Новая модель дополнительного образования. Навыки будущего. Структура участия в проекте

ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ» – это. . . среда ускоренного развития технических способностей детей; пространство интеллектуальной смелости; условия для формирования изобретательского мышления; опережающие технологии развития детей; платформа создания нового российского образовательного формата для детей в области инженерных наук, основанного на проектной командной деятельности. 2

МИССИЯ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ МИССИЯ Внедрение новой эффективной модели дополнительного образования детей доступной для тиражирования во всех регионах страны, обеспечивающей объединение усилий науки, бизнеса и государства на основе принципов государственно-частного партнерства (ГЧП) для формирования системы ускоренного развития технических способностей детей с целью выращивания инженеров и ученых нового типа. ЦЕЛЬ Возрождение престижа инженерных и научных профессий, подготовка кадрового резерва для глобального технологического лидерства России. ЗАДАЧИ Обеспечить социальный лифт молодежи, проявившей ярко выраженные таланты в научно-техническом творчестве; Обеспечить реализацию научно-технического потенциала российской молодежи; Обеспечить подготовку национально-ориентированного кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики РФ; Создать новый российский формат дополнительного образования детей в сфере инженерных наук; Обеспечить системное выявление и дальнейшее сопровождение одаренных в инженерных науках детей. 3

ОРГАНИЗАТОРЫ И ПАРТНЁРЫ ОРГАНИЗАТОРЫ ИНИЦИАТИВЫ Министерство образования и науки РФ АСИ ПАРТНЁРЫ ИНИЦИАТИВЫ РОСАТОМ ОРКК МИИГАи. К ОАО «Росатом» Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере МАМИ Фонд развития промышленности Нанотехнологическое общество России Газпром КАМАЗ Lego Education Чемпионат рабочих специальностей Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников 4

ИНФРАСТРУКТУРА ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА Концепт инфраструктуры Детского технопарка основан на максимально открытых пространствах с множеством современных инновационных решений. Специализированные цеха общего пользования (Цех обработки материалов, Цех сборки, ИТ-Цех, Цех высокотехнологичного оборудования) проектируются с учетом оптимизации используемого оборудования всеми технологическими направлениями образовательного процесса. Лаборатории и цеха, оснащенные лучшим высокоточным оборудованием, от станков механо и термообработки до операционных микроскопов для нейрохирургии с апохроматической конструкцией, а также уникальным программным обеспечением для проведения экспериментов и демонстрации опытов, призваны создать среду для ускоренного развития технических способностей у детей. 7 15

8

ИНФРАСТРУКТУРА ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА Детский технопарк Технозона Медиатека Интерактивный Квантомузей Цеха Конференц -зал Город профессий Дополнительные услуги 9 18

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Образовательные программы Кванториумов проектируют лучшие методологи российских университетов в сотрудничестве с ведущими российскими высокотехнологичными предприятиями и научными институтами. Образовательная система «Кванториум» основывается на реальных технологических кейсах, с привитием участникам навыков прохождения процесса полного жизненного цикла создания инженерного продукта, сквозных изобретательских компетенций, таких как дата скаутинг и способы изменения объектов и их свойств. В основе образовательного процесса Кванториумов лежит итерактивность, проектный подход и командная работа юных «специалистов» из разных областей инженерных наук. В работе над проектом ученики Кванториумов получают не только новые знания, но также надпредметные компетенции: умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения, что предоставит возможность в будущем стать успешными специалистами в любой области технологических разработок. 16 24

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ ТРЕКИ ПРОЕКТНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - сценарий участия школьника в проектной деятельности АВТОМОДЕЛИРОВАНИЕ Создание беспилотной модели автомобиля Конструирование модели автомобиля Школа Гонки (НАМИ) КОНСТРУИРОВАНИЕ СПУТНИКА Моделирование спутника в компьютерном симуляторе Гонки беспилотников Создание модели спутника в 3 D Турнир Орбита Моделирование спутника с применением конструктора Выставка проектов Состязание моделей в железе ГЕОИНФОРМАЦИОНН ЫЕ СИСТЕМЫ Полноценный геоинформационный ITпроект Геопорталы, снимки из космоса, ГИС Живая карта Выставка решений 17

18 июня 2015 г. на площадке Петербургского международного экономического форума состоялась презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей».

