Органы дыхания человека. Болезни и травмы органов дыхания Острые отравления средней тяжести

Существует большое количество болезней органов дыхания, которые есть достаточно опасными для здоровья и жизни человека. Самыми опасными можно назвать рак легкого и туберкулез. Самое страшное в них есть то, что человек может на протяжении нескольких лет или месяцев даже и не подозревать о своей болезни. А начать лечение таких страшных болезней желательно на самом начальном этапе, когда оно есть наиболее эффективным.

Флюорография – это рентгенологическое исследование, которое заключается в фотографировании видимой картинки на флюоресцентном экране, которая образуется в итоге прохождения рентгеновских лучей сквозь тело и неравномерного поглощения тканями и органами организма. Проходить флюорографию необходимо хотя бы раз в два год. А для тех, чья работа связана с общением с людьми – раз в год.

Туберкулез. Возбудителем этой страшной болезни есть палочка Коха. Попасть в организм человека она может через дыхательные пути, вместе с едой. На рисунке 4 можно рассмотреть эти микробактерии.

Рис. 4 Палочки Коха

Рак легкого. Это злокачественное новообразование лёгкого, которое происходит эпителиальной ткани некоторых бронхов разного калибра. В соответствии от места образования делится на периферический, центральный и смешанный (массивный). Опухоль влияет угнетающие на организм человека, приводя его изначально к истощению, а затем к смерти. Желтые сгустки, которые вы можете наблюдать на рисунке 5, и есть раковыми опухолями легкого.

Рис. 5 Опухоль легкого

Оказание первой помощи утопающему. Как только утопающего вытащили из воды, необходимо сразу же освободить его легкие от воды. Поэтому пострадавшего кладут на колено животом и резко сдавливают грудную клетку и живот. Также можно резко стряхнуть пострадавшего. Затем приступают к искусственному дыханию.

На видео мы посмотрим способы оказания первой помощи утопающему:

Оказание первой помощи при удушении. Удушение может произойти при западении языка или при сдавливании горла. Язык может запасть в тот момент, когда человек падает в обморок. Поэтому, если такое случается необходимо прислушаться к дыханию человека. Если вы слышите хрипы или же дыхание совсем пропадает, нужно открыть ему рот и потянуть язык вперед, либо же переменить положение головы, откинув ее назад. Неплохо дать понюхать спирт.

Если человека завалило землей, необходимо прочистить его рот от земли, затем следуют искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Восстановив дыхание, нужно приступить к поиску травм.

Оказание первой помощи при электротравме. Поражение током или молнией часто приводят к остановке дыхания. Если поражение было не серьезным, и человек сам смог прийти в себя, тогда осмотрите его. Если произошла остановка дыхания, тогда сделайте пострадавшему искусственное дыхание, а в случае остановки сердца – сделайте массаж сердца.



На видео мы посмотрим, как правильно делать массаж сердца:

Смерть человека наступает не сразу, как останавливается сердце и прекращается дыхание, пока мозг человека жив, то можно восстановить функции организма. Это называется клинической смертью. Она длиться всего несколько минут. Биологическая смерть – это тогда, когда умирает мозг, она необратима.

Приемы искусственного дыхания применяются, когда человек не дышит, наиболее эффективными есть дыхание: изо рта в рот, изо рта в нос. На рисунке 5 вы можете наблюдать, как происходит процесс искусственного дыхания изо рта в рот.

Рис. 6 Искусственное дыхание изо рта в рот

Выводы.

1. Норма ЖЕЛ равно приблизительно 3/4 емкости легких, с помощью спирографии определяют ЖЕЛ, дыхательная мускулатура считается хорошей, если при пяти пробах спирографии, которые идут одна за другой, результат не понижается.

2. ДН– это невозможность легких гарантировать полноценный газообмен, ДН может возникнуть даже из-за неправильной осанки.

3. Самыми опасными большими органов дыхания можно назвать рак легкого и туберкулез, проходить флюорографию необходимо хотя бы раз в два год, возбудителем туберкулеза есть палочка Коха.

