка с высунутым языком, голова барана, птица и т.п. Эванс узнал, что печать купили в Афинах, и он отправился туда, чтобы выяснить ее происхождение. Ему удалось приобрести несколько подобных печатей с иероглифами и узнать, что они происходят с острова Крит.

В 1893 г. Эванс выступил с научным сообщением о 60 иероглифах, восходящих к распространенному на Крите рисуночному письму. Так было привлечено внимание к острову, со времени Гомера прославленного в греческих легендах. «Очевидно, там есть и другие памятники древнейшей культуры», - решил Эванс. Весной 1898 г. он прибыл на северное побережье Крита в город Гераклейон, рассчитывая задержаться здесь на пару недель. Бродя по городу и его окрестностям, он натолкнулся на холм Кефала, скрывавший, как ему показалось, развалины древнего города. Именно на это место некоторое время назад обратил внимание Шлиман, полагавший, что под холмом укрыт древний Кносс, столица легендарного Миноса. Открыватель Трои и Микен едва не стал пионером критской археологии. Его, дельца, остановила лишь высокая цена, назначенная за участок его владельцем. Купив холм, Эванс на правах собственника приступил к раскопкам, затянувшимся на тридцать лет и ставшим едва ли не главным открытием приближающегося XX в.

На протяжении первых двух месяцев работы, осуществлявшейся на собственные средства Эванса, на площади в полтора гектара было вскрыто величественное здание. Не было сомнений, что это - дворец, принадлежавший могущественному царю. Впоследствии, уже после итальянских раскопок в Фесте и Агиа Триаде, выяснилось, что это самое древнее монументальное сооружение Крита. Оно было грандиознее дворцов в Микенах и Тиринфе, обнаруженных Шлиманом, и обладало значительно более сложной и запутанной планировкой. В нем имелись несколько этажей, подземелья с многочисленными ходами, коридорами и множеством залов. Тут же были святилище, школа для обучения письму, мастерские, школа для художников, кладовые. Все это позволило археологу сравнить новооткрытый дворец с лабиринтом греческих мифов .

В одном из залов нижнего этажа обратили на себя внимание поднимающиеся одна над другою ступени. Ясно, что они предназначались для зрителей или зрительниц. Не эти ли зрительницы изображены на стенах в голубых и желтых одеждах, с вычурными прическами и локонами, ниспадающими на грудь? Среди этих женщин могла быть и сама Ариадна. Но о чем они беседовали между собой? Может быть, об удивительной ловкости укротителей быков, прыгающих через спины разъяренных животных? Игры с быками, запечатленные художником, невольно заставляют вспомнить о Минотавре, «быке Миноса». Не была ли легенда о схватке Тесея с Минотавром навеяна этими играми? А, может быть, рассказ о съедении Минотавром юношей и девушек - переосмысление совершавшихся во дворе человеческих жертвоприношениях?

В другом зале был обнаружен впечатляющий царский трон с высокой спинкой. Здесь должны были восседать цари. Легенда сохранила их имена - Минос и его братья Радамант и Сарпедон. Может быть, существовала целая династия Миносов? А в чем смысл легенды о том, что Минос был сыном Зевса и прекрасной финикиянки Европы? Свидетельство ли это обожествления критянами царской власти или, может быть, воспоминание о финикийском происхождении властителей Крита?

Каждый день раскопок приносил новые свидетельства богатства и изощренности критской культуры. В Кносском дворце были обнаружены ванная комната и водопровод. А ведь много позднее, в V в. до н.э., считавшимся периодом наивысшего расцвета греческой культуры, греки не знали ни водопровода, ни канализации, ни ванн.

Эванса поразил необычный вид сосудов, найденных в развалинах дворца и других местах. Подобных им не было ни в Греции, ни на Востоке. На одних были изображены растения с тщательно выписанными деталями стебля, дающими возможность безошибочно определить, какой именно цветок изображен. Стенки других сосудов были украшены изображениями морских растений и животных, осьминогов, наутилусов, рыб, ракушек. Эти же сосуды обнаружены в других частях Крита. На круглом сосуде из Гурнии представлен осьминог с выпученными глазами: щупальца с присосками охватывают всю поверхность вазы, а промежутки между ними заполнены кораллами и водорослями, создающими иллюзию водной среды. На сосуде из Псири видны запутавшиеся в сетях дельфины - первое свидетельство истребления человеком этих удивительных животных. Некоторые вазы с мастерством имитируют поверхность бронзовых изделий. Критская керамика, расцвет которой приходится на XVIII до н.э., не имеет аналогов в мировом искусстве, создавая впечатление текучести и гибкости, упругого напряжения, которое так прекрасно передает стихотворение Осипа Мандельштама:

Гончарами велик остров синий -
Крит зеленый - запекся их дар.
В землю звонкую: слышишь дельфиньих
Плавников подземный удар?
Это море легко на помине
В осчастливленной обжигом глине.
И сосуда студеная власть
Раскололась на море и страсть.

Наряду с расписными глиняными вазами в 18 помещениях дворца Эванс обнаружил глиняные сосуды двухметровой высоты вместимостью до 185 литров. Они располагались рядами и предназначались для хранения и транспортировки зерна, оливкового масла, вина, фиников, бобов. Всего эти пифосы вмещали 475 тысяч литров провизии, которой, по подсчетам Эванса, было достаточно, чтобы прокормить город с населением в 80 тысяч человек. Таким образом, археологические данные показали, что царский дворец Кносса, подобно дворцам Египта и Двуречья, был хозяйственным организмом, местом сбора и хранения продуктов и ремесленных изделий. Удалось также установить, что с древнейших пор на Крите материалом для ремесла служил камень. На стенках каменных сосудов изображены кулачные бои, схватки (игры) с быками, шествия воинов и земледельцев.

Мастерству гончаров и камнерезов не уступало искусство критских ювелиров. На двух золотых кубках из Вафио (Пелопоннес, с которым Крит был связан торговыми контактами) рельефно изображены ловля и укрощение диких быков. На одном из рельефов видны растения, показывающие, что действие происходит в лесу. В центре рельефа представлена сеть для загона животных. Можно думать, что охота в то время уже не была главным источником пропитания, а являлась развлечением царей и знати. Художник, искусно изобразивший сцену охоты на золотых кубках, выполнял заказ владельца дворца.

Оригинальным достижением дворцового искусства была стенная роспись, достигшая совершенства к 2000 до н.э. По фрескам, обнаруженным Эвансом, можно судить о костюмах, прическах, украшениях того времени. Женщины носили длинные юбки, состоящие из нескольких нашитых друг на друга кусков материи. Верхняя часть тела, за исключением плеч, была обнажена. Но более всего фрески интересны как источник сведений о политической истории. На одной из фресок изображен молодой царь (или жрец?). Из-под короны выбиваются длинные волосы. На шее юноши - несколько рядов украшений, на руках - массивные браслеты. Ближайшей опорой царя была армия, где наряду с критянами служили наемники-чужеземцы. Некоторые из египетских памятников дают такое же изображение критских воинов. С шеи до ног их защищал щит, имевший форму восьмерки. Наступательным оружием являлось копье.

