Аккредитация в здравоохранении рабочая программа. “Нынешнюю систему аккредитации врачей понять невозможно”. Лечение по протоколу

Неразбериха вокруг сертификации и аккредитации вызывала много вопросов о том, кому и когда можно получить сертификат, минуя процедуру аккредитации. Также в этом материале был дан ответ на вопрос о том, какую ответственность несут специалист и работодатель, если срок действия сертификата уже истек.

Чья это обязанность - повышать квалификацию?

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обязывает не только работников, но и работодателей.

Согласно ст. 100 данного закона медицинской деятельностью могут заниматься лица, прошедшие обучение по программам высшего или среднего медицинского образования, а также имеющие сертификат специалиста.

Работник: В этом же законе (пп. 3 п. 2 ст. 73 ) прописана обязанность медицинского (фармацевтического) работника совершенствовать свои профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

Работодатель: Работодатель обязан направлять своих работников на курсы повышения квалификации (пп. 8 п. 1 ст. 79).

Какую ответственность несут стороны за отсутствие сертификата специалиста (свидетельства)?

Росздравнадзор за прошедший период выявил случаи несоблюдения сроков повышения квалификации специалистов (не реже 1 раза в 5 лет) - 151 случай . Были наложены штрафы.

Что касается врачей. Если вина врача будет установлена, а именно специалист проигнорировал указание руководства о необходимости пройти курсы повышения квалификации, то работодатель может применить следующие меры воздействия.


Изменения системы совершенствования знаний и навыков медицинских работников

Порядок и сроки совершенствования знаний и навыков определял Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н. Данный нормативный акт действовал на момент публикации материала. Но в ноябре 2017 года медицинское сообщество было предупреждено о том, что в связи с введением системы аккредитации и института НМО Приказ №66н будет изменен.

В Приказе были четко разделены 3 вида совершенствования знаний и навыков путем освоения программ дополнительного профессионального образования:

    1 вид: Повышение квалификации

    2 вид: Профессиональная переподготовка

    3 вид: Стажировка

Помимо дополнительного профессионального образования, были еще Институт базового медицинского образования (получение высшего или среднего мед.образования) и институт ординатуры (узкая специализация).

Таким образом всю систему можно представить таким образом:

А. Базовое профессиональное образование:

    А1. Высшее или среднее образование (Диплом + сертификат)

    А2. Ординатура (Диплом + сертификат)

Б. Дополнительное профессиональное образование

    Б1. Повышение квалификации или как обычно называют «сертификационный цикл» (Удостоверение + сертификат)

    Б2. Профессиональная переподготовка (Диплом + сертификат)

    Б3. Стажировка

После завершения любой из данных образовательных программ специалисты получали, помимо основного документа о дополнительном образовании, еще и сертификаты специалиста. Теперь в связи со вступлением в систему аккредитации будет выдаваться свидетельство об аккредитации.

Статья 100 Федерального закона №323-ФЗ определила сроки запуска системы аккредитации. Там же указывается, что переход к новой системе осуществляется поэтапно: с 1 января 2016 по 1 января 2021 г.

22 декабря 2017 года был издан Приказ №1043, а 21 декабря 2018 года приказ №898н, которые определил сроки вступления работников здравоохранения в систему аккредитации. Из документов следовало, что процесс перехода будет поэтапным и будет включать отдельные категории специалистов. Кто эти специалисты?

Плановая сертификация или внеплановая?

Некоторые специалисты путались с тем, можно ли им получить еще раз сертификат, минуя аккредитацию. Раньше все зависело от того, какую сертификацию им нужно было пройти.

Есть плановая сертификация – каждые 5 лет (согласно ФЗ-323) повышать квалификацию.

Есть неплановая сертификация. Сюда относятся те, кто закончили ординатуру, курс переподготовки.

Для плановой сертификации уже были определены сроки аккредитации. Если специалист получил сертификат специалиста до 1 января 2016 года, то он мог еще раз пройти сертификацию. Если же в последний раз сертификат получен после указанной даты, то этот специалист в следующий раз должен был проходить аккредитацию.


Плановая сертификация: вступать в НМО или нет?

Что делали те, кто уже не мог получить сертификат (в рамках 5 летнего цикла)? Некоторые из них еще не зарегистрировались на сайте НМО . Сомневались, нужно ли вообще вступать в НМО?

Поводом к сомнениям послужили обсуждения о необходимости поправок в Приказ 66Н. Как уже заявлялось, Минздрав был намерен внести поправки в данный нормативный акт. Предполагалось, что медицинские и фармацевтические работники могли бы выбирать: проходить ежегодно курсы повышения квалификации и набирать баллы (ЗЕТы) или прослушать единовременно курс объемом не менее 150 ак. часов.

