Оснащение учебного процесса по фгос. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений — Российская газета. Стойки волейбольные универсальные

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.

Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.

Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

    Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

    К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);

    Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.

Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа

Старшая школа

Базов уров.

Проф уров

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень)

1.3

Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)

1.4

Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре

1.5

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)

1.6

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

1.7

1.8

Учебник по физической культуре

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.9

Дидактические материалы по основам

Комплекты разноуровневых

разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

тематических заданий,

дидактических карточек.

1.10

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению

В составе библиотечного фонда

1. 11

Методические издания по физической культуре для учителей

Ж. «Физическая культура в школе»

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

2.2

Плакаты методические

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

2.3

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

3.1

Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

3.2

Аудиозаписи

Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям;

проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

4.1

Телевизор с универсальной подставкой

Телевизор не менее 72 см по диагонали

4.2

Видеомагнитофон с комплектом видеокассет

4.3

Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей

4.4.

Радиомикрофон (петличный)

4.5.

Мегафон

4.6

Мультимедийный компьтер

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

4.7

Сканер

4.8.

Принтер лазерный

4.9.

Копировальный аппарат

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.10

Цифровая видеокамера

Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.11

Цифровая фотокамера

4.12

Мультимедиапроектор

4.13

Экран (на штативе или навесной)

Минимальные размеры 1,25х1,25

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ГИМНАСТИКА

5.1.

Стенка гимнастическая

5.2

Бревно гимнастическое напольное

5.3

Бревно гимнастическое высокое

5.4.

Козел гимнастический

5.5.

Конь гимнастический

5.6

Перекладина

гимнастическая

5.7.

Брусья гимнастические, разновысокие

5.7

Брусья гимнастические, параллельные

5.8.

Кольца гимнастические, с механизмом крепления

5.9

Канат для лазания, с механизмом крепления

5.10

Мост гимнастический подкидной

5.11

Скамейка гимнастическая жесткая

5.12

Скамейка гимнастическая мягкая

5.13

Комплект навесного оборудования

В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания

5.14

Контейнер с набором т/а гантелей

5.15

Скамья атлетическая, вертикальная

5.16

Скамья атлетическая, наклонная

5.17

Стойка для штанги

5.18

Штанги тренировочные

5.19

Гантели наборные

5.20

Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина

5.21

Коврик гимнастический

5.22

Станок хореографический

5.23

Акробатическая дорожка

5.24

Покрытие для борцовского ковра

5.25

Маты борцовские

5.26

Маты гимнастические

5.27

Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг)

5.28

Мяч малый (теннисный)

5.29

Скакалка гимнастическая

5.30

Мяч малый (мягкий)

5.31

Палка гимнастическая

5.32

Обруч гимнастический

5.33

Коврики массажные

5.34

Секундомер настенный с защитной сеткой

5.35

Пылесос

Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря

5.36

Сетка для переноса малых мячей

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

5.37

Планка для прыжков в высоту

5.38

Стойки для прыжков в высоту

5.39

Барьеры л/а тренировочные

5.40

Флажки разметочные на опоре

5.41

Лента финишная

5.2

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

5.43

Рулетка измерительная (10м; 50м)

5.44

Номера нагрудные

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

5.45

КОМПЛЕКТ ЩИТОВ БАСКЕТБОЛЬНЫХ С КОЛЬЦАМИ И СЕТКОЙ

5.46

ШИТЫ БАСКЕТБОЛЬНЫЕ НАВЕСНЫЕ С КОЛЬЦАМИ И СЕТКОЙ

5.47

МЯЧИ БАСКЕТБОЛЬНЫЕ

5.48

СЕТКА ДЛЯ ПЕРЕНОСА И ХРАНЕНИЯ МЯЧЕЙ

5.49

ЖИЛЕТКИ ИГРОВЫЕ С НОМЕРАМИ

5.50

СТОЙКИ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

5.51

СЕТКА ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ

5.52

МЯЧИ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ

5.53

СЕТКА ДЛЯ ПЕРЕНОСКИ И ХРАНЕНИЯ БАСКЕТБОЛЬНЫХ МЯЧЕЙ

5.54

ТАБЛО ПЕРЕКИДНОЕ

5.55

ЖИЛЕТКИ ИГРОВЫЕ С НОМЕРАМИ

5.56

ВОРОТА ДЛЯ МИНИ-ФУТБОЛА

5.57

СЕТКА ДЛЯ ВОРОТ МИНИ-ФУТБОЛА

5.58

МЯЧИ ФУТБОЛЬНЫЕ

5.59

НОМЕРА НАГРУДНЫЕ

5.60

КОМПРЕССОР ДЛЯ НАКАЧИВАНИЯ МЯЧЕЙ

2

ТУРИЗМ

5.61

ПАЛАТКИ ТУРИСТСКИЕ (ДВУХ МЕСТНЫЕ)

5.62

РЮКЗАКИ ТУРИСТСКИЕ

5.63

КОМПЛЕКТ ТУРИСТСКИЙ БИВУАЧНЫЙ

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

5.64

ПУЛЬСОМЕТР

5.65

ШАГОМЕР ЭЛЕКТРОННЫЙ

5.66

КОМПЛЕКТ ДИНАМОМЕТРОВ РУЧНЫХ

5.67

ДИНАМОМЕТР СТАНОВОЙ

Д

5.68

СТУПЕНЬКА УНИВЕРСАЛЬНАЯ (ДЛЯ СТЕП-ТЕСТА)

Г

5.69

ТОНОМЕТР АВТОМАТИЧЕСКИЙ

Д

5.70

ВЕСЫ МЕДИЦИНСКИЕ С РОСТОМЕРОМ

Д

Д

СРЕДСТВА ДО ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ

5.71

АПТЕЧКА МЕДИЦИНСКАЯ

Д

Д

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНВЕНТАРЬ

5.80

ДОСКА АУДИТОРНАЯ С МАГНИТНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ

Д

Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу

6.

СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ

6.1

СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ ИГРОВОЙ

6.2

СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ ГИМНАСТИЧЕСКИЙ

С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.

6.3

ЗОНЫ РЕКРЕАЦИИ

Для проведения динамических пауз (перемен)

1

2

3

4

5

6

6.4

КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ

Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды

6.5

ПОДСОБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ИНВЕНТАРЯ И ОБОРУДОВАНИЯ

Включает в себя: стеллажи, контейнеры

7.

ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА)

7.1

ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКАЯ ДОРОЖКА

Д

7.2

СЕКТОР ДЛЯ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ

Д

7.3

СЕКТОР ДЛЯ ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

Д

7.4

ИГРОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ФУТБОЛА (МИНИ-ФУТБОЛА)

Д

7.5

ПЛОЩАДКА ИГРОВАЯ БАСКЕТБОЛЬНАЯ

Д

7.6

ПЛОЩАДКА ИГРОВАЯ ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ

Д

7.7

ГИМНАСТИЧЕСКИЙ ГОРОДОК

Д

Д

7.8

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ

Д

Д

7.9

ЛЫЖНАЯ ТРАССА

Д

Включающая, небольшие отлогие склоны

7.10

КОМПЛЕКТ ШАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕСТ ЗАНЯТИЙ НА СПОРТИВНОМ СТАДИОНЕ

Д

Регистрационный N 19682

В соответствии с пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Министр А. Фурсенко

Приложение

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений

1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (далее - Требования) представляют собой описание необходимых условий, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ.

2. Требования включают вопросы по:

комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений;

учебно-методическому обеспечению учебного процесса;

материально-техническому оснащению учебного процесса;

информационному обеспечению учебного процесса.

3. Требования к комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений включают создание условий, обеспечивающих возможность:

выявления и развития способностей обучающихся и воспитанников в любых формах организации учебного процесса, организации общественно-полезной деятельности, в том числе учебной и производственной практики;

работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности в формах, адекватных возрасту обучающихся и воспитанников, и с учетом особенностей реализуемых в образовательном учреждении основных и дополнительных образовательных программ;

освоения обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

участия обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии образовательной среды образовательного учреждения, а также в формировании и реализации индивидуальных учебных планов и образовательных маршрутов обучающихся и воспитанников;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и воспитанников и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения и с учетом национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется учебный процесс;

использования современных образовательных технологий;

активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий);

эффективной самостоятельной работы обучающихся и воспитанников;

физического развития обучающихся и воспитанников;

обновления содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами обучающихся и воспитанников и их родителей (законных представителей), а также с учетом национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется учебный процесс.

4. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включают:

параметры комплектности оснащения учебного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

параметры качества обеспечения учебного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания;

безопасный доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов. При этом должно быть обеспечено ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и воспитанников;

укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).

5. Требования к материально-техническому оснащению учебного процесса включают создание условий, обеспечивающих возможность:

создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, осуществление информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях и др.);

получения информации различными способами (поиск информации в локальных и глобальных информационно-телекоммуникационных сетях, работа в библиотеке и др.);

проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;

наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;

проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;

исполнения, сочинения (аранжировки) музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий (для образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; для профильных образовательных учреждений);

физического развития обучающихся и воспитанников, участия в спортивных соревнованиях и играх;

управления учебным процессом (в том числе планирование, фиксирование (документирование) его реализации в целом и (или) отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов), осуществление мониторинга и корректировки);

размещения, систематизирования и хранения (накапливания) учебных материалов и работ обучающихся, воспитанников и педагогических работников (в том числе создание резервных копий);

проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;

организации отдыха, досуга и питания обучающихся и воспитанников, а также работников образовательного учреждения.

6. Требования к информационному обеспечению учебного процесса включают возможность в электронной форме:

управлять учебным процессом;

создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

создавать, обрабатывать и редактировать звук;

создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;

индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;

визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);

размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);

проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;

проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;

осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

Основания и цели разработки требований .

Настоящие требования к оснащению образовательного процесса разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по технологии. Они представляют собой требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по технологии. Требования включают перечни инструментов и оборудования для выполнения практических работ, демонстрационного оборудования, книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, моделей, натуральных объектов, развивающих игр и игрушек. Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из соответственного задачам комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.

Новизна разработанных требований .

Обновление содержания образования связано с расширением вариативности путей достижения целей изучения образовательной области «Технология», предоставлением учителю свободы в выборе объектов труда и изучаемых технологий с целью более полного учета интересов учащихся, возможностей школы и требований современной жизни. Личностная ориентация образования реализована в стандарте через предоставление учащимся возможности выбора полезных объектов труда в процессе изучения всех разделов образовательной области «Технология». Значительная часть содержания стандарта ООТ направлена на приобретение учащимися общетрудовых знаний, умений и навыков, необходимых в последующей деятельности независимо от ее вида, подготовку школьников к ведению домашнего хозяйства.

Деятельностный характер обучения реализован в стандарте через достижение целей изучения образовательной области «Технология» в процессе освоения разнообразных способов практической деятельности по изготовлению полезных объектов труда.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

Принципиальное значение для реализации требований образовательного стандарта по технологии является обеспеченность мастерских инструментами, оборудованием и расходными материалами.

При составлении требований к оснащению образовательного процесса учитывался ряд особенностей функционирования школьных мастерских. Технические характеристики применяемого оборудования должны соответствовать психофизиологическим возможностям школьников 5-8 классов, учебное оборудование должны быть компактным, чтобы не перегружать объем помещения мастерской и при этом состав учебного оборудования должен обеспечивать возможность выполнения всех основных технологических операций, предусмотренных примерными учебными программами, при безусловном выполнении требований безопасности труда.

