Теория Деятельности. Структура сознания. Структура и функции сознания Структура сознательной деятельности включает

Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека его внутренней модели, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Сознание любого индивида уникально, непроизвольно и зависит в первую очередь от внешних независимых от него самого факторов, прежде всего, от социума, его особенностей, форм межличностных отношений, уровня развития общества в целом.

Сознание обладает следующими эмпирическими характеристиками :

1) пространственной характеристикой, подразумевающей осознанный анализ доступной для сознания части окружающей действительности;

2) временной характеристикой – с одной стороны, сознание ограничено сроком существования физической оболочки человека, с другой – находится вне времени, поскольку имеет возможность и способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и свой собственный опыт;

3) информационной характеристикой, отражающей способность сознания воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток информации;

4) энергетической характеристикой, предполагающей способность сознания продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.

Мысленное представление и воображение действительности – важная психологическая характеристика сознания, тесно связанная с волей человека. Воображение (представление несуществующей или отсутствующей в данный момент действительности) также есть одна из важнейших психологических характеристик сознания.

Сознание характеризуется специфическими свойствами :

1) осмысленностью представляемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность смыслом;

2) отражение основных, главных характеристик предметов, способность познавать общее и частное в действительности;

3) способность к коммуникации, передаче информации другим людям, обмен мнениями;

4) социальным характером и направленностью сознания;

5) наличием интеллектуальных схем, определенной умственной структуры, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе, при этом сознание существует в образной форме;

6) подотчетностью, регуляцией, контролем;

7) способностью к рефлексии и внутреннему диалогу.

В качестве основополагающих выделяют следующие свойства сознания : построение отношений, познание и переживание, что поясняет непосредственное включение мышления и эмоций в процессы сознания. В структурах сознания синтезируются формы и виды отношений, определяющих как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры как организующий человеческое сознание.

В. П. Зинченко определяет наличие двух слоев сознания .

А. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

Б. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, – это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Средством диалога и взаимопонимания выступают процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

На бытийном слое сознания решаются задачи высокой степени сложности – для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действий должен вписываться в образ мира. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением, относящимся к рефлективному слою сознания. Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» или самосознания (см. ниже).

Осознание внешнего мира предшествует осознанию внутреннего мира, т.е. самосознание проявляется позже сознания. Так, в онтогенезе сознание проявляется к концу первого года жизни, а самосознание – к трем годам.

Таким образом, в сознании человека выделяются две области: сознание внешнего мира, окружающих, и сознание себя – самосознание.

Важные функций сознания заключаются в формировании целей деятельности , в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека; в определенном отношении к окружающей среде и другим людям.

Функции сознания: 1) отражательная , 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная , 4) рефлексивная функция – основная функция, характеризующая сущность сознания.

Выделяются 3 пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Характеристики сознания:

1) активность;

2) интенциональность или предметность (сознания всегда является сознанием чего-либо);

3) способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания);

4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;

5) различная степень ясности самого сознания.

Содержание сознания представлено в виде его чувственной ткани, значений и смыслов , образующих его структуру. Сознание наполня­ется содержанием благодаря работе восприятия, памяти и мышления. Результаты их деятельности, прежде всего образы и представления, составляют чувственную ткань сознания: то есть внешний мир представлен в сознании не в виде неясных и аморфных образований, но четких структур (образов). Понятия, особенно конкретные, а не абстрактные, также имеют определенный вид: чувственная ткань сознания наполняет его конкретными образами, делая представление о мире богатым, красочным, разнообразным. У людей с нарушениями восприятия (слепых, глухих и т. д.) сознание отличается от сознания здоровых людей. Современные исследования выявили эти отличия в чувственной ткани сознания при наблюдении за слепыми от рождения людьми, получившими зрение после операции. Вначале они с трудом ориентировались даже в знакомой обстановке, их первые рисунки предметов существенно отличались от реальности.