Напомним, что согласно системе аккредитации специалист должен зарегистрироваться на сайте НМО и прослушать 36-часовой или два 18-часовых курса + 14 часов очных мероприятий. За год специалист должен набрать 50 зачетных единиц (ЗЕТ): из которых очные мероприятия должны составлять не более 14 ак. часов (или 14 ЗЕТ).

В любом случае одним из важных этапов аккредитации является оценка портфолио. Наличие в портфолио не только грамот, благодарностей, публикаций в научных изданиях, но сертификатов, свидетельств, удостоверений позволят успешно пройти аккредитацию.

Когда отменили сертификацию для тех, кто хотел пройти курсы переподготовки?

Приказ №1043 от 22 декабря 2017 года определил, что сертификаты можно получать до 31 декабря 2018 года. То есть данной категории специалистов продлили возможность получения сертификата еще на 1 год. Все, кто завершил обучение на курсах профессиональной переподготовки после 1 января 2019 года, сдавали многоэтапный экзамен.

На момент публикации данного материала процедура аккредитации состояла из 3 этапов:

    1 этап: Тестирование знаний

    2 этап: Оценка практических умений и навыков

    3 этап: Решение ситуационных задач

Плановую сертификацию уже нельзя, а внеплановую – еще можно

Тем не менее сертификат мог быть выдан даже тем, кому уже нельзя получить его в рамках пятилетнего цикла (после курсов повышения квалификации). Для этого достаточно было пройти переподготовку и получить сертификат.

В Современной научно-технологической академии (СНТА) медицинские специалисты: врачи и средний медицинский персонал, - могли пройти сертификационные циклы и курсы профессиональной переподготовки.

Обучение очно-заочное с применением дистанционных технологий. Согласно Приказу №66н, обучение проходиит по индивидуальным учебным планам. Обучение доступно для жителей отдаленных регионов России. После прохождения тестирования, на адрес слушателей высылается диплом о переподготовке + сертификат специалиста государственного образца, а в случае освоения курса повышения квалификации (сертификационный курс) высылается удостоверение о повышении квалификации + сертификат специалиста государственного образца.

Для врачей, среднего медицинского персонала, а также фармацевтических работников.

Согласно действующим нормативным актам, с 1 января 2020 года проходить аккредитацию должны будут все медицинские работники, получившие диплом о высшем образовании в сфере здравоохранения и медицинских наук. Кроме того, с 2020 года специалисты, закончившие курсы профессиональной переподготовки, должны также будут пройти экзамены в рамках аккредитации и получить свидетельство.

Таким образом, представленный ранее способ пройти сертификацию более не является актуальным.

Если у вас остались вопросы, позвоните нам или же оставьте свой номер для обратного звонка. Наши специалисты свяжутся с вами и дадут подробную консультацию по всем вопросам, касающимся аккредитации.

1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе приема на обучение по предложенным образовательным программам «Межрегиональным центром обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ» (далее - Центр) или при подписке на новости сайта.

2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение на Сайте и при подписке на новости сайта на любой странице
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), номер мобильного телефона, адрес электронной почты, регион, город проживания, дата рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, адрес проживания, данные паспорта, диплома о профессиональном образовании, сертификатов о переквалификации или о повышении квалификации и др.).

4. Клиент - физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение на Сайте, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными услугами, предлагаемыми Центром.

5. Центр в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Центр исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки, форма Подписки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

6. Центр собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение и организации оказания образовательных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом), а также информирования о новостях в области дистанционного образования для специалистов здравоохранения.

7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема в Образовательные учреждения, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Центра. Так же, такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий и организации образовательного и процесса приема в Образовательные учреждения, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Центра, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Центром, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.

8. Наш сайт использует идентификационные файлы - cookies. Cookies - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта, пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в виде HTTP-запроса . Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для: аутентификации пользователя; хранения персональных предпочтений и настроек пользователя; отслеживания состояния сеанса доступа пользователя; ведения статистики о пользователях . Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.

9. При работе с персональными данными Клиента, Центр руководствуется Федеральным законом РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».

10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: . Отказаться от получения на адрес электронной почты информации также возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» в конце письма.

11. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки путем направления электронного письма на адрес:

12. Центр принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

13. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Центром, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

14. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.

15. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Центра, действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Центра.