Требования к оснащению кабинетов по растениеводству и животноводству могут быть дополнены оборудованием на базе кабинетов биологии и химии, а перечень учебного оборудования для электротехнических работ может быть дополнен оборудованием кабинета физики.

Освоение содержания «Технологии» происходит в процессе практической деятельности учащихся, поэтому в требования включено большое количество инструментов, технологического оборудования и т.п., что обеспечивает широкий диапазон технологической подготовки школьников, начиная с простых ручных операций, и кончая воплощением конструкторских идей при выполнении самостоятельных творческих проектов.

Включенные в требования контрольно-измерительные приборы и инструменты позволяют осуществлять контроль качества изготовленных изделий, а наличие коллекций натуральных образцов — выполнять разнообразные лабораторно-практические работы.

Каждая учебная мастерская должна быть обеспечена необходимой методической и справочной литературой, техническими средствами обучения, обеспечивающими возможность просмотра слайдов, видеофильмов, компакт-дисков по изучаемым разделам технологии.

Реализация принципа вариативности.

Большая роль в обучении технологии отводится самостоятельной работе учащихся. В связи с этим основное внимание было уделено включению в состав требований средств обучения, обеспечивающих самостоятельную творческую работу учащихся. Наряду с традиционными для процесса преподавания демонстрационными средствами обучения в требования включено учебное оборудование, обеспечивающее процесс учения. Эту функцию призваны выполнить большое количество дидактических раздаточных материалов, экранно-звуковые средства обучения, ролевые и деловые игры.

В требования включены полифункционалъные средства обучения, обеспечивающие межпредметные связи и связи между разделами технологии: динамические модели, таблицы, плакаты, транспаранты, которые могут стать для школьников объектами проектирования.

В настоящее время в практику преподавания вводятся принципиально новые носители информации. Значительная часть новых учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на электронных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования собственной библиотеки электронных изданий. Поэтому желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных мультимедийных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Современный период характеризуется активным обновлением материально-технической базы технологического образования школьников. Появляются новые виды ручных инструментов для обработки различных материалов, начинает использоваться ручной электроинструмент, на занятиях находят применение малогабаритные настольные многофункциональные станки. В этой связи многие позиции требований сформулированы в обобщенном виде, чтобы дать возможность учебным заведениям использовать уже существующее материально-техническое обеспечение и, в то же время пополнять свою базу новым оборудованием и методическими разработками.

Расчет количественных показателей материально-технического обеспечения.

Количество единиц учебного оборудования для мастерских по обработке металла, древесины, ткани и пищевых продуктов рассчитывалось из условия деления класса из 30 учащихся на две равные группы по 15 человек. При большей средней наполняемости классов в общеобразовательном учреждении в объем комплектации необходимо вносить соответствующие коррективы. Подгруппы при этом должны иметь численность не более 15 человек.

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • К для каждого ученика (15 ученических комплектов на мастерскую плюс один комплект для учителя);
  • М – для мастерской (оборудование для демонстраций или использования учителем при подготовке к занятиям, редко используемое оборудование);
  • Ф– для фронтальной работы (8 комплектов на мастерскую, но не менее 1 экземпляра на двух учеников,);
  • П – комплект или оборудование, необходимое для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся (4-5 человек);

Характеристика учебных помещений

Помещения мастерских по различным направлениям технологии должны быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Они должны отвечать Санитарно-эпидемическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.2. 178-02). Новым в оснащении мастерских технологий является создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
Основная школа. Старшая школа
Направления технологической подготовки Базовый уровень Профиль-ный уровень
Техни-ческий труд Обслужи-вающий труд Сельско-хозяйст-венный труд
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по технологии М М М Стандарт по технологии, примерные программы, рабочие программы входят в состав обязательного программмно-методического обеспечения мастерских технологии.

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете технологии, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по основным разделам предмета технологии. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

Стандарт среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень) М
Стандарт среднего (полного) общего образования по технологии (профильный уровень) М
Примерная программа основного общего образования по технологии М М М
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по технологии М
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по технологии М
Рабочие программы по направлениям технологии М М М М М
Учебники по технологии для 5, 6, 7, 8, 9 , 10, 11 класса К К К К К
Учебники для начального профессионального образования К К В соответствие с профилем технологической подготовки
Рабочие тетради для 5, 6, 7, 8, 9 класса К К К
Комплект дневников наблюдений за развитием сельскохозяйственных растений и животных К
Другие дидактические материалы по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся М М М М М Сборники учебных проектов, познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным разделам и темам.
Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы. Д Д Д Д Д Научно-популярные и технические периодические издания и литература, необходимая для подготовки творческих работ и проектов должны содержаться в кабинетах технологии и в фондах школьной библиотеки
Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки М М М М М 2 экз. на мастерскую
Справочные пособия по разделам и темам программы М М М М М 2 экз. на мастерскую
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) М М М М М
Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских М М М М М
2. Печатные пособия
Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки М М М М М
Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся М М М М М При выделении основных тем раздела следует ориентироваться на примерные программы по направлениям технологической подготовки
Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся К, К, К, К, К, Технологические карты, схемы, альбомы и другие материалы для индивидуального, лабораторно-группового или бригадного использования учащимся
Раздаточные контрольные задания К К К К К
Портреты выдающихся деятелей науки и техники М М М М М Комплекты портретов для различных разделов направлений технологической подготовки
Плакаты и таблицы по профессиональному самоопределению в сфере материального производства и сфере услуг. М М М М М
3. Информациионно-коммуникационные средства
Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии. М М М М М Мультимедийные материалы должны быть доступны на каждом рабочем месте, оборудованном компьютером.

