Какие основные проблемы решает античная философия. Характерные черты и основные проблемы античной философии. Раздел II. Возникновение и развитие философии

Характерные черты античной философии.

Периодизация античной философии.

Исторические типы философии. Античная философия.

Тема 2.

Античная философия - совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Греции и Риме (к. VII века до н.э. – н. 6 века н.э.).

На основе критерия содержания философских проблем, выделено шесть этапов:

Натуралистический (доминирование проблем изучения физиса и космоса) – VII – V вв. до н.э.;

Гуманистический (доминирование проблем познания человека) – V – IV вв. до н.э.;

Период большого генезиса, характеризующийся открытием сверхчувственного и систематизацией философских проблем, - IV – III в. н.э.;

Период эллинистических школ – кинизма, эпикуреизма и т.д. – III в. до н.э. – I в. н.э.;

Религиозный период античной языческой мысли в виде вырождающегося неоплатонизма – I в. н.э. – III в. н.э.;

Период христианской мысли в ее зарождении и попытке рационально оформить догмы новой религии - I в. н.э. – III в. н.э..

Многообразные античные школы имеют общие черты, характерные для всего периода развития:

Стремление объяснить тотальность вещей, рассмотреть природу, космос, бытие, реальность как целое (космоцентризм)

Бытие как целое раскрывается через первоначало (причину всех вещей).

Рассмотрение бытия дается либо с материалистической, либо с идеалистической точки зрения, с диалектической, либо с метафизической точки зрения (хотя эти точки зрения часто выражены недостаточно определенно)

Многообразие философских систем, противоположных по содержанию: материализм и идеализм, метафизика и диалектика (субъективная и объективная), монизм и дуализм, рационализм и сенсуализм

Стремление к рациональному объяснению всеобщего как объекта исследования, поиск закономерностей, логоса

Целью философии является созерцание истины, вне утилитарных практических целей (истина самоценна)

Нерасчлененность собственно научных и философских знаний

Энциклопедизм античных мыслителей, широта философской и научной проблематики.

Использование мифологической формы представления философских идей (вплоть до Платона). Изложение философских произведений в виде поэм, диалогов и писем.

Развитие теории доказательств, приемов установления истинности той или иной системы, тех или иных утверждений (логики), и риторики как искусства убеждения

В антропологических воззрениях на человека преобладает нравственный аспект, этические добродетели совпадают с гражданскими и государственными.

1. Главный вопрос - вопрос о сущности космоса, природы как целостного единого мира, универсума. Космос представлялся как конечное живое существо, гармонически рассчитанное, иерархически обустроенное, одухотворенное. Космос обустроен по принципу всеединства и образует такую структуру, где пребывает все во всем, где каждый элемент служит представлением и отображением целого и восстанавливает это целое в себе во всей полноте, где каждая часть также и все, не смешанное и неотделимое от целого. Каждый человек, вещ, событие обладает своим смыслом. Гармония космоса проявляется на всех уровнях иерархии, так что человек - микрокосм.



2. Проблема бытия и становления опирается на эмпирически наблюдаемом различии устойчивого и изменчивого. То, что всегда неизменно – это бытие, сущее, а то, что изменчиво – становление. Бытие абсолютно есть, т.е. существует прежде всех своих возможных разделений; оно цельно, просто и едино. Оно совершенно, неизменно, не имеет никакого иного бытия в качестве своего начала, необходимо, т.е. не может не быть, уже ставшим и тождественным.

3. Понимание космоса и бытия основано на целесообразности. Если что-то происходит, то должна быть причина, его порождающая – цель. «Начало вещи, - утверждает Аристотель, - то, ради чего она есть. А становление – ради цели». Если есть цель, есть и смысл – «ради чего». То, к чему все стремится, есть для многих античных мыслителей Благо как первая и последняя целевая причина сущего.

4. Ставя единство выше множественности, античные философы отождествляли единство и цельность. Под целым понималось прежде всего неделимое. У представителей милетской школы это различные разновидности первоначала (вода, воздух, апейрон), у Гераклита - огонь, у атомистов – атом. Для Платона и Аристотеля это - эйдосы, формы, идеальные бытийные сущности.

5. Античные философы были в основном гносеологическим оптимистами, считая возможным познание мира. Главным средством познания они считали разум. Для них характерно признание в соответствие с принципом иерархичности и иерархически расчлененной структуры познавательных способностей, которые зависят от частей души человека.

6. Проблема человека – выяснение сущности человека, его связи с космосом, его нравственной предопределенности, разумности и самоценности.

7. Проблема души и тела как разновидность проблемы соотношения материального и идеального. Душа понимается либо как независимая от материального и предопределенная сверхъестественными силами, бессмертная (Платон), либо как разновидность материального (огненные атомы Демокрита). Всеобщая одушевленность (гилозоизм) признается Демокритом и Аристотелем.