4. Оказание первой помощи: искусственное дыхание изо рта в рот или изо рта в нос, массаж сердца.

Дыхательная система – один из самых важных «механизмов» нашего организма. Она не только наполняет организм кислородом, участвуя в процессе дыхания и газообмена, но и выполняет целый ряд функций: терморегуляция, голосообразование, обоняние, увлажнение воздуха, синтез гормонов, защита от факторов внешней среды и т.д.

При этом органы дыхательной системы пожалуй чаще остальных сталкиваются с различными заболеваниями. Ежегодно мы переносим ОРВИ, ОРЗ и ларингит, а иногда боремся и с более серьезными бронхитом, ангиной и гайморитом.

Об особенностях заболеваний дыхательной системы, причинах их возникновения и видах, поговорим в сегодняшней статье.

Почему возникают заболевания органов дыхательной системы?

Заболевания органов дыхательной системы делятся на четыре типа:

  • Инфекционные – их вызывают вирусы, бактерии, грибы, которые попадают в организм и вызывают воспалительные заболевания органов дыхания. Например, бронхит, пневмонию, ангину и т.д.
  • Аллергические – появляются из-за пыльцы, пищевых и бытовых частиц, которые провоцируют бурную реакцию организма на некоторые аллергены, и способствуют развитию заболеваний органов дыхания. Например, бронхиальной астмы.
  • Аутоиммунные заболевания органов дыхательной системы возникают, когда в организме происходит сбой, и он начинает вырабатывать вещества, направленные против собственных клеток. Пример такого воздействия – идиопатический гемосидероз легких.
  • Наследственные – человек предрасположен к развитию некоторых заболеваний на генном уровне.

Содействуют развитию заболеваний дыхательной системы и внешние факторы. Они не вызывают заболевания напрямую, но могут спровоцировать ее развитие. Например, в плохо проветриваемом помещении возрастает риск заболеть ОРВИ, бронхитом или ангиной.

Зачастую, именно поэтому офисные работники болеют вирусными заболеваниями чаще остальных. Если же в кабинетах летом вместо обычного проветривания используется кондиционер, то риск инфекционно-воспалительных заболеваний также возрастает.

Еще один обязательный офисный атрибут – принтер – провоцирует возникновение аллергических заболеваний дыхательной системы.

Основные симптомы заболеваний органов дыхательной системы

Определить заболевание дыхательной системы можно по следующим симптомам:

  • кашель;
  • боль;
  • одышка;
  • удушье;
  • кровохарканье

Кашель – это рефлекторная защитная реакция организма на скопившуюся в гортани, трахее или бронхах слизь. По своей природе кашель бывает разным: сухим (при ларингите или сухом плеврите) или влажным (при хроническом бронхите, пневмонии, туберкулезе), а также постоянным (при воспалении гортани) и периодическим (при инфекционных заболеваниях – ОРВИ, грипп).

При кашле может возникать боль. Страдающих заболеваниями органов дыхательной системы боль также сопровождает при дыхании или определенном положении тела. Она может отличаться по интенсивности, локализации и продолжительности.

Одышка также делится на несколько видов: субъективная, объективная и смешанная. Субъективная появляется у больных при неврозах и истерии, объективная возникает при эмфиземе легких и характеризуется изменением ритма дыхания и продолжительностью вдоха выдоха.

Смешанная одышка возникает при воспалениях легких, бронхогенном раке легкого, туберкулезе и характеризуется увеличением частоты дыхания. Также одышка бывает инспираторной при затруднении вдоха (заболевания гортани, трахеи), экспираторной при затруднении выдоха (при поражении бронхов) и смешанной (тромбоэмболия легочной артерии).

Удушье – это наиболее тяжелая форма одышки. Внезапные приступы удушья могут быть признаком бронхиальной или сердечной астмы. При еще одном симптоме заболеваний дыхательной системы – кровохарканьи – при кашле выделяется кровь с мокротой.

Выделения могут появляться при раке легкого, туберкулезе, абсцессе легкого, а также при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (пороки сердца).