Фрески так же, как и сосуды «морского стиля», иллюстрируют роль моря в жизни древних критян. Морской пейзаж с дельфинами и рыбками украшал «мегарон царицы» Кносского дворца. По фрескам мы знакомимся со священными «бычьими играми» с участием акробатов. Фрески, рельефы на стенках сосудов и печатях, миниатюрные модели святилищ позволили изучить религию древних критян. Верховное божество почиталось в образе быка. Недаром легенда о Зевсе, превратившемся в быка и похитившем Европу, привязана к Криту. Изображения быков и бычьих рогов можно найти в святилищах, на «столах для приношений» (алтарях), на фресках и печатях. Часто встречается рисунок двойной секиры, использовавшейся при жертвоприношениях и со временем превратившейся в предмет культа. Эванс полагал, что слово «лабиринт», которое связывали с Кносским дворцом, происходит от названия двойной секиры - «лабрис».

О почитании критянами змей свидетельствуют женские статуэтки со змеями и ритуальные предметы с изображениями змей. Возможно, существовало также почитание птиц, в особенности голубя, связанного с женскими божествами плодородия. Имеются намеки на культ солнца (рисунки колеса). Религиозные действия совершались чаще всего в пещерах. Форму пещеры имели древнейшие святилища критян. Важным ритуалом было посвящение богам первинок урожая.

Тридцать лет отдал Эванс раскопкам на легендарном острове. Их результатом явилась монументальная работа «Дворец Миноса в Кноссе», выходившая отдельными томами с 1921 по 1935 г. Эванс познакомил читателей с изумительной архитектурой, с высокохудожественной керамикой, с прекрасными рисунками живописцев и великолепными изделиями ремесленников, с искусством множества мастеров, которых легенда представила в едином обрезе - умельца Дедала.

Эванс не только опубликовал материалы раскопок, но и прекрасно систематизировал их, снабдив четкой хронологией. История догреческого Крита была разделена на три периода, названных «минойскими» по имени легендарного царя Миноса: раннеминойский (3000-2200 гг. до н.э.), среднеминойский (2200-1600 гг. до н.э.), позднеминойский (1600-1200 гг. до н.э.).

Основой датировки послужило сходство предметов, найденных на Крите, с хорошо изученными памятниками из Египта и Двуречья. Это же сходство позволило проследить контакты критян с египтянами, вавилонянами, финикийцами. На критских печатях нередко изображены корабли, идущие под парусами и на веслах. На некоторых кораблях можно различить палубы для пассажиров. Критяне обладали военным и торговым флотом, позволявшим им господствовать в Средиземноморье в XVI-XII вв. до н.э., еще до того, как славу первых мореплавателей и торговцев завоевали финикийцы. Именно к этому времени относятся египетские вазы из алебастра, камня и фаянса, амулеты с именами египетских фараонов. Критские торговцы проникали в Египет. Их изображения находят на египетских рисунках. Египтяне называли критян «кефти». Интенсивные торговые отношения поддерживались также с Сирией и Финикией, о чем свидетельствуют найденные там предметы критского производства. Египетский фараон Тутмос III, побывавший в Финикии в XV в. до н.э., видел там критские корабли, построенные из кедра с Ливанских гор.

Связи были установлены не только с Востоком, но и с Западом. Легенда рассказывает о том, что в погоне за Дедалом, покинувшим остров с помощью прикрепленных к рукам крыльев, Минос посетил Сицилию и Сардинию. На Сардинии были обнаружены слитки меди в форме бычьей шкуры - такие же, какие Эванс нашел на Крите. В Кноссе, среди памятников первой половины II тысячелетия до н.э., был найден янтарь, привезенный с берегов Балтики. Многочисленны находки критской керамики в Африке. Так, получила подтверждение легенда о контактах критян со странами Запада. Во время раскопок Kносского дворца было открыто множество табличек с надписями. По характеру письма эти надписи были разделены Эвансом на отдельные группы - иероглифическое, линейное письмо А и линейное письмо Б.

Таинственные таблички дешифровке не поддавались. Эванс, поднявший из забвения дворец Миноса, оказался бессильным подобрать ключ, который открыл бы «уста» его обитателям: они продолжали молчать. Именно поэтому он не торопился публиковать свои таблички в надежде, что сможет прочесть их сам. Такова, впрочем, слабость многих ученых, считающих все открытое ими своей научной собственностью: тем самым вольно или невольно тормозится развитие науки.

Возможно, это было единственной неудачей в триумфальном шествии к высшим почестям. В 1909 г. Артур Эванс занял кафедру археологии в Оксфордском университете. В 1916 г. он был избран президентом Британской академии наук. В 1936 г. Королевское общество наградило его медалью Коплея.

Около 1450 г. до н.э. Крит был занят переселенцами с Пелопоннеса, которых Гомер называл ахейцами. Так Кносс стал главной резиденцией правителя пришельцев, имя которого неизвестно Гомеру, равно как и сам факт этого переселения. Несмотря на некоторые разрушения, Кносский дворец остался нетронутым. Его планировка не была нарушена. На своем месте оставался и царский тронный зал, украшенный новыми, присущими ахейскому материку фресковыми росписями. По-видимому, кноссцы владели всем островом или, по крайней мере, его значительной частью. В отличие от минойцев, бывших мирными людьми, они отправляли своих покойников в Аид вместе с оружием. Это, наряду с другими находками, свидетельствовало о наступивших на острове этнических переменах.

Сэр Артур Эванс скончался в июле 1941 г., через месяц после того, как гитлеровские парашютисты захватили Крит. Это было последним
ударом судьбы. Кносс подвергся бомбардировке. Английский археолог Дж. Пендлбери, продолжавший дело Эванса, был расстрелян немцами. Но Дворец Миноса был уже известен всему миру. Эванс оставил этот дворец как памятник своему труду и упорству. И у него появились последователи.