Министерством образования и науки Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив (АСИ), а также между АСИ и пилотными регионами реализации: республикой Татарстан, Ханты-Мансийским автономным округом и Алтайским краем подписано соглашение о реализации стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей».

В презентации приняли участие: помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов, министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова, губернатор Алтайского края Александр Карлин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» Марина Ракова.

К сожалению, сегодня организации системы дополнительного образования не подготавливают детей и подростков к участию в будущем технологическом прорыве, но систему дополнительного образования детей необходимо сохранить и развить ее инфраструктуру.

По замыслу авторов, решит проблему создание новых опорных ресурсных центров - современных аналогов всем известных дворцов пионеров, которые будут созданы на основе государственно-частного партнерства, а организованы они будут по принципу индустриальных парков для малого и среднего бизнеса, где каждый кружок может быть создан отдельным предпринимателем.

Планируется в этих центрах предоставлять детям программы отраслевой профориентации, образовательные программы, прививающие компетенции «завтрашнего дня», обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы. Таким образом, будет решена вторая задача - создание среды ускоренного развития талантливых детей и их дальнейшего сопровождения. Каждый ребенок сможет почувствовать себя немного авиаконструктором, нефтяником, биотехнологом.

Ядром центров станут интерактивные музеи, где дети смогут «потрогать науку руками». Все у кого есть дети и внуки, наверняка знают о подобных музеях «Немо» в Амстердаме, Центре имени Коперника в Варшаве и других подобных мировых центрах. Планируем сделать такие и в России для наших детей.

Партнерами детских ресурсных центров, которые будут определять профили и содержание образовательных программ, выступят Росатом, Объединенная ракетно-космическая корпорация, Газпром, Лукойл, Эвалар и другие российские промышленные компании.

Третья задача - это обеспечение реального выбора ребенком и родителем организации дополнительного образования независимо от формы ее собственности. Механизмом реализации данной задачи станет система сертификатов, работающих по принципу «деньги идут за ребенком». При этом сохранится бесплатность базового дополнительного образования для юных потребителей, что крайне важно, потому что работа сети опорных ресурсных центров ориентирована на максимальный охват детей. Система сертификатов уже отработана и успешно действует в регионах реализации Модельной программы АСИ по развитию системы детского отдыха.

Реализация инициативы также позволит сформировать дополнительную систему мотивации детей. На основе результатов личных достижений учащиеся опорных ресурсных центров будут получать право на гранты, направления на отдых в федеральные детские центры «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена» и другие поощрения мотивационного характера.

В первый год инициативу планируется реализовать в пилотных регионах. Уже есть интерес со стороны 4-х субъектов: Республика Татарстан, Алтайский край, Московская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Руководством этих регионов отобраны объекты, на которых будет реализована модель опорных ресурсных центров, есть инвесторы.

Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив, выступая на церемонии, заявил: «Сегодня все, без исключения, понимают важность ранней профориентации детей, чтобы они могли как можно раньше решить, что им нравится, и определиться, куда они хотят двигаться в своей жизни. Очень важно, чтобы все объединилось в цельную систему: и Министерство образования, и региональные управления, которые финансируют целевые кружки с тем, чтобы создать связную синхронную систему дополнительного образования, ориентированную на те профессии, которые в будущем станут основой российской экономики, основой нашей технологической и экономической безопасности».

