Лечебная физкультура: комплексы упражнений. Лечебная физкультура, как метод лечения Лечебная физкультура как метод терапии

42178 0

Основными средствами ЛФК (схема 5.2) являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, а также естественные факторы природы, дополнительными — механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках), массаж и трудотерапия (эрготе-рапия). К средствам ЛФК относят также массаж и двигательный режим пациента, проходящего лечение средствами восстановительной терапии.


Схема 5.2. Средства ЛФК

Физические упражнения

Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, спортивно-прикладные и игры (схема 5.3).


Схема 5.3. Классификация физических упражнений


Гимнастические упражнения, применяемые с терапевтической целью в медицинских учреждениях, воздействуют не только на различные системы организма в целом, но и на отдельные группы мышц, суставы, позвоночник, позволяя восстановить и развить некоторые двигательные качества — силу, быстроту, координацию, выносливость и др. В связи с этим упражнения подразделяют на общеразвивающие (обшетонизирующие, общеукрепляющие) и специальные:
— общеразвивающие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма;
— задача специальных упражнений — избирательное воздействие на ту или иную часть (сегмент, регион) ОДА, например на стопу — при плоскостопии, на позвоночник — при его деформации, на тот или иной сустав — при ограничении движений.

В основу классификации физических упражнений положено несколько признаков:
— анатомический признак. Выделяют упражнения для мелких (кисть, стопа, лицо), средних (шея, предплечье, голень, бедро), крупных (конечности, туловище) мышечных групп;
— характер мышечного сокращения. Физические упражнения подразделяют на динамические (изотонические) и статические (изометричес кие).

Динамические упражнения — упражнения, при которых мышца работает в изотоническом режиме; при этом происходит чередование периодов сокращения с периодами расслабления, т.е. приводятся в движение суставы конечностей и туловища. Напряжение мышц при выполнении изотонических упражнений можно дозировать применением рычага, изменением скорости движения перемещаемого сегмента тела и использованием дополнительных отягощений, сопротивлений, гимнастических снарядов и др. Примером динамического упражнения могут служить сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, отведение руки в плечевом суставе, наклон туловища вперед, и сторону и т.п.

Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет свою длину, называется изометрическим.

Это статическая форма сокращения. Например, если больной из исходного положения лежа на спине поднимает прямую ногу вверх и удерживает ее в течение некоторого времени, то он выполняет сначала динамическую работу (поднятие), а затем статическую, когда мышцы-сгибатели бедра производят изометрическое напряжение. Напряжение мышц под гипсовой повязкой при травматических повреждениях конечностей довольно широко используется для профилактики мышечной гипотонии.

Степень активности. Физические упражнения могут быть активными и пассивными в зависимости от поставленной задачи, состояния больного, характера заболевания или повреждения, а также для создания строго адекватной нагрузки.

Активные упражнения могут выполняться в облегченных условиях, т.е. с устранением силы трения, силы тяжести, реактивных мышечных сил (например, сгибание в локтевом суставе с опорой на горизонтальную плоскость стола или отведение нижней конечности, скользя стопой по плоскости кушетки/ постели и др.). Для облегчения выполнения движений предложены специальные скользящие плоскости (горизонтальные и наклонные), роликовые тележки, а также различные подвесы, устраняющие силу трения в момент активного движения. Для затруднения мышечного сокращения можно использовать движения с амортизатором или сопротивлением, оказываемым методистом. Сопротивление можно создавать на разных этапах движения — в начале, середине и в конце.

Пассивно-активными упражнениями называют такие, при которых больной помогает методисту произвести пассивные движения, а активно-пассивными — те, при которых методист оказывает сопротивление активно выполняемому больным движению. Упражнения в пассивных движениях применяются в форме перемещения отдельных сегментов тела. Их может выполнять методист ЛФК или сам больной (с помощью здоровых конечностей или под действием силы тяжести), пассивные движения применяются для стимуляции восстановления движений и профилактики контрактур и тугоподвижности в суставах (при парезах и параличах, в постиммобилизационном периоде и др.).