Виды заболеваний дыхательной системы

В медицине насчитывается более двадцати видов заболеваний дыхательной системы: какие-то из них встречаются крайне редко, с другими же мы сталкиваемся довольно часто, особенно в сезоны простуд.

Медики разделяют их на два типа: заболевания верхних дыхательных путей и заболевания нижних дыхательных путей. Условно, первые из них считаются более легкими. Это в основном воспалительные заболевания: ОРВИ, ОРЗ, фарингит, ларингит, ринит, гайморит, трахеит, ангина, синусит и т.д.

Заболевания нижних дыхательных путей считаются более серьезными, так как часто протекают с осложнениями. Это, например, бронхит, бронхиальная астма, пневмония, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), туберкулез, саркоидоз, эмфизема легких и т.д.

Остановимся на заболеваниях первой и второй группы, встречающихся чаще остальных.

Заболевание дыхательной системы Ангина

Ангина, или острый тонзиллит, – это инфекционное заболевание, поражающее небные миндалины. Особенно активно бактерии, вызывающие ангину, воздействуют при холодной и сырой погоде, поэтому чаще всего мы заболеваем осенью, зимой и в начале весны.

Заразиться ангиной можно воздушно-капельным или алиментарным путем (например, при использовании одной посуды). Особенно сильно подвержены ангине люди с хроническим тонзиллитом – воспалением небных миндалин и кариесом.

Различают два вида ангины: вирусную и бактериальную. Бактериальная – более тяжелая форма, она сопровождается сильными болями в горле, увеличением миндалин и лимфоузлов, повышением температуры до 39-40 градусов.

Основной признак такого типа ангины – гнойный налет на миндалинах. Лечат заболевание в такой форме антибиотиками и жаропонижающими средствами.

Вирусная ангина протекает легче. Температура повышается до 37-39 градусов, налет на миндалинах отсутствует, но появляются кашель и насморк.

Если вовремя начать лечить вирусную ангину, то вы встанете на ноги уже через 5-7 дней.

Симптомы ангины: Бактериальная – недомогание, боль при глотании, повышение температуры, головная боль, белый налет на миндалинах, увеличенные лимфоузлы; вирусная – боль в горле, температура 37-39 градусов, насморк, кашель.

Заболевание дыхательной системы Бронхит

Бронхит – инфекционное заболевание, сопровождающееся диффузным (затрагивающим весь орган) изменением бронхов. Вызывать бронхит могут бактерии, вирусы или возникновение атипичной флоры.

Бронхит бывает трех видов: острый, хронический и обструктивный. Первый вылечивается меньше, чем за три недели. Диагноз хронический ставят в том случае, если заболевание проявляется дольше трех месяцев в год в течение двух лет.

Если бронхит сопровождается одышкой, то его называют обструктивным. При таком виде бронхита возникает спазм, из-за которого слизь скапливается в бронхах. Главная цель лечения – снять спазм и вывести скопившуюся мокроту.

Симптомы: основной – кашель, одышка при обструктивном бронхите.

Заболевание дыхательной системы Бронхиальная астма

Бронхиальная астма – хроническое аллергическое заболевание, при котором стенки дыхательных путей расширяются, а просвет сужается. Из-за этого в бронхах возникает много слизи и больному становится трудно дышать.

Бронхиальная астма – одно из самых распространенных заболеваний и количество людей, страдающих от этой патологии, увеличивается с каждым годом. При острых формах бронхиальной астмы возможно возникновение опасных для жизни приступов.

Симптомы бронхиальной астмы: кашель, хрипы, одышка, удушье.

Заболевание дыхательной системы Пневмония

Пневмония – это острое инфекционно-воспалительное заболевание, при котором поражаются легкие. Воспалительный процесс затрагивает альвеолы – концевую часть дыхательного аппарата, и они наполняются жидкостью.

Возбудители пневмонии – это вирусы, бактерии, грибы и простейшие микроорганизмы. Обычно пневмония протекает тяжело, особенно у детей, пожилых людей и тех, кто уже болел другими инфекционными заболеваниями до появления пневмонии.

При появлении симптомов лучше обратиться к врачу.