Электронные базы данных и Интернет-ресурсы должны обеспечивать получение дополнительной информации, необходимой для творческой деятельности учащихся и расширения их кругозора.

Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии. М М М М М
Интернет-ресурсы по основным разделам технологии. М М М М М
4. Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по основным разделам и темам программы М М М М М
Видеофильмы по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг. М М М М М
Таблицы-фолии и транспоранты-фолии по основным темам разделов программы М М М М М Могут использоваться специальные подборки иллюстративного материала, учитывающие особенности авторских программ
Комплекты диапозитивов (слайдов) по различным темам и разделам программы М М М М М
5. Технические средства обучения
Экспозиционный экран на штативе или навесной М М М М М С размерами сторон не менее 1,25х1,25 м.
Видеомагнитофон (видеоплейер) М М М М М Диагональ телевизора – не менее 72 см. Возможно использования «видеодвойки».
Телевизор с универсальной подставкой М М М М М
Цифровой фотоаппарат М М М Для подготовки дидактического материала к уроку, использования для внеклассной работы
Мультимедийный компьютер М М М М М Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. С пакетами прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
Сканер М М М М М
Принтер М М М М М
Копировальный аппарат М М М М М Возможно использование одного экземпляра оборудования для обслуживания нескольких мастерских и кабинетов технологии
Мультимедийный проектор М М М М М
Плоттер М М
Графопроектор (Оверхед-проектор) М М М М М
Диапроектор М М М М М
Средства телекоммуникации М М М М М
6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Аптечка М М М М М Содержание аптечки обновляется ежегодно
Халаты К К К К К Должны выдаваться учащимся во всех мастерских при проведении практических работ
Очки защитные К К К К К Должны выдаваться учащимся при проведении работ, требующих защиты глаз
Раздел: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Верстак столярный в комплекте К
Набор для выпиливания лобзиком К
Набор столярных инструментов школьный К
Конструкторы для моделирования простых машин и механизмов
Конструкторы для моделирования технологических машин и механизмов Ф
Наборы сверл по дереву и металлу М Два набора на мастерскую. В соответствие с профилем работ, выполняемых в мастерской
Прибор для выжигания К
Набор инструментов для резьбы по дереву К
Наборы контрольно-измерительных и разметочных инструментов по дереву и металлу К В соответствие с профилем работ, выполняемых в мастерской
Стусло поворотное М
Струбцина металлическая К
Колода М
Верстак слесарный в комплекте К
Набор слесарных инструментов школьный К
Набор напильников школьный: К
Набор резьбонарезного инструмента П
Набор обжимок, поддержек, натяжек для клепки П
Ножницы по металлу рычажные М
Печь муфельная М Для закалки и отпуска инструмента и заготовок
Приспособление гибочное для работы с листовым металлом М
Наковальня 30кг М
Электроинструменты и оборудование для заточки инструментов М Демонстрационный комплект электроинструментов и оборудования используется учителем для объяснения теоретического материала и подготовки заготовок к урокам. Учащиеся могут быть допущены только к работе с оборудованием, сертифицированным для использования школьниками соответствующего возраста.
Электроинструменты и оборудование для сверления отверстий М, П
Электроинструменты и оборудование для точения заготовок из дерева и металла М, П
Электроинструменты и оборудование для фрезерования заготовок из дерева и металла М, П
Электроинструменты и оборудование для шлифования поверхностей М, П
Электроинструменты и оборудование для заготовки материалов (роспуск, фугование) М
Лабораторный электрощит М М М Устанавливаются в мастерских дерево и металлообработки.
Устройство защитного отключения электрооборудования М М М
Система местной вентиляции М М М
Раздел: Технологии ведения дома
Комплект инструментов для санитарно- технических работ П П П
Комплект инструментов для ремонтно-отделочных работ П П П
Комплект вспомогательного оборудования для ремонтно- отделочных работ П П П
Сантехнические установочные изделия Ф Ф Ф
Комплект бытовых приборов и оборудования для ухода за жилищем, одеждой и обувью М М М Подбор приборов и оборудования должен отражать передовые технологии
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Станок ткацкий учебный М
Манекен 44 размера (учебный, раздвижной) М
Стол рабочий универсальный К
Машина швейная бытовая универсальная К
Оверлок М Два экз. на мастерскую.
Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки М Два комплекта на мастерскую.
Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ К
Комплект инструментов и приспособлений для вышивания К
Комплект для вязания крючком К
Комплект для вязания на спицах К
Набор шаблонов швейных изделий в М 1:4 для моделирования П
Набор приспособлений для раскроя косых беек М Пять экз. на мастерскую.
Набор санитарно-гигиенического оборудования для швейной мастерской К
Шаблоны стилизованной фигуры П
Набор измерительных инструментов для работы с тканями К
Раздел: Кулинария
Санитарно-гигиеническое оборудование кухни и столовой М
Фильтр для воды М Четыре экз. на мастерскую.
Холодильник М
Печь СВЧ М
Весы настольные М Два экз. на мастерскую.
Комплект кухонного оборудования на бригаду (мойка, плита, рабочий стол, шкаф, сушка для посуды) П
Электроплиты П
Набор кухонного электрооборудования П
Набор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов П
Комплект кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов П
Набор инструментов и приспособлений для тепловой обработки пищевых продуктов П
Набор инструментов для разделки рыбы П
Набор инструментов для разделки мяса П
Мясорубка (электромясорубка) П
Набор инструментов и приспособлений для разделки теста П
Комплект разделочных досок П
Набор мисок эмалированных П
Набор столовой посуды из нержавеющей стали К
Сервиз столовый М
Сервиз чайный М Два сервиза на 6 персон на мастерскую.
Набор оборудования и приспособлений для сервировки стола М Два экз. на мастерскую.
Разделы: Растениеводство. Животноводство.
Весы технические с разновесами М
Весы аналитические с разновесами М
Лупа Ф
pH- метр М
прибор для демонстрации водных свойств почвы М
Сушильный шкаф М
Термометры для измерения температуры воздуха и почвы П
Барометр Ф
Часы М
Лотки для сортировки семян Ф
Наборы сит П
Планшеты Ф
Мерительные и разметочные инструменты и приспособления П
Горшки цветочные 50М
Чашки Петри 20М
Очки защитные
Фартуки К
Разборная Теплица М
Инкубатор на 50 яиц М
Овоскоп М
Комплект инструментов и оборудования для работы на школьном учебно-опытном участке
Комплект малогабаритной сельскохозяйственной техники (мини трактор или мотоблок с комплектом навесных орудий)
Раздел: Электротехнические работы
Демонстрационный комплект электроизмерительных приборов М М М Состав комплекта определяется на основе примерной программы по соответствующему направлению.
Демонстрационный комплект радиоизмерительных приборов М М М
Демонстрационный комплект источников питания М М М
Демонстрационные комплекты электроустановочных изделий. М М М
Демонстрационный комплект радиотехнических деталей М М М
Демонстрационный комплект электротехнических материалов М М М
Демонстрационный комплект проводов и кабелей М М М
Комплект электроснабжения М М М
Лабораторный комплект электроизмерительных приборов Ф Ф Ф
Лабораторный комплект радиоизмерительных приборов Ф Ф Ф
Лабораторный набор электроустановочных изделий Ф Ф Ф
Конструктор для моделирования источников получения электрической энергии. К К К
Конструктор для сборки электрических цепей К К К
Конструктор для моделирования подключения коллекторного электродвигателя, средств управления и защиты К К К
Конструктор для сборки моделей простых электронных устройств К К К
Ученический набор инструментов для выполнения электротехнических работ К К К
Провода соединительные К К К
Раздел: Черчение и графика
Ученический набор чертежных инструментов К К К
Прибор чертежный К К К
Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске М М М М М
Комплект инструментов и оборудования для выполнения проектных работ по профилю обучения М, У М, У Проектные работы и изучение специальных технологий может осуществляться на базе профильных кабинетов и мастерских школы, межшкольных учебных комбинатов, учебно-опытных участков или школьных ферм.
Комплект оборудования и инструментов для начальной профессиональной подготовки учащихся в рамках предмета или технологического профиля К, М К, М
7. Специализированная учебная мебель
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц М М М М М
Компьютерный стол М М М М М
Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей М М М М М Количество определяется потребностью конкретной мастерской и зависит от ее площади и типов (вместимости) средств хранения инструментов и оборудования
Ящики для хранения таблиц и плакатов М М М М М
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) М М М М М
Штатив для плакатов и таблиц М М М М М
Специализированное место учителя М М М М М Предназначено для демонстрации инструментов, оборудования, объектов труда и приемов работы
Ученические лабораторные столы 2-х местные с комплектом стульев Ф Ф Ф Ф Ф Количество мастерских, кабинетов и классов для изучения технологии в школе определяется количеством реализуемых направлений технологической подготовки.
8. Модели (или натуральные образцы)
Динамическая модель школьного учебно-опытного участка М
Модели сельскохозяйственных орудий труда и техники М
Модели электрических машин М
Комплект моделей механизмов и передач М М М
Модели для анализа форм деталей М М М
Модели для демонстрации образования аксонометрических проекций М М М
Модели образования сечений и разрезов М М М
Модели разъемных соединений М М М
Раздаточные модели деталей по различным разделам технологии К К К
9. Натуральные объекты
Коллекции изучаемых материалов М М М
Расходные материалы (пиломатериалы, фанера, красители, метизные изделия, шкурка, металлопрокат, ножовочные полотна, пилки для лобзика, материалы для ремонтно-отделочных работ, удобрения, средства защиты растений, пленка полиэтиленовая, бумага фильтровальная, горшочки и кубики торфяные и т.д.) М М М М М Количество расходных материалов определяется исходя из выбранных объектов труда школьников
Комплект образцов материалов и изделий для санитарно-технических работ М М М
Комплект образцов материалов для ремонтно-отделочных работ М М М
10 Игры и игрушки
Игры и игрушки, развивающие пространственное воображение П П П Могут быть использованы как образцы объектов при выполнении школьниками учебных проектов
Игры и игрушки, развивающие техническое мышление П П П
Игры и игрушки, развивающие образное мышление П П П