Знакомясь с классическим трудом «Дворец Миноса…» через век после его опубликования современный исследователь не может не отдать должное научному подвигу Эванса и великолепию открытой им цивилизации. Но многие из авторских оценок, считавшихся некогда откровением, кажутся ныне наивными и ошибочными. Кто, например, будет теперь считать, вслед за Эвансом, микенскую культуру провинциальным отголоском критской или трактовать критян в этническом и языковом отношении как карийцев? Совершенно устарела предложенная Эвансом периодизация истории древнего Крита. Во время раскопок Кносса в 1958-1966 гг. выявлен слой с остатками неолитических хижин. Радиоуглеродный анализ дал 6340 г. (плюс-минус 100 лет) до н.э. Это почти такая же древность, как в Чатал-Гуюке и Иерехоне, где обнаружен докерамический неолит. Раскопками на Крите был поставлен ряд проблем, не встававших перед Артуром Эвансом. Это, прежде всего, отношение между Минойской культурой и другими культурными очагами, Элладской, в собственно Греции, Кикладской на островах. Разрешением всех этих проблем занимаются современные ученые, использующие не только археологические данные, но и письменные источники.

История Кносского дворца

Кносский дворец еще в древние времена поражал своими размерами – полторы тысячи комнат, более 22 тыс. кв. м, многочисленные переходы, коридоры, террасы и подвалы. Логично, что люди не сразу могли найти дорогу в этом огромном архитектурном комплексе, добавим сюда легенды о Минотавре и получим значение современного слова «Лабиринт», т.е. здание из которого сложно найти выход.

Каждый фрагмент этого археологического комплекса имел строго определенное назначение. Северная часть Кносского дворца, например, выполняла торговую функцию, там начиналась дорога, соединяющая Кносс с портом. На востоке находились личные покои царя и царицы, а также район с мастерскими. Западная часть дворца административная, она известна в первую очередь тронным залом, многочисленными кладовыми и святилищами. Но обо всём по порядку.

Видео Кносского дворца

Западный двор Кносского дворца

Западный двор – это место религиозного культа. У самой стены Кносского дворца находятся четырехугольные основания двух алтарей, на которых приносили в жертву богам коз, овец. А во время самых важных праздников – и быков.

Пройдя турникеты вы как раз попадаете на Западный двор.

Здесь же на западном дворе находится , он посвятил свою жизнь раскопкам Кносса. Эванс доказал ученым, что Кносский дворец – не миф, придуманный древними греками. Именно Эванс назвал древнейшую цивилизацию минойской.

Артур Эванс доказал, что минойцы относились не к грекам, а к так называемой среднеземноморской расе. Минойцы имели смуглую кожу, миндалевидный разрез глаз, тёмные вьющиеся волосы, и вообще, походили своим внешним обликом на древних египтян. Вероисповедание также отличалось от греческой, минойцы поклонялись целому пантеону своих божеств, главным из которых являлась богиня Мать. Символом этой богини был двойной топор, который обозначали словом «лабрис». Термин «лабиринт» появляется как производная от слова «лабрис». Т.е. Лабиринт – это не что иное, как храм двойного топора или святилище двойного топора.


Деревянная копия царского трона

Центральный двор

Центральный двор – это сердце Кносского дворца, место ритуальных игр с быком, здесь же родился миф о Минотавре и лабиринте. Центральный двор имел невероятно важное техническое так и религиозное значение. С технической точки зрения он необходим был, чтобы обеспечивать достаточное освещение и вентиляцию примыкающих помещений. Также под ним располагалась огромная цистерна объёмом 12 тыс. литров, где собиралась дождевая вода.

Древний театр

Это не простая лестница, как может показаться вначале. Это самый древний театр Европы. Здесь происходили различные религиозные действа, посвященные минойским богам. Зрители располагались на ступенях, причём стоя, а не сидя. Возвышения предназначалось для наиболее высокопоставленных лиц Кносского дворца. Неровность сцены демонстрирует последствия от землетрясения.

Это вовсе не ступени, а древний театр минойцев

Фрески Кносского дворца

Фрески, найденные при раскопках в Кносском дворце, имеют первостепенное значение, т.к. именно по ним учёные смогли определить внешний вид минойской расы, их вероисповедание, уклад жизни. Да, здесь были также найдены таблички с письменами, но они до сих пор не расшифрованы.

Первая фреска, которую вы увидите во дворце называется «Коридор процессий» . На ней изображены мужчины и женщины, несущие подношения богине матери. Люди, изображенные на фреске, имеют черты среднеземноморской расы, о которой мы писали выше.

Фреска "Коридор процессий"

Небольшое количество фресок Кносского дворца можно найти в помещении, называемое Комната копий .

Минойские фрески указывают на наличие матриархата (главенство женщины в обществе и семье).

На следующей фреске изображены женщины - жрицы, а вся красная масса вокруг – это мужчины. Это явное проявление матриархального мировоззрения.

Фреска с изображением женщин жриц

На следующей фреске также изображены жрицы. Здесь большое внимание уделено деталям, прорисовки одежды, украшениям, лицам женщин.

На данной фреске более детальная прорисовка жриц

В минойской культуре отсутствовало изображения насилия, убийства, кровопролития, эротики.

Главная фреска в комнате – Игра с быком . На фреске изображён бык и три человеческой фигуры. Это символ трёх упражнений, которые являлись частью игры с быком. Сначала необходимо было ухватиться за его рога. Затем совершить кувырок через спину животного и приземлиться с противоположной стороны. В чём смысл? А смысл в том, что данная игра с быком – это символическое изображение союза между богиней Матерью и божественным быком. Это ритуал воссоединения божеств минойцев, начало нового природного цикла, возрождение природы. Это был главный праздник для минойцев.

Фреска "Игра с быком"

Причём же здесь минотавр?

Миф о минотавре был придуман именно греками. Когда происходила ритуально-священная игра минойцев с быком, чужеземцев – греков, не пускали во дворец. Они могли только слышать вой быков, душераздирающие крики раненных атлетов, возгласы толпы. Благодаря грекам рождается легенда, что здесь в сердце лабиринта, некое чудовище с головой быка принимает человеческие жертвы, живьём поедая несчастных людей.

Ещё одна важная и самая таинственная фреска Кносского дворца – Принц с лилиями . Фреска является трёхмерной и выделяется своими большими размерами. К сожалению, до сих пор неизвестно, что на самом деле на ней изображено.

"Принц с лилиями"

Карты Кносского дворца

Наш отзыв о Кносском дворце

Поддавшись на рекламу и раскрученность этого археологического комплекса, мы приехали посмотреть, что за дворец за такой. Кносский дворец представляет собой частично восстановленные руины с частично сохранившимися стенами, арками и фресками. Территория намного меньше археологического парка в Пафосе на Кипре , но сохранившихся и реставрированных руин больше.

Просто так гулять по развалинам Кносского дворца за 15 евро с человека достаточно большое расточительство (деньги заплатите, но ничего не поймёте, что и где находится), поэтому лучше всего воспользоваться хотя бы аудиогидом (можно скачать на телефон перед поездкой) или заказать экскурсию. На месте тоже предлагают экскурсии с экскурсоводом. Стоимость может колебаться от 10 до 20 евро (помимо стоимости билета). Имейте ввиду – это не индивидуальная экскурсия, придётся ждать, пока соберётся группа (и группы собирают большие).