Еще более сознание отличается у людей с глобальными нарушениями восприятия, например, у слепо-глухо-немых детей в связи с отсутствием основных путей постижения мира сознание может вообще не сформироваться, несмотря на то, что остальные отделы мозга, кора больших полушарий сохранны.

Второй элемент структуры сознания – значение – отражает знание о предназначении и функциях объектов внешнего мира. Это знание объективно, так, все люди, принадлежащие к данной культуре, одинаково понимают, что представляет из себя тот или иной предмет. Знания вырабатываются постепенно, имеют культурно-исторический характер, изменяются во времени и в разных культурах, т.к. в них кристаллизован опыт взаимодействия с окружающим множества людей. Ребенок получает значения в готовом виде при обучении, при контактах с взрослыми.

Значения зафиксированы в словах, в орудиях труда, в памятниках культуры. При овладении значениями у человека формируется культурное сознание и самосознание себя как культурного, то есть принадлежащего к этой культуре, человека. Как отмечалось, в разных культурах некоторые значения не совпадают, однако большинство из них имеют гораздо больше общего, отличаясь лишь внешней, прежде всего словесной, формой. Большинство орудий труда, норм и правил поведения, логических операций тождественны. Сходны и эстетические категории, поэтому люди разных культур любуются одними и теми же картинами, статуями, храмами. В то же время предназначение некоторых предметов, многие понятия, ясные одной группе людей, абсолютно неизвестны другой. Эти отличия вытекают не только из принадлежности к разным культурам, но и к разным социальным и профессиональным группам (например, физические или математические формулы и законы, непонятные всем, кроме профессионалов).

Если значения объективны, то смыслы всегда субъективны, они отражают отношение конкретного человека к значению. Поэтому в отличие от значений смыслы не могут быть переданы при обучении, они вырабатываются самим человеком в процессе его жизни, есть результат его опыта. Только в процессе взаимодействия с другими (предметами и людьми) возможно оценить их значимость, понять – нравятся они или нет, приносят пользу или вред. В результате вырабатывается определенное эмоциональное отношение к этим объектом, а их значение для конкретного человека начинает отличаться от их значения для других людей – так они начинают приобретать личностный смысл.

По сравнению со смыслами, значений в сознании больше, т. к. индивидуальный опыт ничтожно мал по сравнению с общечеловеческим, и не все объекты, с которыми происходит взаимодействие, вызывают определен­ное эмоциональное отношение. Однако при общении люди склонны оперировать не только понятными для всех значениями, но и смыслами, не всегда осознавая это, что может послужить причиной конфликта (личностного, конфликта между разными поколениями или социальными группами). Умение осознавать, что сообщение смысловое, непонятное для окружающих, может предотвратить недоразумения и конфликты.

Кроме значений и смыслов, в содержании сознания выделяется три области – автоноэтичное сознание, ноэтичное сознание и аноэтичное сознание. Аноэтичное (незнающее) сознание связано с текущей ситуацией, оно не выходит за его рамки, поэтому как бы не знает ничего о прошлом и будущем. Этот тип сознания помогает человеку фиксировать значимые признаки окружающего, своевременно и адекватно реагировать на изменение условий, его содержание формируется оперативной памятью.

В ноэтичном (знающем) сознании зафиксированы объективные данные, сведения об общих законах, правилах и понятиях. От значений содержание ноэтичного сознания отличается тем, что эти сведения не только объективны, но носят всеобщий, надличностный характер, это скорее научные, а не житейские знания. Содержание ноэтичного сознания связано главным образом с семантической памятью.

Автоноэтичное (знающее о себе) сознание отражает знания человека о себе, но не только о своем внутреннем мире, как самосознание, но и о внешних фактах и событиях жизни, различных эпизодах, произошедших с данным человеком. Поэтому этот вид сознания связан с эпизодической памятью.

Структура сознания по А. В. Петровскому.

    Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире, следовательно, в его структуру входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

    Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ, способный к самопознанию, т.е. способен обращать свою психическую деятельность на себя самого.