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ
УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой рекомендации по оптимальному материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по информатике и информационным технологиям. Они содержат перечни средств компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (включая компьютеры, операционные системы и другие цифровые ресурсы), книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий и демонстрационных ресурсов в цифровом формате представления, технических средств. Требования к материально-техническому обеспечению учитывают интегративные возможности использования информационных технологий в процессе обучения и предполагают возможность преподавания в кабинете информационных технологий не только предмета «Информатика и информационные технологии», но и ряда других предметов на уроках, предполагающих активное использование информационных технологий а также использование средств информационных и коммуникационных технологий в различных помещениях школы (предметные кабинеты, библиотека, комната для самостоятельных занятий учащихся и др.) и вне школы (в поисковой деятельности).

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт по информатике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по информатике настоящие требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетенции, в том числе и через их использование при изучении различных предметов. Требования включают не только элементы, выпускаемые и поставляемые в школы в настоящее время, но и перспективные, наличие которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия и характеристики, а общая номенклатура объектов и цифровых ресурсов, описание их свойств и решамых образовательных задач. В описание приводятся лишь ориентировочные минимальные рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Введение стандарта также потребует создание новых учебников и учебных пособий, соответствующих стандарту. Значительная часть учебных материалов, входящих в данные требования, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом.Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. В школах, имеющих более одного класса в каждой параллели, желательно иметь более одного учебного кабинета. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса с учетом того, что занятия с применением информационных и коммуникационных технологий проводятся по подгруппам (12-15 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (5-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета информатики и информационных технологий должно удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанным в настоящих требованиях, а также специализированной учебной мебелью.