Симптомы пневмонии: повышение температуры, слабость, кашель, одышка, боль в грудной клетке.

Заболевание дыхательной системы Синусит

Синусит – острое или хроническое воспаление придаточных пазух носа, бывает четырех видов:

  • гайморит – воспаление верхнечелюстной придаточной пазухи;
  • фронтит – воспаление лобной придаточной пазухи;
  • этмоидит – воспаление ячеек решетчатой кости;
  • сфеноидит – воспаление клиновидной пазухи;

Воспаление при синусите бывает односторонним или двусторонним, с поражением всех придаточных пазух носа с одной или обеих сторон. Самый распространенный вид синусита – гайморит.

Острый гайморит может возникать при остром насморке, гриппе, кори, скарлатине и других инфекционных заболеваниях. Спровоцировать появление гайморита может и заболевания корней четырех задних верхних зубов.

Симптомы синусита: повышение температуры, заложенность носа, слизистые или гнойные выделения, ухудшение или потеря обоняния, отечность, боль при надавливании на пораженную область.

Заболевание дыхательной системы Туберкулез

Туберкулез – инфекционное заболевание, чаще всего поражающее легкие, а в отдельных случаях мочеполовую систему, кожу, глаза и периферические (доступные для осмотра) лимфатические узлы.

Туберкулез бывает двух форм: открытой и закрытой. При открытой форме микобактерии туберкулеза есть в мокроте больного. Это делает его заразным для окружающих. При закрытой форме микобактерий в мокроте нет, поэтому носитель не может навредить окружающим.

Возбудителями туберкулеза являются микобактерии, передающиеся воздушно-капельным путем при кашле и чихании или разговоре с больным.

Но при контакте вы не обязательно заразитесь. Вероятность заражения зависит от длительности и интенсивности контакта, а также активности вашей иммунной системы.

Симптомы туберкулеза: кашель, кровохарканье, повышение температуры тела, потливость, ухудшение работоспособности, слабость, снижение веса.

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)

Хроническая обструктивная болезнь легких – это неаллергическое воспаление бронхов, вызывающее их сужение. Обструкция, или говоря проще, ухудшение проходимости, влияет на нормальный газообмен организма.

ХОБЛ возникает в результате воспалительной реакции, развивающейся после взаимодействия с агрессивными веществами (аэрозолями, частицами, газами). Последствия заболевания необратимы или обратимы лишь частично.

Симптомы ХОБЛ: кашель, мокрота, одышка.

Перечисленные выше заболевания – лишь часть большого списка болезней, поражающих дыхательную систему. О самих заболеваниях, а главное их профилактике и лечении, мы расскажем на странице