Упражнения с использованием рефлекторных движений применяются, когда больной не может произвольно сокращать те или иные мышцы. При параличах и парезах центрального происхождения, а также у детей первого года жизни можно использовать как физиологические, так и патологические рефлексы.

Упражнения на растягивание применяют в форме различных движений, вызывающих в суставах незначительное превышение свойственной им пассивной подвижности. Лечебное действие этих упражнений используют при контрактурах и тутоподвижности суставов, ухудшении эластических свойств тканей ОДА и кожи, чрезмерном повышении тонуса мышц (спастические парезы и параличи), для восстановления утраченной при заболеваниях подвижности и т.д.

Внимание! При растягивании гипотрофичных, дегенеративно измененных и денервированных мышц легко возникает их перерастяжение с последующим ухудшением функции (в частности, снижением силы) и замедлением нормализации деятельности.


Упражнения в активном расслаблении различных групп мышц можно применять для отдельных сегментов тела (кисть, стопа), конечности в целом, конечности и туловища одновременно. Они способствуют нормализации повышенного тонуса при различных проявлениях патологии (болевые контрактуры, спастические парезы и др.) и улучшению общей координации движений.

Корригирующими (исправляющими) упражнениями называются физические упражнения, в которых движения конечностей и туловиша или отдельных сегментов тела направлены на исправление различных деформаций (шеи, грудной клетки, позвоночника, стоп и др.). В этих упражнениях наиболее важны исходное положение, определяющее их строго локализованное воздействие, оптимальное сочетание силового напряжения и растягивания, формирование во всех возможных случаях незначительной гиперкоррекции порочного положения.

Упражнения на координацию широко применяются при нарушениях координационных движений как основном проявлении заболевания ЦНС. (спастические парезы, гиперкинезы, атаксии и др.).

Упражнения в равновесии характеризуются:
а) перемещениями вестибулярного аппарата в различных плоскостях при движениях головы и туловища;
б) изменениями площади опоры (например, переход из основной стойки в стойку на одной ноге) в момент выполнения упражнений;
в) перемещением высоты общего центра тяжести по отношению к опоре (например, при переходе из исходного положения сидя в положение стоя на носках с поднятыми вверх руками).

Упражнения в равновесии активизируют не только вестибулярные, но также тонические и статокинетические рефлексы.

По общему воздействию упражнения в равновесии аналогичны соответствующим по интенсивности упражнениям с дозированным силовым напряжением.

К дыхательным относятся упражнения, при выполнении которых произвольно (по словесной инструкции или по команде) регулируются компоненты дыхательного акта. Применение дыхательных упражнений с лечебной целью может обеспечить:
а) нормализацию и совершенствование механизма дыхания и взаимокоординацию дыхания и движений;
б) укрепление дыхательных мышц (основных и вспомогательных);
в) улучшение подвижности грудной клетки и диафрагмы; профилактику и коррекцию деформаций грудной клетки;
г) растягивание шварт и спаек в плевральной полости;
д) предупреждение и ликвидацию застойных явлений в легких; удаление мокроты.

Дыхательные упражнения также оказывают тормозящее, реже — активизирующее воздействие на корковые процессы, содействуют кровообращению, снижают повышенные (после применения других физических упражнений) вегетативные функции.

Лечебная физическая культура

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения , состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы , и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры , и структуру здравоохранения .

ЛФК - раздел клинической медицины

Термин «лечебная физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры , в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

ЛФК в России

Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие, городки , чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.

Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих наблюдениях во время путешествия ( -):

Я видел русов, - когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, - как будто это были пальмовые деревья.

Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, - банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге , в г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани.

Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета , в составе которого был и медицинский факультет. Теперь - это Московская медицинская академия. Первые профессора медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.

Старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения… Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниет.

Он наставлял:

После ночного сна не залеживаться, а скорее прибегнуть к умыванию, телодвижениям, ибо утреннее время ко всяким трудам, подвигам и наукам есть наиспособнейшее.

Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырехлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…

Пожилой человек, выполняющий упражнения на растяжку в тренажерном зале

учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте …, вертеть ногами …, наклонять туловище вперед и назад… и приседать. .

Такое мнение о пользе гимнастики можно нередко услышать и в наше время. Вместе с тем, за последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя трудный путь, который можно разделить на несколько этапов, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину.

Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А. Семашко , В. В. Гориневский, Валентин Николаевич Мошков, В. В. Гориневская, Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура быстро развивалась. Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений, и ЛФК приобрела особое значение как один из мощных факторов восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретённый в те годы, не потеряли своего значения до настоящего времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась при ранениях опорно-двигательного аппарата, грудной клетки,

План:

    Определение лечебной физической культуры. Основные понятия.

    Показания и противопоказания к занятиям лечебной физической культурой.

    Методы и средства лечебной физической культуры.

    Цели и задачи лечебной физической культуры при различных отклонениях в состоянии здоровья студентов.

    Направленность и основные принципы физического воспитания студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья.

    Литература.

    Определение лечебной физической культуры. Основные понятия

Лечебная физическая культура (ЛФК) – учебная дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения и профилактики различных заболеваний. ЛФК является составной частью физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Поэтому она является не только лечебным, но и педагогическим процессом.

Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде четырех основных механизмов:

    тонизирующего влияния;

    трофического действия;

    формирования компенсаций;

    нормализации функций.

В лфк различают: общую и специальную тренировку.

Цель общей тренировки: оздоровление, укрепление организма средствами общеукрепляющих и развивающих физических упражнений.

Цель специальной тренировки: компенсация нарушенных функций в связи с заболеванием или травмой.

    Показания и противопоказания к занятиям лечебной физической культурой

ЛФК показана при всех заболеваниях: внутренних, нервных и хирургических болезнях, травмах и др., применяется на определенных этапах различных заболеваний.

Абсолютные противопоказания к назначению ЛФК

    острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией;

    острый период заболевания и его прогрессирующее течение;

    злокачественные новообразования до их радикального лечения, злокачественные новообразования с метастазами;

    выраженная олигофрения (слабоумие) и психические заболевания с резко нарушенным интеллектом;

    наличие инородного тела вблизи крупных сосудов и нервных стволов;

    острые нарушения коронарного и мозгового кровообращения;

    острые тромбозы и эмболии;

    нарастание сердечно-сосудистой недостаточности с декомпенсацией кровообращения и дыхания;

    кровотечения;

    общее тяжелое состояние больного;

    значительно выраженный болевой синдром;

    отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения;

    атриовентрикулярная блокада.

Временные противопоказания к проведению ЛФК

    обострение хронических заболеваний;

    осложнение в течение заболевания;

    сопутствующие заболевания инфекционного или воспалительного характера;

    острые повреждения;

    появление признаков, свидетельствующих о прогрессировании заболевания и ухудшении состояния больного;

    сосудистый криз (гипертонический, гипотонический или при нормальном АД);

    нарушение ритма сердечных сокращений: синусовая тахикардия (свыше 100 уд./мин), брадикардия (менее 50 уд./мин), приступ пароксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10.

Лечебная физкультура применяется с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья, трудоспособности и предупреждения осложнений заболевания.

Лечебная физическая культура обычно используется в комплексе с другими средствами лечения в соответствии с задачами восстановительной терапии.

В основе метода лечения ЛФК (лечебная физическая культура) лежит использование биологической функции живого организма - функции движения, которая для человека имеет не только биологическое, но и социальное значения.

Физическая культура занимает большое место не только в медицине (в частности, при заболеваниях нервной системы), но и в повседневной жизни современного человека, так как она повышает физическую активность (интенсифицирует функции организма) людей, живущих в условиях цивилизации, противодействует гипокинезии и оказывает на организм лечебно-восстановительное и профилактическое влияние.