Основным оборудованием учебного кабинета является компьютерное оборудование, которое может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Mac OS, Linux). Возможна также реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование участков беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Могут использоваться как настольные компьютеры, так и компьютеры типа «ноутбук» и карманные. Технические характеристики, приведенные в требованиях в ряде случаев, являются ориентировочными и могут изменяться в ходе технического развития.

Для обеспечения удобства работы с цифровыми ресурсами и работами учащихся, как в кабинете информатики, так и в школе в целом рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.

Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики и информационных технологий, а также на других компьютерах, установленных в образовательном учреждении, должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

Оснащение кабинета должно предполагать его широкое использование не только для проведения уроков информатики, но и при преподавании других предметов. Учебный кабинет должен обеспечивать возможность проведения занятий по различным предметам, направленных, прежде всего, на поиск и обработку информации, подготовку и демонстрации мультимедиа презентаций.

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

базовая

профильная

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт по информатике,
примерные программы,
авторские рабочие программы
входят в состав обязательного
программно-методического
обеспечения кабинета информатики.

1.2.

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (базовый уровень)

1.3.

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (профильный уровень)

1.4.

Примерная программа основного общего образования по информатике

1.5.

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике

1.6.

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по информатике

1.7.

1.8.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

1.9.

Учебник по информатике для основной школы

В библиотечный фонд входят комплекты учебников,
рекомендованных или допущенных МОН РФ.
При комплектации библиотечного фонда
полными комплектами учебников
целесообразно включить в состав
книгопечатной продукции,
имеющейся в кабинете информатики, не только УМК, используемого в данной школе,
но и по несколько экземпляров учебников из других УМК.
Эти учебники могут быть использованы учащимися
для выполнения практических работ,
а также учителем
как часть методического обеспечения кабинета.

1.10.

Стандарт основного общего образования по информатике

1.11.

Учебник для базового обучения

1.12.

Учебник для профильного обучения

1.13.

Учебники для базового обучения с учетом профиля (гуманитарный, естественно-научный, технологический)

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.

1.14.

Научная, научно-популярная литература, периодические издания

Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки

1.15.

Справочные пособия (энциклопедии и т.п.)

1.16.

Дидактические материалы по всем курсам

Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Плакаты

Таблицы, схемы, диаграммы и графики должны быть представлены в виде демонстрационного (настенного), полиграфического издания и в цифровом виде (например, в виде набора слайдов мультимедиа презентации).

2.1.

Организация рабочего места и техника безопасности

2.2.

Архитектура компьютера

2.3.

Архитектура компьютерных сетей

2.4.

Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)

2.5.

Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме

2.6.

История информатики

Схемы

2.7.

Графический пользовательский интерфейс

2.8.

Информация, арифметика информационных процессов

2.9.

Виды информационных ресурсов

2.10.

Виды информационных процессов

2.11.

Представление информации (дискретизация)

2.12.

Моделирование, формализация, алгоритмизация

2.13.

Основные этапы разработки программ

2.14.

Системы счисления

2.15.

Логические операции

2.16.

Блок-схемы

2.17.

Алгоритмические конструкции

2.18.

Структуры баз данных

2.19.

Структуры веб-ресурсов

Таблицы

2.20.

Программа информатизации школы

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

Программные средства

3.1.

Операционная система

3.2.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

3.3.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

3.4.

Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей.

3.5.

Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу с цифровыми ресурсами

3.6.

Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер.

3.7.

Антивирусная программа

Все программные средства должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

3.8.

Программа-архиватор

3.9.

Система оптического распознавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков

3.10.

Программа для записи CD и DVD дисков

3.11.

Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы.

3.12.

Звуковой редактор.

3.13.

Программа для организации аудиоархивов

3.14.

Редакторы векторной и растровой графики.

3.15.

Программа для просмотра статических изображений.

3.16.

Мультимедиа проигрыватель

3.17.

Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов

3.18.

Редактор Web-страниц.

3.19.

Браузер

Входящий в состав операционных систем или другой

3.20.

Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования.

3.21.

Геоинформационная система, позволяющая реализовать требования стандарта по предметам, использующим картографический материал.

3.22.

Система автоматизированного проектирования.

3.23.

Виртуальные компьютерные лаборатории по основным разделам курсов математики и естественных наук.

3.24.

Интегрированные творческие среды.

3.25.

Программа-переводчик, многоязычный электронный словарь.

3.26.

Система программирования.

3.27.

Клавиатурный тренажер.

3.28.

Программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визуализации данных.

3.29.

Программное обеспечение для работы цифровой лаборатории конструирования и робототехники

Для получения и обработки данных, передачи результатов на стационарный компьютер

3.30.

Программное обеспечение для работы цифрового микроскопа

Дает возможность редактировать изображение, сохранять фото и видеоизображений в стандартных форматах

3.31.

Коллекции цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам

Предназначены для реализации интегративного подхода, позволяющего изучать информационные технологии в ходе решения задач различных предметов, например, осваивать геоинформационные системы в ходе их использования в курсе географии

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

4.1.

Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов

Данные комплекты должны развивать и дополнять комплекты, описанные в разделе «Печатные пособия».

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

5.1.

Экран (на штативе или настенный)

Минимальный размер 1,25 х 1,25 м

5.2.

Мультимедиа проектор

В комплекте: кабель питания, кабели для подключения к компьютеру, видео и аудио источникам

5.3.

Персональный компьютер – рабочее место учителя

Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.

