Открытый урок. Уроки по физической культуре Как провести первый урок физкультуры

В школе, как в старшей, так и в начальной, предусмотрены занятия физкультурой. В настоящее время образовательной программой в школе предусмотрено три урока физкультуры в неделю. Отсюда не сложно сделать вывод, что физическая культура в школе – предмет нужный и важный, а не банальная физра, как все мы с давних пор привыкли думать. Во многих школах один из этих уроков заменяется уроком ритмики или хореографии.

Что такое физическая культура

Физическая культура – это социальная деятельность, имеющая цель с помощью осознанной двигательной активности сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека.

Средства физической культуры

К средствам физической культуры относят:

  • физические упражнения,
  • естественные силы природы (закаливающие процедуры с помощью солнца, воздуха и воды),
  • гигиенические факторы (личная гигиена, режим дня , здоровый сон и питание, отказ от вредных привычек).

Конечно же, физические упражнения – это основные средства физкультуры. К ним следует относить все двигательные действия, созданные и применяемые с целью совершенствовать физическое состояние, физические способности и возможности человека.

В комплексе средства физической культуры способны оказать максимальное оздоровительное и развивающее воздействие.

Физкультура в школе

Цели и задачи уроков физкультуры

Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели:

  • физическое развитие и общее оздоровление учащихся,
  • развитие у них самостоятельности,
  • развитие творческих способностей и мышления.

Каждый учитель физкультуры ставит перед собой общеобразовательные задачи:

  • обучить занимающихся доступным их возрасту физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  • обучить способам физической деятельности и умению применять полученные знания в повседневной жизни.

На уроках физкультуры школьникам стараются привить любовь к спорту и физическим нагрузкам, необходимым для общего укрепления здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме. Учат бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Безусловно, уроки физкультуры носят еще и воспитательный характер. Ребенок становится сильнее, мужественнее, развивается уважение к коллективу и восприятие команды как единого целого. Физкультурные занятия воспитывают у школьников такие черты характера, как ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, коллективизм, исполнительность и взаимовыручка.

Кроме того, на уроках физкультуры решаются следующие оздоровительные задачи:

  • общее укрепление здоровья,
  • профилактика и исправление плоскостопия ,
  • профилактика заболеваний и стрессовых состояний,
  • всестороннее физическое развитие, развитие координации движений, повышение умственной работоспособности.

Как проходит физкультура в школе

Учителям физкультуры в начальных классах ребят нужно, прежде всего, организовать. Далее они обучают их основным навыкам, доступным им по возрасту и особенностям физического развития. Каждый ребенок должен понимать, что физическая активность не только улучшает состояние здоровья, но и поднимает настроение, что уделять внимание упражнениям можно и нужно еще и дома с родителями.

Урок включает в себя и теоретическую, и практическую части. Учителем разъясняются особенности выполнения упражнений, определяется их цель, разучиваются правила проведения спортивных игр.

Можно сказать, что урок физкультуры – сезонный урок. Зимой – это лыжи и коньки. Весной и осенью – бег, прыжки, спортивная ходьба на улице и многое другое. Занятия в закрытом бассейне проводятся круглогодично.

Как и любые другие занятия – урок физкультуры предполагает различные этапы. Новый материал, его закрепление и контроль. Контролироваться умения могут как сдачей нормативов, так и проведением различного рода эстафет и праздников здоровья .

Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?

Первый класс – это время, когда дети только знакомятся со школьной жизнью. Физкультура в 1 классе также предполагает лишь ознакомление с основными понятиями этого предмета. На уроках физкультуры первоклассники в основном обучаются различным подвижным играм и эстафетам. Теоретическому компоненту на занятиях физкультурой в начальной школе отводится не более 3 – 5 минут, в рамках тематики текущего занятия.

Для развития начальных умений и навыков на уроках физкультуры проводятся строевые и физические упражнения, направленные на развития простых движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, простых акробатических и танцевальных движений . Также дети получают первоначальные знания по баскетболу, волейболу, лыжной подготовке и плаванию.

При проведении эстафет, подвижных и спортивных игр преследуются следующие цели:

  • закрепить сформированные двигательные умения,
  • развить координацию движений,
  • развить общую выносливость и гибкость.

В средних классах урок физической культуры более спортизирован. Дети совершенствуют свои физические качества в процессе легкоатлетической, лыжной, гимнастической подготовки. Детально изучают правила некоторых спортивных игр, их технические и тактические особенности.

При этом важно знать, что к урокам физкультуры могут быть допущены учащиеся, по состоянию здоровья отнесенные к основной или дополнительной группам. Остальные дети освобождаются от физкультуры в школе и должны заниматься лечебной физкультурой по назначению врача.