8. Этические проблемы, в которых человек предстает как существо, имеющее низменные страсти и желания и в то же время добродетельный, наделенный высшими добродетелями. В рамках античности выделяет несколько этических направлений:

- эвдомонизм – гармония между добродетелью и стремлением к счастью (Сократ, Платон, Аристотель),

- гедонизм – добродетель переплетается с удовольствием, порок со страданием (Демокрит, Эпикур),

- аскетизм – самоограничение, как средство достижения нравственных высших качеств (киники, стоики).

9. Этические проблемы тесно переплетаются с проблемами политическими. Личность и гражданин рассматриваются как тождественные, поэтому проблемы государства – это этические проблемы и наоборот.

10. Проблема генезиса, природы и систематизации научного знания, попытка выделения разделов философского знания (Аристотель).

11. Определенная классификация наук, основанная на познавательных способностях человека или определяемая степенью значимости объекта исследования.

12. Разработка способов достижения истины в споре, т.е. диалектики как метода мышления (Сократ, Зенон Элейский).

13. Открытие и последующее развитие своего рода объективной диалектики, констатирующей текучесть, изменчивость, противоречивость материального мира (милетская школа, Гераклит).

14. Проблема прекрасного, отражаемая в искусстве, признается либо иллюзорной (копия копии по Платону не может быть прекрасной), либо способной освободить человека от власти от чувств и дать простор разумному началу в человеке (катарсис у Аристотеля).

Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VII-VI вв. до н.э.). Испытав период блестящего расцвета в У1-У вв. до н.э. она продолжает развиваться в эпоху Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала VI в. н.э.

Периоды античной философии:

· натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала бытия) - милетская школа, пифагорейцы, физики-эклектики.

· классический (проблемы определения сущности человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали) - софисты, Сократ

· период большого синтеза (Платон и Аристотель) - открытие идеального бытия, формулировка основных философских проблем, построение первых крупных метафизических систем.

· эллинистические школы эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры - кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Основные черты античной философии:

1. Синкретичность, т.е. нерасчлененность, слитность важнейших проблем, распространение этических категорий на весь Космос.

2. Космоцентризм. Античная философия пытается выработать универсальные категории, охватывающие проблемы взаимосвязи человека и Космоса, дать осмысленное представление сущности человека как микрокосма.

3. Пантеистичность, понимаемая как Космос умопостигаемый и как абсолютное божество.

4. Добродетельность и функциональность. Античная философия призвана помочь людям в их жизни.

Проблемы бытия. Были заложены Милетской школой. Фалес полагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника.

Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества.

Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы - «огонь». Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения.

Анаксимандр в качестве первоначала называет не какое-то конкретное материальное вещество, а «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит и в которую все превращается.

Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом» всего сущего считали микроскопические частицы - «атомы». Весь материальный мир состоит из атомов. Атом - «первокирпичик» всего существующего. Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались построить картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей.

Материалистическому решению проблем бытия в натурфилософии древних греков Платон противопоставил идеалистическое решение. Он создал учение об идеях – бестелесных сущностях вещей и явлений. Материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы

Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи. Форма - ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает предмет тем, чем он является.

Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в иерархичности форм. Поднимаясь по лестнице форм значение материи ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов - растительная форма - животная - форма (душа) человека - Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля - совершенный Ум, источник всякого движения - Перводвигатель, хотя он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не принимает участия в делах людей. Бог - как абсолютное совершенство, та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир.

Проблема человека в античной философии. Данная проблема в философской мысли античности представлена в различных подходах:

· натуралистический подход - человек как малое подобие Вселенной (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит);

· антропологический подход – в центре внимания человек, его психология, устройство социальной жизни (софисты, Сократ, Эпикур);

· социоцентрический подход – общество играет активную роль в воспитании человека (Платон, Аристотель).

Проблемы социального устройства. В античной философии складываются две основные тенденции в понимании общества:

· общество как искусственное образование, результат соглашения между людьми (софисты);

· общество как естественное образование, правовые нормы основаны на естественном и всеобщем человеческом праве (Платон, Аристотель). Платон рассматривает общество как сложную социальную систему, включающие в себя различные сферы (производства, управления, создания духовных ценностей), основанную на разделении труда. Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в этике) «умеренное и среднее наилучшее»,т.е именно среднее сословие, владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую форму правления. В отличие от Платона, Аристотель - защитник частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие». Причина несправедливости общества состоит в нежелании управляющих действовать в интересах общего блага. Именно служение общему благу является критерием правильных форм.

тема:

«АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: основные проблемы, понятия и школы»


Введение

1 Милетская школа и школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Атомисты

2 Школы Сократа, софистов и Платона

3 Аристотель

4 Философия раннего эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм)

5 Неоплатонизм

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является созданием гения древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Уже в поэмах Гомера и Гесиода делаются впечатляющие попытки представить мир и место человека в нем. Желаемая цель достигается преимущественно средствами, характерными для искусства (художественными образами) и религии (верой в богов).

Философия дополнила мифы и религии усилением рациональных мотивировок, развитием интереса к систематическому рациональному мышлению на основе понятий. Первоначально становлению философии именно в греческом мире способствовали и достигнутые греками в городах-государствах политические свободы. Философы, число которых увеличивалось, а деятельность становилась все более профессиональной, могли противостоять политическим и религиозным властям. Именно в древнегреческом мире философия впервые конституировалась в самостоятельное культурное образование, существовавшее наряду с искусством и религией, а не как их составляющая.