«Межрегиональный центр обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ»
Юридический адрес: 299009, РФ, Крым, г. Севастополь, переулок Перекомский, д. 19
ИП Михеда А.И. ИНН 920350703600

Е.А. Столярова, начальник юридического отдела ГБУЗ «ГП № 3 ДЗМ» г. Москва
27 июня 2016 года вступило в силу Положение об аккредитации специалистов, утвержденное Приказом Минздрава России от 2 июня 2016 года за № 334н. Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации будут иметь лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Ключевые слова: аккредитация специалистов, медицинское образование, медицинская деятельность
Keywords: accreditation professionals, medical education, medical activities

Действующее Положение об аккредитации устанавливает порядок организации и проведения аккредитации специалиста, то есть процедуру определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией Министерства здравоохранения Российской Федерации по окончании освоения лицом профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет, с учетом приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 года № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» в отношении:

  • лиц, завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, высшего фармацевтического образования, среднего медицинского образования, среднего фармацевтического образования, иного образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (первичная аккредитация );
  • лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также лиц, получивших образование на территории иностранного государства (первичная специализированная аккредитация );
  • лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации (периодическая аккредитация ).

Аккредитация 2016-2026

Сама процедура аккредитации внедряется поэтапно. В 2016 году к медицинской деятельности через процедуру аккредитации будут допущены лица, завершающие в 2016 году освоение основных образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования по специальностям «Стоматология» и «Фармация». Остальные категории лиц в 2016 году допускаются к медицинской деятельности через процедуру сертификации в соответствии с приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».

Аккредитация касается всех медицинских и фармацевтических работников. Но в этом году через новую систему допуска к профессиональной деятельности - первичную аккредитацию - пройдут только выпускники фармацевтических и стоматологических факультетов. Главное достоинство стандартов третьего поколения в том, что они практико-ориентированные. Благодаря этому выпускники сразу будут допущены к процедуре аккредитации, получат индивидуальные допуски к конкретным направлениям деятельности и смогут работать на определенных должностях.

С 2017 года допуск к работе через систему аккредитации будут получать выпускники лечебного и педиатрического факультетов, специалисты медико-профилактического дела. Далее, с 2018 года будет введена первичная специализированная аккредитация для выпускников ординатуры и врачей, которые получают новые специальности в рамках дополнительного профессионального образования. Начиная с 2021 года вводится периодическая аккредитация для всех остальных специалистов, которые не вошли в первые три этапа. Таким образом, к 2026 году все медицинские работники должны быть аккредитованы.

Изначально задумывалось, что процедура аккредитации будет отдана профессиональным сообществам. Однако профессиональные стандарты еще не до конца приняты, само профессиональное сообщество в целом не организовало в полном объеме, поэтому законодательно предусмотрена регулирующая функция Минздрава России.

С целью методического сопровождения процедуры аккредитации на базе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова был создан Методический центр аккредитации специалистов. Основная задача центра - уже в 2016 году развернуть подготовку фондов оценочных средств в сотрудничестве с другими медицинскими вузами России. В разработке оценочных средств приняли участие Национальная фармацевтическая палата и Стоматологическая ассоциация России, российские вузы. К настоящему времени подготовлены материалы, включающие спецификации оценочных средств, фонды тестовых заданий, ситуационные задачи (мини-кейсы), оценочные рубрики. Оценочные средства прошли текстологическую и содержательную экспертизу, по результатам которой проводилась коррекция содержания и формы заданий с последующей апробацией их на определенной выборке. Выпускники пройдут аккредитацию на площадках своих вузов.

Таким образом, процедура аккредитации включает в себя три этапа оценки квалификации лица:

  • тестирование;
  • решение ситуационных задач;
  • оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.

Интервал между этапами - 1-2 дня. Критерием перехода от одного этапа к другому является «сдано» или «не сдано». «Проходной балл» на каждом - первом и втором этапах -это не менее 70 процентов выполненных заданий, практических манипуляций. Если аккредитуемый не прошел один из этапов, то будут даны три новые попытки пройти этап.

Первый этап . Особенность этапа в том, что специальное программное обеспечение на основании сопоставления профессионального и образовательного стандартов формирует для каждого аккредитуемого индивидуальный вариант тестовых заданий с учетом спецификации оценочного средства. За 60 минут с помощью электронного доступа (через проксимити-карту либо логин и пароль) надо выполнить 60 тестовых заданий. Все это формируется в Федеральном методическом центре Первого МГМУ имени И.М. Сеченова и передается вузам, которые проводят аккредитацию.

Второй этап - проверка навыков в симулированных условиях по принципу объективного структурированного клинического экзамена. Это необходимо для оценки подготовки выпускника к самостоятельной деятельности, понимания, достаточно ли у него компетенций для того, чтобы приступить к лечебной практике. Выпускнику предложено пройти цепочку из пяти симуляционных станций, где ему предстоит применить тот или иной практический навык. На каждой станции четко оговаривается время, электронное наблюдение, банк ситуаций и стандартизованные чек-листы. Одна из станций - оказание неотложной помощи пациентам.