Открытый урок по физкультуре

Мастерство учителя заключается в умении сочетать в процессе обучения постоянное, неизменное с элементами новизны. Дети редко утомляются от нагрузок, однако их быстро утомляет монотонность, однообразие. Как сделать урок физической культуры интересным ?


Подготовительная часть урока


Разминка начинается с бега - самого монотонного занятия, которое необходимо разнообразить В стандартном школьном зале один круг в среднем составляет 50 м . Перед пробежкой необходимо четко объяснить классу как бежать, куда бежать. Например,8 кругов против часовой стрелки, 8 по часовой стрелки. После 2 кругов учащиеся по диагонали или боковой линии выполняют беговое упражнение. Более высокая степень организации класса – постановка усложненной задачи: 3 круга по часовой стрелки, 1 круг приставным шагом левым боком, 3 круга против часовой стрелки, 1 круг приставным шагом правым боком, 3 круга по восьмерке используя волейбольную площадку, 1 круг спиной вперед. Во время выполнения задания основная масса учеников думает, как правило, о правильности своих действий, подсказывает направляющему, т.е. активно участвует в разминке.

Еще один способ сделать интереснее однообразное упражнение. Класс рассчитывается на первый-второй и бежит в колонну по одному дистанция друг от друга 1 – 1,5 м. По свистку вторые номера делают ускорение и с левой стороны обгоняют свой первый номер, встают перед ним и продолжают движение. По второму свистку то же делают вторые номера.

При деление класса на группы во время бега последний учащийся делает ускорение вдоль колонны и становится первым. Бег заканчивается, когда направляющий становится первым. Постановка усложненной задачи: последний бежит змейкой, класс работает при строгой соблюдение дистанции, чтобы не было столкновений.

После объяснения задач урока класс перестраиваться в две колонны по физической подготовке. Первая колонна физически подготовленных учащихся бежит по часовой стрелке, вторая колонна – против часовой стрелке. Разделение на группы позволяет первой колонне пробежать в более высоком темпе, второй колонне выбрать оптимальный темп и не отставать в строю выполняя задания. Учащиеся подготовительной группы выполняют половину от заданной нагрузки, переходить на внутренний круг продолжают движение шагом.

Учащиеся строятся отдельно мальчики, девочки, построение начинается с учеников подготовительной группы и заканчивается самым физически подготовленным учеником (по результатам бега на 500м или 1000м). Каждый учащийся, пробегая 2 круга, продолжает движение шагом.

Вариантов много, главное – поменьше муштры и побольше осмысленности в действиях.

Разминка

Скоротечная (5-7 минутная), эмоциональная и неожиданная по содержанию разминка с упражнениями, требующими напряжения всех сил, быстро приводит ученика в рабочие состояние. В организационном плане очень важен переход от беговой части к разминке. Более высокая организация детей на уроке – самостоятельное перестроение. После разминки если не запланированы эстафеты, то после получения спортивного инвентаря детей занимают свободное место, встав лицом к учителю. Обычно дети сразу выполняют задание правильно.

Сложнее с общеразвивающими упражнениями без предметов, так как они менее интересны. Однако, постоянно меняя форму выполнения упражнений, можно активизировать действия учащихся. Например, класс делится на девочек и мальчиков строится на лицевой линии волейбольной площадки, после выполнения двух упражнений группы поворачиваются направо и меняются местами. Затем каждый ученик занимает свое место и выполняет еще два упражнения, потом снова пробежка. В конце разминки – отжимания: 5 отжиманий и пробежка, затем 4 отжимания и т.д. Обязательное условие – класс пробегает строго в колонне по одному и в полном составе. Количество упражнений варьируется учителем в зависимости от подготовленности класса.

Очень интересно проходят разминки в парах. Например, стоя лицом друг к другу, ноги средней стойке, руки на плечах партнера. Пружинящие наклоны вперед. Стоя лицом друг к другу, ноги средней стойке, руки на плечах партнера. Одновременный мах правой (левой) ногой назад. Стоя спиной друг к другу, руки вверх. Повернуться лицом друг другу. Стоя лицом друг к другу, ноги средней стойке, руки на плечах партнера. Одновременные приседания на одной ноге «пистолетом». Сидя спиной друг к другу, ноги вместе, руки сплетены. По команде быстро встать. Сидя спиной друг к другу, ноги вместе, руки сплетены вверху. Наклоны вперед назад. Лежа на спине головой друг другу, взяться за руки. Поднять ноги «поздороваться» ногами. Стоя спиной друг к другу, ноги вместе, руки сплетены. По команде перемещение приставным шагом вправо (влево). Прыжки.