Античная философия развивалась на протяжении XII-XIII веков, с VII в. до н.э. по VI в. н.э. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:

1) натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики);

2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты);

3) классический период с его грандиозными философскими системами Платона и Аристотеля;

4) период эллинистических школ (стоики, эпикурийцы, скептики), занятых моральным обустройством людей;

5) неоплатонизм, с его универсальным синтезом, доведенным до представления о Едином-Благе.

В представленной работе рассматриваются основные понятия и школы античной философии.

1 Милетская школа философии и школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Атомисты.

Одной из древнейших философских школ считается Милетская (VII-V вв. до н.э.). Мыслители из города Милета (Древняя Греция) - Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.

Все три мыслителя сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения. "Из чего все?" - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосылкой убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон (термин "апейрон" буквально означает "беспредельное"). Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом,- сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Вода Фалеса, воздух Анаксимена - это субстанции.

Чтобы оценить воззрения милетцев, обратимся к науке. Постулируемые милетцами За пределы мира событий и явлений милетцам не удалось выйти, но они делали такие попытки, причем в нужном направлении. Они искали нечто закономерное, но представляли себе его как событийное.

Школа Пифагора. Пифагор тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что "все есть число". Пифагорейцы видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Мимо пифагорейцев не прошел тот факт, что если длины струн в музыкальном инструменте (монохорде) относятся друг к другу, как 1:2, 2:3, 3:4, то получающиеся музыкальные интервалы будут соответствовать тому, что называют октавой, квинтой и квартой. Простые числовые отношения стали искать в геометрии и астрономии. Пифагор, а до него уже Фалес, видимо, использовали простейшие математические доказательства, которые, вполне возможно, были заимствованы на Востоке (в Вавилонии). Изобретение математических доказательств имело решающее значение для становления типа рациональности, характерного для современного цивилизованного человека.

При оценке философской значимости воззрений Пифагора следует отдать должное его проницательности. С точки зрения философии, особое значение имело обращение к феномену чисел. Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровня законов науки. Всякая абсолютизация чисел, равно как их закономерностей, есть возрождение исторической ограниченности пифагорейства. В полной мере это относится к магии чисел, которой, надо сказать, пифагорейцы отдали дань со всей щедростью увлеченной души.

Наконец, особо следует отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности. Такой поиск фактически нацелен на обнаружение законов, а это - одна из сложнейших научных задач. Древние греки очень любили гармонию, восхищались ею и умели создавать ее в своей жизни.

Гераклит и элеаты. Дальнейшее развитие философской мысли наиболее убедительно представлено в известном противостоянии учений Гераклита из Эфеса и Парменида и Зенона из Элей.

Обе стороны согласны в том, что внешние чувства не способны сами по себе давать истинное знание, истина достигается размышлением. Гераклит считает, что миром правит логос. Представление о логосе можно расценить как наивное понимание закономерности. Конкретно он имел в виду, что все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого все изменяется, течет; образно говоря, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество. Например, "жизнь одних есть смерть других", да и вообще - жизнь есть смерть. Поскольку все взаимосвязано, то всякое свойство относительно: "ослы солому предпочли бы золоту". Гераклит еще чрезмерно доверяет миру событий, что определяет как слабые, так и сильные стороны его воззрений. С одной стороны, он подмечает, пусть в наивной форме, важнейшие свойства мира событий - их взаимодействие, связность, относительность. С другой стороны, он еще не умеет анализировать мир событий с позиций, характерных для ученого, т.е. с доказательствами, понятиями. Мир для Гераклита есть огонь, а огонь - это образ вечного движения и изменения.

Гераклитовская философия тождества противоположностей, противоречий резко критиковалась элеатами. Так, Парменид считал тех людей, у кого "быть" и "не быть" считается одним и тем же и не одним и тем же и для всего имеется обратный путь (это явный намек на Гераклита), "двухголовыми".

Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они придумали ряд парадоксов (апорий), которые и поныне вызывают у философов, физиков и математиков головную боль. Парадокс - это неожиданное высказывание, апория - это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.

По мнению элеатов, вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить множественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма никак не даст нечто конечное, конечную вещь. Если же вещи конечны, то между конечными двумя вещами всегда есть третья вещь; мы опять приходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Невозможна не только множественность, но и движение. В аргументе "дихотомия" (разделение на два) доказывается: для того чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти, надо пройти четверть пути, и далее - одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в ближайшую к ней, ибо ее фактически нет. Если движение невозможно, то быстроногий Ахилл не может догнать черепаху и придется признать, что летящая стрела не летит.

Итак, Гераклита интересует, прежде всего, изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением. Согласно размышлениям элеатов, отсутствие непротиворечивого объяснения природы движения ставит под сомнение его реальность.

Атомисты. Кризис, вызванный апориями Зенона, был очень глубок; чтобы его хотя бы отчасти преодолеть, требовались какие-то особые, непривычные идеи. Это удалось сделать древним атомистам, наиболее выдающимися среди которых были Левкипп и Демокрит.