Третий этап - это решение ситуационных задач. Здесь важная роль отведена аккредитационной комиссии. Формируется индивидуальный вариант из трех ситуационных задач, каждая задача имеет пять вопросов, и комиссия их трех человек заслушивает ответ выпускника. На третьем этапе члены комиссии заполняют оценочные листы.

Оценка результата прохождения каждого этапа аккредитации специалиста, решения аккредитационной комиссии о признании аккредитуемого прошедшим или не прошедшим аккредитацию специалиста или отдельного этапа аккредитации специалиста отражаются в протоколах заседания аккредитационной комиссии, подписываемых в день завершения этапа аккредитации специалиста, и размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационных стендах.

При безуспешном прохождении аккредитации в целом попытку можно повторить через 11 месяцев. Аккредитационная комиссия каждого вуза работает год.

Аккредитация медицинских работников станет постоянной формой медицинского образования с внедрением допуска к определенным видам врачебной помощи на базе клинических протоколов.

На официальном сайте Минздрава России и Методического центра аккредитации в открытом доступе размещена база тестов по специальностям «Стоматология» и «Фармация», из которых при проведении первого этапа аккредитации программным обеспечением автоматически путем случайного подбора будет осуществляться комплектование набора тестовых заданий. Из этих вопросов будут составлять индивидуальные наборы заданий для экзамена - его можно «прорепетировать» он-лайн. В режиме подготовки система предложит 60 заданий с четырьмя вариантами ответов и даст на их решение 90 минут.

Чтобы осуществлять свою деятельность, врач обязан получить на руки свидетельство об аккредитации. Но и имеющиеся у медиков сертификаты специалиста пока еще тоже действуют. Отсюда вопрос, которым часто задаются руководители медицинских клиник, - на что же тогда ориентировать персонал: на подготовку к медицинской аккредитации или прохождение повторной сертификации, когда вступать в систему непрерывного медобразования и как оплачивать ее услуги.

Чем прохождение аккредитации врачей будет отличаться от сертифицирования

По законодательству, допуск к меддеятельности регламентируют и сертификация, и аккредитация.

Аккредитация врачей определяет, соответствует ли специалист-медик требованиям к его квалификации. Чтобы получить допуск к меддеятельности, медработник должен сдать экзамены. Теперь же сертифицирование заменила аккредитация. По сути, это просто разные виды экзаменов. Но в обоих случаях их задача та же - раз в каждые пять лет любой медработник обязан подтвердить свою компетенцию, чтобы оставить за собой право заниматься меддеятельностью. По итогам сертификации медик получает на руки сертификат специалиста, а после аккредитации ему вручается свидетельство (ч. 1 и 2 ст. 100, ч. 1, 2, 2.1. ст. 69 ФЗ от 21.11.2011 No 323-ФЗ).

Аккредитацию можно дифференцировать по трем типам: первичное аккредитование, специализированное и периодическое. В первичном прохождении аккредитации нуждаются студенты, завершившие шестой курс обучения и медики, получившие свое образование еще до 2016 года. Аккредитация врачей, относящаяся к типу “первичная специализированная” (ПС), будет нужна для врачей и ординаторов, проходящих переподготовку по профдеятельности(см. схему ниже). По итогам прохождения ПС-аккредитации врачи и ординаторы получают на руки свидетельство об аккредитации, и это свидетельство уже дает им право работать в медицине в течение 5 лет. После этого срока потребуется получать новое свидетельство - но уже о периодической аккредитации.

Задача проведения аккредитации ложится на специальную аккредитационную комиссию. Медик, проходящий аккредитацию, подает документы ответственному секретарю аккредитационной комиссии. После этого в течение полутора недель члены комиссии определяют аккредитационные сроки. Аккредитационный экзамен проводится в течение трех этапов. Первым из них становится тестирование. Второй - проверка практических умений и навыков в симуляционном центре. Третьим этапом становится решение ситуационных профессиональных задач. Затем комиссия подписывает протокол и выдает испытуемому свидетельство о прохождении медработником экзамена аккредитации. Если что-то пошло не так, то подать документы на пересдачу можно лишь через 30 дней. Для прохождения аккредитационного экзамена положены лишь три попытки.

ВАЖНО!
Переход российских медработников на прохождение именно аккредитации будет постепенным, согласно Приказу Минздрава РФ от 02.06.2016 N 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Начало этого перехода происходило еще в 2016 году. Тогда аккредитацию были вынуждены пройти провизоры и выпускники стоматологических факультетов.