Чтобы исключить механическое выполнения упражнений и постоянно поддерживать внимание учащихся, в разминку можно включать задания, требующие не только физического, но и умственного напряжения. Например, упражнения объясняют один раз без показа: 1 – упор присев, 2 – упор лежа, 3 – ноги врозь, 4 – ноги вместе, 5 – ноги врозь, 6 – ноги вместе, 7– упор присев, 8 – встать. Приседание: 1 – приседание руки вперед, 2 – исходное положение, 3 – приседание руки к плечам, 4 – исходное положение, 5 – приседание руки вверх, 6 – исходное положение. 1 – упор присев, 2 – упор лежа, 3 – упор присев, 4 – упор стоя, 5 – упор присев, 6 – выпрямится.

Оживление в разминку вносят упражнения – «ловушки», заставляющие учащихся быстро реагировать на ситуацию, например, из исходного положения – упор присев, быстро, не отрывая рук и ног от пола, выпрямить ноги. Правильное положение – упор стоя, согнувшись.

Главное в разминке – исключить лишнее перестроения, длинные объяснения, длительное выполнения упражнений и большие паузы между ними.

После разминки необходимо уделить 5 минут на развитие физических качеств (силовая подготовка). Девочки и мальчики занимаются в разных местах зала, чтобы избежать насмешки. Например, девочки выполнив упражнения на мышцы спины, затем в колонну по одному приняв упор лежа преодолевают длину зала. В это время мальчики на гимнастической стенки выполняют упражнения на мышцы пресса, затем в колонну по одному выполняют прыжки через скамейку 3 подхода. На следующем уроки группы меняются местами.

В силовую подготовку можно включать множество упражнений, но главное оставить неизменным порядок проведения силовой подготовки: занятия по группам в разных концах зала. В игровых видах удобно проводить силовую группу по следующей схеме:

1. Мальчики играют, девочки тренируются, и наоборот.

2. Две команды играют, остальные тренируются.

Главным условием успешного проведения силовой тренировки является систематичность, т.е. проведение на каждом уроке. Тем самым учитель практически показывает важность физической подготовки, постепенно увлекая их постоянным ростом результатов.

Основная часть урока

Ребенку для развития постоянно требуется не только интеллектуальная информация, но и двигательная. И чем больше двигательных навыков осваивает ученик, тем он быстрее развивается физически и умственно. Обучение двигательному навыку проходит по известной схеме: показ и краткое объяснение основ техники движения – первые пробные попытки – исправление ошибок – повторение и совершенствование. Обучать навыку желательном в целом, не расчленяя его на составные части, чтобы ученик смог схватить движение сразу, постепенно отбрасывая лишнее, неправильное. Для обучения используются разнообразные методы: поточный, фронтальный, групповой, но наиболее эффективный самостоятельный. После показа ребята тренируются самостоятельно, а преподаватель поправляет, подсказывает ученикам. После 5 минут самостоятельных занятий просит некоторых учеников показать изучаемое движение. Вызывать надо как тех, у кого получается, так и тех у кого дела идут не важно. Учитель указывает на ошибки, отмечает отличившихся, подбадривает неудачников. После 2 – 3 уроков тренировки сдается зачет по техники движения.

Главный принцип обучения: не умел – научился – применил. Для учителя очень важно замечать каждого ученика на уроке, особенно в момент совершенствования техники движения, подсказывать, поправлять, отметить малейшие сдвиги в сторону улучшения. Ученики должны чувствовать заинтересованность учителя в результатах своего труда, тогда отдача на уроке не замедлить сказаться. Чтобы процесс обучения состоялся, необходимы два условия: 1) чтобы ученик хотел, 2) чтобы учитель умел. В основной части урока обязательно должна присутствовать игра: спортивная, если класс достаточно подготовлен, подвижная игра в младшем школьном возрасте. На уроках гимнастики это может быть показ упражнений, соревнования между отделениями. Урок без игры превращается в нудную работу, которую ученики не могут выполнять долго.

Обучая детей, учитель учится сам, постепенно отбрасывая лишнее, делая урок динамичным, интересным.

Заключительная часть урока

Заканчивается урок должен организованно. Построив детей, учитель подводит итоги, хвалит класс или отдельных учеников, обозначает резервы совершенствования. Если коллективная работа строится на началах принудительного среднего учащихся существует темпа, то для компенсации пробелов знаний у сильных и слабых самостоятельная работа по индивидуальным планам.

Литература:

Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5 – 9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М.: Гу манит. Изд. ВЛАДОС, 2003. – 144 с.: ил.

Конспект урока по физической культуре в 5 классе.