Помощник Президента России Андрей Белоусов подчеркнул в своем выступлении: «Этот проект - «Новая модель системы дополнительного образования детей» - не случайно поддержан Президентом, ведь мы прекрасно понимаем, что есть целый ряд творческих видов деятельности, таких как конструирование, изобретательство, спорт высших достижений, которые поздно начинать в 17-18 лет, когда поступают в вуз. Для того, чтобы ребенок мог себя проявить, необходимо сделать две очень простые вещи: нужно заинтересовать его, дать ему возможность проявить себя еще в школьном возрасте, и во-вторых, вся система дополнительного образования, которая этим занимается, должна быть нацелена на интересы ребенка. В некоторых регионах это уже сделано… Результаты творческих конкурсов, показывают, что дети зачастую обгоняют взрослых специалистов именно в таких творческих сферах, как например, конструирование. Проект, который сегодня стартует, позволяет объединить усилия федерального центра, госкорпораций, Министерства образования в создании системы, в которой ребенок будет главным действующим лицом».

В субботу состоялся «Марафон открытий» новых технопарков — к 7 уже действующим присоединились 17 новых — от Хабаровского края до Калининградской области. Теперь в России появилась сеть из 24 «Кванториумов» в 19 регионах.

В следующем году сеть детских технопарков увеличится — до конца 2017 года в России заработают порядка 40 детских технопарков «Кванториум». Об этом на пресс-конференции в ТАСС сообщил генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин :

На первом этапе была задача попытаться убедить несколько регионов попробовать. Без научного и инженерного допобразования у нас нет будущего. Вчера «Кванториумов» было семь, на следующий год будет 40.

Помощник президента РФ Андрей Белоусов назвал открытие «Кванториумов» историческим событием. Он сообщил, что это уникальная форма будущего, которой пока нет у других стран.

Что такое детский технопарк «Кванториум»?

Детские технопарки «Квавнториум» — площадки, где дети в проектном формате решают реальные кейсы и задачи по перспективным естественнонаучным и техническим направлениям. Они создаются согласно Постановления Правительства N 317 от 18 апреля 2016 года «О реализации Национальной технологической инициативы» (НТИ). Финансовое обеспечение детских технопарков в утверждено в рамках федеральной целоевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы , подготовленной Минобрнауки и Минфином России.

«Кванты» — направления обучения в детских технопарках «Кванториумах». Фото asi.ru

Средства на софинансирование капитальных расходов по закупке высокотехнологичного образовательного оборудования для детских технопарков «Кванториум» в размере 1 млрд рублей выделены из Федерального бюджета в 2016 году .

Сначала проект был опробован в четырех регионах: Республика Татарстан, Алтайский край, Московская область, Ханты-Мансийский Автономный округ (Югра).

Список действующих детских технопарков:

  • ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск
  • Республика Татарстан, г. Набережные Челны
  • Москва, Технополис «Москва»
  • Москва, Технопарк «Мосгормаш»
  • Югра, г. Нефтеюганск
  • Югра, г. Югорск
  • Алтайский край, г. Барнаул
  • Белгородская область, г. Белгород
  • Владимирская область, г. Владимир
  • Вологодская область, г. Череповец
  • Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик
  • Калиниградская область, г. Калининград
  • Красноярский край, г. Красноярск
  • Липецкая область, г. Липецк
  • Республика Мордовия, г. Саранск
  • Республика Татарстан, г. Альметьевск
  • Республика Татарстан, г. Нижнекамск
  • Томская область, г. Томск
  • Тульская область, г. Тула
  • Ульяновская область, г. Ульяновск
  • Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
  • Чеченская республика, г. Грозный
  • Чувашская Республика, г. Чебоксары
  • Московская область, г. Королев

Подробнее о некоторых «Кванториумах»:

Технопарк «Кванториум» в Набережных Челнах

В Набережных Челнах детский технопарк «Кванториум» открылcя в начале 2016 года. Татарстан стал одним из пилотных регионов для реализации проекта Агентства стратегических инициатив и Министерства образования и науки России «Новая модель системы дополнительного образования детей».

Дети могут выбрать один из восьми квантов (направлений обучения).

Программу обучения в «Кванториуме» для каждого направления (квантов) разрабатывали ведущие российские университеты и корпорации.