Следующий этап состоялся летом 2017 года. В этом случае аккредитацию прошли все выпускники медицинских факультетов. По плану, третий этап должен состояться в период с 2018 по 2020 годы. Теперь аккредитацию обязаны проходить те специалисты, которые нуждаются в подтверждении иностранных дипломов. Вместе с ними аккредитоваться будут те, кто в 2016 году поступил в ординатуру. Если студенты поступали в 2017 году, то их ждет аккредитация в 2019. Их профессиональная переподготовка при этом будет вестись в рамках первичной аккредитации.

Последний этап ждет медиков с 2021 года. В это время первичную медаккредитацию должны будут пройти все практикующие врачи, которые получили медобразование в период до 01.01.2016 года и по каким-либо причинам не участвовали в прохождении аккредитации на первых трех этапах. В дальнейшем, начиная с 2026 года медикам будет нельзя работать в их профессиональной сфере, не имея полученного свидетельства об аккредитации.

Можно ли врачам пройти аккредитацию позже

Медицинские работники, получившие на руки сертификат до начала 2016 года, могут выбрать прохождение сертифицирования вместо аккредитования - это будет возможно сделать до 2021 года. Однако те медики, которые смогли получить профессиональные сертификаты в 2016–2017 годах, смогут пройти профпереподготовку лишь в рамках аккредитации (благодаря интерактивному алгоритму обучения). Врачам, получившим свои сертификаты в 2016–2017 годах, будет необходимо пройти аккредитацию в 2021–2022 годах.

Допуск к профдеятельности медработника зависит от того, когда им был получен подтверждающий его компетентность сертификат – до или после начала 2016 года

ФАКТ
Профессиональные мед. сертификаты, которые медработники получат в срок до начала 2021 года, будут действительны вплоть до истечения указанного в них срока.

Существуют два варианта обучения. В первом случае будет необходимо пройти цикл повышения квалификации общим объемом не менее 144 академических часов. Второй - стать частью системы непрерывного медобразования: при этом потребуется сформировать индивидуальный план медобучения общим объемом не меньше 144 акад. часов в течение того периода, когда будет действовать ваш сертификат. В разработанный план обучения могут входить одна или (по желанию) несколько программ, задача которых - повышение квалификации медработников, минимальная из которых должна составлять от 16 часов - в общей сумме не менее чем 108 часов. Либо медработник должен пройти одно или несколько очных или же заочных медобразовательных мероприятий - общим объемом не более чем 36 часов.

Начать новый процесс обучения до завершения этогосрока, пока вы работаете по еще действующему сертификату, нельзя. То есть, если медицинский работник получал свой сертификат в 2017 году, то до 2021 года он пока не сможет снова пройти процесс обучения, чтобы претендовать на получение нового документа. Это контролируется Минздравом России, который имеет единый реестр лиц, получавших сертификаты после 2016 года.

Когда нужно начинать пользоваться системой непрерывного медобразования

Предполагается, что врачей, завершивших последнюю из своих сертификаций или аккредитаций уже после 1 января 2016 года, обяжут повышать их квалификацию в рамках сформированной системы непрерывного медобразования.

Медицинский работник будет должен сформировать личный пятилетний план обучения.

ВАЖНО!
Если вы, будучи врачом, не работали по специальности более 5 лет, вы сможете обучиться и пройти первичную специализированную аккредитацию, согласно ч. 4 ст. 69 Закона No 323-ФЗ.

Продолжительность подобного плана должна составлять объем в размере 250 часов. В течение 5 лет обучающемуся медику ежегодно придется набирать по 50 часов/ЗЕТов: 36 - по общеобразовательным программам, и 14 - по медобразовательным мероприятиям и прохождению интерактивных модулей. Через пять лет медработнику потребуется прохождение новой периодической аккредитации.

На протяжении всего прохождения обучения Минздрав рекомендует медикам собирать портфолио (Приказ Минздрава России от 02.06.2016 No 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»). На данный момент обязательность сбора портфолио и его содержание пока еще не установлены законодательными актами. Однако есть предпосылки к тому, что Минздрав может издать приказ, распространяющий действие на правоотношения в медицинской сфере до вступления этого документа в силу. Чтобы у медработников в итоге не возникало проблем с допуском к меддеятельности, лучше все же заранее вступить в систему непрерывного медобразования до того момента, когда у сертификата медработника закончится срок его действия. Для начала прохождения образовательного процесса медицинский работник должен проходить регистрацию на портале edu.rosminzdrav.ru.