Тема: «Гимнастика», «Основы знаний»

Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни.

Задачи урока:

Оздоровительные

· Создать условия для формирования правильной осанки.

· Укрепить мышцы стопы с целью предупреждения плоскостопия.

Образовательные

· Обучить технике кувырка вперед, назад, стойка на лопатках.

· Совершенствовать упражнения с преодолением препятствий.

Воспитательные

· Формировать устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями.

· Воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм.

Метод организации: индивидуальный, фронтальный, поточный.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: мультипроектор, магнитофон, аудиокассета, гимнастические маты, обручи, лестницы для стоп - 2, сосновые шишки, гимнастические скамейки - 2, спичечные коробки - 4.

Содержание

Дозировка

ОМУ

I

Подготовительная часть

16 мин

1. Построение, сообщение задачурока

2. Просмотр слайдов

· Что такое здоровье?

· Что поможет сохранить здоровье?

· Чем полезны занятия физической культурой и спортом?

· Что дает утренняя гимнастика?

2. Строевые упражнения

30 сек

6 мин

30 сек

Слайд 2

Слайд 3,4

Слайд 5,6

Слайд 7

Обратить внимание на выполнение поворотов

3. Ходьба:

1) на носках, руки вверх

2) высокий шаг, руки вперед

3) спиной вперед, руки к плечам

4) шаг польки, руки на пояс

Перестроение в колонну по четыре

2 мин

Обратить внимание на осанку.

· Колено поднять выше

1 . Общеразвивающие упражнения с обручем:

1) и.п.- обруч внизу, хват снаружи

Счет

1 - поднять обруч вверх, потянуться

2 - и.п.

3,4- то же;

2) и.п.- обруч вверху, хват снаружи, наклон вправо, влево.

3) и.п.- стойка, ноги врозь, обруч вертикально перед собой, хват снаружи.

Счет:

1- наклон вперед, прогнувшись;

2-и.п.

4) и.п.- обруч впереди на полу

1,2- наклоняясь пролезть в обруч, делая выкрут в плечах, выпрямится, обруч за спиной.

Счет:

1- присед, сгибая руки, поднять обруч над головой;

2- вернуться в и.п.

5)и.п.- обруч внизу хват сверху

Счет:

1- обручвперед, мах ногой

2- и.п.

6)и.п.: обруч сбоку на полу, хват одной рукой сверху

Прыжки в обруч и обратно

Перестроение в одну колонну

5 мин

5-6 р

5-6 р

5-6 р

5-6 р

6-7 р

6-7 р

6-7 р

ОРУ выполняются подмузыкальное сопровождение

Обратить внимание на осанку

  • Потянуться вверх
  • Спина прямая, держать правильно плечи и голову
  • Спина прямая
  • Голову поднять, мах выше

4.Бег: и.п. руки на пояс

1) приставным правым, левым боком

2) с захлестыванием голени назад

3) с прямыми ногами в стороны

4) с подскоком

1мин30 с

Бег под музыкальное сопровождение

5. Ходьба:

Упражнение на дыхание

1-2 вдох

3-4 выдох

30 сек

· Вдох через нос, выдох через рот

II

Основная часть

23 мин

1. Полоса препятствий для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

1 ) ходьба по лестницам для стоп ног, лежащим на полу

2) ходьба на носках по скамейке с мешочкомна голове

3) подтягивание, лежа на животе по наклонной скамейке, прикрепленной к гимнастической стенке

4) вис на гимнастической стенке

11 мин

Упражнения выполняются без обуви

  • Следить за осанкой
  • Спускаться не прыгая

5)кувырок вперед

Упор присев

Поставить руки перед собой

Выпрямляя ноги, перенести вес тела на

руки

Согнуть руки, голову наклонить вперед

Оттолкнувшись ногами, перекатиться на спину, принять плотную группировку и выйти в упор присев

6)ходьба по лежащему канату

7)кувырок назад, перекатом назад стойка на лопатках

Группировка в упоре присев

Перекатиться на спину

Энергично поднять согнутые ноги в коленях

Поставить согнутые в локтях руки на полвозле головы

Перейти в упор присев

стойка на лопатках

Стойка с согнутыми ногами

Стойка с прямыми ногами

8)ходьба по шишкам

Обратить внимание на положение головы, круглую спину, слегка разведенные колени

  • Голова должна наклоняться вперед в момент сгибания рук

Обратить внимание на толчок ногами

  • Голова наклонена вперед до касания подбородком груди
  • Руками упереться в поясницу, ноги прямые

3. Спичечные состязания

12 мин

Класс делится на две команды (встречная эстафета)

1. Спичечные коробки на плечах

2. Спичечный коробок на голове

3. Спичечный коробок на внешней части

ладони.