Технопарк «Кванториум» Югры (Ханты-Мансийск)

Первый в России детский технопарк «Кванториум Югры» открыт в Ханты-Мансийске 28 ноября 2015 года в рамках соглашения между Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. C 1 августа 2016 года детский технопарк «Кванториум Югры», работающий на базе Технопарка высоких технологий, начал набор на занятия в группы дополнительного образования детей на сентябрь-декабрь 2016 года.

Технопарк «Кванториум» Югры. Фото asi.ru

Власти Сургута намерены открыть не менее пяти детских технопарков «Кванториум». Здание первого из них площадью 6 тыс. квадратных метров планируется сдать в декабре 2016 года. Открытие намечено на 2017 год. Образовательная программа в нем будет ориентирована на подготовку кадров инженерно-технических специальностей.

Технополис «Москва»

«Технополис «Москва» является флагманским проектом Правительства Москвы по созданию инфраструктуры для развития высоких технологий. На территории Технополиса работают более 50 компаний-резидентов, в том числе такие лидеры российского и международного сектора высокотехнологичной промышленности как Холдинговая компания «Композит», «Крокус Наноэлектроника», американская NeoPhotonics, голландская Mapper, французская Schneider Electric. Эти компании создают не только наукоемкую продукцию, но и большое количество высококвалифицированных рабочих мест, а также пополняют городской бюджет налогами.

В настоящее время Технополис «Москва» включает в себя свыше 350 тысяч м2 производственных помещений с необходимой инженерной инфраструктурой, собственный таможенный пост и конгресс-центр.

Планируется, что к концу 2018 года на территории Технополиса будут одновременно работать более 5,5 тысяч человек. Уже сейчас площадка является центром притяжения инновационных компаний и местом проведения крупных событий индустрии высоких технологий, в том числе Международного форума «Открытые инновации»

Технопарк «Кванториум» в Москве. Фото — Андрей Гурьев (фейсбук)

Технопарк «Кванториум» в Ульяновске

Помещение для детского технопарка «Кванториум» в Ульяновске предоставило ульяновское конструкторское бюро приборостроения – Дом культуры имени Чкалова. На создание «Кванториума» из бюджетов разных уровней и за счет частных инвестиций будет выделено порядка 194 миллионов рублей.

В учреждении, которое будет работать в системе дополнительного образования, смогут заниматься дети, начиная с младших классов школы. Это будет принципиально новое образовательное учреждение - для обучения планируется привлечь бизнес в сфере образования. Технопарк будет включать в себя шесть основных направлений: » Автоквантум «, » Робоквантум «, » IT - квантум «, » Аэроквантум «, » Наноквантум «, » Биоквантум «.

Детский технопарк создается методом государственно-частного партнерства. Порядка 92 миллионов рублей область получит из федерального центра в рамках ФЦП, 67 миллионов рублей выделит областной бюджет, 35 миллионов рублей вложит один из партнеров проекта – завод » Авиастар-СП «. Кроме того, регион ежегодно будет давать технопарку госзаказ на обучение 800 детей. Всего в парке будет обучаться более тысячи детей в год.

Технопарк «Кванториум» в Кабардино-Балкарии

В Кабардино-Балкарии детский технопарк открылся на базе детской академии творчества «Солнечный город». Федеральный бюджет выделил республике 56 миллионов рублей.

Регион вошел в число 17 субъектов РФ, где до конца 2016 года должны быть открыты детские технопарки по итогам всероссийского конкурса.

В Центре также созданы школа раннего развития, центры дополнительного образования по музыкальному, изобразительному, хореографическому, спортивному и другим направлениям, региональный ресурсный центр образовательной робототехники, центры нано- и IT-технологий, лаборатория по техническому моделированию и прикладному творчеству, компьютерным технологиям.