При этом придётся отстоять много очередей, чтобы посмотреть ключевые достопримечательности дворца. Самые большие очереди собираются у тронного зала и покой царицы. Стоять в очереди придётся на солнышке, причём, если вы возьмёте групповую экскурсию, то стоять уже придётся 100%, т.к. уплочено.

Можно, заранее забронировать индивидуальную экскурсию на русском языке с гидом - историком, стоить это будет, естественно, дороже, но зато не придётся на жаре ждать сбора группы, и вы сможете пройтись более интересным индивидувльным маршрутом по дворцу.

Примеры интересных индивидуальных экскурсий по Кносскому дворцу:

Совет 1: обязательно возьмите с собой воду, головные уборы и аудиогид на телефон. Ну, или распечатку статьи о Кноссе с нашего сайта.

Совет 2: если есть возможность и желание, лучше заранее возьмите , т.к. очень многое непонятно, а ведь здесь самое главное - история!

Совет 3: приезжайте в не сезон или когда, облачная погода и пораньше. В кассах дворца всегда большие очереди, но они быстро двигаются. Стоять придётся 10-15 минут.

А теперь важная информация по ценам, времени работы Кносского дворца и маршрутам, как добраться до данной достопримечательности Крита.

Стоимость входных билетов в Кносский дворец и часы работы

Обычный входной билет стоит - 15 евро.

Стоимость льготного билета - 8 евро.

На официальном сайте фигурирует достаточно длинный список лиц, которые имеют право на скидку. В 95% случаев это относится к гражданам Греции и ЕС. Если вы не гражданин ЕС, то льготный билет распространяется только на студентов высших учебных заведений по предъявлению студенческого билета.

Гиды имеют право проходить бесплатно при предъявлении служебного удостоверения.

Как добраться до Кносского дворца?

Мы не будем сейчас говорить о том, как добраться до него на экскурсионном автобусе – это забота турфирмы.

На автомобиле

На автомобиле тоже всё просто – обозначаете точку на карте в навигаторе (без которого в чужую страну лучше не ехать), и он вас ведёт куда надо. Мы используем MAPS.ME. Но можно и с Google-навигатором попробовать. Дорога к дворцу ведёт хорошая. Единственный момент – лучше приезжать или рано утром к открытию, либо уже где-то к обеду. Стоянка бесплатная возле дворца есть, но она маленькая и вся заставлена автобусами.

На городском автобусе

Из Ираклиона с автовокзала ходит городской автобус №2 синего цвета. У него на лбу написано Knossos, и Кносский дворец является конечной остановкой на его маршруте. Время поездки – 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 1,5 евро.

Подводя итог, выделим субъективные плюсы и минусы посещения Кносского дворца.

Плюсы: многовековая история, интересные фрески, экспонаты, запах сосен вокруг.

Минусы: цена за билет, толпы народа и очереди. В кассах нет карт, брошюр с информацией о территории Кносского дворца.

Стоит ли ехать в Кносский дворец? - Скорее да, чем нет. Но, не возлагайте больших иллюзий, если честно, мы не получили большого восторга, возможно, это произошло из-за завышенной стоимости билетов и больших толп туристов. Надо быть к этому готовым.

Как мы экономим на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Нам нравится поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Самый простой вариант – в составе экскурсионной группы. Экскурсия в Кносс – самая популярная на Крите. Сюда возят туристов с любого курорта острова. Посещение Кносса часто комбинируют с осмотром других достопримечательностей, и вы всегда сможете подобрать самую удобную комбинацию. Мы рекомендуем вариант “Кносс и ”, так как он обеспечит, по нашему мнению, самое полное погружение в атмосферу античности.

Если вы приехали на машине, то найти Кносс не сложно. Дорога ведет прямо от порта города Ираклион на юг. На картах она обозначается под номером 99. Езжайте по этой дороге и вы не пропустите Кносс, следите за указателями.

Так как Кносс – самая популярное туристическое место на Крите, сюда ходят автобусы общественного транспорта. В Ираклионе есть два крупных автобусных вокзала, они называются A и B. Автобус к Кноссу отходит каждые 20 минут от вокзала A. Сюда же прибывают регулярные автобусные рейсы из других городов острова Крит, что удобно для туристов.

Пожалуй, Кносс – это единственная достопримечательность Крита, куда легко можно добраться на общественном транспорте. Автобус к Кноссу вы легко узнаете по надписи “Knossos” на табличке на лобовом стекле. Стоимость проезда составляет 1,3 евро в расчете на одного человека (примечание: состояние на 2014 год, к моменту вашего посещения Греции цены могут измениться)

Цена входа и время работы

Входной билет стоит 6 евро. Если вы решили познакомиться с археологией на Крите “по полной программе”, то можете купить билет за 10 евро, по которому можно посетить Кносс и археологический музей Ираклиона.

На раскопки дворца Кносс можно попасть каждый день с 8:00 утра до 19:30 вечером, но это время действует только в туристический сезон, который начинается в апреле, и заканчивается в сентябре. В остальные месяцы часы работы – с 8:30 до 15:00.

Важно знать перед тем, как смотреть дворец Кносс

Не все, что вы увидите внутри, имеет возраст 3,5-4 тысячи лет. Часть строений совсем новая.

Раскопки начал в 1900 году англичанин Артур Эванс. В начале 20-го века археология еще не сформировалась, и каждый занимался ею так, как считал правильным. Вспомнить хотя бы Генриха Шлимана – знаменитого “копателя” (его сложно назвать археологом, так как он погубил больше важных артефактов, чем раскопал).

Артур Эванс считал, что древние памятники нужно не только раскапывать, но и восстанавливать, чем он и занялся незамедлительно. Часть дворца построена им. У него не было точных данных о том, как дворец выглядел 3 500 лет назад и он руководствовался больше своим воображением.

Что смотреть внутри – Вход и “западный двор”

Это был центральный вход во дворец. Сейчас туристы также входят внутрь через него.

Тут можно увидеть два примечательных объекта. Первый – это три больших каменных колодца. Смотрите не упадите в них случайно. Колодцы огорожены перилами, но они не очень высокие.

Их назначение до сих пор вызывает споры у историков. Основная версия гласит, что эти колодцы были предназначены для хранения зерна. Напомним, что на Крите в те времена выращивали не пшеницу, а ячмень.

По второй версии, в колодцы сбрасывали остатки жертвоприношений. Она кажется менее правдоподобной, так как колодцы достаточно большие по размеру. Сомнительно, что жертвоприношения у минойских греков могли иметь настолько большие масштабы, чтобы остатками заполнить эти колодцы. Рядом с колодцами были найдены остатки алтаря, что может являться подтверждением этой догадки.