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Презентация по Биологиина Тему: «Болезни и травмы органов дыхания.» Выполнила ученица 8-Б класса:Власенко Анастасияучитель:Мирошниченко Татьяна Викторовна Содержание 1)Строение органов дыхания 2)Лёгкие и их строение 3)Заболевания органов дыхания 4)Рак лёгких5) Симптомы и причины рака лёгких 6) Лечение рака лёгких 7) Насморк 8) Симптомы насморка 9) Лечение насморка 10) Профилактика насморка 11)Бронхит 12) Симптомы бронхита 13) Лечение бронхита 14) Профилактика бронхита 15) Пневмония 16) Симптомы пневмонии 17) Лечение пневмонии 18) Профилактика пневмонии 19) Курение20) Влияние курения на лёгкие Органы дыхания Дыхательные пути Верхние:Носовая и ротовая полости,носоглотка,Глотка. Нижние:гортань,трахея,бронхи. Лёгкие Строение органов дыхания Лёгкие и их строение. Заболевания органов дыхания 1.Рак лёгких2.Насморк(гайморит)3.Бронхит4.Пневмония(воспаление лёгких)5.Трахеит6.Ангина Симптомы и причины рака лёгких Главной причиной рака легких является курение, т.к. в табачном дыме и продуктах горения находится множество канцерогенных веществ, влияющих на химические и физические причины возникновения опухоли. 80% заболевших – активные курильщики. Симптомы рака лёгких напрямую зависят от локализации опухоли. Если опухоль возникает в крупном бронхе (центральный рак лёгкого), то симптоматика более выражена и проявляется раньше. Признаками такого рака являются сначала сухой кашель, который по мере роста опухоли превращается во влажный, сопровождающийся отхождением слизисто-гнойной мокроты, нередко с прожилками крови. Мокроту таких больных сравнивают с малиновым желе. Когда опухоль начинает существенно препятствовать прохождению воздуха по бронхам, появляется одышка. Боли в грудной клетке возникают, как правило, на поздних стадиях рака, и вызваны они давлением опухоли на окружающие органы. Лечение рака лёгких В лечении рака лёгких применяют все методы, используемые в современной онкологии: химиотерапия, лучевая терапия, хирургическое вмешательство. Успех лечения во многом зависит от стадии развития опухоли. Профилактика это закаливание и отказ от вредных привычек особенно от курения. Насморк Насморк (он же ринит) – это симптоматическое состояние, которое характеризуется воспалением слизистой оболочки носа. Симптомы насморка Острый инфекционный насморк, как правило, сопровождается повышением температуры, головной болью, общей слабостью – то есть выступает в комплексе с другими реакциями организма. Начальная фаза отличается сухостью слизистой, потом возникает отечность и заложенность носа слизью. Лечение насморка Лечение насморка состоит в облегчении состояния пациента и устранения первопричины ринита. Используют:Сосудосуживающие средства – для снятия отека и облегчения отхождения слизиУвлажняющие средства – для снижения риска повреждения слизистой из-за чрезмерной сухостиАнтибактериальную терапию при определении инфекцииПротивовирусные препаратыАнтигистаминные – при аллергии Профилактика насморка Не переохлаждайтесь. В периоды вспышек острых вирусных инфекций бывайте поменьше в людных местах или пользуйтесь местными средствами защиты от вирусов. Держите в сумочке или кармане флакончик с каплями, служащими для ухода за носовой полостью. Регулярно примерно раз в неделю делайте влажную уборку в доме. Бронхит Бронхит - заболевание дыхательной системы, при котором в воспалительный процесс вовлекаются бронхи. Слева здоровая бронхиальная трубасправа при бронхите. Симптомы бронхита Бронхит начинается с насморка. Затем появляется сухой кашель (не отхаркивается), человек ослаблен, у него высокая температура тела. Редко, но бывает отдышка. Но все же основной симптом это сухой кашель. Лечение бронхита Как правило, назначается по традиционной схеме: обильное теплое питье, витамины, при высокой температуре жаропонижающие средства. Обязательное условие для лечения - постельный режим. Когда температура тела перестала повышаться, можно применять вспомогательные средства - горчичники, растирания в области грудины с помощью специальных мазей. Так же хорошо помогают при бронхите ингаляции. Хорошим отвлекающим средством можно считать ножные ванны с горчицей. Профилактика бронхита Нельзя допускать долгих хронических насморков, своевременно лечить воспалительные заболевания дыхательных путей. Конечно же отказ от курения, от алкоголя. Эти привычки ослабляют организм. Так же способствуют бронхиту переохлаждения, хронические и воспалительные заболевания. Для защиты организма обязательно нужно принимать витамины, чтобы бронхит больше не беспокоил. Пневмония Пневмония - это острое инфекционное воспаление легочной ткани (альвеол), которое сопровождается дыхательными нарушениями и подтверждается изменениями в легких при рентгенологическом исследовании. Симптомы пневмонии Высокая температура тела (от 37 до 39,5 С), одышка, мокрота, озноб, кашель (иногда при отхаркивании в мокроте можно заметить прожилки крови. Так же боль в груди при попытке сделать глубокий вдох. Лечение пневмонии Уход за больными пневмонией при легком течении и благоприятных бытовых условиях может осуществляться на дому, но большинство пациентов нуждаются в госпитализации. В разгар болезни необходим постельный режим, механически и химически щадящая диета с ограничением поваренной соли, и достаточным количеством витаминов, особенно А и С. Больному необходим доступ свежего воздуха, для чего рекомендуется регулярное проветривание комнаты. С выздоровлением назначают дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру, прогулки. Антимикробную терапию врач подбирает индивидуально, в зависимости от возбудителя болезни. Необдуманное самолечение может привести к осложнениям. Профилактика пневмонии 1)Избегание контакта с больными.2)Избегание переохлаждений и других стрессорных факторов.3)Укрепление иммунитета. 4)Закаливание. 5)Дыхательная гимнастика. 6)Излечение хронических очагов инфекции. Курение В настоящее время курение является актуальной проблемой во всем мире. Более 1 миллиарда человек в мире курят. По статистическим данным в Европе 14% всех смертей происходит по причине табакокурения. Ежегодно табак вызывает около 5 миллионов смертей или же 800 каждый день. Каждые 8 секунд умирает один человек от заболеваний, вызванных табаком. Специалисты здравоохранения считают, что более 25 болезней связаны с табаком. Одна выкуренная сигарета укорачивает жизнь человека на 6-15 минут. Курильщики укорачивают свою жизнь в среднем на 8-10 лет. Влияние курения на лёгкие При курении выделяется никотин, который убивает клетки организма.Табачный дым - «яд» для легких.Так же никотин может повернуть защитную реакцию организма против него. Слева легкие некурящего, справа легкие курящего человека.