4. Спичечный коробок, зажавподбородком

5. Спичечный коробок на верхней части ступни.

Следить за осанкой

· Спина прямая

· Нести на вытянутой руке

III

Заключительная часть

6 мин

1. Проверка домашнего задания

Поднимание туловища

2. Итог урока

3. Домашнее задание

3 мин

2 мин

1 мин

Ученики оценивают друг друга в парах

Оценки за урок

Упражнения на осанку, по карточкам – индивидуально.

(Приложение № 1).

Подготовится к тесту

Наклон вперед

Приложение № 1

Карточка № 1

Упражнения для формирования и поддержания правильной осанки.

1. Ходьба обычная, на носках, пятках, удержание предмета на голове.

2. Стоя, расставить ноги, руки за спину, постараться соединить кисти.

Поменять положение рук и перекладывать небольшой предмет.

3. Стоя на коленях, повернуться и доставать сначала правой рукой правую пятку, затем

левой рукой левую.

4. Лежа на спине, делать движения как при вращении педалей на велосипеде.

5. Лежа на животе, поднять ноги вверх, подержав несколько секунд, медленно опустить

Карточка № 2

Упражнения дляподержания осанки и профилактики плоскостопия

1.Стоя вплотную к стене: поднять согнутую ногу, выпрямить ее и отвести в сторону, то же самое, стоя на носке.

2. Наклон вправо и влево, не теряя касания со стенкой.

3. Приседание у стены с грузом на голове.

4. Ходьба по круглой палке или толстой веревке.

5. Захватывание и перекладывание пальцами ног мелких предметов.

Актуальность. В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет. Причины этому могут быть различные: от малого объема знаний учителя, халатного отношения к своему предмету до отсутствия специалиста вообще и д. р. Вопрос о плодотворном проведении урока физической культуры в каждой школе звучит злободневно.

От качества урока зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся. И поэтому существует необходимость в тщательной и добросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации и проведению. Урок физической культуры возлагает большую ответственность на учителя, как очень специфичный вид деятельности педагога, и требует особого внимания к себе.

Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе

«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок», - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы.

Это указание в полной мере относится к работе по физическому воспитанию в школе. Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Это позволяет лучше организовать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся.

Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (45 мин.). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся.

Правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнения учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках. Эти задания учащиеся выполняют дома или в секциях. Таким образом, уроки являются основой и для самостоятельных личных или групповых занятий учащихся.

Из кратких бесед учителя на уроках учащиеся узнают о задачах и значении физической культуры и спорта, о достижениях спортсменов. На уроках они знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми, у детей воспитывается интерес к гимнастике, спорту и играм. Все это содействует вовлечению детей в секции и команды, привлекает к участию в различных массовых физкультурных и спортивных мероприятиях. Следовательно, урок является основой для всей внеклассной массовой и спортивной работы с учащимися.

Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту. Задача школы состоит в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха.

Всему этому дети учатся, прежде всего на уроках физической культуры.

Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда дети неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива.

Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся.

Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры.

Современные требования к уроку ФК в школе

Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:

а) иметь определенные задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серии уроков, и частные, выполняемые в течение одного взятого урока;

б) быть правильно методически построенным;

в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;

г) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;

д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;

ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня;

з) носить воспитывающий характер.

Задачи урока физической культуры

Результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества учебной и воспитательной работы, проводимой на уроках. Это достигается последовательным решением задач, положенных в основу каждого урока.

Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для разрешения одних образовательных задач необходимо относительно длительное время (ряд последовательных уроков), а для решения других – достаточно лишь одного урока.

К образовательным задачам относится также получение детьми знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здоровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правильном выполнении физических упражнений.

Выполнение образовательных задач обычно сочетается с решением воспитательных и оздоровительных задач. На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Оздоровительные задачи, как и воспитательные, должны решаться на каждом уроке. Правильное построение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующих костюмах, необходимое санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, проведение уроков на открытом воздухе - все это создает благоприятные условия для решения оздоровительных задач.

Структура урока физической культуры

Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока.

Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.

Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала.

Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал, определяются последовательность его изучения и методические приемы обучения.

Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен.

И. П. Павлов, указывая на необходимость подготовки организма к решению трудных задач, говорил, что в клинике и педагогике постепенность и тренировка – основное физиологическое правило.

Это указание обязывает учителя решать педагогические задачи, требующие значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач.

После того как проведена необходимая организационная подготовка учащихся и выполнено Павловское «физиологическое правило» о постепенности, следует приступить к решению основной задачи. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.