Западный двор дворца был местом проведения церемоний. Впрочем, почти на любом месте дворца какая-либо церемония проводилась. У минойских греков было много обрядов, об этом свидетельствуют фрески.

Второе, что сразу видят туристы после входа, – это большая площадка треугольной формы. Ее назначение точно не установлено, вероятно, это была церемониальная площадь в Кноссе.

Остров Крит расположенный в самом центре Восточного Средиземноморья, вследствие своего географического положения, связывал Европу, Азию и Африку. Именно здесь пересекались древние морские пути. И потому он был главным центром до Греческой культуры.

Это доказал английский археолог Артур Эванс, который с 1898 в течение почти 30 лет, проводил археологические раскопки на Северном берегу острова, вблизи современного Гераклиона. Здесь им были найдены остатки дворца – резиденции верховных правителей раннерабовладельческого государства в городе Кноссе.

И это было не менее важным и сенсационным открытием, чем найденная гробница фараона Тутанхамона. По убеждению Эванса, этот дворец принадлежал легендарному могущественному царю Крита – Миносу, государство которого было на 1000 лет старше Древней Греции.

Согласно древним народным сказаниям, Царь Минос основал (Кроме Кносса) и города Фест и Кедонию. При его правлении Крит достиг морского господства в Средиземноморье, рассвета Критской культуры и образования, введения первого на Крите законодательства.

И Эванс предложил назвать Критскую культуру «Минойской» — по имени царя Миноса. Это была высокоразвитая культура Бронзового Века в 3-2 тысячелетий д. н. э. В своей монументальной работе «Дворец Миноса в Кноссе», которая издавалась с 1921 по 1935 г, Эванс разделил историю развития Древнего Крита на три периода:

  • Раннеминойский (3000-220 г д. н. э.);
  • Среднеминойский (2200-1600);
  • Позднеминойский (1600-1100).

Рассвет Минойской культуры приходится на Среднеминойский период (17 век д. н. э.). Именно в это время и был построен Дворец в Кноссе.

Основные аспекты архитектуры Минойской культуры

Для архитектуры этой эпохи характерны следующие композиционные приемы и главные элементы

  1. Своеобразная планировка внутреннего пространства дворца.
  2. Высокий уровень благоустройства.
  3. Создание типа двухколонного портика в «антах».
  4. Помещения оштукатурены и украшены фресками, резными рельефами с изображениями игр и сцен сбора урожая.
  5. Создание основ ландшафтной архитектуры.
  6. Разработка новых сейсмоустойчивых конструкций:
  • колонны, установленные на пьедестале, расширяются кверху, имеют широкую капитель и большую, квадратную абаку;
  • перекрытия выполнены из круглых балок;
  • деревянный каркас из связок и с заполнениями из сырца и каменных блоков.

Все это было использовано и при возведении дворца в Кноссе.

Устройство Дворца в Кноссе

Этот удивительный дворец-лабиринт построил талантливый архитектор, скульптор и художник того времени Дедал. Он был и выдающимся изобретателем. Ему приписывают создание рубанка, сверла, отвеса, изобретения паруса для кораблей. В Греции считали его созданиями многие деревянные скульптуры и деревянные строения.

Архитектурное чудо света Кносский дворец, был расположен на невысоком плато. Это огромный комплекс с подземельем и со сложным запутанным планом. Общая площадь его составляла, по одним сведениям – 16 000 м2; по другим – 20 000 м2.

Центром дворца был большой, прямоугольной формы, так называемый центральный двор. Размер его 50х28 м, вокруг располагались сотни помещений различного назначения, внутренние дворики, театр. Одноэтажные комплексы чередовались с двух-трехэтажными, и соединялись между собой многочисленными лестницами, запутанными коридорами, и переходами. Но все это объединялось в единое целое и сооружение живописно вписывалось в окружающий его ландшафт.

Сложное в плане, хаотическое расположение комнат, со множеством дверей, световых шахт, бесчисленных поворотов, коридоров, выходящих к небольшим дворикам с колоннадой – действительно напоминало лабиринт. И, видимо, послужило источником для создании мифа о лабиринте.

Во внутренние покои дворца можно было войти через два главных входа. Один – с Юго-Запада, имел портик с одной колонной посередине. Другой – с Севера от центрального двора. По найденным фрескам, этот вход украшали 536 фигур, выполненные в натуральную величину. Видимо, это были участники праздничного шествия.

Центральный двор разделял дворец на Западную и Восточную части. В свою очередь, Западную часть дворца разделял длинный коридор. По одну его сторону располагались узкие кладовые. В них, в огромных глиняных амфорах (пифосах), и в каменных ящиках, хранились продукты. А это: зерно, оливковое масло, финики, бобы, вина. Высота пифосов достигала двух метров, вместимость их до 185 л.

По расчетам Эванса, в них могло храниться до 475 000 л продукции, в том числе и 80 000 л вина. Всего этого хватило бы обеспечить питанием город с населением 100 000 чел.

По другую же сторону коридора, на второй этаж, вела большая лестница с колонной. На Юг от нее находилось дворцовое святилище. Об этом можно предположить по найденным здесь разнообразным предметам культа и большим квадратным столбам, которые были украшены символом двойной секиры.

На Север от лестницы располагался величественный тронный зал – один из знаменитых достопримечательностей Кносского дворца.

К нему вел портик с тремя столбами. А из него – дверь с колонной в центре, непосредственно в «тронный зал». В центре Северной стены тронного зала, находился Царский трон с волнообразной спинкой и углублением для сидения. Здесь восседали цари. Легенда даже сохранила их имена – Минос с братьями Сарпедоном и Радамантом.

Свет в тронный зал проникал через световую шахту. На стены ее были нанесены яркие красные полосы. То есть, часть плоской крыши и потолка, которая поддерживалась колоннами, была снята. Таким образом, создавался пролет, через который и освещался зал. Зачастую, такой пролет проходил через несколько этажей. Так как его устраивали возле внутренней лестницы, соединяющей этажи.

Под этим пролетом, в полу тронного зала, обнаружили квадратное углубление. К нему вело несколько ступеней. До настоящего времени так и не было выяснено, чем этот тронный зал служил Миносу. Предполагают, что он предназначался для торжественных приемов, а квадратное углубление в полу – как бассейн для совершения ритуальных священных обрядов.

С Северо-Запада к Кносскому Дворцу прилегала широкая лестница, соединяющая все три этажа. Она вела к большой, зрелищной площадке – старейшей в Европе театральной арене. Коллеги Эванса называли эту арену «придворным театром увеселений». Она была окружена рядами зрительских мест. Поднимаясь, они образовывали амфитеатр и вмещали около 500 зрителей. Здесь же и располагалось царское ложе.

Вся арена была зацементирована, ее наискось пересекал тротуар. Видимо, по нему двигались разного рода процессии. Здесь же и происходили «игры с быками».