Теперь школьник может получить дополнительное образование по таким направлениям как киберфизика, авто-, космо-, аэромоделирование, нейро-, биотехнологии, программирование и др., просто записавшись в детский технопарк . Правда, пока это можно сделать не везде — первые детские технопарки — «Кванториумы»- открылись в Ханты-Мансийском автономном округе и Татарстане. Но уже на очереди Алтайский край, Московская и Новосибирская области. Первые технопарки появятся и в Хабаровском крае. Всего же до конца 2016 года детские технопарки должны начать работать в 14 регионах России. В технопарки принимаются дети от 5 до 18 лет. Обучение бесплатное.

Детские технопарки создаются Минобрнауки совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках нового проекта «Новая модель системы дополнительного образования детей », предложенного АСИ. Цель проекта — вовлечение как можно большего количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в различных областях . Проект поддержан Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.

АСИ определило 14 ведущих технических направлений: робоквантум, авиаквантум, автоквантум, гелеоквантум, ноухауквантум (изобретательство), радиоквантум, ITквантум, dataквантум (геоинформатика), биоквантум (биоинженерия), энерджиквантум, космоквантум, наноквантум, нейроквантум (нейротехнологии), экоквантум.

Типовая структура детского технопарка : 1Т-класс, электроника, промзона, грязный цех и коворинг.

Например, детские технопарки — «Кванториумы» – состоят из таких блоков:

«IT-квантум » – где школьники, начиная с младших классов, знакомятся с программированием и защитой информации;

«Биоквантум » – школьники знакомятся с микробиологией и биотехнологиями;

«Робоквантум » – посещающий этот блок ученики знакомятся с мехатроникой и прикладным программированием;

«Энерджиквантум » – в этом блоке изучают азы маломерного инновационного судостроения;

«Аэроквантум» – посвящается знакомству с созданием беспилотных летательных аппаратов (дронов) и т.д.

В «Кванториумах» дети в игровой форме осваивают самые передовые технологии, получают практические навыки их применения. При этом каждый сможет перейти из одного «квантума» в другой.

В технопарках школьники и абитуриенты будут разрабатывать инженерные и исследовательские проекты, работая на современном оборудовании под руководством отраслевых экспертов и преподавателей вузов. Кроме того, они будут активно участвовать в международных инженерных соревнованиях по ключевым направлениям технологического развития – энергосберегающие технологии, беспилотный наземный и воздушный транспорт, частная космонавтика и другие.

Обучение в технопарках строится на базе деятельностно-ориентированного подхода. Особенность образовательного процесса — разделение его на две составляющие:

  • командная проектная работа с установкой на результат;
  • получение ребенком сквозных, надпредметных компетенций, таких как умение правильно ставить и достигать цели, распределять обязанности в команде, добиваться конкурентоспособных результатов работы в условиях жестких сроков.

Специалисты технопарка — профессиональные педагоги — станут для школьников проводниками при вовлечении их в современную научно-техническую сферу.

Т.о., детский технопарк это новая модель дополнительного образования , позволяющая детям на высоком уровне получать начальные профессиональные умения и навыки по техническим дисциплинам, доступ к современным программам допобразования в области технологий, дающая возможность развиваться молодым талантам и показывать своё мастерство на различных выставках и конкурсах.

По словам директора направления «Социальные проекты» АСИ Светланы Чупшевой, «детский технопарк – современное пространство с новейшим оборудованием мировых стандартов ».

С появлением технопарков реформируется и сама система дополнительного образования. Она будет больше ориентирована на технические направления.

Партнеры новой модели дополнительного образования – промышленные предприятия, молодые технологические предприниматели, научные институты и университеты, а также компании, работающие в сфере детского дополнительного образования.

Идею создания детских технопарков поддержали многие регионы России .

Так, детские технопарки в 2016 г. откроются в Москве, Дмитрове, Жуковском, Королеве, Реутове, а также в Ульяновской области, Самаре, Челябинской области, Новосибирске и др. Компания Lego также построит в 6 российских городах высокотехнологичные детские технопарки.