После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход состоянию покоя. Поэтому в построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное завершение занятий. Таким образом, в построении каждого урока различаются три части; первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной; вторая часть – направлена на выполнение основных задач урока, условно называется основной; третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.

Деление на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.

Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников.

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовольствие от этих уроков.

Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная.

Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.

Другими словами, и познавательная и двигательная активность прежде всего характеризуется психической активностью школьника.

Исходя из двойного определения психической активности человека (биологическая и социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры. К ним относятся:

1) биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья;

2) социальные факторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями.

Интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются достаточным разнообразием: стремление укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.

Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшими школьниками, прежде всего, управляет интерес к двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов). Они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть.

Подростки занимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитием личности (вторичные мотивы). Например, ими движет желание быть похожими на какого-либо «героя», который является их кумиром, эталоном для подражания, или развивать объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей.

Старшеклассники на первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами. Их занятие физическими упражнениями в первую очередь вызвано целью подготовить себя к конкретной будущей профессиональной деятельности.

Каждый учитель физической культуры, который стремится к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся.

Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения.

1.Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.

2.Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнований, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру.

Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.

3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.

Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений в водной части урока).

Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие:

учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;

задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;

учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»);

учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;

учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке: напрасны.

Оптимизация загруженности школьников на уроке. Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно – дидактических мер, основными из которых являются:

устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;

осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);

включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников – организаторов.

Подготовка учителя к уроку:

Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения.

Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания учитель уделяет планированию программного материала в соответствии с конкретными условиями школы и климатическими условиями. В процессе подготовки к урокам учитель знакомится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе.

Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этим решить, какой материал повторить, а какой изучить.

При подготовке к уроку составляется план, и определяются конкретные образовательные задачи урока, которые должны быть сформулированы четко и ясно.

В плане урока отражаются также вопросы текущего учета (по каким видам, как будет проведена проверка заданий, кого из детей проверить и т.д.) и определяется возможное задание на дом.

При подготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным с методикой проведения упражнений. Для этого учитель до мельчайших подробностей предусматривает различные методы и приемы, которые следует применять.

Заранее надо решить, где во время урока будет находиться учитель при проведении упражнений, как он будет наблюдать за уроком и руководить учащимися. Готовясь к занятиям, учитель выполняет все включенные в урок упражнения (лучше всего перед зеркалом). Это позволяет ему проверить свою подготовку.

Известно, что активность детей помогает проведению урока, поэтому учителю надо наметить пути ее повышения.

Если учитель включает в план урока упражнения, требующие использования оборудования и инвентаря, то это должно быть учтено до проведения урока. Следует предусмотреть, как будит, использовано оборудование, какой инвентарь потребуется, кто и когда его будит готовить и убирать после занятий. Четкий порядок в использовании инвентаря на уроках имеет большое воспитательное значение.

При подготовке к уроку необходимо продумать страховку учащихся. Для этого учителю следует предусмотреть мероприятия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столкновений (соответствующее размещение оборудования и инвентаря, использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.).

Уроки физической культуры проводятся с большим успехом, если умело используется музыкальное сопровождение. Музыка на уроках повышает эмоции, улучшает настроение занимающихся, способствует лучшему ритмичному выполнению различных упражнений, является одним из элементов эстетического воспитания учащихся.

Учитель при подготовке к уроку решает также вопрос о месте занятий – на площадке или в закрытом помещении. Не исключается возможность, что урок, начатый на площадке, в связи с изменением погоды может быть перенесен в помещение. Поэтому целесообразно, чтобы площадка и зал были бы подготовлены к проведению урока.

Большое значение имеет очередность урока физической культуры в расписании. Последний урок позволяет полностью использовать время (45 мин.), в то время как уроки, проводимые в середине учебного дня, должны заканчиваться с таким расчетом, чтобы дети спокойно могли переодеться и подготовиться к очередному уроку.

Учитель обязан уделять достаточное внимание своему внешнему виду: он должен быть всегда в соответствующим костюме, чистым и опрятным и служить образцом для детей.

Детям, также как и учителю, следует тщательно готовиться к предстоящим урокам. На уроке они должны быть всегда в установленной спортивной форме, готовые в любое время выполнить поручение учитель, связанное с подготовкой оборудования, инвентаря, организацией урока и т.д.

Чтобы сообщить учащимся необходимые сведения, с ними проводится краткая беседа, а затем и занятия, на котором они практически знакомятся с установленным порядком и своими обязанностями.

Во время беседы с детьми надо определить место для переодевания, рассказать им, как складывать или развешивать повседневную одежду, где и в каком порядке строиться перед уроком.