Приложенные файлы

МБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 П. НАРЫШКИНО

Урок по теме:

«Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Травмы органов дыхания. Приёмы реанимации».

Учитель Костина Н.М.

Цель : расширение познавательной сферы ученика посредством изучения темы «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Травмы органов дыхания. Приёмы реанимации».

Задачи:

Обучающие : 1) сформировать знания о функциональных возможностях дыхательной системы

2) научить приемам оказания первой помощи

3) обосновать значение тренировки дыхательных мышц

Развивающие: 1) продолжить формирование у учащихся УУД (умение работать с учебным текстом, постановка целей, определение пути их достижения)

2) выработка коммуникативных и социальных компетенций

(способность работать в парах постоянного состава, группах в интересах общей цели)

3) развитие личностных компетенций (находить свое место в коллективной деятельности, исходя из интересов и способностей каждого, готовность познать и испытать себя в новой ситуации)

Воспитательные: воспитывать понятие значимости, ценности своего здоровья, необходимости его сохранения, желания помочь в оказании помощи другим людям.

Валеологические : предупреждение утомляемости, профилактика нарушения осанки.

Структура урока.

I .Ориентировочно- мотивационный этап .

«Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать». Я не случайно в качестве девиза нашего урока взяла слова великого немецкого поэта Гёте. Ведь то, о чем пойдет сегодня речь, необходимо знать каждому человеку. И не просто знать, а уметь применить свои знания в случае необходимости. Ведь от правильных ваших действий может зависеть жизнь человека.

II . Определение целей и задач, целеполагание с планированием конечного результата (после урока вы сможете…),

Тема сегодняшнего урока «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Травмы органов дыхания. Приёмы реанимации». Давайте определим задачи урока:

    Познакомиться с функциональными возможностями организма.

    Выяснить какие бывают травмы органов дыхания и способы оказания первой помощи.

    Освоить приемы реанимации.

Мы также продолжим формирование общеучебных навыков работы с различными источниками информации, навыков продуктивного взаимодействия в парах и малых группах.

После урока вы

    Сможете: 1)дать определение понятия ЖЕЛ, экскурсии грудной клетки

2)обосновать значение тренировки дыхательных мышц.

    Приобретете первичные навыки оказания первой помощи при травмах органов дыхания.

Записываем тему урока, д/з 1) § 29, 2)подготовка к зачету, 3) творческое задание

III . Актуализация знаний. Операционно-исполнительный этап .

    Предоставление новой информации

1.1. Экскурсия грудной клетки

Ребята, вы любите экскурсии? А что означает это слово? А знаете, в биологии слово экскурсия имеет и другой смысл.

Давайте вспомним, что происходит с грудной клеткой при вдохе?