На Восточной стороне дворца от центрального двора находились технические помещения. В них располагались:

  • сложная и совершенная система водопровода для подачи питьевой воды во дворец;
  • канализационная система – водоотводные каналы – каменные желоба со специальным устройством для очистки;
  • вентиляционные системы;
  • великолепные ванные комнаты.

Следует отметить, что подобные системы водопровода и канализации небыли известны жителям Греции даже в период высшего рассвета их культуры в 5 в д. н. э.

Здесь были также и мастерские скульпторов, горшечников. В одном из помещений находилась установка для получения оливкового масла. К особым помещениям в этой части дворца, по размерам и значению, относился «зал двойной секиры». Назван он был так по найденным здесь символическим знакам на стенах и столбах. Состоял этот зал из трех пространственных элементов:

  • наружного портика на колоннах, выходящего на открытую террасу;
  • главного помещения;
  • вестибюля с двумя дверьми и двумя колоннами, выходящего на световую шахту.

Из вестибюля этого зала узкий коридор вел к покоям царицы, так называемому «мегарону царицы». Такое название покои получили из-за замкнутого, можно сказать интимного характера. Так, как они не имели ни выхода, ни открытого вида на окружающий пейзаж. Но с двух сторон покои окружали световые шахты.

В Западной стене «мегарона царицы» были две двери: одна вела в ванную комнату, другая – в спальню. Здесь, на гипсовом четырехугольном возвышении, стояла кровать. Из спальни дверь вела в туалетную комнату, имеющую все удобства современной техники.

В Южной части Кносского дворца были найдены подземные помещения. В них находились хранилища продуктов, дворцовые спальни, ванные комнаты. Здесь же, в тайниках, хранились сокровища царя и его семьи. А это:

  • мечи, украшенные изящной инкрустацией;
  • мужские пояса, усыпанные драгоценными камнями;
  • запасы золота.

А также женские украшения: ожерелья, браслеты, диадемы, перстни, серьги.

Сооружение подземных помещений объясняется тем, что древние зодчие заметили: именно такие помещения меньше всего разрушались даже при очень сильных землетрясениях. Они были довольно частыми в этом регионе.

Стены дворца были сложены из полых кирпичей и оштукатурены. Плоские крыши поддерживали колонны.

Украшения Кносского дворца

Стены комнат и интерьер дворца украшали фрески, рельефы, орнаментальная роспись. Стены некоторых комнат (в т. ч. и тронного зала) украшал своеобразный алебастровый фриз. Он состоял из непрерывного чередования вертикальных и горизонтальных элементов. Вертикальные – украшали спирали; горизонтальные – состояли из двух половин, касающихся окружностей, заполненных изображениями пальмовых листьев.

Некоторые ученые считали, что этот фриз имел сходство с так называемым «триглифообразным» фризом дорического храма с триглифами и метопами. Но, алебастровый фриз не выполнял никаких конструктивных функций. Он не имел постоянного места на стене. Его можно было увидеть и на верху и внизу стены. Поэтому, видеть в нем праобраз дорического триглифа, учеными – ошибочно.

Орнаментальная роспись выполненная желтой, красной, голубой красками, украшала нижние части стен мегарона царицы. Орнамент в виде бесконечной ленты, напоминал толи контуры облаков, толи бурные потоки водных струй. И переходя из одной стены на другую, как бы отрицая наличие углов, создает впечатление бесконечного во всех направлениях, пространства.

Мегарон царицы украшали и фрески, где был изображен морской пейзаж с рыбами и дельфинами.

Верховным божеством и предметом культа о. Крит, был Бог-бык. Потому, темы многих фресок, украшавших стены, потолки комнат и интерьеров дворца, связаны с изображением быка и бычьих рогов.

Была также найдены и фрески Кносского дворца с изображением группы оживленно беседовавших, изысканно одетых, с искусными прическами, женщин. Возможно, среди них была и Ариадна. Видимо, находясь в амфитеатре, они наблюдали за происходящим на театральной арене. Восторгались акробатами, которые или мастерски выполняли сальто на мчавшемся быке, или ловко перепрыгивали через спины разъярённых животных.

Была найдена и фреска с изображением царя. Из-под короны видны длинные волосы; на руках – массивные дорогие браслеты; на шее – украшения из драгоценных камней.

Надежной опорой, защитой и поддержкой царя Крита была армия. На фресках найдены и изображения критских воинов. Их надежно защищал щит в форме восьмерки. А наступательным оружием воина было копье.

Поражала Артура Эванса и найденных в развалинах Кносского Дворца на Крите, красота каменных сосудов, золотых ваз, обломков великолепной мебели, металлических светильников, статуэток богов. На каменных сосудах были изображены схватки с быками, шествия воинов, кулачные бои.

На двух золотых вазах – рельефное изображение ловли диких быков среди растений (видимо, действие происходило в лесу). Найдена и круглая ваза, где изображен с горящими глазами, осьминог.

Всю поверхность вазы охватывают его щупальца. А между ними – кораллы и водоросли. И таким образом, создается иллюзия морской среды.

Все это, найденное при археологических раскопках, свидетельствует о былом богатстве и роскоши загадочного дворца-лабиринта.

Особенности колонн Кносского Дворца

Археологические раскопки подтверждают, что одним из конструктивных элементов Кносского Дворца были колонны. И они выполняли функции именно внутренней опоры. То есть, поддерживали или потолок рядом со световыми шахтами, или марши бесчисленных многоэтажных лестниц.

Колонны атектоничны, то есть, они как бы перевернуты с ног на голову. Такова их форма, обусловлена она тем, что они были изготовлены из дерева и установлены корневищем вверх. Именно на него было удобно укладывать балки перекрытия. И, кроме того, в широкой верхней части, более прочна связка и крепление.

Своеобразная капитель колонны была выполнена в форме двойного вала. И, видимо, служила для закрепления тента из ткани (занавесом, протянутым между колоннами). На некоторых фресках изображено, что капители имели по бокам светлые, своеобразные украшения. И, потому, их принимали за символ двойной секиры.

Еще одна интересная деталь. Суживающиеся книзу колонны никогда не устанавливали по углам дворца. Так как они совершенно непригодны для такого расположения в здании. Колонны устанавливали на плоские кольцевые каменные базы. Это предохраняло от гниения деревянный ствол.

При археологических раскопках было найдено много таких круглых каменных баз, и обугленных остатков деревянных колонн. Кроме того, определили, что колонны были белого цвета, пилястры – синего, базы и капители – украшали красные полосы.

Предполагают, что колонны дворца были двух типов. Один тип – витая колонна, перевитая орнаментом спиральных выпуклых вертикальных каннелюр. Деревянный ее ствол как бы обвит стеблями растений. Другой тип – колонна на подобии ребристой.