Справочно. По статистике Минобрнауки России более 50% школьников посещают учреждения дополнительного образования, при этом только 4% из них вовлечены в научно-техническое творчество. К 2020 году не менее 75% детей от 5 до 18 лет должны заниматься во внешкольных кружках и секциях, а охват научно-техническим творчеством должен увеличиться в 2-2,5 раза. В США занимается в научно-технологических центрах — 20% детей, в Японии - 10%, в Татарстане — 8%.

При подготовке использованы материалы.


Детские технопарки «Кванториум» площадки, где дети в проектном формате решают реальные кейсы и задачи по перспективным естественно-научным и техническим направлениям. Дети осваивают перспективные инженерные направления, в том числе современные лазерные технологии, нейротехнологии , беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и другие.

Инициатива «Новая модель системы дополнительного образования детей», в рамках реализации которой открываются детские технопарки «Кванториум», была одобрена наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив (АСИ) во главе с Президентом России В.В. Путиным в мае 2015 года. Инициатива направлена на создание среды для ускоренного развития детей от 5 до 18 лет в научно-технической сфере и формирования у подрастающего поколения изобретательского мышления.

К кон цу 2016 года в России открыто 24 детских технопарка «Кванториум», созданных на отработанных принципах государственно-частного партнерства, сетевого взаимодействия, лучших отечественных педагогических практиках. Обучение в этих центрах на постоянной основе получает 12 тысяч детей. К концу 2017 года таки х детских центров станет более 5 0 по всей России.

Инициатива по созданию «точек роста» и создание на базе детских технопарков методических модельных центров в образовательной сфере вошла в основу Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

В целях реализации методических функций, разработки организационных и финансовых моделей, выполнения обязательств федерального оператора детских технопарков создан Фонд новых форм развития образования – подведомственная организация Минобрнауки России. Совместно с ведущими отечественными техническими вузами – МГТУ им. Баумана, МФТИ, МАМИ, МИГАИК разработаны современные программы по нейротоехнологиям , созданию искусственного интеллекта, энергетике, кибирфизике , нанотехнологиям и другим перспективным технологическим направлениям.

С ведущими компаниями, такими как ОРКК, Сибур Холдин г , Ростех , ОАК, Intel , КамАЗ для детей адаптирую тся взрослые технологические задачи. На базе инфраструктуры детских технопарков « Кванотриум » создаются кроссфункциональные R&D-центры, которые будут координировать инновационные исследования и разработки, а также осуществлять экспертизу по заказу российских промышленных предприятий. В задачи инженерных инкубаторов будет входить конверсия технологий и внедрение их в гражданский оборот. Ростех уже начал развивать уникальный проект по созданию креативного индустриального кластера на базе тульского завода «Октава», где совместно с « Кванториумом » создается высшая техническая школа. В рамках проекта предполагается активное вовлечение молодых профессионалов, обладающих неординарными и вариативными идеями решения технологических задач.

Перечень тематических программ технопарков:

Робототех ,

Автотех ,

Космотех ,

Аэротех

Нейротех ,

Биотех ,

Энерготех ,

IT,

VR/AR,

Геоинформатика ,

Радиоэтех , Москва, Технополис «Москва», Технопарк « Мосгормаш »
Московская область, г. Королев
Алтайский край, г. Барнаул
Белгородская область, г. Белгород
Владимирская область, г. Владимир
Вологодская область, г. Череповец
Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик
Калинин градская область, г. Калининград
Красноярский край, г. Красноярск
Липецкая область, г. Липецк
Республика Мордовия, г. Саранск
Томская область, г. Томск
Тульская область, г. Тула
Ульяновская область, г. Ульяновск
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Чеченская республика, г. Грозный
Чувашская Республика, г. Чебоксары

*Перечень регионов, в которых детские технопарки откроются в 2017 году

Воронежская область
Московская область
Мурманская область
Новгородская область
Пензенская область
Республика Башкортостан
Республика Дагестан
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Саха (Якутия)
Республика Удмуртия
Республика Хакасия
Рязанская область
Самарская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тюменская область
Ярославская область

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!