    Обеспечение целеполагающей деятельности. Так, в ходе деятельности получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму данного природой; в данном природой он осуществляет и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер действий человека, подчиняя его волю. Таким образом, при формировании целей деятельности учитываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.

    Отношения или мир чувств.

В качестве обязательного условия формирования и проявления всех указанных специфических качеств сознания является язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.

Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, умение управлять собственными психическими и поведенческими ресурсами, контролировать собственные эмоциональные состояния, управлять ими, воспринимать и анализировать окружающую действительность и на основе данного мировосприятия формировать и совершенствовать собственную личность. Кроме того, сознание способно творчески анализировать окружающую действительность, изменять мир, приспособливая его к человеческим потребностям.

Как сознающее существо человек обладает способностью к самосовершенствованию, следовательно, имеются возможности для дальнейшего развития сознания.

"

Глава 4. Структура сознания

1. Сознание как высшая ступень развития психики

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».


Рис. 4.3 Структура сознания

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. слово , Язык не существует только как Язык , в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Язык и объективированные в нем формы мышления - это определенным образом рационализированные формы сознания, которые обретают видимую самостоятельность, но в действительности являются только вершиной айсберга. Рефлектированные, рациональные структуры сознания имеют в своем основании другое содержание, источник и энергию образования этих рациональностей. Рациональные структуры являются только частной реализацией базовых оппозиций сознания, во-вторых, в сознании часто наличествуют конфликтующие структуры. И разрешение таких конфликтов, освобождение энергии сознания для следующего цикла развития возможно только через акты осознания на себе (в том смысле, что все психическое содержание, подлежащее осознанию, уже существует и функционирует в моей психике, и только то, что живет во мне, я и могу осознать, осознать же что-то внешнее невозможно).

Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

Поскольку сознание , рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности , реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.

Исходной предпосылкой структурирования сознания как предмета исследования должно быть представление о нем не только как о предельной абстракции, но и как о вполне определенном культурно-историческом образовании. В науке существуют представления о сознании и как о эпифеномене, и как о сущности, редуцированной к подсознанию, - они формировались соответствующими типами культурного развития общества. Согласно Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьеву, развитое сознание человека характеризуется психологической многомерностью, при этом имеет смысловое строение. Смыслы укоренены в бытии, существенными аспектами которого являются человеческая деятельность и общение, они опредмечиваются в действиях и языке. Говоря о структуре сознания, Л.С. Выготский, отталкиваясь от идеи Л. Фейербаха, выделял в нем две составляющих: сознание для бытия и сознание для сознания, образующих два слоя - бытийный и рефлексивный. Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Бытийный слой сознания представлен миром реальных представлений, воображения, культурных символов и знаков, производственной, предметно-практической деятельности. Бытийный слой является истоком рефлексивного слоя, ибо значения и смыслы рождаются в бытийном слое, и наоборот - испытывает на себе влияние рефлексивного слоя, т.к. смысловая оценка присутствует в чувственной ткани образа и биодинамической ткани действия.

А.Н. Леонтьев выделил в структуре сознания три составляющих. Ими являются:

Чувственная ткань образа.

Значение.

Личностный смысл.

Чувственная ткань - это обобщенное наименование для различных перцептивных образов. В чистом виде эта «ткань» субъекту не открывается. Она состоит или из актуально воспринимаемых, или всплывающих в памяти, или воображаемых образов, которые различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и прочим характеристикам. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его, объективно, как объект деятельности индивида.



Природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессе деятельности, связывающей субъекта с внешним предметным миром. Чувственные впечатления служат толчком, приводящим в действие познавательные процессы и способности человека, «добывающие» дополнительные, скрытые от непосредственной перцепции, сведения о действитель­ности. У человека чувственные образы приобретают новое качество - собственную означенность.

Значения - следующий важнейший компонент человеческого сознания. Значения - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Они преломляют мир в сознании человека. Носителем значений является язык. Он фиксирует в идеальной форме предметы и явления материального мира, их свойства и отношения, общественно выработанные действия, нормы жизни и поведения, традиции, культуру. Значения классифицируют как:

Операциональные (связанные с биодинамической тканью);

Предметные (связанные с чувственной тканью);

Вербальные (связанные со смыслом).