Чтобы раз и навсегда избавиться от затруднений с пониманием изменения, было предположено, что атомы неизменны, они неделимы и однородны. Атомисты как бы "свели" изменение к неизменному, к атомам.

По Демокриту, есть атомы и пустота. Атомы различаются формой, расположением, весом. Атомы движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры: в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Разумеется, и человек есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует.

Тема: Проблема первоначала в античной философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 26.80K | Скачано: 86 | Добавлен 14.05.12 в 12:58 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Ярославль 2011


Оглавление
Введение 3
Проблема первоначала у представителей материализма 4
в античности. 4
Античные школы философии 5
(материалистическая линия) 5
Проблема первоначала у представителей идеализма в античности 8
Античные школы философии 9
(идеалистическая линия) 9
Учение о первоначале в философии античных атомистов. Значение этого учения в истории развития философии и науки. 15
Заключение 18
Источники 20

Введение

Античная философия - совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2-1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.

Античная философия возникла и развивалась во время за-рождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа лю-дей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлени-ем эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. В ней, как и в любой другой, в том числе и современной философии, было два прямо противо-положных направления: материализм (линия Демокрита) и иде-ализм (линия Платона).

Предмет философии - и античной, и современной - бытие, реальность как целое. По сути, она задается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Именно этот вопрос, учение о первоначале бытия, я хочу рассмотреть в своей работе.

Проблема первоначала у представителей материализма в античности.

Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное.

Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.

Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии. Общей чертой античной философии (в большей мере ее раннего этапа) является космоцентризм. Это означает, что центром философского мышления является космос. Введение понятия «космос» в философский лексикон приписывают милетским мыслителям и Пифагору. Этим понятием греки обозначали упорядоченное, организованное бытие в противовес хаосу как состоянию неупорядоченному и дезорганизованному.

Античные школы философии (материалистическая линия)

1. Милетская школа философии

Первая философская школа возникла в г. Милете.

Ее представители: Фалес (конец VII - пер. пол. VI вв. до н.э.), Анаксимандр (VI в. до н.э.), Анаксимен (VI в. до н.э.), Гераклит из Эфеса (544 или 540-480 до н.э.)

Милетская школа особое внимание уделяет проблемам первоначала, первопричины мира. Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривается ими как причина всего сущего.

Указание на первоначало означало переход от мифологического мышления к философскому - выделение всеобщего. Однако на первых порах всеобщее было представлено не в понятийной, а в наглядной форме: Фалес предполагал, что первоначалом всего существующего является вода . Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Анаксимандр - айперон.

Вода для Фалеса соотносилась не только с физико-химическими свойствами воды, но также и с божественным началом. Т.е. Фалес говорил о неких божественных потоках, проистекающих на землю, на человека. Бог никем не рожден, он существует вечно, а потому он - основа всего.

Анаксимен в своем сочинении «О Природе» пишет о том, что первоначало бесконечно, и этим началом выступает воздух.

«Воздух - это безграничная субстанция, совсем как наша душа».

Гераклит особо выделяет значение огня. Огонь считается фундаментальным началом мира. Мир в целом рассматривается как трансформация огня. Гераклит высказал воистину гениальные идеи изменчивос-ти материального мира. Изменчивость космоса, раздвоение его, противоречивость мира - все это составляет начало диалекти-ки. Все, согласно взглядам Гераклита, причинило обусловлено, подчинено логосу, т.е. закономерно.

Исключительна значимость учения Гераклита о развитии. Утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости явле-ний - его великая догадка в диалектическом мышлении. "Все движется", "все течет", ничто не остается неподвижным и по-стоянным, все без исключения изменяется и превращается. В двух его известных фрагментах читаем: "Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстро-ты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и ухо-дит"; "Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые".

Милетский философ Анаксимандр исходил из того, что начало не может быть чем-то вещественным. Он определил начало как айперон - безграничное, беспредельное, количественно бесконечно, неисчерпаемо; айперон обнимает всё и вся. Управляет и поддерживает все состояния. Все вещи производятся и осуществляются с ним и в нем. Это бесконечное начало выступает и как божественное.

Соединив в первоначале субстанциальную основу (то, что является причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего сделаны все вещи), первые греческие философы положили конец теогонической трактовке мира, так как миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием.

Материалисты древнегреческой философии доказывали, что возникновение и развитие окружающего нас мира - это естественный, а не сверхъестественный процесс. Они в то далекое время отвергали разного рода мистические подходы к пробле-ме происхождения материального мира. В этом состоит их исто-рическая заслуга.

Другим выдающимся мыслителем-материалистом древнегре-ческой философии был Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.), ученик одного из создателей античной атомистики Левкиппа (V в. до н.э.). Его труды представляют собой нечто вроде энциклопедии познания того времени. Они включают более 70 названий его работ из обла-сти физики, этики, математики, риторики, астрономии и др. Своими трудами он снискал глубокое уважение Аристотеля, Цицерона, Плутарха и др. выдающихся мыслителей древности.