Как считают археологи, именно применение колонн позволяло зрительно увеличивать размеры многочисленных комнат дворца.

Мифы о Кносском Дворце

Об этом удивительном, загадочном сооружении и о легендарных личностях, каким-то образом связанных с ним, автора древности слагали мифы, сказания и легенды. Многие из них сохранились и до наших дней.

В мифе о Миносе и Минотавре показана жестокая борьба угнетенных народов против угнетателей за свою независимость. Так как на протяжении веков Крит, как могущественная морская держава, контролировала все Восточное Средиземноморье. А Афины были в полной зависимости от Крита.

В мифе о Тесее, Ариадне и Минотавре, отражена жестокая борьба с силами зла (Минотавр) за свободу личности. В древнейших верованиях чудовище-минотавр был олицетворением темных сил в небесном подземном и морском мирах.

Сохранилась и легенда о том, что, якобы, в марафонской битве (490 г д. н. э.) принимал участие Тесей. В воинских доспехах (с копьем, щитом, в шлеме) он возглавлял боевой строй Греков. И Греки одержали блестящую победу над Персами. Но в действительности, как считают историки, Тесей – это собирательный образ героя-воина. На самом же деле, такого человека в жизни никогда не существовало.

Миф о Миносе и Минотавре.

Легендарный Царь Минос, по Греческим сказаниям, был сыном верховного Бога Зевса, и прекрасной дочери финикийского царя – Европы. Однажды, Зевс Увидел юную Европу среди девушек на морском берегу. Он превратился в огромного красивого быка с золотыми, изогнутыми рогами и блестящей на солнце шерстью.

Он подошел к девушкам, а Европа, шутя, села на спину чудесного быка. Тотчас бык вскочил и кинулся в море, и, как дельфин, быстро, вместе с Европой, поплыл к острову Крит.

Европа стала женой Зевса, и с тех пор, никогда не покидала остров. Прошли годы, Минос стал Царем Крита, женился на дочери Солнца – Пасифае. Однажды Минос, хвастаясь перед моряками, заявил, что Бог моря – Нептун, исполнит любое его желание. И попросил Нептуна прислать ему быка, которого непременно принесет в жертву.

Когда же из моря вышел прекрасный белый бык, Минос отправил его в свое стадо, а в жертву принес другого быка. Нептун же не мог простить такого обмана, и попросил Венеру отомстить Миносу. Венера заставила Пасефаю безумно влюбиться в прекрасного морского быка. У Пасефаи от этой связи, родился сын-чудовище, невероятно свирепый и сильный, с головой быка и туловищем человека. Его назвали Минотавром, и он питался только человеческой плотью.

Минос требовал от Афин, которые в то время были в полной зависимости от Крита, платить ужасную дань. Через каждые девять лет, Афины должны были посылать на Крит из лучших Афинских семей семь юношей и семь девушек для питания минотавра. Такую ужасную дань Афиняне платили Криту потому, что на состязаниях именно в Афинах марафонский бык убил сына Миноса – Андрогея.

Чтобы спрятать это чудовище, Минос решил построить дворец-лабиринт, из которого трудно было бы выбраться. Для этого он пригласил известного в то время архитектора, жившего в Афинах – Дедала.

Миф о Дедале и Икаре

Знаменитый архитектор, скульптор и изобретатель, как считали Афиняне, был сыном Царя Афин Эрехтея. У сестры Дедала – Пердики, был сын Тал, которого Дедал обучил всем премудростям своего мастерства. Мальчик был намного талантливее своего учителя. Он изобрел колесо для гончарного круга и пилу. Завидуя своему племяннику, и понимая, что в мастерстве он может его превзойти, Дедал решил убить.

Однажды, когда они стояли одни, у самого края высокого Афинского Акрополя, а вокруг никого не было, Дедал столкнул его вниз. Упав с огромной высоты, Тал разбился насмерть. Поспешно спустившись с Акрополя, Дедал решил тайно похоронить Тала. Но когда он рыл могилу, его увидели Афиняне. За это убийство Дедал был приговорен к смерти. Поэтому, он с радостью принял приглашение Миноса и бежал на о. Крит.

Множество шедевров искусства создал для Миноса Дедал. В том числе, он спроектировал и построил по просьбе Миноса, и дворец-лабиринт в Кноссе.

Много лет прожил Дедал на Крите. Здесь родился и его сын – Икар (мать Икара – рабыня Миноса – Навкрата). Минос не желал отпускать Дедала с Крита. Он хотел единолично пользоваться его искусством. А когда же Минос узнал, что Дедал помог Тесею благополучно выбраться из лабиринта, после убийства минотавра, он, вместе с Икаром был брошен в Тюрьму.

Просто невозможно было бежать из этой тюрьмы, так как она находилась на небольшом морском рифе. А вокруг было море. Наблюдая за полетом птиц, изобретательный Дедал понял, что покинуть остров можно только воздушным путем. Собрав крылья птиц, он скрепил их льняными нитками и залил воском. Из них изготовил четыре больших крыла, придав им, как у птиц, изогнутую форму.

Когда крылья были готовы, Дедал решил испытать их. Надев их, он поднялся в небо. А Икар с восторгом смотрел, как отец, подобно огромной птице, парил в воздухе. Все было готово к побегу. Дедал предупредил сына, что нельзя близко приближаться к солнцу. Так как его лучи опалят крылья. Нельзя и низко лететь над морем, так как морские соленые брызги также могут повредить крылья.

Надев крылья, Дедал и Икар поднялись на башню и взлетели в небо. Вначале Икар послушно следовал за отцом. Они благополучно пролетели острова Самос Делос и Парос. Но вдруг Икар, увлекшись полетом, забыв об предупреждении отца, взмахнув крыльями, высоко взлетел к небу. Солнце мгновенно опалило его крылья, воск растаял, и Икар со страшной высоты упал в море.

Долго Дедал звал любимого сына, пока не увидел его тело выброшенное на берег моря, и перья на морских волнах. С тех пор, в честь погибшего Икара, море стали называть Икарийским (это часть Эгейского моря между островами Парос, Самас, и берегом Малой Азии).

Дедал опустился на берег, в глубокой скорби похоронил юного сына. Продолжив полет, он благополучно приземлился в Сицилии. И Царь Сицилии Кокал, пригласил Дедала в свой дворец.

Когда же Минос узнал, что Дедал находиться в Сицилии, он с большим войском отправился туда, и потребовал выдать Дедала. Но, дочери царя Кокала хотели, чтобы этот художник остался у них. Они уговорили отца пригласить и принять Миноса во дворце, как гостя. А когда Минос принимал ванну, они вылили ему на голову кипяток.