5.4.

Персональный компьютер – рабочее место ученика

Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.

5.5.

Принтер лазерный

Формат А4 Быстродействие не ниже 15 стр./мин, разрешение не ниже 600 х 600 dpi

5.6.

Принтер цветной

Формат А4 Ч/б печать: 10 стр./мин. (А4), цветная печать: 6 стр./мин.

5.7.

Принтер лазерный сетевой

Формат А4 Быстродействие не ниже 25 стр./мин, разрешение не ниже 600х600 dpi; входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения

5.8.

Сервер

Обеспечивает техническую составляющую формирования единого информационного пространства школы. Организацию доступа к ресурсам Интернет. Должен обладать дисковым пространством, достаточным для размещения цифровых образовательных ресурсов необходимых для реализации образовательных стандартов по всем предметам, а также размещения работ учащихся. Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения

5.9.

Источник бесперебойного питания

Обеспечивает работоспособность в условиях кратковременного сбоя электроснабжения. Во всех образовательных учреждениях обеспечивает работу сервера, в местностях с неустойчивым электроснабжением необходимо обеспечить бесперебойным питанием все устройства.

5.10.

Комплект сетевого оборудования

Должен обеспечивать соединение всех компьютеров, установленных в школе в единую сеть с выделением отдельных групп, с подключением к серверу и выходом в Интернет.

5.11.

Комплект оборудования для подключения к сети Интернет

Выбирается в зависимости от выбранного способа подключения конкретной школы. Оптимальной скоростью передачи является 2,4 Мбит/сек.

5.12.

Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения

Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП

5.13.

Копировальный аппарат

Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации

5.14.

Устройства создания графической информации (графический планшет)

Рабочая зона – не менее формата А6; чувствительность на нажим; ручка без элементов питания.

5.15.

Сканер

Оптическое разрешение не менее 1200х2400 dpi

5.16.

Цифровой фотоаппарат

5.17.

Устройство для чтения информации с карты памяти (картридер)

5.18.

Цифровая видеокамера

С интерфейсом IEEE 1394; штатив для работы с видеокамерой

5.19.

Web-камера

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

5.20.

Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники

В комплекте к каждому рабочему месту

5.21.

Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники

В комплекте к рабочему месту учителя

5.22.

Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры)

П

П

П

5.23.

Внешний накопитель информации

Д

Д

Д

Емкость не менее 120 Гб

5.24.

Мобильное устройство для хранения информации (флеш-память)

Д

Д

Д

Интерфейс USB; емкость не менее 128 Мб

Расходные материалы

5.25.

Бумага

Количество расходных материалов должно определяться запросами образовательным учреждением и зависит от количества классов и должно полностью обеспечивать потребности учебного процесса

5.26.

Картриджи для лазерного принтера

5.27.

Картриджи для струйного цветного принтера

5.28.

Картриджи для копировального аппарата

5.29.

Дискеты

5.30.

Диск для записи (CD-R или CD-RW)

5.31.

Спирт для протирки оборудования

Ориентировочно – из расчета 20 г на одно устройство в год

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

6.1.

Конструктор для изучения логических схем

П

П

П

6.2.

Комплект оборудования для цифровой измерительной естественно-научной лаборатории на базе стационарного и/или карманного компьютеров

П

П

П

Включает набор из нескольких (но не менее 7) цифровых датчиков (расстояния, температуры, освещенности, влажности, давления, тока, напряжения, магнитной индукции и пр.), обеспечивающих возможность измерений методически обусловленных комплексов физических параметров с необходимой точностью, устройство для регистрации, сбора и хранения данных, карманный и стационарный компьютер, программное обеспечение для графического представления результатов измерений, их математической обработки и анализа, сбора и учета работ учителем.

6.3.

Комплект оборудования для лаборатории конструирования и робототехники

П

П

П

В комплекте – набор конструктивных элементов для создания программно управляемых моделей, программируемый микропроцессорный блок, набор датчиков (освещенности, температуры, угла поворота и др.), регистрирующих информацию об окружающей среде и обеспечивающих обратную связь, программное обеспечение для управления созданными моделями.*
* необходим компьютер

6.4.

Цифровой микроскоп или устройство для сопряжения обычного микроскопа и цифровой фотокамеры.

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Подключаемый к компьютеру микроскоп, обеспечивающий изменяемую кратность увеличения; верхняя и нижняя подсветка предметного столика; прилагаемое программное обеспечение должно обеспечивать возможность сохранения статических и динамических изображений в стандартных форматах с разрешением, достаточным для учебного процесса.

7.

МОДЕЛИ

7.1.

Устройство персонального компьютера

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Модели могут быть представлены в цифровом формате для демонстрации на компьютере

7.2.

Преобразование информации в компьютере

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

7.3.

Информационные сети и передача информации

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

7.4.

Модели основных устройств ИКТ

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

8.

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

8.1.

В качестве натуральных объектов предполагается использование средств ИКТ, описанных в разделах «Технические средства обучения» и «Учебно-практическое оборудование»

8.2.

Микропрепараты для изучения с помощью цифрового микроскопа

П

П

9.

МЕБЕЛЬ

9.1.

Компьютерный стол

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

9.2.

Аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью

Д

Д

Д

9.3.

Стойки для хранения компакт-дисков, запирающаяся на ключ

Д

Д

Д

9.4.

Запирающиеся шкафы для хранения оборудования

Д

Д

Д

Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Настоящие Требования к ним направлены на создание современной предметно-образовательной среды обучения начальной школы с учетом целей, устанавливаемых ФГОС ОО.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования включают учебное и учебно-наглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов и административных помещений. Соответственно они и являются объектами регламентирования.