Величайшей заслугой Демокрита является его учение об атомистике. В основе мироздания, согласно его воззрениям, лежит атом как первооснова развития мира. Атомы, т.е. на-именьшие, далее неделимые физические частицы, неизменны. Они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и поряд-ком. Наряду с атомами, по утверждению Демокрита, существу-ет и пустота (пустота - это небытие и, как таковая, непоз-наваема, только бытие познаваемо), в которой и движутся атомы.

Также Демокрит утверждал, что в познании есть два вида: логическое рассуждение, которое дает достове-рное знание, а также чувственное познание: зрение, слух, за-пах, вкус, осязание. В то же время следует отметить: Демок-рит склоняется к выводу, что истинное знание дает разум че-ловека.

Важным событием в древнегреческой философии явилось появление софистов — «платных учителей мыслить, говорить и делать». Их интересовала не истина, а эристи-ка (искусство побеждать в споре, тяжбе). Поэтому слово «софист» обретает нарицательное значение. Под ним имелся в виду человек, способный черное выдать за белое, и наоборот, в зависимости от поставленной перед ним задачи.

И все же это направление внесло определенный вклад в развитие логики, риторики. Софисты продемонстрировали текучесть понятий как образов, замещающих обозначаемую действительность; внесли определенный вклад в разработку относительной истины, поставив вопрос о необходимости доказательности выдвигаемых положений.

Основные выводы софистов заключаются в следующем:

1) главное свойство материи не ее объективность, а ее изменчивость;

2) ничто не существует само по себе, а существует лишь в отношении к другому и через другое;

3) все существующее имеет свою противоположность.

В целом же софисты, как мастера риторики и эристики, подготовили вывод о том, что окружающий нас мир в силу своей неопределенности и изменчивости непознаваем, а стало быть, и необъясним.

Представители софистов: Протагор Абдерский (ок. 480 - 410 до н.э.), Горгий из Леонтин (483 - 375 до н.э.), Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский, Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и другие.

По софистам критерием, мерой истинности суждения следует считать человека. Именно отсюда вытекает знаменитый тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что он не существуют».

Проблема первоначала у представителей идеализма в античности

Идеал и зм (франц. idéalisme, от греч. idéa — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.

Различают две формы идеализма: идеализм объективный и субъективный.

Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

Античные школы философии (идеалистическая линия)

1. Пифагорейская школа философии

Пифагор (VI-V вв. до н.э.) - организовал в 532г. до н.э. религиозно-философский союз в Кортоне.

Пифагор в основу своей философии положил числовые соотношения, понимаемые как универсальные абстрактные закономерности. «Самое мудрое - число». Закономерно, что такой подход способствовал развитию математики из эмпирической практики в настоящую теоретическую науку.

2. Школа элеатов

Представители: Ксенофан - основатель, Парменид, Зенон, Мелисс.

Парменид (р. ок 540г. до н.э.) - впервые ввел философское понятие - «бытие». Бытие у него и есть субстанция, которая неделима и неподвижна. В центре его внимания были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления.

На вопрос о соотношении бытия и небытия Парменид отвечал: бытие есть, а небытия нет. Он впервые применил доказательства для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли: то, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, поэтому оно и есть небытие.

Зенон (480-43 гг. до н.э.) - пытается осмыслить проблемы движения, обращает внимание на тот факт, что движение представляет собой сумму состояний покоя.

3. Афинская школа

Представители: Сократ (469-399 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.).

Сократ.

Главное внимание в своих изысканиях уделял проблеме человека. Сократа интересует не просто человек, а человек познающий, нравственный.

Он полагал, что смысл жизни человека, высшее благо - в достижении счастья. Этика должна помочь человеку построить жизнь в соответствии с этой целью. Счастье - это содержание - благоразумного, добродетельного бытия, т.е. только моральный человек может быть счастливым (или разумным, что, по сути, тоже самое).

Знание - основа добродетельности (каждая конкретная добродетель есть определенный вид знания), незнание - источник аморальности. Т. е. моральные ценности только тогда имеют регулятивное значение, когда осознанны человеком как истинные. Поэтому столь постоянное внимание он обращает на нравственное воспитание, которое неразрывно с самовоспитанием, причем процесс нравственного совершенствования длится всю сознательную жизнь.

Диалектический метод Сократа основывается на диалоге, который включает в себя два существенных момента:

Опровержение

Майевтика

Майевтика - поворот души, движение души, открытие нового.

Сократ прибегает к иронии, которая позволяет ему использовать определенные приемы, хитрости и побудить собеседника обнаружить себя (собственное мнеие).

Платон.

Настоящее имя - Аристокл.

Основал собственную философскую школу - Академию. Платон возглавлял Академию на протяжение 40 лет.

В философии Платона существуют два важнейших периода его творчества:

1 период - исследование существующих философских проблем;

2 период («вторая навигация») - Платон формулирует собственные философские идеи, приходит к пониманию двух планов бытия:

  • феноменального (видимого)
  • метофеноменального (невидимого), постигается исключительно интеллектом.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), осуществовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. Идея Блага подобна Солнцу в человеческом измерении.