(ребра поднимаются, диафрагма опускается, увеличивается обхват и объем грудной клетки)

Что происходит с грудной клеткой при выдохе? (ребра опускаются, диафрагма поднимается и уменьшается обхват грудной клетки).

Изменение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки. Чтобы убедиться в том, что грудная клетка изменяет свой обхват во время вдоха-выдоха, мы проведем лабораторную работу «Измерение обхвата грудной клетки». Будем работать в парах. Откройте учебник на стр. 147, рабочую тетрадь стр. 48 № 117.Прочтите инструкцию. Каков порядок действий?

Измерьте обхват на вдохе и выдохе, внесите данные в таблицу и рассчитайте свою экскурсию. У взрослых в норме экскурсия составляет 6-9 см.

Экскурсия грудной клетки является показателем физического развития человека. Чем она больше, тем больше может быть увеличена грудная клетка и легкие смогут набрать больше воздуха.

1.2. ЖЕЛ

Глубина дыхания определяется объемом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Вторым важным показателем физического развития человека является ЖЕЛ. Когда мы с вами дышим в спокойной обстановке, мы даже не замечаем. А сколько мы при этом вдыхаем и выдыхаем воздуха? Давайте проверим. У вас на столах лежат воздушные шарики. Сделайте спокойный вдох и выдохните в шарик, зафиксируйте его. При спокойном вдохе – выдохе в среднем человек вдыхает 0,5 л воздуха и столько же выдыхает. Если человек сделает самый глубокий вдох, а затем максимально выдохнет, то объем выдохнутого воздуха и составит ЖЕЛ. Из чего же она складывается? Как я уже сказала, при спокойном вдохе человек вдыхает 0,5 л воздуха. Это дыхательный объем. При этом возможности легких полностью не используются. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть при максимальном усилии еще около 1,5 л воздуха. Это дополнительный объем – резерв вдоха. После спокойного выдоха можно еще дополнительно выдохнуть около 1,5 л воздуха. Это резерв выдоха. Вот из этих показателей: дыхательного объема, резерва вдоха и резерва выдоха складывается ЖЕЛ. (монтаж схемы)

Что такое ЖЕЛ?

Максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после самого глубокого вдоха.

Но и после самого глубокого выдоха в легких остается некоторое количество воздуха. Это остаточный объем. Он равен примерно 1-1,2 л.

ЖЕЛ зависит от возраста, пола, роста, развития дыхательных мышц.

Дыхательные мышцы наиболее развиты у людей, занимающихся спортом. Нетренированный человек, пробежав несколько десятков метров, начинает усиленно дышать, хотя глубина дыхания у него почти не увеличивается из-за слабого развития дыхательных мышц. Его легкие не способны обеспечить интенсивно работающий организм необходимым количеством кислорода и своевременно удалить из него углекислый газ. А у человека, занимающегося спортом, вентиляция легких во время пробежки повышается не только от ускорения частоты дыхательных движений, но и вследствие увеличения их глубины. Вот почему важно заниматься спортом.

ЖЕЛ у детей 5-6 лет – 1,2 л, у женщин – 2,5-3,5л, у мужчин – 4,0-5,0 л, у спортсменов – 6-7 л. Измеряется с помощью прибора спирометра (рис. учебника). Также ЖЕЛ можно рассчитать по формуле:

2,5 х рост – мужчины

1,9 х рост - женщины

ЖЕЛ может быть разной у одного и того же человека. В положении лежа она меньше, стоя – больше. Когда вы сидите за столом сгорбившись – меньше, а когда сядете правильно – больше. Поэтому важно следить за своей осанкой.

Что является показателем здоровья человека?

    Экскурсия грудной клетки

1.3. Травмы органов дыхания

2. Индивидуальная работа

К сожалению, довольно часто случаются ситуации, когда у человека может остановиться дыхание. Например, при удушье, когда человек попадает под завал, получает электротравму, тонет, теряет сознание. Человеку надо срочно оказывать помощь. Как поступать в таких случаях, вы узнаете, изучив текст учебника на стр. 150-151. Мы воспользуемся приемом инсерт. Внимательно прочитайте текст и сделайте ваши пометки специальными значками.