Значения существуют объективно вне индивидуального сознания человека. В процессе интериоризации происходит присвоение предметных значений, знаковых систем. Интериоризация укорачивает путь постижения значений (ничего не изобретается вновь). Это явление позволяет присваивать человеческий опыт в свернутом обобщенном виде. Первоначально овладение значениями происходит во внешней деятельности ребенка с реальными предметами, где он усваивает непосредственно предметно отнесенные значения. Позднее он усваивает логические операции, помогающие интериоризировать предметные значения, превратить их в отвлеченные, используемые в идеальном (умственном) плане. Итак, интериоризуясь, значения становятся достоянием индивидуального сознания, превращаясь в личностный смысл.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

Характерной особенностью значений на уровне личностного смысла является их пристрастность, их особая субъективность. Важно.отметить, что -значения при этом не утрачивают своей объективности и общественно-исторической природы (разумеется, речь идет о сохранном сознании). Понятие смысла в. равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание не является безличным знанием, оно всегда принадлежит живому субъекту, включенному в систему деятельностей, и потому всегда связано с отношением. Таким образом, можно считать, что понятие значения выражает подключенность индивидуального сознания к общественному, а понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека. Значения и смыслы взаимно трансформируемы: в сознании человека постоянно случаются, означения смыслов и осмысление значений (В.П. Зинченко). При подобных взаимопереходах возможны элементы недопонимания, вызванные недосказанностью или сложностью постигаемых значений. При этом подобное непонимание не следует расценивать только негативно, оно может стать и позитивным моментом в развитии уровня познания человека, в его творчестве.

В.П. Зинченко, развивая традицию отечественной психологии, дополнил структуру сознания. Им введено понятие биодинамической ткани движения и действия. В его видении сознание образовано двумя слоями: бытийным, состоящим из чувственной ткани образа и биоди­намической ткани живого движения и действия, и рефлексивным - куда входят значение и смысл.

Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, это материал, из которого строятся целесообразные произвольные движения и действия. По мере их построения и формирования более сложным становится и их внутреннее содержание, заполняясь когнитивными, эмоционально-оценочными образованиями. Произвольность и целесообразность движениям и действиям задает слово, придающее им внутреннюю форму. В чистом виде, без внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать в хаотических движениях новорожденных, в импульсивных действиях взрослых.

Чувственная ткань представляет собой строительный материал образа. И динамическая, и чувственная ткань обладают свойствами реактивности, чувствительности, пластичности, управляемости. Кроме того, они обладают свойствами обратимости и трансформируются одна в другую. Так, движение, развернутое во времени, способно обратиться во вневременной образ пространства. «Остановка может рассмат­риваться как накопленное движение» (И. Мандельштам). И пространст­венный образ может развернуться в динамичный.

Рефлексивный (оценочный) слой сознания представлен значениями и смыслами. Содержанием рефлексивных актов становится сопоставление ситуации с промежуточными результатами действий и возможностью их продолжения. Между бытийным и рефлексивным слоями существует живая связь и взаимопереходы: рефлексивный слой присутствует в процессе реализации бытийного, а бытийный - является условием включения рефлексивного.

В обобщенном виде сказанное может звучать следующим образом: идеи, понятия, житейские и научные знания соотносятся со значением как компонентом рефлективного слоя сознания; человеческие ценности, переживания, эмоции, аффекты соотносятся со смыслом, также входящим в рефлективный слой; производительная, предметно-практическая деятельность соотносима с биодинамической тканью движения и действия как компонентом бытийного слоя; представления, воображение, культурные символы и знаки соотносимы с чувственной тканью, входящей в бытийный слой сознания.

В подобной структуре сознания все компоненты могут развиваться гармонично, или какой-либо компонент может взять на себя доминирующую роль. При вовлечении в деятельность сознания всех компонентов оно приобретает бытийный и рефлексивный опыт и соответствующие ему черты.