Идея любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Сочинения Платона, известные под названием «Диалоги Платона»:

  • «Апология Сократа»
  • «Федон»
  • «Парменид»
  • «Пир»
  • «Государство»
  • «Законы»
  • «Письма»

Учение Платона о государстве в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге - “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех же мыслей, которые впоследствии легли в основание знаменитого диалога Платона - “Государство”. Этот последний принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его воззрениям на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.

Проект Платона называется проектом «идеального государства». Он видел 6 разновидностей государств, среди существующих типов:

1. Монархия
2. Тирания
3. Олигархия
4. Демократия
5. Тимократия (власть военных)

Философ считает, что устройство совершенного государства может быть только одно. Все возможное же различие сводится лишь к числу правящих мудрецов (философов): если мудрец один — это монархия. Если несколько — аристократия. Но это различие в действительности не имеет никакого значения, ведь, если правят на самом деле мудрейшие, то сколько бы их не было, они все равно будут править совершенно одинаково.

Идеальному типу Платон противопоставлял отрицательный тип общественного устройства, в котором главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. Отрицательный тип государства выступает, по мнению Платона, в четырех возможных формах: как тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Философ принимал социологический подход в исследовании проблем населения. Всё население государства он подразделял на три сословия:

1. Философы
2. Воины
3. Работники

Аристотель.

В 335 г. основал собственную философскую школу - Лицей.

Аристотель написал более 150 научных трудов и тракта-тов. Его сочинения делятся на две группы: "экзотерические" (от греч. экзо - вне, снаружи), составленные в форме диало-га и предназначенные для широкой публики вне школы, и "эзо-терические" (от греч. эзо - внутри), - продукт творческой ак-тивности Аристотеля в период преподавания, предназначенный не для публики, а только для учеников внутри школы. Сочи-нения первой группы почти полностью утрачены, остались лишь отдельные фрагменты или только названия работ. Зато хорошо сохранились сочинения второй группы.

Логические труды Аристотеля объединены под названием "Органон", философские проблемы исследуются в "Метафизике", этические - в "Никомаховой этике", психоло-гические - в сочинении «О душе», социально-политические - в "Политике" и т.д.

Философ сформулировал три закона логики:

  1. Закон тождества
  2. Закон противоречия
  3. Закон достаточного основания

Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию , предмет которой - природа.

Предмет первой философии, исторически получившей название «метофизика», не природа, а то, что существует сверх неё - сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия и была в понимании Аристотеля философией в собственном смысле слова, тогда как физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй.

В работе «Метафизика» Аристотель подразделяет науку на три больших раздела:

  • Теоретические науки - поиск знания
  • Практические науки - этика
  • Науки продуктивные, связанные с производством

В центре первой философии стоят проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах (первопричинах) всего существующего:

  1. Формальная (суть бытия, то, из чего состоят вещи)
  2. Материальная (- как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью стать формой; - то, из чего вещь состоит - оформленный материал бытия)
  3. Движущая (раскрывает возможности самого движения)
  4. Финальная /целевая (обозначает движение конечной цели; на основе этой причины достигается возможность достижения Блага)

Завершают аристотелевскую концепцию первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя. Философское учение о высшем бытие выступает как теология. Бог Аристотеля - безличностный божественный Ум, пребывающий в постоянной деятельности. Мысль Бога - есть мысль о мысли. Будучи высшим бытием, божественный Ум выступает в качестве триедино формально-движущей целевой причины.

В своих работах по психологии Аристотель говорит о трех проявлениях души:

  • растительная душа;
  • животная душа;
  • разумная душа, свойственная человеку.

С именем Аристотеля связываются три сочинения по этике: “Никомахова этика” , “Евдемова этика” и “Большая этика” . Основой этики Аристотеля служит психология. Этика философа занимает среднее положение между его психологией и политикой. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек - существо общественно- политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства.

В исследованиях проблем государства Аристотель обращает внимание на проблемы существующего полиса. Человек в это время рассматривается как «политическое животное». Гражданином государства считаются не все (раб - не является гражданином государства)

Аристотель выделяет шесть основных типов государства:

  1. Крайняя олигархия
  2. Охлократия (крайняя демократия)
  3. Полития (умеренная олигархия + умеренная демократия)

Подобно Платону Аристотель подразделяет формы государства на «дурные и хорошие». Хорошие: монархия, аристократия, полития. И плохие: тирания, крайняя олигархия, охлократия.

Учение о первоначале в философии античных атомистов. Значение этого учения в истории развития философии и науки.

Представителями античной философии атомистов являются Левкипп, Демокрит, Эпикура, Лукреция.

Одним из влиятельных учений этого времени был атомистический материализм. Его виднейшим представителем стал Демокрит. Известно до 70 его работ, охватывающих практически все области знания этого того времени - философию, математику, астрономию, политику и этику. Продолжая традицию поисков первоначала всего сущего, Демокрит ввел представление о том, что мир состоит из бытия и небытия. Небытие - это пустота, а бытие - это атомы.