Установленный порядок должен соблюдаться и по окончанию урока.

Планы уроков по форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата и номер урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка.

Как правило, при планировании содержания урока предусматривается организационно-методические указания или примечания.

При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.

Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и д. р. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса.

Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующий.

До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2 – 3 мин.). Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение 3 мин. не приходит к показателям, которые были до упражнения, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой системы данного ученика. И это и другое должно привлечь серьезное внимание учителя.

Учитель ведет постоянное наблюдение за самочувствием учащихся.

Существует много внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство усталости и т.п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивность упражнений или полностью их прекратить.

Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения требующие решительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнакомыми.

Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой.

Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.

а) изменением количества упражнений и игр;

б) различным количеством повторений упражнений;

в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;

г) применением различного темпа выполнения;

д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;

е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;

ж) применением в упражнениях различных предметов.

Плотность урока

Под плотностью понимается относительная целесообразность использования времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы и т.д. Каждый учитель заинтересован в возможно большей плотности урока, так как она позволяет ему лучше провести урок.

Время на уроках физической культуры используется для восприятия, осмысливания и выполнения упражнений, кратковременного перехода от одного вида занятий к другому и подготовки оборудования и инвентаря.

Соотношение во времени между этими компонентами учитель может регулировать. При подготовке к уроку он обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть простой показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

До начала урока следует также подготовить необходимое оборудование и инвентарь. Это позволит затрачивать минимальное время на расстановку снарядов или на раздачу различных предметов.

Большое влияние на плотность оказывает такая организация урока, при которой одновременно занимается, возможно, большее количество учащихся. Это легко достигается при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений. Труднее это сделать при выполнении прыжков, метаний, лазанья, равновесия.

Чтобы увеличить число учеников, одновременно выполняющих упражнения, следует использовать большее количество снарядов (одних и тех же или разных). В этом случае учащиеся распределяются на группы по количеству используемых снарядов и в каждой группе учитель назначает старшего. Ставя перед собой задачу проведения уплотненного урока, учитель стремится к тому, чтобы учащиеся в течение всего урока были достаточно заняты в соответствии с намеченным планом урока.

Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

План-конспект урока в современной педагогике

Несомненно, умение импровизировать нужно современным педагогам, но качественная импровизация приходит с опытом.

План-конспект урока крайне важен как для студентов педагогических вузов, так и для опытных педагогов.

План-конспект урока физической культуры позволит педагогу адекватно оценивать качество работы каждого ученика на уроке и планировать коррекционную работу по отработке тех или иных упражнений у отдельных учащихся.

В современной педагогике очень важную роль играют план-конспекты уроков. Это обязательный элемент педагогической деятельности в современной школе.

План-конспект урока представляет собой документ, который отражает план педагогического процесса на каждое занятие.

Очевидно, что план-конспект урока является наиболее детализированным описанием занятия, которое, безусловно, необходимо для объективного управления учебно-воспитательным процессом в современной школе.

В настоящее время существует множество простых и сложных определений план-конспекта в рамках педагогической науки, но они, в большинстве своем, слишком научны, чтобы дать четкое представление о план-конспекте урока.

План-конспект урока - это схематическое отображение основных тезисов урока, отражение творческой мысли учителя, направленное на активизацию познавательной, мыслительной и творческой деятельности учащихся для усвоения необходимых знаний.

План-конспект любого урока (в качестве примера мы рассматриваем ), как правило, следующую структуру:

  • Тема урока. Название темы берется из утвержденного календарно-тематического плана по физической культуре.
  • Порядковый номер урока. Его название выписываются из вашего поурочного планирования.
  • Цели урока. При составлении план-конспекта урока физической культуры кратко перечисляется содержание образовательной, развивающей и воспитательной целей.

Как составить план-конспект урока физической культуры

В данной статье считаю необходимым предложить простую, но, на мой взгляд, полезную инструкцию по составлению план-конспекта урока.

  1. обозначьте четко сформулированную тему урока.
  2. укажите тип урока, исходя из следующей классификации: урок ознакомления с новой информацией или урок закрепления пройденного материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий, контрольный урок и другие.
  3. обозначьте цели предстоящего урока. Как правило, хорошо проработанный план-конспект урока физической культуры (и не только) отражает несколько целей.
  4. необходимо сформулировать задачи урока физической культуры, то есть что именно вы предполагаете сделать, для достижения вышеназванных целей урока.
  5. укажите материально-техническое оснащение урока.
  6. в план-конспекте урока физической культуры опишите ход урока: какие вы будете использовать методы и приемы в обучении, что требуется от учеников.