Поскольку в данный момент система непрерывного медобразования пока является экспериментом, участвовать в ней или нет - решение медик принимает добровольно. Работодатель не имеет права его к этому обязать. Более того, в случае самоуправства работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

За что главврача могут наказать

У руководителей клиник могут возникнуть проблемы, если они:

1. Начнут приказывать своим подчиненным вступать в систему непрерывного медобразования. Помните, что пока юридически значимых актов об обязательном повышении квалификации с участием системы непрерывного медобразования еще нет. В единственном существующем акте содержится экспериментальная модель непрерывного медобразования (приказ Минздрава России от 11.11.2013 No 837). На rosminzdrav.ru сейчас отрабатывается образовательная модель. До появления правовой базы российские медработники участвуют в системе только добровольно (Письмо Минздрава РФ от 26.05.2017 No 16–2/2048112).

2. Начнут обязывать врачей оплачивать проходимое ими обучение. Да, существуют платные циклы, на которых медицинские работники набирают баллы. С другой стороны, работодатель, который не оплачивает обучение подчиненных, формально прав. Минздрав на edu.rosminzdrav.ru указывает, что обучение может оплачиваться за счет физлиц. Может, но это не является обязательным действием. Тем более что ФЗ от 21.11.2011 No 323 установил, что у работника есть право на прохождение переподготовки и обучение для повышения квалификации, которые он проходит за счет финансовых средств компании работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 72).

Трудовой кодекс определяет, что в обязанность работодателя входит обучение его же персонала тогда, когда это условие деятельности (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). Если же Минздрав издаст новый нормативный акт, который будет распространять свое действие на правоотношения в клиниках задним числом, например, с 01.01.2016, может оказаться, что руководитель клиники был обязан оплачивать обучение своих врачей. В этом случае есть риск того, что работники, которые собирали чеки за свое обучение, потребуют у руководства возмещения потраченных сумм.

Наиболее приемлемый в этом случае вариант - оплата обучения за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС (постановление Правительства РФ от 21.04.16 N 332). Для применения этого варианта медорганизация подает заявку на финансовое обеспечение плана мероприятий на очередной квартал.

3. Начнут требовать от сотрудников прохождения обучения в свободное от работы время. Учеба в системе непрерывного медобразования может проходить в рабочее время с отрывом от профдеятельности, либо без отрыва от места работы. Медработник для прохождения обучения должен написать соответствующее заявление на обучение на имя главного врача. И руководитель медорганизации обязан его удовлетворить.

4. Откажут в трудоустройстве выпускнику по той причине, что у него вместо свидетельства об аккредитации имеется выписка из протокола. Принимать кандидатов на трудоустройство на должность с выпиской из такого протокола рекомендовал своим письмом Минздрав - от 20.07.2017 No 16–5/10/2–4889. Так что, если руководитель клиники откажет в приеме на работу только поэтому, соискатель вправе оспорить это в трудовой инспекции, прокуратуре или в суде.

Правда и ложь об аккредитации

Существуют следующие мифы о прохождении аккредитации:

1. С началом действия аккредитации появится персональная ответственность медработников. Есть мнение, что после начала аккредитации каждый медработник должен будет сам отвечать за вольно или невольно совершенные неправомерные действия. Это не так. Ответственность по-прежнему лежит на медорганизации.

2. Врачи после введения аккредитации сами будут оплачивать страховые штрафы. Некоторые медработники считают, что после того, как начнет действовать аккредитация, они будут обязаны оплачивать лично штрафы страховых компаний. Это неправда - законом такое не предусмотрено.

3. Многим медработникам будут грозить массовые увольнения. Возникающие слухи о возможных больших увольнениях связывают, в частности, с тем, что теперь получать предписываемое законом непрерывное системное медобразование можно будет только лишь через интернет-портал edu.rosminzdrav.ru. Но поскольку интернет в своей работе использует пока еще небольшая часть работников, если в дальнейшем ситуация не переменится, эти предположения могут и подтвердиться, поскольку не все врачи еще не используют ресурсы интернета либо не получили к ним доступ, и по этой причине не смогут в итоге осуществить необходимые действия для аккредитации.

Что предпочтительнее в качестве подтверждения компетентности специалиста-медика: свидетельство об аккредитации или сертификаты специалиста

Максим Привалов, старший врач-координатор , bookimed.com

О компании: Bookimed - сервис по подбору медицинских решений и организации лечения в зарубежных медицинских клиниках для людей из любой точки мира.

Если у врача нет аккредитации, то, конечно, сложно говорить вообще о возможности и праве этого врача работать - у каждого врача должна быть аккредитация для работы (до 2016 года была обязательной сертификация). Это является обязательным условием, и не влияет на качество работы медицинского специалиста.

В вопросе оценки принимается во внимание несколько факторов:

  • где учился?
  • проходил ли дополнительную стажировку и в каких учреждениях?
  • какой опыт работы уже имеется?