Атом - неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не воспринимаемая чувствами (вследствие своей, как правило, малой величины), самостоятельная частица вещества, атом неделим, вечен, неизменен. Атомы никогда не возникают и никогда не погибают. Они бывают самой разнообразной формы - шарообразные, угловатые, крючкообразные, вогнутые, выпуклые и т.п. Атомы различны по размерам. Они невидимы, их можно только мыслить. В процессе движения в пустоте атомы сталкиваются друг с другом и сцепляются. Сцепление большого количества атомов составляет вещи. Возникновение и уничтожение вещей объясняются сложением и разделением атомов; изменение вещей - изменением порядка и положения (поворота) атомов. Если атомы вечны и неизменны, то вещи преходящи и изменчивы. Таким образом, атомизм соединил в одной картине рациональные моменты двух противоположных учений - учений Гераклита и Парменида: мир вещей текуч, изменчив, а мир атомов, из которых состоят вещи, неизменен, вечен.
По Демокриту, мир в целом - это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные миры образовались в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри - кругообразные движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и малые вытесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Небо образует огонь, воздух, светила. Земля - центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут. Число миров бесконечно. Многие из них могут быть населенными. Демокрит впервые описал Млечный Путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи: одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, а третьи уже гибнут.
Исторической заслугой античного атомизма являлось также формулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Мир атомистов - мир сплошной необходимости, в котором нет объективных случайностей.

Эпикур разделяет атомистическую концепцию Де-мокрита, но не повторяет ее, а вносит свой вклад в дальнейшее развитие атомистической картины мира. Эпикур снимает жесткий детерминизм, который прояв-ляется в обществе как фатальная неизбежность. Допус-кая случайность, Эпикур как бы открывает первую страницу в прочтении проблемы свободы и необходимо-сти применительно к развитию общества.
Концепция атомизма - одна из самых эвристичных, одна из самых плодотворных и перспективных научно-исследовательских программ в истории науки. На основе принципа атомизма, рассмотрения тел как суммы бесконечно большого числа малых неделимых атомов Демокрит сформулировал идею математического метода неделимых, позволяющего определять отношения площадей фигур или объемов тел. Метод неделимых, возрожденный в европейской математике в XVI-XVII вв., стал одной из вех на пути создания интегрального исчисления. Концепция атомизма сыграла решающую роль в развитии представлений о структуре материи, в ориентации движения естественнонаучной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации материи. И сейчас, через 2500 лет после ее возникновения, программа атомизма (применяемая уже не к атомам, а к элементарным частицам, из которых они состоят) является одним из краеугольных оснований естествознания, современной физической картины мира.

Заключение

Подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда - материалистическое направление в развитии философской мысли. Позднее с развитием общественных отношений и формированием личности бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека, философская мысль принимает идеалистическое направление. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система — Космос, важный составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматривают-ся и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ро-лью в Космосе. Данный подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля.

Проблема понимания природы и сущности мира. Два основных подхода к ее решению - материалистический и идеалистический. Первый видит сущность мира в материальной субстанции, второй - в идеальной.

Проблема причины развития (саморазвития) мира. Два решения:

а) причина - это внешняя сила, воздействующая на мир и вызывающая его изменение и развитие;

б) причина развития мира заключена в нем самом (един-ство и борьба противоположностей).

Проблема природы и сущности знания. Два подхода:

а) знания - это знания о реально существующем мире, которые мы познаем с помощью чувств и разума;

б) знания - это знания о сверхчувственном, умопости-гаемом мире, который недоступен чувствам и который познается с помощью интеллектуальной интуиции.

Проблема природы и сущности права и государства. Два подхода:

а) государство и право - средства подчинения одних людей другими;

б) государство и право - средства организации счастли-вой совместной жизни людей.

Все эти проблемы стали ключевыми проблемами евро-пейской философии и науки. Даже неполный анализ отмеченных школ свиде-тельствует, что они подготовили средневековую фило-софию, заострили внимание на духовном начале, подвели теоретическое основание под христианство.

Источники

  1. Философия, Москва, ЮНИТИ - 1998г.
  2. Антология мировой философии: В 4 т., М., - 1969. Т.1, с. 279; Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1
  3. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М., 1975-1984, Т.1-4.
  4. Концепции современного естествознания, В.М. Найдыш, Москва - 1999г.
  5. ВикипедиЯ - свободная энциклопедия - http://ru.wikipedia.org
  6. Большая Советская Энциклопедия. Электронная версия - http://bse.sci-lib.com

    Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Античный мир — эпоха греко-римской классической древности.

— это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.

Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость , таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; ; .

Со стороны истории античную философию делят на :
  • натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
  • гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
  • классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
  • период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);
  • неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).
Характерные черты античной философии:
  • античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;
  • античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
  • античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;
  • античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;
  • античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;
  • античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.
Особенности античной философии:
  • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов;
  • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом;
  • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм;
  • на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма;
  • допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;
  • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
  • были заложены два направления в философии — идеалистическое и материалистическое .

Основные представители античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Протагор, Горгий, Продик, Эпикур.