План-конспект урока по физической культуре для учащихся 7 класса

Тема урока: "Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом"

Цель урока: повторить и закрепить ранее изученный материал по баскетболу.

Задачи урока:

1. Совершенствование техники владения, ведения мяча и броска в кольцо.

2. Формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц.

3. Воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства товарищества.

Место проведения: спортивный зал.

Продолжительность урока: 40 мин.

Оборудование и инвентарь: магнитофон, мяч баскетбольный, обруч (6 шт.).

Части урока

Организационно-методические указания

Подготовительная

Построение в одну шеренгу, проверка наличия спортивной формы.

Построение в колонну по одному. Следить за правильной осанкой, положением рук и постановкой ног.

Класс передвигается в колонну по одному. Следить за правильной постановкой стоп при выполнении задания.

Построение в одну шеренгу по периметру зала. Форма организации – фронтальная, способ выполнения - одновременный. Учитель располагается в центре зала. Обратить внимание на интервал – руки в стороны, на осанку при выполнении упражнения. Следить за положением рук.

1. Построение, приветствие, сообщение задач урока

2. Ходьба:

На носках;

На внешнем своде стопы

Перекатом с пятки на носок.

Равномерный;

Спиной вперед;

4. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) на месте:

1) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон головы влево; 2 – то же вправо; 3 – то же вперед; 4 – то же назад.

2) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-4 – вращение головой в левую сторону; 5-8 – то же в правую сторону.

3) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – руки к плечам; 2 – руки вверх, встать на носки; 3 – руки к плечам; 4 – и. п.

4) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – сжать пальцы в кулак; 2 – разжать; 3 - сжать пальцы в кулак; 4 – разжать.

5) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-4 – вращение кистями вперед; 5-8 – то же назад.

6) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-4 – вращение предплечьями вперед; 5-8 – то же назад.

7) И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1-4 – вращение плечами вперед; 5-8 – то же назад.

8) И.п. – левая рука вверху, правая внизу. 1-4 - рывки руками назад со сменой положения рук.

9) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-2 – два наклона туловища влево, правая рука над головой; 3-4 – то же вправо, левая рука над головой.

10) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон туловища к левой ноге; 2 – то же в середину; 3 – то же к правой ноге; 4 – и. п.

Основная.

Из колонны по одному класс перестроить в колонну по три с интервалом 2 м. Форма организации – поочередная, способ выполнения – одновременно несколькими учениками. Учащиеся в первой шеренге начинают упражнение по свистку учителя. После выполнения упражнения учащиеся строятся в колонну по три на другой стороне зала. Следить за правильной постановкой стоп при выполнении беговых упражнений, положением рук.

Форма организации – поочередная, способ выполнения – одновременно несколькими учениками. Напомнить технику ведения мяча. Обратить внимание на постановку стоп при выполнении баскетбольных передвижений.

Учащиеся обегают стойку и возвращаются на исходную позицию, мяч передают из рук в руки.

Для учащихся 7 класса по формуле Кервонена

ИТП примерно должен быть 150 ударов в минуту.

Форма организации – игровая. Упражнение выполняют на дистанции 20 м туда и обратно, обегая стойку. Обеспечить музыкальное сопровождение эстафет.

1. Беговые и прыжковые упражнения:

Бег с высоким подниманием бедра;

Бег с захлестыванием голени;

Приставными шагами левым и правым боком;

Спиной вперед;

Прыжки на левой и правой ноге;

Стартовый разгон из положения прыжки на месте на двух ногах.

2. Специальные баскетбольные упражнения:

Ведение мяча правой и левой рукой по прямой шагом;

Ведение мяча правой и левой рукой по прямой бегом;

Ведение с изменением направления движения.

3. Измерение индивидуального тренировочного пульса (ИТП)

4. Эстафеты:

1) придумать название и девиз своей команды;

2) принеси обувь своего товарища;

3) бег с двумя мячами – класть по мячу в каждый обруч – обежать стойку – собрать мячи из обручей;

4) ведение мяча по прямой правой рукой до стойки – обратно левой рукой;

5) ведение мяча с изменением направления между обручей;

6) ведение мяча обручем;

7) прыжки на двух ногах с мячом между ног – обратно гладким бегом;

8) бросок мяча в кольцо командой по очереди за 30 сек.(подсчитывается количество попаданий).

Заключительная.

Победители пробегают один круг под аплодисменты участников эстафет.

Построение в одну шеренгу. Домашнее задание: повторить правила игры в баскетбол. Поворот направо, выход из зала.

1. Награждение победителей эстафет.

2. Построение, подведение итогов урока.

Данный план-конспект урока физической культуры можно использовать при самостоятельной подготовке.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!