Важно обратить внимание и на то, какие источники использует кандидат для совершенствования и каким образом узнает о новой информации в области медицины.

Существуют немало сервисов, содержащих отзывы о работе каждого из врачей. Благодаря им также можно составить мнение об умении работать с пациентами. Конечно, порой по отношению к одному и тому же человеку могут встретиться диаметрально разные рекомендации и отзывы пациентов - но здесь всегда присутствует момент субъективности, который тоже необходимо учитывать.

Если рассматривать само наличие сертификатов - то у врача на самом деле может быть какое угодно количество этих сертификатов, но приоритетен вопрос об их “качестве”, так сказать: какого уровня научные конференции были посещены врачом, получившим сертификат? Были ли на этих научных конференциях доклады врача-держателя сертификатов?

Дополнительным фактором, на который можно обратить внимание - количество научных публикаций. Здесь важны два аспекта:

  1. Значим не сам факт публикации, а показатель индекса ее цитируемости в международных журналах - если он высокий, то это доказывает ценность опыта врача для других врачей, для его коллег в частности и вообще в целом для клиники. Это означает, что врач-специалист рефлексирует в области своего врачебного опыта и достаточно серьезно углубляется в свою тему - то есть, постоянно растет как профессионал. Индекс цитируемости стоит сравнивать только внутри конкретного направления: так как этот средний показатель может быть различным для разных направлений медицины. Для поиска можно использовать, например, реферативную базу данных Scopus.

Если медицинское учреждение оказывает услуги только в области какой-то конкретной специализации, то необходимо рассматривать конкретные темы научных публикаций врача, и уровень цитируемости именно среди этих тем.

По сумме этих факторов и стоит принимать решение о сотрудничестве с кандидатом на должность вашего будущего врача.