Проблемы античной философии: кратко о самом главном

Античная философия многопроблемна , она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли , и .

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Первые философские школы Древней Греции и их идеи

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII — V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам относятся пять следующих школ:

Милетская школа

Первые философы — жители города Милет на границе Востока и Азии (территория современной Турции). Милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале мира.

Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов считал, что мир состоит из воды, под которой понимал не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенную материальную стихию.

Большой прогресс в области развития абстрактного мышления был достигнут в философии Анаксимандра (610 — 540 гг. до н. э.), ученика Фалеса, который видел первоначало мира в «айпероне» — беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Кроме того, он впервые вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы, а также первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра, усматривал первоначало всего сущего в воздухе. Он выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.).

Школа Гераклита Эфесского

В этот период на границе между Европой и Азией находился город Эфес. С этим городом связана жизнь философа Гераклита (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.). Это был человек аристократического рода, который отказался от власти ради созерцательного образа жизни. Он высказал гипотезу о первоначале мира как об огне. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о материале, субстрате, из которого все создано, а о субстанции. Единственное известное нам произведение Гераклита называется «О природе» (впрочем, как и у других философов до Сократа).

Гераклит не только ставит проблему единства мира. Его учение призвано объяснить и факт самого многообразия вещей. Что является системой границ, благодаря которой вещь имеет качественную определенность? Вещь есть то, что она есть? Почему? Сегодня мы можем, опираясь на естественнонаучные знания, легко ответить на этот вопрос (о границах качественной определенности вещи). А 2500 лет назад, только для того чтобы хотя бы поставить такую проблему, человек должен был иметь недюжинный ум.

Гераклит говорил, что война есть отец всего и мать всего. Речь идет о взаимодействии противоположных начал. Он говорил метафорически, а современники думали, что он призывает к войне. Другой известной метафорой является знаменитое высказывание о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. «Все течет все меняется!» — говорил Гераклит. Поэтому источник становления — борьба противоположных начал. Впоследствии это станет целым учением, основой диалектики. Гераклит явился основоположником диалектики.

У Гераклита было много критиков. Его теория не встретила поддержки у современников. Гераклита не понимала не только толпа, но и сами философы. Наиболее авторитетными его оппонентами были философы из Элеи (если, конечно, можно вообще говорить об «авторитете» античных философов).

Элейская школа

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись философ Ксенофан (ок. 565 — 473 до н.э.) и его последователи Парменид (конец VII — VI вв. до н. э.) и Зенон (ок. 490 — 430 до н.э). С точки зрения Парменида, те люди, которые поддерживали идеи Гераклита были «пустоголовыми о двух головах». Мы видим здесь разные способы мышления. Гераклит допускал возможность противоречия, а Парменид и Аристотель настаивали на типе мышления, исключающем противоречие (закон исключенного третьего). Противоречие — ошибка в логике. Парменид исходит из того, что в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего. Невозможно единовременное существование противоположных начал.

Школа пифагорейцев

Пифагорейцы — сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.) первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Заслуга пифагорейцев состоит в том, что они заложили основы теории чисел, разработали принципы арифметики, нашли математические решения для многих геометрических задач. Они обратили внимание на то, что если в музыкальном инструменте длина струн по отношению друг к другу составляет 1:2, 2:3 и 3:4, то можно получить такие музыкальные интервалы, как октава, квинта и кварта. В соответствии с рассказом древнеримского философа Боэция, Пифагор пришел к идее о первичности числа, заметив, что одновременные удары молотов разного размера производят гармоничные созвучия. Поскольку вес молотов можно измерить, количество (число) управляет миром. Они искали такие соотношения в геометрии и астрономии. На основании этих «исследований» они пришли к выводу, что небесные светила также находятся в музыкальной гармонии.

Пифагорейцы полагали, что развитие мира циклично и все события повторяются с определенной периодичностью («возвращаются»). Другими словами, пифагорейцы полагали, что в мире не происходит ничего нового, что через определенный промежуток времени все события в точности повторяются. Они приписывали числам мистические свойства и считали, что числа могут определять даже духовные качества человека.

Школа атомистов

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы». Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до н. э.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем натурфилософской традиции, связанной с этим городом. Он находился под влиянием Парменида и Зенона. Высказывалось мнение, что Левкипп — это вымышленное лицо, которого никогда не существовало. Возможно, основанием для такого суждения служило то, что о Левкиппе практически ничего не известно. Хотя такое мнение существует, представляется более достоверным, что Левкипп все же является реально существовавшим человеком. Ученик и соратник Левкиппа (ок. 470 или 370 до н.э.) считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

  • весь материальный мир состоит из атомов;
  • атом является мельчайшей частицей, «первокирпичиком» всего сущего;
  • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
  • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);
  • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
  • атомы находятся в вечном движении;
  • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
  • атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Таким образом, характерными чертами являлись: ярко выраженный космоцентризм, повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы, поиск первоначала, породившего все сущее и доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Ситуация кардинально поменяется на следующем, классическом этапе развития античной философии.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!