Минос скончался в страшных муках, а Дедал еще долго жил в Сицилии, затем возвратился на родину в Афины. И стал родоначальником династии Афинских художников – Дедалидов.

Миф о Тесее, Ариадне и Минотавре

Тесей родился в Трезене. Это был город его матери Эфры. Вскоре после рождения сына, его отцу-царю Афин-нужно было срочно вернуться в Афины. Но уходя, свой меч и сандалии, он спрятал под огромной скалой. И сказал Эфре, когда сын сможет отодвинуть скалу, он должен взять меч и сандалии и прити в Афины. Так Эгей сможет узнать сына.

До 16 лет Тесей воспитывался в доме своего деда – Царя Трезина Питфея. Тот окружил внука заботой, любовью, вниманием. К этому времени, никто уже не мог сравниться с Тесеем в силе, ловкости, владении оружием.

Это был высокий, стройный и красивый юноша с ясным взглядом, красивыми глазами, и темными кудрями. Его юное мускулистое тело говорило о могучей силе. Эфра привела Тесея к скале, где были спрятаны меч и сандалии Эгея. Тесей легко сдвинул каменную глыбу, взял оставленные там вещи и отправился в Афины.

В это время во дворце шел пир. Тесей вынул из ножен меч, а Царь Афин, увидев свой меч и сандалии на ногах незнакомца, узнал и радостно приветствовал своего сына.

Как говориться «не в добрый час» пришел Тесей в Афины. Именно в это время прибыли послы из Крита, чтобы в очередной раз получить дань. Следующих 7 юношей и 7 девушек для чудовища-минотавра. Уже был готов к отплытию корабль под черными парусами в знак глубокой скорби за юными жертвами. И Тесей решил отправиться вместе с ними, чтоб убить это чудовище и навсегда освободить Афины от этой жестокой дани.

Тесей обратился за помощью к богине Афродите и, принеся ей жертву, отправился на Крит. Корабль благополучно прибыл на остров. Когда же обреченных юношей и девушек привели к Миносу, он сразу же обратил внимание на стройного прекрасного юношу – это был Тесей. Заметила его также и дочь царя – красавица Ариадна. А Богиня Афродита зажгла в ее сердце любовь к Тесею. И Ареадна решила спасти Тесея.

Она обратилась к Дедалу с вопросом о том, как можно спасти Тесея. И Дедал дал ей клубок ниток, а Ариадна, тайно от отца, взяла острый меч. Клубок ниток и меч она передала Тесею, а он пообещал ей, что после победы над минотавром, и возвращения из лабиринта, они поженятся.

Когда Тесея и пленников отвели в лабиринты Кносского Дворца, у входа он привязал кончик клубка нитки и пошел по бесконечным, запутанным коридорам и переходам дворца, постепенно разматывая клубок. Наконец, он подошел к комнате, где было слышно сонное рычание минотавра. Разъярённый минотавр набросился на Тесея, завязалась жестокая борьба.

Несколько раз минотавр набрасывался на Тесея, но острый меч останавливал его. Наконец, изловчившись, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь острый меч. Убив чудовище, Тесей, по нити клубка, благополучно вышел из лабиринта вместе с юношами и девушками (отсюда и выражение «нить Ареадны»). У входа их ждала и радостно приветствовала Ариадна.

Теперь нужно было спастись как можно быстрее, от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль, а у всех кораблей Критян пробил дно, чтоб они не смогли их преследовать. И всесте с Ареадной отправился в Афины. Но, неожиданно, на море начался сильный шторм и корабль Тесея вынужден был причалить у острова Наксоса.

Уставшие путники заснули, во сне Тесею явился Бог виноделия Дионис, и сообщил ему, что по решению Богов, Ареадна должна стать его (Диониса) женой. И, потому, ей нужно остаться на этом острове. Тесей проснулся, он не мог пойти против воли Богов, и, опечаленный потерей любимой Ареадны, быстро собрался в путь. Тесей совершенно забыл поменять черные паруса на белые, а его отец, Эгей, ожидая сына, стоял на высокой скале у моря.

Увидев черные паруса, и решив, что сын погиб, бросился в море и морские волны поглотили его. С тех пор море стали называть Эгейским. С великими почестями Тесей похоронил отца. А после похорон стал правителем Афин. Но еще долго скорбил о смерти отца, обвиняя себя в его уходе из жизни.

Заключение

Мифы древности… Какой глубокий смысл таиться в них? А легенда тесно переплетается с реальной действительностью. В мифе о Дедале и Икаре выражается, во-первых – стремление к свободе. В течении многих лет Царь Крита не позволял талантливому Дедалу покинуть остров вместе с сыном. И, во-вторых, с древних времен желание человека подняться в небо и пролететь над землей, подобно птицам.

Что же касается Минойской культуры. Ей невосполнимую, непоправимую потерю причинила в 1470 г д. н. э. землетрясение. Оно было вызвано невероятно сильным извержением вулкана на о. Санторин, расположенном в Эгейском море.

При этом, часть суши опустилась, что вызвало сильное цунами, а все острова Восточного Средиземноморья (в т. ч. и о. Крит), которые находились в радиусе 200 км от Центарина, были покрыты выброшенным вулканическим пеплом. Начались пожары. Минойскач культура пришла в полный упадок, а центр цивилизации переместился на материковую Грецию (Микены и Тиринф). Началась эпоха Микенской культуры.

И самое главное… При Археологических раскопках дворца в Кносе, Эванс нашел загадочную каменную печать. На каменных табличках были вырезаны странные изображения: голова волка, птица, голова барана, владычица зверей с двумя львами и другие.

Это было рисуночное письмо древних жителей Крита. По характеру письма, Эванс разделил их на две группы: Критско-линейное письмо А; Критско-линейное письмо Б. Видимо, в них скрыта тайна малоизвестной, почти неизученной культуры Древности – Минойской культуры. Но расшифровать это письмо ни Эвансу, ни до настоящего времени, не удалось.

Это было, пожалуй, единственной неудачей ученого-археолога. Успех же всегда сопутствовал ему. В 1909 г Артур Эванс возглавил кафедру археологии в Оксфордском Университете. В 1916 был избран Президентом Британской Академии Наук. 1936 г – был награжден королевским обществом медалью Коплея. В Июне 1941 он скончался, а за месяц до этого, в Июне 1941 г, немецкие парашютисты захватили Крит.

При бомбандировке, в огне, погиб музей, где хранились експонаті Критского Дворца. Но был уже известен миру дворе в Кноссе. И сохранились сведения о том, что архитектор Дедал в далекой древности построил этот сказочный дворец-лабиринт, а археолог Эванс восстановил его из небытия, описав в своей работе «Дворец Миноса в Кноссе».

В настоящее время, бывший дворец-лабиринт – это всего лишь местная пещера, протяженность которой составляет 3 км.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!