В качестве регламентов выступают Перечни учебного оборудования начальной школы (Письмо департамента государственной политики в сфере образования «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» от 01.04.2005 № 03-417; Требования к оснащению учебных и административных помещений образовательного учреждения, реализующего образовательную программу начального общего образования).

Ключевое значение имеет учебное и учебно-наглядное оборудование. Его состав призван обеспечить создание учебной и предметно-деятельностной среды в условиях реализации ФГОС, содействующей обучению и развитию младших школьников.

Соответствующая учебная и предметно-деятельностная среда призвана обусловить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, способствуя:

– переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ, переносу акцента на аналитический компонент учебной деятельности;

– формированию умений работы с различными видами информации и ее источниками;

– формированию коммуникативной культуры учащихся.

В соответствии с Перечнем основными компонентами учебного оборудования являются:

– книгопечатная продукция;

– печатные пособия;

– экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, интерактивные доски;

– технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных технологий);

– игры и игрушки;

– учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

– натуральные объекты.

Для отдельных предметов образовательной программы (базисного учебного плана) предусмотрены дополнительные компоненты, такие, как, например, музыкальные инструменты («Музыка»), комплект таблиц (плакаты) по безопасности труда в процессе технологической подготовки младших школьников и т. п.

Конкретное наполнение тех или иных компонентов определяется в зависимости от содержания учебных предметов и отражено в ныне действующих регламентах («О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» и «Перечни типовых комплектов учебного, учебно-наглядного оборудования, технических средств обучения и мебели»).

В соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования должны включать три модуля:

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий оптимальную реализацию основной образовательной программы;

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов образования ступени начальной школы;

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов применительно к конкретному учебному предмету, входящему в состав основной образовательной программы (базисного учебного плана) образовательного учреждения.

Во внимание принимаются средний расчет наполняемости класса (25 учащихся), а также является ли данный объект демонстрационным (не менее одного экземпляра на класс), необходим ли полный комплект (один объект на одного учащегося исходя из реальной наполняемости класса), необходим ли комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учащихся), необходим ли комплект для практической работы в группах (6 –7 экземпляров на кабинет). В условиях малочисленной школы потребности класс-комплекта учитываются исходя из количества указанных средств и объектов материально-технического обеспечения.

Его основу составляет выпускаемое отечественными и зарубежными производителями учебное оборудование. Вместе с тем особое внимание должно быть уделено разработке нового поколения средств обучения, учитывающих современные тенденции в технике и технологиях. Особый интерес разработчиками должен быть проявлен к нанотехнологиям, процессорной технике и робототехнике.

В практике работы школ по обеспечению образовательного процесса средствами обучения допускается использование объектов, изготовленных самодеятельным способом учителями, учащимися и их родителями. К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, видеоматериалы, фотоальбомы, макеты и т. п.

Ресурсное обеспечение основных образовательных программ предполагает новую систему статистического наблюдения.

Так, с учетом реального наполнения компонентов учебного оборудования в подраздел 13 «Сведения о школьных помещениях и технических средствах обучения» формы № ОШ-1 «Сведения о дневном общеобразовательном учреждении» должны быть введены следующие дополнительные показатели по начальной школе:

– наличие (отсутствие) модулей, включающих типовые комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающих реализацию ПРООП;

– количество интерактивных досок;

– оснащение кабинета начальной школы в соответствии с требованими основных образовательных программ.

Определение Перечня учебного оборудования создает основу для решения вопроса об оснащении учебных помещений начальной школы. Вместе с тем Перечень не исчерпывает всего оснащения этих помещений, которое включает в себя иные компоненты, в том числе специализированную учебную мебель, оборудование рабочего места учителя. В учебном помещении также должны быть созданы технические условия для использования информационно-коммуникационных средств обучения.

Основные требования к классной комнате (кабинету) и его оснащение

Обучение в начальной школе обычно проходит в одном помещении, которое, как правило, закрепляется на весь его период за одним учителем и за одним классом. Вместе с тем существует и возможность организации классов-кабинетов по отдельному предмету. Так, занятия музыкой могут проходить в кабинете музыки, оборудованном в соответствии с требованиями к процессу музыкального развития детей, занятия по труду – в общешкольном кабинете технологии, занятия физкультурой – в спортивном зале школы (в последнем случае лучшим вариантом был бы малый спортивный зал для учащихся начальной школы).

Независимо от вида учебного помещения его оснащение должно способствовать решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС.

Таковыми задачами являются активизация мыслительной деятельности младших школьников, формирование системы универсальных учебных действий, развитие способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу, воспитание высокоорганизованной личности.

Тенденция к увеличению в начальной школе количества предметных кабинетов предполагает, что строка «Количество классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории)» подраздела 13 «Сведения о школьных помещениях и технических средствах обучения» формы № ОШ-1 «Сведения о дневном общеобразовательном учреждении» должна предусматривать две части, отдельно выделяя показатель «Учебные (предметные) кабинеты», согласно перечню предметов в базисном учебном (образовательном) плане в начальной школе и показатель «Оснащение учебных (предметных) кабинетов».

Требования к оснащению административных помещений образовательного учреждения начального общего образования

Оснащение административных помещений образовательного учреждения начального общего образования – часть инфраструктуры управления образовательным процессом в начальной школе, а также инфраструктуры управления педагогическим коллективом. Административные помещения – учительская комната, кабинеты администраторов начального образования должны быть площадкой обсуждения, принятия управленческих решений, вынесения оценочных суждений, средоточием педагогической, психологической, другой сопутствующей информации. Здесь все должно располагать к вдумчивой, аналитической работе, продуктивному обмену мнениями, в минуты отдыха – к динамичной релаксации. В силу данных обстоятельств оснащение административных помещений как органическая составляющая учебно-материального ресурса имеет большое значение для обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Модель оснащения административного помещения начальной школы представлена в таблице 2.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!