Об аккредитации медработников и новой системе НМО С 2016 года российских медиков ждут большие перемены: сертификация и циклы повышения квалификации раз в 5 лет уйдут в прошлое. Вместо этого будут аккредитация и новая система непрерывного медицинского образования. Что конкретно изменится для врачей, и как будут внедряться новшества, рассказал член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования минздрава России Залим Балкизов. Как будет проходить аккредитация врачей с 2016 года? Согласно федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», с 1 января 2016 года сертификацию медицинских работников заменит аккредитация. Свидетельство об аккредитации будет допуском к медицинской и фармацевтической деятельности. Первыми его получат новоиспеченные стоматологи и фармацевты – выпускники медицинских вузов 2016 года. А с 2017-го аккредитация ждет всех остальных выпускников. Процедура будет включать три этапа: тестирование, оценку компетенций на симуляционном оборудовании, решение клинических задач. Причем задания для первого этапа уже известны: на сайтах Минздрава России (www.rosminzdrav.ru) и Методического центра аккредитации (www.ffos.ru) опубликованы 3500 тестов по стоматологии и 3200 – по фармации. Из этих вопросов будут составлять индивидуальные наборы заданий для экзамена – его можно «прорепетировать» онлайн. В режиме подготовки система предложит 60 заданий с четырьмя вариантами ответов и даст на их решение 90 минут. Все, но не сразу Аккредитацию медиков будут внедрять поэтапно. Так что пока разрешение на работу еще можно получить «по-старинке». Сертификаты специалистам, уже работающим в системе здравоохранения продолжат выдавать до 2021 года, а действовать они будут до 2026 года. Повышение квалификации по-новому Еще одна важная реформа 2016 года – внедрение новой модели непрерывного медицинского образования (НМО). Повышать квалификацию врачи и медсестры теперь будут не один раз в 5 лет, а постоянно. «Сложившаяся практика, когда медработник повышает квалификацию раз в пятилетку, давно устарела, – уверен Залим Балкизов. – При такой системе дополнительного профессионального образования (ДПО) знания врача обновляются медленнее, чем сама медицина. Наука не стоит на месте: постоянно внедряются современные методы лечения и диагностики, на рынок выходят новые лекарства. А некоторые привычные препараты, напротив, выходят из оборота, потому что обнаружились серьезные побочные эффекты, или лекарство стало бесполезным. Едва ли врач будет знать все это, обучаясь раз в 5 лет. Тем более что циклы повышения квалификации зачастую сводятся к повторению изученного на 6 курсе медицинского вуза». Как изменится дополнительное образование медработников? Предполагается, что новая модель непрерывного медицинского образования поможет упорядочить «разболтавшуюся» систему ДПО. Чем же новая модель НМО будет принципиально отличаться от старой? Вместо 144 часов повышения квалификации 1 раз в 5 лет, которые умещались в 4 недели, у медиков будет 250 часов обучения в течение 5 лет. За год медработник обязан набирать не меньше 50 часов (или баллов) образовательной активности. «Не обязательно получать баллы за один раз, – поясняет Залим Балкизов. – Врач может пройти короткие обучающие циклы по 18 часов, посетить конференцию, дистанционно изучить электронные образовательные модули и т.д. Где совершенствовать знания – на конференциях, симуляционных тренингах, мастер-классах или привычных циклах повышения квалификации – специалист решает сам. Но выбирать виды образовательной активности можно только из тех, что одобрены Координационным советом минздрава России по непрерывному образованию. Таких материалов уже предостаточно на сайте edu.rosminzdrav.ru . Здесь должен будет зарегистрироваться каждый, кто вступает в систему непрерывного медицинского образования. После этого можно составлять собственный план обучения, выбирать электронные материалы и мероприятия, следить за накопленными баллами. «За 5 лет медработнику нужно набрать 250 баллов и подтвердить это отчетом, – продолжает Залим Балкизов. – Причем большую часть всех баллов (от 70%) надо получить именно по своей специальности, а не по смежным». Потом специальная комиссия проверит отчет. Если нареканий не будет, медика допустят к аккредитации. Те, кто пройдут ее успешно, смогут работать дальше и копить баллы для очередного повышения или подтверждения квалификации. Нет баллов – нет аккредитации? Систему НМО, как и аккредитацию медработников, будут внедрять поэтапно. С 2016 года в непрерывное образование включатся те, кто в этом году впервые пройдут аккредитацию или в последний раз получат сертификат. С 2017 года – следующая «партия». Каждый год в систему НМО будут входить по 120-150 тысяч медиков, и в конце концов это коснется всех. – Без портфолио на портале НМО ни один врач не будет допущен к первичной или повторной аккредитации. Следовательно, не сможет дальше работать, – подчеркивает Балкизов. – Вот мой сертификат хирурга действителен до 2017 года. В следующем году я в последний раз пройду сертификационный цикл и сразу вступлю в систему НМО. Если к 2022 году накоплю 250 баллов, смогу пройти реаккредитацию и получу право работать хирургом. А что если по каким-то причинам специалист не успеет набрать заветные баллы? Эксперт Координационного совета обнадеживает: «Будем искать какой-то выход. Дадим дополнительный срок, чтобы медработник прошел интенсивные курсы и добрал недостающие баллы. Так делают в большинстве развитых стран. На них мы и ориентировались, меняя систему непрерывного медицинского образования. НМО в Европе уже давно реализуется по этим принципам: 250 часов – за 5 лет и не меньше 50 часов – в год». «Подводные камни» новой системы Правда, чтобы перейти на европейские стандарты, в российской системе медицинского ДПО надо многое изменить. Пресловутые 250 часов обучения за 5 лет – система совершенно новая для медвузов. А значит, нужно менять учебные программы, согласовывать их с экспертной комиссией минздрава. «Министерство сейчас прорабатывает новую форму обучения – по 18 часов, т.е. всего по два дня, – говорит Залим Балкизов. – За это время врач может посетить симуляционный курс, семинар или мастер-класс, изучить дома часть образовательных материалов. Если разбить на такие «отрезки» все 250 часов обучения, работодателям не нужно будет отпускать врача на целых 4 недели, искать ему специалиста на замену. Так будет удобнее для руководителей, но самим медработникам эта система может не понравиться. Ведь многие расценивают циклы повышения квалификации как дополнительный отпуск и не хотят его терять». Впрочем, сами руководители пока неохотно отпускают врачей даже на однодневные конференции. В подтверждение тому – первые результаты пилотного проекта НМО, который стартовал в России в конце 2013 года и продлится до 2020-го. В рамках проекта 569 участковых терапевтов, врачей общей практики и педиатров из 15 регионов страны начали повышать квалификацию по-новому. И тут же столкнулись со сложностями: руководители медучреждений не отпускают на образовательные мероприятия. Так, конгресс союза педиатров из 20 московских врачей-участников пилотного проекта смогли посетить только три. Есть и другая проблема: далеко не все медики хорошо владеют компьютером и интернетом. А без этих навыков включиться в систему НМО будет трудно. Около 30% участников «пилота» уже признались, что работа с электронным портфолио дается им с трудом. «Участие в пилотном проекте побудило многих специалистов научиться работать в интернете, – комментирует Залим Балкизов. – В итоге часть врачей стала активнее пользоваться интернетом, кто-то купил ноутбук. У людей была потребность получить такие навыки, и они их освоили. А пока врач раз в 5 лет посещает образовательные циклы, ему и не нужен интернет».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!