Разумеется, выделение слоев сознания и его образующих весьма условно с точки зрения его действительной работы. Каждый акт сознания, по словам Г.Г. Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт могут быть вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Напряжения, возникающие между ними, - одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В.П. Зинченко).

Самосознание

Формирование личности осуществляется по трем основным направлениям: деятельность, общение, самосознание.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовер­шенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием, многочис­ленных социальных влияний и включает 4 компонента (по B.C. Мерлину):

сознание отличия себя от остального мира;

Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

Сознание своих психических свойств, эмоциональные
самооценки;

Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое
формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

По мнению Л.Д. Столяренко, в современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом геле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание - высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Несознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко).

Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым полушарием.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта,
автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2) осознание своей активности - «Я управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это
может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего
внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непре­рывность таких переживаний и дает человеку возможность интег­рировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я»
(«Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я»
и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как
наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя:

Самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

Самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К.Г. Юнгом и основана на противо­поставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов челове­ческой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я».

Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я» - субъекта и «Я» - объекта, все же необходимо их различать - принято называть первую сторону личности «Я», а вторую - «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно «Я» является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым. «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать - и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенап­равленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

Непосредственно-чувственный уровень - самоощущение,
самопереживание психосоматических процессов в организме и
собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате
достигается простейшая самоидентификация личности;

Целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как
деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоакгуализация, отрицательная и положительная идентификация и
поддержание аутоидентичности своего «Я»;

Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень -
осознание личностью содержания собственных мыслительных
процессов личности, в результате возможно самонаблюдение,
самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

Целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный синтез
трех рассмотренных уровней, в результате выполняются рёгулятивно-
поведенческие и мотивационные функции через многочисленные
формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации,
самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики,
самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная
проекция).

Осознание отношения к другим людям бывает качественно различным:

1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как
самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне
помогают, то - хорошие люди»);

2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек
принадлежит к моей группе, он - хороший»);

3) просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность,
уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с
другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

4) эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек
находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом.
Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому
человеку»).

Глава 18. Сознание.

18.1 Основные характеристики сознания

18.1.1 Структура сознания человека

Сознание человека - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 18.1):

Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека. Например, в основу структуризации сознания можно положить масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание); компоненты сознания (познание, переживание, отношение); типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства); его свойства (константность, целостность, активность) и т. д. Однако, с нашей точки зрения, рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (Рис. 18.2)

Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны на Рис.18.3.

С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (Рис. 18.4). Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану. Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся - четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания - самосознание.


В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С точки зрения автора данного учебного пособия, эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии - науки, тяготеющей к опытному знанию.

Эти характеристики опираются на весьма теоретические работы В.А. Ганзена, которые он почему-то называл «эмпирическими характеристиками». В.А. Ганзен использует понятие «общенаучного пентобазиса», и из него выводит характеристики сознания. Пентобазисом называется конструкция из 5 элементов: энергия, информация, время и пространство, над которым возвышается некий «субстрат».

Энергия Информация

Субстрат

Время Пространство

В соответствии с этими ячейками Ганзен описывает психику, создавая свою конструкцию:

Воля Мышление

Сознание

Аффект Перцепция

Согласно взглядам А.В. Ганзена,

Сознание - это высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: 1) категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы; 2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; 5) самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Свойства сознания:

1. Сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена внутренним состоянием в момент действия, наличием цели

2. Интенциональность – направленность на какой-либо предмет

3. Способность к рефлексии, самонаблюдению, т.е. осознание сознания

4. Оно всегда мотивированно, преследует цели

Одна из функций сознания – формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения человека.

Структура сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, самосознание, самопознание и самооценка).

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение

28.Основные отрасли психологии

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4-5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные - выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология - раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности функционирования психического отражения деятельности человека и животных. Структура общей психологии : познавательные процессы; психология личности (индивидуальные особенности, эмоциональная сфера и т.д.).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!