Кто нашел информацию известную для себя? (порядок оказания помощи)

Какая информация для вас оказалась новой? (обсуждения порядка действий)

Кто поставил значок «хочу спросить, требуется разъяснение»?

А кто-нибудь поставил значок «думал иначе»?

    Работа в малых группах.

Задание для I группы:

Задание для II группы :

Задание для III группы:

Задание для I V группы:

4. Презентация работы в группах

1) Обсуждение

2)Презентация результатов – новый продукт (реализация построенного продукта)

5. Первичное закрепление
1)видеосюжет

2) техника безопасности (положение рук, дезинфекция, основной принцип – не навреди)

IV . Рефлексивно-оценочный

Мы рассмотрели все вопросы сегодняшнего урока. Давайте подведем итог. Какие задачи мы сегодня перед собой ставили?

1.Познакомиться с функциональными возможностями организма.

2.Выяснить какие бывают травмы органов дыхания и способы оказания первой помощи.

3.Освоить приемы реанимации.

Смогли мы найти ответы на поставленные вопросы?

    Что является показателем здоровья человека?

Экскурсия грудной клетки

    Какие бывают травмы органов дыхания?

    Каково значение тренировки дыхательных мышц

    Тестирование

    Экран достижений (сигнальные карточки)

V .Итог.

Наш урок подходит к концу. Мы вместе с вами прошли трудный путь от незнания к знанию. Вы показали себя внимательными, заинтересованными, способными самостоятельно открывать для себя новое, проводить исследования. Спасибо вам за совместную работу.

Нам в этом мире многое дано.

Расти, искать и ошибаться.

Но, главное, дано дышать,

Любить, найти и не сдаваться.

Мир неповторим, разнообразен и красив. Мы с вами частичка этого мира. И от нас зависит каким он будет: солнечным, теплым или пасмурным и холодным. Каждому из вас я хочу подарить вот по такому маленькому солнышку. И если вам когда-то станет грустно, посмотрите на проблему с другой стороны – переверните солнышко и все у вас будет хорошо. Любите, ищите и не сдавайтесь.

Приложение1.

Сердечно - легочная реанимация.

При проведении сердечно-легочной реанимации массаж сердца проводится параллельно с искусственным дыханием, так как только в этом случае циркулирующая кровь снабжается кислородом.

Реанимационные мероприятия могут проводить 1 или 2 человека.

    Кладут пострадавшего на спину

    Освобождают шею, грудь, живот пострадавшего от давящей одежды

    Под лопатки подкладывают валик из одежды

    Голову откидывают назад так, чтобы шея с подбородком составляли одну линию

    На рот кладут носовой платок

Если реанимацию проводят 2 человека: на 1 вдох-5 толчков грудины.

Если реанимацию проводит 1 человек: через каждые 15 толчков грудины (1 в секунду) производят 2 сильных вдоха

Задание для I группы: изучите текст, определите правильную последовательность проведения искусственного дыхания, составьте памятку

Задание для II группы : изучите текст, определите правильную последовательность проведения непрямого массажа сердца, составьте памятку

Задание для III группы: изучите текст, составьте памятку по технике проведения сердечно-легочной реанимации, продемонстрировать на муляже

Задание для I V группы: определите правильную последовательность проведения искусственного дыхания

Приложение2.

Тесты.

1.Что является важным показателем дыхания

    интенсивность дыхания

    урежение сердцебиения

    усиление работы сердца

2. Как можно измерить ЖЕЛ

1) электрокардиографом

2) тонометром

3) спирометром

4) при помощи флюорографии

3. Как называется изменение объема грудной клетки при вдохе и выдохе

1) прогулкой грудной клетки

2) задержкой дыхания

3) экскурсией грудной клетки

4) раздвижением грудной клетки

4. На сколько должна смещаться грудная клетка при непрямом массаже сердца у взрослых

1) 1-2см 3) 6-7 см

2) 4-5 см 4) 7-8 см

5. В каком соотношении нужно проводить сердечно- легочную реанимацию, если работают 2 спасателя

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!