В лечебной физической культуре основным фактором является не движение вообще, а физические упражнения как организованная форма движения (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые, трудовые). Они рассматриваются как неспецифические раздражители, применяемые с лечебно-восстановительными целями. Движение только тогда будет выполнять свою лечебную и профилактическую роль, когда оно используется в организованной форме (физическое упражнение), в соответствии с медицинскими показаниями и задачами восстановительной терапии, применяется по обоснованной методике, дозируется с учетом состояния здоровья людей, особенностей поражения нервной системы и расстройства ее функции.

Использование преимущественно активных физических упражнений отличает лечебную физическую культуру от других методов лечения. Так сознательное выполнение физических упражнений вовлекает пациентов в активное участие в процессе лечения. Единство психических и соматических функций является характерной чертой данного метода.

Лечебная физическая культура или ЛФК как метод лечения , преследует не только лечебные цели, она воспитывает быстроту реакции, координацию, ловкость, силу, выносливость и др. В связи с этим ее считают не только лечебным, но и лечебно-воспитательным процессом.

Признавая важную роль покоя в лечении пациентов с заболеваниями и травмами нервной системы, следует отметить, что покой и движение не противопоставлены друг другу в рамках лечебной физической культуры. Покой (строгий постельный режим) и движение (физические упражнения, труд) в режиме и лечении пациентов никогда не исключают, а всегда дополняют друг друга.

Метод лечения ЛФК (лечебная физическая культура) биологически подходит для человека, мобилизует его активность, а физические упражнения обладают широким спектром действия. Этим объясняется успешность применения метода при различных заболеваниях и травмах и, в частности, при заболеваниях и травмах нервной системы.

Лечебная физическая культура является методом общей неспецифической терапии, а физические упражнения служат неспецифическим раздражителем. Нейрогуморальная регуляция функций всегда обуславливает общую реакцию организма при физических упражнениях, в связи, с чем лечебную физическую культуру следует считать методом общей активной терапии. Помимо оздоровительного и общеукрепляющего влияния, физические упражнения могут оказывать специальное (правильное) действие на различные функции нервной системы, нарушенные заболеванием или травмой. Также, лечебная физкультура - функциональная терапия . Физические упражнения, стимулируя функции всех основных систем организма, приводят к функциональной адаптации пациента. Необходимо помнить о единстве функционального и морфологического и не ограничивать терапевтическую роль лечебной физической культуры рамками функциональных влияний.

В лечебной физической культуре или ЛФК как методе лечения используется принцип дозированной тренировки физическими упражнениями. Систематическую и дозированную тренировку рассматривают как средство общего оздоровления организма, улучшение функций органов, нарушенных болезненным процессом, развития и закрепления моторных навыков и волевых качеств. С общебиологической точки зрения тренированность это важный фактор функциональной приспособленности, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность.

Дозированная тренировка физическими упражнениями приспосабливает организм к возрастающей активности и, улучшает восстановление трофических процессов, пострадавших функций движений и других нарушений, в конечном итоге приводит к функциональной адаптации человека.

Специальная тренировка призвана развивать функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой. При заболеваниях нервной системы используют физические упражнения, непосредственно направленные на восстановления движения.

Дозированная физическая тренировка приносит наиболее полный успех при соблюдении следующих общих принципов:

  1. системность воздействия физических упражнений с определенным подбором упражнений и последовательностью их применения (выбор исходных положений, чередование и вид упражнений, методика их применения, дозировка и др.);
  2. регулярность воздействия (от одного до нескольких раз в день), особенно при травмах и заболеваниях с нарушением функции движения;
  3. длительность лечебного курса физических упражнений; для большинства пациентов с заболеваниями нервной системы это регулярные занятия лечебной гимнастикой на протяжении всей жизни;
  4. увеличение дозировки физических упражнений, как в ходе отдельной процедуры, так и лечебного курса; постепенное увеличение физической нагрузки;
  5. индивидуализация физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания, возраста, пола и состояния пациента.

Цены на ЛФК для подростков и взрослых представлены в разделе "Цены".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!